Реферат по предмету "Литература"


Высший свет в изображении Л.Н. Толстого (по роману "Война и мир")

Высший свет в изображении Л.Н.Толстого
( по роману «Война и мир»
В романе «Война и мир» Толстой " сострогостью судьи и
гражданина" вершит нравственный суд над высшимсветом и
бюрократической верхушкой самодержавной России.
  Ценность человека, по мнению Толстого, определяется тремя
понятиями: простота, доброта и правда.Нравственность, как
считает писатель, — это умение почувствовать свое«я» как
часть общечеловеческого «мы». И любимые героиТолстого просты и
естественны, добры и сердечны, честны перед людьми исвоею
совестью.
  Иные отношенияТолстого к высшему свету; «завистливому и
душному для сердца вольного и пламенныхстрастей»(Лермонтов).
  С первых страницромана  мы, читатели, попадаем в
петербургские гостиные большого света и знакомимся со
«сливками» этого общества: вельможами,сановниками,
дипломатами, фрейлинами. Толстой срывает покровы внешнего
блеска, утонченных манер с этих людей, и перед читателем
предстает их духовное убожество, нравственная низость. Вих
поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты, нидобра, ни
правды. Все неестественно, лицемерно в салоне А.П.Шерер.Все
живое, будь то мысль и чувство, искренний порыв или
злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Вотпочему
естественность и открытость в поведении Пьера так напугали
Шерер. Здесь привыкли к «приличьем стянутыммаскам», к
маскараду.
  Князь Василийговорит лениво, как актер слова старой пьесы,
сама хозяйка держится с искусственным энтузиазмом. Пьер
почувствовал себя мальчиком в игрушечной лавке.
  Толстой сравниваетвечерний прием у Шерер с прядильной
мастерской, в которой «веретена с разных сторонравномерно и
не умолкая шумели». Но в этих мастерских решаютсяважные
дела, плетутся государственные интриги, решаются личные
проблемы, намечаются корыстные планы: подыскиваются местадля
неустроенных сынков, вроде идиота Ипполита Курагина,
намечаются выгодные партии для женитьбы или замужества.
   В этом свете,как рисует Толстой, «кипит вечная
бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные».Вспомним
искаженные лица «скорбной» Друбецкой и«благостного» князя
Василия, когда они вдвоем вцепились в портфель сзавещанием у
постели умирающего графа Безухова.
  А охота на Пьера,ставшего богачом?! Ведь это целая
«военная операция», тщательно продуманнаяШерер и князем
Василием. Так и не дождавшись объяснения Пьера с Элен,
сватовства, князь Василий врывается в комнату с иконой в
руках и благословляет молодых — мышеловка захлопнулась.
Начинается осада Марии Болконской, богатой невесты для
шалопая Анатолия, и только случай помешал успешнозавершить
эту операцию.
  О какой любвиможет идти речь, когда браки совершаются по
откровенному расчету?
С иронией, даже с сарказмом рисует Толстой  «объяснение в
любви» Бориса Друбецкого и Жюли Курагиной. Жюлизнает, что
этот блестящий, но нищий красавец, не любит ее, нотребует
за свое богатство объяснения в любви по всей форме. АБорис,
произнося нужные слова, думает, что всегда можноустроить
так, что он жену будет видеть редко.
    Все приемыхороши, чтобы добиться «славы, денег и чинов».
Можно вступить в масонскую ложу, делая вид, что тебеблизки
идеи любви, равенства, братства.А на самом деле такие,как
Борис Друбецкой, вступали в это общество с одной целью -
завести выгодные знакомства.А Пьер, искренний идоверчивый
человек, вскоре увидел, что этих людей интересовали не
вопросы истины, блага человечества, а мундиры и кресты,
которых они добивались в жизни.
   Ложь и фальшь вотношениях между  людьми особенно
ненавистны Толстому. С какой иронией он рассказывает окнязе
Василие, когда тот просто обворовывает Пьера, присвоив
доходы с его имений и оставив у себя несколько тысячоброка с
рязанского имения. И все это под маской добра и заботы о
юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы.
  Лжива и развратнаи Элен Курагина, ставшая графиней
Безуховой. Однажды открыто изменяет мужу, циничнозаявляет
Пьеру, что не желает иметь от него детей. Даже красота и
молодость у людей высшего света принимают отталкивающий
характер, ибо эта красота не согрета душой.
   Лгут, играя впатриотизм Жюли Карагина, ставшая наконец -
то Друбецокй, и ей подобные.Их патриотизм проявился вотказе
от французской кухни, французского театра инеустановления
штрафа(?).
  Вспомним, с какимэнтузиазмом двуличный князь Василий
восхищается, говоря с гордостью пророка: «Что яговорил про
Кутузова? Я говорил всегда, что он один способен победить
Наполеона.»
 А когда допридворных дошло известие об оставлении Москвы
французам, то князь Василий непререкаемо говорил, чтонельзя
было ожидать ничего другого от слепого развратногостарика."
  Толстому особенноненавистна императорская «игра в войну»,
для Александра I действительное поле сражения и парад на
Царицынском Лугу — это одно и то же.(вспомним его спор с
Кутузовым перед Аустерлицким сражением)
В военной среде, которую Толстой знал хорошо, процветает
карьеризм, служба «лицам, а не делу», боязньличной
ответственности за принятое решение. Вот почему так
невзлюбили многие офицеры честного и принципиальногоАндрея
Болконского.
  Даже наканунеБородинского сражения офицеры штаба были
обеспокоены не столько его будущим результатом, сколько
заботами о своих будущих наградах. Они внимательноследили за
флюгером царской милости.
  С суровойбеспощадностью Толстой «срывал все и всяческие
маски» с представителей высшего света, обличаяантинародную
сущность их идеологии — идеологии людского разъединения,
эгоизма, тщеславия и презрения к людям.

1812 год в изображении Толстого. (Война и мир.Патриотизи
русских людей.)
Л.Н.Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти
трагические месяцы позорного поражения русской армии он
многое понял, осознал, как страшна война, какиестрадания
она несет людям, как ведет себя человек на войне.Онубедился
в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в
красивых фразах или ярких подвигах, а в честномвыполнении
долга, военного и человеческого, несмотря ни на что.
   Этот опытсказался в романе «Война и мир». В нем
нарисованы две войны, которые во многом противопоставлены
друг другу. Война на чужой территории за чуждые интересышла
в 1805 — 1807 годах. И истинный героизм солжаты и офицеры
проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель
сражения. Вот почему стояли героическо под Шенграбеном и
позорно бежали под Аустерлицем, как вспоминает князьАндрей
накануне Бородинского сражения. Война 1812 года визображении
Толстого носит совершенно другой характер. Над Россией
нависла смертельная опасность, и в действие вступили тесилы,
которые автор и Кутузов называют «народнымчувством»,"
скрытой теплотой патриотизма".
   Кутузов,наккануне Бородинского сражения, объезжая позиции
увидел ополченцев, надевших белые рубахи: они готовы к
смерти за Родину. «Чудесный, бесподобныйнарод», -  волнением
и  слезами произнесКутузов.В уста народного полководца
вложил Толстой слова, которые выражают его мысли.
   Толстойподчеркивает, что в 1812 году Россию спасли не
отдельные личност, а усилия всего народа в целом. По его
мнению, в Бородинском сражении была одержана русскими
нравственная победа. Толстой пишет, что не толькоНаполеон,
но все солдаты и офицеры французской армии испытывали
одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который,потеряв
половину войска, стояли в конце сражения так же, как и в
начале его. Французы были морально сломлены: оказывается
русских можно убить, но не победить. Адьютант докладывает
Наполеоны со скрытым страхом о том, что французская
артиллерия, бьет в упор, а русские продолжают стоять.
   Из чего жескладывалась эта непоколебимая сила русских? Из
совместных действий армии и всего народа, из мудрости
Кутузова, чья тактика — «терпение и время», чьяставка прежде
всего на дух в войсках.
  Эта силаскладывалась из героизма солдат и лучших офицеров
русской армии. Вспомните, как ведет себя солдаты полкакнязя
Андря, поставленные в резерв на пристрелянном поле. Их
положение трагично: под непроходящим ужасом смерти онистоят
более восьми часов без еды, без дела, теряя людей. Нокнязю
Андрею «делать и приказывать было нечего. Вседелалось само
собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых относили, ряд
смыкались. Если отбегали солдаты, то они тотчас жепоспешно
возвращались». Вот пример того, как выполнение долга
перерастает в подвиг.
 Эта силаскладывалась из патриотизма не на словах, а на деле
лучших людей из дворянства, таких, как  князь Андрей.Он
отказался служить в штабе, а взял полк и во времясражения
получил смертельную рану. И Пьер Безухов, сугубо штатский
человек, едет в Можайск, а затем и на поле сражения. Он
понял смысл фрвзы, которую услышал от старого солдата:«Всем
народом навалиться хотят… Один конец сделать. Однослово -
Москва». Глазами Пьера нарисована картина сражения,героизм
артеллеристов на батарее Раевского.
   Эта непобедимаясила складывалась из героизма и
патриотизма москвичей, которые покидают родной город, какни
жалко им оставлять на погибель свое имущество своеимущество.
Вспомним, как Ростовы покидали Москву, стараясь увезтина
подводах самое ценное из дома: ковры, фарфор, одежду. А
потом Наташа и старый граф решают отдать подводы ранеными
все добро сгружают и оставляют на разграбление врагу. Вто же
время ничтожный Берг просит одну подводу, чтобы вывезтииз
Москвы прекрасный шкаф, который он купил задешево… Дажево
время патриоического подъема никогда не обходится безбергов.
  Непобедимая силарусских складывалась из действий
партизанских отряов. Одни из них подробно описан Толстым.Это
отряд Денисова, где самый нужный человек — Тихон Щербатый,
народный мститель. Партизанские отряды уничтожали
наполеоновскую армию по частям. На страницах IV тома
возникает образ «дубины народной войны»,которая поднялась
всей грозной и величественной силой и гвоздила французов,
пока не кончилось их нашествие, пока в душе народачувство
оскорбления и мести не сменилось чувством презрения и жалости
к аповрженному врагу.
   Толстомуненавистна война, и он рисует не только картины
сражений, но и страдание всех людей на войне, будь товраги
или нет.Отходчивое русское сердце подсказало, что можно
пожалеть обмороженных, грязных, голодных французов,взятых
в плен. Это же чувство и в душе старого Кутузова.Обращаясь к
солдатам Преображенского полка, он говорит, что пока
французы были сильны, мы их били, а теперь и пожалетьможно ,
ведь тоже люди.
  У Толстогопатриотизм неотделим от гуманизма, и это
естествено: простым людям война всегда была не нужна.
   Итак, Толстойрисует войну 1812 года как народную ,
Отечественую, когда на защиту Родины поднялся весь народ
   И сделал этописатель с огромной художественнной силой ,
создав грандиозный роман — эпопею, которому нет равных в
мире.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.