Реферат по предмету "Социология"


Социология Э. Дюркгейма. Концепция социологизма

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Социально-экономический факультет
Заочное отделение
Контрольная работа
по дисциплине «Социология»
Тема «Социология Э. Дюркгейма. Концепция социологизма»
Выполнила студентка 07-ЭКУ-413
Шикляева О.А.
613153
Кировская область,
г. Слободской,
ул. Преображенская,
д.21-а, кв.11.
Проверил преподаватель Шуклин И.Н.
Киров 2008

Оглавление
Введение
1. Метод Э. Дюркгейма
1.1 Концепция социального факта
1.2 Социальные факты и структурный функционализм Э.Дюркгейма
1.3 Особенности «социологизма» Дюркгейма
1.4 Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма
1.5 Нормальное и патологическое в развитии общества. Аномия
Заключение
Библиографический список
/>Введение
ЭмильДюркгейм (15.04.1858-15.11.1917) — французский социолог-позитивист, основательфранцузской социологической школы. Профессор социологии и педагогики в Бордо (с1896) и Сорбонне (с 1902). Основал журнал «L’Annee sociologique»(1896). Сотрудники этого журнала — М. Мосс, М. Хальбвакс, Ж. Дави, С. Бугле идр. — представляли французскую социологическую школу, которая играла ведущуюроль во французской социологии вплоть до второй мировой войны. [1]
 
1. Метод Э. Дюркгейма
 1.1 Концепция социального факта
Проблемыметодологии заняли ведущее место уже в первых трудах Э. Дюркгейма, особенно в«Правилах социологического метода». Главная особенность методаДюркгейма — объяснять социальное социальным -заключается в том, чтоценности и идеи воплощаются в социальные нормы и становятся рычагами социальнойрегуляции. В нормальных условиях внешняя социальная детерминация осуществляетсячерез ценностную ориентацию человека. Нормы и ценности становятся двумясторонами социального явления. Социальные нормы, как и социальные факты вообще,для Дюркгейма имеют принудительный характер, т.е. заставляют человекадействовать в соответствии с их содержанием. Но когда он вводит в оборотценности и ценностные ориентации, то проявляются новые грани его социологии: социальныенормы эффективны только тогда, когда они опираются не на внешнее принуждение, ана нравственный авторитет общества, нравственное совершенство людей.
В 1894г. Дюркгеймсформулировал свой основной постулат: «первое и основное правило состоит втом, что социальные факты нужно рассматривать как вещи». Вещь — это«всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума; это все,о чем мы не можем сформулировать адекватного понятия простым приемом мысленногоанализа; это все, что ум может понять только при условии выхода за пределысамого себя, путем наблюдений и экспериментов, последовательно переходя отнаиболее внешних и непосредственно доступных признаков к менее видимым и болееглубоким». Социальные факты (вещи) существуют вне человека и оказывают нанего принудительное воздействие. Только в их свете можно объяснить, почемучеловек действует так, а не иначе, почему люди вступают в те или иные отношения,связи. В такой общей форме постулат Дюркгейма вызвал острые споры, произвольныетолкования. Он был вынужден поэтому выступить со специальным докладом наЧетвертом Международном философском конгрессе в Болонье (1911г) на тему «Ценностные»и «реальные» суждения", в котором раскрыл некоторые важныеособенности своего социологического метода. Происходит не только уточнениеосновного методологического постулата, но и некоторая смена понятийныхприоритетов. Теперь позиция Дюркгейма сводится к тому, что социальные нормы (социальныефакторы в целом) влияют на индивидуальное поведение не непосредственно, а черезопределенные механизмы их опосредования; что внешняя детерминацияосуществляется через ценностные ориентации индивидов. При этом действительностьсоциальных регуляторов определяется не только их принудительностью, но ижелательностью для индивидов. [2]1.2 Социальные факты иструктурный функционализм Э. Дюркгейма
Вметодологии Э. Дюркгейма социальный факт одновременно выступает как важныйкомпонент его концепции структурного функционализма. Социологическое объяснениефактов, реальностей и явлений, исследуемых отдельно друг от друга, должнопроисходить в терминах социальных причин и социальных функций. Общество, какавтономная сфера деятельности, развивается почти исключительно по своимвнутренним законам, не испытывая серьезного воздействия факторов несоциальногохарактера. Состояние общества зависит от внутренних связей его морфологической(материальной) структуры и характера его сознания. Поэтому и объяснениесоциальной жизни нужно искать в природе самого общества. По мнению Дюркгейма,определяющая причина данного социального факта должна быть найдена средипредшествующих социальных фактов, а не в состоянии индивидуального сознания.
Например, поДюркгейму, важнейшей функцией разделения труда в современном обществе являетсяусиление социального единства через развитие отношений зависимости. С ростомразделения труда все более важной интеграционной силой выступает безличнаяфункциональная зависимость, которая появляется, когда из-за специализации никтобольше не обеспечивает сам себя. Главное, по Дюркгейму, показать не причинупоявления социального факта, а его функцию для целого, допуская, что эта функцияимеет положительный для целого характер.
По мнениюДюркгейма, социология должна изучать синхронные и коллективные аспектысоциальной жизни. Этим он сделал социологию структурирующей наукой, т.е. наукой,изучающей целое, которое нельзя свести к сумме его частей, в котором частирассматриваются в их отношении к целому больше, чем к собственному прошлому, ив котором собственное понимание участником событий действительности имеетподчиненное значение по сравнению с отстраненным научным анализом. [2]
Э. Дюркгеймвидел в ценностях важнейший конституционный фактор общественной организации,которую он рассматривал с позиции структурного функционализма. Общество естьавтономная сфера бытия и развивается по своим собственным законам. Факторынесоциального характера не способны оказать на общественную жизнь серьезноговлияния. Структуру общества Дюркгейм рассматривал как совокупность социальныхфактов, которые взаимодействуют и порождают друг друга. Причина социальныхфактов кроется не в сознании, а в предшествующих социальных фактах. Социальнаяструктура распадается на две группы фактов: во-первых, она включает в себяматериальные и духовные ценности и, во-вторых, социальные коллективы. Анализируяпоследние, Дюркгейм выделяет такие коллективы, как семья, профессиональнаягруппа и т.п., а также возникающие на основе разделения труда социальныеинституты, выражающие общественное единство (мораль, религия). Причинность всоциальном процессе — взаимодействие названных элементов социальной среды, рождающеето или иное социальное явление. [3]
Э. Дюркгеймприходит к выводу о том, что причинный анализ — это отыскивание зависимостисоциального явления от социальной среды. Такой подход мог открыть более широкиевозможности в познании общества, если бы автор указал на социальные,экономические, исторические источники такой зависимости. Но он ограничился лишьфункциональной стороной взаимосвязи, что фактически приводило к отождествлениюпричинного анализа со структурным анализом. Эту особенность своего структурногофункционализма он обозначил термином «социологический детерминизм». [2]1.3 Особенности «социологизма»Дюркгейма
В историисоциологии часто используются ярлыки или метки, которые должны выделятькакие-то существенные черты определенной теории и, таким образом, обозначить еесвоеобразие. У Дюркгейма таким ярлыком выступает «социологизм», впонимании которого необходимо различать два аспекта: антологический и методологический.С одной стороны, это метод обоснования самой науки как самостоятельной, сосвоими понятиями, предметом; с другой — собственно способ подхода к социальнойреальности, ее понимания и объяснения. Сама социальная реальность включена вуниверсальный мировой порядок, как и другие виды реальности, и так жеразвивается в соответствии с определенными законами. Но социальная реальность — это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Она не толькоосновательна и автономна, но и имеет примат по отношению к индивидуальной,биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. «Коллективныепредставления», «коллективное сознание» господствуют надиндивидуальными.
Спецификасоциальной реальности определяет и специфику социологии как науки. Посколькусоциальная реальность, по Дюркгейму, является высшей реальностью, постолькупроисходит социологизация всех способов и средств исследования общества, т.е. социологическийспособ объяснения провозглашается единственно верным, исключающим другиеспособы или включающим их в себя. Социология, таким образом, выступает у Дюркгеймане только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего роданаука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отраслисознания: философию, логику, этику, историю, экономику и др. социологияпревращается в «систему, в корпус социальных наук». В этом смысле«социологизм» из базовой социологической концепции превращается вширокое философское учение. И в самом деле, те реальные глобальные проблемыприроды, морали, религии и т.д., которые Дюркгейм стремился разрешить в своихисследованиях, часто выходили за рамки собственно социологической проблематики,являясь философскими в самой своей постановке. [2]1.4 Основное содержаниесоциологической теории Э. Дюркгейма
Что понималДюркгейм под термином «разделение труда»? с его точки зрения, это — сила, объединяющая людей в обществе. В отличие от Г. Спенсера, считавшегофактором, объединяющим людей, свободную игру индивидуальных интересов, или О. Конта,указывавшего на государство, Э. Дюркгейм видел именно в разделении трудаобъединяющее начало, фактор преодоления разобщенности и борьбы с центробежнымитенденциями. При анализе этого явления он ставил перед собой двоякую цель:
а) исследованиефункций разделения труда, т.е. определение, какой социальной потребности оносоответствует и раскрытие причин и факторов его развития;
б) выявлениене только позитивных последствий разделения труда, но и патологических, «ненормальных»его форм, которые порождают соответствующие явления в социальном организме,приводят его к деградации.
Разделениетруда, под которым Дюркгейм понимал профессиональную специализацию икооперацию, является признаком высокоорганизованного, развитого общества. Вархаических обществах нет разделения труда, ибо там нет ни социальной связи, нииндивидуализации личности, а следовательно, необходимости соединения обоих этихпринципов. только с прогрессом общества вследствие все увеличивающейсяспециализации труда и индивидуализации личности, разрушения традиционных связейлюди вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющиефункции, объединяясь таким образом в единое целое. Разделение производственныхролей приводит естественным путем к солидарности людей. [2]
В трактовкеДюркгейма солидарность выступает как высший моральный принцип, высшая моральнаяценность. По существу, солидарность определяет общественное состояние,социальный порядок общества. Дюркгейм выделял два типа социальной солидарности:механическую и органическую. Первая предполагает сходствоиндивидов, тождественность исполняемых ими функций, неразвитость личностныхкачеств; вторая — самостоятельность индивидов, развитость их как личностей,разделение между ними функций в обществе.
Механическаясолидарность присуща простым, архаичным обществам, где коллектив поглощаетиндивида, а наличие репрессивного права свидетельствует о подавлении личности игосподстве коллективного сознания (в основном религиозного).
Органическаясолидарность свойственна сложным, развитым обществам и основывается на всеобщемразделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязииндивидов.
Переход отмеханической к органической солидарности Дюркгейм рассматривал как общественныйпрогресс, главным фактором которого выступает разделение труда. В разделениитруда, понимаемом как единство профессиональной специализации и кооперации,Дюркгейм видел фактор сплочения людей и преодоления центробежных тенденций. Разделениетруда вынуждает людей обмениваться продуктами своей деятельности, совершенствоватьсвои профессиональные навыки и, следовательно, развивать свои личностныекачества. В конечном счете, этот процесс открывает простор для расширения всехсфер «социального бытия». [4]1.5 Нормальное ипатологическое в развитии общества. Аномия
В связи спостановкой и анализом теоретических проблем общества и личности Дюркгеймвыдвигает проблему нормального и патологического.
Нормальными,по Э. Дюркгейму, являются все отправления социального организма, которыевытекают из условий его существования. Преступления и другие социальныеболезни, которые наносят вред обществу и вызывают осуждение, отвращение,являются вполне нормальными, ибо коренятся в определенных социальных условиях иподдерживают полезные и необходимые обществу отношения. Отрицательныепоследствия преступления, например, нейтрализуются системой наказания, иобщество продолжает существовать и функционировать. Внешний, непосредственновоспринимаемый объективный признак, который позволил бы отличить нормальное ипатологическое, заключается в его всеобщности, широкой распространенности, что,в свою очередь, является показателем общественного здоровья. Э. Дюркгейм писал:«Мы будем называть нормальными факты, обладающие формами наиболее распространенными;другие же назовем болезненными или патологическими». Отсюда следует, что«нормальный тип совпадает с типом средним и что всякое уклонение от этогоэталона здоровья есть болезненное явление». [2]
Со временемДюркгейм был вынужден признать, что и в сложных обществах, основанных наразделении труда, встречаются всевозможные социальные патологии, связанные спотерей органической солидарности. Изучая эти явления, он разработал теорию социальнойаномии, которая давала научное объяснение процессам социальнойдезорганизации.
Под термином«аномия» (буквально «беззаконие») Дюркгейм понималотсутствие четкой системы социальных ценностей и норм, регулирующих поведениелюдей. Подобное явление характерно для переходных и кризисных периодов жизни,когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились.
Развернутоеобоснование концепция социальной аномии получила в фундаментальной работеДюркгейма «Самоубийство», где на большом статическом материалепрослеживалась динамика самоубийств в европейских странах в зависимости отразличных социальных факторов. В данном произведении Дюркгейму удалосьорганично соединить эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании.
Дюркгеймвнес крупный вклад в развитие социологической мысли. Он заложил основыфункционального подхода к изучению общества, разработал не только общую теориюи методологию социологического исследования, но и его конкретные методы,правила и процедуры. Введенный им в научный оборот термин «аномия» позволяетдать объяснение дефектов социальных норм и причин отклоняющегося поведения. [4]
 
Заключение
ЭмильДюркгейм — социолог и философ, основатель французской социологической школы, многочисленныетруды которого оказали и продолжают оказывать исключительно сильное влияние напоследующее развитие социологической мысли. Являясь продолжателем контовскойпозитивистской традиции в социологии, Э. Дюркгейм внес особенно весомый вклад разработкупроблем предмета и метода социологии как самостоятельной науки с позицииструктурного функционализма. К числу наиболее значительных трудов Э. Дюркгеймапо социологии следует отнести: «О разделении общественного труда» (1893),«Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897)и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). [2]
/>Библиографическийсписок
1.        Большая Советская Энциклопедия.
2.        «Социология». Учебное пособие. (1995г).
3.        «Философия». Учебное пособие. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. (1998г).
4.        «Социология» Кухарчук Д.В. (2006г).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация и проведение маркетинговых исследований упаковки
Реферат Общеуголовная полиция в конце XIX - начале ХХ веков
Реферат Уголовная ответственность за вред, причиненный в ходе проведения спортивных соревнований
Реферат АП Чехов Рассказы Человек в футляре Крыжовник Дама с собачкой комедия Вишневый сад
Реферат Учет реализации готовой продукции
Реферат Основные направления тактики действий внутренних войск по опыту Чеченской Республики
Реферат Alternate Ending To Romeo And Juliet Essay
Реферат The Gaian Theory Essay Research Paper IntroductionContinental
Реферат Героиня пьес А. Островского “Гроза”, “Бесприданница”, “Снегурочка”
Реферат Правововое регулирование предпринимательских отошений в хозяйственной деятельности
Реферат Кредитный характер современной денежной эмиссии
Реферат Толстой Бедные люди
Реферат Фанатизм, или Пророк Магомет
Реферат Aristocracy In Britain Essay Research Paper There
Реферат Журнально-ордерная форма учета