Реферат по предмету "Трудовое право"


Основные права профсоюзов в регулировании трудовых отношений

Введение
Одним из основных признаков свободного демократического общества является право на объединение в профессиональные союзы. В соответствии со ст. 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов.
Профессиональные союзы — наиболее массовая общественная организация, объединяющая в своих рядах не только работающих в различных сферах народного хозяйства, но и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего или высшего профессионального образования, а также работников, временно не работающих, и пенсионеров, состоящих в первичной профсоюзной организации. В условиях перехода к рыночной экономике существенно меняются задачи, стоящие перед профсоюзами, этому соответствуют и коренные изменения в правовых основах создания профсоюзов, регулировании их отношений с органами государственной власти и управления, работодателями, различными общественными объединениями и др. Если социальное назначение профессиональных союзов— представлять и защищать права и интересы работников — было и остается неизменным, то этого нельзя сказать об их правовой базе, которая меняется, совершенствуется в зависимости от развития общественных отношений, в которых профсоюзы участвуют, но прежде всего – от основных экономических отношений – от отношений собственности, социально-экономической обстановки в стране. В связи с этим происходит пересмотр прав профсоюзов. Возвращаются государству, его органам государственные полномочия, ранее возложенные на профсоюзы и находящиеся в их ведении органы. Укрепляются и расширяются права, направленные на защиту интересов работников (например, по вопросам занятости). Учитывая вышеизложенное, основная цель настоящей работы – определение основных прав профсоюзов в регулировании трудовых отношений, установленных современным законодательством о труде. Современное законодательство о профсоюзах состоит из норм Конституции и Трудового кодекса РФ (глава 58), Федерального закона от 12 января 1996 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федерального закона от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях», Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (с изменениями, внесенными Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 24 ноября 1995 года № 176-ФЗ и Федеральным законом «О внесении изменений в статью 20 Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 1 мая 1999 года № 93 ФЗ), Федерального закона от 20 октября 1995 года «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред.Федерального закона от 20 апреля 1996 года № 36-ФЗ), Основ законодательства РФ об охране труда от 6 августа 1993 года (в ред.Федерального закона от 18 июля 1995 года № 109-ФЗ) и др. Это законодательство, используемое нами в процессе работы, отражает новые социально-экономические условия, складывающиеся в российском обществе и государстве в настоящее время и значительно изменяет организационно-правовые основы деятельности профсоюзов в современных условиях. I. Законодательство о правах и гарантиях деятельности профсоюзов Первые профессиональные союзы (тред-юнионы — trade-union) были созданы еще в конце XVIII в. в Англии в целях защиты профессиональных интересов своих членов. Их появление вызвало сильное сопротивление не только предпринимателей, но и государства. Для подавления профсоюзного движения применялось антирабочее законодательство, вводилась уголовная ответственность для организаторов профсоюзов. Так, по английским законам о сообществах (1799 и 1800 .) объединение в профсоюз рассматривалось как преступный заговор. Во Франции в 1791 г. для подавления профсоюзов был принят Закон Ле-Шапелье. Профсоюзы впервые начали рассматриваться как «преступный заговор» еще в прецедентном судебном общем праве (common low). И основываясь на имевшем место ранее прецеденте, суды Англии запрещали деятельность профсоюзов. Рабочее движение вынудило государство отменить уголовное преследование организации профсоюзов и забастовок. Это произошло в Англии в 1824 и 1825 гг., во Франции — в 1864 г., в Италии — в 1896 г. Под давлением рабочего движения впервые профсоюзы были признаны английским законом о профсоюзах от 29 июня 1871 г., который определение профсоюзов и разделил их на зарегистрированные (законные) и незарегистрированные (незаконные). Зарегистрированные профсоюзы получили по данному закону некоторые права (права собственности, право иметь льготы по налогам и др.). Этот закон продолжает действовать до сих пор. В 1868 г. был создан Британский конгресс тред-юнионов, объединивший разрозненные профсоюзы. Основной функцией профсоюзов во всех странах, в том числе и профсоюзов России, является их защитная функция, направленная на защиту социально-экономических интересов своих членов. Например, в ряде стран профсоюзы в отдельных случаях добиваются образования так называемого закрытого цеха, т.е. оговаривают условие, по которому на данное производство принимают только членов данного профсоюза. С образованием Международной организации труда (МОТ) и развитием международно-правового регулирования труда появились конвенции и рекомендации МОТ по созданию и признанию профсоюзов государствами — членами МОТ. Так, Конвенция МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» 1948 г., Конвенция МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам» 1981 г. и дополнившая ее одноименная рекомендация № 163 предусматривают принятие мер для создания и развития свободных и независимых профсоюзов трудящихся и их признание. В Советской России уже первый КЗоТ 1918 г. закрепил права профсоюзов. Во втором КЗоТ РСФСР 1922 г. была уже целая глава о профсоюзах, значительно расширившая их права. В ныне действующем Трудовом кодексе РФ профсоюзам посвящена гл. 58, в которой закреплены основные формы реализации профессиональными союзами защитных функций по отношению к работникам. В качестве одного из первых законодатель называет право контроля за исполнением действующего законодательства о труде. Это представляется вполне оправданным. В настоящее время большинство нарушений прав работников допускается из-за отсутствия эффективных механизмов защиты трудовых прав работников. Профессиональные союзы занимают особое место в системе органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. В отличие от государственных инспекций и органов прокуратуры профсоюзы сталкиваются с этими вопросами ежедневно, поскольку представительствуют в интересах работников, имеют возможность оперативно проводить консультации с работодателями, разъяснять работникам имеющиеся у них права и соответствующие обязанности работодателя. Преимущество профессиональных союзов в том и состоит, что они всегда рядом с работником и могут и должны оперативно реагировать на происходящее в организации, используя все предоставленные законом средства и методы и, прежде всего, право осуществления профсоюзного контроля.
Следует отметить, что Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 г.также закрепляет право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в т.ч.по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам и организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений.
Кроме того, профсоюзы вправе осуществлять контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои ораны, уполномоченных (доверенных ) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они могут беспрепятственно посещать организации – независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии и федеральным законодательством[1]. Как видим, приведенный перечень не является исчерпывающим, что представляет профсоюзам возможность расширять сферы контроля и искать новые пути и способы представительства и защиты трудовых прав своих членов. Работодатели, должностные лица в свою очередь обязаны, получив требование об устранении выявленных нарушений, в недельный срок сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах. Права профсоюзов по обеспечению занятости и трудоустройств предусмотрены также в Федеральном законе «О занятости населения Российской Федерации» в ред. от 20 апреля 1996 г.[2], а их права по охране труда закреплены также в Основах законодательств Российской Федерации об охране труда 1993 г. в ред. от 18 июля 1995 г.[3] Статья 30 Конституции РФ предусматривает вправо создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Она гарантирует и свободу деятельности общественных объединений, в том числе и профсоюзов. Конвенция МОТ № 87 (1948 г.) «О свободе ассоциации и защите права на организацию» предусматривает право трудящихся создавать по своему выбору организации, а также право вступать в такие организации для выражения и защиты своих интересов. Такое же право имеют и предприниматели. Все закрепленные в указанных актах права профсоюзов определяют правовое положение (правовой статус) профсоюзов. Федеральные законы дополняются законами субъектов Федерации о вопросам прав профсоюзов. Федеральный закон о профсоюзах состоит из шести глав, объединяющих 33 статьи: гл. 1. Общие положения ст. 1 — 10), гл. II. Основные права профсоюзов (ст. 11 — 23), гл. Ш. Гарантии прав профсоюзов (ст. 24 — 28), гл. IV. Защита прав профсоюзов ст. 29, 30), гл. V. Ответственность профсоюзов (ст. 31), гл. VI. Заключительные положения (ст. 32 — 33). Закон установил правовые основы здания профсоюзов, их права и гарантии деятельности. Он регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), юридическими лицами и гражданами. В ст. 2 закреплено легальное понятие профсоюзов: «Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов»[4]. Все профсоюзы имеют равные права. Они независимы в своей деятельности от органов власти, местного самоуправления, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений. Законодательство субъектов Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами. Уставы профсоюзов и их объединений (ассоциаций), положения о первичных профорганизациях утверждают сами профсоюзы. Эти акты предусматривают цели и задачи профсоюза, его структуру, другие вопросы деятельности профсоюза, их объединений. Правоспособность профсоюзов, их объединений, первичной профсоюзной организации возникает как правоспособность юридического с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Минюсте России или его территориальном органе. Но они вправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица. Профсоюзы в России строятся по производственно-территориальному принципу. Они могут создавать свои объединения (ассоциации) отраслевому, территориальному или иному признаку, учитывающему профессиональную специфику. Различаются их объединения и органы - общероссийские, межрегиональные, территориальные (республик, областей, городов, районов). Все эти органы могут быть представителями работников при соответствующих коллективных переговорах и заключении социально-партнерских соглашений. Статья 3 Закона о профсоюзах дает понятия: первичной профорганизации, общероссийского профсоюза, общероссийского объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегионального профсоюза и их объединений, территориального профсоюза и их объединении, профсоюзного органа и профсоюзного представителя. «Профсоюзный представитель — это профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением соответствующего профсоюзного органа»[5]. Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены его профсоюза для реализации профсоюзных задач и прав. Они имеют право участвовать в работе различных представительных органов работников и право непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза. Профсоюзы со своими членами имеют не правовые, а общественно-профсоюзные отношения в соответствии с их уставом. Взаимоотношения между различными органами профсоюзов также регулируются уставами и другими актами профсоюзов. Все это не правовые, а внутрипрофсоюзные отношения. Но отношения профсоюзов с другими органами и в первую очередь с работодателями, их администрацией по вопросам труда, социально-экономическим вопросам регулируют трудовым правом на всех уровнях социально-партнерских отношений. Здесь они выступают и как представители работников, и как орган наделенные определенными правами по защите интересов трудящихся. Эти отношения профсоюзов являю организационно-управленческими отношениями. Из легального понятия профсоюзов видно, что его основными направлениями деятельности, т.е. функциями, является функция представительства работников, и ее он осуществляет на всех уровнях с органов, и функция защитная по защите и повышению социально-трудовых прав и интересов работников.
В числе основных прав профсоюзов, закрепленных Законом о них право на участие в правовом регулировании труда (в нормотворчестве, правоприменении, профилактике от трудовых правонарушений). Чтобы профсоюзы могли осуществлять главную свою функцию - защитную по защите интересов трудящихся, государство закрепило за ними ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении, в и контроле за трудовым законодательством, в разрешении коллективных и некоторых индивидуальных трудовых споров.
Права профсоюзов — это большое социальное завоевание трудящихся нашей страны, реальная ценность в сфере труда. Они представляют и защищают в государственных, муниципальных, хозяйственных органах, перед работодателями экономические и социальные интересы трудящихся, связанные с их трудом и бытом. Защитная функция профсоюзов — это целенаправленная правовая деятельность (т.е. на правовой основе) по защите трудовых прав и законных интересов трудящихся, охране их от нарушений, по восстановлению нарушенных прав, по установлению более высокого уровня условий труда и быта трудящихся. Эта функция профсоюзов проявляется ими в соответствии с законодательством на всех этапах правового регулирования: при создании норм трудового права, при их применении и охране от нарушений, при восстановлении нарушенных прав и привлечении к ответственности должностных лиц — нарушителей. Она также направлена и на защиту профсоюзов от нарушений, так как лишь имея права профсоюз может осуществлять защиту социально-трудовых прав и интересов работников. Но кроме двух указанных основных функций профсоюзы осуществляют и другие функции: по воспитанию своих членов, они вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления. Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также системы коллективных договоров, социально-партнерских соглашений на всех уровнях вплоть до федерального. Профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией (предприятием, учреждением, организацией независимо от форм собственности и подчиненности). II. Основные права профсоюзов и их классификация Все права профсоюзов классифицируются по сфере их деятельности. При этом основными (статутными) правами профсоюзов являются: 1. Право представительства и защиту социально-трудовых прав и интересов работников. 2. Право на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности. 3. Право на содействие занятости. 4. Право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением. 5. Право профсоюзов по социальной защите работников. 6. Право на коллективные трудовые споры и участие в их урегулировании. 7. Право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства. 8. Права в области охраны труда и окружающей природной среды. 9. Право профсоюзов на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров. 10. Право профсоюзов на участие в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества. Во всех этих основных правах профсоюзы реализуют свою защитную функцию. Основные права профсоюзов на практике трансформируются в субъективные права их органов. 1. Право представительства работников закреплено за профсоюзами Федеральным законом о профсоюзах, гл. 4 Трудового кодекса РФ и Законом «О коллективных договорах и соглашениях». Они представляют интересы своих членов по вопросам труда и другим социально-экономическим вопросам. Согласно ст.29 Трудового кодекса «интересы работников организации представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками, при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем. Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.»[6] Профсоюзы не только представляют интересы работников, но и защищают их социально-трудовые права. Так, права профсоюзов по защите права на труд заключаются в следующем: 1. Принимают участие в разработке государственной политики занятости. 2. Защищают права своих членов от незаконных переводов и увольнений и способствуют восстановлению на работе незаконно уволенных. 3. Предлагают меры по социальной защите высвобождаемых лиц, закрепляют эти меры в коллективных договорах, социально-партнерских соглашениях на основе законодательства. 4. Мероприятия по ликвидации организации, структурных подразделений, полная или частичная приостановка производства, влекущие за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, должны осуществляться работодателем лишь при предварительном уведомлении об этом соответствующих профсоюзов не менее чем за три месяца и проведении с ними переговоров по соблюдению прав и интересов трудящихся. 5. Осуществляют контроль за состоянием занятости, соблюдением законодательства в области занятости. 6. Имеют преимущественное право на ведение коллективных переговоров с работодателями и администрацией, заключение коллективных договоров и соглашений и контролируют их выполнение. В них они могут закрепить дополнительные гарантии права на труд для работников или их отдельных групп. Профсоюзы участвуют в правовом регулировании социально-трудовых отношенийна всех этапах этого регулирования: в правотворчестве, в правоприменении, в профилактике трудовых правонарушений, осуществляя профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства, а также и в восстановлении нарушенных индивидуальных или коллективных трудовых прав, принимая участие в рассмотрении трудовых споров, защищая при этом права работников. Для такого участия в правовом регулировании труда профсоюзы наделены государством правом на участие в нормотворчестве и правоприменении, правом профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства. Так, проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций). Такие же проекты рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующего профсоюза. Таким образом, все нормативные акты, затрагивающие социально-трудовые права работников, должны пройти перед их принятием апробацию профсоюзов, которые могут сделать по ним замечания, предложения.
Все нормативные условия социально-партнерских соглашений и коллективных договоров принимаются с участием профсоюзов. На практике до сих пор почти на всех предприятиях, в учреждениях, организациях профсоюзный контингент совпадает, как правило, с составом трудового коллектива, поскольку почти все члены трудового коллектива являются членами одного профсоюза, так как не привились задуманные законодателем разновидности профсоюзов на производстве. Закон о трудовых коллективах подчеркивает различие трудового коллектива и профсоюзной организации, указывая, что последняя есть одна из существующих в рамках трудового коллектива общественных организаций, выполняющая свойственные ей функции и обладающая определенными возможностями, т.е. правами в процессе управления социальными делами предприятия. Профсоюзы представляют интересы работников не только коллективные, но и индивидуальные, когда, например, профком, защищая интересы работника, отказывает в даче согласия на его увольнение по сокращению штата. Используя право представительства, профсоюз активно реализует вою защитную функцию, которая является важнейшей гарантией трудовых прав и законных интересов всех работников и каждого из них в отдельности.
2. Право профсоюзов на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности помогает им защищать интересы трудящихся, трудовые права работников. Участие профсоюзов в нормотворчестве выражается и в том, что профкомы организаций участвуют в создании локальных норм трудового права, повышающих по сравнению с законодательством социальные гарантии для работников данного производства. Профсоюзы, согласно п. 1 ст. 11 Закона о них, вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Права профкома организации широко предусмотрел Трудовой кодекс РФ в различных его главах по его участию в применении администрацией многих норм трудового права. При этом права профкома классифицируются по объему прав в правоприменении на четыре вида: 1. Совместные с администрацией права. Это совместные подготовка и заключение коллективного договора, определение кандидатов ни Доску почета, в Книгу почета (там, где они есть), представление к наградам за выдающиеся результаты в труде, распределение жилплощади, установление 5-ти или 6-тидневной рабочей недели, перерывов для кормления ребенка (до полутора лет) и др. В совместных правах воля администрации и профкома одинаковы как по их инициативе в соответствующих вопросах, так и по решению вопросов. 2. Права согласительного характера, когда норма права применяется волей администрации, но она должна быть согласована с профкомом. Согласительного характера прав у профкома много: согласия профкома на перевод членов профкома на другую работу, на увольнение по инициативе администрации члена соответствующего профсоюза без вины работника, на организацию сверхурочных работ, работ в выходные и праздничные дни, утверждение графиков сменности, очередности отпусков и ряд других правоприменительных действий администрации лишь с согласия профкома (установление систем оплаты труда, форм материального поощрения, утверждения Положения премировании, замена и пересмотр норм труда и др.). Таким образом профкомы имеют право участвовать по некоторым вопросам в реализации управленческой компетенции администрации. 3. Права совещательного характера,когда администрация осуществляет правоприменение с предварительного уведомления об этом профсоюзов за определенный срок. В этот срок профсоюзный орган может высказать свое мнение, рекомендации по данным правоприменительным действиям администрации. Следует отметить, что, согласно Трудового кодекса РФ, не каждое решение, принимаемое работодателем, должно обсуждаться с профсоюзами, а только то, которое прямо названо в законе или коллективном договоре. 3. Права профсоюзов на содействие занятости предусмотрены ст. 12 Федерального закона о профсоюзах и ст. 21 Закона РФ о занятости. В той области профсоюзы имеют следующие права: 1. Принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюза, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации. 2. Вносить в правительство республик в составе РФ, местные орган власти предложения о, перенесении сроков или временном прекращении реализации мер, связанных с высвобождением работников. 3. Осуществлять защиту социальных гарантий трудящихся в вопросах обеспечения занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством. 4. Соответствующие органы профсоюзов должны быть предварительно (не менее чем за три месяца) уведомлены работодателем о предстоящем массовом высвобождении работников в связи с рационализацией производства, совершенствованием организации труда, ликвидацией, перепрофилированием производства, полной или частичной приостановкой производства по инициативе органов управления, работодателя. 5. Органы управления, работодатели по предложению профсоюзов проводят взаимные консультации по проблемам занятости. По их итогам могут заключаться соглашения о мерах по содействию занятости. 6. Профсоюзные организации, их выборные органы вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости. 7. Предложения профсоюзных органов в связи с массовым высвобождением работников, направленные в соответствующие органы власти и управления и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном порядке. Указанные права профсоюзы ныне, при росте безработицы в стране, должны активно использовать на всех уровнях социально-партнерских отношений. Закон «О коллективных договорах и соглашениях» предоставил профсоюзам право от имени работников вести коллективные переговоры, заключать социально партнерские соглашения на всех их уровнях и осуществлять контроль за их выполнением. 4. Права профсоюзов, первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением 1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников. В случае, если в организации действует несколько первичных профсоюзных организаций разных профсоюзов, их представительство в коллективных переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учетом количества представляемых членов профсоюза. Запрещается ведение переговоров и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими работодателя. 2. Работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести коллективные переговоры с первичными профсоюзными организациями, профсоюзами, их объединениями (ассоциациями) по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам заключения коллективных договоров, соглашений, если первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) выступают инициаторами таких переговоров, и заключать коллективные договоры, соглашения на согласованных сторонами условиях.
3. Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений. В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом.
5. Права профсоюзов по социальной защите работников предусмотрены ст. 22 Федерального закона о профсоюзах. Они включают их права в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников и предусмотрены соответствующими федеральными законами и законами субъектов Федерации. Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, в разработке мер по социальной защите работников, в определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации зарплаты, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций и осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в этой сфере. 6. Права профсоюзов на участие в коллективных трудовых спорах и их урегулировании Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников. 7. Права профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде 1. Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах. 2. Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами. 3. Профсоюзные инспектора труда вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения. В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры. Для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации. 8. Статья 20 Федерального закона о профсоюзах и ст. 15 Основ об охране труда предусматривают права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды. 1. Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности. 2. Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством. 3. В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспектора по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер. 4. При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспектора по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. Работодатель, должностное лицо обязаны незамедлительно выполнить такое требование. 5. Профсоюзы вправе участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов. 9. Право профсоюзов на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров Профсоюзы вправе создавать образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников и членов профсоюза. Профсоюзные образовательные и научно-исследовательские учреждения могут частично финансироваться за счет средств соответствующих бюджетов в установленном порядке. 10. Права профсоюзов на участие в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества Профсоюзы вправе иметь своих представителей в создаваемых в организации комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества, включая объекты социального назначения. Профсоюзы управляют находящимися в их ведении домами отдыха, пансионатами, санаториями, профилакториями, клубами, спортивными базами и другими оздоровительными, культурно-просветительскими, научными и образовательными учреждениями. У профсоюзов есть своя собственность на эти учреждения. Кроме того в собственности профсоюзов могут находиться земельные участки, здания, строения, сооружения, приобретаемые ими в процессе приватизации, необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов.
III. Гарантии прав профсоюзов Для успешной реализации профсоюзами предоставленных им прав законодательство предусмотрело материальные и юридические гарантии этих прав, а также дополнительные специальные гарантии защиты права на труд профсоюзных выборных работников.
Материальные и юридические гарантии прав профсоюзов и их деятельности предусматриваются в гл. Ш (ст. 24 — 28) Федерального закона о профсоюзах, ст. 374, 375, 376, 377, 378 Трудового кодекса РФ. Эти гарантии заключаются в следующем: 1. Все работодатели, администрация, государственные и хозяйственные органы, общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать права профсоюзов, содействовать их деятельности. За нарушение этой обязанности виновные лица несут правовую ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) в порядке, установленном законодательством. В Законе о профсоюзах подчеркнута роль профсоюзов в выражении и защите социально-экономических интересов трудящихся, указано на необходимость строгого соблюдения их прав и всемерного обеспечения их деятельности в соответствии с законодательством, и общепризнанными нормами международного права. Необходимость такого подчеркивания роли профсоюзов ныне особенно назрела, поскольку многие работодатели, должностные лица администрации нарушают права профсоюзов. 2. Организации обязаны отчислять денежные средства профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурную работу среди работников. 3. Организации обязаны предоставить соответствующему выборному в них профсоюзному органу бесплатно необходимые помещения со всем оборудованием, отоплением, освещением, уборкой и охраной для работы самого органа и для проведения собраний работников. 4. Администрация предоставляет профкому бесплатно транспортные средства и средства связи. 5. Здания, помещения, сооружения, сады и парки, предназначенные для ведения культурно-просветительной, оздоровительной, физкультурной и спортивной работы с работниками и членами их семей, а также детские лагеря находятся на балансе организации, но передаются профкому в бесплатное пользование (включая и арендование). Хозяйственное их содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана и оборудование производится за счет организации. В собственности профсоюзов могут также находиться земельные участки, научные и образовательные учреждения, издательства, типографии, ценные бумаги и иное имущество для их уставной деятельности. 6. Гарантируется признание, неприкосновенность и защита прав собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с правами других юридических лиц. Финансовый контроль за средствами профсоюзов органы власти не осуществляют, кроме средств от предпринимательской деятельности. Имущество профсоюзов может быть отчуждено лишь по решению суда. 7. Администрация, государственные и хозяйственные органы, общественные организации, должностные лица не вправе препятствовать представителям профсоюзов посещать предприятия, на которых работают их члены, для реализации уставных задач и предоставленных законодательством прав. Коллективный договор и соглашения могут предусматривать создание иных материальных условий для профкома. 8. Профсоюзы имеют право осуществлять в соответствии с их уставами и задачами внешнеэкономическую деятельность, создавать профсоюзные банки, страховые и акционерные общества, совместные коммерческие предприятия, заниматься издательской деятельностью, формировать необходимые фонды солидарности и иные необходимые фонды. Для выборных профсоюзных работников, не освобожденных от основной работы, установлены следующие специальные дополнительные юридические гарантии их права на труд, обеспечивающие их независимость от администрации в профсоюзной деятельности (ст. 25 Федерального закона о профсоюзах, ст. 374 Трудового кодекса РФ): 1. Они не могут быть переведены на другую работу и подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного на то согласия профсоюзного органа, членами которого они являются (цехкома, профкома, совета профсоюзов и т.д.), а руководители выборных профсоюзных органов в подразделениях (цехах, отделах и т.д.) — без предварительного согласия профкома организации, руководители же профкомов организаций и профорганизаторы — без предварительного согласия органа соответствующего объединения профсоюзов, т.е. вышестоящего профсоюзного органа. 2. Увольнение по инициативе администрации этих работников хотя бы и по их вине) допускается помимо соблюдения общего порядка увольнения лишь с предварительного согласия: а) членов цехкомов, профгрупоргов — с согласия цехкома, а при его отсутствии с согласия профкома; б) председателей и членов профкомов организаций — с согласия соответствующего вышестоящего профсоюзного органа. 3. Членам указанных выборных профсоюзных органов, а также уполномоченным по охране труда, не освобожденным от основной работы, по коллективному договору (соглашению) может предоставляться свободное от работы время с сохранением среднего заработка для выполнения профсоюзных обязанностей в интересах коллектива или для профсоюзной учебы. 4. Члены выборных профсоюзных органов освобождаются от основной работы с оплатой среднего заработка за счет средств профсоюза на время участия в качестве делегатов на съездах, конференциях профсоюзов, а также в работе их пленумов и президиумов. Освобожденным от основной работы профсоюзным выборным работникам предоставлены следующие гарантии (ст.26 закона о профсоюзах, ст.375 Трудового кодекса РФ): 1. По окончании их выборных полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — равноценная другая работа (должность) на той же или, с согласия работника, в другой организации. Если же невозможно предоставить ему работу по прежнему месту работы из-за ликвидации организации, то за ним профсоюз сохраняет его средний заработок на период трудоустройства, но не более шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации — на срок до одного года. 2. Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж. 3. Освобожденные профсоюзные работники, избранные (делегированные) в орган первичной профсоюзной организации, обладают такими же социально-трудовыми правами и льготами, как и другие работники организации, в соответствии с коллективным договором, соглашением. Кроме того, нельзя увольнять по инициативе администрации лиц, избиравшихся в профсоюзные органы, в течение двух лет после окончания их выборных полномочий, только в случае полной ликвидации организации или совершения работником виновных действий, являющихся основанием увольнения. Но такое увольнение возможно лишь с согласия соответствующего профсоюзного органа. Указанные дополнительные юридические гарантии права на труд профсоюзных активистов позволяют им смело выступать в защиту прав трудящихся, не боясь, что работодатель за это их может уволить или подвергнуть переводу, незаконно наложить дисциплинарное взыскание.
Глава IV Федерального закона о профсоюзах предусматривает гарантии судебной защиты прав профсоюзов и ответственность должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, работодателей, должностных лиц профсоюзов за нарушение прав профсоюзов: · дисциплинарную (соблюдение законодательства, в том числе законодательства о профсоюзах, входит в их должностные обязанности)
· административную (поскольку законодательство о профсоюзах является частью трудового законодательства и его нарушение может являться административным проступком) · уголовную Пункт 2 ст. 30 этого Закона предусмотрел, что «органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением»[7].
Задача Токарь Островский был уволен с работы по п.5 ст81 ТК РФ за неоднократное нарушение трудовой дисциплины (в течение 6 месяцев на него наложено 4 взыскания). При рассмотрении иска о восстановлении его на работе, в суде выяснилось, что никаких объяснений до наложения взысканий администрация от него не потребовала. Кроме того, за 4-й проступок администрация объявила ему строгий выговор и одновременно уволила по п.5 ст.81 ТК РФ. Подлежит ли Островский восстановлению на работе?
Решение задачи Согласно п.5 ст. 81 Трудового кодекса РФ работник может быть уволен по инициативе работодателя в случае неоднократного неисполнения им без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если работник уже имеет дисциплинарное взыскание. Неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин является нарушением трудовой дисциплины (нарушение правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов руководителя организации, технических правил и т.п.). Из содержания п.5 ст.81 ТК РФ определяетяс правомерность действий работодателя по увольнению работника за нарушение трудовой дисциплины. Правомерным увольнение работника считается, если: 1) Неисполнение трудовых обязанностей уже имело место хотя бы один раз. Это условие п.5 ст.81 ТК РФ работодателем соблюдено в отношении токаря Островского, который совершил, согласно условию задачи, 4 дисциплинарных проступка. 2) Трудовые обязанности не исполнены без уважительных причин. Соблюдение второго условия п.5 ст.81 ТК РФ работодателем в отношении токаря Островского, согласно условия задачи, не очевидно, т.е. неизвестно, по каким причинам токарь Островский нарушал трудовую дисциплину. Как указано в условии задачи, в суде выяснилось, что никаких объяснений до наложения взысканий администрация от токаря Островского не потребовала. Тогда как, согласно ст.193 Трудового кодекса РФ, для выяснения всех обстоятельств совершения дисциплинарного проступка, а также степени вины работника, руководитель организации обязан затребовать от него письменное объяснение. Такое объяснение должно быть затребовано до применения к работнику той или иной меры взыскания. Таким образом, второе условие правомерности увольнения токаря Островского работодателем по п.5 ст.81 ТК РФ не соблюдено. 3) К работнику уже было применено дисциплинарное взыскание, и на момент повторного неисполнения трудовых обязанностей оно не снято и не погашено. Данное условие правомерности действий работодателя по увольнению токаря Островского соблюдено, т.к. по условию задачи к токарю Островскому было применено 4 дисциплинарных взыскания за пол года, тогда как снятие дисциплинарного взыскания, согласно ст.194 Трудового кодекса РФ, возможно по истечении года. Вместе с тем, в ситуации, описанной в задаче, каждое последующее за первым взыскание, которое наложено на токаря Островского, в течение полугода, сохраняет силу и учитывается наравне с предыдущим, поэтому дисциплинарное взыскание, согласно ст.194 Трудового кодекса РФ, не могло быть снято с токаря Островского. Таким образом, учитывая вышеизложенное, отсутствие в данной ситуации второго условия правомерности действий работодателя по увольнению работника по п.5 ст.81 ТК РФ говорит о неправомерном увольнении Островского. Кроме того, как указано в условии задачи, администрация за 4-й дисциплинарный проступок объявила токарю Островскому строгий выговор, грубо нарушив нормы Трудового кодекса РФ. Согласно ст. 192 Трудового кодекса РФ «За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям». Применение другого любого взыскания (например, строгого выговора) незаконно. Учитывая вышеизложенное, резюмируем: · работодатель грубо нарушил трудовое законодательство РФ, неправомерно уволив токаря Островского. · суд должен вынести решение о восстановлении токаря Островского на работе. Список используемой литературы Нормативные правовые и иные акты 1. Конституция Российской Федерации 2.Трудовой кодекс РФ. Официальный текст. – М.: Изд-во НОРМА, 2002. – 208 с. 3.Федеральный закон № 10-ФЗ от 12 января 1996 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» 4. Федеральный закон от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» 5. Федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях» (с изменениями, внесенными Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 24 ноября 1995 года № 176-ФЗ и Федеральным законом «О внесении изменений в статью 20 Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 1 мая 1999 года № 93 ФЗ) 6.Федеральный закон от 20 октября 1995 года «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» 7. Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред.Федерального закона от 20 апреля 1996 года № 36-ФЗ) 8. Основы законодательства РФ об охране труда от 6 августа 1993 года (в ред.Федерального закона от 18 июля 1995 года № 109-ФЗ) Учебная и методическая литература 1. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. 2-е изд., доп., испр. – М.: Юристъ, 2000. – 480 с. 2. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации/Отв.ред.доктор юридических наук, профессор Ю.П. Орловский. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФА-М», 2002. – 959 с.

[1] Федеральный закон РФ от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности. [2] СЗ РФ. – 1996. - № 17. – Ст.1915.
[3] СЗ РФ. – 1995. - № 30. – Ст.2865. [4] Федеральный закон РФ от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности. – Ст.2. [5] Федеральный закон РФ от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности. – Ст. 3.
[6] Трудовой кодекс РФ. Официальный текст. – М.: Изд-во НОРМА, 2002 . – С.22. [7] Федеральный закон РФ от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности. – Ст. 30.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.