Реферат по предмету "Философия"


Предметное и методологическое познание

ЛЕКЦИЯ
ТЕМА
ПРЕДМЕТНОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ
 
1. Предметноепознание
1.1. Эмпирические основы
1.2. Теоретические основы
2. Методологическое познание
2.1. Эмпирическое основы
2.2. Теоретические основы
3. Рольметодологии в развитии познания

1. Предметное познание
Предметное познание протекает на прикладном и нафилософском уровнях.
На стадии прикладного предметного познания каждойпредметной области соответственно множеству выделяющихся основных объектов изу­ченияобразуются относительно самостоятельные устойчивые системы знаний в виде такназываемых предметных наук и предметных учений.
Предметная наука(предметноеучение) как система знаний пред­ставляет собой науку об объектах познаниясоответствующей предметной области, не являющихся методами и теориями.Предметные науки, как правило, полу­чают названия типа«предметология» (зоология, филология, стоматология, экология,социология и т.д.), «предметика» (физика, ботаника, информатика идр.), либо получаемые по иным правилам словообразования, обычно по­зволяющимявно подчеркнуть основной предмет познания. Предметные учения получаютнаименования по фамилии автора (учение Павлова, уче­ние Дарвина и проч.).Возникновение предметных наук и учений характер­но как для прикладной, так идля философской ступеней познания.
Следует отметить, что на любой стадии познанияполучаемые новые знания интегрируются с уже имеющимися в относительносамостоятельные устойчивые образования ещё одного вида, представляющие собойразнооб­разные научные основы рассматриваемой предметной области, соответ­ствующиедвум основным уровням познания — эмпирическому и теоретиче­скому.
1.1. Эмпирические основы
Развитие науки на эмпирическом уровнеприкладного предметного познания обычно соответствует самому начальному этапучеловеческого познания конкретной предметной области. Эмпирическое познание,как правило, становится исходным и для всех других более высоких стадий иступеней познания.
Период эмпирического познания знаменуетпервое вторжение науки в область, где прежде безраздельно властвовало толькоискусство. Эмпири­ческий уровень познания реализует лишь возможности описания ипред­сказания фактов, свойств и явлений рассматриваемой предметной области, ноне даёт им объяснения. Последующее развитие науки эмпирического уровня познанияхаракте­ризуются всё большим использованием количественных методов, но в про­стейшихформах — в виде статистических данных.
 В итоге развития любой (частной) наукина уровне эмпирического предметного познания формируются эмпирические основыпредметной науки, включающие в свой состав следующие основные эле­менты:
Эмпирические факты — это факты,приводящие к эмпирическим вы­водам. Эмпирические факты на стадии прикладногопредметного познания — предметные, а на стадии философского предметногопознания — философско-предметные. На основе эмпирических фактов, представляющихсобой первичные знания соответствующей стадии познания, с помощью познава­тельныхметодов (а иногда и реализующих их средств) эмпирического уровня образуетсямассив вторичных знаний в виде эмпирических данных.
Методические основы предметной наукиэмпирического уровня складываются как результат объединения методовполучения эмпириче­ских знаний, которые, как правило, являютсяпростейшими познаватель­ными.
В их перечень обычно входят измерение,сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, абдукция.
Метод — совокупность приёмов или операцийпрактического или теоретического освоения действительности, подчинённых решениюкон­кретной задачи.
Измерение — познавательный процесс, имеющий цельюопределение характеристик материальных объектов с помощью соответствующих изме­рительныхприборов.
Сравнение — сопоставление объектов с цельювыявления признаков сходства или различия между ними .
Анализ — метод исследования, состоящий в том,что изучаемый пред­мет мысленно или практически расчленяется на составныеэлементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых затем исследуется вотдельности как часть расчленённого целого.
Синтез — мысленное или практическое соединениечастей предмета, расчленённого в процессе анализа, установление взаимодействияи связей частей и познание этого предмета как единого целого.
Индукция — форма мышления, посредством котороймысль наводится на какое-либо общее правило, общее положение, присущее всемединич­ным предметам какого-либо класса.
Дедукция — форма мышления,посредством которой новая мысль вы­водится чисто логическим путём из некоторыхданных мыслей-посылок .
Абдукция — методисследования, заключающийся в генерировании и проверке новых научных гипотез наоснове имеющихся фактов.
 
Гипотеза (научная) — научное предположение, выдвигаемое для объ­яснения каких-нибудь явлений.
Эмпирические данные (научные данные эмпирическогоуровня) пред­ставляют собой совокупность (относящихся к рассматриваемымобъектам, предметам, ступеням и стадиям познания) научных {эмпирических) поло­жений,в том числе научных (эмпирических) выводов, гипотез, соотно­шений, принципов,концепции, закономерностей и законов, вытекающих из эмпирических фактов,известных науке, и обусловленных ими научных (эмпирических) рекомендаций.
Научные положения— это выраженные ввиде чётких формулировок основные научные результаты-сведения (как ранееизвестные, так и вновь выдвинутые в процессе проведенного исследования),имеющие научное объяснение. 
Объяснение — этап, форманаучного исследования, состоящие в рас­крытии сущности изучаемого объекта.
Обоснование — цепьрассуждений, приводящих к неопровержимым выводам.
Доказательство — рассуждение, имеющее цельюобосновать истин­ность (или ложность) какого-либо утверждения.
Научные выводы представляют собой итоговые утверждения,имею­щие научное обоснование.
Соотношение — взаимная связь между чем-нибудь.
Принцип — основноеисходное положение теории, учения, науки, ми­ровоззрения и т.д..
Концепция — определённыйспособ понимания, трактовки какого-либо предмета {явления, процесса), основнаяточка зрения на предмет.
Теория — в наиболее общем случае этосовокупность обобщённых по­ложений, образующих какую-либо науку или ее раздел.
Особую ценность представляют научные выводы,приводящие к формулированию ранее неизвестных законов и закономерностей.
Закономерность — это объективно существующая,повторяющаяся, существенная связь явлений, описанная, как правило, накачественном, со­держательном уровне.
Закон — необходимое, существенное, устойчивое,повторяющееся со­отношение между явлениями (необходимая связь явлений).
Научные рекомендации представляютсобой научные выводы пред­писывающего типа.
Эмпирические научные результаты, получаемые нафилософской ступени познания, оказываются применимыми не только по отношению кразличным предметным наукам, возникающим на стадии прикладного предметногопознания, но и к разнообразным предметным областям. Поль­за науки, даже еслиона не достигает своего совершенства, как правило, оказывается настолькоощутимой, что побуждает дальнейшее ее развитие, а недостатки используемыхнаучных методов восполняются за счёт искусст­ва тех, кто занимаетсяпрактической деятельностью. Дальнейшее познание выводит науку на более высокийуровень теоретического познания.
1.2. Теоретические основы
 
Развитие науки неразрывно связано с непрерывнымсовершенствова­нием методов. Именно это обстоятельство находит выражение вутвержде­нии, о том, что «развитому знанию предмета» обычнопредшествует «выработка научного метода». Для теоретического познанияхарактерны та­кие общенаучные познавательные методы исследования, какабстрагирова­ние, выдвижение гипотез, моделирование, идеализация, обобщение,мыс­ленный эксперимент и др.
Абстрагирование — процессмысленного выделения, вычленения от­дельных или общих интересующих в данныймомент признаков, свойств и отношений предмета и мысленного отвлечения отмножества других при­знаков, свойств и отношений этого предмета.
Моделирование — метод исследования, основанный напостроении моделей.
Модель — объект, который отображает или воспроизводитсвойства другого объекта (оригинала) и используется для его исследования.
Особая роль при выполнении исследований принадлежитматемати­ческим моделям — аналитическим и имитационным.
Математическая модель — это модель,представленная в виде сово­купности математических соотношений.
Математическое соотношение — математическаяструктура, ото­бражающая взаимосвязь понятий (конкретных или абстрактных)представ­ленных в символьной форме.
Аналитическая модель — математическаямодель, представленная в виде совокупности математических утверждений.
Математическое утверждение — математическоесоотношение, описывающее взаимное соответствие (равенства, неравенства,принадлеж­ности, истинности, ложности и др.) понятий, представленных всимвольной форме.
Имитационная модель — математическаямодель, представленная в виде совокупности математических предписаний.
Математические предписания — математическиесоотношения, ус­танавливающее последовательность операций (арифметических,логиче­ских и др.) над понятиями, представленными в символьной форме.
Идеализация — мыслительный акт, связанный собразованием некото­рых абстрактных объектов, которые не могут быть созданы напрактике опытным путём
Обобщение — логический процесс перехода отединичного к общему, от менее общего к более общему знанию, а также результатэтого процесса: обобщённое понятие, суждение, закон науки, теория.
Результатом теоретического познанияявляется развитие теоретических основ предметных наук, возникающих какна приклад­ной, так и на философской ступенях познания. В составе теоретическихос­нов предметной науки в наиболее общем случае могут быть выделены сле­дующиеосновные элементы:
исходные эмпирические основы;
исходные теоретические основы;
методические основы;
теоретические результаты.
Исходные эмпирические основы представляютсобой неопровергаемые (на данном этапе развития науки) знания, воспринимаемыекак от­правные, от науки эмпирического уровня, выступающей в роли предшест­венницы,к науке более высокого — теоретического уровня.
Исходные эмпирические основы включают множествоотносящихся к предмету изучения данной науки научных фактов, эмпирическихгипотез и концепций, выявленных эмпирических соотношений, необходимыхдля выполнения теоретических построений.
Научный факт — это факт, имеющий описание иобоснование в ре­зультате обобщения определённого класса событий, явлений,процессов. Как известно, научный факт — это особый тип знания, связанныйс не­посредственным истолкованием наблюдений или экспериментов; сущест­веннымичертами научного факта являются его воспроизводимость и/или постоянство,инвариантность относительно индивидуальных особенностей наблюдателя.
Исходные теоретические основы предметной науки в качестве элементоввключают:
понятийный аппарат — совокупностьспецифических терминов, по­нятий, категорий и определений, вводимых в рамкахсоздания теоретиче­ских основ соответствующей науки;
термин — слово или словосочетание, являющеесяназванием опреде­лённого понятия какой-нибудь специальной области науки,техники, искус­ства;
понятие — целостнаясовокупность суждений об отличительных при­знаках исследуемого объекта;
категория — основноепонятие, отражающее наиболее общие свойст­ва, стороны, отношения явленийдействительности и познания;
определение — пояснение, раскрывающее смысл понятия,даваемое, как правило, в виде одного повествовательного предложения;
аксиома — отправное,исходное положение какой-либо теории, лежа­щее в основе доказательства другихположений этой теории, в пределах ко­торой она принимается без доказательства;
постулат — принцип илиположение научной теории, принятое в ней в качестве исходного, не доказуемого веё рамках.
В совокупности исходные эмпирическиеосновы и исходные теорети­ческие основы представляют собой первичные знанияпредметной науки, главным образом об основных объектах изучения и их элементах.
Методические основы предметной науки интегрируют всвоём со­ставе два основных элемента — научно-методический аппарат иметодоло­гические основы данной науки.
Научно-методический аппарат — эторазработанный и разрабаты­ваемый в ходе развития науки и практикисоответствующей предметной области арсенал процедурных знаний (в том числе иматериально реализо­ванных), применяемых для обоснования и доказательстватеоретических результатов данной науки.
Термины «теоретические основы»,«методические основы», «науч­но-методический аппарат»,«методологические основы» обычно не упо­минается вэнциклопедических изданиях, но применяются в научной дея­тельности, особенно впрактике экспертизы научных работ, потому что при частом обращении кассоциируемым с ними совокупностям элементов тре­буются краткие названия.
В сущности, научно-методический аппарат представляетсобой инст­рументарий для получения научных результатов.
Элементами научно-методического аппарата являются апробиро­ванныена практике, прошедшие экспертизу специалистов, официально признанные иопубликованные (научные) методы (способы, приёмы, мето­дические подходы,методики) решения научных и практических задач в об­ласти описания и анализасвойств рассматриваемых объектов познания, Синтеза и оптимизации требуемыхсвойств, объяснения (доказательства) и предсказания (прогнозирования)рассматриваемых явлений (процессов), а Также конкретные реализации этих методовв виде методик и средств (вы­числительных, моделирующих, испытательных идр.) теоретического и Экспериментального исследования, приводящие кполучению научных (в том числе и практических) результатов, обладающихобоснованной степе­нью достоверности. В составе научно-методического аппаратамогут оказаться самые разнообразные методы, модели и алгоритмы, начиная от эври­стическихи вплоть до строгих математических. Элементы научно-методического аппаратасоздаются с учетом вполне определённыхограничений и допущений, что влияет на область их применимости и на целесо­образноеразнообразие.
Методика — совокупностьметодов, приёмов целесообразного прове­дения какой-либо работы.
Допущения — предположения, положенные в основуупрощения опи­сания реальною объекта (процесса), используемые при исследовании.
Ограничения — требования к форме представления ипределам изме­нения варьируемых данных, вводимые при исследовании.
Методологические основы предметной науки,являясь (наряду с на­учно-методическим аппаратом — см. рис.3) важнейшейсоставной частью её методических основ, объединяют в своём составе методы(научного) обос­нования конкретных элементов научно-методического аппарата исами обоснования.
Таким образом, в предметной науке могут быть выделеныдве группы методов — предметные и методологические.
Предметные методы (входящие всостав научно-методического ап­парата методических основ предметной науки) — это методы обоснования (описания, анализа, синтеза и оптимизации) свойств техобъектов изучения предметной науки, которые не являются методами.
Методологические методы (входящие всостав методологических основ предметной науки) — это методы обоснованияметодов, развиваемые в рамках создания методологических основ (методологии)предметной нау­ки.
Следует акцентировать внимание надиалектической взаимосвязи ме­тодологических основ предметной науки сметодическими основами пред­метной области: входящие в состав методологическихоснов теоретические обоснования элементов научно-методического аппаратаосуществляются методологическими методами, развиваемыми в рамках методологиипредметной области. При этом, например, методы доказательства приме­нимостиметода М в различных предметных науках рассматриваемой предметной области — этознания, относящиеся к методологии предметной области, в то время какдоказательство применимости метода М в конкрет­ной предметной науке  — знания,относящиеся к данной предметной науке.
Теоретические результаты представляютсобой вторичные знания предметной науки, получаемые на основе первичных знаний,и включают в свой состав
теоретические данные;
логические (предметологические) основы данной науки.
Теоретические данные представляютсобой арсенал декларативных (непроцедурных) знаний об основных объектахизучения и их элементах, полученных с применением разработанногонаучно-методического аппара­та как в интересах непосредственной отдачипрактике, так и в целях даль­нейшего развития соответствующей науки, выраженныйв виде теорети­ческих выводов и других более сложных теоретическихпостроений (в том числетеоретических положений, законов,закономерностей, гипотез, соотношений, принципов, концепций, рекомендаций идр.), вытекающих из рассматриваемой и пополняемой базы научных фактов.
Логические основы предметной науки представляютсобой множест­во непроцедурных вторичных знаний, объединяющих допустимыеправила логического вывода, обоснования и доказательства теоретических данных(включая общие и частные модели, формульные описания, расчетные соот­ношения идругие теоретические построения и конструкции).
К необходимым признакам теории следует отнести:
нетривиальность, то есть неочевидностьтеоретических положений, способов получения результатов и/или самих получаемыхрезультатов, ис­ключающая ситуации, когда «и без теории всеясно»:
прагматичность — теория как метод должна бытьприложима к прак­тике, т.е. должна давать научные обоснования выводов ирекомендаций, полезных для практической деятельности.
Всякая теория создается при вполнеопределённых допущениях и ог­раничениях, что влияет на область её применимости:она описывает, объ­ясняет и предсказывает вполне определённую совокупностьфактов, свойств и явлений той предметной области, к науке которой эта теория от­носится.Основываясь на общественной практике и давая целостное, досто­верное,систематически развиваемое знание о существенных связях и зако­номерностяхдействительности, теория выступает как наиболее совершен­ная форма научногообоснования и программирования практической дея­тельности.
Подводя итог сравнению теории и метода,следует особо отметить, что теория во многом представляет собой описывающие, объясняющиеи доказывающие {декларативные, непроцедурные) знания, отвечающие на вопросы.
Методы предметной науки, не являясь основнымпредметом её изу­чения, а лишь выступая в качестве необходимого инструмента дляполуче­ния знаний.
В структуре теории можно выделитьосновные элементы, соответ­ствующие ранее рассмотренным ранее элементамконкретной науки. В частности, логически взаимосвязанные элементы теории,объединяющие в споём составе общие и частные методы решения научных ипрактических задач соответствующей предметной области, в совокупности образуютна­учно-методический аппарат данной теории.
В наиболее развитом виде теория включает в качестве элементовсвоего научно-методического аппарата представленный в набор болееэлементарных взаимоувязанных методов, охватывающих все основ­ные этапы познания применительно к той предметной области, к которой она относится.
Содержательное описание — это описание наестественном (профес­сиональном или литературном) языке.
Формальное описание — описание вспецифических терминах и символических обозначениях той или иной теорию
Формализованное описание — содержательноеописание с элемента­ми формального описания.
Процесс перехода от содержательного к формализованному иформальному описанию (процесс формализации) развивается от использова­ниипервичных идеализаций через выдвижение теоретических концепций к построению наоснове располагаемого научно-методического аппарата (или вновь создаваемою)более или менее общей теоретической модели рас­сматриваемых явлений(процессов).
Факторы — это причины,обстоятельства, движущие силы, опреде­ляющие причинно-следственные связи врассматриваемом явлении (про­цессе).
Показатель — качественная или количественнаяхарактеристика, вводимая для оценки отдельного свойства или совокупности свойстврас­сматриваемого объекта (процесса). Показатель обычно имеет наименова­ние,обозначение и значение. Различают количественные показатели (зна­чение — численная величина) и качественные показатели (значение — словесное,неколичественное описание меры проявления рассматриваемого свойства илисовокупности свойств).
Параметр — это показатель с пределами допустимыхзначений, опре­деляемыми конкретной смысловой интерпретацией.
Критерий — необходимый и/или достаточный признак,на основе ко­торого производится оценка (классификация) или выбор объекта позначе­ниям одного критериального показателя (простой критерий) или несколь­ких критериальныхпоказателей (сложный критерий). Соотношение, в со­ответствии с которымвычисляется значение критериального показателя, называется целевойфункцией.
В рамках философского предметного познания возникаютза­дачи распространения научных результатов между предметными областями иразвития наук на стыках той или иной предметной области (например, физики) сдругими (так возникли ядерная физика, биофизика, геофизика, астрофизика ит.д.).
Расширение и углубление познания окружающего мира напредмет­ной стадии философской ступени познания находит выражение в возник­новениифилософских учений в более или менее развитом виде (например, дедуктивнаялогика Декарта, аристотелевская логика) как систем знаний о наиболее общихзаконах и закономерностях развития окружающего мира. Относительносамостоятельное философское учение представляет собой диалектика, интегрирующаяряд философских предметных наук (диалекти­ка природы, диалектика познания идр.) и сама интегрирующаяся с другими философскими науками и учениями (так,например, возникла материали­стическая диалектика).
Философское учение (как система знаний)обычно формируется как наука о науке в том смысле, что в рамках вводимых общихкатегорий (на­пример, в метафизике Аристотеля — сущность, материя, форма,возмож­ность, действительность, движение, количество, противоречие; в филосо­фииКанта — множество, всеобщность, реальность, отрицание, ограничение, субстанция,причина и действие, возможность и невозможность, необходи­мость и случайность ит.д.) сосредотачивается внимание на выявлении за­кономерностей возникновения иразвития объектов познания из разнооб­разных предметных областей и на разработкев рамках методологического познания философских принципов, выражающихметодические и методо­логические подходы к решению самых разнообразных научныхи практи­ческих задач.
На философском уровне познаются свойства и отношенияобъектов, инвариантные относительно того или иного множества предметных облас­тей,а также закономерности возникновения, применения и развития мето­дологий и ихсоставных элементов. Это обеспечивает всеобщность эмпири­ческих и теоретическихоснов философского уровня.
2. Методологическое познание
 
На стадии прикладного методологическогопознания в каждой пред­метной области образуются (см. рис.2) относительносамостоятельные ус­тойчивые системы знаний в виде методологий.
Методология как частнаясистема знаний, возникающая на методо­логических стадиях познания, является всущественной степени (и это от­ражено в её названии, происшедшем от «метод»и "… логия") учением о ме­тодах (и теориях), возникающихна соответствующих ступенях познания. Методологию не следует сводить к совокупностиметодов, подобно тому, как не сводится метрология к совокупности измерений,зоология к сово­купности зверей и т.д.
Наиболее важные точки приложения методологии:
выявление объекта и предмета исследования;
постановка научной задачи или проблемы (именно здесьчаще всего совершаются методологические ошибки, приводящие, например, к выдви­жениюпсевдопроблем, что существенно затрудняет получение результата);
построение путём сочетания известных элементовнаучно-мето­дического аппарата и/или создания новых элементов, пополняющих науч­но-методическийаппарат науки, метода (или теории) решения рассматри­ваемой научной задачи(проблемы) и оценка его применимости;
решение проблемы выбора между конкурирующими методамии тео­риями, поиск критерия истинной теории;
анализ обоснованности и оценка достоверности получаемыхвыводов;
оценка научно-технического уровня и значимостиполучаемых науч­ных результатов.
Другими словами, методология формируетпредставление о последо­вательности движения исследователя в процессе решениянаучной задачи (проблемы): даёт научное обоснование основных компонентпроводимого научного исследования, таких как:
объект исследования — это вполнеопределённая часть познаваемой предметной области (процесс, явление и т.п.),изучение которой является целью исследования;
предмет исследования — та сторонаобъекта, которая рассматривает­ся в данном исследовании.
Один и тот же объект может быть предметом рядаразличных иссле­дований. Пример, относящийся к военной науке:
объект исследования — боевые действия (БД) войск;
предметисследования (варианты):
                На стадии методологического познанияполучаемые знания интегрируются (на уровне элементов как действующих, так ипока ещё складывающихся, иногда альтернативных, методологических теорий) в научныеосновы методологической науки эмпирического и теоретического уровней.

2.1. Эмпирические основы
Эмпирические основы методологическогоуровня и предметного уровня по составу элементов не отличаются. Особен­ностьюявляется лишь то, что эмпирические факты на стадии прикладногоМетодологического познания — методологические, а на стадии философскогометодологического познания — философско-методологические (отражают свойствафилософских предметных наук и учений, процессы их возникновения и развития, атакже свойства методологий различных предметных областей).
2.2. Теоретические основы
Теоретические основы методологической науки в качестве состав­ныхэлементов включают
исходныеэмпирические основы (методологической науки); исходные теоретические основы(методологической науки); методические основы (методологической науки)методологические результаты.
По своей структуре теоретические основыметодологической науки аналогичны теоретическим основам предметной науки.
Понятийный аппарат методологическогоуровня познания пред­ставляет собой совокупность специфических понятий,категорий, терминов и определений, вводимых в рамках создания методологическихоснов дан­ной науки (так понятийный аппарат философского уровня включаетсо­вокупность специфических философских терминов и понятий — объект, субъект идр., а также наиболее общих категорий — единичное, особенное, всеобщее и др.,вводимых по определению в рамках создания философских теоретических основнауки, причём «философские понятия и представле­ния обладают предельнойобщностью»;
Методические основы методологическойнауки включают научно-методический аппарат методологической науки и методологиче­скиеосновы методологической науки, объединяющие в своём составе ме­тодыобоснования и сами обоснования конкретных элементов научно-методическогоаппарата методологического уровня.
Научно-методический аппаратметодологической науки включает более или менее широкий набор средств(способов, приёмов, методических подходов, методов, методик) описания, анализа,объяснения (предсказания) и синтеза (оптимизации) свойств рассматриваемогомножества методов и теорий, а также их практического использования в научной ипрактической деятельности.
Методологические результаты интегрируют всвоём составе логи­ческие основы методологического уровня и методологическиеданные.
Методологические данные — этосовокупность методологических положений и выводов (в том числе методологическихгипотез, соотно­шений, принципов, концепций, закономерностей и законов, вытекающихиз рассматриваемых  методологических фактов) и обусловленных этими выводами методологическихрекомендаций,  которыми следует руководствоваться при применении и развитиинаук как частных систем знаний. (уровень методологии предметной области) инауки в целом как общей системы знаний (уровень всеобщей методологии научногопознания).
В рамках развития методологических наук наиболеесовершенно, формой организации знаний является методологическая теория. Основнымобъектом изучения методологической теории, в отличие от предмет! ной, являетсята или иная совокупность методов.
Методологическаятеория имеет структуру, аналогичную ране рассмотренной,   применительно к теориивообще, и включает не которую совокупность взаимоувязанных частных методологическихметодов, применяемых по отношению к методам теориям тех или иных наук,выступающим в качестве объекта методологии.
Примером методологической теории, возникшей вдовольно широкой предметной области, а именно в области технических наук,является теория принятия технических решений.
Результатами наиболее глубокого развитияметодологических теорий является возникновение метатеорий.
Метатеория — теория, анализирующая структуру, методы исвойства другой, так называемой содержательной теории.
3. Рольметодологии в развитии познания
Развитие методологических наук на стадииприкладного познания приводит к возникновению методологий тех или иныхпредметных облас­тей, а на стадии философского познания — к развитию всеобщейметодоло­гии научного познания.
Методология образуется тойчастью науки, которая представляет собой учение о способах системного познанияокружающего мира, и в этом смысле представляет науку о науке даннойпредметной области. Как систе­ма знаний, методология обеспечивает анализимеющихся и возникающих методов и теорий предметных наук, выявление закономерностейих по­строения и разработку методологических выводов и рекомендаций по раз­витиюметодов и теорий соответствующей предметной области, а также по ихпрактическому использованию. Исследователь (разработчик) для дости­женияпоставленных целей, руководствуясь методологией, которая может включать какранее известные элементы, так и вновь предлагаемые, и, как правило, сочетаяпроцессы исследования с процессами разработки, добива­ется той или инойорганизации знаний в виде совокупности избираемых известных, а также вновьпредлагаемых элементов научно-методического аппарата. Совокупность такихэлементов, приобретающая (в их логической взаимосвязи и взаимообусловленности)в простейшем случае форму част­ного либо более или менее общего метода решенияконкретной научной за­дачи, а в более сложных случаях — форму теории, выступаютв качестве ин­струмента, с помощью которого выполняется исследование(разработка), а конкретный способ проведения исследования (разработки) находитвыра­жение в той или иной методике.
Методика исследования (разработки) представляетсобой выбран­ную исследователем (разработчиком) совокупность взаимоувязанныхэле­ментов (методов, приёмов, операций, средств, более элементарных мето­дик)известного и предлагаемого научно-методического аппарата, приме­няемых вопределенной логической последовательности в ходе проведения исследования(разработки) или его составной части, имеющей относитель­но самостоятельноезначение (например, методика эксперимента), для решения конкретнойнаучной задачи или научной проблемы.
Возникающие   и   диалектически  развивающиеся   методологические науки и учения философского уровня, посягающиена роль всеобщей мето­дологии научного познания, интегрируются с философскимипредметными, науками и учениями в единую систему знаний (см. рис.2) — философию.Противоречия в знаниях различных философских наук и учений служатнеиссякаемым источником дальнейшего совершенствования философии, ко­торая напротяжении своего многовекового развития выступала как всеобъ­емлющая наукао науках.
Конечная цель развития научных знаний — обеспечениеисследова­тельской деятельности в науке и практике соответствующей предметнойобласти в интересах наиболее эффективного решения возникающих науч­ных ипрактических задач.
Что же касается искусства, которое вдонаучный период проявлялось на низшем уровне как индивидуальное умениеприспосабливаться к ситуа­ции, то оно по мере развития науки все болеепревращается в умение спе­циалиста приспособить схему действий, даваемую наукой(теорией, мето­дологией или философией) для типовой ситуации, к условиямконкретной обстановки. За счёт этого сфера применения науки в рассматриваемойпредметной области расширяется (более искусным становится тот, кто в большейстепени опирается на достижения науки), а сфера искусства соот­ветственно всёболее сокращается. Наука и в дальнейшем отвоёвывает у искусства всё более новыепозиции, и в пределе этот процесс ведет к пол­ному господству науки ипостепенному вытеснению или даже к отмиранию искусства в конкретно рассматриваемойпредметной области. Однако, выесняясь, а в ряде случаев и полностью отмирая вданной предметной об­ласти, искусство не исчезает в целом, так как постояннонаходит в окру­жающем нас поистине необъятном для познания мире всё более новыеоб­ласти приложения и тем самым открывает новые горизонты для науки.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Комплексный анализ регионального рынка услуг салона красоты "Нефертити"
Реферат Балка нижняя внутренняя шпангоута
Реферат Определение категории здания по пожароопасности и взрывоопасноти
Реферат Prayer In School Essay Research Paper For
Реферат Equal Opportunity In The Work Force Essay
Реферат Занятия русского народа
Реферат Windmere Corp Essay Research Paper WINDMERE CORPORATIONWhat
Реферат Анализ стратегии государственной жилищной политики
Реферат Производство по делам о принудительной госпитализации граждан в психиатрический стационар
Реферат Алтайский край Поспелихинский район муниципальное общеобразовательное учреждение «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа №1» тема: «Развитие познавательной
Реферат 2. Основы профессиональной этики бухгалтера 9 Тема Общие требования этики, предъявляемые к профессиональному бухгалтеру члену ипб россии 9
Реферат Оценка и повышение конкурентоспособности товаров
Реферат Массовая культура порождение XX века Постмодернизм культура конца XX века
Реферат Внутренняя структура художественного образа
Реферат Финансовые ресурсы учреждения здравоохранения, источники их формирования, направления более эффективного использования (на примере Ермолаевской районной больницы)