ЛЕКЦИЯ
ТЕМА
ПРЕДМЕТНОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ
1. Предметноепознание
1.1. Эмпирические основы
1.2. Теоретические основы
2. Методологическое познание
2.1. Эмпирическое основы
2.2. Теоретические основы
3. Рольметодологии в развитии познания
1. Предметное познание
Предметное познание протекает на прикладном и нафилософском уровнях.
На стадии прикладного предметного познания каждойпредметной области соответственно множеству выделяющихся основных объектов изученияобразуются относительно самостоятельные устойчивые системы знаний в виде такназываемых предметных наук и предметных учений.
Предметная наука(предметноеучение) как система знаний представляет собой науку об объектах познаниясоответствующей предметной области, не являющихся методами и теориями.Предметные науки, как правило, получают названия типа«предметология» (зоология, филология, стоматология, экология,социология и т.д.), «предметика» (физика, ботаника, информатика идр.), либо получаемые по иным правилам словообразования, обычно позволяющимявно подчеркнуть основной предмет познания. Предметные учения получаютнаименования по фамилии автора (учение Павлова, учение Дарвина и проч.).Возникновение предметных наук и учений характерно как для прикладной, так идля философской ступеней познания.
Следует отметить, что на любой стадии познанияполучаемые новые знания интегрируются с уже имеющимися в относительносамостоятельные устойчивые образования ещё одного вида, представляющие собойразнообразные научные основы рассматриваемой предметной области, соответствующиедвум основным уровням познания — эмпирическому и теоретическому.
1.1. Эмпирические основы
Развитие науки на эмпирическом уровнеприкладного предметного познания обычно соответствует самому начальному этапучеловеческого познания конкретной предметной области. Эмпирическое познание,как правило, становится исходным и для всех других более высоких стадий иступеней познания.
Период эмпирического познания знаменуетпервое вторжение науки в область, где прежде безраздельно властвовало толькоискусство. Эмпирический уровень познания реализует лишь возможности описания ипредсказания фактов, свойств и явлений рассматриваемой предметной области, ноне даёт им объяснения. Последующее развитие науки эмпирического уровня познанияхарактеризуются всё большим использованием количественных методов, но в простейшихформах — в виде статистических данных.
В итоге развития любой (частной) наукина уровне эмпирического предметного познания формируются эмпирические основыпредметной науки, включающие в свой состав следующие основные элементы:
Эмпирические факты — это факты,приводящие к эмпирическим выводам. Эмпирические факты на стадии прикладногопредметного познания — предметные, а на стадии философского предметногопознания — философско-предметные. На основе эмпирических фактов, представляющихсобой первичные знания соответствующей стадии познания, с помощью познавательныхметодов (а иногда и реализующих их средств) эмпирического уровня образуетсямассив вторичных знаний в виде эмпирических данных.
Методические основы предметной наукиэмпирического уровня складываются как результат объединения методовполучения эмпирических знаний, которые, как правило, являютсяпростейшими познавательными.
В их перечень обычно входят измерение,сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, абдукция.
Метод — совокупность приёмов или операцийпрактического или теоретического освоения действительности, подчинённых решениюконкретной задачи.
Измерение — познавательный процесс, имеющий цельюопределение характеристик материальных объектов с помощью соответствующих измерительныхприборов.
Сравнение — сопоставление объектов с цельювыявления признаков сходства или различия между ними .
Анализ — метод исследования, состоящий в том,что изучаемый предмет мысленно или практически расчленяется на составныеэлементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых затем исследуется вотдельности как часть расчленённого целого.
Синтез — мысленное или практическое соединениечастей предмета, расчленённого в процессе анализа, установление взаимодействияи связей частей и познание этого предмета как единого целого.
Индукция — форма мышления, посредством котороймысль наводится на какое-либо общее правило, общее положение, присущее всемединичным предметам какого-либо класса.
Дедукция — форма мышления,посредством которой новая мысль выводится чисто логическим путём из некоторыхданных мыслей-посылок .
Абдукция — методисследования, заключающийся в генерировании и проверке новых научных гипотез наоснове имеющихся фактов.
Гипотеза (научная) — научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений.
Эмпирические данные (научные данные эмпирическогоуровня) представляют собой совокупность (относящихся к рассматриваемымобъектам, предметам, ступеням и стадиям познания) научных {эмпирических) положений,в том числе научных (эмпирических) выводов, гипотез, соотношений, принципов,концепции, закономерностей и законов, вытекающих из эмпирических фактов,известных науке, и обусловленных ими научных (эмпирических) рекомендаций.
Научные положения— это выраженные ввиде чётких формулировок основные научные результаты-сведения (как ранееизвестные, так и вновь выдвинутые в процессе проведенного исследования),имеющие научное объяснение.
Объяснение — этап, форманаучного исследования, состоящие в раскрытии сущности изучаемого объекта.
Обоснование — цепьрассуждений, приводящих к неопровержимым выводам.
Доказательство — рассуждение, имеющее цельюобосновать истинность (или ложность) какого-либо утверждения.
Научные выводы представляют собой итоговые утверждения,имеющие научное обоснование.
Соотношение — взаимная связь между чем-нибудь.
Принцип — основноеисходное положение теории, учения, науки, мировоззрения и т.д..
Концепция — определённыйспособ понимания, трактовки какого-либо предмета {явления, процесса), основнаяточка зрения на предмет.
Теория — в наиболее общем случае этосовокупность обобщённых положений, образующих какую-либо науку или ее раздел.
Особую ценность представляют научные выводы,приводящие к формулированию ранее неизвестных законов и закономерностей.
Закономерность — это объективно существующая,повторяющаяся, существенная связь явлений, описанная, как правило, накачественном, содержательном уровне.
Закон — необходимое, существенное, устойчивое,повторяющееся соотношение между явлениями (необходимая связь явлений).
Научные рекомендации представляютсобой научные выводы предписывающего типа.
Эмпирические научные результаты, получаемые нафилософской ступени познания, оказываются применимыми не только по отношению кразличным предметным наукам, возникающим на стадии прикладного предметногопознания, но и к разнообразным предметным областям. Польза науки, даже еслиона не достигает своего совершенства, как правило, оказывается настолькоощутимой, что побуждает дальнейшее ее развитие, а недостатки используемыхнаучных методов восполняются за счёт искусства тех, кто занимаетсяпрактической деятельностью. Дальнейшее познание выводит науку на более высокийуровень теоретического познания.
1.2. Теоретические основы
Развитие науки неразрывно связано с непрерывнымсовершенствованием методов. Именно это обстоятельство находит выражение вутверждении, о том, что «развитому знанию предмета» обычнопредшествует «выработка научного метода». Для теоретического познанияхарактерны такие общенаучные познавательные методы исследования, какабстрагирование, выдвижение гипотез, моделирование, идеализация, обобщение,мысленный эксперимент и др.
Абстрагирование — процессмысленного выделения, вычленения отдельных или общих интересующих в данныймомент признаков, свойств и отношений предмета и мысленного отвлечения отмножества других признаков, свойств и отношений этого предмета.
Моделирование — метод исследования, основанный напостроении моделей.
Модель — объект, который отображает или воспроизводитсвойства другого объекта (оригинала) и используется для его исследования.
Особая роль при выполнении исследований принадлежитматематическим моделям — аналитическим и имитационным.
Математическая модель — это модель,представленная в виде совокупности математических соотношений.
Математическое соотношение — математическаяструктура, отображающая взаимосвязь понятий (конкретных или абстрактных)представленных в символьной форме.
Аналитическая модель — математическаямодель, представленная в виде совокупности математических утверждений.
Математическое утверждение — математическоесоотношение, описывающее взаимное соответствие (равенства, неравенства,принадлежности, истинности, ложности и др.) понятий, представленных всимвольной форме.
Имитационная модель — математическаямодель, представленная в виде совокупности математических предписаний.
Математические предписания — математическиесоотношения, устанавливающее последовательность операций (арифметических,логических и др.) над понятиями, представленными в символьной форме.
Идеализация — мыслительный акт, связанный собразованием некоторых абстрактных объектов, которые не могут быть созданы напрактике опытным путём
Обобщение — логический процесс перехода отединичного к общему, от менее общего к более общему знанию, а также результатэтого процесса: обобщённое понятие, суждение, закон науки, теория.
Результатом теоретического познанияявляется развитие теоретических основ предметных наук, возникающих какна прикладной, так и на философской ступенях познания. В составе теоретическихоснов предметной науки в наиболее общем случае могут быть выделены следующиеосновные элементы:
исходные эмпирические основы;
исходные теоретические основы;
методические основы;
теоретические результаты.
Исходные эмпирические основы представляютсобой неопровергаемые (на данном этапе развития науки) знания, воспринимаемыекак отправные, от науки эмпирического уровня, выступающей в роли предшественницы,к науке более высокого — теоретического уровня.
Исходные эмпирические основы включают множествоотносящихся к предмету изучения данной науки научных фактов, эмпирическихгипотез и концепций, выявленных эмпирических соотношений, необходимыхдля выполнения теоретических построений.
Научный факт — это факт, имеющий описание иобоснование в результате обобщения определённого класса событий, явлений,процессов. Как известно, научный факт — это особый тип знания, связанныйс непосредственным истолкованием наблюдений или экспериментов; существеннымичертами научного факта являются его воспроизводимость и/или постоянство,инвариантность относительно индивидуальных особенностей наблюдателя.
Исходные теоретические основы предметной науки в качестве элементоввключают:
понятийный аппарат — совокупностьспецифических терминов, понятий, категорий и определений, вводимых в рамкахсоздания теоретических основ соответствующей науки;
термин — слово или словосочетание, являющеесяназванием определённого понятия какой-нибудь специальной области науки,техники, искусства;
понятие — целостнаясовокупность суждений об отличительных признаках исследуемого объекта;
категория — основноепонятие, отражающее наиболее общие свойства, стороны, отношения явленийдействительности и познания;
определение — пояснение, раскрывающее смысл понятия,даваемое, как правило, в виде одного повествовательного предложения;
аксиома — отправное,исходное положение какой-либо теории, лежащее в основе доказательства другихположений этой теории, в пределах которой она принимается без доказательства;
постулат — принцип илиположение научной теории, принятое в ней в качестве исходного, не доказуемого веё рамках.
В совокупности исходные эмпирическиеосновы и исходные теоретические основы представляют собой первичные знанияпредметной науки, главным образом об основных объектах изучения и их элементах.
Методические основы предметной науки интегрируют всвоём составе два основных элемента — научно-методический аппарат иметодологические основы данной науки.
Научно-методический аппарат — эторазработанный и разрабатываемый в ходе развития науки и практикисоответствующей предметной области арсенал процедурных знаний (в том числе иматериально реализованных), применяемых для обоснования и доказательстватеоретических результатов данной науки.
Термины «теоретические основы»,«методические основы», «научно-методический аппарат»,«методологические основы» обычно не упоминается вэнциклопедических изданиях, но применяются в научной деятельности, особенно впрактике экспертизы научных работ, потому что при частом обращении кассоциируемым с ними совокупностям элементов требуются краткие названия.
В сущности, научно-методический аппарат представляетсобой инструментарий для получения научных результатов.
Элементами научно-методического аппарата являются апробированныена практике, прошедшие экспертизу специалистов, официально признанные иопубликованные (научные) методы (способы, приёмы, методические подходы,методики) решения научных и практических задач в области описания и анализасвойств рассматриваемых объектов познания, Синтеза и оптимизации требуемыхсвойств, объяснения (доказательства) и предсказания (прогнозирования)рассматриваемых явлений (процессов), а Также конкретные реализации этих методовв виде методик и средств (вычислительных, моделирующих, испытательных идр.) теоретического и Экспериментального исследования, приводящие кполучению научных (в том числе и практических) результатов, обладающихобоснованной степенью достоверности. В составе научно-методического аппаратамогут оказаться самые разнообразные методы, модели и алгоритмы, начиная от эвристическихи вплоть до строгих математических. Элементы научно-методического аппаратасоздаются с учетом вполне определённыхограничений и допущений, что влияет на область их применимости и на целесообразноеразнообразие.
Методика — совокупностьметодов, приёмов целесообразного проведения какой-либо работы.
Допущения — предположения, положенные в основуупрощения описания реальною объекта (процесса), используемые при исследовании.
Ограничения — требования к форме представления ипределам изменения варьируемых данных, вводимые при исследовании.
Методологические основы предметной науки,являясь (наряду с научно-методическим аппаратом — см. рис.3) важнейшейсоставной частью её методических основ, объединяют в своём составе методы(научного) обоснования конкретных элементов научно-методического аппарата исами обоснования.
Таким образом, в предметной науке могут быть выделеныдве группы методов — предметные и методологические.
Предметные методы (входящие всостав научно-методического аппарата методических основ предметной науки) — это методы обоснования (описания, анализа, синтеза и оптимизации) свойств техобъектов изучения предметной науки, которые не являются методами.
Методологические методы (входящие всостав методологических основ предметной науки) — это методы обоснованияметодов, развиваемые в рамках создания методологических основ (методологии)предметной науки.
Следует акцентировать внимание надиалектической взаимосвязи методологических основ предметной науки сметодическими основами предметной области: входящие в состав методологическихоснов теоретические обоснования элементов научно-методического аппаратаосуществляются методологическими методами, развиваемыми в рамках методологиипредметной области. При этом, например, методы доказательства применимостиметода М в различных предметных науках рассматриваемой предметной области — этознания, относящиеся к методологии предметной области, в то время какдоказательство применимости метода М в конкретной предметной науке — знания,относящиеся к данной предметной науке.
Теоретические результаты представляютсобой вторичные знания предметной науки, получаемые на основе первичных знаний,и включают в свой состав
теоретические данные;
логические (предметологические) основы данной науки.
Теоретические данные представляютсобой арсенал декларативных (непроцедурных) знаний об основных объектахизучения и их элементах, полученных с применением разработанногонаучно-методического аппарата как в интересах непосредственной отдачипрактике, так и в целях дальнейшего развития соответствующей науки, выраженныйв виде теоретических выводов и других более сложных теоретическихпостроений (в том числетеоретических положений, законов,закономерностей, гипотез, соотношений, принципов, концепций, рекомендаций идр.), вытекающих из рассматриваемой и пополняемой базы научных фактов.
Логические основы предметной науки представляютсобой множество непроцедурных вторичных знаний, объединяющих допустимыеправила логического вывода, обоснования и доказательства теоретических данных(включая общие и частные модели, формульные описания, расчетные соотношения идругие теоретические построения и конструкции).
К необходимым признакам теории следует отнести:
нетривиальность, то есть неочевидностьтеоретических положений, способов получения результатов и/или самих получаемыхрезультатов, исключающая ситуации, когда «и без теории всеясно»:
прагматичность — теория как метод должна бытьприложима к практике, т.е. должна давать научные обоснования выводов ирекомендаций, полезных для практической деятельности.
Всякая теория создается при вполнеопределённых допущениях и ограничениях, что влияет на область её применимости:она описывает, объясняет и предсказывает вполне определённую совокупностьфактов, свойств и явлений той предметной области, к науке которой эта теория относится.Основываясь на общественной практике и давая целостное, достоверное,систематически развиваемое знание о существенных связях и закономерностяхдействительности, теория выступает как наиболее совершенная форма научногообоснования и программирования практической деятельности.
Подводя итог сравнению теории и метода,следует особо отметить, что теория во многом представляет собой описывающие, объясняющиеи доказывающие {декларативные, непроцедурные) знания, отвечающие на вопросы.
Методы предметной науки, не являясь основнымпредметом её изучения, а лишь выступая в качестве необходимого инструмента дляполучения знаний.
В структуре теории можно выделитьосновные элементы, соответствующие ранее рассмотренным ранее элементамконкретной науки. В частности, логически взаимосвязанные элементы теории,объединяющие в споём составе общие и частные методы решения научных ипрактических задач соответствующей предметной области, в совокупности образуютнаучно-методический аппарат данной теории.
В наиболее развитом виде теория включает в качестве элементовсвоего научно-методического аппарата представленный в набор болееэлементарных взаимоувязанных методов, охватывающих все основные этапы познания применительно к той предметной области, к которой она относится.
Содержательное описание — это описание наестественном (профессиональном или литературном) языке.
Формальное описание — описание вспецифических терминах и символических обозначениях той или иной теорию
Формализованное описание — содержательноеописание с элементами формального описания.
Процесс перехода от содержательного к формализованному иформальному описанию (процесс формализации) развивается от использованиипервичных идеализаций через выдвижение теоретических концепций к построению наоснове располагаемого научно-методического аппарата (или вновь создаваемою)более или менее общей теоретической модели рассматриваемых явлений(процессов).
Факторы — это причины,обстоятельства, движущие силы, определяющие причинно-следственные связи врассматриваемом явлении (процессе).
Показатель — качественная или количественнаяхарактеристика, вводимая для оценки отдельного свойства или совокупности свойстврассматриваемого объекта (процесса). Показатель обычно имеет наименование,обозначение и значение. Различают количественные показатели (значение — численная величина) и качественные показатели (значение — словесное,неколичественное описание меры проявления рассматриваемого свойства илисовокупности свойств).
Параметр — это показатель с пределами допустимыхзначений, определяемыми конкретной смысловой интерпретацией.
Критерий — необходимый и/или достаточный признак,на основе которого производится оценка (классификация) или выбор объекта позначениям одного критериального показателя (простой критерий) или нескольких критериальныхпоказателей (сложный критерий). Соотношение, в соответствии с которымвычисляется значение критериального показателя, называется целевойфункцией.
В рамках философского предметного познания возникаютзадачи распространения научных результатов между предметными областями иразвития наук на стыках той или иной предметной области (например, физики) сдругими (так возникли ядерная физика, биофизика, геофизика, астрофизика ит.д.).
Расширение и углубление познания окружающего мира напредметной стадии философской ступени познания находит выражение в возникновениифилософских учений в более или менее развитом виде (например, дедуктивнаялогика Декарта, аристотелевская логика) как систем знаний о наиболее общихзаконах и закономерностях развития окружающего мира. Относительносамостоятельное философское учение представляет собой диалектика, интегрирующаяряд философских предметных наук (диалектика природы, диалектика познания идр.) и сама интегрирующаяся с другими философскими науками и учениями (так,например, возникла материалистическая диалектика).
Философское учение (как система знаний)обычно формируется как наука о науке в том смысле, что в рамках вводимых общихкатегорий (например, в метафизике Аристотеля — сущность, материя, форма,возможность, действительность, движение, количество, противоречие; в философииКанта — множество, всеобщность, реальность, отрицание, ограничение, субстанция,причина и действие, возможность и невозможность, необходимость и случайность ит.д.) сосредотачивается внимание на выявлении закономерностей возникновения иразвития объектов познания из разнообразных предметных областей и на разработкев рамках методологического познания философских принципов, выражающихметодические и методологические подходы к решению самых разнообразных научныхи практических задач.
На философском уровне познаются свойства и отношенияобъектов, инвариантные относительно того или иного множества предметных областей,а также закономерности возникновения, применения и развития методологий и ихсоставных элементов. Это обеспечивает всеобщность эмпирических и теоретическихоснов философского уровня.
2. Методологическое познание
На стадии прикладного методологическогопознания в каждой предметной области образуются (см. рис.2) относительносамостоятельные устойчивые системы знаний в виде методологий.
Методология как частнаясистема знаний, возникающая на методологических стадиях познания, является всущественной степени (и это отражено в её названии, происшедшем от «метод»и "… логия") учением о методах (и теориях), возникающихна соответствующих ступенях познания. Методологию не следует сводить к совокупностиметодов, подобно тому, как не сводится метрология к совокупности измерений,зоология к совокупности зверей и т.д.
Наиболее важные точки приложения методологии:
выявление объекта и предмета исследования;
постановка научной задачи или проблемы (именно здесьчаще всего совершаются методологические ошибки, приводящие, например, к выдвижениюпсевдопроблем, что существенно затрудняет получение результата);
построение путём сочетания известных элементовнаучно-методического аппарата и/или создания новых элементов, пополняющих научно-методическийаппарат науки, метода (или теории) решения рассматриваемой научной задачи(проблемы) и оценка его применимости;
решение проблемы выбора между конкурирующими методамии теориями, поиск критерия истинной теории;
анализ обоснованности и оценка достоверности получаемыхвыводов;
оценка научно-технического уровня и значимостиполучаемых научных результатов.
Другими словами, методология формируетпредставление о последовательности движения исследователя в процессе решениянаучной задачи (проблемы): даёт научное обоснование основных компонентпроводимого научного исследования, таких как:
объект исследования — это вполнеопределённая часть познаваемой предметной области (процесс, явление и т.п.),изучение которой является целью исследования;
предмет исследования — та сторонаобъекта, которая рассматривается в данном исследовании.
Один и тот же объект может быть предметом рядаразличных исследований. Пример, относящийся к военной науке:
объект исследования — боевые действия (БД) войск;
предметисследования (варианты):
На стадии методологического познанияполучаемые знания интегрируются (на уровне элементов как действующих, так ипока ещё складывающихся, иногда альтернативных, методологических теорий) в научныеосновы методологической науки эмпирического и теоретического уровней.
2.1. Эмпирические основы
Эмпирические основы методологическогоуровня и предметного уровня по составу элементов не отличаются. Особенностьюявляется лишь то, что эмпирические факты на стадии прикладногоМетодологического познания — методологические, а на стадии философскогометодологического познания — философско-методологические (отражают свойствафилософских предметных наук и учений, процессы их возникновения и развития, атакже свойства методологий различных предметных областей).
2.2. Теоретические основы
Теоретические основы методологической науки в качестве составныхэлементов включают
исходныеэмпирические основы (методологической науки); исходные теоретические основы(методологической науки); методические основы (методологической науки)методологические результаты.
По своей структуре теоретические основыметодологической науки аналогичны теоретическим основам предметной науки.
Понятийный аппарат методологическогоуровня познания представляет собой совокупность специфических понятий,категорий, терминов и определений, вводимых в рамках создания методологическихоснов данной науки (так понятийный аппарат философского уровня включаетсовокупность специфических философских терминов и понятий — объект, субъект идр., а также наиболее общих категорий — единичное, особенное, всеобщее и др.,вводимых по определению в рамках создания философских теоретических основнауки, причём «философские понятия и представления обладают предельнойобщностью»;
Методические основы методологическойнауки включают научно-методический аппарат методологической науки и методологическиеосновы методологической науки, объединяющие в своём составе методыобоснования и сами обоснования конкретных элементов научно-методическогоаппарата методологического уровня.
Научно-методический аппаратметодологической науки включает более или менее широкий набор средств(способов, приёмов, методических подходов, методов, методик) описания, анализа,объяснения (предсказания) и синтеза (оптимизации) свойств рассматриваемогомножества методов и теорий, а также их практического использования в научной ипрактической деятельности.
Методологические результаты интегрируют всвоём составе логические основы методологического уровня и методологическиеданные.
Методологические данные — этосовокупность методологических положений и выводов (в том числе методологическихгипотез, соотношений, принципов, концепций, закономерностей и законов, вытекающихиз рассматриваемых методологических фактов) и обусловленных этими выводами методологическихрекомендаций, которыми следует руководствоваться при применении и развитиинаук как частных систем знаний. (уровень методологии предметной области) инауки в целом как общей системы знаний (уровень всеобщей методологии научногопознания).
В рамках развития методологических наук наиболеесовершенно, формой организации знаний является методологическая теория. Основнымобъектом изучения методологической теории, в отличие от предмет! ной, являетсята или иная совокупность методов.
Методологическаятеория имеет структуру, аналогичную ране рассмотренной, применительно к теориивообще, и включает не которую совокупность взаимоувязанных частных методологическихметодов, применяемых по отношению к методам теориям тех или иных наук,выступающим в качестве объекта методологии.
Примером методологической теории, возникшей вдовольно широкой предметной области, а именно в области технических наук,является теория принятия технических решений.
Результатами наиболее глубокого развитияметодологических теорий является возникновение метатеорий.
Метатеория — теория, анализирующая структуру, методы исвойства другой, так называемой содержательной теории.
3. Рольметодологии в развитии познания
Развитие методологических наук на стадииприкладного познания приводит к возникновению методологий тех или иныхпредметных областей, а на стадии философского познания — к развитию всеобщейметодологии научного познания.
Методология образуется тойчастью науки, которая представляет собой учение о способах системного познанияокружающего мира, и в этом смысле представляет науку о науке даннойпредметной области. Как система знаний, методология обеспечивает анализимеющихся и возникающих методов и теорий предметных наук, выявление закономерностейих построения и разработку методологических выводов и рекомендаций по развитиюметодов и теорий соответствующей предметной области, а также по ихпрактическому использованию. Исследователь (разработчик) для достиженияпоставленных целей, руководствуясь методологией, которая может включать какранее известные элементы, так и вновь предлагаемые, и, как правило, сочетаяпроцессы исследования с процессами разработки, добивается той или инойорганизации знаний в виде совокупности избираемых известных, а также вновьпредлагаемых элементов научно-методического аппарата. Совокупность такихэлементов, приобретающая (в их логической взаимосвязи и взаимообусловленности)в простейшем случае форму частного либо более или менее общего метода решенияконкретной научной задачи, а в более сложных случаях — форму теории, выступаютв качестве инструмента, с помощью которого выполняется исследование(разработка), а конкретный способ проведения исследования (разработки) находитвыражение в той или иной методике.
Методика исследования (разработки) представляетсобой выбранную исследователем (разработчиком) совокупность взаимоувязанныхэлементов (методов, приёмов, операций, средств, более элементарных методик)известного и предлагаемого научно-методического аппарата, применяемых вопределенной логической последовательности в ходе проведения исследования(разработки) или его составной части, имеющей относительно самостоятельноезначение (например, методика эксперимента), для решения конкретнойнаучной задачи или научной проблемы.
Возникающие и диалектически развивающиеся методологические науки и учения философского уровня, посягающиена роль всеобщей методологии научного познания, интегрируются с философскимипредметными, науками и учениями в единую систему знаний (см. рис.2) — философию.Противоречия в знаниях различных философских наук и учений служатнеиссякаемым источником дальнейшего совершенствования философии, которая напротяжении своего многовекового развития выступала как всеобъемлющая наукао науках.
Конечная цель развития научных знаний — обеспечениеисследовательской деятельности в науке и практике соответствующей предметнойобласти в интересах наиболее эффективного решения возникающих научных ипрактических задач.
Что же касается искусства, которое вдонаучный период проявлялось на низшем уровне как индивидуальное умениеприспосабливаться к ситуации, то оно по мере развития науки все болеепревращается в умение специалиста приспособить схему действий, даваемую наукой(теорией, методологией или философией) для типовой ситуации, к условиямконкретной обстановки. За счёт этого сфера применения науки в рассматриваемойпредметной области расширяется (более искусным становится тот, кто в большейстепени опирается на достижения науки), а сфера искусства соответственно всёболее сокращается. Наука и в дальнейшем отвоёвывает у искусства всё более новыепозиции, и в пределе этот процесс ведет к полному господству науки ипостепенному вытеснению или даже к отмиранию искусства в конкретно рассматриваемойпредметной области. Однако, выесняясь, а в ряде случаев и полностью отмирая вданной предметной области, искусство не исчезает в целом, так как постояннонаходит в окружающем нас поистине необъятном для познания мире всё более новыеобласти приложения и тем самым открывает новые горизонты для науки.