МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ«ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
КАФЕДРА«Экономика и экономическая безопасность»
Курсоваяработа
подисциплине:
Планированиена предприятии туризма
натему:
Оценка деятельноститурфирмы «Cпутник»
Выполнил
Студент группы ЭиП-402
Жувага Г.А. __________
«___» ________________ 2008г.
Проверил
Доцент
Котова Н.Н. _____________
«___» ________________ 2008г.
Челябинск
2008
Содержание
Введение
1. Рыноктуристических услуг
1.1. Характеристикаи перспективы развития рынка туристических услуг
2.2. Рыноктуристических услуг в г. Челябинске (Челябинской области)
3.3. Местотурфирмы «Cпутник»в рынке туристических услуг
2. Оценкадеятельности турфирмы «Cпутник».
2.1. Определениестатуса турфирмы «Cпутник» и особенности её функционирования
2.2. Основныенаправления деятельности турфирмы «Спутник» и их оценка
Введение
Современныетенденции в развитии туризма свидетельствуют о возрастании его влияния как намировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран. Туризмпредставляет собой крупную агрегированную сферу национального хозяйства,деятельность которой, с одной стороны, направлена на удовлетворениеспецифических потребностей, возникающих у населения во время путешествия иотдыха, а с другой — может обеспечить подъем экономики региона при созданииэффективной системы регулирования данной отрасли.
Мироваяпрактика свидетельствует, что туристский бизнес по доходности и динамичностиразвития уступает лишь добыче и переработке нефти. По данным Всемирнойтуристской организации он обеспечивает 10% оборота производственно-сервисногорынка, на его долю приходится 6% мирового валового национального продукта, 7%мировых инвестиций, 5% налоговых поступлений.
Даннаяотрасль является благоприятной средой для функционирования предприятий малогобизнеса, способных развиваться без бюджетных ассигнований, и перспективных дляпривлечения в широких масштабах и в короткие сроки иностранных инвестиций.
Помимоэкономического эффекта туризм имеет и большое социальное значение, выраженное врационализации использования свободного времени, заполнении его деятельностью,направленной на восстановление и расширенное воспроизводство духовных ифизических сил человека. Его развитие усиливает ориентацию экономики начеловеческие потребности.
Учитываяразностороннее влияние туризма, государственными актами Российской Федерации онпризнан одной из приоритетных отраслей экономики страны. Но, тем не менее, всовременных условиях состояние туристского бизнеса в России не соответствует нипотребностям населения в туристских услугах, ни возможностям экономики.
1.Рынок туристических услуг
1.1 Характеристика и перспективы развития рынка туристическихуслуг
По данным 2007г., туризм вновь доказал свою устойчивость. Согласносведениям, поступившим во Всемирную туристскую организацию (ВТО) из официальныхисточников со всего мира, общее число международных туристских прибытийсоставило почти 715 млн. Это на 22 млн. больше, чем в 2006г., или почти на 19млн. превышает показатель 2005., который, по мнению многих экспертов, былрекордным. Таким образом, предварительные итоги 2007 г. указывают на следующие изменения в мировом туризме: Европа прочно удерживает первое место, ана вторую строчку рейтинга вышел Азиатско-Тихоокеанский регион, доля которогона мировом рынке туризма поднялась с 15,5% в середине 90-х годов XX в. до 18,3% в настоящеевремя. При этом Азиатско-Тихоокеанский регион потеснил американский рынок — доляпоследнего за прошедшие восемь лет сократилась с 19,7 до 16,8%. Рост объемовтуристских прибытий на Ближний Восток и африканский континент оказался нижесреднемирового уровня, но при этом оба региона закончили 2007 г. с положительной динамикой.
Более 132 млн. международных туристских прибытий было зарегистрированов Азиатско-Тихоокеанском регионе, который многие эксперты считают «туристскимнаправлением будущего». Лидером среди субрегионов стала Северо-Восточная Азия,где рост составил почти 12%. За ней следует Юго-Восточная Азия (рост около 4%)и Южная Азия (рост на 2%). Таким образом, сбылись предсказания специалистовВТО, согласно которым Китай, включая присоединившиеся к нему Сянган и Аомынь,становится одним из наиболее значимых и привлекательных туристских центров вмире. Среди других государств региона следует отметить Мальдивы, Шри-Ланку иИран, сохранившие прежние темпы прироста туристского потока, а также Индию,число гостей которой снизилось на 6,6%.
Американский регион явился единственным, который завершил год сотрицательным результатом. При этом следует отметить, что снижение посравнению с 2006г. несколько замедлилось и составило 0,6%. Вместе с темСеверная Америка (США, Канада, Мексика) улучшили свои показатели. Этообъясняется положительными результатами развития туризма в Канаде — рост на0,4% по сравнению с 2004г. На Северную Америку продолжает приходиться внушительныйобъем туристских прибытий, но по сравнению с 1995г. Эта цифра сократилась с14,6 до 12%. Карибские острова второй год подряд переживают спад туристскогопотока, который снизился в 2007г. на З% (в 2006г. уменьшение составило 1,9%).Это, вероятно, явилось следствием проблем, которые переживают авиакомпанииСША. Еще более заметный спад — на уровне 7% — произошел на южноамериканскомрынке. Единственным американским субрегионом, где зарегистрирован рост (на10%), стала Центральная Америка. Но это относительно небольшие объемы посравнению с другими субрегионами.
Свыше 60% всех прибытий иностранных туристов и 70—75% совершаемыхв мире поездок приходится на промышленно развитые страны.
В 2007г. увеличилась средняя продолжительность путешествий на 3,2%и составила 9,4 ночей (10,4 дня). На 10,6% вырос уровень рас ходов при путешествияхпо Европе, что связано с инфляционным) процессами и с переходом ряда стран наевро, который повлек повышение цен на туристские услуги. По целям поездоклидируют пляжные туры, связанные с пребыванием у воды (круизы, озерный туризм),лечебные туры и событийный туризм.
Долгосрочные перспективы развития туризма представляются специалистамоптимистическими. Согласно прогнозу Всемирной туристской организации к 2010г. вмире ежегодно будут путешествовать около 1 млрд. человек, к 2020г. — до 1,5млрд., а доходы от туризма могут составить примерно 2 трлн. дол. США.
Для 83% стран мира туризм в настоящее время является одним из пятиосновных источников дохода, а для 38% стран туризм — это главный источник дохода.Туризм занимает первое место в мире среди всех остальных секторов экономики поколичеству рабочих мест. Если в 1998г. в сфере туризма было занято 115 млн.человек, то прогнозируется, что в 2020г. в мире будет создано 550 млн. рабочихмест.
В настоящее время туризм в различных странах развит оченьнеравномерно. Преимущественно туристы выезжают из высокоразвитых стран,являющихся, по терминологии Всемирной туристской организации, странами —поставщиками туристов. В эту группу входят государства, где процент населения,выезжающего в заграничные поездки, выше десяти. Количество таких стран невелико(12—17), однако их список постоянно пополняется. До недавнего времени в их число,помимо высокоразвитых стран Западной и Северной Европы, Северной Америки иЯпонии, входили государства Восточной Европы, района Персидского залива.Сегодня их место активно занимают новые индустриальные страны, развивающиесягосударства, достигшие высокой степени развития,— Республика Корея, Сингапур идр.
Основной обмен туристами совершается между странами — поставщикамитуристов, в то же время из тех же стран формируется основной поток туристов вразвивающиеся государства. Выездной туризм в развивающихся странах представленслабо.
Все специалисты в области туризма сходятся во мнении, что в основеразития туризма лежит экономический и социальный прогресс. Более детальный анализпозволяет среди многочисленных факторов, воздействующих на развитие туризма,выделить главные: политические, экономические, социально-демографические,культурно-познавательные, научно-технические.
Политические факторы. Стабильная политическая обстановка в стране —необходимое условие функционирования туристского бизнеса. Кроме того, дляразвития туризма в той или иной стране важен тип международных отношений,сложившийся с другими государствами; состояние торгового и платежного балансаданной страны и ее партнеров; международная обстановка в мире или отдельновзятом регионе.
Экономические факторы. Рост доходов населения в экономически развитыхстранах позволяет населению этих стран больше тратить денег на путешествия.Анализ доходов туристов из ряда европейских стран позволил выявить, что вТуристском потоке почти всех стран по материальному положению преобладаютпредставители среднего класса (от 40% в Нидерландах до 59% в Италии), а такжешироко представлена категория лиц с высокими доходами (Нидерланды, Германия,Великобритания), предъявляющие спрос на высококомфортабельные условияразмещения и обслуживания.
Для населения стран с высоким уровнем жизни характерны высокиерасходы на туризм. По расходам населения на туризм все страны мира условноможно разделить на три группы:
1. расходыпревышают 500 дол. США на одного жителя;
2. расходысоставляют от 150 до 500 дол. США на одного жителя:
3. расходысоставляют менее 150 дол. США на одного жителя.
На развитие туризма значительное влияние оказывают внешнеэкономическаядеятельность государств, процессы интеграции и глобализации, происходящие вовсех отраслях мировой экономики. Это способствует росту деловой активностинаселения планеты и появлению новых видов делового туризма.
Однако такие явления в экономике, как ужесточение таможенныхформальностей, финансовая нестабильность (инфляция, стагнация), экономическиезабастовки, могут значительно сдерживать деятельность организаций индустриитуризма.
Социально-демографические факторы. На развитие туризмавлияет рост численности населения, особенно городского. Городской стиль жизни,по мнению психологов, отличают стресс, анонимность, отсутствие контактов слюдьми, отрыв от природы. В этой связи туризм для жителей городов представляетсобой поиск душевного равновесия.
Для многих стран мира характерна тенденция изменения соотношениярабочего и свободного времени. Сокращение рабочего времени одновременносопровождается повышением интенсивности труда и вероятности возникновениястрессовой ситуации. Одним из средств восстановления и поддержаниятрудоспособности является туризм. С увеличением количества свободного времени вжизни людей обозначились две главные тенденции — дробление отпускного периодаи рост непродолжительных поездок, т.е. туристские поездки, становятся менеепродолжительными, но более частыми.
Кроме того, на развитие туризма оказывают влияние такие факторы,как старение общества, более позднее вступление в брак, повышение долиодиноких людей, увеличение числа работающих женщин, откладывание рождения ребенка,рост числа бездетных семейных пар.
Увеличение средней продолжительности жизни и снижение рождаемостипривели к увеличению удельного веса пожилых людей (в 2006г. в мире насчитывалось595 млн. людей пожилого возраста). Этот сегмент рынка является оченьпривлекательным для организаций индустрии туризма, так как пенсионеры обладаютпрактически неограниченным свободным временем и относительно высокой покупательнойспособностью. Учитывая важность этого сегмента рынка, ВТО посвятила одну изсвоих конференций вопросам развития туризма для «лиц третьего возраста», входе которой был разработан ряд рекомендаций для работников туристскойиндустрии, а именно: в программах для данной группы туристов предусмотреть дополнительныемеры безопасности; медицинское обслуживание; диетическое питание; культурныемероприятия; прогулки; соответствующие возрасту физические нагрузки;предоставление ясной и четкой информации об организации отдыха.
Среди других изменений, имеющих отношение к туризму, следуетвыделить широкое вовлечение женщин в сферу общественного труда. Многие из нихстремятся сделать карьеру. Соответственно это приводит к тому, что женщиныстали позднее вступать в брак и рожать детей. Стремление получить материальнуюнезависимость приводит к тому, что быстрыми темпами растет число женщин,путешествующих с деловыми целями. Туристские организации пытаются учесть особыетребования такой группы потребителей (в некоторых отелях выделяют специальныеэтажи для обслуживания женской клиентуры, например отель «Нью-Отани» в Токио).
В крупных городах увеличивается количество одиноких людей, которыеотличаются высоким уровнем образования, стремлением к профессиональному росту,мобильностью, высокими требованиями к комфорту и качеству жизни. В настоящеевремя ряд крупных европейских туристских компаний рассматривает таких туристовкак одну из перспективных растущих целевых групп туристского рынка, создаваядля них специализированный туристский продукт.
Культурные факторы. К ним относится удовлетворение культурных, образовательныхи эстетических потребностей, что способствует развитию стремления у людей кпознанию, исследованию жизни, традиций, культуры и истории других стран инародов. Следует отметить, что приверженность к тем или иным типам организацииотдыха и соответственно удовлетворение своих культурных потребностей весьмасущественно различается по странам. Например, многие жители Великобритании(46%), Бельгии (35%), Германии (32%) предпочитают отдых у теплого моря; отдыхв городах привлекает японцев (51%), испанцев (33%), французов (25%); впутешествиях по странам проводят свой отдых жители Италии (41%) и Франции(32%).
Научно-технический прогресс. В настоящее времяблагодаря научно-техническому прогрессу уменьшается время пребывания в пути припутешествиях на дальние расстояния; совершенствуются стандарты сервисногообслуживания на транспорте, который становится все более комфортабельным дляпассажиров; появляются новые прямые авиарейсы, скоростные магистрали (автомобильные,железнодорожные) и т.д.
При обслуживании туристов используются современные компьютерныетехнологии управления, возможности глобальных компьютерных сетей, позволяющиесформировать туристский продукт для клиента в короткий промежуток времени сучетом различных тарифов и систем поощрения постоянных клиентов. Дальнейшее развитиетуризма невозможно без строительства новых и реконструкции существующихобъектов туризма с учетом последних достижений науки и техники; повышениякультуры и качества обслуживания на основе индустриализации, технологизации икомпьютеризации индустрии туризма; рационального использования имеющихсяматериальных ресурсов; применения современных технологий обслуживаниятуристов[20. с. 414].
Развитие туризма значительно зависит от информированности туристово возможных местах отдыха и путешествий. Развитие средств массовой информации иих возможностей позволило туристским организациям пропагандировать как туризмв целом, так и отдельные туристские продукты или услуги.
В ближайшее десятилетие туризм останется крупнейшим источникомсоздания новых рабочих мест в ряде регионов мира. Прогнозируется дальнейшаядифференциация предложения туристского продукта, имеющая целью все болееширокий охват потребителей с разнообразными возможностями и потребностями.Продолжится дальнейший процесс концентрации капиталов, создания крупныхинтернациональных компаний и корпораций, сохранится тенденция интеграционныхпроцессов в индустрии туризма.
Специалисты ВТО, рассматривая перспективы России в качестве туристскогоцентра, среди основных факторов развития туризма в нашей стране называютполитическую стабильность и экономический рост. В настоящее время попривлекательности предлагаемого туристского продукта Россия становится однойиз лидирующих стран, разумеется, при условии нормализации цен, развития инфраструктурыи грамотной маркетинговой политики на всех уровнях управления индустриитуризма.
1.2 Рыноктуристических услуг в г. Челябинске (Челябинской области)
С выходом наместный рынок федеральных туроператоров челябинские турфирмы стали сокращатьоператорское направление. Туристические агентства стремятся предоставитьширокий выбор направлений и услуг, поэтому сотрудничают с несколькимиоператорами сразу. При заключении договора о сотрудничестве между оператором иагентством основным требованием становится опыт совместной работы. Экспертыожидают, что введение фингарантий монополизирует рынок.
С 2006 г. на челябинском рынке действуют уже несколько туристических операторов федеральногозначения это «Натали-Турс», «Тез-тур», «Пегас-туристикс», «Ривьера».Большинство челябинских операторов предпочло прямой конкуренции сотрудничествос ними. Местный продукт всегда будет на 50-100% дороже, чем продукт монополистовроссийского масштаба. Это совершенно разные уровни, и о конкуренции не можетбыть и речи. Если число челябинских операторов постоянно сокращается, идетмонополизация рынка, то число агентств, напротив, растет. В том числе и за счетфедеральных игроков, поскольку в Челябинске и они предпочитают совмещатьоператорскую деятельность с агентской. В городе все турфирмы работают какагентства, в качестве оператора только по одному — двум выбранным направлениям.
Челябинскиетуристические фирмы переключаются на внутренний туризм.
Экспертыотмечают, что доходность туристического бизнеса постепенно снижается.Рентабельность очень маленькая. За пять-семь лет она снизилась в три раза.Постоянно повышается стоимость туров, что связано с ежегодным ростом цен на авиабилеты.За одно лишь прошлое лето топливный сбор повышали четыре раза притом, чтоначинался сезон вообще без топливного сбора. Несмотря на увеличение расходов,федеральные операторы позволяют себе значительные скидки, что и приводит кснижению доходности остальных участников рынка. У местных операторов качествообслуживания выше, поскольку поток туристов меньше, но мы не конкурентоспособныпо цене. К сожалению, клиент смотрит, прежде всего, на цену, а затем уже накачество.
Наиболееприбыльно оформление индивидуальных туров, но оно занимает небольшую часть отобщего количества путевок. Турфирмы специализируются на организациииндивидуальных туров, они составляют не менее 50% продаваемых путевок. Поприбыли это сопоставимо с организацией групповых туров: индивидуальныевыгоднее, но затратнее по времени, и ответственности больше.
1.3 Местотурфирмы “Cпутник” в рынке туристических услуг
Согласноопубликованному в 2007г. в «Деловом квартале» ТОП-листу, Челябинскоеское бюромеждународного туризма «Спутник» заняло первое место по количеству отправленныхтуристов. В I-III кварталах прошлого года «Спутник» организовал отдых 24 480человек (для сравнения: ближайший конкурент — лишь 11 500 человек). А средитуроператоров, работающих в Челябинске, по данным «Делового квартала»,лидирующие позиции занимает компания TEZ TOUR.
Специалистыутверждают, что челябинский рынок туристических услуг — один из самыхразвивающихся в России. В настоящее время на Урале работают практически всеведущие туроператоры страны. В условиях жесткой конкуренции рассчитывать науспех могут только сильнейшие и высокопрофессиональные компании. Одна из них —крупный международный туроператор TEZ TOUR.
Кактуроператор TEZ TOUR тесно сотрудничает со старейшей и крупнейшей турфирмойУральского региона — Челябинским бюро международного туризма «Спутник».Директор TEZ TOUR отмечает, что партнерство с БМТ считается очень удачным иперспективным, у «Спутника» устойчивая репутация, компания пользуется большимавторитетом у клиентов.
Работая с TEZTOUR, БМТ «Спутник» получает не только гарантированно качественный продукт, нои доступ к большому ассортименту отелей, пожалуй, самому большому на российскомрынке. Поскольку TEZ TOUR является очень крупным оператором, многие отелипредлагают компании эксклюзивные цены. От такого сотрудничества между турфирмойи туроператором в выигрыше оказывается прежде всего клиент, для которого Бюромеждународного туризма «Спутник» может предложить турпродукты на любой кошелек— от эконом— до премиум-класса. Директор по туризму БМТ «Спутник»: «Наша фирмапозиционирует себя как универсальный магазин, в котором представлена всяпродуктовая линейка на любой спрос. При планировании направлений фирмаориентируется в первую очередь на потребности клиентов, развивая многочисленныенаправления туристических услуг. Наша компания является заказчиком чартерныхрейсов в Болгарию, Грецию, Египет, Испанию, на Кипр, в Таиланд и другие страны.Лидером этого сезона, как и прошлого, остается отдых в Турции. Новинкой 2007г.от «Спутника» стал остров Крит, где мы можем предложить отдых в отеляхVIP-класса».
Помимотрадиционного массового пляжного отдыха, «Спутник» на самом высоком уровнеобслуживает индивидуальных клиентов и зарубежные группы, организовываеткорпоративные поездки, VIP-туры, детский отдых и т.д. Одним из приоритетныхнаправлений БМТ «Спутник» является прием и обслуживание туристов в г.Челябинске, а также организация экскурсий и экскурсионных туров по городу ирегиону. На сегодня туры по России занимают 40% от общего объема турпутевок.Учитывая все возрастающий спрос на отдых на Черноморском побережье, БМТ«Спутник» выкупил гостиницы в Сочи, Анапе, Геленджике, детский лагерь на берегуЧерного моря. В этом году фирма зафрахтовала на все лето три теплохода,отплывающих от Перми.
Длякорпоративных клиентов «Спутник» готов предложить индивидуальные условия.Персональный менеджер обеспечит оборудование для конференции, организуеттрансфер, забронирует гостиницу и залы для мероприятий, обеспечит визовуюподдержку и т.д. Высокая профессиональная компетентность и добросовестностьсотрудников БМТ «Спутник» позволяет компании гарантировать качество инадежность предлагаемых услуг.
2. Оценкадеятельности турфирмы “Cпутник”
2.1Определение статуса турфирмы “Cпутник” и особенности её функционирования
«Спутник»является туристической фирмой, Обществом с ограниченной ответственностью.
Спутник на рынке Челябинска с 1967 года.Основные отрасли деятельности компании — это Туроператорсая и турагентсткаядеятельность.
Время – лучшее свидетельствонадежности фирмы и качества торговой марки «Спутник».
ООО «Челябинское БюроМеждународного туризма «Спутник» функционирует на туристическом рынкеуже 41 год. За эти годы компания прошла долгий и сложный путь в своемразвитии. Было вложено не мало сил нескольких поколений сотрудников в еестановление и процветание.
В настоящее время«Спутник»- одна из крупнейших турфирм Южного Урала, ведущий туроператор пороссийским и зарубежным маршрутам. За продолжительный срок своего существованиякомпания внесла большой вклад в развитие туристической отрасли нашего региона,завоевала доверие огромного количества поклонников путешествий, открылапрелести туризма не только своим клиентам, но и дала «путевку в жизнь» многимспециалистам туристического бизнеса.
При формированиитуристского продукта «Спутник» ориентируется, прежде всего, на запросыпотребителей. Поэтому «Спутник» активно участвует в региональных имеждународных туристских выставках, проводит маркетинговое исследование рынка,участвует в научно-практических конференциях, выступает с докладами по туризму.
2.2 Основныенаправления деятельности турфирмы “Спутник” и их оценка
Палитра предложенийкомпании “Спутник”весьма широка — экскурсионные маршруты по Челябинску,Уралу, городам России; сплавы, спелеология; горный туризм; организация отдыха исанаторно-курортного лечения на территории России и за рубежом; приеминостранных туристов и гостей города; обслуживание симпозиумов, конференций иvip туристов; разработка программ для бизнесменов и администраций региона поиспользованию туристских ресурсов; участие в программах социально –экономического развития промышленных предприятий, учреждений культуры, ВузовЧелябинской области и региона.
Одним из ведущихнаправлений компании является прием российских и иностранных граждан на Урале.Экскурсионные туры по Уралу призваны познакомить туристов с выдающимисядостижениями уральских мастеров, с историей и культурой нашего края, показатьособую уникальность и неповторимость природы Урала.
Процесс формирования туристскогопродукта (туров, экскурсий и т. д.) дело, требующее творческой деятельностивысококвалифицированных специалистов. Поэтому сотрудники «Спутника» постоянноповышают свою квалификацию путем проведения специализированных туров по странеи за рубежом, семинаров, тренингов по деловой коммуникативности и занятий спсихологом.
Главные преимущества«Спутника»– стабильные темпы развития предприятия; внедрение новых технологий;высокая квалификация специалистов; информационное обеспечение экскурсий новейшимидостижениями в исторической, природоведческой, культурологической ипсихологической науках.