Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Височные кольца и бусы как украшение женского славянского костюма

Содержание
Введение
Глава1. Височные кольца
Глава2. Бусы
Заключение
Приложения

Введение
Душуи жизнь человека в глубокой древности охраняли металлы и драгоценные камни. Славянскиеязыческие мифы роднят золото и серебро с солнечным светом и молниями Перуна. Этимдрагоценным металлам приписывали способность отгонять нечистую силу и приноситьздоровье, долголетие, красоту.
Всё,что мы называем теперь «украшениями», в древности имело религиозный, магическийсмысл, да и сегодня утратило его не вполне. Украшение в древности надевалось нетолько и не столько «для красоты» (хотя и для этого тоже), сколько в качествеамулета, священного талисмана— по-русски «оберега», от слова «беречь»,«оберегать». Такими оберегами во всех культурах мира принято «защищать» особослабые, незащищённые участки тела – горло, виски, запястья и так далее.
Приэтом древнеславянский женский наряд включал в себя (как, впрочем, и нарядтеперешних женщин) гораздо больше украшений, нежели мужской. С древнейших,поистине пещерных времён женщина была объектом едва ли не религиозного поклонениясо стороны мужчины.
Во-первых,женщина рожает детей. Как это на первый взгляд ни удивительно, о роли отца врождении ребёнка человечество достаточно долго имело довольно смутное представление.Древние люди считали — женщина рожает детей не потому, что у неё есть муж: этосвященный дух предка входит в её тело, чтобы вновь воплотиться. О подобныхверованиях древних славян недвусмысленно говорят некоторые обычаи, кое-гдесохранившиеся среди русского населения до начала XX века (только причина ихбыла уже позабыта).
Современныебиологи пишут, что именно женщина хранит «золотой фонд» генов своего племени,нации, расы; мужчина как биологическое существо гораздо более подверженвсяческим изменениям. Древние люди изложили это наблюдение языком мифа — мифа одуше предка.
Во-вторых,именно женщина оказывается носительницей древней мудрости племени, его мифов илегенд. Основная часть русских былин записана от «сказительниц», а не от «сказителей».
Однимсловом, в глазах наших предков язычников-славян женщина была существом кудаболее священным, чем мужчина. Её, как и всё священное, требовалось особеннобережно охранять. Именно поэтому в русской культуре, как и в культуре любогонарода мира, обилием украшений (или оберегов) отличается именно женский наряд.
Характерныеразличия культур разных народов, племён, семейств, живущих на различныхтерриториях, прослеживаются и в их украшениях. Среди излюбленных украшенийДревней Руси всегда бытовали височные кольца и бусы, особенности которыхразнились в зависимости от конкретной территории проживания, конкретногоплемени.

Глава1. Височные кольца
Учёныепишут, что славяне, расселявшиеся в  VI—  VII веках по лесной полосе ВосточнойЕвропы, оказались оторваны от традиционных мест добычи цветных металлов.Поэтому вплоть до VIII века у них не выработалось какого-то особого, только имприсущего типа металлических украшений. Славяне пользовались теми, что бытовалитогда по всей Европе, от Скандинавии до Византии. Однако славянские мастера никогдане довольствовались подражанием образцам, перенятым от соседей или привезеннымкупцами и воинами из чужедальних земель. В их руках «общеевропейские» вещискоро обретали такую «славянскую» индивидуальность, что современные археологиуспешно определяют по ним границы расселения древних славян, а внутри этихграниц — области отдельных племён. Но и процесс взаимного проникновения,взаимного обогащения культур не стоял на месте, благо в те времена не былострого охраняемых государственных границ. И вот уже иноземные кузнецыкопировали новый славянский фасон и тоже по-своему его претворяли, а славяне продолжалиприсматриваться к веяниям «зарубежной моды» — западной и восточной.
Всё это относится и к своеобразнымукрашениям женского головного убора, укреплявшимся обычно возле висков. Из-затакого способа ношения археологи называют их «височными кольцами». К сожалению,древнеславянское слово нам пока не известно.
Височные кольца — это наиболеехарактерное украшение славянских женщин. Именно по ним можно было отличитьженщин разных племен. Их делали из серебра, бронзы, меди. Все кольца можноразделить на четыре группы:
1.        проволочные, кудавходят украшения, согнутые в виде простого кольца или более сложной фигуры изболее или менее тонкой проволоки;
2.        щитковые — укоторых проволока раскована местами в пластинки;
3.        лучевые илопастные — литые украшения, состоящие из полукольца-дужки и пластинчатойфигурной части;
4.        бусинные — состоящие из проволочного кольца с нанизанными на них бусинами.
Какпоказали раскопки, височные кольца носили в Западной и Восточной Европе, наСевере и на Юге. Носили с древнейших времён — и тем не менее к VIII—IX векам ихстали считать типично славянскими украшениями, такой популярностью они началипользоваться среди западнославянских племён.
Постепенномода на височные кольца распространилась и к восточным славянам, достигнув уних наивысшего расцвета в XI—XII веках.
Славянскиеженщины подвешивали височные кольца к головному убору (девичьему венчику, повоюзамужней) на лентах или ремешках, красиво обрамлявших лицо. Иногда кольца вплеталив волосы, а кое-где даже вставляли в мочку уха, как серьги, — об этом поведалинаходки в кургане XII века в Вологодской области. Там же, на северо-востокеславянских земель, из маленьких проволочных колец (учёные называют их«перстнеобразными») порою составлялись ожерелья в виде цепей. Иногда жевисочные кольца, нанизанные на ремешок, образовывали венец вокруг головы. Ивсё-таки большинство из них носилось так, как и полагается по названию, — увисков.
Височные кольца и серьги – дверазличные по происхождению категории. Серьги изначально украшают ухо. Височныекольца изначально являются украшением девичьих волос, а в уборе замужнейженщины, входят в состав конструкций, имитирующих волосы и имеющих, какправило, ленточную форму. Лента украшала девичью косу, затем, когда волосыубирались, лента становилась основой для нанизывания украшений.
Нарядславянской женщины менялся, смотря по тому, к какой возрастной группе она вданный момент принадлежала. Касалось это и украшений, в частности височныхколец.
Девочки-подростки,ещё не вошедшие в возраст невест, совсем не носили височных колец или, вкрайнем случае, носили самые простенькие, согнутые из проволоки.Девушки-невесты и молодые замужние женщины, понятно, нуждались в усиленнойзащите от злых сил, ведь они должны были беречь не только себя, но и будущихмладенцев — надежду народа. Их височные кольца, поэтому особенно нарядны имногочисленны. А пожилые женщины, переставшие рожать детей, постепенно отказывалисьот богато украшенных височных колец, передавая их своим дочерям и вновь меняяна очень простые, почти такие же, как у маленьких девочек.
Проволочные височные кольца размеромс браслет носили женщины племени кривичей (верховья Днепра, Западной Двины, Волги,междуречье Днепра и Оки). Один конец такого кольца иногда сгибался в петелькудля привески, второй заходил за него или завязывался. Кольца эти так иназываются «кривичскими». Носили их обычно по шесть штук (по три с каждойстороны). Образцы с завязанными на две стороны концами относятся к X — началуXII в. Браслетообразные кольца из двойной проволоки с завязанными концамиявляются этноопределяющим признаком смоленских и полоцких кривичей. Псковскаягруппа кривичей не знала этого типа украшений.
Похожиенайдены и на северо-западе территории новгородских словен, только надевали ихпо одному, реже по два с каждой стороны лица, и кончики колец не завязывались,а скрещивались. В X—XI веках к проволочным кольцам здесь иногда привешивали нацепочках бубенцы и треугольные металлические пластинки, порой даже в несколькоярусов. А вот у словен, живших в городе Ладоге, в середине IX века вошли в модукольца со спиральным завитком, обращённым наружу. Нельзя исключить, что онипопали туда с южного берега Балтики, со славянского Поморья, с которым ладожанеподдерживали тесные связи. «Северянские» проволочные височные кольца отличалисьот них тем, что завиток превратился в широкую, плоскую спираль.
Совсеминаче выглядели височные кольца с бусами, нанизанными на проволочную основу.Иногда металлические бусины делались гладкими и разделялись проволочнымиспиральками — такие кольца любили не только славянки, но и женщиныфинноугорских народов. В XI—XII веках это было излюбленное украшение вожанок(потомки древнего племени водь и сейчас  живут недалеко от Санкт-Петербурга).
Новгородскиеженщины XI—XII веков предпочитали височные кольца с бусинами, украшеннымимелкой зернью — металлическими шариками, напаянными на основу.
Вплемени дреговичей (район современного Минска) крупную серебряную зерньприделывали к каркасу бусин, сплетённому из медной проволоки. В Киеве XII векабусины, наоборот, делали ажурными из тонкой филиграни.
Конечно,никто не утверждает, будто в каждом из этих мест носили только какой-то одинтип височных колец, — речь идёт лишь о его преобладании. Например, кольца скрасивыми филигранными бусами долго считались типично киевскими. Однако затемпочти такие же были обнаружены в курганах Ростово-Суздальской земли и иныхрайонах Северо-Западной и Северо-Восточной Руси. И стало ясно — это простоизделия высококвалифицированных городских ремесленников, предназначенные длязнатных и богатых людей, а частично и на продажу.
Втех же самых местах вместо ажурных металлических бус нередко нанизывали болеедоступные — стеклянные, янтарные, реже каменные. Попалась археологам дажепросверленная вишнёвая косточка, которую, надев на проволочку, какая-тославянская красавица носила на виске, а может, и в ухе, как серьгу (в целом удревних славян серьги особой популярностью не пользовались, появляясь обычнокак подражание иноземной традиции).
Выделяются типы бусинных колец:однобусинные, трехбусинные и многобусинные. Наиболее древним типом являетсяоднобусинный полихромный. Эти небольшие кольца диаметром 1,5 — 2 см с нанизаннойстеклянной или каменной бусиной, датируются Х — ХI вв. В Новгороде они найденыв слое конца X — середины XI в.
Трехбусинные височные кольца состоятиз проволочного круглого стержня, на который надеты три бусины, разделенныесканой проволокой, спирально обмотанной вокруг стержня и укрепляющей бусины.Трехбусинные кольца являлись типично городким женским украшением XII — серединыXIII в.
Лучшими их образцами считаютсязолотые и серебряные филигранные изделия, хорошо известные по древнерусскимкладам. В подражание им возникли литые украшения, похожие по форме наоригиналы, но исполненные не такой трудоемкой техникой и из недорогихматериалов. В древнерусских курганах трехбусинные кольца распространены весьманеравномерно. В большинстве земель они встречаются редко. Исключение составляюткурганы Ростово-Суздальской земли, где эти украшения получили сравнительноширокое распространение уже в XI в. В городских слоях Новгородастратиграфически они распределяются от рубежа X-XI вв. до середины XIV в.
Височные кольца с бусинами,состоящими из одного-двух рядов крупной зерни являются довольно ранними и могутбыть датированы ХI-ХII вв. Узелковые височные кольца с бусами, сплетенными изнескольких рядов тонкой проволоки встречаются в сельских курганах также в ХI — ХIIвв. В Новгороде подобное кольцо обнаружено в слое второй четверти XI в.Зернено-филигранные височные кольца с бусами разного узора, выполненного тонкойпроволокой или украшенные зернью, датируются ХII-ХIII вв.
Многобусинные височные кольца состоятиз проволочного стержня, на который надеты гладкие полые бусины, их числоколеблется от 5 до 12. Височные украшения этого типа были наиболее широкораспространены в конце ХIII-ХIV в. в северо-западной части Новгородской земли.
На северо-западе ареала расселениявосточных славян, у новгородских словен характерной этноопределяющей детальюженского костюма являлись ромбощитковые височные кольца. Это проволочные воснове кольца, имеющие по несколько ромбических раскованных расширений илищитков. Щитки украшены чеканным узором в виде ромбов и крестов, состоящих изпунсонных кружочков. Наиболее ранние образцы этих колец относятся, видимо, кконцу X в. Особенность ромбощитковых колец XI в. — первой половины XII в. — завязанные концы. Более поздние образцы ХIII-ХIV вв. частью утрачиваютромбические очертания щитков и характерный крестовый узор — щитки приобретаютовальные очертания, в центре их появляются полукруглые выпуклости, замокоформлен в виде втулки.
Только в Новгороде устраивали щитокна одном конце проволоки, а другой конец заводили за него либо (позже)вставляли в специальное отверстие, а в Смоленске концы завязывали или соединялинаглухо пайкой. Ромбощитковые височные кольца встречаются и в районах,непосредственно прилегающих к Волге и по ее левым притокам, что служит одним издоказательств освоения этой территории новгородцами.
В северо-западной части Новгородскойземли почти нет завязанных колец, но бытуют местные варианты с многояруснымитрапециевидными или подтреугольными подвесками.
Стечением столетий менялись и сами кольца, и узор на щитках. И это, в частности,помогло археологам точнее проследить путь расселения славянских племён. Женскиеукрашения, найденные в курганах, ясно показывают, как продвигались новгородскиесловене на северо-восток и как вместе с соседями — смоленскими кривичами —осваивали они Поволжье.
Авот торговцы разносили недорогие и красивые кольца совсем по другимнаправлениям: на юго-запад Руси, в Финляндию, на шведский остров Готланд. Недаромархеологи спорят о том, что именно отражает территория распространения тех илииных разновидностей височных колец — расселение племён или всё-таки рынок сбытау ремесленников?.
Вотпример того, какой своеобразный колорит приобретала в руках славянских мастеровлюбая «общеевропейская» вещь. Полторы тысячи лет назад по всей Западной Европедо самой Скандинавии распространилась из Византии мода на драгоценные подвески,представлявшие собой незамкнутые кольца, украшенные несколькими гроздьямизерни. Носили их и западные славяне. Кузнецы племени радимичей, к которымподобные кольца нет-нет да и попадали от соседей, не просто скопировалиобразец. Гроздья драгоценной зерни они заменили литыми зубцами, украшенными имитациейзерни. Быть может, им что-то подсказал узор, на миг возникающий, когдаразлетается капля воды? Или это сияние, расходящиеся лучи? Трудно сказать.Однако после замены зерни литьём украшение, которое прежде могли позволить себетолько хозяйки богатых домов, сделалось общедоступным. Уже в VIII—IX веках оностало характерной принадлежностью радимичского племенного наряда.
Междутем к востоку от радимичских территорий жило племя вятичей, тоже славившеесяискусными кузнецами. Судя по всему, им особенно приглянулись кольца, зубцыкоторых были увенчаны одной или несколькими серебряными «капельками». В течениевсего IX века в их руках эти «капельки» меняли размеры и форму, постепеннопревращаясь в плоские расширяющиеся лопасти. И к XI веку на обширныхпространствах от современного города Орла до Рязани, в окрестностях будущейМосквы женщины носили своеобразные височные кольца, которые археологи так иназывают «вятичскими».
Ихлопасти, округлые поначалу, постепенно становятся «секировидными», затем ивовсе начинают смыкаться. Замечено, что вятичские кольца очень нравились в другихплеменах. Например, на соседней территории кривичей они найдены вперемешку сместными образцами и даже продетыми в кривичское щитковое кольцо. Что, если ихносила женщина, чей муж был из вятичей? А может быть, она купила их или принялав подарок? Об этом остаётся только гадать.
Перстневидныекольца загнутоконечные и с заходящими концами встречаются в древностях всехславянских племен и не могут считаться этноопределяющим признаком какого-либоиз них. В погребениях их обычно находят от 1 до 10 экз. По-видимому,перстневидные кольца вплетали в волосы, составляя часть девичьего убора. Кольцас эсовидным завитком считаются характерным признаком западных славян. Есть онии в древностях южных славян. У восточных славян этот тип встречается редко (удреговичей, радимичей) и свидетельствует о западных связях этих районов.
Перстневидныевисочные кольца сплошные, со спаянными концами характерны для племени древлян.Они встречаются в большом количестве в Волынских курганах. У остальных племенони редки.
Средипроволочных височных колец выделяется также своеобразная группа 5-видныхспиральных колец -характерный этноопределяющий признак племени северян. Онираспространены в среднем течении Десны, в бассейне Сейма и верховьях Сулы. Вобласти расселения дреговичей в курганных древностях ХI — ХII вв. обычнымиявляются перстневидные височные кольца с заходящими в полтора оборота концами.Они встречаются и в древностях древлян и волынян.
В области расселения радимичей ХI-ХIIвв. в Посожье этноопределяющим признаком являются семилучевые височные кольца.Кольца эти местные, состоят из полукольца — дужки для прикрепления к волосам ипластинки с пятью или семью зубцами по верхнему краю и пятью или семью лучами,отходящими от этой пластинки вниз. Верхние зубцы имеют треугольную форму,нижние также имеют вытянутую треугольную форму, заканчивавшуюся шариками ложнойзерни. Вне радимичской территории семилучевые височные украшениянемногочисленны. По общим очертаниям радимичские кольца близки к височнымукрашениям вятичей. Существует переходная форма от лучевых к лопастным кольцам.У них верхний зубчатый край вогнут (как у лучевых), а расширяющиеся внизлопасти имеют каплевидные завершения. Сходство племенных украшений вятичей ирадимичей перекликается с летописной легендой о том, что родоначальники этихплемен Радим и Вятко были братьями.
Некоторые исследователи называют этоттип «деснинским», однако распространен он был в районах, далеко отстоящих другот друга, и характерен для Х-ХI вв. С XI в., а особенно в ХII — ХIII вв. вобласти расселения вятичей широкое распространение получили семилопастные илипятилопастные и трехлопастные височные кольца. Выделяются различные типысемилопастных колец: простые, сростнозубцовые, решетчатые, подзорчатые,загнутые, ажурные и кружевные.
Редко встречается такой тип височныхколец, как «кудреватые», их проволочная основа сплетена в нижней частиспиралькой из тонкой проволоки, образующей ажурную муфту. На территорииВосточной Европы найдено около десятка таких колец. Вероятно, на Русь они былизанесены с Запада. В Новгороде два подобных кольца обнаружены в слое конца X-второй половины XIII в. Возможно, небольшие лунницеобразные височные кольца,имитирующие плетение, являются подражанием «кудреватым». Они полые внутри, сажурными петлями по краю. В Новгороде такое кольцо найдено в слое середины XIIв. Аналогичные украшения известны во владимирских и костромских курганах.
Височные кольца в небольшомколичестве встречаются не только в деревенских курганах, но и в древнерусскихгородах домонгольского периода. Находки этих украшений в четко датированныхслоях Новгорода позволяют уточнить датировку курганных древностей. Онисвидетельствуют о постоянном пополнении городского населения за счет жителейдеревни. Глава 2. Бусы
Слово«бусы» в современном значении начало употребляться в русском языке с XVII века,до тех пор, по всей видимости, славяне называли эту разновидность украшения«ожерельем», то есть «тем, что носят вокруг горла». Археологи часто так и пишутв своих работах: «… найдено ожерелье из бус».
Всамом деле, нитка зачастую очень крупных (около 1,5 см в диаметре) бус, однотипныхили разных, современному человеку напомнит скорее именно ожерелье, а не тебусы, что носят теперь. Бусы должны были отгонять силы зла, а душу наоборотудерживать в теле.
Вдревности бусы являлись любимым украшением женщин из северных славянскихплемён, у южных они были не так распространены. Были они в основном стекляннымии до IX—X веков большей частью привозными, так как собственное стеклоделие уславян только налаживалось и не могло удовлетворить массовый спрос. В древнемторговом городе Ладоге в слое VIII века найдены кусочки шлака, что образуетсяпри варке стекла, а также недоделанные, бракованные бусины. Это обнадёжилоисследователей, они начали искать остатки мастерской местного стеклодела —«стеклу кузнеца».
Вскореим попались маленькие огнеупорные тигли, но на проверку они оказались предназначеныдля литья бронзовых украшений. Позже, однако, в том же слое были обнаружены«залежи» кварцевого песка, причём в таком месте, куда этот песок мог бытьперенесён только руками человека: спрашивается, зачем, если не для варки стекла?.
Учёныеспорят: одни требуют неопровержимых доказательств, другие говорят, что всенеобходимые доказательства уже найдены. Время появления собственногостеклоделия в Ладоге, таким образом, предстоит уточнить. Но вот то, что именночерез эти места везли из-за Балтийского моря в Северную Русь импортныестеклянные бусы и продавали, быть может, даже на вес, — это факт установленный.Известно также, что ещё в пору написания первых летописей в Ладоге делались«археологические находки»: река, подмывая берег, во множестве выносила на свет«стеклянные глазки» неведомого происхождения. Одни бусины попали на волховскиеберега из Средней Азии, другие с Северного Кавказа, третьи — из Сирии,четвёртые — вовсе с Африканского континента, из египетских мастерских. Самоеинтересное, что везли их сюда не восточным путём, через Русь, а, наоборот, поводным магистралям Западной Европы — через земли западных (Словакия, Моравия,Чехия) и балтийских славян, владевших выходами в море.
Образцытаких бус найдены и в Скандинавских странах, в торговых центрах, известных в тевремена по всему балтийскому «Средиземноморью»: в городах Хедебю и Бирке, наострове Готланд, Сюда везли бусы, продавали их друг другу и местному населению купцы— славянские, скандинавские и прочие. А, начиная с IX века в этих городах кромепривозных бус находят и явно сделанные на месте.
В глубокую старину на территориинынешней России, как и во всем мире, для изготовления бусин использоваликамень, металл и т.д. Стеклянные бусины появились на Руси уже в домонгольскийпериод. Славяне в I тыс.н.э. вообще были знакомы со стеклом только поукрашениям: бусам и подвескам.
Бусинки древнерусского производстваотличались от привозных цветовой гаммой. Они были коричневые, фиолетовые,синие, бирюзовые, желтые. Как правило, это бусы среднего размера, изпрозрачного стекла, без декора. Исключение составляют золоченые бусы.
Первые на территории Руси стекольныемастерские появились в ХI веке в Киеве. В них производили сосуды, смальту длямозаик, бусы. Образцы изделий были иноземными, да и обучали русских людейремеслу заморские мастера. В то время сильно сказывалось влияние БлижнегоВостока, Византии. Но скоро произведения русских мастеров приобрели особые,самобытные черты. По некоторым свидетельствам, их работы не уступали покачеству венецианскому стеклу. Позднее бусы стали делать в Новгороде, Полоцке,Рязани и других городах.
Древняя Русь – царство стеклянных бус:доля их среди найденных в раскопках превышает 2/3. Оставшуюся треть составляютвсе остальные виды бус: янтарные, из сердолика, хрусталя, аметиста. Кроме того,встречаются бусы из кости, глины, бронзы, серебра, золота. Совсем редко враскопках того периода находят жемчуг, хотя из документов известно, что уже вХI веке одежду украшали жемчужной вышивкой.
Учёныеделят древние бусы на огромное количество видов, групп и подгрупп. Некоторыебусы мастера делали из отрезков стеклянных палочек, имевших несколько слоев —всего чаще жёлтый, белый, красный. «Стеклу кузнец» раскалял палочку до мягкогосостояния, отделял щипцами кусочек и прокалывал его острой иглой по слоям илипоперёк. В других случаях основу крупной бусины приготавливали из стеклавсевозможных смешанных оттенков (иногда таким образом в дело шли переплавленныеостатки бракованных бус).
Затем,если требовалось, на основу «наматывали» тонкий слой стекла чистого, красивогоцвета: жёлтого, синего, красного, зелёного, фиолетового, белого, какого угодно (освоивприготовление стекла, славяне очень скоро выучились окрашивать его, используяминералы, залежи которых находились на их территории). А дальше в бока пышащейжаром бусины вплавляли всё новые кусочки многослойных прутков, но на сей разтаких, у которых цветные слои чередовались концентрическими кругами, наподобие древесныхколец.
Получавшиесяузоры археологи называют «глазками»: действительно, к примеру, красноепятнышко, окружённое белым, зелёным и жёлтым ободками, напоминает глазок.
Естьпредположение, что «глазки» отвечали не только эстетическим целям. Некоторыеисследователи полагают, что подобные бусины (а они довольно строго одинаковы помассе) могли служить разновесами: часть их проколота не до конца, у некоторыхотверстия вообще залиты свинцом. Такие бусины были найдены среди наборов гирек,рядом со складными весами.
Выдвинутадаже гипотеза: а не являлось ли количество «глазков» обозначением достоинствабусины-гирьки? А может быть, до распространения монет местной чеканки, ихиногда использовали как деньги?.
Существовалитакже позолоченные и посеребрённые бусы. Техника серебрения и золочениястеклянных изделий, в том числе бус, была освоена мастерами египетского города Александрииещё до нашей эры. Спустя века ниточка традиции дотянулась и до Северной Европы.
Славянские«стеклу кузнецы» специальными приёмами на стеклянную основу бусины наносилитончайшие лепестки серебряной или золотой фольги, а чтобы покрытие нестиралось, сверху его защищали новым слоем стекла.
ПослеVI века нашей эры, когда производство бус стало массовым и носить их начала всяЕвропа, ремесленники стали экономить драгоценное золото и покрывали все подрядбусины более дешёвым серебром, а чтобы придать им вид «золотых» — обливалисверху прозрачным светло-коричневым стеклом.
Доконца IX века среди ладожских находок встречаются настоящие позолоченныебусины, но очень скоро начинают в огромном количестве попадаться откровенныеподделки: вместо фольги стали употреблять стекло, окрашенное в «золотой» цвет солямисеребра.
Аещё славяне очень любили бисер. Изготавливали его самых разных цветов: жёлтый(ярко-жёлтый и лимонный), зелёный, бирюзовый, васильковый, сероголубой,молочно-белый, розовый, красный. Арабские путешественники упоминают, чтозелёные бусы (бисер) считались у славян весьма престижными и были признакомбогатства.
Попадаетсяархеологам и «позолоченный» бисер (в Рязано-Окском районе с начала нашей эры ипо VIII век он был вообще основным видом бус). Учёные пишут, что делали бисериз стеклянных трубочек диаметром 5—7 мм: сперва намечали бисерины щипцами,потом отделяли острым лезвием. Затем помещали в горшок, перемешивали с золойили мелким песком и вновь нагревали. У части бисерин (у трёх-четырёх на каждуюсотню) при этом заплывали отверстия, предназначенные для нити, но затоостальные делались гладкими и блестящими.
Поматериалам IX века выявлены устойчивые комплексыукрашений различных племенных групп. Славянки кривичи носили ожерелья иззолочёных и посеребрённых стеклянных бус, новгородские славяне — многогранныехрустальные и стеклянные, а также серебряные. Вятичи носили бусы из розоватыхбипирамидальных и белых шарообразных хрустальных или стеклянных бусин, ихдиаметр составлял 10-15 мм. Самые большие были до 2 см.  В Прибалтике носилибусы из янтаря и из ракушек каури.
Характернейшимдреговичским украшением можно считать ажурные цилиндрические бусы, украшенныекрупной зернью (так называемые бусы минского типа).
После монголо-татарского нашествия,прервавшего развитие ремесла на Руси, стеклоделие возрождается сначала на территориисовременной Украины, а затем и России. Петр 1, в стремлении сблизить Россию сЕвропой не только внедрял европейские порядки одежду еду и прочее но и поставилпод наблюдение иностранцев русских мастеров художественных промыслов
Ввоз бисера в Россию постоянноувеличивался, больше становилось и привозных образцов. Изделия из бисера тогопериода составляют гордость русского прикладного искусства, несмотря на то, чтои материал, и образцы были иностранными. Даже в 1753-1768 годах, в периодработы Ломоносовской фабрики в Усть-Рудице, производимые на ней бисер истеклярус составляли лишь небольшую часть используемого в России. В отличии отдругих европейских стран, в России изделия из бисера почти не предназначалисьдля торговли. Рукоделие было домашним занятием. На продажу изделия производилив монастырях да изредка крепостные в небольших мастерских.

Заключение
Археологическиераскопки дают на сегодняшний день довольно много материала для исследованийкультуры и быта Древней Руси, но тем не менее для создания полной картины этогоматериала далеко недостаточно.
Языческиекульты и верования славян изучены слабо по причине массового уничтоженияязыческого наследия в эпоху расцвета русского православия. По этой причинеутрачены объяснения многих явлений и особенностей культурной жизни русскогонарода.
Сегодняникто с абсолютной уверенностью не может сказать, что означали те или иныеразличия в одежде и украшениях различных племенных групп славян, откудапроистекают традиции народного костюма жителей той или иной территории ДревнейРуси. Ясно только то, что такое объяснение несомненно есть.
Посколькукорни происхождения украшений кроются в их магическом предназначении, то длярасшифровки смысла их формы, цвета, орнамента требуется более полнопредставлять культурный и религиозный мир славянского племени. Однако насегодняшний день таких знаний мало для выдвижения и подтверждения научныхгипотез. Поэтому точного и общепринятого объяснения этноопределяющих различийславянских украшений в современной науке пока нет.

Списоклитературы
1. ГоликЮ.В. История славянской культуры. М., 2005.
2. ЗеленинД. К. Восточнославянская этнография. М., 1991.
3. ЮнВ.Г. Древняя Русь. М.,1988.

Приложение1.
 
Височныекольца
(суказанием места раскопок)
/>
 
Местараскопок:
 
1- курган у д. Засторонье;
2- Новгород;
3- курган у д. Волгово;
4- курган у д. Смедово;
5- курган у д. Павлов Погост;
6- курган у д. Арефино Смоленской обл.;
7- курган у д. Малая Каменка;
8- 12 — Новгород;
13- Владимирские курганы;
14- Новгород;
15- 16 — Зарайский клад;
17-18- Новгород;
19- курган у д. Волхово;
20- Княжая Гора;
21- курган у д. Гнездово;
22- Белевский у.;
23- курган у д. Глубочек;
24- Новгород;
25- Владимирские курганы ;
26- фунтовый могильник у д. Малая Калинка;
27- курган у д. Гочево;
28- 29 — Новгород.

Приложение2.
 
Височныекольца и бусы из погребения вятичей, Московская обл.
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.