Реферат по предмету "Социология"


Социальная работа в школе 3

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Социальная работа в школе
Курсовая работа

студентки I курса

заочной формы обучения

Линёвой Светланы Игоревны.

Научный руководитель:

доцент кафедры социальной работы

Михельсон Р.Ф.

Петрозаводск 2010

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.

Введение……………………………………………………………………………………3-6
Глава I. Теоретические основы социальной работы в общеобразовательной школе

1.1. Актуальность социальной работы в школе в современных условиях…………………………………………………………………………………….7-19

1.2. Основные цели, задачи, принципы, формы и методы организации социальной

работы в школе ………………………………………………...........................................19-25

1.3. Деятельность социальной службы в школе………………………………….…… 25- 28
Глава II. Содержание работы социального педагога в школе

2.1. Анализ социально- педагогической деятельности в сельской средней общеобразовательной школе ……………………………………………… ……………..28-34
Заключение.………………………………………………………….…………………… 35
Библиографический список использованных источников и

литературы …………………………………………………………………………………36-37

Введение.
В научных работах и исследованиях, В.И.Курбатова1, П.Д.Павленок2, А.И.Кравченко3, М.В.Фирсова4, Е.И.Холостовой5 и других ученых, посвященных изучению социальных процессов, в том числе и социально-педагогических технологий, раскрыты сущность, многообразие форм, методы и классические и инновационные технологии самой социальной работы в различной социальной среде (городе, деревне), в том числе и в сфере образования.

Как и в других странах мира, в Российской Федерации социальная работа в сфере образования имеет глубокие и давние традиции. Можно считать становление социальной работы и ее развитие в России изначально было более проблематичным, чем за рубежом: трудности становления заключались в утрате традиций милосердия, благотворительности в обществе.

Актуальность темы определяется особой значимостью в настоящее время социальной работы в Российской Федерации с населением и, в частности, социальной и социально-педагогической работы с детьми. В свете реализации действующего законодательства в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты, а также решения социальных проблем, социальная работа в школе все более актуальна.

Так, например, в работах Панова А.М., Фирсова М.В., Холостовой Е.И. и других определена неотъемлемость осуществления социальной работы в системе образования.

Объект: роль социальной работы в школе.

Предмет: влияние разного уровня проведения социально-педагогических мероприятий (далее-социальных) в общеобразовательной школе на социальное становление личности обучающихся, воспитанников.

Цель данной работы определена как изучение роли и анализ необходимости осуществления эффективной социальной работы в школе.

Задачи:

1. Проанализировать работы и научные исследования современных ученых по вопросу организации и содержания социальной работы в системе образования, в школе, в частности.

2. Выявить современного состояния социальной работы в целом в системе образования и в школе, в частности.

3. Рассмотреть проблемы, связанные с необходимостью социальной работы в общеобразовательной школе: цели, задачи социальной работы в школе, основные принципы организации работы, формы и методы.

4. Определить роль социальной службы в школе и изучить содержание и основные направления деятельности социального педагога и социального работника в школе.

5. Провести научно-практический анализ состояния социальной работы в общеобразовательной школе с учетом ее влияния на социальное становление личности школьника.

От решения многих вопросов в современном обществе зависит чувство социальной защищенности и благополучия граждан, особенно влияют на этот процесс динамичность, конфликтность, а зачастую и неопределенность развития современного гражданского общества. И, в первую очередь, это касается детей, подростков, молодежи. Эта категория граждан является объектом самого пристального внимания.

Анализируя работы ученых В.И.Курбатова, Е.И.Холостовой и других, можно выделить ряд основных проблем, связанных с необходимостью социальной работы в системе образования. К проблемам первого уровня можно отнести проблемы, порожденные самой системой образования: уровень требований к знаниям, умениям и навыкам в начальной школе неукоснительно растет, а ребенку, порой, не хватает предыдущего опыта, элементарных знаний и психологической готовности к начальному школьному обучению; расширяются функции и школьного образования; имеет место недостаточный контроль качества полученных знаний, интенсивная нагрузка в школе,- все это может вызывать стрессовые ситуации у детей, приступивших к системному освоению знаний.

Ко второму уровню проблем можно отнести социальный статус семьи и условия проживания ребенка (много малообеспеченных и проживающих ниже уровня бедности, педагогически запущенных, неполных или социально неблагополучных семей).

Проблемы третьего уровня порождены способами взаимодействия участников образовательного процесса: учителей, учеников, родителей, педагогического коллектива и других заинтересованных сторон.

Также имеет место ряд психофизиологических проблем, связанных с нарушениями здоровья и личностного развития детей (например, низкая работоспособность, частичное отставание в развитии высших психических функций и т.д.). Результатом длительных воздействий неблагоприятных социальных факторов, неправильного воспитания в семье, искажающего психического развития ребенка или затяжных психотравмирующих ситуаций является проблема патохарактерологического развития. Еще одна проблема- это последствия перенесенного физического или психического насилия, повреждающего психобиологического фактора, нарушающего психическое и физическое развитие ребенка. Проблемы нарушения прав детей, психического или физического насилия становятся все более актуальными в последние годы. Только недавно стала признаваться проблема распространенности сексуального насилия детей, не достигших совершеннолетия.

Таким образом, эти факторы вызывают у детей нарушение эмоциональной, а далее, возможно, и волевой сферы личности ребенка. Решение социальных и социально-психологических проблем в сфере образования с первых шагов начала обучения и до окончания школы и переход к взрослой жизни, когда начинается освоение различных социальных ролей, — очень важная задача при планировании и реализации мероприятий социального характера.
Глава I. Теоретические основы социальной работы в общеобразовательной школе.
1.1. Актуальность социальной работы в школе в современных условиях
Образование является важнейшим фактором развития социальных процессов в нашей стране, осуществляющим социальную и правовую защиту личности, обеспечивающим активное развитие личности, способной к позитивной саморегуляции, реализующей широкое сотрудничество со всеми элементами микросоциума. В состав обширного социального института образования входит школа, которая является одной из приоритетных сфер социальной работы и относится к числу неотъемлемых атрибутов современного общества.

Большую часть своего детства ребенок проводит в школе, школьной среде. Здесь происходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка — это не просто учреждение, где он получает необходимые знания по разным предметам, а то место, где ребенок осваивает различные социальные роли, готовит себя к взрослой жизни. В определенной степени успех, чувство удовлетворенности своей жизнью, ощущение счастья будет определяться у него в будущем тем, как он прошел процесс социализации в школе, какие знания сумел приобрести.6 Объектами социальной работы в школе являются не только ученики, но и уровень их успеваемости, ценностные ориентации, состояние здоровья, поведение, а также семья. В силу того, что ценностные ориентации, состояние здоровья, другие факторы и характеристики определяется семьей, семейным укладом и семейными традициями, педагогам приходится взаимодействовать и с родителями, и с ближайшим окружением ребенка.

Научно- техническая революция предъявляет высокие требования к стартовому образованию детей. Адекватный уровень школьного образования определяет возможность индивида добиться успеха, полноценно участвовать в социальном развитии. Школа вносит вклад не только в распространение знаний, а также в формирование личности обучающихся индивидов, отвечающих потребностям общества.7 Показатель социального здоровья об­щества и необходимое условие его устойчивого развития является обеспечение полноценного образования для всех детей. В ме­няющихся условиях современного российского общества толь­ко основательное образование позволяет человеку обеспечивать свое существование и осуществлять социально-бытовые, про­фессионально-трудовые и общественные функции. Человек, ли­шенный сегодня возможности получить полноценное образова­ние, завтра может стать балластом общества, пополнив ряды тех, кто не реализован в обществе. Фактически уже сегодня готовится постоян­ное увеличение рядов вторично и функционально неграмотных людей, снижающих адаптивный потенциал общества, нуждаю­щихся в постоянной поддержке и социальной помощи. Нельзя не учитывать, что это слой активно-требовательный, агрессив­ный, разрушающий нормы социального поведения. 8

Постараемся раскрыть первый уровень проблем социального плана. Анализируя учебные пособия «Теория социальной работы» М.В.Фирсова и Е.Г.Студеновой, «Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности» под редакцией П.Д.Павленка и пособие «Социальная работа» под редакцией В.И.Курбатова можно выделить ряд основных проблем, связанных с организацией и проведением социальной работы в системе образования. Когда ребенок приходит в школу, выясняется, что ребенок недостаточно подготовлен к школе, неправильно мотивирован на новый сложный период школьного обучения, сориентировав не на развитие способностей и потенциальных возможностей, а, например, на престижную школу с определенным учебным профилем, не интересным для малыша. При этом, школьные программы расширяются, усложняются, обрастают новыми разделами и предметами по интересам ученика. Семья, родители часто не учитывают того, что уровень требований общества к знаниям ребенка неукоснительно растет, и растет он быстрыми темпами.

Получаемый объем школьных знаний, мотивация ребенка на сам процесс обучения, на личностное и интеллектуальное саморазвитие и самосовершенствование становятся отправными пунктами к дальнейшей полноценной реализации в современном обществе. Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в принятии новой социальной позиции школьника, его положения в коллективе сверстников и взрослых, в семье. Позиция школьника обязывает его занять новое, по сравнению с дошкольником, положение в коллективе, с новыми правилами и порядками. Личностная готовность каждого конкретного ребенка выражается в его определенном отношении к первому учителю, школе, классу, учебным предметам, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.

В связи с возрастанием требований к учащимся в количественном и в качественном отношении зачастую утрачивается контроль над качеством и глубиной усвоенных и приобретенных в школе знаний, умений и навыков. Интенсивная нагрузка вызывает стрессовые состояния не только у ослабленных детей, которых с каждым годом становится все больше, но и у здоровых. Для того, чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходим индивидуальный особый подход для наиболее благоприятного процесса обучения и освоения новых знаний, например, двигательные минутки. Именно они позволяют размяться ребенку физически, передохнуть и расслабиться, прислушаться к самому себе с пользой для своего организма.

На уроках педагоги должны проводить физкультурные минутки, зарядку для глаз, разгрузки позвоночника и упорядочения дыхания. Системное использование таких занятий будет приводить к улучшению психоэмоционального состояния школьника, к изменению его отношения к себе и своему здоровью. После таких занятий повышается работоспособность и активность ребят во время уроков и подготовки домашнего задания. Данный подход в процессе обучения является частью системы использования здоровьесберегающих технологий для мобилизации биоэнергетического потенциала школьника, снятия напряжения, усталости в процессе умственных занятий. Имеют большое значение такие факторы, как материальное благосостояние и духовный климат в семье.

Анализируя проблемы второго уровня, можно отметить их отношение к неблагополучности самой семьи, в которой растет ребенок. Именно неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно.9 К неблагополучию психического развития ребенка, к дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, а далее и характера ребенка ведет в той или иной степени неблагополучие в семье. От этого зависит дальнейшая жизнь человека, его нравственно-духовное и душевное состояние. К неблагополучным семьям относятся как антисоциальные или асоциальные семьи, так и те семьи, в которых ребенок испытывает тот или иной эмоциональный или физический дискомфорт. 

Группа неблагополучных семей, как правило, неоднородна. Существуют разные критерии семейного неблагополучия. Анализируя работы В.М. Целуйко10, Л. Б. Шнейдера11 и других авторов, посвятивших свои исследования теме о проблемах неблагополучной семьи, рассмотрим классификации, в основу которых положена степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи.

Неполная семья. Для неполной семьи характерны нарушения гармоничного развития личностной сферы ребенка, становится менее четким процесс развития половой идентификации мальчиков и девочек, затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола, становится возможным формирование избыточной привязанности к матери. Можно выделить несколько типов неполных семей:

Разведенная семья. Развод родителей пагубно влияет на детскую душевную жизнь. В период и после развода у детей может наблюдаться снижение успеваемости в школе, страдать дисциплина дома, дети могут сбегать из дома, требовать повышенного внимания, у них могут возникать конфликты с друзьями. Вырастая и запоминая опыт родителей, они могут перенять его, стать циничными или одинокими, но в любом случае несчастными.

Осиротевшая семья. Ребенок в осиротевшей семье проходит несколько последовательных реакций: шок, молчаливый уход в себя или взрыв слез, чувство дискомфорта, отрицание смерти, отчаяние, осознание невозможности вернуть близкого для него человека, гнев, истерики, отказ от общения, грубость, тревогу и чувство вины, которые могут привести к депрессии, боязнь повторного брака родителя.

Семья матери одиночки. Внебрачный ребенок находится в самом невыгодном социальном положении по сравнению с детьми из других типов неполных семей – социальная дискриминация будет сопровождать его всю жизнь. Ребенок становится нервным, закомплексованным, имеет низкую самооценку. Нарушается процесс поло-ролевой идентификации. Слепая материнская любовь может развить в ребенке инфантильность.

Рассматривая категорию неполной семьи, нельзя не оценить все ее недостатки и последствия, оказывающие огромное влияние на негативное развитие личности ребенка, однако не менее пагубное влияние имеет на ребенка и полная семья с противоречивым, и также пагубным, воспитанием.

К этой категории семей относятся – проблемные семьи.

Проблемные семьи. Проблемные семьи так же имеют пагубное влияние на формирование личности ребенка и могут послужить причиной асоциальных проявлений. Разделим их на несколько типов и рассмотрим их наиболее подробно: конфликтные семьи, педагогически несостоятельные, асоциальные, аморальные и антисоциальные семьи.

Конфликтная семья. В семьях такого типа отношения строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта и отчуждения. Норма взаимоотношений супругов в конфликтных семьях – это скандалы, повышение тона, раздражительность, возможна полная отчужденность, стремление нарушить всякое возможное взаимодействие. Неудовлетворенные отношениями друг с другом и свое нервное напряжение родители компенсируют, как правило, на детях. Результатом этого может служить душевная травматизация ребенка, а далее, по цепной реакции, нарастает неприязнь, отчуждение к ссорящимися родителям. Ломка детской психики, появление неадекватных эмоциональных реакций и чувства незащищенности и нестабильности приводят к патологическому страху, напряжению, замыканию в себе другим негативным проявлениям. Не менее важно и то, что необходимость приспособления, лицемерия, извлекания из конфликта выгоды может породить в ребенке цинизм и склонность к ябедничеству, наговорам, доносам.

Педагогически несостоятельная семья. Та, при хороших отношениях между супругами совершаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей; и таких семей более чем достаточно. Дефекты воспитания — это первый и главный показатель педагогически несостоятельной семьи. Можно выделить следующие наиболее типичные и часто встречающиеся педагогические ошибки родителей:

— Несерьезная реакция на проблемные моменты в поведении детей. К тяжелым дефектам морального сознания может привести неадекватная реакция родителей на замечания окружающих в адрес их детей.

— К утрате чувства стыдливости, раскаяния и контроля над своим поведением у ребенка с окружающими приводит чрезмерная откровенность родителей с явным преувеличением, приукрашиванием позитивности своих поступков.

— Недоверие к ребенку, тотальный контроль во всем, изолированность от сверстников так же является одной из серьезных ошибок воспитания.

— Агрессия, жестокость и стремление обидеть слабого может стать результатом агрессивного поведения ребенка или подростка, перерасти в стремление к физическим расправам.

— Имеет место «либеральность» родителей, проявляющаяся в полной беспомощности, бесконечном увещевании, объяснении и полное неприятие никаких волевых воздействий и наказаний.

— Воспитание по типу «кумир семьи» порождает крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами родители.

Асоциальная семья. Один из главных неблагоприятных факторов разрушающих семью и душевное равновесие ребенка, это алкоголизм родителей и пренебрежение к нуждам и потребностям детей. Пьянство родителей тлетворно влияет на психофизическое развитие ребенка: отсутствие непосредственного воспитания, прямая возможность усвоение пагубных привычек. Пьянство родителей, их социальная деградация, хулиганство и плохой самоконтроль провоцируют у детей психические расстройства, неврозы. Жизнь семьи, где пьют, неупорядочена и непредсказуема, дети не ориентируются в чувствах, а это приводит к нечеткости границ личностного развития ребенка.

Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, сокрытии правды, отрицания взрослыми пагубного влияния происходящего. В связи с тем, что потребности ребенка выполняются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания и любыми способами, включая девиантные формы поведения, старается привлечь к себе внимание. У детей из пьющих семей низкая самооценка, ребенок, как правило, винит себя в происходящем, перенося всю вину на себя.

Аморальная семья — это семья, полностью утратившая семейные традиции и ценностные ориентиры, гибнущая от асоциальных и пагубных привычек: алкоголизма, наркомании, жестокого обращения с детьми, не занимающаяся обучением и воспитанием детей, не обеспечивающая необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, становятся жертвами насилия, уходят из дома. Жизнь детей в таких семьях зачастую находится под угрозой. Это сироты при живых родителях, воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение, в противном случае, ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминализирующего влияния преступных образований.

Социальную работу с такими семьями целесообразно возложить на сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних, вменив им социальный патронат и социально-правовую защиту детей из криминально-аморальных семей. Криминогенная опасность таких семей распространяется не только на собственных детей. Вокруг таких домов могут возникать целые компании соседских ребят, которые благодаря взрослым, приобщаются к алкоголю, бродяжничеству, воровству и попрошайничеству, преступной субкультуре.

Антисоциальная семья. Крайняя степень семейной дисфункции наблюдается в антисоциальных семьях: антиобщественное поведение, несоблюдение моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушение экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни. Внешняя обстановка в этих семьях может выглядеть вполне благоприятной, уровень жизни достаточно высок, но духовные ценности подменены исключительно стяжательскими ориентациями с весьма неразборчивыми средствами их достижениями. Такие семьи, несмотря на свою внешнюю респектабельность, благодаря своим исключительно моральным представлениям, также оказывает на детей прямое десоциализирующие влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации.

При разнообразии причин неблагополучия, последствия для детей одинаковы. Исправить ошибки семейного воспитания гораздо труднее, чем обнаружить их, поскольку педагогические просчеты воспитания в семье, холодные, отчужденные, а порою, и враждебные отношения родителей и детей, утратившие свою теплоту и взаимоотношение, тяжелы по своим последствиям и чаще всего имеют затяжной хронический характер. Для решения подобных проблем, для коррекции стиля семейного воспитания и характера взаимоотношений родителей с детьми как основных факторов, дестабилизирующих ход эмоционально-личностного и познавательного развития ребенка, необходимо проводить индивидуальную социально — педагогическую работу в каждом конкретном случае отдельно, в том числе, с привлечением врачей (неврологов, психиатров), психологов, социальных педагогов; возможно проведение педагогических лекториев и других мероприятий.

К проблемам третьего уровня можно отнести проблемы, порожденные способами взаимодействия сторон в образовательном процессе (учителя и ученики, взаимоотношения внутри школьного коллектива). Они связанны с особенностями современных детей: гиперактивностью при дефиците внимания, немотивированной агрессии, а так же со спецификой развития и деятельности разных социальных групп.

В статье С.Г. Максимовой12 указывается что, даже в школах, где созданы условия для овладения новыми педагогическими технологиями и инновационные подходы к общению с детьми в процессе обучения и воспитания, существуют такие трудности, как личностные проблемы учителей. Также имеет место проблема несоответствия индивидуальных особенностей личности учителя и ученика (например, учитель авторитарен и строг, а ученик раним; учитель энергичен и эмоционален, ведет урок в быстром темпе, а ученик медлителен и апатичен, имеет ряд индивидуальных психофизиологических особенностей, требующих особого внимания).

При изучении материалов, изложенных С.Г. Максимовой, можно описать существование ряда более глубоких личностных проблем педагога, которые он переносит на взаимоотношения с детьми: самоутверждение за счет учащихся, проецирование на них собственных недостатков, семейных конфликтов, прочих личных неурядиц. Для решения этих проблем необходима решительная перемена в социальном статусе учителя, которая трудно достижима не только в индивидуальном, но и в общенациональном масштабе. Серьезные улучшения могут быть получены посредством методов социально-педагогической работы, социальной реабилитацией, призванной восстанавливать психологическое равновесие, стабильный привычный уровень здоровья ребенка и его творческий потенциал.

Перейдя к проблемам самих учеников, ученые и практики подразделяют их на группы: первая группа проблем возникает в ходе образовательной деятельности (например, недостаточная готовность учеников к обучению). В работе известного психолога Рогова Е.И. 13отмечено, что готовность к школьному обучению — это многокомпонентное образование, в структуре которого можно выделить следующие компоненты:

— личностную готовность, включающую в себя формирование у ребенка готовности принятия новой социальной роли ученика (школьника), имеющего круг прав и обязанностей.

— трудность в освоении общеобразовательных учебных дисциплин, которая усложняется с каждым годом;

— категорический отказ учеников от посещения школы.

Следует отметить, что с каждым днем растет и количество педагогически запущенных детей, так называемая категория трудных детей: к ним относятся и дети с определенными отклонениями в нравственном развитии с наличием закрепленных отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. Все это препятствует нормальной организации учебно-воспитательного процесса. Учителя испытывают затруднения в работе с этими детьми.

Следующая группа проблем связана со здоровьем детей (соматическая ослабленность, психофизиологические нарушения здоровья, нарушения эмоциональной сферы и другое).

Серьезные хронические заболевания различной этиологии, инвалидность, посттравматические синдромы, психические последствия оперативных вмешательств, тяжелых перенесенных болезней создают проблемы в школе (например, логоневроз —

проблема, возникшая в результате стресса и обладающая всеми признаками невроза, доставляющая неудобства и дискомфорт ребенку, страдающему им).

Рассмотрение ряда психофизиологических проблем, связанных с ограниченными возможностями здоровья и развития ребенка в целом, позволяет сделать акцент на недостаточности внимания к особенностям развития ребенка в детском возрасте, несвоевременной диагностики и особенностям тех или иных нарушенных проявлений. В практической педагогике часто все сводится к объяснению ребенку того, что он должен совершать моральные поступки и переживать высоко нравственные чувства, хотя зачастую это никак не согласуется даже с примером взрослых, находящихся рядом.

Еще одну проблему этой группы выделяет в своей статье Ахутина Т.В.14, это проблема низкой работоспособности и частичного отставания в развитии высших психических функций. У некоторых детей трудности в обучении имеют более выраженный характер: ребенок может учиться в коррекционном классе, успевать по устным предметам, а по письму, математике, чтению — резко отставать. Ребенок, как правило, старается учиться изо всех сил и быть успешным, но добиваться этой цели возможно ценой своего здоровья как физического, так психического.

Результатом длительного воздействия неблагоприятных социальных факторов, неправильного воспитания в семье, искажающего психического развития ребенка или затяжных психотравмирующих ситуаций является проблема патохарактерологического развития личности ребенка. Различные формы переживания чувств (эмоции, настроения, стрессы, страсти) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека. Неполнота эмоциональной жизни вызывает у детей нарушение эмоциональной сферы личности.

Решение социальных и социально-психологических проблем, имеющих место в процессе обучения и воспитания детей — очень важная задача, так как с первых шагов в жизни и образовании ребенок готовит себя к взрослой жизни, осваивает различные социальные роли. Дети ранимы и восприимчивы, и вследствие этого они легко воспринимают как хорошее, так и плохое. Зло причиненное ребенку в детстве взрослым может иметь необратимые последствия в дальнейшем. Уверенность в своем будущем, успешность, степень самореализации и удовлетворенность во взрослой жизни — значимые ценностные ориентиры, такие как состояние здоровья, любовь близких, понимание окружающих, любимая или по достоинству оплачиваемая работа. Во многом это зависит от того, как пройдет учебный и воспитательный процесс в период школьного обучения. От своевременного решения, в том числе и социальных вопросов, зависит его эффективность. Не случайно социальная работа в общеобразовательной школе считается одной из самых актуальных и сложных.
1.2. Основные цели, задачи, принципы, формы и методы организации социальной работы в школе
Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание, в основном, на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению.15

На основе теоретических разработок и обобщения практики современной социальной работы в общеобразовательной школе в работе М.В.Фирсов и Е.Г. Студеновой определяют следующие ее цели:

— способствовать устранению и преодолению специфичес­ких трудностей в процессе социализации школьников из соци­ально неблагополучных семей и слоев общества;

— развивать процесс опережающей социализации, имеющий целью ознакомить всех учащихся, независимо от их происхож­дения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, а также подготовить их к критичес­кому восприятию этих перспектив;

— способствовать развитию личностных и социальных обра­зовательных процессов на стадии обучения и выбора профессии;

— участвовать в педагогическом разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.16

Социальная работа не связана последовательно с профессиональной деятельностью и концентрируется на педагогической деятельности только в узком смысле слова, что и создает опасность для размытия ее границы потери профилирующей основы, но с другой стороны дает возможность оставаться многогранной и свободной от догматических норм деятельности. Для достижению данных целей способствует решение следующих задач

— контроль динамики посещаемости школы учащимися, их успеваемости, материального и социального положения, их отношений со сверстниками, учителями и родителями;

— выявление и содействие устранению причин бедности, девиантного или деликвентного поведения учеников, а так же других симптомов их социального неблагополучия;

— посещение семей учащихся, диагностика положения ребенка в школе и классе, выявление его нужд и проблем;

— поощрение родителей максимально использовать образовательные возможности школы и возможности дополнительного образования, если ребенок проявляет особые способности к какому-либо виду деятельности;

— забота о детях, окончательно или временно исключенных из школы;

— оказание помощи родителям при переводе ребенка в другое учебное заведение, система образования в котором больше соответствующего особенностям, в частности в тех случаях, когда одаренный ребенок воспитывается в семье, являющейся малообеспеченной по причине многодетности, болезни родителей, отсутствии одного из родителей ит.д.;

— защита прав детей, являющихся представителями национальных меньшинств, беженцами и переселенцами;

— выявление детей, незаконно занятых на работе в учебное время, решение вопроса об их обучении;

-поддержка детей, получающих образование вне школы;

— пресечение случаев жестокого обращения с детьми;

— содействие детям в реализации их прав в сфере образования и родителям в использовании социальных привилегий, предоставляемых школьникам;

— организация социальной учебы школьников во внеурочное время (например, эффективным методам решения индивидуальных и групповых проблем), а также различных массовых мероприятий – благотворительных ярмарок, аукционах, акциях милосердия и другие.

— развитие в детях и подростках способности принимать решения, а также готовности принять на себя ответственность за поступки, а также за продолжение собственного образования;

— расширение возможности развития творческой личности, стимулирование ответственности за происходящее, в том числе за смысл собственного существование, приведение ее в состояние субъекта деятельности, принимающего решения, действующего в соответствии с выработанными ценностями.

Основными принципами социальной работы в общеобразовательной школе в целом и деятельности социальной службы, в частности, в исследования Фирсова М.В и Студенову Е.Г.17, определены следующие:

многофункциональность − выполнение комплекса разно­образных мер по охране и защите прав личности школьника и педагога;

объективность − учет как можно большего числа факто­ров существования и развития школьного коллектива и отдель­ной личности; выработку непредвзятых рекомендаций; учет возрастных особенностей и наклонностей каждой личности, ее нравственную и моральную позицию;

коммуникативность − организация системы взаимосвя­зи с администрацией школы, педагогами, учащимися, родителями, врачами, психологами, юристами, местными и федеральными властями и т.д. для получения разнообразной информа­ции о жизни школьного коллектива, его отдельных частей и личностей с целью свободной ориентации во всех школьных де­лах и процессах, быстрого нахождения средств квалифицированной помощи;

интеграция − полученная информация должна аккуму­лироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное со­хранение тайны и анонимность респондентов;

оперативность − быстрое разрешение или профилактика социальных проблем и противоречий в данном школьном коллективе, у данной личности;

репрезентативность − представительство во всех социальных группах школьников и учет их интересов;

адаптация − ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.

автономность − социальная служба должна быть незави­симой от администрации школы, органов управления образованием и других властных структуррепрезентативность − представительство во всех социальных группах школьников и учет их интересов;

адаптация − ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.

Однако, в отношении принципа «автономность» у ученых возникли серьезные опасения. Так, Аверин А.Н.считает, что исполнение на практике этого принципа означает, что социальные службы школы должны быть независимы от администрации школы, органов управления образования и других властных структур. Безусловно, что это вполне разумный подход к организации социальных служб в школе. Однако встает вопрос: «Насколько реальна реализация этих принципов на практике?» Представляется, что в настоящее время сделать это очень непросто. Ни в коем случае не значит, что следует отказаться от организации социальной службы в школе, однако следует серьезно подумать над компенсацией трудностей, которые смогут возникнуть в связи со сложностями реализации принципа «Автономность».18

Для успешного решения задач по социальной работе в общеобразовательной школе в работах Фирсова М.В.,19 Курбатова В.И.20 и других, рассматривается ряд методов.

Коррекцию системы ценностей, ориентаций, представлений, предпочтений, совершенствование психологических возможностей, оказание соответствующей поддержки и оказания своевременной помощи авторы предполагают использовать социально-психологические методы.

К данной группе методов относится, в частности, психодиагностика. Понятие «психодиагностики» буквально трактуется как «постановка психологического диагноза», или «принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии человека в целом или о каком-либо отдельно взятом психологическом свойстве».21 Значителен по своей эффективности и такой метод, как психокоррекция, т.е. деятельность психолога по исправлению тех особенностей психического развития, которые по определенным критериям не соответствуют принятой модели поведения человека в обществе.22 Методы психокоррекции многообразны и связаны с необходимостью формирования оптимальных поведенческих навыков. Так, экзистально-гуманистические методы психокоррекции основаны на философии экзистенциализма, подчеркивающего значимость решения проблемы человеческого становления и формирования ответственности человека за свое личностное становление. Психологическое консультирование как метод направлено на оказание своевременной помощи ребенку и другим участникам процесса обучения и воспитания как носителям своей социальной роли (педагог, родитель, близкий, сверстник, одноклассник). Чаще всего в обычной практике при решении не глубоких и психологических проблем, возникающих в жизни ребенка и его семьи используется такая распространенная форма, как диалог.23

Повысить образовательный уровень школьника, сформировать адекватную систему личностно-ориентированных ценностей и представлений помогут социально- педагогические методы. К этим методам относится социально-педагогическая профилактика и коррекция, которая способствует своевременному выявлению и предупреждению фактов отклоняющегося поведения, формированию у учащихся потребностей в ведении здорового образа жизни. Проводя грамотно профилактическую работу с детьми, состоящими на учете в школе, в детской комнате милиции, повышается культурно- правовой уровень учащихся и родителей.

Социально-педагогическое консультирование предполагает организацию и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, консультирование и специализированную помощь учащимся в профессиональном определении, а так же консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем.

Для оказания своевременной и необходимой медицинской помощи учащимся применяются социально медицинские методы, которые включают в се6я медицинскую реабилитацию и адаптации.

Приведению в приемлемое для нормальной жизни соответствие организации жизнедеятельности ребенка с существующими нормами закона и права способствуют социально-правовые методы, включающие в себя конкретные правовые процедуры и операции. К ним относятся: юридическая и правовая защита интересов ребенка, правовой контроль, правовые санкции, правовое просвещение. Правовое просвещение включает в себя процесс и организацию действий, основанных на идее права системы воспитательных и обучающих мер, направленных на создание условий для формирования у детей уважения к законности и правопорядку, юридическому праву, собственных гражданских представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества, конкретных умениях и навыках в социальной сфере и другое.

Для полноценной жизни и развития экономических условий существуют социально- экономические методы, направленные на решение проблем материального благосостояния ребенка, к ним относятся: материальная поддержка и помощь, расширение и совершенствование системы экономических прав и возможностей детей.

Вести социальную работу с социальным окружением ребенка позволяют социально-групповые методы. Семейное консультирование поможет решить проблему трудных межличностных отношений в семье, например, наладить детско-родительские отношения. К данной группе методов относится организация самих детских коллективов, ориентированных на позитивную деятельность, овершенствование системы экономических прав и возможностей детей, материальная поддержка и помощь, трудоустройство и т.д.)му которым присущи общность целей и адекватность мотивов совместной деятельности, Формирование этих коллективов — неотъемлемая составляющая социальной работы, так как направлена на пользу общества, заботу об общем положительном результате.
1.3. Деятельность социальной службы школы
Успешность и эффективность решения многих проблем общеобразовательной школы предполагает взаимодействие и интеграцию многих специалистов – учителей-предметников, социальных педагогов, социальных работников, медиков, психологов. Школьные проблемы возможно решать только системно и комплексно.

Для оказания помощи ученикам, родителям, и педагогам необходимо объединить усилия всех специалистов и организаций для решения наиболее важной задачи координирования социальной службы школы. Как считает Аверин А.Н., главным является налаживание продуктивного сотрудничества школьной администрации, педагогов, учеников и их родителей.24

Функции социальной службы в общеобразовательной школе Авериным А.Н., Фирсовым М.В., Студеновой Е.Г.25 и определены предельно четко:

− она выступает поручителем, обеспечивающим социальные га­рантии каждому члену школьного коллектива;

− охраняет и защищает личность, ее права, интересы и труд;

− создает условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся;

− оказывает помощь и поддержку нуждающимся учащим­ся и учителям;

− налаживает взаимоотношения в коллективе, препятству­ет фактам психического насилия над личностью;

− изучает общественное мнение в школьном коллективе;

− организует социально-психологическую и правовую кон­сультации для учащихся, педагогов, школьной администрации, родителей;

− разрешает конфликтные ситуации между учащимися, школьниками и педагогами, учениками и родителями;

− организует работу школьного телефона доверия;

− способствует здоровому образу жизни коллектива и каж­дого ее члена.

Решением задач социальной службы занимаются следующие школьные специалисты: социальные педагоги, валеологи, психологи, педагоги дополнительного обучения, педагоги- организаторы. Многие задачи социальной службы переплетаются с функциональными обязанностями заместителя директора школы по воспитательной работе, ряд задач непосредственно возложено на классных руководителей.

Принципиально важно отразить ряд направлений содержания деятельности социально — педагогической службы школы26.

1. Организационное – это оформление необходимой документации (план работы на год, создание банка данных детей и семей всех категорий, журнал для консультаций и посещений семей на дому), оформление социального паспорта школы, организация лектория и консультаций для родителей, учителей и учащимися, организация совета по профилактике правонарушений.

2. Исследовательское — выявление социально не защищенных категорий учащихся (опекаемых детей, детей- инвалидов, детей – сирот, детей из малообеспеченных и многодетных семей, с девиантным поведением); социально- психологическое обследование первоклассников и учащихся 5-х классов с целью определения уровня социальной адаптации и дальнейшего образовательного маршрута; мониторинг здоровья детей- инвалидов; выявление уровня социализации детей (включенность во внешнюю среду, степень реализации школой жизненно значимых планов и ценностных ориентаций старшеклассников); оценка социально-психологического климата в школе: взаимоотношений между педагогами на межличностном и профессиональном уровне; учителями и учащимися; учениками, школой и родителями; сформированность ценностей детского и взрослого коллективов (сплоченность, готовность помочь друг другу); оценка социокультурной ситуации в школе — деятельности школы по развитию духовно-культурного кругозора учащихся, качества организации свободного досугового времени учащихся; определение соответствия уровня образовательных услуг запросам и ожиданиям родителей; анкетирование педагогов с целью определения оценки деятельности школы.

3. Содержание работы с разной категорией детей:

-детьми-инвалидами — составление банка данных, организация индивидуального обучения на дому, посещение на дому с целью обследования социально- жилищных возможностей, оказание социально- педагогической помощи, обеспечение санаторно — курортными путевками;

— опекаемые дети и дети сироты — составление банка данных, посещение на дому, выделение материальной помощи, организация досуга, встречи с инспектором по опеке, оказание социальной помощи, бесплатное питание в школе, обеспечение санаторно — курортными путевками;

— трудные дети или дети с девиантным поведением — составление банка данных, посещение на дому, привлечение в кружки по интересам, проведение индивидуальных бесед и психолого-педагогических консультаций с детьми и родителями, диагностика (интересов, проблем, разбор конфликтных ситуаций), психолого – педагогическая помощь классным руководителям в работе с детьми девиантного поведения, занятия с психологом, сбор сведений о возможности проведения и организация летнего и каникулярного отдыха;

— дети из малообеспеченных и многодетных семей — составление банка данных, посещение семьи для составления акта обследования социально-жилищных условий, обеспечение бесплатным питанием в школе, оказание материальной и социально-психологической помощи.


Глава II. Содержание работы социального педагога в школе

2.1.
Анализ социально- педагогической деятельности в сельской средней общеобразовательной школе
Данный научно-практический анализ проведем на базе одной из сельских школ- муниципального образовательного учреждения Республики Карелия «Чалнинская средняя общеобразовательная школа» (далее -Чалнинская школа) .

Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению.

Начнем анализ с должностной инструкции социального педагога школы, которая включает в себя:

Общие положения. Включают правила приема на работу социального педагога и освобождения от занимаемой должности (социальный педагог назначается, освобождается от должности директором школы, а так же непосредственно подчиняется ему); требования к образованию; нормативную правовую базу деятельности социального педагога (руководство Конституцией, законами, решениями правительства, указами Президента Российской Федерации, органов образования всех уровней, Уставом и локальными актами школы; соблюдение Конвенции о правах ребенка и другое).

Функциональные обязанности, включающие непосредственно социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса в школе и по месту жительства обучающихся, реализацию и контроль за исполнением мер социальной помощи и защиты обучающихся и их семей; осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию и личностному развитию  учащихся, социальной защите ребенка в школе и по месту жительства;

Права социального педагога как педагога и гражданина.

Ответственность социального педагога за жизнь и здоровье обучающихся во время социально-педагогических мероприятий, за нарушение прав и свобод обучающихся во время проведения различных мероприятий, за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и Правил школы должностных обязанностей; за применение методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью, за совершение иного аморального проступка. При этом социальный педагог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. За причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с недолжным исполнением своих должностных обязанностей социальный педагог несет и материальную ответственность.

Социальный педагог работает по графику, составленному и утвержденному директором, исходя из 36-часовой рабочей недели, планирует свою работу на каждый учебный год и каждую четверть.

План утверждается директором не позднее пяти дней с начала планируемого периода. Социальный педагог представляет директору письменный отчет о своей работе объемом не более 5-ти страниц в течение 10-ти дней по окончании каждой четверти; получает от администрации материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами; систематически обменивается информацией с администрацией, педагогическими и медицинскими работниками школы, родителями, а также с органами опеки и соцзащиты по вопросам, входящим в его компетенцию.

Основными задачами социальной службы школы и работы социального педагога в п.Чална являются:

-своевременное выявление возникающих проблем в сфере ближайшего окружения ребенка; устранение причины порождающее их;

— обеспечение сохранения и укрепления физического, нравственного, психологического и социального здоровья личности учащихся;

— формирование нравственного сознания, нравственных качеств, социально значимой ориентации и установки в жизненном самоопределении и нравственного поведения;

-обеспечение профилактики различных негативных явлений, которые могут выявиться у ребенка, в его окружении;

-создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей и возможностей ребенка;

— формирование потребностей в саморазвитии, оказание помощи в саморазвитии, самоутверждении, самореализации;

-оказание комплексной социально — психолого-педагогической помощи и поддержки ребенку и его семье;

-защита прав детей и организация помощи всем обратившимся из числа учащихся и их родителей.

Данные задачи социальный педагог с большим опытом практической работы в одной школе, которую ранее и закончил, старается решать максимально эффективно, так как знает окружающий социум, детей и родителей, их место работы, особенности профессиональной деятельности, характер проживания ребенка в семье, нравственные ценности и даже привычки и пристрастия родителей и ближнего окружения ребенка.

Для обеспечения должного уровня работы социального педагога в Чалнинской школе в начале учебного года классными руководителями составляются социальные карты классов и проводится мониторинг контингента учащихся:

-по социальному статусу: дети под опекой, дети-инвалиды, дети-сироты, дети из неблагополучных, из многодетных семей, из семей риска.

— по материальному положению: дети из малообеспеченных семей, дети, нуждающиеся в ежедневной (систематической) помощи.

— по нарушениям дисциплины и поведения: дети, имеющие нарушения Правил поведения школьников (дети, состоящие на учете в Инспекции по делам несовершеннолетних, трудные дети).

На основании данного анализа социальным педагогом составляется «Социальный паспорт школы» на весь учебный год, где указывается количество детей по каждой категории. В течение всего года социальный педагог школы проводит комплексную социально — психолого-педагогическую помощь и поддержку нуждающимся детям. В современных социально – экономических условиях, когда количество бесплатных образовательных и досуговых услуг уменьшается, своевременное решение большинства проблем образования, досуговой деятельности, защиты прав ребенка и других детей зависит как от возможностей семьи, так и помощи со стороны социума. В результате ребенок, например, из малообеспеченной семьи получает меньше того, что необходимо для полноценного гармонического развития, нередко оказывается в числе плохо успевающих учащихся.

В школе п.Чална согласно Социальному паспорту сто двадцать пять малообеспеченных семей. Для решения этой проблемы в школе оказывается Адресная помощь этой категории детей (например, организация дополнительного питания для нуждающихся, в том числе и за счет «Красного Креста», оказание помощи нуждающимся детям в приобретении учебников и учебных принадлежностей, другое).

В виду того, что школа большое количество времени проводит с ребенком в активной деятельности и отвечает за соблюдение его прав в процессе обучения и воспитания, то лучше других видит отрицательные последствия жестокого или насильственного обращения с ребенком дома. В обязанности социальной службы школы входит мгновенное реагирование на ситуацию и скорейшее решением вопроса, причиняющего вред здоровью ребенка. Конечно, не следует отрицать, что все дети привязаны к родителям, любят их, но когда жизнь в семье опасна для ребенка, социальный педагог не откладывает работу с семьей для устранения опасности или организовывает работу с органами опеки и попечительства Пряжинского района республики для передачи им ребенка.

Из общего количества учащихся в школе — 9 детей находятся под опекой. Социальный педагог совместно с классными руководителями проводит социально — педагогическую работу по обследованию условий жизни детей, находящихся под опекой; проверку соблюдения прав по охране детства в семье, в школе, в обществе.

Направление социально- педагогической реабилитации учащихся является ведущим деятельности социального педагога. Он постоянно организует индивидуальную работу с каждым учеником. Так, в работе с трудными детьми важным является своевременное рассмотрение проблемной ситуации в ближайшем окружении ребенка. А для изучения причины нарушения правил поведения ребенком социальный педагог выясняет взаимоотношения его в семье и в школе, эмоциональное состояние.

На основании всего вышеизложенного социальным педагогом проводится следующая работа:

— составляется план работы, особенно с категорией «трудные дети»,

-организуются беседы и консультации с психологом,

-проводится индивидуальная работа с родителями детей, которые часто без причины не посещают школу, а также имеют проблемы в поведении и значительные пробелы в знаниях,

-осуществляется ежедневный контроль за успеваемостью и посещаемостью школы трудными детьми,

— на малых педсоветах вырабатываются единые требования и организация индивидуальных занятий с трудными детьми,

— организуются встречи с представителями правоохранительных органов по проблеме правового воспитания на классных часах и школьных линейках.

Так, например, в 2009-2010 учебном году социальный педагог в связи с возникшими проблемами в обучении у детей с задержкой психического развития он систематически проводит индивидуальная работу с детьми, обучающимся по программе 7 вида по предупреждению неуспеваемости и прогулов.

Для обеспечения профилактики различных негативных явлений, которые могут выявиться в микросфере ребенка, совместно с инспектором по делам несовершеннолетних осуществляется патронаж семей риска по предупреждению безнадзорности. Социальный педагог принимает участие в общешкольных собраниях инспекторов ГИБДД по предупреждению дорожных правонарушений; участвует в организации среды воспитания ребенка (сопровождение ребенка в семье).

В школе, согласно социальному паспорту, учатся дети из 43 семей риска, неблагополучная внутрисемейная обстановка отрицательно сказывается на развитии и личности ребенка, и если поведение родителей не носит антиобщественного характера, то это не дает основания для вмешательства правоохранительных органов. Для обеспечения сохранения и укрепления психического и физического здоровья ребенка, социальный педагог в данном случае принимает непосредственное участие в решении проблемы с выходом в семью.

Помимо непосредственной деятельности по социальному сопровождению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социальный педагог школы организует тематические мероприятия просветительского плана по профилактике здорового образа жизни (беседы о вреде курения и пьянства, «Жизнь без наркотиков», акции «День борьбы со СПИДом» и другие).

По запросам классных руководителей и родителей социальный педагог участвует в проведении родительских собраний с целью организации помощи по выбору профессионального образования выпускникам из опекаемых семей, проведения и организации досуга детей в каникулярное время и сообщения другой важной для родителей информации.

Таким образом, взаимодействуя с педагогическим коллективом школы, социальный педагог профессиональной рассматривает и решает сложные ситуации социального порядка, но и осуществляет профилактическую работу. Он непосредственно принимает участие в предоставлении ребенку возможности для получения им качественного образования, а именно: оказывает помощь в подготовке или организации обследования детей группы риска и детей с ограниченными возможностями здоровья на психолого-медико-педагогический консилиум школы и (или) республиканскую психолого-медико-педагогическую комиссию с целью уточнения дальнейшего образовательного маршрута ребенка, но и контролирует предоставление и организацию специального (коррекционного) обучения детям по различным образовательным программам с учетом их возможностей, способствуя и организации индивидуального обучения.

Чалнинская школа на достойном уровне координирует совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей и взрослых в поселке, положительно влияя на окружающий социум, меняя его в лучшую сторону. В ней создаются условия, которые снимают противоречия между целями воспитания и естественными потребностями нормально развивающегося человека. Усиление же акцента на эффективности своевременной социальной работы в школе и использование воспитательных возможностей школьной и внешкольной среды в современных условиях чрезвычайно важны.

Заключение
Развитие социальных процессов и кризисных ситуаций, ха­рактерных для общественной жизни современной России, со­провождается увеличением девиаций, не только положитель­ных (политическая активность, экономическая предприимчи­вость, художественное творчество и т. д.), но и отрицательных (рост преступности, наркомании и алкоголизации населения, подростковой делинквентности и т.д.). В этих условиях объек­тивно повышается спрос на социальную поддержку, профессио­нальную помощь со стороны социальных служб, основанную на научных достижениях, обобщении положительного практичес­кого опыта, на реализации действенных государственных и об­щественных программ в социальной сфере.

Таким образом проанализировав работы и научные исследования современных ученых по вопросу организации и содержания социальной работы в системе образовании и в школе, в частности; рассмотрев проблемы связанные с необходимостью социальной работы в общеобразовательной школе, цели, задачи социальной работы в школе, основные принципы организации работы, формы и методы; определив роль социальной службы в школе, и изучив содержание и основные направления деятельности ее специалистов; проведя научно-практический анализ состояния социальной работы в общеобразовательной школе с учетом ее влияния на социальное становление личности школьника, мы выяснили, что социальная работа в системе образования и в школе нахо­дит все большее применение. В свете социальных проблем, при­сущих школе и другим учреждениям системы образования, участие социальных работников и социальных педагогов ста­новится все более необходимым.
Библиографический список использованных источников и

литературы

Аверин А.Н.Проблемы социальной работы в общеобразовательной школе// Образование и социальная работа: проблемы и тенденции развития: сборник научных трудов преподавателей кафедры «Социальноая работа» //Под ред.Г.Е.Соловьева, О.В.Солодянкиной.- Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2009.- 137с

Антонов А. Организация деятельности социального педагога с семьей/ Социальная педагогика.-2008.- №4, С.20-26.

Василькова Ю.В. Методика и опыт социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений.-2-е изд., испр.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.-160с.

Волкова Н. Социально-педагогическая служба школы: направления работы./ Социальная педагогика.- 2007.-№2.-С.88-90.

Гулина, М.А. Словарь — справочник по социальной работе / М.А Гулина, — СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

Кравченко А.И. Социальная работа: учебник / А.И. Кравченко. -М. : ТК Велби, Проспект, 2008. — 416 с.

Корчагина Ю. Спасем неблагополучную семью./ Здоровье детей.-2008.- №18.- С35-39.

Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учеб.пособие.-Владивосток: Ид-во ДВГТУ, 2002.-92с.

9.Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка.- М.: ИНФРА-М, 2009.-546с.

10. Протасова И. Социальный педагог в образовательном учреждении: модель личности и деятельности/ Социальная педагогика.-2007.- №1.-С.80-88

11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. Кн.1/Е.И.Рогов. -2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -384с.

12.Санникова Н. Становление социального педагога как лидера./ Социальная педагогика.-2009.-№3.-С85-89.

13.Социальная работа / Под общ. ред.проф. В.И. Курбатова. Серия «Ученики, учебные пособия». – г. Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 576 с.

14. Социология: учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко .- 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ, 2005 .-447с..

15.Фирсов М.В., СтуденоваЕ.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛА ДОС, 2001.-434с.

16. Холостова, Е.И. Социальная работа: учебное пособие. — М. : «Дашков и К», 2007. – 668 с.

17. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. Понятие и типы неблагополучных семей: Книга для педагогов и родителей. — М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. -272с..

18… Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. — М.: Трикста: Акад.Проект, 2005. — 336с.

Электронный ресурс:

1.Ахутина Т.В. Дети с трудностями учениях[Электронный ресурс]/Т.В.Ахутина.-Электрон.ст.-[М].-URL: adhkids.narod.ru/articles/ahutina_kids_with_ld.html, свободный.-Загл.с экрана.-Яз. рус.-(Дата обращения: 08.04.2010).

2.Максимова С.Г. Школьный психолог и учителя: проблемы взаимодействия [Электронный ресурс]/С.Г.Максимова.-Электрон.ст.-[М].-URL: ecsocman.edu.ru/direktor/volumes.html?year=1999&j_num=23412762, свободный.-Загл.с экрана.-Яз. рус.-Аналог печат.изд.(Директор школы.-1999.-№8).-(Дата обращения: 18.04.2010).

3.Пискунова М.Рефлексия на профессиональную деятельность[Электронный ресурс]/М.Пискунова.-Электрон.ст.-[М].-URL: rl-online.ru/articles/3-02/136.html, свободный.-Загл.с экрана.-Яз. рус.-Аналог печат.изд.(Развитие личности.-2002№3).-(Дата обращения: 18.05.2010).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Морально-етичні проблеми роману Генріха Белля "Більярд о пів на десяту"
Реферат Salvador Dali And MC Escher Essay Research
Реферат Городское планирование как объект социологического изучения
Реферат Environmental Impact Of Eating Beef And Dairy
Реферат Финансовые инструменты. Финансовая система и институты
Реферат Huddling
Реферат Home Burial Essay Research Paper The Depths
Реферат Общество русской культуры им. А.С. Пушкина в Америке
Реферат Censorship And Internet Essay Research Paper Censorship
Реферат Топик: Central Processor Unit
Реферат Особенности признания, оценки и учета дебиторской задолженности за продукцию, товары, работы, услуги
Реферат Литература - Терапия (Вопросы из экзаменационных билетов по внутренним
Реферат Вивчення усної народної творчості на уроках української літератури в 5-7 класах
Реферат Развитие экономической мысли классического средневековья
Реферат Автор программы: Е. А. Саркисян (Ереван, нии педагогики)