Реферат по предмету "Финансовые науки"


Финансовые инструменты. Финансовая система и институты

СОДЕРЖАНИЕ
1. Инструментыфинансового анализа и планирования: финансовая отчетность, примерная схемаанализа, показатели ликвидности, коэффициенты платежеспособности, коэффициентыобеспеченности, показатели рентабельности, долговременные тенденции, процентныйи индексный анализ
2. Формы организациибизнеса. Налоги с доходов физических лиц. Налоги с доходов юридических лиц.Финансовая система. Значение финансовых рынков. Движение средств в экономике
3. Финансовыеинституты. Распределение средств и процентные ставки. Рынки денег и капиталов.Изменение финансовой среды и финансовые инновации. Финансовая средапредпринимательства и предпринимательские риски
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Инструменты финансового анализа ипланирования: финансовая отчетность, примерная схема анализа, показателиликвидности, коэффициенты платежеспособности, коэффициенты обеспеченности,показатели рентабельности, долговременные тенденции, процентный и индексныйанализ
Бухгалтерские отчетыявляются важнейшей основой финансового анализа. Перед тем как приступить к ихобработке и фундаментальному анализу содержащейся в отчетности информации,аналитик должен серьезно изучить методику расчета отдельных статей.
Если финансовый аналитиквыводит расчетные показатели, не обладая глубоким знанием проблематики, просто«по инструкции», основываясь на приведенных в бухгалтерских отчетахцифрах и не пытаясь понять, что за этими цифрами скрывается, то такойповерхностный подход может привести к неправильной оценке, ошибочнымзаключениям и, возможно, к принятию неверных решений. Каждый аналитик должениметь это в виду и сделать все для того, чтобы избежать ошибочных выводов,сделанных в результате переоценки или недооценки определенных данных.
Бухгалтерскаяотчетность предприятия служит основным источником информации о егодеятельности. Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причиныдостигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогаетнаметить пути совершенствования его деятельности. Полный всесторонний анализотчетности нужен, прежде всего, собственникам и администрации предприятия дляпринятия решений об оценке своей деятельности (19, С. 43).
Наиболееинформативной формой для анализа и оценки финансового состояния предприятияявляется бухгалтерский баланс (форма № 1). Актив баланса характеризуетимущественную массу предприятия, т.е. состав и состояние материальныхценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства. Пассив балансахарактеризует состав и состояние прав на эти ценности, возникающих в процессехозяйственной деятельности предприятия у различных участников коммерческогодела (предпринимателей, акционеров, государства, инвесторов, банков и др.).Баланс отражает состояние хозяйства в денежной оценке. В актив балансавключаются статьи, в которых объединены определенные элементы хозяйственногооборота предприятия по функциональному признаку. Актив баланса состоит из трехразделов. Так, в разделе 1 “Внеоборотные активы” отражаются здания, сооружения,машины, оборудование; долгосрочные финансовые вложения; инвестиции в дочерние ииные предприятия; нематериальные активы.
Раздел IIактива баланса “Оборотные активы” отражает величину материальных оборотныхсредств: производственных запасов, незавершенного производства, готовойпродукции и т.д.; наличие у предприятия свободных денежных средств, величинудебиторской задолженности и прочих активов.
В разделе IIIотражаются непокрытые убытки прошлых лет и отчетного года.
В РоссийскойФедерации актив баланса строится в порядке возрастающей ликвидности средств,т.е. в прямой зависимости от скорости превращения этих активов в процессехозяйственного оборота в денежную форму.
Так, вразделе 1 актива баланса показано недвижимое имущество, которое практически доконца своего существования сохраняет первоначальную форму. Ликвидность, т.е.подвижность этого имущества в хозяйственном обороте, самая низкая.
В разделе IIактива баланса показаны такие элементы имущества предприятия, которые в течениеотчетного периода многократно меняют свою форму. Подвижность этих элементовактива баланса, т.е. ликвидность, выше, чем элементов раздела 1. Ликвидность жеденежных средств равна единице, т.е. они абсолютно ликвидны.
В пассивебаланса группировка статей дана по юридическому признаку. Вся совокупностьобязательств предприятия за полученные ценности и ресурсы, прежде всего,разделяется по субъектам: перед собственниками хозяйства и перед третьимилицами (кредиторами, банками и др.).
Обязательстваперед собственниками (собственный капитал) состоят, в свою очередь, из двухчастей:
1) изкапитала, который получает предприятие от акционеров и пайщиков в моментучреждения хозяйства и впоследствии в виде дополнительных взносов извне;
2) изкапитала, который предприятие генерирует в процессе своей деятельности,фондируя часть полученной прибыли в виде накоплений.
Внешниеобязательства предприятия (заемный капитал или долги) подразделяются надолгосрочные и краткосрочные (сроком до 1 года). Внешние обязательствапредставляют собой юридические права инвесторов, кредиторов и др. на имуществопредприятия, С экономической точки зрения внешние обязательства — это источникформирования активов предприятия, а с юридической — это долг предприятия передтретьими лицами.
Статьипассива баланса группируются по степени срочности погашения (возврата)обязательств. Первое место занимает уставный капитал как наиболее постоянная(перманентная) часть баланса. За ним следуют остальные статьи (8, С. 34).
Наиболееважными задачами анализа баланса являются:
- оценка доходности(рентабельности) капитала;
- оценка степениделовой (хозяйственной) активности предприятия;
- оценка рыночнойустойчивости;
- оценкаликвидности баланса и платежеспособности предприятия.
Баланспозволяет оценить эффективность размещения капитала предприятия, егодостаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценитьразмер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения.
На основеинформации баланса внешние пользователи могут принять решения оцелесообразности и условиях ведения дел с данным предприятием как с партнером;оценить кредитоспособность предприятия как заемщика; оценить возможные рискисвоих вложений, целесообразность приобретения акций данного предприятия и егоактивов и другие решения.
Некоторыенаиболее важные статьи баланса расшифровываются в приложении к балансу (форма №5), которое состоит из следующих разделов:
1. Движениезаемных средств (долгосрочных кредитов и займов, краткосрочных кредитов изаймов) с выделением ссуд, не погашенных в срок.
2.Дебиторская и кредиторская задолженность (долгосрочная и краткосрочная), атакже обеспечения (полученные и выданные).
3.Амортизируемое имущество: нематериальные активы; основные средства; малоценныеи быстроизнашивающиеся предметы.
4. Движениесредств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений.
5. Финансовыевложения (долгосрочные и краткосрочные, паи и акции других предприятий,облигации и другие ценные бумаги, предоставленные займы и др.).
6. Затраты,произведенные организацией (по элементам).
7.Расшифровка отдельных прибылей и убытков.
8. Социальныепоказатели: численность персонала; отчисления на социальные нужды (в Фондсоциального страхования, в Пенсионный фонд, в Фонд занятости, на медицинскоестрахование).
9. Справка оналичии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах:
- арендованныеосновные средства;
- товары, принятыена ответственное хранение;
- товары, принятыена комиссию;
- износ жилищногофонда;
- износ объектоввнешнего благоустройства;
- списанная вубыток задолженность неплатежеспособных дебиторов;
- прочие.
Данные формы№ 5 вместе с балансом и показателями формы № 2 “Отчет о прибылях и убытках”используются для оценки финансового состояния предприятия.
Форма № 2содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности предприятия заотчетный период. Здесь показаны величина балансовой прибыли или убытка ислагаемые этого показателя (17, С. 56):
— прибыль (убыток) от реализациипродукции;
— финансовый результат от прочейреализации (от реализации основных средств и нематериальных активов) и другихфинансовых операций;
— доходы и расходы от прочихвнереализационных операций (штрафы, убытки от безнадежных долгов и т.п.).
В форме № 2представлены также затраты предприятия на производство реализованной продукции(работ, услуг) по полной или производственной себестоимости, коммерческиерасходы, управленческие расходы, выручка нетто от реализации продукции,товаров, работ, услуг. Показаны суммы налога на прибыль и отвлеченных средств.Отчет о финансовых результатах является важнейшим источником информации дляанализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности реализованнойпродукции, рентабельности производства продукции, определения величины чистойприбыли, остающейся в распоряжении предприятия и других показателей.
Такимобразом, анализ финансового состояния, как составляющая часть экономическогоанализа, изучает финансовое состояние хозяйствующих субъектов и результатыпроизводственно-хозяйственной деятельности. Основной целью финансового анализаявляется получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную иточную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков,изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами икредиторами. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятийиспользуют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своихинтересов. Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходностикапитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторыанализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам ивкладам. Основным источником информации о финансовой деятельности деловогопартнера является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Субъектамианализа выступают, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные вдеятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователейотносятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и пр.),поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия ируководство. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов.Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение долисобственного капитала и оценить эффективность использования ресурсовадминистрацией предприятия; кредиторам и поставщикам — целесообразностьпродления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита;потенциальным собственникам и кредиторам — выгодность помещения в предприятиесвоих капиталов и т.д. Вторая группа пользователей бухгалтерской отчетности — это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельностипредприятия, но должны по договору защищать интересы первой группыпользователей отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы,пресса, ассоциации, профсоюзы.
Основнойцелью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых(наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картинуфинансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений вструктуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этоманалитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовоесостояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленнуюперспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.
Но не тольковременные границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Онизависят также от целей субъектов финансового анализа, т.е. конкретныхпользователей финансовой информации.
Исходнойбазой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности,аналитический просмотр которых должен восстановить все аспекты хозяйственнойдеятельности и совершенных операций в их естественной форме, т.е. в формедвижения капиталов [7, c. 94].
Основнойпринцип аналитического чтения финансовых отчетов — это дедуктивный метод, т.е.от общего к частному. Но он должен применяться многократно. В ходе такогоанализа как бы воспроизводятся историческая и логическая последовательностьхозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результатыдеятельности.
Практикафинансового анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа)финансовых отчетов. Можно выделить среди них шесть основных методов:
— горизонтальный анализ;
— вертикальный анализ;
— трендовый анализ;
— метод финансовых коэффициентов;
— сравнительный анализ;
— факторный анализ.
Горизонтальный (временной) анализ — сравнениекаждой позиции отчетности с предыдущим периодом.
Вертикальный (структурный) анализ — определениеструктуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позицииотчетности на результат в целом.
Трендовыйанализ — сравнениекаждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда,т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний ииндивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируютсявозможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведетсяперспективный, прогнозный анализ.
Анализотносительных показателей(коэффициентов) — расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязейпоказателей.
Сравнительный (пространственный) анализ — это каквнутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельнымпоказателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственныйанализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевымии средними общеэкономическими данными [6, c. 76].
Факторныйанализ — это анализвлияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощьюдетерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторныйанализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. раздроблениерезультативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когдаего отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
Показатели,характеризующие финансовое состояние можно условно разделить на группы,отражающие различные стороны финансового состояния предприятия. К ним относятсякоэффициенты ликвидности; показатели структуры капитала (коэффициентыустойчивости); коэффициенты рентабельности; коэффициенты деловой активности.
Степеньплатежеспособности предприятия обычно оценивается при помощи финансовых коэффициентовликвидности:
1.Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывают как отношение денежных средстви быстрореализуемых краткосрочных ценных бумаг к текущей – краткосрочнойзадолженности:
/>
В мировойпрактике достаточным считается значение коэффициента абсолютной ликвидности,равное 0,2 — 0,3, то есть предприятие может немедленно погасить 20 — 30 %текущих обязательств.
2.Коэффициент ликвидности определяют как отношение денежных средств,краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности к текущимобязательствам:
/>
По оценкам,принятым в международной практике, значение коэффициента должно быть 0,8 — 1.
3. Общийкоэффициент покрытия, который часто называют просто коэффициентом покрытия,дает общую оценку платежеспособности предприятия. Коэффициент покрытияпредставляет интерес для покупателей и держателей акций и облигацийпредприятия. Его вычисляют по формуле
/>
Нормальноезначение этого коэффициента составляет 2,0-2,5.
Финансовуюустойчивость иавтономность отражает структура баланса (соотношение между отдельными разделамиактива и пассива), которая характеризуется несколькими показателями.
1.Коэффициент автономии характеризует зависимость предприятия от внешних займов.Чем ниже значение коэффициента, тем больше займов у компании, тем выше рискнеплатежеспособности. Низкое значение коэффициента отражает также потенциальнуюопасность возникновения у предприятия дефицита денежных средств:
/>
Считаетсянормальным, если значение показателя коэффициента автономии больше 0,5, то естьфинансирование деятельности предприятия осуществляется не менее, чем на 50% изсобственных источников.
2. Долюзаемных средств определяют по формуле
/>
Данноеотношение показывает, сколько заемных средств привлекало предприятие на 1 руб.собственных средств, вложенных в активы.
3.Коэффициент инвестирования — соотношение заемных и собственных средств –является еще одной формой представления коэффициента финансовой независимости:
/>
Рекомендуемыезначения: 0,25 – 1.
Коэффициентырентабельности. Кромеуже рассмотренных коэффициентов рентабельности, при анализе финансовогосостояния рассчитывают и другие модификации, характеризующие различные стороныдеятельности предприятия.
1.Коэффициент рентабельности продаж. Демонстрирует долю чистой прибыли в объемепродаж предприятия:
/>
2.Коэффициент рентабельности собственного капитала позволяет определитьэффективность использования капитала, инвестированного собственникамипредприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативнымвложением средств в другие ценные бумаги. Рентабельность собственного капиталапоказывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица,вложенная собственниками компании:
/>
3.Коэффициент рентабельности оборотных активов. Демонстрирует возможностипредприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению киспользуемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этогокоэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства:
/>
4.Коэффициент рентабельности внеоборотных активов демонстрирует способностьпредприятия обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению к основнымсредствам компании. Чем выше значение данного коэффициента, тем болееэффективно используются основные средства:
/>
5.Коэффициент рентабельности инвестиций показывает, сколько денежных единицпотребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли. Этотпоказатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности:
/>
Коэффициентыделовой активностипозволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует своисредства. Среди этих коэффициентов рассматриваются такие показатели какфондоотдача, когда речь идет о внеоборотных активах, оборачиваемость оборотныхсредств, а также оборачиваемость всего капитала.
2. Формы организации бизнеса. Налогис доходов физических лиц. Налоги с доходов юридических лиц. Финансовая система.Значение финансовых рынков. Движение средств в экономике
Начиная собственное дело,очень важно выбрать оптимальную организационно-правовую форму своегопредприятия.
В настоящее время вРоссии существуют различные организационно-правовые формы предприятий, а такжечастное предпринимательство
Основные формы организациибизнеса:
· Индивидуальныйпредприниматель
Индивидуальныйпредприниматель — это физическое лицо, которое самостоятельно занимаетсяхозяйственной деятельностью.
· Общество сограниченной ответственностью
Общество с ограниченнойответственностью представляет собой объединение нескольких физических и (или)юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Уставный капиталобразуется только за счет вкладов учредителей.
· Акционерноеобщество
Открытое акционерноеобщество — акционерное предприятие, акции которого свободно продаются нафондовом рынке. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать длявсеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей иубытков.
Закрытое акционерноеобщество — организационно-правовая форма предприятия, которая в целом похожа наобщество с ограниченной ответственностью. Но существуют и некоторые отличия.
Закрытое акционерное обществосоздается, как и общество с ограниченной ответственностью, одним илинесколькими учредителями. Но только акционерное общество имеет право выпускатьакции, причем эти акции в закрытом акционерном обществе распределяются междуего учредителями.  Закрытое акционерное общество не имеет учредительногодоговора, а вместо него подписывается договор о создании, хотя этот документсодержит все те же пункты, что и учредительный договор общества с ограниченнойответственностью.
Во всех официальныхдокументах перед наименованием предприятия должна присутствовать аббревиатураАО.
· Товарищество
В числеорганизационно-правовых форм, наиболее приемлемых для повышения эффективностипредпринимательской деятельности — простое товарищество или консорциум, которыеявляются временными объединениями для осуществления предпринимательскойдеятельности и достижения иных целей, является, в ряде случаев, наиболееподходящим вариантом.
· Кооперативы
Кооператив — объединениелиц с целью совместной хозяйственной деятельности или совместного потреблениятоваров и услуг. Средства кооператива образуются из паевых и членских взносов,а также прибыли от хозяйственной деятельности. По характеру деятельности различаютпроизводственные, потребительские, промысловые, сбытовые, снабженческие,кредитные, строительные и другие кооперативы
· Государственныеунитарные предприятия.
Унитарным предприятиемпризнается коммерческая организация, не наделенная правом собственности наимущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятиймогут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности РоссийскойФедерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Каждая из этих форм имеетсвои недостатки и свои преимущества.
Выбор определеннойорганизационно-правовой формы предприятия зависит от множества различныхфакторов. Набор и действие этих факторов неодинаковы для разных видов бизнеса.
Налог на доходыфизических лиц – в РФ налогоплательщиками признаются физические лица,являющиеся налоговыми резидентами, а также физические лица, получающие доходыот источников, расположенных в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами. Объектналогообложения: для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами, —доход, полученный от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ; дляфизических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — от источников в РФ.
Для целей налогообложенияк доходам от источников в РФ относятся: а) дивиденды и проценты, выплачиваемыероссийской организацией или иностранной организацией в связи с деятельностью еепостоянного представительства на территории РФ; б) страховые выплаты принаступлении страхового случая, выплачиваемые российской организацией илииностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянногопредставительства в РФ; в) доходы, полученные от использования в РФ права наобъекты интеллектуальной собственности; г) доходы, полученные от предоставленияв аренду, и доходы, полученные от иного использования имущества, находящегосяна территории РФ; д) доходы от реализации (недвижимого имущества, находящегосяв РФ; акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капиталеорганизации; прав требования к российской или иностранной организации в связи сдеятельностью ее постоянного представительства на территории РФ; иногоимущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу); е)вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненнуюработу, оказанную услугу, совершение действия (бездействия) в РФ. При этомвознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органауправления организации (совета директоров или иного подобного органа) —налогового резидента РФ, местом нахождения (управления) которой является РФ,рассматриваются как доходы, полученные от источников в РФ, независимо от места,где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанностиили откуда производились выплаты указанных вознаграждений; ж) пенсии, пособия,стипендии и иные аналогичные выплаты, выплачиваемые в соответствии сдействующим российским законодательством или выплачиваемые иностранной организациейв связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории РФ; з)доходы от использования любых транспортных средств, включая морские иливоздушные суда, трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линийоптико-волоконной и (или) беспроволочной связи, средств связи, компьютерныхсетей, находящихся или зарегистрированных (приписанных) в РФ, владельцами(пользователями) которых являются налоговые резиденты РФ, включая доходы отсдачи их в аренду, а также штрафы за простой (задержку) судна сверхпредусмотренного законом или договором срока, в т.ч. при выполнениипогрузочно-разгрузочных работ; и) иные доходы, получаемые налогоплательщиком врезультате осуществления им деятельности на территории РФ.
При исчислении налоговойбазы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной,так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды. Если издохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органовпроизводятся какие-либо удержания, они не уменьшают налоговую базу, котораяопределяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установленыразличные налоговые ставки. При получении налогоплательщиком дохода оторганизаций (предприятий) и индивидуальных предпринимателей в натуральной формев виде товаров (работ, услуг), а также имущественных прав налоговая базаопределяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) или прав, исчисленнаяисходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ. Приэтом в стоимость этих товаров (работ, услуг) включается соответствующая суммаНДС, акцизов, налога на реализацию горюче-смазочных материалов и налога спродаж. Налоговым кодексом РФ установлены особенности определения налоговойбазы при получении доходов в виде материальной выгоды, по договорам страхованияи негосударственного пенсионного обеспечения, от долевого участия вдеятельности организации, определения доходов отдельных иностранных граждан.
Среди налогов с доходовюридических лиц можно выделить следующие виды налогов:
Налог на добавленнуюстоимость — взимаемый с предприятий налог на сумму прироста стоимости на данномпредприятии, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров иуслуг и суммой на сырье, материалы, полуфабрикаты, полученные от другихпроизводителей. Ряд товаров, услуг, видов деятельности частично или полностьюосвобождается от налога на добавленную стоимость. [2, с.112]
Налог на доходы отденежных капиталов — вид налога, которым могут облагаться дивиденды и проценты,получаемые от акций и облигаций, проценты по банковским вкладам, выигрыши позаймам.
Налог на нераспределеннуюприбыль — налагается на нераспределенную на дивиденды часть прибыли акционерныхкомпаний, страховых обществ, банков и других организаций-налогоплательщиков, выплачивающихдивиденды. Дополняет более общий налог на прибыль корпораций.
Налог на прибыль —существующий во всех странах с рыночной экономикой налог на доходы юридическихлиц, взимаемый по пропорциональным ставкам. Объектом налогообложения являетсяваловая прибыль компаний за вычетом отдельных видов расходов и скидок(дивидендов, расходов, на расширение производства, выплат процентов позадолженности, убытков, расходов на научно-исследовательские работы, на рекламуи представительство).
Налог на прирост капитала— налог на доходы физических и юридических лиц, полученные от имущественныхсделок в виде продажи, дарения, обмена имущества, предоставления его впользование другим лицам.
Налог на продажу — налог,устанавливаемый в процентах к стоимости (цене) продаваемых товаров и услуг.Разновидность акциза.
Налог на сверхприбылькорпораций — дополнительный налог на прибыль, величина которого намногопревышает установленные нормы прибыли.
Налог на собственность —налог на недвижимость (землю и здания) и на личную имущественную собственность.
Налог на ценные бумаги —налог, взимаемый с эмитентов акций, облигаций и других ценных бумаг, а такженалог на биржевые сделки.
Налог на экспорт и импорт— налог, уплачиваемый экспортерами и импортерами в процентах к стоимостиэкспортируемых и импортируемых товаров.
Налог с наследства идарений — налог, уплачиваемый юридическими лицами при переходе имущества отодного лица к другому по праву наследования либо в виде дарения.
Налог с оборота — налог ввиде процента от цены произведенных внутри страны, а иногда и импортныхтоваров, взимаемый в государственный бюджет по мере торговой реализации этихтоваров. Относится к числу косвенных налогов. Широко использовался в СоветскомСоюзе, где составлял основную долю поступлений в государственный бюджет.Разновидностью налога с оборота стал налог на добавленную стоимость.
Финансовая система — взаимосвязанные звенья финансовых отношений: государственный бюджет,внебюджетные фонды, государственный и коммерческий кредит, страховые ирезервные фонды, фондовый рынок, финансы предприятий и организаций различныхформ собственности; совокупность различных сегментов финансовых отношений,каждый из которых имеет специфику в формировании и использовании денежныхсредств.
Финансовый рынок – этомеханизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощипосредников на основе спроса и предложения на капитал. Функции финансовыхрынков:
— активная мобилизациявременно свободных средств из многих источников;
— эффективное распределениесвободных ресурсов между потребителями ресурсов;
— определение наиболееэффективных направлений использования финансовых ресурсов (связано сценообразованием);
— формирование рыночныхцен на отдельные финансовые инструменты, что определяет спрос и предложение нафинансовом рынке;
— осуществлениеквалифицированного посредничества между продавцом и покупателем финансовыхинструментов (брокеры, дилеры);
— ускорение оборотасредств, способствующее активизации экономических процессов.
Фактически онпредставляет собой совокупность институтов, направляющих поток денежных средствот кредиторов к заемщикам и обратно. Основной функцией этого рынка являетсятрансформация бездействующих активов в ссудный и инвестиционный капитал.Процесс аккумулирования и размещения финансовых ресурсов, осуществляемыйфинансовой системой, непосредственно связан с функционированием финансовыхрынков и деятельностью финансовых институтов. Если задачей финансовыхинститутов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств отсобственников к заемщикам, то задача финансовых рынков состоит в организацииторговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцамифинансовых ресурсов.
Понятие финансового рынканастолько многогранно, что без разделения его на сегменты понять принципы егофункционирования невозможно.

Рис. 1.
Типичное предприятиереального сектора как правило выступает в роли покупателя на финансовом рынке.Схема на рис.2 показывает связь между предприятием и рынком, а также основныефинансовые инструменты, эмитируя которые предприятие сможет приобретать нарынке необходимый капитал. [8,с.42]
/>
Рисунок .2. Схемавзаимодействия предприятия с финансовым рынком
Модель движения денежныхсредств наиболее распространена и необходима, т.к. деньги, как известно,всеобщий эквивалент, и в современной экономической системе сделать что-либо безних при прочих равных невозможно.

3. Финансовыеинституты. Распределение средств и процентные ставки. Рынки денег и капиталов.Изменение финансовой среды и финансовые инновации. Финансовая средапредпринимательства и предпринимательские риски
Финансовый институт —организация, участвующая в финансово-кредитной системе, как то: банк, страховаякомпания, инвестиционный фонд (инвестиционная компания), пенсионный фонд, взаимныйфонд и др.
Денежный рынок являетсячастью финансового рынка и отражает спрос и предложение денег, а такжеформирование равновесной цены. Необходимо вначале определить понятие денежноймассы: денежная масса — совокупность всех денежных средств, находящихся вналичной и безналичной формах, обеспечивающих обращение товаров и услуг внародном хозяйстве. В структуре денежной массы выделяют активную (денежныесредства, реально обслуживающие хозяйственный оборот) и пассивы (денежныенакопления и остатки на счетах, которые потенциально могут быть расчетнымисредствами), а также квази-деньги (т.е. средства на срочных счетах,сберегательных вкладах, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов)Денежная масса подразделяется на МО, М1, М2, МЗ. МО — это денежная наличность,находящаяся в обращении. М1 включает наличные деньги и чековые вклады (в томчисле дорожные чеки аккредитивы). В корзине наличных денег находится иразменная монета, составляющая обычно не более 3% наличности. Преобладающеезначение в М1 стран развитой рыночной экономики имеют чековые платежи, которыев США, к примеру, обслуживают не менее 90% стоимости сделок. Такиепрогрессивные формы безналичных расчетов, как чековые платежи и чековоеобращение, позволяют резко сократить потребность в банкнотах. Но они «работают»лишь при одном условии: держатель чековых вкладов должен иметь возможностьобратить их в наличные деньги по первому требованию. В России чековые расчеты всфере личного потребления делают первые шаги; в отношениях между юридическимилицами они представлены в виде хорошо знакомой «безналички», но так как невыполняется это основное условие, то курс наличного рубля является болеевысоким по отношению к безналичному. Денежная масса М2 = М1 + срочные вклады,облигации государственных займов (так называемая потенциальная наличность). ВРоссии показатель М2 включает М1, срочные и прочие счета. Дополнительныесоставляющие М2 обладают способностью самовозрастать. Темп приращения М2зависит от процентной ставки.
Срочные депозиты игосударственные облигации легко реализовать — они относятся к «высоко ликвиднымсредствам», т. е. Обладают возможностью быть легко истраченными. Вообще понятиеликвидности предполагает наличие двух свойств: возможности использования вкачестве средства платежа и способности сохранять свою стоимость. Ликвиднымисредствами считаются также акции и облигации частных корпораций, но степень ихликвидности ниже, чем у государственных ценных бумаг (т. е. выше плата засовершение сделок с ними) Выделяют показатель М3: МЗ = М2 + крупные вклады(депозитные сертификаты). В инфляции участвует прежде всего М1, однако приинфляционном скачке в процесс вовлекаются все большие денежные массы,определяемые последовательно параметрами М2, МЗ. Показатели М1 и М2рассчитываются соответствующими финансовыми ведомствами и, как правило,публикуются. Обычно М2 в несколько раз превышает М1 (в России М1 составляет 1/3М2). В денежной политике используется еще один показатель — Мх, включающийпомимо М2, валютные депозиты. Денежная наличность реализует созданный в течениегода валовой национальный продукт (ВВП). Однако важно помнить о том, что каждаяденежная единица в течение года может участвовать в целом ряде купли продажиили платежей. Соотношение между ВВП и денежной массой (М) определяет скорость обращенияденег (V). [5, с.72]
Скорость обращения денегможно выразить общей формулой:

V = ВВП/М.
Этот показатель весьмаважен для регулирующей практики. Если денежная масса оборачивается медленно, тоэто означает, что коэффициент размещения (расходования) национального продуктанизок; относительно высокая V может свидетельствовать как об достаточно быстромразмещении товаров и высокой конъюнктуре, так и о недостатке платежных средств.Денежная масса, которой располагает народное хозяйство для осуществленияопераций обмена и платежа, зависит от предложения банковского сектора (подпредложением денег (MS) понимается общее количество, которое складывается из М1и М2 и М3) и спроса на деньги (т.е. стремления учреждений небанковского сектораиметь у себя определенную суммарную денежную массу в виде наличных денег иливкладов до востребования)  Денежный рынок является частью рынка активов, накотором продаются и покупаются деньги, облигации, акции (финансовые активы),земля и недвижимость (реальные активы)
Финансовыеинновации — методы, применяемые фирмами с целью осуществления сделок с новымивидами финансовых активов или в виде новых операций с действующими активами
Существуетбольшое разнообразие мнений по поводу понятия определения, сущности и природыриска. Это связано с многоаспектностью этого явления, недостаточнымиспользованием в реальной деятельности, игнорированием в существующемзаконодательстве. Рассмотрим два понятия, которые дополняют друг друга иохватывают общее содержание риска.
Первоеопределение заключается в том, что риск определяют как вероятность (угрозу)потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появлениядополнительных расходов в результате осуществления определеннойпроизводственной и финансовой деятельности. Следовательно, риск относится квозможности наступления какого-либо неблагоприятного события, возможностинеудачи, возможности опасности.[2, с. 56]
Второе определениериска сопряжено с понятием «ситуация риска».
Ситуацией,вообще, называется сочетание, совокупность различных обстоятельств и условий,создающих определенную обстановку для того или иного вида деятельности.Обстановка может способствовать или препятствовать осуществлению данногодействия.
При ситуациириска существует возможность количественно и качественно определять степеньвероятности того или иного варианта и ей сопутствуют три условия:
· наличиенеопределенности;
· необходимостьвыбора альтернативы (включая отказ от выбора);
· возможностьоценить вероятность осуществления выбираемых альтернатив.
Ситуацияриска качественно отличается от ситуации неопределенности. При ситуациинеопределенности вероятность наступления результатов решений или событий впринципе неустанавливаема. Следовательно, ситуация риска являетсяразновидностью ситуации неопределенности, т.к. в ней наступление событийвероятно и может быть определено.
Риск — этособытие, способное (в случае его реализации) оказать влияние на ход выполненияпроекта. Риски существуют во всех проектах, но не всегда реализуются. Риск,который реализовался, превращается в проблему.
Риск-менеджмент- система управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессеуправления организацией. Под риском понимается возможная опасность потерь,вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов человеческойдеятельности.
Многие видыдеятельности связаны с определённой долей риска. С ним сопряжены труд и отдых,спорт и быт, научно-технический прогресс. Риск может быть большим или меньшим,но избежать его вообще ни в какой деятельности невозможно. Менеджер, избегающийпринятия рискованных решений, считается опасным для организации, обрекающим еёна застой.  Риск-менеджмент представляет собой часть финансового менеджмента. Воснове риск-менеджмента лежат целенаправленный поиск и организация работы поснижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода (выигрыша,прибыли) в неопределённой хозяйственной ситуации. Конечная цельриск-менеджмента заключается в получении наибольшей прибыли при оптимальном дляпредпринимателя соотношении риска и прибыли.
Риск-менеджментвключает стратегию и тактику управления.  Под стратегией риск-менеджментапонимается искусство управлять риском в неопределённой хозяйственной ситуации.Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, непротиворечащих основной линии развития.
В стратегиириск-менеджмента применяются следующие принципы:
1. Добиватьсямаксимума выигрыша. Это значит, что из всех возможных вариантов вложенийкапитала (в промышленный проект, страховое дело и т.д.) выбирается вариант,приносящий наибольший доход при приемлемом для инвестора риске. [7, с. 76]
2.Обеспечивать оптимальную вероятность результата, то есть из всех возможныхвариантов решения выбрать такое, при котором результат будет удовлетворятьфинансового менеджера и организацию.
3. Выбиратьоптимальную колеблемость результата, то есть такое решение, при которомвероятности выигрыша и проигрыша для одного и того же вложения капитала будутиметь небольшой разрыв.
4. Достигатьоптимального сочетания выигрыша и величины риска. Менеджер оценивает ожидаемыевеличины выигрыша (дохода, прибыли) и риска (проигрыша, убытков) и принимаетрешение вложить капитал в то мероприятие, которое позволяет получить ожидаемыйвыигрыш и одновременно избежать большого риска.
Тактикариск-менеджмента — это конкретные методы и приёмы достижения поставленной целив конкретных условиях, выбор оптимального решения в данной хозяйственнойситуации.
Объектамиуправления в риск-менеджменте являются риск, рисковые вложения капитала, страхованиериска и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессереализации риска, в том числе отношения со страхователем и кредиторами, между предпринимателями(партнёрами, конкурентами).
Субъектуправления в риск-менеджменте — это специальная группа людей (финансовыйменеджер, специалист по страхованию и др.), которая осуществляетцеленаправленное функционирование объекта управления.   Направлениядеятельности финансового менеджера в риск-менеджменте: регулирование, то естьвоздействие на объект управления с целью устранения возникающих отклонений вдеятельности организации; координация (согласованность) работы всех звеньевсистемы управления риском, аппарата управления и специалистов; стимулированиеспециалистов к заинтересованности в результатах своего труда; контрольорганизации работы по снижению степени риска.
Главную рольв риск-менеджменте играет получение надёжной и достаточной в данных условияхинформации, поскольку это позволяет принять конкретное решение относительнодействий в условиях риска. Такая информация должна включать осведомлённость овероятности того или иного рискового события, о наличии и величине спроса натовары фирмы, о финансовой устойчивости и платёжеспособности своих клиентов,партнёров, конкурентов, о ценах, курсах и тарифах, в том числе на услугистраховщиков, об условиях страхования. Наличие у финансового менеджера надёжнойделовой информации позволяет ему быстро принимать финансовые и коммерческиерешения, влияет на правильность таких решений, что, естественно, ведёт кснижению потерь и увеличению прибыли.
Риск-менеджментможет выступать и в качестве самостоятельного вида профессиональнойдеятельности, формы предпринимательства. Сфера предпринимательской деятельностириск-менеджмента — страховой рынок, где объектом купли-продажи являютсястраховые услуги, предоставляемые гражданам и хозяйствующим субъектам страховымикомпаниями.
Международнаяпрактика позволила сформулировать некоторые правила риск-менеджмента: [1, с. 143]
1. Нельзя рисковатьбольше, чем это может позволить собственный капитал.
1. Надо думать опоследствиях риска.
2. Нельзя рисковатьмногим ради малого.
3. Положительное решениепринимается лишь при отсутствии сомнения.
4. При наличиисомнений принимаются отрицательные решения.
5. Нельзя думать,что всегда существует только одно решение. Возможно, есть и другие.
Такимобразом, финансовый менеджер, прежде чем принять решение о рисковом вложениикапитала, должен: определить максимально возможный объём убытка по данномуриску; сопоставить его с объёмом вкладываемого капитала; сопоставить его с финансовымиресурсами фирмы и определить, не приведёт ли потеря этого капитала к банкротству.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баканов М.И.,Шеремет А.Д. «Теория экономического анализы: учебник» — М.: Финансы и статистика,2005
2. Балабанов И.Т.«Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?». — М.:Финансы и Статистика, 2006
3. Экономикапредприятия: Учебник/ Под. ред. проф. О.И. Волкова. – М.: ИНФРА-М,2005.
4. Шеремет А. Д.Сайфуллин Р.С. Финансы предприятий – М: ИФРА – М,2006.
5. Ковалев В.В.«Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности»- М.: Финансы и статистика, 2006
6. «Финансы»/ Подред. В.В. Ковалева. М., 2006
7.  «Финансы икредит» Под ред. А.М. Ковалевой. М., 2006.
8. Крейнина М.Н.«Финансовое состояние предприятия. Методы оценки».- М. .: ИКЦ «Дис», 2005
9. Шеремет А.Д.,Сайфулин Р.С. «Методика финансового анализа» — М.: ИНФРА- М, 2006
10.  М.А.Поморина. Проблемы финансового менеджментароссийских банков. — Банковское дело № 9. 2006
11.  Жyрнал «Нормативные акты пофинансам, налогам и страхованию», N 37,38 за 2006 год
12.  Дубова И. А. «Правовой статускредитной организации» // «Законодательство» №2 2006
13. Винслав Ю.Финансовый менеджмент в крупных корпоративных структурах // Российскийэкономический журнал. — 2005. — № 3.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.