СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
1. Характерадаптации к условиям гражданской жизни
2. Социальноесамочувствие граждан, уволенных с военной службы
3. Политическиеориентации бывших кадровых военнослужащих
4. Профессиональнаяпереподготовка и трудоустройство
5. Социальнаязащищенность военнослужащих в запасе и отставке
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Радикальныеэкономические, политические и социальные преобразования, осуществляющиесясегодня в России, не могли не затронуть такую важную государственную структуру,как Вооруженные силы. Новые условия выдвинули на повестку дня задачиреформирования армии и флота, передислокации большого числа воинских частей,формирования и обустройства новых гарнизонов и военных городков. Начато ипродолжается беспроцентное по своим масштабам сокращение Российских Вооруженныхсил. За 1991 – 1994 годы с военной службы уволено свыше 270 000 офицеров(среди них около половины без права на пенсию), в 1995 году – 74,5 тысячофицеров (из них 27,7 тысяч человек без права на пенсию). В 1996 – 1997 годахежегодно увольнялось примерно такое же количество кадровых военнослужащих.
Быстротечностьи недостаточная организованность этих процессов породили ряд серьезных проблемэкономического, социального и личного характера. Уволенные в запасвоеннослужащие и их семьи оказались в сложном положении. Социальная и профессиональнаяневостребованность, потеря рабочих мест, отсутствие опыта и навыков работы вусловиях рыночной экономики, невнимание местной администрации к их нуждам,острая жилищная проблема – все это делает положение уволенных в запас кадровыхвоеннослужащих близким к критическому и одновременно создает серьезныепрепятствия для притока в народное хозяйство высококвалифицированных кадров.
Поискампутей решения этих проблем было посвящено социологическое исследование,проведенное Научным центром профессиональной переподготовки военнослужащих(руководитель В.А. Двуреченских) в основах территориально-экономических районахРоссийской Федерации. Исследование проводилось по репрезентативной выборке длякатегории граждан из числа бывших кадровых военнослужащих, уволенных изВооруженных сил в запас и отставку. Всего опрошено 1430 человек.
1. ХАРАКТЕРАДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ГРАЖДАНСКОЙ ЖИЗНИ
Передофицерами и прапорщиками (мичманами), уволенными в запас и отставку, членами ихсемей встает огромное количество проблем в процессе их адаптации к условиям«гражданской» жизни. К ним относятся:
Во-первых,часто безуспешный поиск работы в соответствии с квалификацией (нередкоузкопрофильной), полученной в военном вузе, и навыками, приобретенными впроцессе службы. Как следствие этого, весьма вероятным становится ихтрудоустройство на малоквалифицированную, низкооплачиваемую работу, поисквозможностей для случайных и эпизодических заработков.
Во-вторых,тесно связанная с предыдущей проблема профессиональной переподготовки по новымспециальностям в соответствии со спросом рыночной экономики. Здесь бывшиеофицеры и прапорщики, осевшие после увольнения в запас и отставку в крупныхгородах, и вынужденные обустраиваться на периферии находятся в неравномположении: если у первых все-таки есть хоть какой-то выбор вариантов, то вторымприходится довольствоваться первой попавшейся возможностью для переучивания (анекоторые из них лишены и этого).
В-третьих,обеспечение жильем. Если для уволенных в запас кадровых военнослужащих, выслужившихустановленные сроки (более 10 лет), эта проблема, в соответствии с Законом «Остатусе военнослужащих», может быть решена через органы местногосамоуправления, то для остальных жилищная неустроенность часто становитсянепреодолимым препятствием к нормальной жизни. Более того, темпы ввода жильядля этой категории граждан составляют 10 – 15 % от темпов роста бесквартирных(по данным Министерства обороны РФ, на конец 1997 года бесквартирными являлись164 000 семей граждан, уволенных с военной службы).
В-четвертых,увольнение с военной службы несет для человека отрицательный психологическийзаряд. Это связано с тем, что служба в армии выступала для него как факторгарантированной занятости, получения приличного денежного содержания,социальных льгот и гарантий. Кроме этого, она нередко рассматривалась какпостоянный служебный рост, карьера, повышение социального статуса, что вгражданских условиях не всегда является обязательным элементом профессиональнойдеятельности. Отсутствие возможностей для реализации своих возможностей в этихнаправлениях приводит к нарастанию ощущения уязвимости, беспокойства внастоящем и высоком уровне неуверенности в будущем.
Всеэто выводит на комплекс проблем психологической адаптации и реабилитациивоеннослужащих запаса. Трудности адаптационного периода могут способствоватьобострению семейных конфликтов и распаду семей, развитию невротических ипсихосоматических расстройств, алкоголизма и наркомании, приводят ксамоубийствам. Постоянно растет количество офицеров запаса, нуждающихся впомощи со стороны специалистов. По данным военных социологов, 82 % кадровыхвоенных после увольнения нуждаются в специальной социальной помощи (юристов,консультантов служб занятости, психологов и других). Примерно 15-20 % считают,что вообще не смогут приспособиться к новой жизни и потому нуждаются впсихической коррекции.
В-пятых,после увольнения болезни преследуют большое количество офицеров не только из-завозраста и часто экстремальных условий службы, но и вследствие психологическихфакторов. С уходом из Вооруженных сил многие теряются в непривычной для нихобстановке. Под влиянием общего стрессового состояния и изменения жизненногоритма обостряются хронические болезни, ухудшается физическое самочувствие.Поэтому необходима и медицинская реабилитация.
Факторомреальной жизни является уволенный из Вооруженных сил офицер или прапорщик(мичман), предоставленный самому себе, оставленный один на один со свалившимисяна него заботами. Даже такая, казалось бы нехитрая операция, как оформлениепенсии, занимает нередко срок в полгода и более. В связи с этим многиеиспытывают растерянность, граничащую в некоторых ситуациях с отчаянием.Главными эмоциональными состояниями кадровых военнослужащих запаса, по даннымвоенных социологов, выступают раздражение и досада, нервозность, беспокойство,подавленность. У 5-10 % имеют место безнадежность, упадок сил, отсутствиеинтереса.
Путисамостоятельного решения этих проблем не отличаются разнообразием. Среди тех,кто считает, что преодолели трудности адаптации к гражданским условиям, 35 %помогли друзья, близкие родственники; 25 % сумели самостоятельно найти дело,приносящее им удовлетворение; 9 % нашли понимание и поддержку в общественныхорганизациях, занимающихся защитой прав военнослужащих, уволенных в запас, и членових семей. Характерно, что практически никто не получал никаких кредитов и денежныхссуд. Единицы обратились за помощью к специалистам, в том числе в федеральныеслужбы. Никакой поддержки, по мнению опрошенных, не оказывали должностные лицав органах местного самоуправления.
Последнийтезис нуждается в особых комментариях. Несомненно, успешная адаптациявоеннослужащих, уволенных в запас, напрямую связана с деятельностьюгосударственных и общественных организаций, в той или иной степени участвующихв обеспечении социальных прав и гарантий, помощи и содействии данной категорииграждан на местах. Проблема заключается в том, что иногда упомянутыеорганизации и государственные органы имеют весьма смутное представление оличности бывших военнослужащих и их жен, не склонны видеть в них людейсвоеобразного психологического склада, зачастую нуждающихся в элементарнойпомощи. Отсюда равнодушное отношение, неэффективная индивидуальная работа суволенными в запас военнослужащим, часто неполное использование их значительногоморально-нравственного потенциала и деловых качеств.
Опытрешения проблем военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей в другихстранах говорит за то, что этим необходимо заниматься профессионально. Нужныгосударственная программа социальной реабилитации этой категории граждан,общественные организации и фонды, взявшие в свои руки заботу о состояниипсихического и физического здоровья бывших военнослужащих, их переподготовку,трудоустройство, оказание материальной помощи и тому подобное.
2. СОЦИАЛЬНОЕСАМОЧУВСТВИЕ ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
Социальноесамочувствие офицеров запаса и в отставке определяется многими факторами –возрастом, наличием жилья, последней занимаемой в армии должностью, личным исемейным благополучием, характером трудоустройства, социальными ожиданиями ипритязаниями, политическими взглядами и многим другим. Обобщенным показателемсоциального самочувствия является удовлетворенность жизнью в целом. Какпоказывают результаты исследования, удовлетворенность военнослужащих, уволенныхв запас или отставку, различными сторонами своей жизни невысока.
Вцелом лишь около четверти опрошенных (27 %) полностью или частичноудовлетворены своей жизнью. Но этот показатель существенно различается в разныхрегионах страны. Наибольшего значения он достигает в Москве и Санкт-Петербурге(46 %) и в относительно более благополучных в экономическом отношении регионах:Поволжском и Северо — Кавказском (36 %), Калининградской области (33 %),Центральном, Волго – Вятском, Северном и Северо – Западном (около 30 %).Наименьшая удовлетворенность характерна для респондентов, проживающих на Урале,в Сибири и на Дальнем Востоке (12 %) и особенно – в Центрально – Черноземномрайоне (только 7 %).
Помиморегиональной принадлежности на уровень жизненной удовлетворенности значительноевлияние оказывают также возрастные различия. Наибольший социальный дискомфортиспытывают уволенные в запас кадровые военнослужащие в возрасте от 30 до 40лет. И этому есть свое объяснение. Как правило, человек в этом возрасте ещеполон жизненных планов, чувствует в себе силы, здоровье, чтобы заниматься любымвидом деятельности. Он не чужд карьерных устремлений, хотел бы как можно большезарабатывать, может быть, реализовать себя в творческом и профессиональномплане.
Однакореальность такова, что, например, при найме на высокооплачиваемую работупредпочтение отдается пусть и менее опытному, но более молодому претенденту (обэтом, в частности, свидетельствует анализ объявлений о вакансиях в различныхкоммерческих фирмах, банках и тому подобное). Но даже при успешномтрудоустройстве возникает масса проблем, бытового свойства: хочется заниматьсяинтересным делом, «быть не хуже других», носить модные вещи, обставитьквартиру, приобрести автомобиль, дачный участок, отдохнуть на юге и томуподобное. Наконец, подрастают дети, которые требуют все больше денежных затрат,но сами пока не зарабатывают.
Глобальныепричины своей неудовлетворенности жизнью кадровые военнослужащие запаса и вотставке объясняются целым комплексом причин: взаимоотношениях в семье (2 %),условия для отдыха и досуга (6%), условия для обучения и развития детей (11 %),экологические проблемы региона (12 %), состояние личного здоровья (13 %),качество и стоимость коммунальных услуг (20 %), свое общественное положение (23%), условия трудовой деятельности (27 %), задержки заплаты и пенсии (28 %),политическая ситуация в стране (36 %), падение уровня общественнойнравственности (40 %), характер реализации социальных льгот (48 %), состояниезаконности и правопорядка в стране (53 %), экономическая ситуация в стране (53%).
Напервых позициях среди этих причин, как можно убедиться – восприятиеэкономических, политических и социальных реалий в стране. Соответственно,недовольство людей по этой причине выплескивается на федеральный, а нерегиональный уровень, многим кажется, что изменения в центральных районахвласти должны разом решить все проблемы. Хотя очевидно, что корни многих из нихкроются на периферии.
Характеризуяудовлетворенность уволенных в запас военнослужащих жизнью, следует отметитьвысокий уровень социального дискомфорта в их среде. В целом его наличиеподтверждают 2/3 опрошенных. Причины подобного состояния в основном связаны сневозможностью материально обеспечить семью (у 53 % опрошенных), невниманием иравнодушием со стороны должностных лиц органов государственной власти (для 43%), ощущением собственной ненужности (36 %), невозможностью найти какую-либоработу (25 %). Существенное место в списке проблем занимает нерешенностьжилищной проблемы (21 %) и неудачные попытки «открыть собственное дело» (11 %).
Вразличных регионах страны уровень социального дискомфорта, испытываемогобывшими военнослужащими, различен, как различны и причины его обуславливающие.Наряду с Сибирью, Дальним Востоком и Уралом наибольший уровень социальногодискомфорта характерен для семей бывших военнослужащих, проживающих вЦентрально – Черноземном районе. Это, в первую очередь, связано ссоциально-экономическими проблемами данных территорий. Более благополучнаяобстановка в крупных городах, особенно Москве и Санкт-Петербурге.
Внаибольшей степени офицеры и прапорщики (мичманы) запаса не удовлетворены своимматериальным положением, зарплатой, что свидетельствует об их личном и семейномматериальном неблагополучии, относительно низком уровне и качестве жизни.Данный показатель имеет выраженную региональную специфику (таблица 1). Весьмапоказателен анализ эмоционального состояния бывших военнослужащих. В целом поРоссийской Федерации каждый второй из их числа испытывает беспокойство и каждыйдесятый – озлобленность, только треть с оптимизмом смотрит в будущее. Чембольше проходит времени от момента увольнения, тем менее оптимистическистановится настроен человек. Достаточно неприятным факторов становитсяотсутствие каких-либо перспектив (роста заработной платы, карьеры и томуподобное), не менее пугают возможности ликвидации (самороспуска) предприятий ифирм, увольнения по сокращению штатов, профессиональной непригодности илисостоянию здоровья. Многие сталкиваются с деятельностью, к которой неиспытывают предрасположенности, некоторые не чувствуют себя в безопасности.Наконец, часть уволенных в запас так и не находит работы, перебиваетсяслучайными заработками или живут на пенсию.
Наибольшиеэмоциональные перегрузки испытывают военнослужащие запаса, уволенные 4 – 5 леттому назад – в период массового сокращения Вооруженных сил в 1991 – 1992 годах.Именно они пережили наибольший стресс при переходе к гражданской жизни. Многиеиз них были поспешно уволены, оставили квартиры в военных городках натерритории стран СНГ или гарнизонах, подлежащих ликвидации, в надежде наполучение жилья по новому месту жительства. Этих людей практически не затронуликурсы переподготовки офицеров запаса, часть из них испытали разочарование отнеудачной коммерческой деятельности или ведения фермерского хозяйства, имеютпроблемы с работой. Не случайно, в этой группе наименьшее количество оптимистови более высокий процент растерявшихся и озлобленных на нынешнюю ситуацию.
Отсутствиебаланса между установками, ценностными ориентациями людей и реальнымивозможностями их реализации является серьезной проблемой общества и должнорасцениваться как признак предконфликтного его состояния. Социальные группы,испытывающие наибольшее напряжение (в нашем случае – это все военнослужащиезапаса старше 35 лет, проживающие в регионах со слабо развитой социальнойинфраструктурой, имеющие проблемы с трудоустройством и тому подобное)становятся потенциально социально опасными, подверженными популистским призывами действиям, которые, по их мнению, должны восстановить справедливость.
Таблица1.
Оценкабывшими военнослужащими своего материального положения с последним периодом ихслужбы (в % от числа опрошенных)Регион Оценка материального положения улучшилось не изменилось ухудшилось Москва и Санкт-Петербург 23 8 54 Центральный и Волго-Вятский районы 24 8 64 Сибирь и Дальний Восток 22 6 71 Урал 20 8 69 Северный и Северо-Западный районы 19 5 75 Поволжский и Северо-Кавказский районы 12 2 85 Центрально-Черноземный район 10 3 86 В среднем по РФ 19 7 71
3. ПОЛИТИЧЕСКИЕОРИЕНТАЦИИ БЫВШИХ КАДРОВЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Дляанализа динамики мнений и настроений людей в условиях напряженнойсоциально-экономической ситуации в стране представляет особый интересполитическая активность и предпочтения граждан, в том числе бывших кадровыхвоеннослужащих, количество которых (из всех силовых ведомств), по разнымоценкам, достигает 5 – 7 миллионов человек.
Всвязи с этим представляет интерес мнение бывших кадровых военнослужащихотносительно путей выхода страны из кризиса. В большинстве своем (60 %)выступая за создание в стране эффективно действующей системы социальныхгарантий гражданам, респонденты вместе с тем отдают себе отчет в том, что этоможет быть осуществлено только в результате значительного улучшения общейситуации в экономике. В целом отрицательно оценивая первые результатыэкономических преобразований (26 % поддерживают идею от обмене итоговприватизации), каждый второй из числа бывших военнослужащих выступает зарешительное продолжение экономической реформы. При этом в качествепервоочередных респонденты называют поддержку частного предпринимательства (34%), передачу земли в частные («но честные…», «тем, кто умеет на ней работать»)руки (19 %), предоставление территориям полной экономической самостоятельности(12 %). Характерно, что в числе опрошенных не нашлось ни одного сторонникавведения распределительной талонно — карточной системы.
Преобладаниесреди данной категории населения державно – патриотической ориентации оказываетвлияние и на ее мнение относительно привлечения иностранных инвестиций вотечественную экономику: поддерживают только 17 %. При этом каждый третийвыступает за ограждение страны от влияния Запада, а 45 % — за проведениепротекционистской политики исключительно в интересах отечественныхтоваропроизводителей.
Характеризуяуровень политизации и направленность политических ориентаций бывших кадровыхвоеннослужащих, следует отметить, что количество активных сторонниковконкретной политической партии (общественно – политического движения)составляет 39 %, 32 % опрошенных не видят в России политических сил, отражающихих интересы, 8 % заявляют, что политикой не интересуются и абсолютнобезразличны к деятельности любых политических сил, а каждый пятый не захотелили не смог выразить свое мнение по данной проблеме.
Политическиесимпатии граждан, находящихся на военной службе, и тех, кто уволен в запас иотставку, вовсе не совпадают. Это противоречит расхожему мнению, что якобывоенный и околовоенный электорат выступает на выборах каким-то единым фронтом.
Поофициальным данным, ежегодно из Вооруженных сил увольняется 15 – 20 тысячофицеров, не достигших 30 лет, за период с 1990 по 1993 годы их количествосоставило свыше 95 000 человек, в последующие четыре года – 130 000человек. Это составляет треть общего числа уволенных в запас кадровыхвоеннослужащих. Данная категория – самая активная и наиболее легко адаптирующаячасть бывших военнослужащих – в основном находит применение своим способностямв сфере деятельности частных коммерческих предприятий, и ее политическиевзгляды и симпатии в значительной степени отличаются от ориентаций старшихофицеров, полностью выслуживших установленные законом сроки службы.
Категориявоенных пенсионеров старше 50 лет в большей степени подвержена влияниюкоммунистических идеалов и ценностей, живет воспоминаниями о временахСоветского Союза, уровне жизни и материального обеспечения кадровыхвоеннослужащих и военных пенсионеров в тот период. Это та категория военныхпенсионеров (преимущественно из числа старших офицеров), которая в меньшейстепени испытывает социальный дискомфорт из-за социально – бытовойнеустроенности или отсутствия жилья, но на их самочувствие негативно влияютобида за попранные ценности, развал СССР, снижение уровня жизни, страх за своебудущее и будущее детей. Их отличает консерватизм мышления, неприятиеполитического курса нынешнего руководства страны.
4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯПЕРЕПОДГОТОВКА И ТРУДОУСТРОЙСТВО
Практическидля всех увольняемых в настоящее время с военной службы наиболее важными итрудноразрешаемыми являются проблемы, связанные с последующим трудоустройством.Независимо от причин увольнения подавляющее большинство из них, а именно около94 %, намерены работать после того, как оставят военную службу.
Внынешних условиях почти для всех военных пенсионеров работа являетсянеобходимым, а нередко и основным средством обеспечения материальныхпотребностей своей семьи. Средний размер пенсии настолько невелик, что семья изтрех-четырех человек, не имеющая других источников дохода, живет на уровнебедности. Поэтому к своей работе после увольнения военнослужащие выдвигают рядтребований. Главным фактором успешной адаптации к гражданским условиямбольшинство военнослужащих запаса считают наличие высокооплачиваемой работы.
Военнослужащиезапаса стремятся найти работу, которая бы их удовлетворила во всех отношениях.Реально этого добиваются немногие. Наиболее распространенными предложениями длявоеннослужащих запаса, как правило, выступают должности охранника, экспедиторагрузов, инкассатора и другие, связанные с владением оружием. При этомнанимателей совершенно не интересует наличие диплома или специальных знаний уих будущего работника. Описанная ситуация на рынке труда совершенно несоотносится с реальными установками военнослужащих, уволенных в запас. Вот какреально представляют увольняемые возможную сферу своей деятельности: работа вкоммерческих структурах – 27 %, на государственных предприятиях и в учреждениях– 16 %, в сфере транспорта и связи – 8 %, в структурах МВД, прокуратуры,таможни и налоговой инспекции – 5 %, в сельском хозяйстве – 4 %, в сфереобразования – 4 %, бытовом обслуживании – 3 %, строительстве – 2 %, торговле иобщественном питании – 2 %. Около 5 % респондентов указали другие сферыдеятельности, а в среднем каждый четвертый затруднился назвать желаемую с ихточки зрения область применения своих способностей.
Многиеуверены, что хорошо устроиться можно только «по знакомству». Поэтому неслучайно из общего количества уволенных в запас в 1992 – 1995 годы военнослужащихтолько 6 % обратились в региональные отделения Федеральной службы занятости РФ и лишь половина из них была трудоустроена. Реальная картина трудоустройствавоеннослужащих, уволенных в запас или в отставку далеко неоднородна. Болееблагополучная обстановка в Северном, Северо-Западном, Центральном иВолго-Вятском регионах, Калининградской области, где заняты на постояннойработе от 71 до 81 % бывших кадровых военнослужащих, в Москве иСанкт-Петербурге – 62 %, а наиболее обострена данная проблема в Центрально-Черноземномрайоне – только 29 %, в Сибири и на Дальнем Востоке – 45 %.
Вцелом по Российской Федерации только 42 % от их числа в различной степениудовлетворены характером своей работы. В различных регионах удовлетворенностьновой трудовой деятельностью граждан, уволенных с военной службы в запас иотставку, существенно различается: от 65 % в Северном и Северо-Западномрайонах, до 38 % в Сибири, на Дальнем Востоке и до 32 % в Центральном иВолго-Вятском районах. Каждого второго из опрошенных не в полной мереудовлетворяет уровень оплаты труда (52 %), а каждый четвертый хотел бы заниматьдолжность, в наибольшей степени соответствующую своим возрасту, знаниям иопыту. Среди других наиболее распространенных причин неудовлетворенноститрудовой деятельности чаще всего указывались: род деятельности, которымвынужден заниматься (32 %), отсутствие возможностей для творчества (15 %),характер взаимоотношений с начальством (13 %), большие физические и умственныенагрузки (по 6 %) и отношения с коллегами по работе (2 %).
Особоследует выделить проблемы, связанные с устройством на работу по специальности,не соответствующей уровню знаний, квалификации, опыту бывшего военнослужащего.Здесь на первый план выходит психологический и социальный дискомфорт, которыйиспытывает человек, занимаясь нелюбимым делом, по принуждению, через «нехочу». Данное состояние весьма угнетающе действует на психику, заставляет«раздваиваться», снижает жизненный тонус человека. По результатам проведенногоисследования, в таком состоянии находится почти три четверти уволенных в запасвоеннослужащих.
Оцениваясоответствующие нынешнего рода трудовой деятельности уровню образования иквалификации, полученным на военной службе, только 26 % бывших военнослужащихотмечают их совпадение. У каждого второго на образование, ни уровеньквалификации никаким образом не связаны с работой на «гражданке», у 13 % новаяспециальность соответствует образованию, на квалификация выполняемой работыиная.
Приведенныецифры говорят об одном: в России до сих пор отсутствует действеннаягосударственная система переподготовки и трудоустройства бывших кадровыхвоеннослужащих. Им зачастую негде получить знания и квалификацию, необходимыедля изменения профессиональной ориентации, получать сведения о необходимыхспециальностях и вакантных рабочих местах, подготовиться к собеседованию итестам при приеме на работу. Государственные службы помочь им в этом не всостоянии. Поэтому основная тяжесть решения проблемы поиска новой работы,профессиональной переподготовки и переориентации в настоящее время в первуюочередь лежит на них самих.
Болеетого, существующая система переквалификации офицеров на гражданскиеспециальности не учитывает реальной ситуации на рынках труда в регионах. Всегов период 1991 – 1995 годы лишь 1 % уволенных офицеров запаса былпереподготовлен Федеральной службой занятости, 6 % — в учебных центрах,учредителем которых является Министерство обороны РФ, 2,6 % — Всероссийскимцентром переподготовки офицеров.
Ненадеясь на помощь государства, офицеры чаще всего исподволь начинают себяготовить к гражданской жизни, подрабатывая во внеслужебное время, изучаявозможности для получения работы на различных фирмах или устанавливая деловые иличные контакты с коллегами, нашедшими себя «в новой среде». Соответственно, дляодних система профессиональной переподготовки оказывается просто не нужной(«зачем, если и так берут»), для других – возможностью получить свободноевремя, а для третьих – бесплодной надеждой. В частности, 54 % опрошенныхкадровых военнослужащих запаса заявили, что у них не было необходимости вобучении на каких-либо курсах переподготовки; 13 % отметили, что курсовпереподготовки офицеров запаса не заканчивали, поскольку такую возможность непредоставили непосредственные начальники; 9 % выразили сожаление, что не имеливозможности окончить курсы из-за отсутствия их в регионе проживания; наконец,16 % опрошенных отметили, что курсы переподготовки окончили (но из них толькокаждому третьему удалось трудоустроиться по вновь приобретенной специальности).
Выяснилосьтакже, что наибольшую потребность в приобретении новой специальности испытываливоеннослужащие запаса в возрасте от 30 до 50 лет, а также проживающие впериферийных районах (Северо-Западном, Центрально-Черноземном, в Сибири и наДальнем Востоке). Однако центры переподготовки и их филиалы находятся восновном в крупных городах, не во всех военных округах. Поэтому многихвоеннослужащих, представленных к увольнению, не отпустили непосредственныеначальники (в том числе, и из-за отсутствия денежных средств в частях).
Серьезнойпроблемой выступает трудоустройство военнослужащих после увольнения в запас пополученной специальности. Из-за безработицы, незнания ситуации на рынке труда,отсутствия постоянных прямых связей с предприятиями и организациями, заинтересованнымив трудоустройстве военнослужащих запаса, выпускники курсов часто оказываются сдипломом на руках и нулевыми перспективами найти подходящую работу. Чем, как неошибками в определении приоритетов обучения, можно объяснить массовый выпускменеджеров или дипломированных фермеров, не находящих себе практическогоприменения?
5.СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ЗАПАСЕ И ОТСТАВКЕ
Значительноевлияние на адаптационные процессы, возникающие после увольнения в запаскадровых военнослужащих и в их семьях, оказывают вопросы социальнойзащищенности.
Социальнаязащищенность в условиях Вооруженных сил отражает полноту и степень реализацииважнейших социальных прав и гарантий различных категорий военнослужащих ичленов их семей, позволяющих им удовлетворить необходимые материальные идуховные потребности, компенсирующих ограничения и лишения военной службы.
Исходяиз этого, степень реализации гарантий, прав, льгот и свобод для кадровыхвоеннослужащих, уволенных в запас, и их семей определяется:
во-первых,уровнем их обеспеченности материальными и духовными благами, всемипредусмотренными льготами, компенсирующими трудности и лишения, испытанные завремя военной службы;
во-вторых,наличием нормально социально-бытовых условий для проживания, трудоустройства,гарантированного свободного времени, возможностью заниматься самообразованием,воспитанием детей, повышением своего культурного уровня;
в-третьих,защитой от произвола чиновников, несправедливости, грубости и иныхпосягательств на их честь и личное достоинство.
Основнымпризнаком обеспечения социальной защищенности человека в армейских условиях посравнению с гражданской жизнью выступает сильная корпоративная связь междулюдьми в погонах (что, с одной стороны препятствует массовому самоуправствуместных органов и отдельных должностных лиц, а с другой – позволяет оказыватьдруг другу моральную поддержку) и возможность использования органов военногоуправления, военной юстиции и прокуратуры, средств массовой информации припосягательствах на основные права и гарантии военнослужащих.
Социальнаязащищенность граждан, уволенных с действительной военной службы в запас иотставку, с одной стороны, заключается в наиболее полной реализации социальныхправ и свобод, недоставленных Конституцией и законами всем гражданам РоссийскойФедерации, а с другой стороны, — в реализации специальных прав и гарантий,представляемых за многолетнюю и добросовестную службу в Вооруженных силах,связанную с большими физическими и психологическими нагрузками, риском дляжизни и здоровья, сложенными социально-бытовыми условиями для жизни семей итому подобное. Именно вторая сторона социальной защищенности кадровыхвоеннослужащих, уволенных с военной службы, чаще всего выступает объектомограничений и посягательств со стороны местных властей, других ведомств. Этомуспособствует разобщенность уволенных в запас военнослужащих, привычка кподчинению, весь комплекс причин их дезадаптации к гражданским условиям.
Внастоящее время сложилась ситуация, когда многие законодательные акты осоциальных льготах и гарантиях военнослужащим, уволенным в запас, и членам ихсемей носят декларативный характер (например, льготная оплата установкителефона и абонентской платы за него) и, как правило, повсеместно невыполняются местными органами власти под различными предлогами.
Каждыйвторой из числа опрошенных считает, что их интересы в деятельности местныхорганов власти учитываются недостаточно, еще треть заявляет, что эти интересыне учитываются вообще, и только 2 % респондентов придерживаются того мнения, чтона муниципальном уровне власти в полной мере вникают в проблемы граждан,уволенных с военной службы в запас и отставку, и членов их семей.
Долголетняяпрактика игнорирования социальных прав граждан страны, выполнявших функцию поее вооруженной защите, породила целый комплекс проблем. Исследованияпоказывают, что проблема социальной защищенности военнослужащих и членов ихсемей возникла не вчера, симптомы ее проявления обозначались еще в 1980-е годы,а с течением времени положение лишь усугублялось. Так, в середине 1989 года освоей социальной и правовой незащищенности (полной или частичной) заявляли 45 %опрошенных кадровых военнослужащих, к концу 1995 года их количество выросло до68 %.
Болееили менее успешно обстоят дела с реализацией льгот по медицинскомуобслуживанию, оплатой жилья и коммунальных услуг. Весьма проблематичнойявляется возможность отдыха (лечения) по льготной путевке. Последнееобъясняется тем, что существующая коечная сеть военных госпиталей позволяетобеспечить стационарной медицинской помощью только действующих военнослужащих.
Рядльгот, предусмотренных для военнослужащих, уволенных в запас и отставку,действует частично, по некоторым отсутствует механизм их реализации, или жеведомства и местные органы власти не могут их профинансировать из-за отсутствиясредств (обеспечение земельными участками, участие в кооперативномстроительстве). Наконец, некоторые льготы носят откровенно популистскийхарактер, и перспективы их реализации весьма призрачны (обеспечение семейвоеннослужащих, уволенных в запас, жилой площадью в трехмесячный срок).
Ноуже сейчас ясно одно – степень реализации социальных прав и гарантийуволенных в запас военнослужащих оказывает значительное влияние наморально-психологическое состояние офицерского состава и прапорщиков, нынепроходящих службу в кадрах Вооруженных сил, на их уверенность в завтрашнем дне.Социальное положение военных пенсионеров является для них наглядным примеромсобственного состояния в недалеком будущем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Такимобразом, адаптация бывших военнослужащих к условиям гражданской жизни влечет засобой целый комплекс противоречий и социальных проблем, которые не могут бытьрешены на личном уровне. В то же время, в социальной сфере государство еще неимеет ни ориентиров, ни инструментов государственного контроля за развитиемситуации. Несмотря на меры, принимаемые органами исполнительной изаконодательной власти, социальные проблемы военнослужащих запаса обостряются.
Какпредставляется, ситуацию в этой области нельзя оставлять без внимания. Одним изважных звеньев контроля и обеспечения нормализации положения здесь выступаютрегулярные социологические исследования. В настоящих условиях возможныразличные варианты облегчения жизни бывших кадровых военнослужащих. Вместе стем в первую очередь, исходя из результатов проведенного исследования,целесообразно не только разработать единую государственную концепцию социальнойи психологической адаптации лиц, уволенных с военной службы, их семей с учетомопыта зарубежных стран, но и придать ей реальный, эффективный характер,соответствующий сложным российским условиям. Не последнюю очередь в этомнаправлении занимают вопросы разработки и реализации программы помощи лицам,оказавшимся безработными в результате сокращений в армии и на флоте, котораяпредусматривала бы комплекс мероприятий по изучению рынка труда,информированию, созданию рабочих мест, профессиональной переподготовке, помощив поиске работы и трудоустройстве. Важно также скоординировать и объединитьусилия государственных органов и общественных организаций (фондов) и решениипроблем социальной адаптации, психологической коррекции и медицинскойреабилитации бывших военнослужащих, создав под эгидой единого объединения сетьконсультационных пунктов, учебных заведений (курсов), медицинских центров, производственно-коммерческихпредприятий и тому подобное. Словом, нужны практические шаги, отвечающиеожиданиям многих людей.
ЛИТЕРАТУРА:
1. ОбразцовИ.В., Соловьев С.С. «Социальные проблемы бывших кадровых военнослужащих». 1998г., с. 70-81.