Реферат по предмету "Философия"


Антропологический материализм Л.Фейербаха

/>
1. Введение.
Отказот традиций метафизики, который произошел в XVIII веке, разрушил основуединства всей системы знания. В результате произошло никогда прежде с такойопределенностью не проводившееся разделение бытия на мир природы и мирчеловека. Это разделение последовательно осуществил Кант, основоположникнемецкого идеализма. Видным представителем немецкого идеализма был Гегель(1770-1831). Отправляясь от философии Канта, он в то же время подвергпересмотру его понятие трансцендентального субъекта, предложив рассматривать вкачестве такового историю человечества в целом. Гегель создал наобъективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики.Последователем Гегеля первоначально был Фейербах (1804-1872), но затем 1839году подверг критике гегелевский идеализм, показав его связь с религией.Фейербах выдвинул в центр своей философии человека, трактуемого какбиологическое существо, абстрактный индивид.
2. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Всередине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ ЛюдвигФейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, какрационализированная религия, а философия и религия по самому их существу,считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера вдогматы, тогда как в основе философии — знание, стремление раскрытьдействительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах виделв критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущностьрелигиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическаяфилософия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности,посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительностипринадлежат самому человеку.
СогласноФейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, чточеловек — не творение бога, а часть — и притом наиболее совершенная — вечнойприроды.
2.1.Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века,поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическомудвижению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Онхарактеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха — неотвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, ачеловек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такогопонимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, прикоторой человек рассматривается, прежде всего как духовное существо. СогласноФейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого”Я”. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело- две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческаяприрода, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, иотдельный индивид для него — не исторически-духовное образование, как у Гегеля,а звено в развитии человеческого рода. Началом нового, материалистическогопериода в творчестве Фейербаха следует считать 1839 год. Именно в этом году онокончательно порывает с гегелевской философией и становится материалистом.
Критикуяидеалистическую трактовку познания и будучи недоволен абстрактным мышлением,Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Полагая, что ощущение составляетединственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органычувств: зрение, слух, осязание, обоняние, — обладает, по Фейербаху, подлиннойреальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так ипсихические состояния других людей. Фейербах не признавал никакойсверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познанияс помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляцией. Знаменитаякнига Фейербаха «Сущность христианства», написанная в 1841году, была уженастоящим триумфом материалистической философии. Цель этой книги философопределил как «сведение религии к антропологии». Религия как проблема проходиткрасной нитью через творчество Фейербаха. Он пишет, что его первой мыслью былбог, второй – разум, а третьей и последней – человек. Фейербаха интересует неидея человечества, а реальный человек, который, прежде всего – природа, тело,чувственность и потребности. То есть идеализм надлежит отвергнуть, так какупразднил конкретного человека. Теизм неприемлем, ибо не бог творит человека, ачеловек создает бога. Фейербах в этой работе провозгласил материализм и атеизм,признал, что природа существует независимо от сознания, что она есть основа, накоторой вырос человек, что вне природы и человека нет ничего, и что созданноерелигией божественной существо есть лишь фантастическое отражение человеческойсущности. Такова основная идея этого произведения. Имя Фейербаха стало для тогопериода символом борьбы с темнотой, суеверием и деспотизмом.
После«Сущности христианства» Фейербах выпускает в свет целый ряд произведений:«Основные положения философии будущего» (1843г.), «Сущность религии» (1845г.) идругие. В этих произведениях он дает стройное изложение и обоснование своихматериалистических взглядов.
Нотруды Фейербаха, вышедшие после революции 1848-49 годов, уже не оказывалитакого влияния и глубокого воздействия на читателей, как его первыематериалистические сочинения. И его работа «Теогония» не оставила почтиникакого значимого следа в этот период времени. В 1867-69 годах Фейербах пишетсвое главное этическое произведение – «Эвдемонизм», в котором утверждает, чтостремление к счастью является двигательной силой поведения людей, основойморальных отношений. «Эвдемонизм» не был, однако, опубликован при жизниФейербаха и увидел свет лишь в 1874 году.
2.2.Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что онпо-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объектапервоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первыйобъект для всякого человека — это другой человек, ”Ты”. Именно любовь к другомучеловеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым кпризнанию существования вообще внешних вещей.
Извнутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическаямораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорнойсвязи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишьотчужденная, ложная форма подлинной любви — любви к другим людям.
3.Атеизм Фейербаха.
МатериализмФейербаха, как и всякий материализм вообще, тесно связан с атеизмом, ибоматериалистические основоположения уже содержат в себе атеистический смысл. Ноэволюцию атеистических взглядов Фейербаха, как и любого материалиста, нельзясводить только к развитию его материализма, затушевав антирелигиозный аспект егофилософии. Кроме того, необходимо иметь в виду, что антирелигиозные взглядыФейербаха начала складываться еще до его прихода к материализму. У Фейербахаатеизм и материализм неразрывно связанные, взаимодополняющие и переходящие другв друга вещи.
Фейербахвидел центральную тенденцию, в борьбе разума с верой, науки с религией,философии с теологией. Этой борьбой, показывает Фейербах, пронизана всяфилософия нового времени — Бэкона и Гоббса, Гассенди и Декарта, Лейбница иБей-ля, Декарта и Спинозы. Фейербах отмечал стремление каждого из этихмыслителей освободить человеческий ум от религиозного влияния и их несомненныйвклад в это дело. Но никто из них, по его мнению, не освободился полностью отдуализма веры и разума. «Философы новейшего времени признавали веру, но так,как законная жена признается в качестве уполномоченного лица мужа, когда он ужевнутренне с ней разошелся». Фейербах требовал последовательности ибескомпромиссности в этом вопросе. Срывая с божества его таинственность,Фейербах вначале еще полагал, что человеческое мышление, как таковое, обладаетсамостоятельным бытием. Под влиянием гегелевского принципа тождества субъекта иобъекта, мышления и бытия он на место сверхчувственного бога поставилсверхчувственный разум, мышление.
Следуетподчеркнуть, что для Фейербаха атеизм не сводился к простому отрицанию бога.Эту точку зрения он считал характерной для XVII и XVIII вв. Таким образом,Фейербаха не удовлетворял негативный атеизм его предшественников. АтеизмФейербаха требует положительного утверждения человека в противоположность егорелигиозному, фиктивному утверждению. Утверждение человека должно быть нетолько реальным, но и всесторонним, охватывающим все сферы его бытия. Фейербахпонимал, что немногого стоит забота «о ясности и здоровом состоянии головы исердца», если «желудок не в порядке» и «основа человеческого существованияповреждена. По Фейербаху, для того чтобы вылечить «болезни головы и сердца», ккоторым он относил и религиозную идеологию, необходимо решение проблемы«желудка». Тем самым Фейербах ограничивал свой атеизм узкими рамкамипросветительства. Так как к материализму философ пришел через критику религии,а в свою очередь, эта критика становилась более глубокой и убедительной по мереформирования его материалистических взглядов. Каковы же идейные и теоретическиеисточники атеизма и материализма Фейербаха?
Историко-философскиевзгляды Фейербаха возникли и сформировались в определенных историческихусловиях на основе определенного историко-философского багажа. Важнейшимидейным источником материализма и атеизма Фейербаха были ростки атеистической иматериалистической мысли предшествующих эпох. В новых исторических условияхФейербах развил и продолжил материализм и атеизм. Фейербах глубоко иобстоятельно изучил идейное наследие своих предшественников ссылался на них,считая их атеизм поверхностным и неглубоким.
4.Выводы.
Изучениеисторико-философских сочинений Фейербаха показывает, что его путь кматериализму и атеизму не был, как выражался он, «случайным» и «произвольным»,но «органическим» и «необходимым» и пролегал через его сочинения 30-х годов.Каждое из этих сочинений было ступенью в его духовной эволюции, а от последнегоиз них, монографии «Пьер Бейль», переход к «Сущности христианства», по словамсамого Фейербаха, уже был нетруден.
Тематический словарь.
1.Антропологизм-взглядна человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы познаниякоторого дает ключ к ее тайнам, т.к. в органическом единстве телесных отправленийчеловека участвуют все ее продуктивные силы.Подчеркивание единства человека иприроды было направленно против идеализма и против дуалистического разрыва душии тела.Антропологизм в материализме 17-18 в.в.был частью идейного обоснованиябуржуазной революции провозгласивший несовместимость феодального строя ирелигии с подлинной природой человека.
2.Атеизм-системавзглядов отрицающих веру в сверхъестественное(духов, богов, загробную жизнь ит.д.)отрицание всякой религии.Атеизм неразрывно связан с материалистическимивоззрениями на природу.Атеизм возник в рабовладельческом обществе.Большоезначение в подрыве господства религии имел буржуазный атеизм представителямикоторого являются Спиноза, Файербахи др.
3.Материализм-начальноефилософское направление противоположность идеализму Различают материализм какстихийную уверенность всех людей в объективном существование внешнего мира икак философское мировозрение, представляет собой научное углубление и развитиеточки зрения стихийного материализм.Философский Материализм утверждает первичностьматериального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность,несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве.Считаясознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражениевнешнего мира утверждая таким образом позноваемость природы.
Список литературы
ФейербахЛ. Сущность религии // Избранные философские произведения. М., 1955.
Л.История философии «Мысль» М, 1974.
И.Т.Фролова”Философскийсловарь”М,1980.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.refz.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.