Глава IX. Европейская культура Нового времени: от расцвета к кризису (XVII – XIX века) Капитализм (от позднелат. capitalis от caput – голова) – историко-экономическое, философско-социологическое, социокульту-рологическое понятие, использующееся для обозначения одной из общественно – экономических формаций, основанной на частной собственности класса буржуазии на средства производства и эксплуатации наемных работников. Термином «капитал», вошедшим в оборот в XII–XIII вв., обозначилось «запас товаров; ценности; денежная масса; деньги, приносящие процент». На протяжении конца XVII в. и в течение XVIII в. понятие «капитал» в основном вытесняют термины «фонды», «богатство», «ценности», «имущество», «достояние» и т.п., нередко обозначая богатство нации, национальное достояние. Входит в специальный оборот в середине XIX в. (В 1850 г. французский ученый Луи Блан писал: «…То, что я бы назвал «капитализмом», то есть присвоением капитала одними с исключением других»). ^ Новое время, по принятой в современной науке периодизации истории культуры стран Европы и Америки, это историческая эпоха трех столетий (XVII–XVIII–XIX), когда развивается бурный процесс формирования буржуазного общества и начинается активная «капиталистическая эра» (К. Маркс). Условность указанных временных границ вполне естественна, ибо капиталистические производственные отношения складываются задолго до этого, то есть еще в недрах феодального общества, и приобретают довольно прочные позиции до начала буржуазных революций, открывших широкий простор новому общественному укладу – капитализму. А капитализм – качественно новое явление всемирной истории. ^ Новоевропейская культура – феномен буржуазно – капиталистического общества, основанного «на частном владении» (А.Ф. Лосев) XVII–XIX вв. для Европы, с одной стороны, единый пространственно-временной период глубоких качественных (революционных) изменений в политической, экономической, социальной жизни десятков народов, а с другой, – время возникновения и расцвета нового, во многом уникального, типа культуры. Она возникает на едином основании: а) буржуазном способе производства, в основе которого лежит частная собственность. («Определить буржуазную собственность, - считал К. Маркс, - это значит не что иное, как дать описание всех общественных отношений буржуазного производства»)1;б) буржуазной демократии, которая означала огромный прогресс по сравнению с государственно-политической организацией средневекового феодального общества; в) развитии человеческой индивидуальности (субъектности);г) углублении рационализма, утверждавшего определяющую роль разума не только в познании, но и в практической деятельности людей. Субъект (от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе) – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект. Выдающийся русский (советский) философ и теоретик культуры А.Ф. Лосев (1893-1988), давая обобщенную характеристику феномену культуры буржуазного общества, писал: «А что такое Новоевропейская культура? Это буржуазно-капиталистическая культура, основанная на частном владении. На первом плане здесь выступает индивид, субъект и его власть, его самочувствие, его порождение всего объективного. Субъект стоит здесь над объектом, человек объявлен царем природы»2. Новоевропейская культура буржуазного общества в своем формировании и развитии проходит сложный, насыщенный крупнейшими общественными процессами, исторический путь, среди которых главными, определяющими являются следующие. Реформация (от лат. reformatio – преобразование, исправление). В узком смысле Реформация – пересмотр основных догматов католицизма, приведший к возникновению нового направления христианства – протестантизма (лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, меннонитство, англиканство, баптизм, адвентизм и др.). ^ Ш Первое. ирокую дорогу становлению буржуазно-капиталистиче-ского общества открыла Реформация, охватившая в XVI–XVII вв. большинство стран Западной и Центральной Европы, своим острием была направлена против средневековой католической церкви, как «наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя»3. Вместе с тем это широкое, хотя и разнородное, социально-политическое и идеологическое движение явилось первым решительным выступлением нового общественного класса – буржуазии – против средневековых феодальных устоев во всем: экономике, политике, идеологии, культуре. Как уже отмечалось выше, реформация способствовала: а) появлению человека буржуазного общества – автономного индивида, гражданина – нового субъекта культуры; б) через раскрепощение человека – становлению рыночной экономики;в) формированию гражданского (демократического) общества; г) возникновению «целой эпохи протестантской культуры» (М. Вебер) с ее новыми ценностно-смысловыми ориентациями. Второе. Продолжением Реформации стали буржуазные революции, которых в Европе в XVII–XIX вв. было немало: в Нидерландах (1566-1609 гг.); в Англии (1640-1689 гг.); три революции во Франции (1789-1794 гг., 1830 г. и 1848 г.); пять революций в Испании (1808-1814, 1820-1823, 1834-1843, 1854-1856, 1868-1874 гг.), революция в Бельгии (1830 г.); две революции в Италии (1848-1849, 1859-1860 гг.); в Германии, Австрии, Венгрии, Чехии (все в 1848 – 1849 гг.). В ряде европейских стран революции происходили в начале XX века. Они были необходимым историческим условием перехода от феодализма к капитализму, развития буржуазного общества во всей полноте общественных отношений этой новой, более прогрессивной экономической, политической и социокультурной системы. Буржуазные революции начинались обычно при наличии более или менее готовых форм капиталистического уклада, возникших и развившихся в недрах феодального общества. Господствовавшие феодальные производственные отношения и вся политическая, правовая и идеологическая надстройка феодального общества становилась оковами для дальнейшего развития производительных сил. Конфликт между развивавшимися в недрах феодализма производительными силами и устаревшими производственными отношениями разрешался посредством буржуазных революций, приводивших к смене феодализма капитализмом. А установление буржуазно-капиталистического строя имело огромные прогрессивные последствия для общества, в том числе вело к развитию буржуазной демократии и к радикальным изменениям во всех сферах культуры. Мощный толчок этим процессам дала Великая французская революция XVIII в. Она подняла знамя свободы, провозгласила принципы буржуазной демократии и дала замечательные примеры героической борьбы за эти принципы. Эта революция сыграла крупнейшую прогрессивную роль не только для Франции, но и для развития всей Европы. 26 августа 1789 года Учредительное собрание торжественно приняло «Декларацию прав человека и гражданина», состоявшую из 17 статей. ^ Краткое содержание Декларации Содержание статей Статья 1. «Люди рождаются и остаются свободными и равноправными в правах». Статья 2. «Целью всякого политического союза является сохранение естественных и неотъемлемых прав человека. Права эти суть: свобода и безопасность, сопротивление угнетению». Статья 3. «Источник всей верховной власти всегда находится в нации». В дополнении 1793 г. провозглашаются обязанности общества искать работу для неимущих, обеспечивать средствами существования нетрудоспособных, заботиться о просвещении граждан. ^ Статьи 7, 8, 11. Провозглашают свободу личности, свободу совести, слова и печати. В век господства феодальных отношений, действий католической инквизиции, боровшейся с научным свободомыслием, принципы равенства, свободы, братства, суверенитета народа, провозглашенные Декларацией, производили огромное впечатление на людей той эпохи, они оказывали активное воздействие на перемены в ценностно-смысловом ядре культуры как Франции, так и всей Европы. Третье. Крупные качественные изменения происходят в хозяйственно-экономической жизни Европы. Они связаны с первоначальным накоплением капитала, развитием капиталистических отношений. За счет разорения мелких собственников, захвата и грабежа колоний, работорговли создается крупная частная собственность. Складывается новая модель экономики. Ее фундаментом стал механизм товарного производства и рыночного обмена, базирующийся на непрерывном движении капитала. Под его влиянием формируется единое общеевропейское экономическое пространство. Западная экономика отличалась необыкновенной подвижностью и гибкостью. Капитал, непрерывно вращаясь, подталкивал рост производства, стимулировал развитие техники, регулировал распределение и, как следствие, поддерживал определенный уровень благосостояния. Становление нового хозяйственного уклада привело к радикальному переосмыслению всех ценностных установок, прямо или косвенно связанных с экономической деятельностью. В их основе лежало стремление к получению дохода, вокруг которого строилась система буржуазных ценностей. Важнейшим элементом новоевропейской символики становятся деньги. В обществе свободно распространялись новые знания, порождая изобретательность и установки на принятие инноваций. Так возникла капиталистическая система хозяйства, еще одна автономная область культуры, живущая по своим собственным законам. Четвертое. Изменяется и усложняется социальная структура европейского общества, происходит экономический процесс раскрепощения индивидов, возникают новые взгляды на человека. В ходе революционных сдвигов в Европе резко активизируется третье сословие, из которого выделяется пролетариат, объединяющий в своих рядах крестьян и безработную бедноту. Именно народные массы придавали революциям ту силу и размах, которые обеспечили победу буржуазии. Но и сама буржуазия в тех исторических условиях была смелым, революционным классом. Выйдя на авансцену широкой общественной жизни, буржуазия стала новым историческим субъектом культуры и сыграла огромную прогрессивную роль: а) в становлении совершенно нового мировоззрения и мироощущения, главными чертами которого стали установка на свободу самовыражения и деятельности; б) в утверждении буржуазной морали и прежде всего таких ее ценностей как бережливость, сдержанность, культ домашнего очага; в) в ниспровержении феодально-сословных представлений о человеке;г) в разрушении средневекового уклада жизни, пронизанного нормами сложнейшей регламентации; д) в развитии крупного машинного производства и росте производительности труда; е) в активном и заинтересованном подъеме науки и техники, широком внедрении научных результатов во все сферы жизни общества.Важнейшим результатом этих революционных изменений в Европе стало нарастание исторической тенденции, возникшей еще в эпоху Ренессанса, к секуляризации (обмирщению) культуры и созданию широкой системы чисто светских ценностей. Ослабление, а затем и отрицание религиозных традиций привело к тому, что сознание отдельного человека стало постепенно освобождаться от влияния общины, и «последним источником авторитета» (Гадамер) стал рассматриваться человеческий разум. Распадение привычного жизненного уклада и традиционных ценностей, изменение норм и обычаев, с одной стороны, создавали людям трудности ориентации в окружающем мире, а с другой, открывали новые возможности для самопознания и самореализации человека, для творения культуры. Созерцательное отношение к миру утрачивает свои позиции, открывая простор созидательным способностям человека. Усложняется ценностная картина мира Нового времени. Она наполняется «личным» содержанием с неотъемлемыми правами и свободами, среди которых основополагающей стала свобода совести. Человеку приходится уже самостоятельно делать свой жизненный выбор и избирать круг ценностей наиболее созвучных собственной индивидуальности. Свобода открывала большой простор для движения человеческой мысли: была провозглашена идея равенства людей не только перед Богом, но и перед законом; крепло оптимистическое миропонимание, основанное на идеях возможного переустройства общества на разумных началах, увеличилась власть человека над природой.Все эти процессы имели общеевропейский характер, отражая рождение новой Европы и «единой» европейской культуры буржуазного общества. Но данный тип культуры, сохраняя на всех этапах Нового времени свою качественную определенность и основные черты внутренней структуры, вместе с тем под воздействием меняющейся материальной жизни общества и собственных, относительно самостоятельных процессов, постоянно изменялся и усложнялся от столетия к столетию, от одного состояния капиталистического общества к другому. Поэтому было бы правильнее сделать вывод: культура буржуазного общества – исторический феномен, представляющий собой единую и одновременно сложную, противоречивую, развивающуюся систему. Она проходит не простой путь – от рождения, расцвета – к «усталости» и кризису. ^ XVII век – эпоха рационализма, барокко, классицизма Испытав небывалый взлет в эпоху Возрождения, западноевропейская культура в середине XVI в. вступила в полосу перманентного кризиса, который углублялся с каждым десятилетием. К мыслителям-гуманистам, прославлявшим ранее человеческую личность как «венец творения равный Богу разуменьем», считавшим ее доброй от природы, приходит разочарование. Число сторонников гуманизма уменьшается, а их идеи уже не вызывали энтузиазма. Трактаты мыслителей Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандолы, Томаса Мора и других представителей гуманистической мысли стали рассматриваться как социальные утопии, а великие творения гениев Возрождения сознательно замалчивались или переосмысливались, приобретая религиозное толкование. Кризис гуманизма становится реальностью, и культура XVII в. начинается с осознания кризиса ренессансной веры в гармонию бытия, трагического переживания несовершенства мира и человека. Но процесс социально-экономических и социально-культурных преобразований, возникший в недрах европейского общества, уже нельзя было приостановить и даже затормозить. XVII век в истории Западной Европы был временем дальнейшего роста и укрепления национальных государств и обретения народными массами национального самосознания. Переход западноевропейского общества к новым буржуазно-капиталистическим отношениям сопровождался острыми социальными столкновениями, которые вынуждена была преодолевать культура. Дворянство и нарождавшаяся буржуазия противостояли друг другу и боролись за политическое господство. Католическая церковь, сумевшая устоять под натиском протестантизма, перешла в контрнаступление. Используя орудие инквизиции, она вела жестокую борьбу со всеми проявлениями свободомыслия. Выдающийся английский физик и социолог науки, профессор Кембриджского университета, автор фундаментальных работ о значении науки в жизни общества Дж. Бернал (1901-1971) отмечал: «Резко изменяется отношение католической церкви ко всему, в чем можно усмотреть хоть тень свободы мысли. Повсюду свирепствует инквизиция. А исправленная реформированная церковь оказывается такой же нетерпимой и беспощадной к инакомыслящим, как и старая, неисправленная. В эпоху процесса над Галилеем, почти тридцатилетнего заточения Кампанеллы, казни Бруно и Ванини, конфликт между философией и религией, между знанием и верой так остер, как никогда раньше. В Риме и в Париже, в Лондоне и в Женеве пылают костры: людей сжигают живьем за их веру или за их научные взгляды. В пламени этих костров сгорают мечты о всеобщем мире и согласии, рождается скептицизм»4. Скептицизм (франц. scepticisme от греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий), философская позиция, в основе которой лежит сомнение в существовании какого-либо надежного критерия. Ужасы религиозных войн, падение нравов, нарастающий фанатизм и нетерпимость к инакомыслящим вошли в повседневную жизнь Европы. Основная идея «Левиафана» Т. Гоббса – «война против всех» выражает доминанту мироощущения этого столетия. Религия и церковь в XVII в. продолжали играть ведущую роль в жизни европейских народов, однако все ощутимее становились импульсы светских элементов. Протестантская доктрина самостоятельного постижения Бога предполагала знакомство с книгами Священного Писания, что требовало определенного уровня грамотности населения. Поэтому в странах Северной Европы, где укоренилась протестантская церковь, в городах и сельской местности в большом количестве стали открываться школы. Все большую независимость от религии приобретает общественная мысль. В ходе эволюции культуры эстетико-гносеологические вопросы, стоявшие в центре общественного внимания Ренессанса, уступают место этико-эстетической проблематике. Отражая изменения в социальной и духовной жизни европейского человека, культура XVII в. носит противоречивый характер. Старые религиозные истины перестают отвечать на растущие запросы большинства европейцев, а новая идеология еще не сформировалась. Отсюда берет свое начало активный поиск новых идей, отвечающих духу времени, порождая, в свою очередь, новые открытия, изобретения и мысли, а также их чрезвычайное разнообразие. В этот период происходит смещение акцентов интеллектуального общения: из клерикальных центров оно начинает перемещаться в пространство аристократических салонов и гостиных. Особую популярность приобретают литературно-философские салоны в Англии, Франции. В них собираются аристократы и буржуа, философы и писатели, художники и музыканты. Их встречи в гостиных способствовали не только общению, но и расширению горизонтов познания мира.XVII столетие – время великих мыслителей и ученых, писателей и художников. Заложенные ими принципы научного исследования, художественного творчества, философского знания, политических учений найдут свое воплощение в широких культурных движениях, но уже в XVIII в. В XVII–XVIII вв. в центре внимания передовых людей своего времени находится человек, его возможности, предназначение, приобретенные и врожденные качества. Провозглашая свободу человека, мыслители приходят к пониманию, что судьба индивида определяется не только его желанием и активностью, она находится в прямой зависимости от природных и социальных условий существования.Одной из основных новаций в духовной культуре XVII в. стало стремительное разворачивание научной революции. Отражением духа новой эпохи стал девиз: «Знание – сила», провозглашенный Ф. Бэконом. Научная революция проявила себя в механике, математике, естествознании. Творившие в XVII в. философы и ученые – Ф. Бэкон (1561-1626), Т. Гоббс (1588-1679), Дж. Локк (1632-1704) в Англии, Р. Декарт (1596-1650), П. Гассенди (1592-1655) во Франции, Б. Спиноза (1632-1677) в Нидерландах, Г. Лейбниц (1646-1716) в Германии и др., пытались создать единую непротиворечивую модель мира. ^ Асмус Валентин Фердинандович – известный советский философ, специалист в области истории философии, теории и истории логики, эстетики и литературоведения. Автор трудов: «Диалектика Канта». «Декарт», «Демокрит», «Немецкая эстетика XVIII века», «Проблема интуиции в философии и математике», «Платон» и др. На протяжении XVII в. наука и философия находились в оживленном диалоге друг с другом. В отличие от эпохи Возрождения, когда философией занимались рафинированные аристократы, в Новое время большинство философов были учеными. В Новое время, как афористично заметил В.Ф. Асмус (1894-1975), философия хотела быть научной, а наука – философичной. Новоевропейские ученые отказались от средневекового универсального критерия знания, основанного на божественном откровении, и, опираясь на целый комплекс научных достижений, провозгласили: научная истина есть результат соединения понятий разума с данными опыта;единственным источником знания в науке может быть только опыт, научный эксперимент;методом познания является опыт, индукция.В результате уже в XVII в. возникает уникальный феномен культуры Нового времени – рационализм, утверждавший определенную роль разума не только в познании, но и деятельности людей. Ученые-мыслители понимали разум как прирожденную познавательную способность, присущую всем людям в равной мере. Разум, считали они, обладает единообразием: его законы и правила являются всеобщими и универсальными для всех людей и во все времена. Рационализм основывался на сложившемся представлении о том, что мироздание строится по определенным законам, доступным человеческому разуму. Соответственно, познавая законы природы, общественного устройства, можно создать государство, регулировать общественную мораль и свою собственную жизнь, исходя из разумных, рациональных оснований, соответствующих естественному порядку. На социальную, культурную, духовную сущность человека переносятся свойства и структуры материальных объектов, в том числе технических, машинных и даже биологических («человек человеку – волк»). Г. Лейбниц считал, что «процессы в теле человека и каждого живого существа являются такими же механическими, как и процессы в часах». И. Ньютон и его последователи выводили из новой картины мира идеи о «естественном» (природном) характере конституции, что должна ограничить власть монарха («ведь Солнце подчиняется закону гравитации»), либеральные концепции свобод, прав, разделения властей. Ученый и философ Томас Гоббс развил главный и поныне для буржуазного общества миф о человеке как эгоистическом и одиноком атоме, ведущим «войну всех против всех» – bellum omnium contra omnes. Таким образом, по словам немецкого философа-экзистенциалиста, одного из крупнейших мыслителей ХХ в. ^ М. Хайдеггера (1889-1976), в Новое время картина мира означает, по существу, не картину, изображающую мир, а мир, понимаемый как картину, что характеризует сущность этой эпохи. Она состоит в том, что принцип рационализма рассматривался учеными-философами в качестве универсального ключа, открывающего как тайны природы, так и тайны человеческой культуры.^ Выдающиеся ученые XVII века, заложившие основы рационализма в Новое время Писал об огромной роли науки в жизни человечества; разработал подробную классификацию наук; дал типологию заблуждений человеческого ума (идолы разума); обосновал эмпирический метод и описал различные виды опытного познания («плодоносные» и «светоносные» опыты, разные способы и модификации эксперимента). Родоначальник рационализма. Создал рационалистическую теорию о познании, считал, что критерием истины является разум. Заложил основы аналитической геометрии, дал понятие переменной величины в функции, дал понятие импульса силы. Философские взгляды формировались под влиянием воззрений Бруно, Декарта, Гоббса. Утверждал, что в принципе одушевлены все вещи, хотя и в разной степени. Однако основное свойство бесконечного разума – «познавать всегда все ясно и отчетливо» – у Спинозы относилось лишь к человеку. Рационализм ученого с наибольшей силой проявился в противопоставлении им понимания (intellecto) как единственного источника достоверных истин – чувственному познанию. Понимание выступает как второй род познания, состоящий из рассудка (ratio) и разума (intellectus). Третий род познания, по его мнению, составляет интуиция, являющаяся фундаментом достоверного знания. Его философская система сложилась к 1685 г. как итог двадцатилетней эволюции, в ходе которой он критически переработал основные идеи Демокрита, Платона, Декарта, Гоббса, Спинозы. Лейбниц стремился синтезировать все рациональное в предшествующей философии с новейшим научным знанием на основе предложенной им методологии, важнейшими требованиями которой были универсальность и строгость философских рассуждений. В духе рационализма XVII в. он различал мир умопостигаемый, или мир чувственный, или только являющийся (феноменальный) физический мир. В логике Лейбниц развил учение об анализе и синтезе, впервые сформулировал закон достаточного основания, ему принадлежит принятая в современной логике формулировка закона тождества. Им предвосхищены некоторые моменты современной математической логики. Заложил основы классической физики. Сформулировал основы классической механики, в том числе открыл закон всемирного тяготения и дал им математическое обоснование, для чего разработал независимо от Лейбница дифференциальное и интегральное исчисления. Заложил основы небесной механики, построил зеркальный телескоп. Один из основоположников волновой теории света. Изобрел маятниковые часы, установил колебания физического маятника. Совместно с Р. Гуком установил постоянные точки термометра. Усовершенствовал телескоп, открыл кольцо Сатурна Титан. Автор одной из первых работ по теории вероятности. Гносеология (от греч. gnosis – знание) – теория познания. Рационализм, как ценностная система гносеологических воззрений, начал складываться в Новое время в результате развития математики и естествознания. Но он вышел за их пределы и нашел свое проявление в различных сферах культуры той эпохи: а) в повседневной жизни здравый смысл возобладал над прежним догматизмом и мистицизмом; б) в экономике выразился в точном расчете и планомерном стремлении к поставленной цели; Утилитарный (от лат. utilitas – польза) – узкопрактический, прикладной. в) в политике – в становлении гражданского общества и подчинении его утилитарным принципам. Все это стало основой выработки нового буржуазного мировоззрения, создания целостных картин мироустройства. Важнейшей среди них были теории Естественного права и Общественного договора, у истоков которых стояли Т. Гоббс и Дж. Локк – великие английские мыслители своего времени.^ Томас Гоббс и Джон Локк – первые авторы теорий Естественного права и Общественного договора в Новое время Гоббс определял государство как «искусственное тело», это – человеческое, а не божественное установление. Государство возникло на основе общественного договора из естественного догосударственного образования, когда люди жили разобщенно и находились в состоянии «войны всех против всех». Государство было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира и ограждения безопасности. В результате общественного договора на государя (или госорганы) были перенесены права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу. На государя была возложена функция охраны мира и благоденствия. Благо народа – высший закон государства. Забота о мире – основа «естественного права». Неизбежность государственной власти Локк определяет с позиций теории естественного права и «общественного договора». В отличие от абсолютистской теории государства Гоббса правительству, согласно утверждению Локка, передается только некоторая часть «естественных прав» (отправление правосудия, внешних сношений и др.) для эффективной защиты всех остальных – свободы слова, веры и, прежде всего, собственности. Правительство должно подчиняться закону. Народ остается безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергнуть безответственное правительство. Барокко (итал. вarocco – причудливый, cтранный) – художественный стиль, возникший в Италии. Барокко – господствующее направление культуры XVII века Новые представления о единстве и многообразии мира, о его драматичной сложности и вечной изменчивости, о борьбе старых и новых тенденций в европейском обществе Нового времени воплотились в художественном стиле «Барокко». Полтора столетия – с 1600 по 1750 гг. – этот стиль определял все виды искусства и архитектуры, воздействовал на многие стороны жизни и быта людей той эпохи, на их чувства и мировоззрение. Барокко – динамичный, патетический стиль, которому были свойственны: а) театральность, б) пышность, в) выразительность, г) динамизм,д) столкновение реальности и фантастики,е) пристрастие к экзотике, ко всему неслыханному и небывалому,ж) патетичность. Патетический – страстный, взволнованный, исполненный пафоса. Внутреннее существо этого стиля заключалось в трагическом надрыве, в разорванности чувств, в противоречиях между мировоззрением старым и новым: ведь феодализм изживал себя, господствующий класс сходил со сцены, его агония длилась больше столетия, причем, мучительно, кроваво. В этих исторических условиях рождались барочная живопись, скульптура, литература, музыка, архитектура, пронизанные духом эпохи. ^ Идеология культуры барокко Связь с аристократическими кругами и церковью европейских стран, необходимость прославлять и пропагандировать их могущество Антифеодальный протест, связь с освободительными движениями народов против монархической тирании, поддержка бунтарских устремлений Отказ от классических ренессансных представлений о гармонии и строгой закономерности жизни, о безграничных возможностях человека, его воли и разума Человек – многоплановая личность, обладающая сложным внутренним миром, он вовлечен в круговорот событий и конфликтов времени Утверждение новых представлений о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматичной сложности и вечной изменчивости, рост интереса к окружающей человека природной стихии Стремление к контрастности, напряженности, аффектации, величию, пышности и грандиозности. Совмещение реальности и иллюзии. Поиск нового в искусстве, синтез (слияние) искусствУсиление интереса к животрепещущим общественным проблемам, но прежде всего к человеку – главному субъекту нового мировоззрения и новых ценностных ориентаций в культуре, приводит к необычному расцвету портретного искусства, в особенности, развитию психологического портрета. По-прежнему сохраняются великие традиции живописной итальянской школы. В Неаполе, Генуе, Венеции, Болонье работают многие мастера станковой живописи. Наряду с ними возникают в Европе и другие выдающиеся национальные школы живописи: в Нидерландах – фламандская и голландская (эта страна в XVII в. была разделена на Голландию и Фландрию), а также испанская. Они дали европейской и всей мировой культуре великие имена художников и их бессмертные творения. ^ Основные представители фламандской и голландской школ и их великие произведения Полотна: «Портрет герцога Лермы»; «Коронация королевы Марии Медичи»; «Портрет камеристки инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов»; «Портрет Елены Фоурмен с детьми»; «Шубка» – одно из лучших изображений нагой фигуры в истории европейского искусства. ^ Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Оставил около 3000 картин и эскизов. Полотна: «Парный портрет маркиза А. Дж. Бриньо-ле-Сале и его жены Паолины Адорно»; «Карл I на коне». Много писал зажиточных антверпенских бюргеров или художников, их жен и детей. ^ Антонис ван Дейк (1599-1641). По общему признанию ему принадлежит второе место после РубенсаХарменс ван Рейн Рембрандт (1606-1669) – величайший голандский живописец и портретист. Полотна: знаменитая картина «Даная», находящаяся в Эрмитаже; «Христос, исцеляющий больных»; портреты Лутмы, Харинты, Сикса; пейзажи «Три дерева», «Поместье весовщика золота» и др. Выдающимися живописцами Фламандской школы были: ^ Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, Ян Фейт, Адриан Брауэр (Броувер). Абсолютизм (от лат. absolutus – безусловный, неограниченный) – неограниченная монархия, при которой политическая власть принадлежит всецело одному лицу. Центральной фигурой испанской художественной школы XVII века и, вместе с тем, одним из величайших мастеров мировой живописи был Диего Веласкес (1599-1660). Наделенный редким колористическим дарованием, он создал произведения поразительные по красоте цвета и совершенству техники. Будучи придворным живописцем, при дворе короля Филиппа IV, Веласкес писал только высокопоставленных персон и изображал их в торжественных позах (в соответствии с классицистическими нормами), но лица персонажей выражали жестокость, необузданные или скрытые страсти, а иногда и начавшееся вырождение династии. Не только живопись, скульптура получили р^ Идеологические и эстетические принципы культуры классицизма В государстве – регламентация, строгое подчинение установленным нормам В политике – государственный абсолютизм В обществе – господство высоких нравственных добродетелейКультураклассицизма В искусстве – соблюдение определенных канонов, его метафизичность, нормативность В литературе – обращение к образцам и формам античности как к идеальному художественному эталону В философии – рационализм, приоритет разума, опора на естественные науки В эстетике – идеи строгой математической симметрии, гармонии и единства В культуре – прямое администрирование, вмешательство в деятельность учреждений культуры, в творчество ее выдающихся представителейКлассицизм зародился в Италии в XVI в., а затем получил распространение в других странах Европы. Его возникновение связано с формированием абсолютистских государств этого континента. Классической страной абсолютизма в XVII в. стала Франция, где при короле Людовике XIV установилась неограниченная власть монарха, а он сам говорил: «Государство – это я». В рамках данной монархической идеологии формировались теоретические, ценностно-смысловые принципы классицистического направления в культуре. Абсолютистские власти, признававшие классицизм в качестве единственного «правильного» стиля, вмешивались в деятельность писателей и художников. Так, с этой целью в 1634 году была создана Французская академия, объединившая преимущественно философов, которая была призвана контролировать литературное творчество. Вскоре были организованы Королевская академия живописи и скульптуры, Академия архитектуры. В 1666 г. учреждена Академия наук. Во всех академиях господствовал классицизм как официальный стиль абсолютистского государства. ^ Кертман Лев Ефимович – известный советский исследователь проблем теории и истории культуры. Его фундаментальный труд «История культуры стран Европы и Америки. 1870 – 1917», изданный в 1987 г., стал учебным пособием для студентов высших учебных заведений СССР. Работа не утратила своего научного значения и в наше время. А многие ее разделы звучат весьма современно и актуально. В диалектическом понимании классицизм есть сложный, внутренне противоречивый художественный метод, в котором переплетались идейно-художественные принципы, соответствующие как системе ценностей господствующего класса, преимущественно придворной аристократии, так и тем идеалам, нравственным нормам, критериям личности, которые были свойственны демократическим слоям общества (Л.Е. Кертман). В начале XVII столетия идейно-художественная система классицизма была воплощением эстетических идей, вкусов и даже политических позиций господствующего класса, преимущественно той его части, которая была ориентирована на укрепление абсолютной монархии, всеобъемлющего контроля над жизнью и сознанием народа в целом и каждого индивида в отдельности. К концу XVII в., когда поддержка абсолютизма уже не отвечала ценностным ориентациям демократических слоев населения, включая и буржуазию, в классической литературе появляются тираноборческие мотивы, что, безусловно, выражало устремления демократической культуры общества (такова, к примеру, трагедия Жана Расина «Британик», в которой император Нерон п