Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Техника лыжников

Ведение
Актуальность.Овладение современной техникой с учетом индивидуальных особенностей ифизической подготовленности позволяет достигнуть высоких результатов визбранном виде лыжного спорта. Высокий уровень спортивных результатов требуетпостоянной и углубленной работы над совершенствованием техники в течение всегопериода активных занятий лыжным спортом. В планах подготовки лыжников отновичка до квалифицированного спортсмена должна быть предусмотренанепрерывность овладения техникой. Даже достижение наивысших результатов неозначает, что достигнуто техническое совершенство. Лыжник должен и в этомслучае продолжать улучшать технику различных элементов, движений, устранятьотдельные неточности и ошибки [9,16].
В планемноголетней технической подготовки, особенно в юношеском возрасте, необходимоучитывать, что отдельные элементы техники передвижения на лыжах не всегда доступнышкольникам в силу недостаточного уровня развития каких-либо качеств(равновесия, силы отдельных групп мышц). В таком случае школьники овладеваютнесколько упрощенным вариантом способа передвижения. Однако при этом оченьважно, чтобы не искажалась основа способа, с тем, чтобы при повышении уровняразвития необходимых качеств можно было освоить и другие элементы безпереучивания всего способа передвижения. Кроме того, в многолетней подготовкепостоянно приходится приспосабливать технику к меняющимся условиям соревнований(более тщательной подготовке трасс, изменению их сложности, выпуску новогоинвентаря), к улучшению физической подготовленности спортсменов-лыжников и т.п.[3,8,18]
В началелета (1998) был проведен анализ техники каждого из членов национальной командыСША. За многие часы наблюдения было выявлено несколько тенденций. (Чад Салмела- тренер национальной команды США по биатлону) (подробнее смотреть глава №2.1)[20]. Спортивная техника лыжника-гонщика достаточно сложна и многообразна. Сложностьее заключается в том, что выполнение двигательных действий лыжника-гонщикаосуществляется на фоне воздействия сбивающих факторов, различий в условияхскольжения, состояния рельефа и микрорельефа лыжни, нарастающего утомления. Многообразиетехники состоит в том, что спортсмен в процессе передвижения по дистанциииспользует большой круг различных способов, приемов двигательных действий,обеспечивающих решение главной задачи — достижение высокого спортивногорезультата. Разработке проблем технической подготовки в лыжных гонках коллективпреподавателей, инженеров, аспирантов, студентов и сотрудников кафедры лыжногоспорта института СГИФКа посвятил более 35 лет своей деятельности. Многолетняяисследовательская деятельность коллектива кафедры была направлена на решениепроблемы «Оптимизация структуры двигательных действий лыжника-гонщика ипути ее совершенствования». Наиболее активно и плодотворно в разработкепроблемы участвовали штатные и внештатные сотрудники Смоленского ГИФКа: профессорВ.В. Ермаков (научный руководитель темы), доценты А.В. Пирог, Л.Ф. Кобзева, В.Ф.Лазарев, В.Н. Рыженков, И.Т. Яковлев, Н.П. Копьев, А.В. Гурский; преподавателиЛ.Д. Ермакова, Л.И. Рыженкова, О.Ю. Солодухин, В.А. Медведев; инженеры Г.С. Луговский,А.П. Кулешов, А.К. Кириченко, О.О. Лонский, А.А. Савельев, Е.А. Уляхин, А.В. Денисов;преподаватели кафедры физвоспитания Смоленского педагогического университета,доценты Л.Д. Никощенков и С.Л. Никощенков; научные сотрудники ВНИИФКа к. п. н. И.Г.Огольцов, Н.Н. Кондратов; доцент кафедры лыжного спорта РГАФК В.Н. Манжосов; преподавателикафедры физвоспитания Тартуского университета доценты Ю.А. Кальюсто и Н.Н. Цильмер,доцент Тульского университета доцент Ю.Ф. Рыбаков, доцент Академии физическоговоспитания республики Беларусь Н.А. Демко. [6]
Научно-методологическойосновой в исследованиях техники, методики обучения и совершенствования явилсясистемно-структурный метод анализа и оценки техники движений [3]. Параллельно сисследованиями коллективом исполнителей разрабатывались и внедрялисьинструментальные методики для регистрации и оценки техники, физических качествв естественных условиях передвижения. Большую роль в разработке методик ипроведении исследований сыграла созданная в 1968 г. лаборатория«Управление спортивно-технической подготовкой». Были сконструированы,изготовлены и внедрены в исследования динамографическая платформа-лыжня,тензодинамографические лыжи, лыжные палки, лыжероллеры, установка дляоблегчающего лидирования, серия тренажеров, устройств и приспособлений. Лучшиеобразцы защищены авторскими свидетельствами на изобретения, свидетельствамирационализаторских предложений, экспонировались на ВДНХ CCCP и выставке НТТМ-86в Варшаве. Некоторые из них были преобразованы в автоматизированные комплексы,позволяющие оперативно получать информативные показатели, давать срочнуюинформацию и формировать банк научных данных. Отдельные методики былииспользованы в работе КНГ при оказании научно-методической помощилыжникам-гонщикам сборной команды страны в процессе подготовки к ответственныммеждународным соревнованиям. Представляем результаты наиболее приоритетныхисследований, полученные коллективом авторов по изучаемой проблеме.
Цель работы:изучить особенности технической подготовки спортсмена лыжника гонщика
Объектработы: процесс технической подготовки лыжника гонщика.
Предметработы: техническая подготовка лыжника гонщика.
Глава 1. Основные аспекты общей и специальной технической подготовки1.1. Основные аспекты технической подготовки
Техническаяподготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их досовершенства [14,15] Спортивная техника – это способ выполнения спортивногодействия, который характеризуется определенной степенью эффективности ирациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей.
Рольспортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Выделяют четыре группывидов спорта со свойственной им спортивной техникой.
1. Скоростно-силовыевиды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика и др.). В этих видахспорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные ибыстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, например, во времяотталкивания в беге или в прыжках в длину и высоту, при выполнении финальногоусилия в метании копья, диска и т.д.
2. Видыспорта, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости (бег надлинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт и др.). Здесь техника направлена наэкономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена.
3. Видыспорта, в основе которых лежит искусство движений (гимнастика, акробатика,прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту,выразительность и точность движений.
4. Спортивныеигры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность,стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихсяусловиях соревновательной борьбы [15].
Техническаяподготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и каквладеет техникой освоенных действий. Достаточно высокий уровень техническойподготовленности называют техническим мастерством. Критериями техническогомастерства являются:
Объемтехники – общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.
Разносторонностьтехники – степень разнообразия технических приемов. Так, в спортивных играх это– соотношение частоты использования разных игровых приемов.
Данныепоказатели технического мастерства являются особенно значимыми в тех видахспорта, где имеется большой арсенал технических действий, – спортивные игры,единоборства, гимнастика, фигурное катание.
Эффективностьвладения спортивной техникой характеризуется степенью близости техникиспортивного действия к индивидуально оптимальному варианту.
Оценкуэффективности техники осуществляют несколькими способами по [15,16]:
а) сопоставлениеее с некоторым биомеханическим эталоном. Если техника близка к биомеханическим эталонамрациональной, она признается наиболее эффективной;
б) сопоставлениеоцениваемой техники движения с техникой спортсменов высокой квалификации;
в) сопоставлениеспортивного результата с результатами в технически более простых заданиях,характеризующих двигательный потенциал спортсмена – силовой, скоростно-силовойи др. Например, выполняется бег на 30 м с низкого, а затем высокого старта. Разницаво времени будет характеризовать эффективность техники низкого старта;
г) сопоставлениепоказанного результата с затратами энергии и сил при выполнении двигательногодействия. Чем меньше будут затраты энергии, т.е. экономичность его движений,тем выше эффективность техники.
Освоенностьтехники движений. Этот критерий показывает, как заучено, закреплено данноетехническое действие.
Для хорошоосвоенных движений типичны:
а) стабильностьспортивного результата и ряда характеристик техники движения при его выполнениив стандартных условиях;
б) устойчивость(сравнительно малая изменчивость) результата при выполнении действия (приизменении состояния спортсмена, действия противника в усложненных условиях);
в) сохранениедвигательного навыка при перерывах в тренировке;
г) автоматизированностьвыполнения действий.
Различаютобщую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовканаправлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками,необходимыми в спортивной деятельности.
Задачи впроцессе общей технической подготовки решаются следующие:
1. Увеличить(или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихсяпредпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта.
2. Овладетьтехникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП.
Специальнаятехническая подготовка направлена на овладение техникой движений в избранномвиде спорта. Она обеспечивает решение следующих задач:
1. Сформироватьзнания о технике спортивных действий.
2. Разработатьиндивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующиевозможностям спортсмена.
3. Сформироватьумения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях.
4. Преобразоватьи обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностямиспортивно-тактического совершенствования).
5. Сформироватьновые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее.
В процессетехнической подготовки используется комплекс средств и методов спортивнойтренировки. Условно их можно подразделить на две группы: средства и методысловесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия [9,14].
К нимотносятся:
а) беседы,объяснения, рассказ, описание и др.;
б) показтехники изучаемого движения;
в) демонстрацияплакатов, схем, кинограмм, видео;
г) использованиепредметных и других ориентиров;
д) звука исветолидирование;
е) различныетренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации.
Средства иметоды, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физическихупражнений. В этом случае применяются:
а) общеподготовительныеупражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками,являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном видеспорта;
б) специально-подготовительныеи соревновательные упражнения. Они направлены на овладение техникой своего видаспорта;
в) методыцелостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение,исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательногодействия или отдельных его частей, фаз, элементов;
г) равномерный,переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы,способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техникидвижений.
Применениеданных средств и методов зависит от особенностей техники избранного видаспорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки вгодичном и многолетних циклах. 1.2. Техническая подготовка лыжника гонщика
Техническаяподготовка лыжника — это процесс целенаправленного изучения и совершенствованиятехники способов передвижения на лыжах. Овладение современной техникой с учетоминдивидуальных особенностей и физической подготовленности позволяет достигнутьвысоких результатов в избранном виде лыжного спорта. Высокий уровень спортивныхрезультатов требует постоянной и углубленной работы над совершенствованиемтехники в течение всего периода активных занятий лыжным спортом. В планахподготовки лыжников от новичка до квалифицированного спортсмена должна бытьпредусмотрена непрерывность овладения техникой. Даже достижение наивысшихрезультатов не означает, что достигнуто техническое совершенство. Лыжник должени в этом случае продолжать улучшать технику различных элементов, движений, устранятьотдельные неточности и ошибки. В плане многолетней технической подготовки,особенно в юношеском возрасте, необходимо учитывать, что отдельные элементытехники передвижения на лыжах не всегда доступны школьникам в силунедостаточного уровня развития каких-либо качеств (равновесия, силы отдельныхгрупп мышц). В таком случае школьники овладевают несколько упрощенным вариантомспособа передвижения. Однако при этом очень важно, чтобы не искажалась основаспособа, с тем, чтобы при повышении уровня развития необходимых качеств можнобыло освоить и другие элементы без переучивания всего способа передвижения. Крометого, в многолетней подготовке постоянно приходится приспосабливать технику кменяющимся условиям соревнований (более тщательной подготовке трасс, изменениюих сложности, выпуску нового инвентаря), к улучшению физическойподготовленности спортсменов-лыжников и т.п. [7,16,17,] Различают общую испециальную техническую подготовку. В ходе общей технической подготовки лыжникосваивает умение и навыки, необходимые в жизни и спортивной деятельности,получает и углубляет теоретические знания в области основ техники физическихупражнений. Этот вид подготовки направлен в первую очередь на овладение такимиумениями, навыками и знаниями, которые будут способствовать изучению техникиспособов передвижения на лыжах. Все это является основой для специальнойтехнической подготовки. Чем больше у лыжника запас двигательных навыков, тембыстрее и прочнее он овладевает современной техникой передвижения на лыжах вразличных ее вариантах. Это достигается применением широкого круга самыхразнообразных упражнений общеразвивающего характера и специальноподготовительных упражнений, направленных на изучение элементов техникиспособов передвижения на лыжах. Наряду с другими упражнениями, развивающимикоординацию движений, особое внимание следует обратить на упражнения,воспитывающие чувство равновесия, а также на упражнения, целенаправленновоздействующие на вестибулярный аппарат. Это во многом способствует обучению идальнейшему совершенствованию техники способов передвижения на лыжах. [1,3] Впроцессе специальной технической подготовки спортсмен овладевает техникойизбранного вида лыжного спорта: изучает биомеханические закономерности способовпередвижения на лыжах и осваивает необходимые двигательные навыки, доводя их довысокой степени совершенства с учетом индивидуальных особенностей. Обучение иособенно совершенствование техники следует рассматривать в тесной связи сразвитием физических качеств. Повышение уровня общей и особенно специальнойфизической подготовки позволяет и дальше совершенствовать технику, поднимая еена новый уровень развития. Существует и обратная связь: новые варианты техникитребуют, в свою очередь, повышения уровня специальной физической подготовки. Вэтом случае необходимо применение специальных упражнений, направленных наразвитие именно тех групп мышц, которые больше участвуют в новом элементе илина повышение уровня каких-то качеств (скорости маха, силы отталкивания и т.д.).[3,18] прыгунов с трамплина, и наоборот.
Такимобразом, в подготовке лыжников-гонщиков для обучения и совершенствованиятехники способов передвижения и при развитии физических качеств в основномприменяются те же средства (упражнения), что и в подготовке взрослых лыжников. Основноеразличие заключается в объеме применения тех или иных упражнений. Например, уновичков-подростков применяется широкий круг общеразвивающих упражнений именьше упражнений на развитие специальных качеств; постепенно (с возрастом иростом уровня подготовленности) это соотношение меняется. Дозировка применяемыхупражнений зависит от возраста, уровня развития тех или иных качеств общейподготовленности и этапа многолетней подготовки (задач). При планированииприменения упражнений в юношеском возрасте должны учитываться принципыдоступности, систематичности, постепенности и др.
Глава 2. Анализ основных аспектов техники и методики лыжника гонщика2.1. Современные тенденции конькового хода
Коньковаятехника значительно изменилась, начиная с Олимпийских Игр 1994 года вЛилехаммере [20]. Победа Алъшгорда в 30-километровой гонке в Лилехаммерезаставила призадуматься многие головы, и эффективность его техники изменила стех пор взгляд на техническую подготовку лучших лыжников мира. Эта тенденциясвязана в основном с положение тела во время толчка и понятием компрессии (сжатия),это является первой тенденцией.
Втораятенденция. Длительность цикла у лучших лыжников почти не изменилась, нозначительно изменился процент времени цикла, в котором мышцы лыжника работают интенсивно.Теперь лучшие лыжники отдыхают относительно больше во время их цикла, аработают относительно меньшую долю цикла, чем они делали это 4 года назад.
Третьятенденция. Эффективность техники практически не зависит от антропометрическихпараметров тела. Два лыжника, имеющих очень эффективную технику, но обладающиеразличными антропометрическими параметрами, не сильно отличаются друг от другана лыжне визуально. Если различия слишком очевидны, значит, один из них илиоба, вероятно, имеют некоторые проблемы в технике, которые работают против них.
Четвертаятенденция. Гладкое и управляемое движение не подразумевает, что кто-то ходит налыжах более эффективно, чем тот, кто выглядит «немного диким». Этообусловлено очень важной первой тенденцией (положение тела в течение цикла ипонятие сжатия). Если «дикий» человек, кажется, тратит впустую лишнююэнергию на движения рук или ног, но положение его тела более эффективно, чем улыжника с гладким и управляемым движением, но менее эффективным положениемтела, то «дикий», скорее всего, тратит намного меньше усилий во времявсей гонки. В лучшем случае, нужно иметь и гладкое, эффективное движение, ихорошее положение тела, но положение тела намного важнее.
Пятаятенденция. Вынос рук далеко вперед перед толчком — не самый эффективный прием. (Сновавследствие первой тенденции, которая будет объяснена ниже)
Шестаятенденция. Длина палок очень критична для достижения наибольшей техническойэффективности и зависит от типа тела. Правильная длина палок определяет непринужденностьили, наоборот, трудности в обнаружении и чувстве эффективного положения тела.
Теперьдавайте обсудим эти тенденции и рассмотрим их вместе, чтобы понять, что нужноделать. Ключевые пункты в первой тенденции — это два наиболее важных фактора вконьковой технике, поскольку это признаки высшего класса в мировой технике насегодня.
Нейтральноеположение тела — это то положение, когда руки и ноги скоординированы вместе,поскольку руки проносятся вперед для следующего толчка. (См. рис.1). Этопоказатель того, насколько хорош ваш естественный наклон вперед. Бедра лучшихлыжников никогда не находятся сзади их пяток в нейтральном положении, какпоказывает вертикальная штриховая линия. Бедра лучших лыжников находятся передих пятками в этом положении. Вторая ключевая идея — это толчок (компрессия,сжатие). Толчок — это сила, с которой мы переносим вес нашего тела на лыжныепалки.
В конце1980-х и в начале 1990-х толчок стал идентифицироваться с очень глубокимсгибанием в талии и длинным глубоким толчком руками. Если смотреть современноевидео лучших лыжников мира, то вы, наверное, будете долго спрашивать себя: «Хорошо,где же все-таки происходит этот самый толчок? » (В оригинале — darncompression — буквально «штопаное сжатие» Прим. переводчика) Сегоднясгибание в талии у лучших лыжников очень небольшое, но можно убедиться, чтотолчок все еще есть. Это только намного сложнее увидеть, и фактически, это чутьболее мощное и эффективное использование веса тела и инерции. Если раньшетолчок происходил в основном в талии, то теперь это может быть замечено вголеностопных суставах. Смотрите рисунок 2-А. Так бегали раньше. Сплошнаявертикальная линия показывает положение головы, а пунктирная линия показываетположение пятки скользящей ноги. Расстояние между линиями приблизительнопоказывает, где находится центр тяжести тела в течение цикла. Центр кругапримерно соответствует центру тяжести тела. Эти две линии и круг помогутувидеть разницу между менее эффективной моделью (2-А) и сегодняшней, болееэффективной моделью (2-Б). В модели 2-А большая часть веса никогда непереносится на лыжные палки. Почему? Из-за идеи, что верхняя часть туловищадолжна наклониться, чтобы создать сильное давление на палки, бедра, и большаячасть веса тела оставались сзади. Вес тела и инерция никогда нетрансформировались в поступательное движение, что и делало работу ног притолчке намного тяжелее. Рассматривая тенденцию 2-А, вы увидите, что длинный иглубокий толчок в старом стиле требует большего времени, и тело работаетзначительно дольше. Этот стиль обуславливает длинные толчки и требует, чтобымышцы тратили намного больше энергии для поддержания скорости. По этим причинамтело работает гораздо дольше в течение цикла. Большой угол между бедрами итуловищем приводил к толчку ногами назад и поэтому требовал большей амплитудыдвижения и энергии толчка ногой. При этом естественная инерция телаиспользовалась неправильно.
Техниканепрерывно изменялась с тех пор, как коньковый ход стал широко использоваться всередине 1980-х, и постепенно эволюционировала к положению бедер впереди пяток.Сегодня лучшие лыжники не сгибают бедра, а сгибают голеностопный сустав. (Рис.2-Б).За счет этого две вещи стали более эффективными. Во-первых, большая часть весатела и естественной инерции переносится на палки для более сильного, взрывноготолчка палками. При этом палки ставятся очень быстро, чтобы поддержать скоростьтела и инерцию, вместо того, чтобы выносить руки далеко вперед, и пробоватьсоздать инерцию в конце толчка палками, когда движение вперед уже значительнозамедлилось. Во-вторых сгибание голеностопных суставов также переносит весвсего тела вперед в течение намного более длинной части цикла, поддерживаяестественно созданный импульс тела. Вот это и есть «СвободнаяСкорость», для поддержания которой вы не затрачиваете лишних усилий. Вестела просто существует и находится в движении.
Этифотографии сделаны на Олимпийских играх в Нагано, во время 15-километровойгонки преследования (См. фото 1-2). Снимки сделаны во время прохождения БьорномДали равнинного участка по лыжному стадиону. Норвежец проходит по стадиону такназываемым «диагональным» коньковым ходом, толкаясь одновременнодвумя руками только под левую ногу. Особенно показателен второй кадр.
Если мыпереносим наш вес в положение, которое наиболее эффективно поддерживаетестественное движение вперед, то наши руки и ноги не должны работать слишкомсильно, чтобы поддержать движение этого веса в нужном направлении. И если вэтом эффективном положении мы прилагаем столько же усилий, сколько и в менееэффективном положении, мы просто идем намного быстрее.
Хорошееположение тела «освобождает скорость». Запомните это и сравнитезаключительные два кадра 5-6(См. фото 2) на рисунках 2-А и 2-Б. Они показываютзаключительные моменты толчка, когда вес переносится на переднюю скользящуюногу (штриховая линия переходит с одной пятки на другую). Посмотрите в обеихмоделях, где находится центр тяжести тела (круг) относительно штриховойвертикальной линии, показывающей положение пятки скользящей ноги. Они не оченьсильно отличаются на кадре 5, особенно если не смотреть на рисунок тела, асмотреть только на круг и штриховую линию. Но как только произошел толчок, иштриховая линия перескочила на другую ногу, которая теперь стала скользящей,отличия становятся принципиальными и хорошо заметными (см. кадр 6). В обоихпримерах толчковая нога вытолкнула одинаковую массу тела. Но на рисунке 2-Ацентр тяжести тела все еще находится далеко позади скользящей ноги. Теперь ясновидно, кто из этих двух лыжников получил большее количество «свободнойскорости». Положение тела лыжника на рисунке 2-Б значительно выгоднее дляпродвижения тела вперед.
При этом нетолько центр тяжести находится в лучшем положении для поддержания инерции, нотакже и общее положение тела оказывается гораздо удобнее для мышц, чтобыотдохнуть при скольжении. В заключительном кадре б на рисунке 2-А скользящаянога сильно согнута, четырехглавая мышца бедра определенно не отдыхает в фазескольжения. Кроме того, вертикальные колебания центра тяжести намного меньше нарисунке 2-Б. Следовательно, в каждом толчке лыжник должен приподнять вес телана меньшую высоту. То есть вес тела продвигается свободнее, а толкающая ногатратит меньше усилий на вертикальные колебания.
Все этоприводит к сильному толчку в выгодном направлении и по меньшей«стоимости». Выгода тройная.
Притщательном изучении можно заметить небольшое различие в отсечке времени каждогокадра на этих двух рисунках. Понаблюдайте на протяжении всего цикла заположением рук относительно бедер и толкающей ноги. Особенно при сравнении трехзаключительных кадров каждой модели (4-6). Лыжник на рисунке 2-Б готовтолкнуться раньше в цикле из-за переднего положения тела, и ему не нужнотолкаться долго и глубоко. В четвертом кадре центр тяжести тела — уже впередпятки и вектора силы толчка палками, так что лыжник может начинать толкатьмассу тела вперед. Как раз это время работы в цикле уменьшено по сравнению состарой моделью.
Для контроляхорошего или плохого положения тела посмотрите, где бедра расположены в течениеполного цикла. Это основной признак. Просто помещая бедра перед пятками всевремя, вы получаете большее количество «свободной скорости».
Еще двапризнака хорошего или плохого положения тела:
1) угол вголеностопном суставе и диапазон движения голеностопного сустава в течениеполного цикла;
2) выброспалок вперед относительно положения тела.
Для этогопоясним пятую тенденцию — почему невыгодно выбрасывать палки далеко вперед. Вдни глубокого сгибания в талии было принято учить лыжников выбрасывать руки спалками вперед. Однако лучшие лыжники обнаружили, что положение бедер являетсянаиболее важным элементом правильной техники. Но чтобы держать центр тяжеститела в оптимальном положении, тело в целом должно быть выше и должно находитьсявпереди голеностопных суставов. При этом, чтобы не упасть лицом в снег, вашипалки должны использоваться, чтобы «поймать» вас. «Ловля»веса вашего тела, которую вы делаете вашими палками, естественно, приводит кболее динамичному выбросу палок. Чем больший вес вы можете перенести вперед икомфортно поймать на палки, тем динамичнее становится вынос палок и большимстановится вклад в движение верхней части тела. Держать большую часть весавашего тела высоко и впереди в течение конькового цикла почти невозможно,выбрасывая руки с палками далеко вперед, потому что при этом угол постановкипалок относительно земли становится слишком велик, чтобы перенести на них вестела. Вы увидите тенденцию постановки рук с палками ближе к лицу, с небольшимразведением локтей в стороны (иначе не получится). Посмотрите на первый кадррисунка 2-А. Легко заметить, как выброс палок далеко вперед естественновынуждает бедра и центр тяжести тела оставаться сзади, таким образом забираявашу «свободную скорость» или инерцию. Посмотрите теперь на первыйкадр рисунка 2-Б. Заметьте, что ни положение наконечников палок относительноступней, ни угол между палками и землей практически не отличаются от показанныхна рисунке 2-А. Но положение тела отличается значительно, и легко заметить, вкаком положении будет легче поддержать инерцию. На рисунке 2-Б руки с палкамигораздо ближе к телу. Такое положение палок позволяет удобно и правильноперенести ваш вес высоко и вперед, создавая хорошее, устойчивое и плотноеположение для того, чтобы поймать ваш падающий вес. Это напряженное положениедлится долю секунды, но достаточно долго для того, чтобы поймать массу тела,брошенную вперед, и преобразовать эту энергию в ускорение. У самых лучшихлыжников это падение вперед на палки очень сильное и является главным факторомсодействия верхней части тела в поддержании скорости (инерции). Однако, чтобытолкаться палками в таком стиле, нужна очень хорошая подготовка мышц плечевогопояса и брюшного пресса. Также необходима хорошая эластичность икроножных мышц.
Подчеркнем,что же дает такая техника. Толчок кажется слабее, потому что положение тела вцелом выше, чем раньше, и сгибание в талии не так глубоко. В действительностиже толчок стал сильнее, но с меньшим диапазоном движения и короче по времени. Большаячасть того времени, которое тратилось на перемещение тела во время толчка изглубокого согнутого положения в нейтральное положение для подготовки кследующему толчку, теперь проводится в более выгодной, расслабленной позиции, вкоторой мышцы могут отдохнуть в течение скользящей фазы. Из-за более высокого инаклоненного положения тела вес тела хорошо поддерживается скелетом, и вскользящей стадии мышцы бедра не слишком напряжены. Мышцы больше отдыхают,поэтому способны сделать большую работу и работать дольше.
Можнопродемонстрировать это положение. Следует сделать следующее упражнение, котороепоможет вам, когда вы будете пробовать эту технику на лыжах. Это упражнениетакже поможет вам при выборе оптимальной длины палок. Встаньте удобно всвободном вертикальном положении (см. рисунок 3-А). Теперь слегка согните ноги:так, чтобы вы могли толкнуться в сторону, как при коньковом ходе.
Теперь выдолжны почувствовать, что ваши бедра держат ваш вес, мышцы работают. В такомположении большинство людей, катающихся коньком, находится в течение 95%времени цикла. Теперь встаньте в том же самом положении на расстоянииприблизительно 2 ступней от стены до пальцев ног (немного больше или меньше, взависимости от вашего роста и размера ноги). Оставаясь в этом положении,качнитесь вперед. Упираясь руками в стену, сгибайте голеностопные суставы (неотрывая пятки), пока не коснетесь стены лбом. Теперь опустите и расслабьте руки(см. рисунок 3-Б). Это — положение, в котором лучшие лыжники проводят 95%времени цикла. Вы чувствуете их преимущество? Но это — самая трудная вещь длябольшинства людей, когда они пробуют применить это на практике. Попытайтесьподелать это упражнение до того, как вы отправитесь ходить на лыжах. Почувствуйтераспределение вашего веса и пробуйте копировать это, когда встанете на лыжи.
Для такойтехники становится очень важной длина палок. Если палки слишком длинны, тоочень трудно достичь нужного положения (вверх — вперед). Чересчур длинные палкиавтоматически переводят ваши бедра назад. Намного легче наклониться ичувствовать это эффективное положение тела с более короткими палками. Чем легчевы можете переносить ваш вес на палки, тем легче и быстрее вы сможете достичьтребуемого положения. Для начала можно взять даже ваши классические палки. Постепенно,с практикой, вы можете увеличивать длину палок до оптимальной.
Хотелось бынайти простое золотое правило по определению оптимальной длины палок, но, ксожалению, его нет. Советуется использовать для выбора длины палок упражнение«лбом к стене» с рисунка 3-Б. Убедитесь, что ваши колени согнуты наугол, соответствующий нейтральному положению, и вы стоите достаточно далеко отстены — так, что, если бы стены не было, вы бы медленно упали вперед. Коснитесьлбом стены. Длина палок, стоящих вертикально у стены, не должна превышатьвашего роста в этом положении (см. рисунок 3-Б). Если выше — то это определеннослишком длинные палки для хорошей техники. Палки также не должны быть намногониже ваших глаз в этом положении. Вообще говоря, палки должны быть, взависимости от спортсмена, где-то не ниже подбородка и не выше верхней губы,когда вы стоите на лыжах.
Если у вассильный плечевой пояс, вы можете выбрать палки по верхней границе. А длябольшинства отдыхающих городских лыжников рекомендуется остаться на нижнейгранице длины, чтобы легче достигать эффективного положения.
Из данныхисследований был сделан следующий вывод, эффективность коньковой техникизависит от следующих факторов: рациональное использование технических навыков иот правильного подбора инвентаря лыжника гонщика с учетом его индивидуальныхособенностей. 2.2. методика конькового хода
Коньковыйход введен и в школьную программу, однако условия уроков лыжной подготовки вшколе (инвентарь, смазка лыж, подготовка учебной лыжни, подготовленностьшкольников) не позволяют в полной мере изучать коньковый ход. Однако в VIIклассе необходимо ознакомить учащихся с этим способом передвижения на лыжах [8,14,].В школьной секции изучение и совершенствование коньковых ходов происходит болеедетально и углубленно. Различают следующие варианты передвижения коньковымиходами: полуконьковый одновременный ход, коньковый ход без отталкивания руками(с махами и без махов руками), одновременный двухшажный коньковый ход,одновременный одношажный коньковый ход, попеременный коньковый ход. Действиялыжника при передвижении данными способами несколько напоминают движенияконькобежца — отсюда и пошло название хода. Отталкиваясь внутренним ребромодной из лыж назад — в сторону (скользящий упор), лыжник переносит вес тела надругую скользящую лыжу, и движения повторяются с другой ноги, отталкиваниевыполняется со скользящей лыжи. В отличие от классических ходов остановки лыжив циклах хода нет. При передвижении этим ходом активно работают и руки,отталкивание происходит одновременно или попеременно в согласовании с ритмомработы ног. Возможны варианты и без отталкивания руками (с махами рук и без них).На ровных участках трассы толчок руками чаще всего выполняется одновременно, ана подъемах — в зависимости от крутизны (одновременно или попеременно). Полуконьковыйход (отталкивание многократно одной из ног, другая скользит прямолинейно) применяетсячаще при прохождении поворота по пологой дуге (толчок выполняется наружнойлыжей) [5,6,15]. На иллюстрациях показаны одновременный одношажный коньковый ход(рис.4), попеременный коньковый ход (рис.5), одновременный двухшажный коньковыйход (Рис.6). Что касается изучения вариантов коньковых ходов, то, несмотря навключение этих способов передвижения на лыжах в программу по физическойкультуре для общеобразовательных школ, решить задачи обучения невозможно,учитывая небольшой объем часов по лыжной подготовке, низкое качество иотсутствие специального лыжного инвентаря и невозможность качественнойподготовки лыжных трасс практически во всех школах. Авторы различных альтернативныхпрограмм, учитывая все эти факторы, рекомендуют включить коньковые ходы влыжную подготовку в школе только в качестве ознакомления.
Вовнеклассной работе по лыжному спорту с подростками и в ДЮСШ можно рекомендоватьизучение коньковых ходов. Но важно помнить, что занятия коньковым ходом требуютспециальной физической подготовки и укрепления голеностопных и коленныхсуставов. Обучение коньковому ходу проходит на ровной, широкой, хорошоукатанной учебной площадке, но снег не должен быть леденистым. Небольшойверхний слой снега должен быть разворошен, чтобы лыжник мог оттолкнуться ребромлыжи. школьники при передвижении по лыжне, проложенной по дуге, пробуютоттолкнуться внутренним ребром наружной (по отношению к дуге поворота) лыжи. Первыеупражнения выполняются без палок в ту или другую сторону. Постепенно уголотведения лыжи в сторону увеличивается. Лучше, если первые попытки будутвыполняться под пологий уклон или на выкате после спуска со склона среднейкрутизны. Главное заключается в том, чтобы предварительно набрать скорость (соспуска) или выполнить движения в облегченных условиях (под пологий уклон). Основноевнимание обращается на отталкивание ребром лыжи.
Затемпереходят к изучению конькового хода в целом, отталкиваясь поочередно правой илевой ногой. При первых попытках угол отведения носка лыжи не должен быть велик;учащиеся как бы поддерживают скорость, набранную при «разбеге». Главноепри этих первых попытках — обратить внимание на координацию движений и отталкиваниевнутренним ребром лыжи. Вначале обучение проходит без палок, что позволяетлегче освоить координацию движений. Более успешно идет обучение, если площадкаимеет очень пологий уклон (здесь легче поддерживать скорость движения, дажеесли толчок еще не освоен должным образом). Необходимо обратить внимание насвоевременный перенос веса тела на скользящую лыжу. Затем угол отведения носкатолчковой лыжи увеличивается. После освоения этого способа без палок школьникипробуют передвигаться с палками. Сначала с одновременными толчками палками (такшкольникам легче освоить координацию движений), а затем с попеременнымиотталкиваниями. Можно варьировать задание — передвижение с одной палкой и смахом другой рукой и наоборот. При отталкивании следует обратить внимание такжена небольшой наклон и разворот туловища в сторону движения.
Для болееуспешного овладения коньковым ходом перед его изучением на снегу целесообразнопроимитировать все движения без лыж. Имитация выполняется как шаговая, так ипрыжковая. Шаги (прыжки) выполняются вперед — в сторону с низкой (стелющейся) траекториейдвижений. При этом следует обратить внимание на отталкивание всей стопой(боковой — внутренней частью), а не носком. Носок маховой ноги обязательноразворачивается чуть вперед — в сторону.
В отличие отконькобежцев лыжники выполняют движения в более высокой посадке (наклонтуловища значительно меньше). Руки также выполняют имитацию отталкивания (а неразмахивания в стороны).
В условияхглубокой лыжни данный ход неприменим, он требует специальной подготовки трасс. Впрограмму школьных зимних праздников можно включать эстафеты и соревнования накоротких отрезках при условии передвижения коньковым ходом — это повышаетэмоциональность и вызывает интерес у учащихся. Тщательно подготовить короткуютрассу для таких праздников школьникам вполне по силам, и это можно сделать безприменения машин.
Как наначальном этапе так и на этапе совершенствования важно учитывать уровеньподготовленности воспитуемых, это определяет выбор методики техническойподготовки. 2.3. Упражнения для овладения коньковыми лыжными ходами
Упражнения впередвижении на лыжероллерах и лыжах для овладения коньковыми ходами [2,3,18].
Этиупражнения используют для овладения как общими для всех коньковых ходов, так испецифичными для каждого хода двигательными действиями. Их выполняют в основномв полной координации движений и контролируют:
— отталкиваниеногой в сторону скользящим упором с отведением носка лыжи (лыжероллера) всторону — это ключевой отличительный элемент любого конькового хода;
— припостановке на опору скольжение на всей скользящей поверхности плоскопоставленной лыжи до окончания отталкивания другой лыжей, закантованной внутрь(выполнение этого требования обязательно для всех коньковых ходов);
— туловищедолжно «обгонять» (быть впереди) стопу опорной ноги, своевременное иполноценное перемещение центра тяжести масс вперед над центром площади опоры напереднюю часть стопы — критерий эффективности всех коньковых способов;
— наибольшеесовпадение направления перемещения центра тяжести масс с направлением движениялыжи (лыжероллера) после постановки ее на опору, что особенно важно в связи споперечными перемещениями во всех коньковых ходах; чем они меньше (при меньшемразвороте лыжи в сторону), тем большего совпадения можно достичь, увеличивая засчет этого длину цикла и, следовательно, скорость хода;
— некотороесмещение массы тела к пяточной части лыжи для приложения составляющей силы подпрямым углом к направлению движения лыжи — такое направление усилия являетсянеобходимым условием эффективного отталкивания ногой;
— недопустимостьвертикальных колебаний центра тяжести масс. С учетом специфики конкретногоконькового хода решают характерные двигательные задачи:
1) в ходебез отталкивания руками:
— в циклехода содержатся два равноценных по всем параметрам коньковых шага;
рукисовершают или размашистые свободные попеременные движения вперед и назад,увеличивая скорость и не допуская скручивания туловища, или при достижениивысокой скорости прижимаются к нему — по характеру положения рук выделяют два вариантаэтого хода: без махов и с махами руками;
— напротяжении всего цикла хода с целью увеличения продолжительности активногоотталкивания ногами сохраняется более низкая посадка по сравнению с другимиконьковыми ходами;
— длябольшей устойчивости и снижения повышенного на высокой скорости сопротивлениявстречного потока воздуха удерживается постоянный наклон туловища под угломоколо 40°.
— во всехразновидностях хода палки держат на весу в близком к горизонтальному положении иобязательно кольцами к себе.
2) вполуконьковом ходе:
— цикл хода- это один коньковый шаг и один одновременный толчок руками;
— выделениеправосторонней и левосторонней разновидностей хода по соответствующей толчковойноге;
— неравнаянагрузка на правую и левую ноги в цикле хода;
— продолжительноеотталкивание одной и той же ногой и длительное удержание массы тела в основномна другой (опорной) ноге;
— сопровождениекаждого толчка ногой одновременным отталкиванием руками;
— до сменытолчковой ноги? беспрерывное скольжение одной и той же лыжи (опорная нога) полыжне, а второй (толчковая нога) под углом к направлению движения;
— вмеханизме толчка ногой необходимо вначале сгибание и только после этогоразгибание толчковой ноги;
— повышениемощности отталкивания руками за счет активного и постепенно нарастающегонаклона туловища в течение всего толчка;
— подседаниена скользящей по лыжне опорной ноге в момент почти одновременного окончанияотталкивания руками и ногой;
— плавноевыпрямление опорной ноги и туловища после окончания толчковых движений;
— равноценноеиспользование правосторонней и левосторонней разновидностей хода для гармоничнойзагрузки обеих ног.
3) водновременном двухшажном ходе:
— выполнениев цикле хода двух коньковых шагов и одного одновременного толчка руками;
— расположениеобеих лыж (лыжероллеров) в течение всех двигательных действий под углом кнаправлению движения;
— визуальнона первом шаге вынос папок маховым движением вперед (кольцами к себе), навтором шаге — одновременный толчок ими;
— разделениехода на правосторонний и левосторонний по одноименной ноге, расположеннойвпереди в момент постановки палок на опору;
— совершенноевладение и равноценное использование обоих вариантов хода;
— овладениеравнинной разновидностью хода с более поздним началом одновременного толчкаруками — только на втором коньковом шаге;
— во всехвариантах хода полное перемещение массы тела с одной ноги на другую в каждомконьковом шаге.
4) водновременном одношажном ходе:
— выполнениена каждый коньковый шаг одновременного маха и толчка руками;
— владениесвоевременной, сбалансированной и поочередной загрузкой обеих ног;
— плавноеисполнение всех подготовительных движений к отталкиванию руками и ногой;
— подседаниена толчковой ноге перед началом отталкивания и затем разгибание при толчке втазобедренном, коленном и голеностопном суставах;
— почтиполное совпадение моментов отталкивания руками и ногой (напомним, водновременных классических ходах эти толчковые действия выполняютпоследовательно);
— болеенизкая по сравнению с другими коньковыми ходами частота движений.
5) попеременномдвухшажном ходе:
— наибольшеесреди коньковых ходов приближение структуры движений рук и ног к естественнымдвигательным действиям как при обычной ходьбе, а также к передвижениюаналогичным классическим ходом;
— в циклехода два коньковых шага и два попеременных отталкивания руками;
применениехода оправданно главным образом на крутых подъемах, особенно в плохих условияхскольжения и при нарастающем утомлении — в этих внешних условиях в двигательнойструктуре хода, как правило, отсутствует свободное одноопорное скольжение,появляются двойная опора на палки и двухопорное скольжение;
— поотношению к другим коньковым ходам возможно достижение наибольшей частотыдвижений;
прииспользовании на равнинных участках и пологих подъемах происходит заменаскольжения на двух лыжах с двойной опорой на палки свободным одноопорнымскольжением и выполнение после этого толчковых движений ногой и рукой  Упражненияв передвижении на лыжероллерах и лыжах для овладения переходами, ошибки присмене коньковых ходов [10].
Эти средстваобеспечивают целостное овладение многочисленными разновидностями сменыконьковых ходов. Как и в классическом стиле, при переходе обращают внимание наколичество промежуточных шагов (чем их меньше, тем быстрее переход), а так жена положение рук в момент перехода по отношению к туловищу (впереди или сзади),что специфично только для коньковых ходов:
1) переход содновременного одношажного и полуконькового на одновременный двухшажныи нетребует промежуточных шагов, и его начинают после окончания толчка руками,выполняя на первый шаг мах руками, а на второй — толчок, что и составляет циклдвухшажного хода.
2) дляобратного перехода с одновременного двухшажного на другие одновременные ходы,закончив толчок руками, делают один промежуточный коньковый шаг для выноса руквперед. Из этого исходного положения можно идти или одношажным, илиполуконьковыми ходами (для полуконькового хода необходима лыжня под лыжуопорной ноги).
3) при сменеварианта одновременного двухшажного хода (правосторонний, левосторонний) промежуточныйшаг используют или для толчка и маха руками (более скоростная смена), или длязадержки палок над опорой сзади туловища, или для удержания их на весу впереди.А при переходе на равнинную разновидность этого хода акцентируют внимание наболее позднее начало отталкивания руками (только на втором шаге в цикле хода).
4) переход слюбого одновременного хода на попеременный начинают чаще всего после окончаниятолчка руками, в течение промежуточного шага одна рука задерживается сзади(разноименная к толчковой ноге), а второй делают мах вперед. Можно делатьпереход и из положения руки впереди (перед постановкой их на опору), тогда напромежуточный шаг одна рука остается впереди (палка на весу), а второй делаюттолчок, также соблюдая при этом разноименность с толчковой ногой.
5) припереходе с попеременного хода на одновременный во время промежуточных шаговруки соединяют либо впереди, либо сзади для последующих одновременных толчковыхи маховых движений ими.
6) наконьковый ход без отталкивания руками переходят при достижении высокой скоростипосле одновременных ходов. Начинают переход из положения окончания отталкиванияруками без промежуточных шагов. Для обратного перехода выполняют чаще всегоодин промежуточный шаг, во время которого руки занимают положение, характерноедля начала одновременных двигательных действий в избранном ходе с отталкиваниемруками.
Ошибки присмене коньковых ходов главным образом связаны:
— сотсутствием согласованности, последовательности и очередности маховых итолчковых движений ногами и руками;
— снарушением своевременности в задержке руки (рук) впереди или сзади туловища вовремя промежуточного шага;
— спереходом на полуконьковый ход без лыжного следа, в который должна ставитьсяопорная нога при выполнении промежуточного шага;
— спереходом на двигательные действия одноименной рукой и ногой в попеременномходе;
с вялым,слишком затянутым исполнением промежуточного шага и чрезмерным замедлениемперехода.
В подготовкеюных лыжников-гонщиков для обучения и совершенствования техники способовпередвижения и при развитии физических качеств в основном применяются те жесредства (упражнения), что и в подготовке взрослых лыжников. Основное различиезаключается в объеме применения тех или иных упражнений. Например, уновичков-подростков применяется широкий круг общеразвивающих упражнений именьше упражнений на развитие специальных качеств; постепенно (с возрастом иростом уровня подготовленности) это соотношение меняется. Дозировка применяемыхупражнений зависит от возраста, уровня развития тех или иных качеств общейподготовленности и этапа многолетней подготовки (задач). При планированииприменения упражнений в юношеском возрасте должны учитываться принципыдоступности, систематичности, постепенности и др.
Заключение
Причина, покоторой у нас сейчас есть коньковые гонки и классические в том, что без этогоразделения все будут бегать только «коньком», классическая техника вконце концов исчезнет во множестве мест. «Конек» быстрее, понятнее ипроще. В зависимости от температуры и состояния снега, коньковые гонки на 5-15%быстрее при тех же дистанциях. При очень влажном снеге или крайне сильномморозе разница в скорости снижается. Мы можем сказать, что «конек»примерно на 10% быстрее. Почему? Было выдвинуто и проверено несколько гипотез:
1. «Конек»позволяет спортсмену достичь более высокой аэробной способности по сравнению с«классикой». Другими словами, возможно он создает большуюработоспособность.
2. «Конек»позволяет передать большую часть работы на лыжи и увеличить продвижение вперед.
3. «Конек»приводит к уменьшению сопротивления трения.
Вот то, чтодо сих пор показывали исследования. Сначала рассмотрим первую гипотезу. Этоневерно. Исследования не показали никакой разницы в МПК при измерении у одногои того же спортсмена, выступающего в коньковой или классической гонке. Конечно,спортсмен, у которого хромает та или иная техника, это совсем другая история. Однако,на высшем уровне это не причина. Еще в 1986 г. исследования юниоров мировогоуровня показали, что места, занятые ими в коньковых и классических гонках,примерно одни и те же. Взгляд на мировой кубок дает то же самое. Одни и те жегонщики занимают первые 10 мест в гонках обоими стилями. Вторая гипотеза можетбыть и верной. На равнинном участке при постоянной скорости коньковый ходтребует на 10% меньше кислорода по сравнению с попеременным ходом при той жескорости. ЧСС, замеченное усилие и накопление лактата меньше при схожейинтенсивности, при сравнении конькового хода с попеременно-двухшажный. Одним изобъяснений этого может быть то, что изменения скорости конечностей намногоменьше в коньковых ходах. Коньковый ход приводит к более длительному периодуразвития скорости для конечностей. Уменьшение повторяющихся ускорений и замедленийконечностей увеличивает экономичность. Наконец, третья гипотеза, отсутствиедержащей мази на коньковых лыжах приводит к небольшому но важному снижениютрения и увеличивает скорость при том же приложенном усилии.Т. к. коньковаятехника требует немного более низкой стойки, сопротивление воздуха также можетбыть немного ниже [19]. Существуют исключения из правила о том, что коньковыеходы более экономичны, чем классические. Классический одновременный ход болееэкономичен, чем коньковый. (Одновременный коньковый ход САМАЯ экономичнаятехника). Однако, т.к одновременный ход задействует меньшую мышечную массу,чтобы произвести работу, то напряжение мышц выше и выше ощутимое усилие. Еслиодновременный ход наиболее экономичен, почему бы не использовать его все время?Он не позволяет спортсмену использовать свою максимальную работоспособность. Бытьэффективным неэффективно, если выдавать слишком мало мощности! Так что, еслиудар переходит в толчок, когда вы забираетесь в подъем, то победа достанетсяпарню с мощнейшим «мотором», а экономичность вылетает в трубу! НАИМЕНЕЕэкономичным является классический попеременно-двухшажный ход. В работе Хаффманаи Клиффорда [19] исследовались некоторые физиологические переменные припередвижении на лыжах с постоянной скоростью, с использованием различных ходовна равнинном участке. Потребление кислорода было на 33% выше припопеременно-двухшажном ходе по сравнению с одновременным на классических лыжах.Нетрудно поверить, если вы учтете, сколько движений конечностей надо сделатьдля достижения заданного продвижения вперед. Следовательно, эта техника,наиболее часто используется при подъеме в гору (в классических гонках), гдеважно распределение высокой нагрузки на возможно большую мышечную массу. Коньковыйход требует примерно на 15% больше энергии, чем одновременный ход, но на 15%меньше, чем попеременный.
Список литературы
1.     Аграновский М.А. Лыжный спорт. Учебник для институтов физическойкультуры. –М., 1980
2.     Баталов А.Г. Краткий курс дисциплины « Лыжный спорт». –Учебное пособие.2001
3.     Донской Д.Д., Гросс Х.Х. Техника лыжника гонщика. –М., 1999
4.     Евстратов В.Д. Коньковый ход Но не только. –М., 1993
5.     Евстратов В.Д., Чукардин Г.В., Сергеев Б.И. Лыжный спорт: Учебник дляинститутов и техникумов физической культуры. –М., 1989
6.     ЕрмаковЕ.Е. Техника лыжных ходов. –Смоленск. 1995
7.     Кондрашев А.В. Техника коньковых лыжных ходов. –М., 1998
8.     КондрашевА.В., Манжосов В.Н. Методика совершенствования техники лыжникагонщика. –М., 1993
9.     Макаров А.А. Методика начального обучения техники лыжных ходов. –М.,1993
10.   Макаров А.А. Методика обучения имитационным упражнениям. –М., 1986
11.   Манжосев В.М. Марков В.П. Техника передвижения на лыжах. –М., 1990
12.   Маслеников И., Смирнов Г. «Лыжные гонки», «ФиС» 1999
13.   Марков Г.П. Лыжные гонки. Справочник. –М., 1996
14.   Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник дляинститутов Физ. культ. –М., 1999
15.   Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник. –М., 1997
16.   Огольцов И.Г. Тренировка лыжника гонщика. –М., 1971
17.   Раменская Т.И. Специальная подготовка лыжника. –М., 2001
18.   Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника. –М., 2000
19.   Stailer S. Физиология лыжных гонок // журнал «Лыжный спорт», 2006 №2.- С.65-73.
20.   Salmela C. Современные тенденции конькового хода // «Лыжный спорт»,1998 № 4 – С.18-27.
/> />
Приложение 1
/>

/> />
Рис.3
/>

Рис.4.

Рис.5/> />
.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат I. Цель и задачи: Цель: Сохранение и развитие традиций отечественной культуры, ее популяризация с помощью современных досуговых форм
Реферат Собача кропива сокирки польові солодка гола
Реферат Экология и природопользование
Реферат Математика 16 века: люди и открытия
Реферат Экологическое воспитание в школе
Реферат Судебная власть 2
Реферат Понятие "промышленный рынок" и его особенности
Реферат Роль и задачи войск НКВД в годы Великой Отечественной войны
Реферат 7-й украинский студенческий фестиваль рекламы. Праздник молодой рекламы собирает все больше участников
Реферат Образование Красноярского края
Реферат Профессиональное правосознание сотрудников органов внутренних дел
Реферат Особенности государственного контроля и прокурорского надзора
Реферат Українські космогонічні легенди та перекази про хрін часник та тютюн
Реферат Влияние витаминов А и Е на женский организм
Реферат Education in Britain