Помощьсоветом отличается от беседы не набором необходимых навыков, а ситуацией.Опытные наставники (и опытные менеджеры) знают, когда помочь советом. Хорошийподход к помощи советом содержит три основных этапа, о которых рассказываетэтот материал.
Гарет Льюис (Gareth Lewis), консультант поменеджменту
Помощьсоветом отличается от ежедневных бесед «один на один» не набором необходимыхнавыков, а ситуацией. Опытные наставники (и опытные менеджеры) знают, когдапомочь советом. Каковы же типичные признаки этих ситуаций?
Хорошийподход к данному виду помощи — помощи советом — согласуется с тем, что беседа врамках этой помощи содержит три основных этапа.
Назовемих:
1.Дать определение.
2.Дать описание.
3.Дать решение.
Этап1: Дать определение
Первыйэтап касается определения конечных результатов. Помощь советом — этоструктурированное участие и подразумевает больше, чем просто возможностьпоговорить или выпустить пар. Эта структура вводится в действие с самогоначала. Хотя представление проблемы — это начало, мы должны ставить ее подсомнение. Ключевым вопросом будет:
«Чтовы хотите извлечь из этого?»
Чемопределеннее будет ответ, тем лучше. Одной из причин постановки встречного вопросаявляется то, что люди часто, как и следовало ожидать, представляют проблемынегативного характера:
«Уменя не ладится с людьми на работе».
Еслимы зададим встречный вопрос:
«Чтобы вы хотели?»,
тоэто подтолкнет человека к положительному утверждению. И если они ответят:
«Яхотел бы лучше ладить с людьми на работе»,
значит,вы сделали значительный шаг вперед. Утверждение из отрицательного сталоположительным. Оно сменило состояние неудовлетворенности на состояние цели илиповестки дня. Новое утверждение дает структуру и цель для беседы.
Ономожет быть даже продвинуто на ступень выше. Утверждение типа:
«Яхочу чувствовать себя на работе лучше»
являетсяположительным, но оно не содержит значения степени «лучше». Встречный вопросдолжен сделать его более определенным с поведенческой точки зрения.
«Чтопоможет тебе чувствовать себя на работе лучше?»
Этап2: Дать описание
Второйэтап посвящен изучению ситуации. Для этого мы должны позволить человекузаговорить. Мы должны использовать открытые вопросы и не забывать уточнятьчувства, эмоции, а также факты. Фактически, мы применяем все те навыки, которыебыли изложены выше в разделе о навыках слушания. Сюда входят слушание,подтверждение, уточнение, встречные вопросы и подведение итогов по мере нашегопродвижения от общего к частному.
Основнойцелью здесь будет понимание и осознание основных масштабов проблемы.
Этап3: Дать решение
Последнийэтап затрагивает поиск решений проблем и вопросов, стоящих на повестке дня.
Главноездесь — позволить человеку найти собственное решение проблемы, которое бысоответствовало его стилю и потребностям. Всегда существует соблазн вмешаться ипредложить или даже навязать свое собственное решение. Здесь нужно обладатьспособностью ждать и принимать происходящее как должное. Нужно также уметьставить под сомнение решения, чтобы проверить их уместность и реальность.
Последнее,что можно сказать о помощи советом, то, что необходимо всегда помнить, что мыимеем дело с людьми в очень чувствительной сфере. Люди несут с собой все самоесокровенное, и они многое вложили в беседы и вопросы, которыми они делились снами. Они раскрывают свои чувства, надежды, опасения и тревоги, они волнуются.К тому же эти взаимоотношения обычно подразумевают перемены. Это может означатьперемену в обстоятельствах, но больше всего это обычно означает перемену вповедении. Это может пугать. Люди имеют сильную склонность придерживаться тогоповедения, которое им сослужило хорошую службу, и при помощи которого онисоздали свой уютный мир. И поэтому перемены могут бросить вызов чувствусобственного «я» человека, а также его привычкам. Эти перемены поэтому неявляются пустяковыми для людей. Они затрагивают самое сокровенное.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/