Реферат по предмету "Психология"


Психика и мозг

Областноегосударственное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования
«Астраханскийинженерно- строительный институт»
кафедра__________
заочное отделение
контрольная работа№_________
по__________________________________________________
/наименованиедисциплины/
студента_________курса,специальность__________________
факультет________________группа______________________
шифр____________________ФИО_______________________
дата сдачи контрольнойработы «_____»____________200__г.
Домашнийадрес______________________________________
_____________________________________________________
результат проверки
контрольной работы___________________________________
(зачтено, не зачтено)
дата«____»_________200__г.
Преподаватель________________________________________
/подпись, ФИОпреподавателя/
Тема:«Психика и мозг»

План
1.        Психика человекаи ее функции. Классификация психических явлений
2.        Развитие психикив процессе эволюции
3.        Нейрофизиологическиеосновы психики человека. Проблема соотношения психического и физиологического впсихике человека
Список литературы

1.   Психика человека и ее функции. Классификацияпсихических
явлений
Этимологическислово “психика” (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несетсмысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика — это сущность, гдевнеположность и многообразие природы собирается к своему единству, этовиртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях иотношениях
Психическоеотражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (какзеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическомотражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е.психическое отражение— это активное отражение мира в связи с какой-тонеобходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражениеобъективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта несуществует, зависит от субъективных особенностей. Психика—это “субъективныйобраз объективного мира”.
Психикунельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являютсярезультатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себехарактеристики внешних объектов/а ее внутренних физиологических процессов, припомощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся вмозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, вовнешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, какпечень выделяет желчь. Недостаток этой теорий в том, что отождествляют психикус нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.
Психическиеявления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а сорганизованными совокупностями таких процессов, т.е. психика — это системноекачество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга,которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им историческисложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственнуюактивную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества(сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человекатолько прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующимипоколениями. Таким образом, психика человека включает в себя, по меньшей мере,три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение — полноценную деятельностьмозга — взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениямчеловеческой культуры, человеческих способностей.
Психическоеотражение характеризуется рядом особенностей:
оно даетвозможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильностьотражения подтверждается практикой; сам психический образ формируется впроцессе активной деятельности человека; психическое отражение углубляется исовершенствуется; обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; преломляетсячерез индивидуальность человека; носит опережающий характер.
Психикасложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группыпсихических явлений, а именно:
1)психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.
Психическиепроцессы — динамическое отражение действительности в различных формахпсихических явлений.
Психическийпроцесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец,проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конецпсихического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюданепрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.
Психическиепроцессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервнойсистемы, идущими от внутренней среды организма.
Всепсихические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятсяощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение;эмоциональные— активные и пассивные переживания; волевые— решение, исполнение,волевое усилие; и т.д.
Психическиепроцессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения идеятельности человека.
В сложнойпсихической деятельности различные процессы связаны и составляют единый потоксознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществлениеразличных видов деятельности. Психические процессы протекают с различнойбыстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий исостояний личности.
Подпсихическим состоянием следует понимать определившийся в данное времяотносительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется вповышенной или пониженной активности личности.
Каждыйчеловек ежедневно испытывает различные психические состояния; При одномпсихическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко ипродуктивно, при другом — трудно и неэффективно.
Психическиесостояния имеют рефлекторную природу:
они возникаютпод влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени исловесных воздействий (похвала, порицание и т.п.),
Наиболееизученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание,проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности. 2)эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное”печальное, гневное, раздражительное и т. д.). Интересные исследования имеютсяоб особом, творческом, состояний личности, которое называют вдохновением. Высшимии устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования,обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности иповедения, типичный для данного человека.
Каждоепсихическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляетсяв практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной ипрактической деятельности.
Свойстваличности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии сгруппировкой психических процессов, на основе которых они формируются. Азначит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой иэмоциональной деятельности человека:
Для примераприведем некоторые интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума;волевые — решительность, настойчивость; эмоциональные — чуткость, нежность,страстность, аффективность и т. п.
Психическиесвойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурныеобразования личности, к которым необходимо отнести:
1) жизненнуюпозицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющуюизбирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (системуприродных свойств личности — подвижность, уравновешенность поведения и тонусактивности,— характеризующую динамическую сторону поведения);
3)способности (систему интеллектуально волевых и эмоциональных свойств,определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер каксистему отношений и способов поведения.

2. Развитие психики впроцессе эволюции
С незапамятных временчеловечество пытается на научной основе познать законы существования и развитиямироздания. Достигнутые успехи впечатляют: открыты фундаментальные законыфизики и химии, биологии и других естественных наук. Однако человечество, судяпо всему, гораздо более склонно изучать законы окружающего мира, нежелисобственного развития.
В светезнания, накопленного многими поколениями ученых, эволюция жизни — это факт.Споры о том, есть эволюция или ее нет, кипевшие во времена Ч. Дарвина и даже вначале XX в., сейчас беспредметны. Преемственность признаков ипостепенность их преобразования, например, в ряду позвоночных (рыбы — амфибии —рептилии — млекопитающие — человек), служат доказательством развития живыхорганизмов во все более сложные формы. Современные методы изучения природы даютновые доказательства преемственности между низкоорганизованными ивысокоорганизованными формами жизни.
Современная биологиянасквозь пронизана историческим подходом, эволюционизмом. Можно даже сказать,что зрелость той или иной биологической дисциплины проверяется тем, насколькоона оказывается «встроенной» в общее здание современной биологии, которое отфундамента до крыши оказывается эволюционным. Это не случайно. Все законыорганизации и развития жизни, все закономерности жизнедеятельности можно понять,только опираясь на достижения эволюционного учения как теоретического стержнявсей биологии. Вне эволюционного подхода невозможно понять ни функционированиемолекулярно-генетических систем, ни развитие живых организмов от рождения досмерти, ни существование видов и их популяций, ни развитие и преобразованиебиосферы в целом. Иногда выдвигается задача построения некоей теоретическойбиологии, которая смогла бы охватить одновременно все проявленияжизнедеятельности и стать в будущем фундаментом всей биологии. Попытки созданиятеоретической биологии предпринимаются неоднократно, но ни одна из них незавершилась заметным успехом. Всегда оказывалось, что наиболее фундаментальные,аксиоматические положения, которые можно положить в основу всего зданиятеоретической биологии, в той или иной форме были просто положениямиэволюционной теории. Не предрешая невозможность создания в будущем отдельногоот эволюционного учения здания теоретической биологии, можно высказатьуверенность, что эволюционное учение всегда будет оставаться стержнембиологического знания.
В 1858 году Ч. Дарвин инезависимо от него А.Р. Уоллес обосновали принцип естественного отбора ипредставление о борьбе за существование как механизме этого отбора.
Основной труд Ч. Дарвина– «Происхождение видов», в корне изменивший представления о живойприроде, появился в 1859г.
Имея в виду важноежизненное значение эмоций, Ч. Дарвин предложил теорию, объясняющуюпроисхождение и назначение тех органических изменений и движений, которыеобычно сопровождают ярко выраженные эмоции. Эта теория получила названиеэволюционной. В ней великий естествоиспытатель обратил внимание на тот факт,что удовольствие и неудовольствие, радость, страх, гнев, печаль примерноодинаковым образом проявляются как у человека, так и у человекообразныхобезьян.
Ч. Дарвина заинтересовалжизненный смысл тех изменений в организме, которые сопровождают соответствующиеэмоции, Сопоставив факты, Дарвин пришел к следующим выводам о природе и ролиэмоций в жизни.
Теория эволюции путеместественного отбора основана на следующих положениях.
Во-первых, для живогохарактерно наличие изменчивости. Причем для эволюции громадное значение имеетнаследственная изменчивость. Вследствие изменчивости признаков и свойств даже впотомстве одной пары родителей почти не встречается одинаковых особей. Приблагоприятных условиях эти различия могут не играть существенной роли. Принеблагоприятных — каждое мельчайшее различие может стать решающим и определить,останется ли этот организм в живых и даст потомство или же он будет уничтожен.
Во-вторых,для организмов характерно размножение в геометрической прогрессии. Потенциальновид в каждом поколении производит гораздо больше особей, чем их может выжить довзрослого состояния на занимаемой территории. Следовательно, значительная частьродившихся гибнет в «борьбе за жизнь». В процессе жизнедеятельностикаждый организм вступает в многообразные отношения с особями внутри вида,других видов и факторами неживой природы. Разнообразные взаимодействия данногоорганизма с объектами живой и неживой природы Дарвин метафорически называлборьбой за существование. Он имел в виду не только жизнь одной особи, но иуспех ее в обеспечении себя потомством.
Дарвинвыделил три формы борьбы за существование: внутривидовая борьба(взаимоотношения между особями разного пола, между разными поколениями,отношения в стае и т.д.) возрастает с увеличением численности и степениспециализации вида; межвидовая борьба (взаимоотношения могут бытьбезразличными, вредными или полезными) формируется на базе пищевых отношениймежду разными видами, а также в конкуренции за места обитания, размножения ит.д. Крайним выражением межвидовых отношений является межвидовая борьба, когдаодна форма вытесняет другую или ограничивает ее численность на определеннойтерритории; борьба с неблагоприятными условиями возникает в зависимости отклиматических (температура, влажность, освещенность и др.) или почвенныхусловий, влияющих на жизнедеятельность организма.
Врезультате борьбы за существование происходит элиминация (физическая гибель илиустранение при размножении) особей, которые по признакам наименее соответствуютусловиям среды обитания. Таким образом, следствием борьбы за существованиеявляется естественный отбор.
Естественныйотбор, по Дарвину, это совокупность происходящих в природе событий,обеспечивающих выживание наиболее приспособленных и преимущественное оставлениеими потомства. Следует подчеркнуть, что естественный отбор не отбирает болееприспособленных, они просто сохраняются в результате элиминации менееприспособленных. В результате этого процесса любая сохранившаяся организация,структура или функция соответствует состоянию приспособленности друг к другу ик окружающей среде, т.е. оказывается биологически целесообразной.
Дарвинвпервые на основе теории естественного отбора дал материалистическое толкованиеорганической целесообразности, показал ее относительный характер и раскрыл путивыработки адаптации. Он показал, что приспособленность видов на основе отборане может быть абсолютной, она всегда относительна и адекватна лишь тем условиямсреды, в которых виды длительное время существуют. Приспособления рыбцелесообразны лишь в водной среде обитания и не пригодны к наземной жизни;зеленая окраска саранчи является покровительственной на зеленой растительностии т.д.
Ч. Дарвинсчитал, что возникновение новых видов происходит постепенно, путем накопленияполезных индивидуальных изменений, увеличивающихся из поколения в поколение.Чем значительнее живые существа отличаются по строению и физиологическимсвойствам, тем большее число их групп может существовать на данной территорииза счет ослабления борьбы за существование. С каждым поколением различиястановятся все более выраженными, а промежуточные формы, сходные между собой,вымирают. Процесс видообразования, по Дарвину, происходит по принципудивергенции, т.е. за счет расхождения признаков.
Такимобразом, результатом отбора будет являться возникновение приспособлений и наэтой основе — видового разнообразия. Разнообразные, меняющиеся условия средыспособствуют эволюции видов в направлении усложнения организации(млекопитающие, насекомые). Бели виды обитают долгое время в однородной средевне жесткой конкуренции, то уровень их организации может оставаться наотносительно низком уровне (ланцетники). В постоянно меняющихся условиях средыодни виды, уменьшаясь численно, неизбежно должны погибать и уступать местодругим, лучше приспособленным к новым условиям, о чем убедительносвидетельствуют данные палеонтологии.
Взаключение следует подчеркнуть, что Дарвин впервые предложил естественно-научноеобъяснение эволюционного процесса. Он указал на движущие силы эволюции:наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор; далматериалистическое объяснение механизма видообразования и причин многообразиявидов, а также объяснил причины возникновения целесообразности.
3.Нейрофизиологические основы психики человека. Проблема
соотношенияпсихического и физиологического в психике
человека
Основой психического мираявляются сознание, мышление, интеллектуальная деятельность человека,представляющие собой высшую форму адаптивного приспособительного поведения.Психическая деятельность — это качественно новый, более высокий, чемусловно-рефлекторное поведение, уровень высшей нервной деятельности,свойственный человеку. В мире высших животных этот уровень представлен лишь взачаточном виде.
В развитии психическогомира человека как эволюционизирующей формы отражения можно выделить следующие 2стадии: 1) стадия элементарной сенсорной психики — отражение отдельных свойствпредметов, явлений окружающего мира в форме ощущений. В отличие от ощущенийвосприятие — результат отражения предмета в целом и вместе с тем нечто все ещеболее или менее расчлененное (это начало построения своего «я» как субъектасознания). Более совершенной формой конкретно-чувственного отражениядействительности, формируемой в процессе индивидуального развития организма,является представление. Представление — образное отражение предмета илиявления, проявляющееся в пространственно-временной связи составляющих егопризнаков и свойств. В нейрофизиологической основе представлений лежат цепиассоциаций, сложные временные связи; 2) стадия формирования интеллекта исознания, реализующаяся на основе возникновения целостных осмысленных образов,целостного мироощущения с пониманием своего «я» в этом мире, своей какпознавательной, так и созидательной творческой деятельности. Психическаядеятельность человека, наиболее полно реализующая этот высший уровень психики,определяется не только количеством и качеством впечатлений, осмысленных образови понятий, но и существенно более высоким уровнем потребностей, выходящим запределы чисто биологических потребностей. Человек желает уже не только «хлеба»,но и «зрелищ» и соответствующим образом строит свое поведение. Его действия,поведение становятся как следствием получаемых впечатлений и порождаемых имимыслей, так и средством активного их добывания. Соответствующим образомменяется в эволюции и соотношение объемов корковых зон, обеспечивающихсенсорные, гностические и логические функции в пользу последних.
Психическая деятельностьчеловека состоит не только в построении более сложных нервных моделейокружающего мира (основе процесса познания), но и в производстве новойинформации, разных форм творчества. Несмотря на то что многие проявленияпсихического мира человека оказываются оторванными от непосредственныхстимулов, событий внешнего мира и кажутся не имеющими под собой реальныхобъективных причин, нет сомнения, что начальными, запускающими их факторамиявляются вполне детерминированные явления и предметы, отражающиеся в структурахмозга на основе универсального нейрофизиологического механизма — рефлекторнойдеятельности. Эта идея, высказанная И. М. Сеченовым в виде тезиса «Все актысознательной и бессознательной деятельности человека по способу происхождения —суть рефлексы», остается общепризнанной.
Субъективностьпсихических нервных процессов заключается в том, что они являются свойствоминдивидуального организма, не существуют и не могут существовать внеконкретного индивидуального мозга с его периферическими нервными окончаниями инервными центрами и не являются абсолютно точной зеркальной копией окружающегонас реального мира.
Простейшим, или базисным,психическим элементом в работе мозга является ощущение. Оно служит темэлементарным актом, который, с одной стороны, связывает нашу психикунепосредственно с внешним воздействием, а с другой — является элементом в болеесложных психических процессах. Ощущение — это осознанная рецепция, т.е. в актеощущения присутствует определенный элемент сознания и самосознания.
Ощущение возникает какрезультат определенного пространственно-временного распределения паттернавозбуждения, однако для исследователей еще непреодолимым представляется переходот знания пространственно-временной картины возбужденных и заторможенныхнейронов к самому ощущению как нейрофизиологической основе психики. По Л.М.Чайлахяну, переход от поддающегося полному физико-химическому анализунейрофизиологического процесса к ощущению есть основной феномен элементарногопсихического акта, феномен сознания.
В этом плане понятие«психическое» представляется как осознанное восприятие действительности,уникальный механизм развития процесса естественной эволюции, механизмтрансформации нейрофизиологических механизмов в категории психики, сознаниясубъекта. Психическая деятельность человека во многом обусловлена способностьюотвлекаться от реальной действительности и осуществлять переход отнепосредственных чувственных восприятий к воображаемой действительности(«виртуальная» реальность). Человеческая способность представить себе возможныепоследствия своих действий — высшая форма абстрагирования, которая недоступнаживотному. Ярким примером может служить поведение обезьяны в лаборатории И.П.Павлова: животное каждый раз гасило горевший на плоту огонь водой, которую оноприносило в кружке из находившегося на берегу бака, хотя плот находился в озереи со всех сторон был окружен водой.
Психические процессытеснейшим образом связаны с физиологическими, но не сводятся к ним.
В основе психическойдеятельности лежат не элементарные процессы возбуждения и торможения, асистемные, объединяющие многие одновременно протекающие в мозге процессыанализа и синтеза в интегрированное целое. Психическая деятельность — функцияцелостного мозга, когда на основе интеграции многих нейрофизиологическихмеханизмов мозга возникает новое качество — психика. При этом нервная модельстимула есть не что иное, как нейрофизиологическая основа формированиясубъективного образа. Субъективный образ возникает на базе нервных моделей придекодировании информации и сравнении ее с реально существующим материальнымобъектом.
В настоящее времяустановлены следующие достаточно определенные корреляции между различнымипроявлениями психической деятельности и нейрофизиологическими показателямиработы мозга: 1) «волны ожидания» на ЭЭГ, которые регистрируются в ответ насигнал, предупреждающий о предстоящей команде к действию (Г. Уолтер); 2)поздние компоненты вызванного потенциала, ассоциируемые с корковыми механизмамиоценки смыслового содержания сенсорных сигналов (Л.М. Иваницкий, Э.Л.Костандов); 3) мозговые коды психической деятельности в виде определенныхпаттернов импульсной активности нейронов. При мультиклеточном отведенииимпульсных реакций корковых нейронов установлена специфичность паттернов(узоров) импульсных потенциалов нервных клеток и нейронных ансамблей не тольков отношении физических (акустических) сигналов, но и семантического(смыслового) содержания воспринимаемых слов (Н.П. Бехтерева).
Психической деятельностичеловека эволюционно предшествуют некоторые элементы психического поведения увысших животных. К ним относится психонервная деятельность, направляемаявоспроизведением образов предыдущего опыта, основанная на образном поведенииживотного, когда основным действенным стимулом для запускания какого-либоповеденческого акта становится не сам реальный объективный стимул окружающейсреды, а «нейронный» образ этого стимула, сформировавшийся в нервных центрах(И.С. Беритов). Поведенческие акты, определяемые психонервной деятельностью,возникают при воспроизведении образа жизненно важного объекта, приводящего кудовлетворению какой-либо органической потребности животного и человека.Например, в случае индивидуального пищевого поведения таким конечным объектомявляется пища. Воспроизведенный «образ» пищи проецируется в определенном местевнешней среды и служит стимулом для движения животного к данному месту подобнотому, как это происходит, когда действительно пища располагается в этом месте.На определенном этапе формирования «психического» образа пищи он оказываетсяболее сильным стимулом, чем реальная пища: животное подбегает к месту,ассоциируемому животным с пищей, но в действительности не содержащей ее (хотяживотное хорошо видит, что пищи нет, но «образ пищи» оказывается сильнеереальности).
Форма поведения животныхи человека, определяемая образами, характеризуется тем, что при помощипроецируемых в мозге образов внешних объектов у индивида устанавливаютсяпространственные отношения как между этими объектами, так и между собой и ними.Психонервная активность интегрирует элементы внешней среды в одно целоепереживание, производящее целостный образ. Такое воспроизведение образа можетпроисходить и спустя длительное время после начального восприятия жизненноважной ситуации. Иногда образ может удерживаться всю жизнь без повторного еговоспроизведения. Образ фиксируется в памяти и извлекается оттуда дляудовлетворения господствующей биологической потребности в данный момент. Вотличие от классических условных рефлексов, которые требуют повторяемости,психонервный образ формируется сразу после одной реализации поведенческогоакта.
Нервным субстратом,ответственным за образное отражение, очевидно, является система звездчатыхнейронов с аксонами, образующими синаптические связи, как с другими звездчатыминейронами, так и через возвратные контакты с этим же звездчатым нейроном. Привосприятии внешнего мира временная связь между воспринимающими сенсорнуюинформацию звездчатыми нейронами коры большого мозга устанавливается сразу припервом одновременном или последовательном возбуждении нервных клеток,образующих проекцию данного внешнего предмета, явления.
Другую форму сложныхповеденческих реакций, связанных с психической сферой деятельности организма ипрямо не сводимой к обычным условно-рефлекторным реакциям, представляютэкстраполяционные рефлексы, основанные на способности животных и человека кпрогнозированию событий, оценке, предвидению результатов своей деятельности вбудущем (Л.В. Крушинекий). Экстраполяционная, или рассудочная, деятельность —это способность организма, наблюдая за течением некоторого важного события,улавливать закономерность его протекания. В результате, когда наблюдениепрерывается, организм экстраполирует, т.е. мысленно продолжает ход события,соответствующим образом строя свое поведение без специальной процедурыстандартного обучения. Суть эксперимента по изучению экстраполяционнойспособности животного обычно сводится к следующему. Животное должно находитьнекий прямолинейно движущийся с постоянной скоростью объект. Особенность задачидля животного состоит в том, что первоначально видимый отрезок пути затемпереходит в участок, закрытый невидимой перегородкой (ширмой), животное должноподойти к концу перегородки, учитывая, представляя себе (экстраполируя)невидимый участок, исходя из сложившейся у него в мозге картины направлениядвижения объекта.
Экстраполяционная, илирассудочная, деятельность проявляется как генетически детерминированнаяврожденная способность животного использовать приобретенный в течение жизниопыт в новой, незнакомой для него среде (О.С. Адрианов). Характерное свойствоэлементарной рассудочной деятельности заключается в способности организмаулавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающейсреды, и на этой основе приобретать возможность оперировать ими при построениии реализации программ поведения в новых ситуациях. У человека эта способностьразвита в наибольшей степени и является одной из физиологических предпосылок,обеспечивающих возможность творческой деятельности. Экстраполяционнаядеятельность является важным объективным подходом к изучению элементарнойрассудочной деятельности.
Важнейшим элементомэкстраполяции является опережение, предвосхищение будущих событий какспециализированная форма отражения действительности. Возможная природа феноменаопережающего отражения в структурах мозга, ответственных за высшие формыпсихической деятельности, по мнению П.К. Анохина, связана с разной скоростьюпротекания последовательных процессов в окружающей среде, природе и структурахмозга, обеспечивающих процесс отражения этой последовательности внешнихявлений. Поскольку скорость процессов, протекающих в мозге, на несколькопорядков выше, чем скорость процессов эволюции в окружающей среде, придостаточной длине последовательных событий на выходе системы возможно (вотражающих структурах мозга) образование модели, копии явления, предметаокружающей среды раньше, чем этот предмет, явление, событие действительновозникает в окружающем мире. Естественно, для этого надо достаточно четко иверно экстраполировать действительный ход, направление движения динамическогопоследовательного процесса окружающей среды. Задачи психофизиологии ифизиологической психологии практически совпадают, и в настоящее время различиямежду ними носят в основном терминологический характер.
Однако был период вистории отечественной психофизиологии, когда терминологические различия былииспользованы для того, чтобы обозначить продуктивность складывающегося вфизиологии функционально-системного подхода к изучению психики и поведениячеловека. Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины по отношениюк физиологической психофизиологии было проведено А.Р. Лурией (1973).
Согласно представлениямА.Р. Лурии, физиологическая психология изучает основы сложных психическихпроцессов — мотивов и потребностей, ощущений и восприятия, внимания и памяти,сложнейших форм речевых и интеллектуальных актов, т.е. отдельных психическихпроцессов и функций. Она образовалась в результате накопления большого объемаэмпирического материала о функционировании различных физиологических системорганизма в разнообразных психических состояниях.
В отличие отфизиологической психологии, где предметом является изучение отдельныхфизиологических функций, предметом психофизиологии, как подчеркивал А.Р. Лурия,служит поведение человека или животного. При этом поведение оказываетсянезависимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологическиепроцессы. По Лурии, психофизиология — это физиология целостных форм психическойдеятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психическиеявления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляютсясложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессамиразной степени сложности.
Истоки этих представленийможно найти в трудах Л.С. Выготского, который первым сформулировалнеобходимость исследовать проблему соотношения психологических ифизиологических систем, предвосхитив таким образом основную перспективуразвития психофизиологии.
Теоретико-экспериментальныеосновы этого направления составляет теория функциональных систем П.К. Анохина(1968), базирующаяся на понимании психических и физиологических процессов каксложнейших функциональных систем, в которых отдельные механизмы объединеныобщей задачей в целые, совместно действующие комплексы, направленные надостижение полезного, приспособительного результата. С идеей функциональныхсистем непосредственно связан и принцип саморегуляции физиологическихпроцессов, сформулированный в отечественной физиологии Н.А. Бернштейном (1963)задолго до появления кибернетики и открывший совершенно новый подход к изучениюфизиологических механизмов отдельных психических процессов. В итоге развитиеэтого направления в психофизиологии привело к возникновению новой областиисследований, именуемой системной психофизиологией (В.Б. Швырков, 1988; Ю.И.Александров, 1997). Особо следует обсудить соотношение психофизиологии инейропсихологии.
/>Поопределению, нейропсихология — это отрасль психологической науки, сложившаясяна стыке нескольких дисциплин: психологии, медицины (нейрохирургии,неврологии), физиологии, — и направленная на изучение мозговых механизмоввысших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.Теоретической основой нейропсихологии является разработанная А.Р. Лурией теориясистемной динамической локализации психических процессов.
Наряду с этим, впоследние десятилетия появились новые методы (например, позитронно-эмиссионнаятомография), которые позволяют исследовать мозговую локализацию высшихпсихических функций у здоровых людей. Таким образом, современнаянейропсихология, взятая в полном объеме своей проблематики, ориентирована наизучение мозговой организации психической деятельности не только в патологии,но и в норме. Соответственно этому круг исследований нейропсихологиирасширился; появились такие направления, как нейропсихология индивидуальныхразличий, возрастная нейропсихология. Последнее фактически приводит к стиранию границмежду нейропсихологией и психофизиологией.
Наконец, следует указатьна соотношение физиологии ВНД и психофизиологии. Высшая нервная деятельность(ВНД) — понятие, введенное И.П. Павловым, в течение многих лет отождествлялосьс понятием «психическая деятельность». Таким образом, физиологиявысшей нервной деятельности представляла собой физиологию психическойдеятельности, или психофизиологию.
Хорошо обоснованнаяметодология и богатство экспериментальных приемов физиологии ВНД оказалирешающее влияние на исследования в области физиологических основ поведениячеловека, затормозив, однако, развитие тех исследований, которые неукладывались в «прокрустово» ложе физиологии ВНД. В 1950 г.состоялась так называемая «Павловская сессия», посвященная проблемампсихологии и физиологии. На этой сессии речь шла о необходимости возрожденияпавловского учения. За уклонение в сторону от этого учения резкой критикеподвергся создатель теории функциональных систем П.К. Анохин и некоторые другиевидные ученые.
Последствия Павловскойсессии оказались весьма драматичны и для психологии. В начале 50-х гг. ХХ в.имело место насильственное внедрение павловского учения в психологию. Поутверждению А.В. Петровского (1967), фактически наблюдалась тенденция кликвидации психологии и замене ее павловской физиологией ВНД.
Официально положение делизменилось в 1962 г., когда состоялось Всесоюзное совещание по философскимвопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии. Оно быловынуждено констатировать существенные изменения, которые произошли в науке впослевоенные годы. Кратко характеризуя эти изменения, необходимо подчеркнутьследующее. В связи с интенсивным развитием новой техники физиологическогоэксперимента, и прежде всего с появлением электроэнцефалографии, стал расширятьсяфронт экспериментальных исследований мозговых механизмов психики и поведениячеловека и животных. Метод ЭЭГ дал возможность заглянуть в тонкиефизиологические механизмы, лежащие в основе психических процессов и поведения.Развитие микроэлектродной техники, эксперименты с электрической стимуляциейразличных образований головного мозга с помощью вживленных электродов открылиновое направление исследований в изучении мозга. Возрастающее значениевычислительной техники, теории информации, кибернетики и т.д. требовалипереосмысления традиционных положений физиологии ВНД и разработки новыхтеоретических и экспериментальных парадигм.
Благодаря послевоеннымновациям существенно преобразилась и зарубежная психофизиология, которая доэтого на протяжении многих лет занималась исследованием физиологическихпроцессов и функций человека при различных психических состояниях. В 1982 г. вКанаде состоялся Первый международный психофизиологический конгресс, на которомбыла создана Международная психофизиологическая ассоциация и учрежден журнал«Международный журнал психофизиологии» (International Journal ofPsychophisiology).
Интенсивному развитиюпсихофизиологии способствовал и тот факт, что Международная организация поисследованию мозга провозгласила последнее десятилетие ХХ в. «Десятилетиеммозга». В рамках этой международной программы проводились комплексныеисследования, направленные на интеграцию всех аспектов знания о мозге ипринципах его работы. Например, в 1993 г. при Институте ВНД и НФ РАН был созданМеждународный исследовательский центр нейробиологии сознания «Светлоепятно».
Переживая на этой основепериод интенсивного роста, наука о мозге, и в том числе психофизиология,вплотную подошла к решению таких проблем, которые ранее были недоступны. К ихчислу относятся, например, физиологические механизмы и закономерностикодирования информации, хронометрия процессов познавательной деятельности и др.
/>Пытаясьпредставить облик современной психофизиологии, Б.И. Кочубей (1990) выделяет триновых характеристики: активизм, селективизм и информативизм.
Активизм предполагаетотказ от представлений о человеке как существе, пассивно реагирующем на внешниевоздействия, и переход к новой «модели» человека — активной личности,направляемой внутренне заданными целями, способной к произвольнойсаморегуляции.
Селективизм характеризуетвозрастающую дифференцированность в анализе физиологических процессов иявлений, которая позволяет ставить их в один ряд с тонкими психологическимипроцессами.
Информативизм отражаетпереориентацию физиологии с изучения энергетического обмена со средой на обменинформацией. Понятие информации, войдя в психофизиологию в 60-е гг., сталоодним из главных при описании физиологических механизмов познавательнойдеятельности человека.
Таким образом,современная психофизиология как наука о физиологических основах психическойдеятельности и поведения, представляет собой область знания, которая объединяетфизиологическую психологию, физиологию ВНД, «нормальную»нейропсихологию и системную психофизиологию. Взятая в полном объеме своих задачпсихофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую,возрастную и дифференциальную психофизиологию. Каждая из них имеет собственный предметизучения, задачи и методические приемы.
Предмет общейпсихофизиологии — физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности)психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучаетфизиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология),эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний.
Предмет возрастнойпсихофизиологии — онтогенетические изменения физиологических основ психическойдеятельности человека.
/>Дифференциальнаяпсихофизиология — раздел, изучающий естественно-научные основы и предпосылкииндивидуальных различий в психике и поведении человека./>
Несмотря на многиедостижения психофизиологии, особенно в последние десятилетия,психофизиологический параллелизм как система взглядов не отошел в прошлое.Известно, что выдающиеся физиологи ХХ в. Шерингтон, Эдриан, Пенфилд, Экклспридерживались дуалистического решения психофизиологической проблемы. Согласноих мнению, при изучении нервной деятельности не надо принимать во вниманиепсихические явления, а мозг можно рассматривать как механизм, деятельностьопределенных частей которого в крайнем случае параллельна разным формампсихической деятельности. Целью психофизиологического исследования, согласно ихмнению, должно являться выявление закономерностей параллельности протеканияпсихических и физиологических процессов.
Многочисленныеклинические и экспериментальные данные, накопленные в науке в последниедесятилетия, свидетельствуют, однако, что между психикой и мозгом существуеттесная и диалектическая взаимосвязь. Воздействуя на мозг, можно изменить и дажеуничтожить дух (самосознание) человека, стереть личность, превратив человека взомби. Сделать это можно химически, используя психоделические вещества (в томчисле наркотики), «электрически» (с помощью вживленных электродов);анатомически, прооперировав мозг. В настоящее время с помощью электрических илихимических манипуляций с определенными участками головного мозга человекаизменяют состояния сознания, вызывая различные ощущения, галлюцинации и эмоции.
Все вышесказанноенеопровержимо доказывает прямое подчинение психики внешним физико-химическимвоздействиям. Более того, в последнее время все больше и больше накапливаетсяданных о том, что психологические состояния человека тесно связаны с наличиемили отсутствием того или иного химического вещества в мозге.
/>Сдругой стороны, все, что глубоко затрагивает психику, отражается также и намозге, и на всем организме. Известно, что горе или сильная депрессия могут привестик телесным (психосоматическим) заболеваниям. Гипноз может вызвать различныесоматические расстройства и наоборот, способствовать излечению. Широко известныпоразительные эксперименты, которые осуществляют йоги со своим организмом.Более того, такое психокультурное явление, как нарушение «табу», иликолдовство у примитивных народов могут вызвать смерть даже у здоровогочеловека. Есть свидетельства, что религиозные чудеса (явления Богоматери,Святых икон и т.п.) способствовали исцелению больных с различной симптоматикой.Интересно, в этой связи, что эффект плацебо, т.е. эффект нейтрального вещества,которое применяется вместо «ультрасовременного» лекарства, действенендля одной трети больных, независимо от их социального статуса, культурного уровня,вероисповедания или национальности.
В целом приведенные вышефакты однозначно свидетельствуют о том, что столь тесную взаимосвязь междумозгом и психикой нельзя объяснить с позиций физиологического параллелизма.Важно, однако, подчеркнуть и другое. Отношение психики к мозгу нельзя пониматькак отношение продукта к производителю, следствия к причине, поскольку продукт(психика) может и часто очень эффективно воздействует на своего производителя —на мозг. Таким образом, между психикой и мозгом, психическим и физиологическим,по-видимому, существует диалектическая, причинно-следственная связь, еще неполучившая полного объяснения.
Исследователи неоставляют попыток проникнуть в суть проблемы, предлагая иногда в высшей степенинеобычные варианты решения. Например, такие выдающиеся физиологи как Экллс иБарт считают, что мозг не «продуцирует дух», но «обнаруживаетего». Получаемая органами чувств информация, «материализуется» вхимические субстанции и изменения в состоянии нейронов, которые физическинакапливают символические значения чувственных ощущений. Так происходитвзаимодействие внешней материальной реальности с духовным субстратом мозга. Приэтом, однако, возникают новые вопросы: что является «носителем» духавне мозга, с помощью каких именно рецепторов воспринимается организмом человекавнешний «дух» и т.д.
Наряду с такими«экстравагантными» решениями, новые подходы к изучению соотношенияфизиологического и психологического прорабатываются и в контексте отечественнойнауки.
·          Современныеварианты решения психофизиологической проблемы можно систематизироватьследующим образом:
/>1.        Психическоетождественно физиологическому, представляя собой не что иное, какфизиологическую деятельность мозга. В настоящее время эта точка зренияформулируется как тождественность психического не любой физиологическойдеятельности, но только процессам высшей нервной деятельности. В этой логикепсихическое выступает как особая сторона, свойство физиологических процессовмозга или процессов высшей нервной деятельности
2.        Психическое — этоособый (высший) класс или вид нервных процессов, обладающий свойствами, неприсущими всем остальным процессам в нервной системе, в том числе процессамВНД. Психическое — это такие особые (психонервные) процессы, которые связаны сотражением объективной реальности и отличаются субъективным компонентом(наличием внутренних образов и их переживанием).
3.        Психическое, хотяи обусловлено физиологической (высшей нервной) деятельностью мозга, тем неменее, НЕ ТОЖДЕСТВЕННО ей. Психическое не сводимо к физиологическому какидеальное к материальному или как социальное к биологическому.

Список использованнойлитературы
1.        Андреева Г.М.Социальная психология. М., 2004.
2.        Кузьмин Е.С.Основы социальной психологии. ЛГУ, 2000.
3.        Методы социальнойпсихологии. Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л. 1999.
4.        Социальнаяпсихология. Под ред… Шерковина, П. Предвечного. М… 1998.
5.        Общая психология.Под ред. А.В. Петровского. Изд. 2, 3. М., 1980, 1990.
6.        Годфруа Д. Чтотакое психология. В 2-х т. М., 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.