Реферат по предмету "Экономика"


Совокупный спрос

Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Гродненский государственныйуниверситет имени Янки Купалы»
Факультет экономики и управления
Кафедра экономики и управления на предприятии
Курсовая работа
по предмету «Макроэкономика»
СОВОКУПНЫЙ СПРОС
Специальность
«Экономика и управление на предприятии»
Автор работы
Студентка (2) курса Т.Ф. Пупчик
Руководитель
к. э. н., доцент В.И. Сильванович
Гродно 2008 г.

Содержание
 
Введение
1. Сущность совокупного спроса
1.1 Понятие совокупного спроса
1.2 Особенности кривой совокупного спроса
1.3 Факторы совокупного спроса
2. Практическое применение концепции совокупного спроса
2.1 Монетарная политика и регулирование совокупного спроса
2.2 Фискальная политика и регулирование совокупного спроса
Заключение
Список использованных источников
Введение
Одними из основных показателей, характеризующих состояниеэкономики страны, является совокупный спрос и совокупное предложение. Цельюмоей работы является исследование и изучение совокупного спроса.
Для достижения данной цели необходимо решить следующиезадачи:
выявить сущность понятия совокупный спрос и дать точное егоопределение;
выявить особенности кривой совокупного спроса;
исследовать факторы, влияющие на величину совокупного спроса;
рассмотрение влияния фискальной и монетарной политики на совокупныйспрос.
Основная задача макроэкономики состоит в том, чтобывыяснить, как функционирует экономическая система в целом. Макроэкономическийанализ предполагает изучение явлений и процессов, которые в своей совокупностиотражают отношения, складывающиеся в рыночной экономике. Поэтому, для изученияэтих отношений необходимо применять совокупные экономические категории.
В макроэкономике под спросом понимается совокупный спрос. Термин«совокупный» означает, что рассматривается спрос для всех товаров иуслуг, а не спрос на какой-либо отдельный товар; аналогично цена — этосовокупный уровень цен, а не цена одного товара или услуги.
В структуре совокупного спроса можно выделить спрос домашниххозяйств на потребительские товары и услуги, спрос фирм на инвестиционныеблага, спрос на конечные товары со стороны государства и спрос на отечественныетовары со стороны иностранцев.
На совокупный спрос влияют различные факторы, одни из нихприводят к изменению в спросе, сдвигу его кривой (вправо или влево), другие же приводятк изменению величины спроса, то есть движению по его кривой.
Также в моей работе я попыталась затронуть основные моментыпрактического применения совокупного спроса, влияние денежно-кредитной ифинансово-бюджетной политики на кривую совокупного спроса.
Для раскрытия темы курсовой работы использовались трудытаких экономистов, как Селищев, Ивашковский, Мишкин и другие. Особенностью впоиске информации по данной теме было то, что некоторые авторы не придают особогозначения теме «Совокупный спрос», рассматривают ее достаточно узко,ограничиваясь основными понятиями. В то же время, другие авторы данной темепридавали большое значение, и в своих трудах объясняли ее значимость. Можноотметить, что первоисточником по теме «Совокупный спрос» являетсятруд Кейнса, изданный в 1936 году, — «Общая теория занятости, процента иденег».
/>1. Сущность совокупногоспроса
 1.1 Понятие совокупного спроса
В микроэкономике рассматривалось такое понятие, какиндивидуальный спрос, который показывал зависимость между ценой и количествомтовара, потребляемого каждым человеком. В макроэкономике нужно агрегировать всеотдельные рынки страны в единый общий рынок. Говоря точнее, следует объединитьтысячи отдельных цен — на промышленные работы, зерно, персональные компьютеры,газ, косметику — в единую совокупную цену, или уровень цен, а также собратьравновесное количество отдельных товаров и услуг в единое целое, котороеназывается реальным объемом национального производства. Таким образом, можносформулировать понятие совокупного спроса. Совокупный спрос — сумма, которуюлюди желают заплатить за товары, и главная сила, определяющая уровень выпускапродукции. Другими словами, совокупный спрос представляет собой сумму всехрасходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражаетсвязь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спросэкономическими агентами и общим уровнем цен в экономике. Совокупный спросформируется четырьмя секторами экономики и включает потребительский спрос С — совокупный спрос домашних хозяйств; спрос на инвестиционные товары со стороныпредпринимателей и домашних хозяйств I; спрос натовары и услуги со стороны государства G; спросна отечественные товары со стороны иностранных государств — чистый экспорт NX. Все перечисленные составляющие совокупного спросаможно записать в виде формулы:
Y = C+ I + G + NX, (1.1)
где Y — объем выпуска. Рассмотрим более подробно каждый их этих компонентов.
Главным компонентом совокупного спроса являются потребительскиерасходы. Объем потребления (С), в первую очередь, определяетсявеличиной располагаемого дохода, который равен личному доходу частных лиц завычетом уплаченных налогов. Кроме того, долгосрочные тенденции в динамикепотребления связаны с величиной доходов, имущества и уровня цен. Анализсовокупного спроса сосредоточен, в основном, на факторах реального потребления(то есть номинальной стоимости потребления, разделенной на индекс уровня цен). Доляпотребительских расходов в национальном продукте составляет более 60%.
Вторым по важности компонентом являются государственныезакупки товаров и услуг (G),которые включают расходы на национальную оборону, строительство дорог, а такжепокупка дорожно-строительного оборудования, выплаты местным органам власти,финансирование судебной системы или государственных школ и т.д. Эта частьсовокупного спроса определяется непосредственно правительственным решением.
Следующий компонент совокупного спроса — валовыечастные внутренние инвестиции (I),которые включают весь прирост физического объема капитала и запасов,произведенных жителями данной страны за определенный период времени. Чистыеинвестиции равны валовым за минусом амортизации. Объем инвестиций определяется,главным образом, уровнем выпуска, стоимостью капитала и ожиданиями относительнобудущей конъюнктуры. Основным каналом влияния экономической политики наинвестиции является кредитно-денежная политика.
Чистый экспорт (NX)равен разности между ценностью экспорта и импорта. Объем импорта зависит отвеличины внутренних доходов и объема производства внутри страны, соотношенияцен на внутреннем и внешнем рынках и обменного курса национальной валюты. Экспорт(который является импортом для других стран) можно представить как зеркальноеотображение импорта, и определяется он, соответственно, доходами и объемомпроизводства за рубежом, соотношением цен и валютным курсом. Таким образом,величина чистого экспорта зависит от соотношения доходов внутри страны и зарубежом, цен на продукцию и валютного курса.
Одни компоненты совокупного спроса, например,потребительские расходы, относительно стабильны, изменяются медленно, другие,более динамичны, например, инвестиционные расходы — их изменения вызывают колебанияэкономической активности. Изучив все компоненты совокупного спроса, можносказать, что он характеризует желание и возможность населения, фирм,государства и заграницы приобрести определенный объем товаров и услуг присложившемся уровне цен.
Для анализа совокупного спроса иногда используетсяупрощенная модель экономики, которая характеризуется отсутствием внешнейторговли, государственного сектора, не учитывает амортизацию, разницу между ЧНПи ВНП, валовыми и внутренними инвестициями.
Обозначим стоимость выпуска в упрощенной модели экономики Y, тогда при отсутствии государственного ивнешнеэкономического секторов, произведенный выпуск будет равен реализованному:
Y = C+ I (1.2)
При этом товары, которые фирмы не смогут продать, будутнакапливаться в запасах (инвестициях). Поскольку частный сектор получаетстоимость реальных товаров и услуг в качестве дохода, личные располагаемыедоходы частного сектора будут равны Y. Частьэтого дохода уйдет на потребление, другая часть — будет накоплена. Такимобразом, мы можем записать:
Y = S+ C (1.3)
Полученные равенства (1.2) и (1.3) можно записать вследующем виде:
C + I= Y = C + S (1.4)
В левой части равенства (1.4) показаны элементы совокупного спроса,в правой — направления использования дохода. Равенство
подчеркивает тот факт, что произведенный продукт равенреализованному. Вычитая потребление из каждой части равенства (1.4) мы получаем:
I = Y — C = S, т.е. I = S (1.5)
Равенство (1.5) является очень важным, так как показывает,что в упрощенной экономике инвестиции равны сбережениям.
Вернемся к рассмотрению государственного ивнешнеэкономического секторов и равенству производимого и реализованногопродукта с учетом государственных расходов и чистого экспорта. В этом случаеравенство (1.2) может быть записано в виде:
Y = C+ I + G + NX (1.6)
Частный сектор получит доход, равный Y.При определении располагаемого дохода следует учесть, что частный секторполучает чистые трансфертные выплаты TR ивыплачивает налоги TA. Тогда располагаемый доходYD будет равен доходуплюс трансферты минус налоги:
YD = Y+TR — TA (1.7)
Располагаемый доход в свою очередь используется напотребление и сбережения:
YD = C+ S (1.8)
Объединив тождества (1.7) и (1.8), мы можем записать, что
C + S = YD = Y + TR — TA (1.9)
Или
C = YD — S = Y + TR — TA — S (1.10)
Подставим правую часть выражения (1.10) в равенство (1.6) вместоС:
Y = (Y+ TR — TA — S) + I + G + X
 
Преобразовав это равенство, получим:
S — I = (G + TR — TA) + X (1.11)
Равенство (1.11) является исключительно важныммакроэкономическим тождеством. Сумма G + TR составляет все государственные расходы, включающие всегосударственные закупки товаров и услуг и трансфертные платежи. TA представляет сумму налогов, полученных государством. Разность(G + TR — ТА) отражаетпревышение государственных расходов над доходами, или дефицит бюджета.
Таким образом, тождество (1.11) говорит о том, чтопревышение сбережений над инвестициями частного сектора равно дефицитугосударственного бюджета плюс внешнеторговое сальдо. Если, например, сбережениячастного сектора будут равны его инвестициям, то дефицит (или положительноесальдо государственного бюджета) будет равен внешнеторговому дефициту (илиположительному сальдо)./>1.2 Особенности кривойсовокупного спроса
Кривая совокупного спроса (AD)показывает комбинации уровня цен и уровня выпуска, при которых рынки товаров ирынки активов одновременно находятся в равновесии. Ее легко получить из модели IS-LM. Обратимся сначала кграфическому выводу кривой совокупного спроса. Зафиксировав цены на уровне P0, найдем соответствующий равновесный доход Y0 и изобразим эту точку в осях Y-P. Рассмотрим болеенизкий уровень цен P’ (P’P0). Падение цен приводит к росту реальногопредложения денег и сдвигает кривую LM вправо,что ведет к росту равновесного дохода. Итак, более низкому уровню цен P’ соответствует более высокий уровень равновесногодохода Y’ (Y’>Y0). Таким образом, мы получаем кривуюсовокупного спроса, которая является функцией цен (рис.1)
 
Свойства кривой AD.
/>
Рис.1 Графический вывод кривой совокупного спроса
1) Отрицательный наклон: повышение уровня цен ведет ксокращению реального предложения денег и порождает избыточный спрос на деньгиили избыточное предложение облигаций. В результате цена облигаций падает, азначит, ставка процента растет, что ведет к падению инвестиций и равновесногодохода. Формально наклон кривой совокупного спроса можно получить из модели IS-LM, которая в закрытойэкономике имеет вид:
/> (1.12)
Рассматривая приращение цен dP, мы получаемсоответствующее приращение равновесного дохода:
/> (1.13)
Выражая из первого уравнения di и подставляя вовторое находим:
/>
/> (1.14)
2) Наклон кривой AD зависит от тех же факторов,которые влияли на наклон кривых IS и LM. Действительно, наклонкривой IS определялся мультипликатором и чувствительностью инвестиций кставке процента. Как видно из системы (1.14), чем больше наклон кривой ISпо абсолютной величине (то есть, чем больше мультипликатор /> и чем больше чувствительностьинвестиций к ставке процента />), темкруче будет кривая совокупного спроса при данном уровне цен. В случае кривой LMчувствительность спроса на деньги к доходу и ставке процента по-разному влиялина наклон кривой LM, однако как следует из (1.14), эти параметры будутодинаково влиять на наклон кривой совокупного спроса. Чем большечувствительность спроса на деньги к доходу />ичем больше чувствительность спроса на деньги к ставке процента /> , тем больше поабсолютной величине будет наклон кривой совокупного спроса при данном уровнецен.
3) На положение кривой AD влияют экзогенные параметрытакие, как автономные расходы и номинальное предложение денег.
а) увеличение автономных расходов сдвигает кривую ISвправо, что ведет к росту выпуска при данном уровне цен и в результате криваясовокупного спроса также сдвигается вправо.
б) увеличение номинального предложения денег сдвигает вправокривую LM, что в с свою очередь приводит к сдвигу кривой совокупногоспроса в том же направлении. Однако в данном случае, мы можем сказать точнее,каким именно образом будет сдвигаться кривая AD, если рассмотрим сдвигвверх, то есть, изменение цен при данном уровне выпуска. Когда уровень ценрастет, то кривая LM сдвигается вправо.
Для того чтобы выпуск остался неизменным нужно, чтобы криваяLM
вернулась обратно. Это возможно, если цены вырастут в той жепропорции, что и номинальное предложение денег, тогда реальное предложениеденег вернется к исходному уровню, и мы получим прежний выпуск при болеевысоком уровне цен. Более того, если номинальное предложение денегувеличивается на x%, то и цены должны возрасти на x% при каждомуровне выпуска, что сдвигает кривую AD пропорционально вверх (рис.2).
/>
Рис.2 Сдвиг кривой совокупного спроса в результатероста номинального предложения денег
Полученный результат свидетельствует о том, что обратная функциясовокупного спроса P (Y) обладает единичной эластичностью пономинальному предложению денег. Действительно, дифференцируя систему (1.12) получим:
/> (1.15)
Преобразуя (1.15) имеем />.Таким образом, эластичность обратной функции совокупного спроса по номинальномупредложению денег равна единице:
/> (1.16)
то есть, при увеличении />,скажем на 10 процентов, уровень цен растет также на 10% при каждом уровневыпуска.
/>1.3 Факторы совокупногоспроса
На величину совокупного спроса оказывают влияние, какценовые факторы, так и неценовые. Движение вдоль кривой ADотражает изменение совокупных расходов в зависимости от общего уровня цен. Наданное движение влияют ценовые факторы. Существует три ценовых факторасовокупного спроса:
1) эффект процентной ставки;
2) эффект богатства;
3) эффект обменного курса.
В первом параграфе мною были описаны составляющиесовокупного спроса — это потребительские расходы, валовые инвестиции,государственные закупки и чистый экспорт. Каждое из этих четырех слагаемыхвносит определенный вклад в объем совокупного спроса на товары и услуги. Государственныезакупки рассматриваются как постоянные, так как они детерминированы текущейполитикой правительства, однако другие компоненты расходов — потребление,инвестиции и чистый экспорт — определяются, прежде всего, экономическимиусловиями и, в частности, уровнем цен. Следовательно, чтобы объяснитьотрицательный наклон кривой совокупного спроса, мы должны исследоватьвоздействие уровня цен на количество товаров и услуг, на которые предъявляетсяспрос, на цели потребления, инвестиций и чистого экспорта.
Эффект процентной ставки (эффект Кейнса). Особоезначение эффекту процентной ставки придавал великий экономист Джон Кейнс (1883-1946),поэтому иногда его и называют эффектом Кейнса. Эффект процентной ставкипредполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяетсявоздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а следовательно, напотребительские расходы и инвестиции. Точнее говоря, когда уровень ценповышается, повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки, всвою очередь, приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций.
Проще говоря, рассматривая кривую совокупного спроса, мыпредполагаем, что объем денежной массы в экономике остается постоянным. Когдауровень цен повышается, потребителям нужна большая сумма денег для покупок; предпринимателямтакже требуется больше денег на выплату зарплаты и другие необходимые расходы. Болеевысокий уровень цен увеличивает спрос на деньги. При неизменном объеме денежноймассы увеличение спроса взвинчивает цену за пользование деньгами. Эта цена иесть процентная ставка. При высоких процентных ставках предприятия идомохозяйства сокращают определенную часть расходов, то есть быстро реагируютна изменения процентной ставки. Следовательно, более высокий уровень цен,увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, вызывает сокращениеспроса на реальный объем национального продукта.
Эффект богатства (эффект Пигу). Особоезначение эффекту богатства придавал экономист Артур Пигу (1877-1959), поэтомуданную закономерность иногда называют эффектом Пигу. Рассмотрим деньги, которыевы храните в бумажнике и на банковском счете. Их номинальная стоимостьфиксирована, но реальная стоимость денег — величина переменная. Когда цены натовары и услуги снижаются, ценность денег возрастает, так как вы получаетевозможность приобрести большее количество продуктов и услуг. Таким образом, приснижении общего уровня цен потребители ощущают, что их богатство возрастает. Эточувство поощряет их к увеличению расходов, то есть они предъявляют болеевысокий спрос на товары и услуги.
Эффект обменного курса (эффект Манделла-Флеминга). Рассмотримна примере. Снижение уровня цен в США ведет к уменьшению значения ставкипроцента. Некоторые американские инвесторы в поисках более высоких доходовбудут вкладывать капитал за границей. Например, при падении процентной ставкиоблигаций правительства США взаимный фонд мог бы продать имеющиеся у негооблигации и приобрести ценные бумаги правительства ФРГ. Поскольку паевойинвестиционный фонд перемещает активы за границу, предложение долларов на рынкеобмена иностранной валюты возрастает. Увеличение предложения долларов приводитк обесцениванию национальной денежной единицы США по отношению к другим валютам(то есть количество денежных единиц иностранной валюты, которое можноприобрести на американский доллар, уменьшается). В результате снижения курсадоллара произведенные в США товары (относительно импортной продукции) становятсяотносительно более дешевыми. Данное изменение относительных цен ведет кувеличению экспорта товаров и услуг из США и сокращению импорта. Чистый экспорт(разность экспорта и импорта) также увеличится. Таким образом, когда падениеуровня цен в США приводит к снижению процентных ставок, реальный обменный курснациональной валюты снижается, что стимулирует чистый экспорт США, вследствиечего происходит повышение предъявляемого на товары и услуги объема спроса. Этотэффект обменного курса был отмечен экономистами Робертом Манделлом и МаркусомФлемингом.
Теперь можно подвести итоги всему вышесказанному. Такимобразом, существуют три различные, но связанные между собой, причины, покоторым снижение уровня цен ведет к увеличению предъявляемого в экономике объемаспроса на товары и услуги. Во-первых, это то, что потребители ощущая возросшеебогатство, стимулируют спрос на потребительские товары; во-вторых, снижениепроцентных ставок стимулирует спрос на инвестиционные товары; и в-третьих,понижение обменного курса национальной валюты повлечет за собой увеличениечистого экспорта. Взаимодействие этих стимулов предопределяет отрицательныйнаклон кривой совокупного спроса.
Как уже говорилось, изменения цены при прочих равныхусловиях ведут к перемещению из одной точки на кривой совокупного спроса кдругой. Однако если одно или несколько «прочих условий» меняется, тосмещается вся кривая совокупного спроса. Эти «прочие условия» называютсянеценовыми факторами совокупного спроса. К неценовым факторам, влияющим насовокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходыдомашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы ичистый экспорт.
Остановимся подробнее на неценовых факторах совокупногоспроса.
Потребительские расходы. Изменения одного илинескольких неценовых факторов могут изменить характер расходов потребителей итем самым сместить кривую совокупного спроса. Такими факторами являются: благосостояниепотребителя, ожидания потребителя, задолженность потребителя и налоги.
Благосостояние потребителя. Материальные ценностисостоят из всех активов, которыми владеют потребители: финансовых активов,таких, как акции и облигации, и недвижимости (дома, земля). Резкое уменьшениереальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (куменьшению покупок товаров), как к средству восстановления их благосостояния. Врезультате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается икривая совокупного спроса смещается влево. И, наоборот, в результате увеличенияреальной стоимости материальных ценностей потребительские расходы при данномуровне цен возрастают. Поэтому кривая совокупного спроса смещается вправо. Однако,в данном случае не имеется в виду рассмотренный ранее эффект богатства, которыйпредполагает постоянную кривую совокупного спроса и является следствиемизменений в уровне цен.
Ожидания потребителя. Изменения в характерепотребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители. Например,когда люди считают, что в будущем их реальный доход увеличится, они готовытратить большую часть своего нынешнего дохода. Следовательно, в
это время потребительские расходы возрастают (сбережения вэто время уменьшаются) и кривая совокупного спроса смещается вправо. Точнотакже массовое ожидание новой волны инфляции увеличит сегодняшний совокупныйспрос, потому что потребитель может принять решение купить товары до повышенияцен.
Задолженность потребителя. Высокий уровеньзадолженности потребителя, образовавшийся в результате прежних покупок вкредит, может заставить его сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатитьимеющиеся долги. Вследствие этого потребительские расходы сократятся, а криваясовокупного спроса сместится влево. И наоборот, когда задолженность потребителяотносительно невелика, они готовы увеличить свои сегодняшние расходы, чтоприводит к увеличению совокупного спроса.
Налоги. Уменьшение ставок подоходного налога влечетза собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Этозначит, что снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спросавправо. С другой стороны, увеличение налогов вызовет уменьшение потребительскихрасходов и смещение кривой совокупного спроса влево.
Инвестиционные расходы. Инвестиционныерасходы, то есть закупки средств производства, являются вторым неценовымфактором. Уменьшение объемов новых средств производства, которые предприятияготовы приобрести при данном уровне цен, приведет к смещению кривой совокупногоспроса влево. И наоборот, увеличение объемов инвестиционных товаров, которыепредприятия готовы купить, приведет к увеличению совокупного спроса. Рассмотримкаждый из факторов, влияющих на инвестиционные расходы.
Процентные ставки. При прочих равных условиях,увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровняцен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупногоспроса. В данном случае не имеется ввиду так называемый эффект процентнойставки, который возникает в результате изменения уровня цен. Говорится обизменении процентной ставки вследствие, например, изменений объема денежноймассы в стране. Увеличение денежной массы способствует уменьшению процентнойставки и тем самым увеличению капиталовложений. И наоборот, уменьшение денежноймассы ведет к увеличению процентной ставки и сокращению инвестиций.
Налоги с предприятий. Увеличение налогов спредприятий приведет к уменьшению прибылей (после вычета налогов) корпораций откапиталовложений, а, следовательно, и к уменьшению инвестиционных расходов исовокупного спроса. И наоборот, сокращение налогов увеличит прибыли (послевычета налогов) от капиталовложений и, возможно, увеличит инвестиционныерасходы, а также подтолкнет кривую совокупного спроса вправо.
Ожидаемые прибыли от инвестиций. Болееоптимистические прогнозы на получение прибылей на вложенный капитал увеличиваютспрос на инвестиционные товары и тем самым смещают кривую совокупного спросавправо. Например, предполагаемый рост потребительских расходов может, в своюочередь, стимулировать инвестиции в надежде на будущие прибыли. И наоборот,если перспективы на получение прибылей от будущих инвестиционных программдовольно туманны из-за ожидаемого снижения потребительских расходов, то затратына инвестиции имеют тенденции к понижению. Следовательно, совокупный спрос тожеуменьшится.
Технологии. Новые и усовершенствованные технологииимеет тенденции к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым кувеличению совокупного спроса. Пример: последние достижения ввысокотехнологических областях микробиологии и электроники привели к созданиюновых лабораторий и производственных мощностей для использования новыхтехнологий.
Государственные расходы. Стремлениеправительства покупать товары и услуги составляет третий неценовой факторсовокупного спроса. Увеличение государственных закупок национального продуктапри данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до техпор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. Инаоборот, уменьшение правительственных расходов приведет к сокращению совокупногоспроса.
Расходы на чистый экспорт. Последним неценовымфактором совокупного спроса являются расходы на чистый экспорт. Не следуетпутать с эффектом импортных закупок. Говоря о рычагах, сдвигающих совокупныйспрос, имеют ввиду изменения в чистом экспорте, вызванные не изменениями вуровне цен, а другими факторами. Увеличение чистого экспорта, к которомупривели эти «другие» факторы, смещает кривую совокупного спросавправо. Логика этого утверждения такова. Во-первых, более высокий уровеньотечественного экспорта создает более высокий спрос на отечественные товары зарубежом. Во-вторых, сокращение отечественного импорта предполагает увеличениевнутреннего спроса на товары отечественного производства.
/>2. Практическое применениеконцепции совокупного спроса
 2.1 Монетарная политика и регулирование совокупногоспроса
Установлено, что государство имеет возможностьвоздействовать на параметры совокупного спроса с помощью денежно-кредитной ифинансово-бюджетной политики. Следовательно, их изменение может привести ккраткосрочным колебаниям производства и цен. Предвосхищая негативные эффекты, политики,возможно, примут решения, направленные на их компенсацию.
Известно, что помимо денежно-кредитной и финансово-бюджетнойполитики на совокупный спрос воздействует и множество других факторов. Вчастности, решения о величине расходов, принимаемыми домашними хозяйствами ифирмами, определяют совокупный спрос на товары и услуги, и в случае ихизменения кривая совокупного спроса смещается. В случае отсутствиясоответствующей реакции государства сдвиги совокупного спроса вызываюткраткосрочные колебания объема производства и уровня занятости. Политическиедеятели, ответственные за проведение денежно-кредитного и финансово-бюджетногорегулирования, пытаются скомпенсировать сдвиги совокупного спроса истабилизировать экономику.
Как нам уже известно, из предшествующей главы, криваясовокупного спроса имеет отрицательный наклон из-за эффекта богатства, эффектапроцентной ставки и эффекта обменного курса. Рассмотренные эффекты действуютодновременно, что детерминирует возрастание объема спроса при снижении общегоуровня цен.
Однако эффекты, объясняющие отрицательный наклон кривойсовокупного спроса, далеко не равнозначны. Так как денежные резервы — лишьмалая часть состояния домашних хозяйств, эффект богатства оказывает наименьшеевоздействие на совокупный спрос. Кроме того, так как экспорт и импортсоставляют лишь малую часть ВВП США, эффект обменного курса Манделла — Флеминганезначительно сказывается на американской экономике (этот эффект куда болееважен для малых стран, в экономике которых большую роль играет внешняя торговля).
Для того чтобы разобраться в методах воздействий государствана совокупный спрос, исследуем эффект процентной ставки Кейнса более подробно,используя теорию предпочтения ликвидности, которую предложил Дж. Кейнс. Согласноей, процентная ставка изменяется таким образом, чтобы уравновесить спрос на деньгии предложение денег.
Предложение денег. Первая часть предпочтенияликвидности посвящена предложению денег. Рассмотрим его на примере экономикиСША. В экономике США предложением управляет Федеральная резервная система. Однакоцель работы состоит в исследовании того, как изменение предложения денегвоздействует на совокупный спрос на товары и услуги. Ради ее достижения можноигнорировать детали политики ФРС и просто предположить, что она непосредственноуправляет предложением денег. Иными словами, количество денег, предлагаемых вэкономике, может быть установлено на любом уровне в соответствии с решением ФРС.Итак, объем предложения денег определяется политикой ФРС и не зависит от другихэкономических переменных, в частности от процентной ставки. Поэтому изображаемфиксированное предложение денег вертикальной кривой предложения, где по осиабсцисс откладываем объем денежной массы (Md), апо оси ординат — величину процентной ставки (r)(рис.3)
/>
Рис.3 Кривая предложения денег (MS)
 
Спрос на деньги. Вторая часть теориипредпочтения ликвидности посвящена спросу на деньги. Необходимо вспомнить, чтопод ликвидностью любого актива понимается легкость, с которым он превращается впринятое в экономике средство обращения. Средством обращения в экономикеявляются деньги, так что они, по определению, наиболее ликвидный из всехдоступных активов. Ликвидность денег определяет спрос на них: деньгипредпочтительнее других активов, которые предлагают более высокий доход отвладения ими, так как непосредственно используются для покупки товаров и услуг.
Спрос на деньги определяют множество факторов, но теорияпредпочтения ликвидности подчеркивает один из наиболее важных — процентнаяставка, которая представляет собой альтернативные издержки хранения денег. Тоесть, когда ваше богатство хранится в виде наличных денег в бумажнике или«в шкафу», а не размещено в приносящих процентный доход ценныхбумагах, вы добровольно отказываетесь от дополнительной прибыли. Увеличениепроцентной ставки ведет к повышению издержек «простоя» наличных денеги уменьшению предъявляемого на них спроса. Следовательно, кривая спроса наденьги имеет отрицательный наклон (рис.4)
/>
Рис.5 Кривая спроса на деньги (MD)
Равновесие на денежном рынке. Согласно теориипредпочтения ликвидности, процентная ставка изменяется таким образом, чтобыуравновесить спрос на деньги и предложение денег. Существует единственнаяставка процента, называемая равновесной процентной ставкой при которой объемспроса на деньги в точности уравновешивается количеством предлагаемых средств. Еслипроцентная ставка имеет любое другое значение, субъекты экономики стремятсяскорректировать содержимое портфелей активов, в результате чего процентнаяставка смещается в точку равновесия.
Рассмотрим, как процесс установления равновесной процентнойставки воздействует на совокупный спрос на товары и услуги. Сначала используеммодель для объяснения отрицательного наклона совокупного спроса. Предположим,что общий уровень цен в экономике повышается. Необходимо рассмотреть, чтопроизойдет с процентной ставкой, уравновешивающей спрос на деньги, и как этиизменения повлияют на количество товаров и услуг, на которое предъявляетсяспрос.
Одна из детерминант спроса на деньги — уровень цен. То естьболее высокий уровень цен ведет к увеличению спроса на деньги при каждой
данной процентной ставке. Таким образом, как показано на рисунке6а повышение уровня цен с P1 до P2 означает сдвиг кривой спроса на деньгивправо, от MD1до MD2.
/>/>
Рис.6 Рынок денег и наклон кривой совокупного спроса
Необходимо выяснить, как сдвиг кривой спроса на деньгивоздействует на равновесие на денежном рынке. При фиксированном предложенииденег процентная ставка должна повыситься, чтобы уравновесить спрос на деньги ипредложение денег. Высокий уровень цен означает, что субъекты экономики желалибы иметь на руках большие суммы денег, что приводит к сдвигу кривой спросавправо. Однако объем предложения денег не изменяется, следовательно, какреакция на дополнительный спрос процентная ставка повысится от r1 к r2.
Возрастание процентной ставки сказывается не только напараметрах денежного рынка, но и на объеме спроса на товары и услуги (см. Рис.6б).При более высокой процентной ставке стоимость заимствования и доходы отсбережений возрастают. Уменьшается количество фирм, получающих кредиты настроительство новых производств и покупку оборудования, что ведет к снижениюобъемов производственных инвестиций. Домашние хозяйства увеличивают сбереженияна будущее, так что сокращаются и потребительские расходы на потребительскиетовары. По всем этим причинам при повышении уровня цен с P1до P2, увеличении спроса на деньги с MD1 до MD2и возрастании процентной ставки с r1до r2 количество товаров и услуг, накоторое предъявлен спрос, сокращается с Y1до Y2.
Таким образом, проведя анализ воздействия на экономикуэффекта процентной ставки, можно сделать следующие выводы: повышение уровня ценведет к увеличению спроса на деньги; увеличение спроса на деньги вызывает ростпроцентной ставки; рост процентной ставки ведет к уменьшению объема спроса натовары и услуги.
/>Теориюпредпочтения ликвидности можно использовать не только для наиболее полногообъяснения отрицательного наклона кривой совокупного спроса, но и для анализавоздействия денежно-кредитной политики ФРС на кривую совокупного спроса. ФРС,приобретая посредством операций на открытом рынке государственные облигации,увеличивает предложение денег. Предположим, что в краткосрочном периоде уровеньцен не реагирует на денежную инъекцию. Необходимо выяснить, повлияет лидополнительное количество денег в обращении на равновесную ставку процента икривую совокупного спроса. На рисунке 7а наглядно видно, что увеличение денегведет к смещению кривой предложения денег вправо, из MS1к MS2. Так как положение кривойспроса на деньги не изменяется, процентная ставка снижается от r1 до r2,чтобы уравновесить спрос на деньги и предложение денег. То есть уменьшениепроцентной ставки стимулирует субъектов экономики «прибрать к рукам» дополнительныеденьги, созданные ФРС.
/>
Рис 7. Денежная инъекция
Таким образом, уровень процентной ставки снова оказываетвлияние на объем спроса на товары и услуги (см. рис.7б). Уменьшение процентнойставки означает снижение цены заимствования и доходов от сбережений. Покупкидомов домашними хозяйствами возрастают, причем их площадь увеличивается, чтостимулирует спрос на инвестиции в жилищное строительство. Фирмы увеличиваютвложения в строительство и закупки оборудования, что оказывает положительноевоздействие на производственные инвестиции. Норма сбережений домашних хозяйствуменьшается, а расходы на приобретение потребительских товаров возрастают. Взаимодействиеэтих факторов обусловливает увеличение объема спроса на товары и услуги приданном уровне цен Р с Y1 доY2.
Таким образом, осуществляемая ФРС инъекция денег увеличиваетих предложение. Увеличение предложения денег для каждого данного уровня ценпредопределяет снижение процентной ставки, что в свою очередь, обусловливаетвозрастание объема спроса на товары и услуги. То есть дополнительная инъекцияденег ведет к сдвигу кривой совокупного спроса вправо.
Следовательно, изменения в денежно-кредитной политике,имеющие целью расширение совокупного спроса, могут быть охарактеризованы либокак увеличение предложения денег, либо как снижение процентной ставки. Измененияв денежно-кредитной политике, имеющие целью ограничить совокупный спрос, могутбыть охарактеризованы или как уменьшение предложения денег, или как повышениепроцентной ставки./>2.2 Фискальная политикаи регулирование совокупного спроса
Правительство имеет возможность воздействовать наэкономическую ситуацию не только посредствам денежно-кредитной, но ифинансово-бюджетной политики. Под финансово — бюджетной политикой понимаютсярешения, принимаемые правительством относительно общего уровня государственныхналогов или закупок. Основной эффект финансово-бюджетной политики на совокупныйспрос на товары и услуги приходится на краткосрочный период.
Изменения в государственных закупках. Когдаправительство изменяет государственные закупки товаров и услуг, ононепосредственно воздействует на кривую совокупного спроса.
Предположим, что правительство размещает заказ наопределенную сумму денег у какой-либо компании. Государственный заказ повышаетспрос на продукцию компании, что побуждает ее нанять дополнительное число рабочихи увеличить производство. Увеличение спроса данной компании отражается вувеличении совокупного спроса на товары и услуги, и кривая совокупного спросаперемещается вправо. Остается вопрос, на какую величину. Однако утверждение,что на величину государственного заказа не всегда верное. Существует двамакроэкономических эффекта, которые делают величину сдвига совокупного спроса отличнойот изменений в государственных закупках. Вследствие первого из них — эффекта мультипликатора- сдвиг совокупного спроса может оказаться меньшим, чем величинагосударственных закупок. Вследствие второго эффекта — эффекта вытеснения — смещениесовокупного спроса может быть меньшим. Рассмотрим оба эти эффекта.
Эффект мультипликатора. Когда правительствопринимает решение о приобретении у какой-либо компании товара на определеннуюсумму денег, непосредственный эффект объема спроса, предъявляемого правительством,- рост занятостей и прибыли исполнителя госзаказа. Но поскольку увеличиваютсязаработки рабочих и прибыль владельцев фирм, реакция субъектов экономики нарост доходов заключается в возрастании расходов на потребительские товары. Государственныезакупки продукции этой фирмы ведут к повышению спроса других фирм. Посколькукаждый рубль, израсходованный правительством, может повысить совокупный спросна товары и услуги больше, чем на рубль, говорят, что государственные закупкиобладают эффектом мультипликатора в отношении совокупного спроса.
Однако на этом действие мультипликатора не заканчивается. Посколькупотребительские расходы возрастают, фирмы-производители нанимают большееколичество работников, и их прибыль возрастает. Высокие заработки и прибылиобусловливают увеличение потребительских расходов и т.д. Таким образом, налицообратная связь, поскольку более высокий спрос ведет к возрастанию доходов, что,в свою очередь, ведет к еще более значительному спросу. Если сложить все этиприращения, суммарный эффект в отношении товаров и услуг, на котороепредъявляется спрос, может оказаться намного большим, чем первоначальныйэффект, являющийся непосредственным следствием государственных закупок.
Эффект мультипликатора представлен на рисунке 8. Увеличениеправительственных закупок первоначально перемещает кривую совокупного спросавправо из AD1 в AD2ровно на величину этих закупок. Но когда потребители реагируют на этотсдвиг, увеличивая свои расходы, кривая совокупного спроса перемещается ещедальше, к AD3.
/>
Рис.8 Эффект мультипликатора
Эффект мультипликатора, возникающий вследствие реакции потребительскихрасходов на повышение уровня спроса, может быть усилен реакцией со стороныинвестиций. В таком случае повышение спроса со стороны правительства способствуетвозрастании потребности в инвестиционных товарах. Такая положительная обратнаясвязь между спросом и инвестициями иногда называется инвестиционнымакселератором.
Эффект вытеснения. Эффект мультипликаторапредполагает, что следствием финансово-бюджетной политики может быть большее, всравнении с изменением объема государственных закупок, увеличение совокупногоспроса. Однако экономическая политика государства может сопровождаться другим,действующим в противоположном направлении эффектом. Увеличение государственныхзакупок стимулирует спрос на товары и услуги, но оно же вызывает повышениепроцентной ставки, следствием чего становится сокращение спроса на товары иуслуги. Уменьшение спроса, вызванное повышением процентной ставки, вследствиебюджетной экспансии, называется эффектом вытеснения.
Чтобы понять природу эффекта вытеснения, вернемся к примерус государственными закупками. Обсуждалось, что увеличение спроса со стороныправительства ведет к повышению доходов рабочих и владельцев фирмы (авследствие эффекта мультипликатора и других фирм). С ростом доходов домашниехозяйства планируют покупать большее количество товаров и услуг и, какрезультат, решают увеличить долю своего богатства в ликвидной форме. То естьувеличение доходов, вызванное бюджетной экспансией, приводит к повышению спросана деньги.
Последствия увеличения спроса на деньги представлены на рисунке9а. Так как правительство не корректировало объем денежной массы, положениевертикальной кривой предложения не изменяется. Когда увеличение уровня доходоввызывает сдвиг кривой спроса на деньги вправо, из MD1к MD2, для сохранения равновесияспроса и предложения процентная ставка должна повыситься от r1 до r2.
/>/>
Рис.9 Эффект вытеснения
Увеличение процентной ставки, в свою очередь, ведет куменьшению объема спроса на товары и услуги. В частности, поскольку ценазаимствований возрастает, снижается спрос на производственные капиталовложенияи инвестиции в жилищное строительство. Итак, рост
государственных закупок ведет к увеличению спроса на товарыи услуги, но следствием данного процесса может быть вытеснение инвестиций, чточастично компенсирует воздействие государственных закупок на совокупный спрос (см.рис.9б). Увеличение правительственных расходов прежде всего приводит к сдвигусовокупного спроса из AD1 в AD2, но вследствие эффекта вытеснения онавозвращается к AD3.
Следовательно, когда правительство принимает решение огосударственных закупках, совокупный спрос на товары и услуги возрастает, новеличина прироста определяется соотношением значений эффектов мультипликатора ивытеснения.
Другой важный инструмент финансово-бюджетной политики изменениеуровня налогообложения. Когда правительство сокращает налоги, реальные доходыдомашних хозяйств увеличиваются, часть прироста направляется на сбережения, адругая расходуется на приобретение потребительских товаров. Так как уменьшениеуровня налогообложения означает возрастание потребительских расходов, криваясовокупного спроса сдвигается вправо, ужесточение налогов ведет к снижениюрасходов домохозяйств и смещению кривой совокупного спроса влево.
Величина смещения совокупного спроса, возникающеговследствие изменения уровня налогообложения, также зависит от эффектамультипликатора и вытеснения. Когда правительство снижает налоги, заработнаяплата и прибыль повышаются, что стимулирует увеличение потребительских расходов(эффект мультипликатора). В то же время рост доходов означает повышение спросана деньги и, соответственно, процентных ставок. Высокие процентные ставкиудорожают заимствования, что ведет к снижению инвестиционных расходов (эффектвытеснения). В зависимости от соотношения эффекта мультипликатора и эффектавытеснения смещение совокупного спроса может быть большим или меньшим, чемвызвавшее его изменение в налогообложении.
Еще одна важная детерминанта величины сдвига совокупногоспроса, вызываемая изменением налогообложения — представления домашних хозяйствоб устойчивости изменений в налогообложении. Если домашние хозяйства ожидаютдолгосрочного сокращения налогов, они оценивают дополнительный доход каксущественную добавку к своим финансовым ресурсам и, следовательно, значительноувеличивают расходы. В этом случае сокращение налогов оказывает существенноевоздействие на совокупный спрос. Напротив, если домашние хозяйства оцениваютизменения в налогообложении как временные, они посчитают прибавку к своимфинансовым ресурсам незначительной, следовательно, расходы возрастут несущественно.В этом случае влияние сокращения налогообложения на совокупный спрос невелико.
Заключение
В заключение проделанной работы следует сделать некоторыевыводы.
Совокупный спрос в отличие от рыночного спроса на отдельныетовары является более сложной категорией и в масштабах макроэкономикискладывается их четырех основных компонентов. Первый — это потребительскийспрос на товары и услуги С; второй — это инвестиционный спрос фирм I; третий — спрос со стороны государства G; четвертый — чистый экспорт NX,т.е. разница между экспортом и импортом. В виде формулы это выглядит так:
Y = C+ I + G + NX.
 
Кривая совокупного спроса (aggregate demand) показывает обратнуюзависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен при неизменнойвеличине денежной массы в экономике и прочих равных условиях. Отрицательныйнаклон кривой совокупного спроса объясняется эффектом процентной ставки,эффектом богатства, эффектом обменного курса.
На совокупный спрос влияют как ценовые факторы, так и неценовые факторы. Ценовые факторы мною были упомянуты выше (три эффекта),которые объясняют отрицательный наклон кривой совокупного спроса, а также вызываютизменения объема совокупного спроса, а значит, происходит движение вдоль кривойсовокупного спроса. К неценовым факторам относятся факторы, которые вызываютизменения в потребительских расходах (благосостояние, задолженностьпотребителей, налоги, ожидания), в инвестиционных расходах (процентная ставка,ожидаемая прибыль, налоги, технологии), влияющие на изменения в государственныхрасходах, в расходах на чистый экспорт. Неценовые факторы в свою очередь,вызывают изменение в спросе, то есть смещается сама кривая совокупного спроса.
Во второй главе мною было рассмотрено влияние государства насовокупный спрос, посредствам фискальной и денежной политики. Денежная политикавоздействует на спрос с помощью изменения предложения денег. Так, например,увеличение предложения денег для каждого данного уровня цен влечет за собойснижение процентной ставки, что в свою очередь, обуславливает возрастаниеобъема спроса на товары и услуги. Таким образом, дополнительная инъекция денегведет к сдвигу кривой совокупного спроса вправо. Фискальная же политикапроявляется в трех эффектах: эффект мультипликатора, эффект вытеснения иизменении налогообложения. Так, например, при увеличении государственныхрасходов, кривая совокупного спроса переместится вправо, причем на определеннуювеличину, которая зависит от эффекта вытеснения и эффекта мультипликатора. Первыйэффект приводи к большему сдвигу кривой, в то время как второй к меньшему.
В своей курсовой работе я достигла поставленной цели, аименно — исследование и изучение совокупного спроса, то есть, определенопонятие совокупного спроса, доказан отрицательный наклон кривой совокупногоспроса, а также показаны некоторые моменты взаимодействия кривой совокупногоспроса с денежно-кредитной и финансово-бюджетной политикой.
Список использованных источников
1. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. — 2-е изд., испр., доп. — М.: Дело,2002. — 448 с.
2. Макроэкономика: Учеб. пособие/Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко идр.; Под ред.Н.И. Базылева, С.П. Гурко.2-е изд., перераб. — Мн.: БГЭУ, 2000. — 214 с.
3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. — М.: «Дело ЛТД», 1993. — 864 с.
4. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс.2-е изд. / Мэнкью Н.Г. — СПб: Питер, 2000.- 493 с.
5. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник / Под общейредакцией профессора, д. э. н. А.В. Сидоровича. — М.: МГУ им. М.В. Ломоносова,Издательство «Дис», 1997. — 416 с.
6. Макконелл К.Р., БРЮ С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика., пер.с англ.11-го изд.К., Хагар-Демос, 1993. — 785 с.
7. Селищев А.С. Макроэкономика. — СПб: Питер, 2001. — 448 с.
8. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовыхрынков: Учебное пособие для вузов / Пер. с англ. Д.В. Виноградова под ред М.Е. Дорошенко.- М.: Аспект Пресс, 1999. — 820 с.
9. Долан Э. Дж., Линдсен Д. Макроэкономика. Пер. с англ. В. Лукашевича и др.;под общ. ред.Б. Лисовина и др. СПб., 1994. — 368 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.