Реферат по предмету "Психология"


Достижения арабской психологии

Введение
Западная Европа в эпохураннего средневековья представляла унылую картину. Редкие деревушки и еще болеередкие помещичьи усадьбы были отдельными мирками, слабо связанными между собой,феодал получал все необходимое от своих крепостных, съестные припасы, одежду,обувь, оружие. Не было городов, подобных древнему Риму, Афинам, Александрии,оживленных гаваней, шумных рынков, театров и цирков. Мир средневековогочеловека ограничивался узкими рамками его деревушки и усадьбы. Немудрено, что имировоззрение этого человека было столь же ограниченным и сильно уступаломировоззрению образованного афинянина или александрийца. Вся духовная жизнь средневековья,просвещение, искусство, наука — была подчинена церкви.
Средневековый Восток былбогаче и культурнее. Столица арабского халифата – Багдад – была украшенароскошными дворцами халифа и его визирей, шумные базары заполняла пестраяразноязычная толпа. Арабские купцы снаряжали караваны и морские суда, в городахвыделывались богатые ткани, ковалось замечательное оружие, изготовлялисьзолотые и серебряные украшения. Восток славился пряностями и сладостями,ароматическими веществами. Это был совсем другой мир, мир роскоши и богатства,построенный на труде рабов и крепостных. В этом мире могла найти приют и датьтолчок новым знаниям гонимая христианской церковью наука древности.
В средние века наблюдалсяактивный выход арабских племен на арену исторического процесса. Онираспространились на огромные территории — от Аравийского полуострова до береговАтлантики, с одной стороны, и до Индонезии — с другой. Образуется ряд арабскихнародностей, создавших свои государства. [4]
Более того, в средниевека арабоязычный Восток начинает играть вновь передовую роль в развитиимировой истории. Здесь раньше, чем на Западе, складывается феодализм,являющийся более прогрессивным строем сравнительно с рабовладением, быстроразвивается культура. На определенном отрезке времени, пока сложившиесяфеодальные отношения не стали тормозом общественного развития, Восток, и преждевсего арабо-язычные страны, стали носителем передовойфилософско-психологической мысли. Они первыми восприняли и продолжили изучение Аристотеля,обеспечив его преемственное исследование и перенеся позже его идеи на почвуевропейской культуры.
Работы арабоязычныхмыслителей формировали интерес к человеку и его психическому миру, утверждали вевропейской научной мысли идеалы опытного познания, послужили толчком кдальнейшему более глубокому изучению психологии.
Данный периодимел большое значение в становлении современной психологии. Это и определилотему нашей работы: «Достижения арабской психологии».
Предметисследования — достижения арабских мыслителей в области психологии.
Объект исследования- психология арабо-язычных государств.
Цель — выявлениеглавных достижений в психологии арабских мыслителей.
Задача — изучить и проанализировать литературу по арабской психологии.
Методисследования: теоретический анализ литературы.

1. Арабо-язычнаянаука
Древнегреческаяцивилизация в условиях нараставшей социально-экономической деградации обществаразрушалась. Постепенно утрачивалась большая часть добытых знаний. Жестокиеудары по распадавшейся античной культуре наносила христианская церковь,создававшая атмосферу воинственной нетерпимости ко всему«языческому». В IV веке был уничтожен научный центр в Александрии. Вначале VI века император Юстиниан за крыл просуществовавшую около тысячи летАфинскую школу – последний очаг античной философии. Естественнонаучноеисследование природы приостановилось. Его сменили религиозные спекуляции.
После объединения в VIIвеке арабских племен возникло государство, имевшее своим идеологическим оплотомновую религию – ислам. Под эгидой этой религии началось завоевательное движениеарабов, завершившееся образованием Халифата, на территориях которого жилинароды с древними культурными традициями. Государственным языком Халифата сталарабский. Сочинения Платона и Аристотеля, других античных мыслителейпереводились на арабский язык, переписывались и распространялись по всейогромной арабской державе – от Средней Азии до Пиренейского полуострова иАфрики.
Именно это стимулировалоразвитие науки, прежде всего физико-математической и медицинской. Астрономы,математики, химики, географы, ботаники, врачи создавали мощныйкультурно-научный слой, из которого выделились крупнейшие умы. Они обогатилидостижения своих древних предшественников и создали предпосылки дляпоследующего подъема философской и научной мысли на Западе, в том числе ипсихологической. [3]
В арабском мирегосподствовала мусульманская религия. Но социально-экономические запросы,потребности развивающейся культуры требовали изучения работ «неверных», что иобусловливало рост научных представлений о мире, природе и человеке./>

1.1 Психологическаямысль арабо-язычной культуры Средневековья
В феодальном арабскоммире интенсивно развивались ремесла, торговля, мореходство; высокого уровнядостигла техника земледелия; возникали крупные богатейшие города, превратившиесяв очаги культуры, образования, науки. В страны арабского халифата стекаласьнаучная литература со всего цивилизованного мира. Есть сведения, что во времяправления династии Аббасидов (XVIII-XVII вв.) в Багдад прибывали караваны,навьюченные книгами на всех известных языках. Все это способствовало тому, чтона Востоке получают дальнейшее развитие ростки точного знания, зародившиеся в эллинистическийпериод и возникает ряд новых идей в области психологии.
На Востоке проводилосьбольшое количество психологических исследований, сюда переместились основныепсихологические и философские школы из Греции и Рима. Самобытнаякультура, которая сложилась в этих странах, являлась синтезом ценностей,созданных арабами и народами, завоеванными ими.
В недрах арабо-язычнойкультуры, расцвет которой пришелся на VIII-ХП века, совершалась переориентацияфилософского мышления на сближение с позитивным знанием о природе. [4]
Важное значение, имелследующий факт: арабские ученые настаивали на том, что изучение психики должноосновываться не только на философских концепциях о душе, но и на данныхестественных наук, прежде всего медицины.
В то время в халифате,который распространился от Средней Азии до Испании, были разрешены не толькоотличные от ислама религиозно-философские воззрения, не запрещалось ипроведение естественно-научных исследований, в том числе изучение работыорганов чувств и мозга. [3]
Так, известный ученыйтого времени Ибналь-Хайсам (965-1039) сделал ряд важных открытий вобласти психофизиологии восприятия. Его естественно-научный подход к органамвосприятия (прежде всего к зрительной системе) определялся первой в историипсихологической мысли попыткой трактовать их функции, исходя из законов оптики.
1.2 Антропологическаямысль представителей средневекового арабского мира
Проблемы человекарассматривалась и обсуждалась в арабском мире представителями всех идейныхнаправлений.
Выделяются три главныхподхода в изучении человека: теологический, мистический, философский.
/>1.Представители теологического подхода (мутакаллимы-толкователиКорана и Святого предания Сунны), признавали всемогущего, вездесущего Аллаха исовершенного, последнего из его посланников, пророка Мухаммада.
Примером идеи всевластияАллаха над человеком служат слова известного мыслителя Аль Газали: «Солнце,луна и звезды, облака и земля, все животные и неодушевленные предметы подчиненыдругой силе, подобно перу в руке писца. Нельзя верить, что подписавшийсяправитель и есть создатель подписи. Истина в том, что настоящий создатель ее — Всевышний. Как сказано Им, Всемогущим: И не ты бросил, когда бросил, но Аллахбросил». [3]
Кадариты и мутазилиты(противники теологического подхода) поставили под сомнение Фатализммутакаллимов. Они отвергали абсолютность божественного предопределения ииспользовали противоречивость текста Корана для обоснования идеиответственности человека за свои поступки и действия.
Мутазилиты сузили сферудействия божественной воли, выведя из нее уничтожение мира, нарушение природныхзакономерностей, творение чудес и т.д. Они развели понятия зла и греха,ответственности перед людьми и Богом. Свободное действие воли они понимали как присущуюмиру целесообразность.
/>2.Суфизм — мистическое течение в исламе. Его представителивидели в человеке соединение божественного и тварного. В связи с этим самоопределение человека понимается по-новому, как отражение одного из многихатрибутов Абсолюта. Согласно этому подходу, человек интегрирует в себе всесущее, объединяет все основные реальности мира. Такой взгляд, предоставляющийчеловекубольшую ответственность за свою судьбу, представлен в трудах известногомыслителя Ибн Араби. Суфисты определяют мир как макрокосм («алам-и-акбар»),человека — как микрокосм («алам-и-асгар»). Утверждается, что на космическомуровне действует принцип «все есть Бог», на феноменальном – «все есть человек».
Человек, согласно мнениюсуфистов, есть воплощение и «хранилище божественного». Это определяет ту мысль,что человек может вернуться к истинному «Я», через соединение с Богом.
Одним из свойств человеканазывается его способность к совершенствованию на пути самопознания, цель исмысл которого «в самом себе безмерное найти» (Аль Фарид).
/>3.Восточный перипатетизм или «фальсафа» — философское течение.Идея течения зародилась древнегреческими философами. С постепеннымосвоением трудов Платона и Аристотеля, Галена, Архимеда, которые былипереведены на арабский язык, эти идеи становятся достоянием арабской культуры. Наосновании этих работ создаётся арабоязычная философия и наука (физика,математика, медицина и т.д.). Арабские философы подвергли сомнению религиозныедогмы и считали доблестью и заслугой изыскивать «доказательствонесостоятельности буквального смысла священных текстов и истинности ихтолкования» [5].
Приоритет в философскойарабо-язычной мысли отдавался Аристотелю, о чём свидетельствует её естественнонаучнаянаправленность. Этому способствовало то, что идея Аристотеля о Божестве какнеподвижном перводвигателе соответствовала духу Корана. При этом арабоязычныепоследователи учения Аристотеля выдвигали специфические идейно-теоретические инаучные задачи. Поэтому воззрения Аристотеля в контексте их рассужденийприобрели новое и оригинальное звучание.
Арабских философовинтересовали онтологические, гносеологические и этические проблемы человека;вопросы происхождения человека, его места и роли в мироздании. Онирассматривали особенности душевных сил человека, его познавательныхспособностей, моральных качеств и т.д.
Были выдвинуты попыткиописать образ идеального человека и определить путь его совершенствования.Главным отличием человека от всех других творений заключалось в обладании силойразума. Так, Абу-Наср Мухаммед Фараби, один из крупнейших арабскихперипатетиков, писал: «От всех животных человек отличается особеннымисвойствами, ибо у него имеется душа, из которой возникают силы, действующиечерез посредство телесных органов, и, кроме того, у него есть такая сила,которая действует без посредства телесного органа; этой силой является разум».[1]
Арабские мыслители,говоря о наличии у человека бессмертной души, в тоже время признавали ее связьс телом. Аль Фараби утверждал, с одной стороны, что «субстанция души существуетотрешенно от материи; она остается после смерти тела, и в ней нет такой силы,которая разрушилась бы», т.е. существующая душа бессмертна. Но, с другойстороны, он подчеркивал, что «душа не может существовать раньше тела», что «даровательформ создает ее тогда, когда появляется нечто, способное принять ее. Это нечтоесть тело: когда оно есть, появляется и эта субстанция. Оно есть плоть… Душа неможет существовать раньше тела, как это утверждает Платон; точно также она неможет переселяться из одного тела в другое…» [7]
Отвергая идею фатализма ипредопределения, арабские мыслители утверждали, что человек свободен вопределении своего жизненного пути. Ибн Габирол писал: «Каждый человек волендействовать, как ему хочется… он волен стать мудрым или глупым, добрым илижестоким, мстительным или великодушным». Но отсюда логически вытекал вывод обответственности человека за свои деяния, о том, что он «сам уготовляет себепадение, сам обрекает себя на невзгоды и слезы, сам приговаривает себя кдушевным мукам». Ибн Габирол доказывает, что Бог предоставил человеку «свободуволи, дабы ничто не принуждало человека к поступку и никто не запрещал ему егодеяния; дабы каждый смертный был волен жить согласно собственному рассудку,дарованному ему Богом, жить и вершить все, что дано вершить смертному. Именнопоэтому каждого человека судят по его деяниям/>». [3]

2. Выдающиеся мыслителидревнего Востока
Крупнейшими представителями арабоязычнойкультуры являются Авиценна (Ибн-Сина), Альгазен (Ибн-аль-Хайсам),Аверроэс (Ибн-Рушд). В трудах этих ученых проводится мысль об обусловленностипсихических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условийжизни, воспитания. Отвергается бессмертие индивидуальной души. [7]
Ибн Сина и Ибн Рушд, подвлиянием освоения и творческого переосмысления Аристотеля создали два наиболееярких философских учения. В них были сконцентрированы и получилиинтегрированное выражение главные достижения ученых арабского мира в разныхобластях знания, преимущественно в естественных науках.
Учения Авиценны иАверроэса были чрезвычайно популярны и оказали огромное воздействие на развитиепрогрессивной европейской научной мысли. Знаменитый «Канон» Ибн Сины властвовална протяжении многих веков во всех медицинских школах Европы. Ибн Рушд стоял уистоков интеллектуального движения, подточившего европейскую схоластику исоздавшего новую картину мира и человека.
Обобщив труды астрономов,географов, химиков, врачей Востока, накопленные наукой данные опытногопознания, Ибн Сина и Ибн Рушд создали учения, в основе которых лежали следующиепостулаты:
o Природа вечна (со-вечна) божеству и ее законы не меняютсяпроизвольно.
o Душа обусловлена деятельностью тела.
o Индивидуальная душа не обладает бессмертием.
o Психические качества человека детерминированы естественнымипричинами, условиями жизни, воспитания.
Ибн-аль-Хайсам — учёный,врач и психолог, внес ряд важных новых идей в разработку проблемыпсихофизиологии восприятия.

2.1 Антропологическое ипсихологическое учение Ибн-Сины
Ибн Сина (Абу Али Хусейнибн-Абдаллах ибн-Али ибн-Сина), или Авиценна — наиболее выдающийся ученый, одиниз самых ярких перипатетиков Средней Азии.
Родился 16 августа 980года в городе Афшана, близ Бухары.
Начальное образованиеполучил от отца — Ибн Сины-Абдаллаха — чиновника саманидской администрации,принадлежавшего к исмаилитам, начальника сбора налогов в одном из районовБухары.
Уже к 10 годам зналнаизусть Коран и освоил словесные дисциплины (грамматику персидского иарабского языков, поэтику, риторику, литературу и историю). Математику изучал уторговца Махмуда Массоха, логику и фикх (мусульманское право) — у ИсмаилаЗахида, медицину — у бухарского врача Абу Мансура Камари. Философии обучался уученого Абу Абдаллаха Натили, которого вскоре превзошел в знаниях. С 15 летначал заниматься самостоятельно и к 17 годам уже сложился как зрелый ученый; вэто время он стал известен в Бухаре и как искусный врач, и даже был приглашенко двору правителя Бухары Нуха ибн-Мансура, которого он вылечил, что неудавалось сделать ранее никому. За это он получил право пользоваться редчайшимсобранием книг в эмирской библиотеке, что имело большое значение в егообразовании и расширении знаний. В это время он освоил метафизику, изучил трудыАбу-Насра Фараби, впервые заявил о себе как об оригинально мыслящем ученом,вступив в письменную дискуссию с Беруни. К 18-ти годам он закончил своеобразование. «С тех пор у меня ничего не прибавилось», — напишет он позже всвоей автобиографии. [6]
В 999 году умер отец — Абдаллах ибн Хасан, и на плечи Ибн-Сины легла забота о близких. Но к семьебывшего исмаилита власти относились с подозрением, положение Ибн-Сины былонепрочно и даже опасно, и он принял решение переехать в Гургандж, столицуХорезма.
В Гурганже он встречаетАбу-Убейда Джузджани, который, став учеником Ибн Сины, сопровождал его втечение всей жизни и записал его автобиографию.
В Гурганже Ибн Сина пишеткнигу «Каноны врачебной науки» и другие свои труды, где дается анатомическоеописание человека, содержится характеристика его телесной структуры,рассматриваются проблемы нервных и психических болезней и их лечения. Особенноважным является рассмотрение им взаимосвязи между патологическими отклонениямив функционировании организма и психическими состояниями больного. В 1014-1023гг. он создает многотомную философскую энциклопедию «Китаб аш-шиф» («Книгаисцеления»).
Главным объектом медициныИбн Сина считает тело человека, а главными задачами — исследование причин егоздоровья и нездоровья. Материальные причины состояния тела – «заложенные» в нем«основы» (элементы, соки, пневма). Действенные причины — факторы,поддерживающие жизнь организма: воздух, пища, вода, состояние жилища, половые ивозрастные различия, сфера профессиональных занятий, привычки, время сна ибодрствования, душевный покой./> [6]
Ибн Сина, являясьсторонником опытного познания, борцом с астрологией и суевериями, широкоразвернул опытное исследование психофизиологических явлений, исходя из идейотсутствия бессмертия индивидуальной души, ее материальности.
В своих философскихтрудах Ибн Сина разработал так называемую теорию двух истин, котораяимела огромное значение для развития не только психологии, но и других наук всредневековый период. В психологии эта теория помогала вывести предмет ееизучения из общего предмета богословия. Таким образом, перед психологиейоткрывалось поле собственных исследований, независимых от религиозныхпостулатов и схоластических силлогизмов. В теории двух истин доказывалось, чтосуществуют две независимые, как параллельные прямые, истины — вера и знание.Поэтому истина знания, не входя в соприкосновение и противоречие с религией,имеет право на собственную область исследований и на собственные методыизучения человека. Соответственно складывалось два учения о душе — религиозно-философское и естественно-научное. Философское учение о душеопределялось им как зона разграничения науки и религии, где достигается ихсогласование, а за ее пределами — поле свободного исследования. Тем самымделалась попытка оградить естественно-научное знание о душе от вмешательстварелигии.
Ибн Сина творческиосмыслил и развил психогуморальные идеи Галена, философско-психологическоеучение Аристотеля и Платона о душе. И если в своей медицинской концепции душион являлся сторонником Галена и Аристотеля, то, давая ее философскую трактовку,он был близок к Платону и неоплатонизму. Огромна роль Ибн Сины враспространении в арабском мире идей античной научной и философской мысли.
Исходным философскимпостулатом Ибн Сины было признание вечности материи, ее роли как первоосновывещей. Ибн Сина не являлся чистым материалистом, но его мировоззрение по своейобщей направленности может быть охарактеризовано как материалистическое./>
Авиценна пошел дальшеГалена в описании связи всех психических процессов, начиная от ощущения и дообразного мышления, с мозгом, подтверждая этот свой вывод данными наблюдения запсихическими нарушениями, возникающими при поражении мозга. Тем самым им былоубедительно доказано, что телесный субстрат душевных сил — мозг.
Ибн Сина был одним изпервых исследователей в области возрастной психологии, изучал связь междуфизическим развитием организма и его психологическими особенностями в различныевозрастные периоды. При этом важное значение он придавал воспитанию: именнопосредством воспитания учил он, осуществляется воздействие психики на организм,так что она, будучи активной силой, способна физиологические свойства этогоорганизма изменять в определенном направлении. Особое место отводилосьчувствам, аффектам, которые испытывает ребенок в различные возрастные периоды.Аффекты же возникают обычно при общении с родителями, при их воздействии наребенка. Соответственно, вызывая у ребенка те или иные аффекты, взрослыеформируют его натуру, его организм, всю систему его психофизиологическихфункций.
В работах Ибн Сины даетсяинтересная возрастная периодизация развития человека. Выделяется 4 основныхвозрастных периода.
· Возраст «роста» («юность»), включающий младенчество,детство, подростковый возраст, период отрочества и полового созревания,юношество. Он охватывает период от рождения человека до 30 лет.
· Возраст «остановки роста» («молодость») — от 30 до 40 лет.
· Возраст «понижения при сохранении части сил» («зрелости») — от 40 до 60 лет.
· Возраст «упадка при ослаблении сил» («старость») — от 60лет до конца жизни. />
Физиологическаяпсихология Ибн-Сины включала предположения о возможности управлять процессами ворганизме и даже придавать организму определенный устойчивый склад путемвоздействия на его чувственную, аффективную жизнь, зависящую от поведениядругих людей. Идея взаимосвязи психического и физиологического (не толькозависимость психики от телесных состояний, но и ее способность – при аффектах,психических трав мах, деятельности воображения – глубоко влиять на них)разрабатывалась Ибн-Синой на основе его обширного медицинского опыта. [7]
В изучении аффектов ИбнСина использовал метод эксперимента. Согласно дошедшим до нас сведениям, онопределил душевную причину телесного истощения юноши и излечил его. Поизменению пульса этого юноши Ибн Сина, называя различные объекты, установил,какие именно из этих объектов вызывают у него аффект, препятствующий приемупищи. По сути, это был первый в истории психологии случай психодиагностики, предвосхитившийассоциативный эксперимент, детектор лжи и другие приемы изучения эмоциональногосостояния по экспериментально выявляемым показателям вегетативной сферы.
Ибн Сина провел еще одининтересный опыт: двум баранам давали равную по количеству и качеству пищу, ноодин получал ее в нормальных условиях, а другой — в непосредственной близостиот находящегося на привязи волка. В результате второй баран, несмотря нанормальное питание, начинал худеть и быстро погибал. Неизвестно, какоеобъяснение Ибн-Сина давал этому опыту, но сама его схема говорит об открытиироли противоположных эмоциональных установок в возникновении глубокихсоматических сдвигов.
/>Приведенныепримеры позволяют оценить Ибн Сину как одного из основоположниковэкспериментальной психофизиологии.
Положение Ибн Сины озависимости психических явлений от физиологических касалось чувствительностиорганизма, его способности реагировать на внешние раздражения, а также егоэмоциональных состояний. Познание функций души было направлено на познаниематериального, органического тела, доступного чувственному наблюдению,воздействию лекарственных и хирургических средств и т.д.
Ибн Сина не ограничивалсяопорой на факты, почерпнутые из практического изучения простейших реакцийорганизма. Он учил, что, используя эти факты, можно объяснить и такое сложноеявление в психической жизни, как воображение, когда человек воссоздает и дажеизменяет в своей душе воспринятые прежде образы вещей.
Еще одн/>имдостижением Ибн Сины была мысль о неповторимости и уникальности натуры(конституционального строения организма) каждого человека: «Редко бывает, чтобыкто-нибудь другой имел одинаковую с ним натуру». В основе разнообразия натур — разное сочетание и различная степень уравновешенности элементов и соков организма.Натура «уравновешена», если доли противоположных качеств в смеси равны ипротивостоят друг другу. Перевес в ту или иную сторону означает «нарушениеравновесия». Ибн Сина реалистически отмечает, что абсолютно уравновешенныхнатур не может быть.
Он дифференцирует натурычеловека и других живых существ, указывает, что при выходе за определенныепределы натура «перестает быть натурой человека».
Отличаются им натурылюдей разных возрастов. Наиболее, с этой точки зрения, оптимальна натурачеловека среднего возраста, «когда рост достиг предела». Дети имеют умеренногорячее и влажное тело, что является источником их интенсивного роста. Устариков же тело холодное и сухое, «землистое».
Специфичны, согласно ИбнСине, натуры женщин и мужчин. У женщин она более холодная и влажная, чемобъясняется большая рыхлость ее тела.
Отличаются поуравновешенности друг от друга и разные народы, что обусловлено географическимиусловиями среды их обитания. «Если придать телу индейца натуру славянина, тоиндеец заболеет или погибнет».
Даже у каждого органадолжна быть уравновешенность: в мозгу преобладает влажное, в сердце — горячее.
Наиболее уравновешен извсех существ — человек, из всех людей — те, которые живут близко к экватору.
Однако следует отметить,что помимо телесных процессов, включая и образное мышление, Ибн Сина признаеттакже наличие чистых разумных актов, независимых от тела.
Вслед за Аристотелем ИбнСина выделяет в разумной душе практическую и теоретическую силы. Практическаясила души («практический разум») относится к практике; она вырабатываетнравственные принципы, не имеющие отношения к истине и лжи, и ориентируетчеловека относительно тех действий, которые он должен осуществить.Теоретические силы («умозрительный разум») направлены на постижение истины. [7]
«Практический разум вовсех своих действиях нуждается в теле и телесных силах. Что же касаетсяумозрительного разума, то он в какой-то мере нуждается в теле и его силах,однако не всегда и не во всех отношениях. Напротив, иногда ему бываетдостаточно самого себя» (Ибн Сина). [6]
Представляют интерестакже выявляемые Ибн Синой особенности человека как носителя душевных сил, егоотличия от животных. Он писал: «Мы утверждаем, что человеку присущи такиеособенности действий, исходящих из его души, которые отсутствуют у других живыхсуществ».
Ибн-Сина не на один деньне прекращал творческой и научной работы, не смотря многочисленные испытания,выпавшие на его пути. Он испытывал лишения и поднимался к вершинам власти, тостановился визирем, то попадал в тюрьму, жил и в роскоши и в нищете. До самойсмерти он так и не смог вернуться на родину, скитаясь по чужбине из одногогорода в другой. Он побывал у властителей Хорезма, Абиверда, Нишапура, Туса,Гургана, Рея, Хамадана, Исфагана. Имущество его не один раз было разграблено,погибла его библиотека, в том числе рукопись философской энциклопедии вдвадцати томах «Ал-Инсаф» («Справедливость»).
Непосильный труд,скитания, преследования подорвали здоровье ученого, и он умер 24 июня 1037 годав Хамадане. Его похоронили возле городской стены, но по прошествии 8 месяцевпрах Ибн-Сины был перевезен в Исфахал и погребен в мавзолее Ала ал-Даула.
2.2 Психологическиевоззрения Ибн Рушда
Ибн Рушд (Ибн РошдАбу-ль-Валид Мухаммед Ибн Ахмед), или Аверроэс (1126-1198) известный арабскиймыслитель, приверженец опытного, точного знания, последний из крупныхоригинальных представителей арабского перипатеизма, критик Аристотеля и ИбнСины.
Родился в 1126году, в Кордове. Ибн Рушд жил в Андалусии (Испания), а затем в Марокко, гдезанимал должность судьи и придворного врача. [9]
Основные труды Ибн Рушда представлялисобой оригинальный комментарий к сочинениям Аристотеля. Этот комментарийприобрел значение самостоятельного учения.
Его учение о человеке иего душе оказало наибольшее влияние на западноевропейскуюфилософско-психологическую мысль. Оно жестоко преследовалось как мусульманской,так и христианской религией. И это не удивительно, поскольку Ибн Рушд отрицалбессмертие индивидуальной души. Он по-своему прокомментировал учениеАристотеля, подчеркнув разделение души и разума.
Под душой разумелисьфункции, которые неотделимы от организма (прежде всего – чувственность). Онинеобходимы (таково было и мнение Аристотеля) для деятельности разума,нераздельно связаны с телом и исчезают вместе с ним. Сам же разум являетсябожественным и входит в индивидуальную душу извне, подобно тому, как солнцепосылает лучи органу зрения. С исчезновением тела и индивидуальной души «следы»,оставленные божественным разумом в душе, отделяются от исчезнувшего смертногоиндивида и продолжают существовать как момент универсального разума, присущеговсему человеческому роду.
Не отрицая индивидуальныхспособностей, ограничивающих возможности каждого отдельного человека, Ибн Рушдподчеркивал, что возможности человека в постижении истины неограниченны, иважно только научить людей правильно мыслить, привить им желание размышлять.Общая способность к мышлению, познанию мира и его законов, будучи врожденной,присуща каждому человеку.
Вытекающее из учения ИбнРушда утверждение о богоподобии человека, было несовместимо с Кораном. Человек,способный воспринимать божественный разум, соотносился здесь с высшимидуховными сущностями.
Наличие универсальноговсеобщего разума приводило к гуманистическому выводу о равенстве людей поинтеллектуальным способностям. Эта идея противоречила духу феодального обществас присущими ему принципами сословного строения.
Следуетотметить мысль Ибн Рушда о том, что религию можно рассматривать как верование,содержащее в иносказательной форме философскую истину. [7]
Многоидей высказал мыслитель и по частным вопросам психологического знания. Вчастности, исследуя зрительное восприятие, Аверроэс показал, что чувствительнымаппаратом глаза является не хрусталик, а сетчатая оболочка.
Ибн Рушд — авторэнциклопедического медицинского труда Китаб аль-коллият (общее руководство помедицине) в 7 книгах (в европейской литературе известно под названием «Colliget»),содержащего клинические наблюдения Ибн Рушда и др. врачей. [5]
Умер Ибн Рушд в 1198году, в Марракеше, Марокко. Незадолго до смерти подвергался гонениям какеретик.
2.3 Психологическиевоззрения Альгазена
Ибн аль-Хайсам (Абу АлиМохамед ибн ал-Хасан ибн ал-Хайсам), или Альгазен — арабский ученый, врач ипсихолог, внесший ряд важных новых идей в разработку проблемы психофизиологиивосприятия, создатель психофизиологического учения о зрении.
Ибн аль-Хайсам родился вБасре (ныне на территории Ирака) в 965 году. Большую часть жизни прожил вКаире.
В своем труде «Оптика»Альгазен рассматривает глаз как тончайший оптический прибор, математически иэкспериментально обосновывает законы отражения и преломления света, определяяих в качестве причины возникновения чувственного образа. Он вскрывает рольумственных актов как важной предпосылки осуществления акта восприятия,позволяющей воспринимать форму и объем предметов, находить в них сходство иразличия. [7]
Не ограничиваясь общимисоображениями о зависимости явлений от физических (оптических) факторов изаконов, Ибн аль-Хайсам экспериментально изучил такие важные явления, какбинокулярное зрение, смешение цветов и наблюдаемые при этом эффекты, явлениеконтраста и др. Он убедительно доказывал, что для полноценного восприятияобъектов необходимо движение глаз — перемещение зрительных осей. Благодаряэтому организм автоматически производит операции, которые представляют своегорода суждения о местонахождении воспринимаемых вещей, их отдаленности отчеловека, их соотношении между собой. Впервые он ставит вопрос о длительностипсихических актов, утверждая, что между раздражением зрительного органа исубъективным ощущением существует определенный промежуток времени, необходимыйдля передачи возбуждения по нервам. В том случае, если воздействие предметовбыло кратковременным, глаз успевает правильно воспринять только уже знакомыечеловеку объекты, оставившие следы в нервной системе. Если же следы былыхвпечатлений еще не накопились, то законов оптики недостаточно для того, чтобыобъяснить, как возникают впечатления об окружающем мире. [3]
Схема Ибн-аль-Хайсама нетолько разрушала теории зрения, доставшиеся в наследство от античных авторов,но и вводила новое объяснительное начало. Исходная сенсорная структуразрительного восприятия рассматривалась как производное от законов оп тики,имеющих опытное и математическое основание, и от свойств нервной системы.
Умер Альгазен в 1039годув Каире (Египет).

Заключение
Проведя тщательный анализлитературы по теме арабской психологии, мы сделали следующие выводы.
В целом арабоязычныемыслители способствовали восстановлению психобиологии и отчасти утверждениюгосподства аристотелевской психологии, ставшего с XIIIв. абсолютным.
Таким образом,прогрессивная арабоязычная культура вернула в культуру Европы античныеинтеллектуальные ценности, существенно их обогатив. Она привнесла новыеантропологические идеи, наносящие серьезный удар по идеологии феодальногообщества. Работы арабоязычных мыслителей формировали интерес к человеку и егопсихическому миру, утверждали в европейской научной мысли идеалы опытногопознания./>

Библиографический список
 
1. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней:Учебник для вузов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический Проект,2004.- 576 с.
2. Ибн Сина. Канон врачебной науки. Ч.1. — М., 1994.
3. Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. История психологии:мультимедийный учебно-методический комплекс — М., 2004.
4. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебное пособие длястудентов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. –544 с.
5. Сагадеев А.В. Ибн Рушд (Аверроэс) — М., 1973.
6. Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна) — М., 1985.
7. Фролов И.Т.; сост. Гуревич П.С. Человек: Мыслители прошлогои настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения- М.: Политиздат, 1991. — 422 с.
8. Ярошевский М.Г. История психологии от Античности досередины XX в. Учебное пособие. – М., 1996. – 416 с.
9. http://imp.rudn.ru/psychology/history_of_psychology/biograf.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Философия, ее предмет и метод
Реферат Философия эпохи Возрождения о мире и человеке
Реферат Философия Хосе Ортега-и-Гассета
Реферат Способы изменения конституционного текста
Реферат Проблема свободы и ответственности человека
Реферат Философская антропология
Реферат Архангельская область
Реферат Философия, ее предмет и основные функции
Реферат Философская позиция Струве
Реферат Философская система мировоззрения. Социальное неравенство и социальная стратификация
Реферат Философская картина мироздания
Реферат Философские взгляды Платона, Аристотеля, Канта. Сущность бытия в истории философии
Реферат Философия. Ее роль в жизни общества
Реферат Домашняя учебная работа по английскому языку в начальной школе как условие развития навыков самообразовательной
Реферат Философские взгляды Ф.М. Достоевского