Содержание
Введение
Глава 1. Содержание детско-родительских отношений в различныхпсихологических направлениях
1.1 Родительское отношение в зарубежных психологическихшколах
1.2 Особенности детско-родительских отношений в отечественнойпсихологии
1.3 Детско-родительские отношения на разных уровнях развитияобществ
1.4 Особенности взаимоотношений ребенок-родитель вподростковом возрасте
Глава 2. Профессиональный выбор
2.1 Факторы, влияющие на профессиональный выбор
2.2 Профильное обучение как этап профессионального выбора
Глава 3. Описание исследования
3.1 Организация и методы исследования
3.2.Результаты исследования
3.3 Выводы
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность детско-родительскихотношений и выбора профессиональной деятельности ребенком является неизменнойна протяжении развития психологии. Существует целая система взаимосвязей идинамики взаимодействия родителей и ребенка, которая оказывает значительноевлияние на психическое развитие ребенка, на его поведение, на формированиеразного установок, на построение жизненного пути в целом. К подростковомувозрасту взаимоотношения детей и родителей претерпевают определенные изменения,характеризуясь различными особенностями. Одновременно перед подростком встаетзадача профессионального самоопределения. Для успешного выбора профессиинеобходимо учитывать множество внутренних и внешних факторов, а также вреальной ситуации выбора не менее важно отношение подростка к процессу выбора иготовность принимать определенные решения. Одной из реальных ситуаций, когданеобходимо принимать важное решение, является выбор профиля обучения в старшейшколе. То, как дети осуществляют этот выбор, имеет большое значение, потому чтоэто выбор, который как бы задает тон всему последующему профессиональному развитию.Так как взаимоотношения родитель-ребенок оказывают большое влияние на жизньребенка, несомненно их влияние и на процесс его профессионального развития и нато, как он будет действовать в ситуации принятия жизненно важных решений.
Исходя из этого, цельюданного исследования является определение влияния детско-родительских отношенийна профессиональный выбор подростка.
Объект исследования: учащиеся9 класса.
Предмет исследования: особенностивыбора профиля обучения в зависимости от детско-родительских отношений.
Анализ литературы показывает,что, несмотря на разнообразие терминов, понятий, описывающихдетско-родительские отношения, практически во всех подходах можно заметить, чтоэти отношения обязательно включают два момента: безусловный, который отражаетэмоциональный фон отношений и базовое принятие ребенка, и условный, связанный сналичием контроля, требовательностью, оценкой. Конкретные вариантыдетско-родительских отношений могут определяться относительной выраженностью исодержательным наполнением безусловного и условного моментов.
Гипотеза исследованиясостоит в следующем: личностная составляющая в детско-родительских отношенияхболее выражена у подростков, самостоятельно принимающих решение и уверенных всвоем выборе, предметная составляющая в детско-родительских отношениях болеевыражена у подростков, не определившихся с выбором и принимающих решениенесамостоятельно.
Задачи исследования:
1. Описать теоретическиеподходы и взгляды на проблему детско-родительских отношений.
2. Выявить особенностидетско-родительских отношений в подростковом возрасте
3. Описать проблемупрофессионального выбора с точки зрения подросткового возраста.
4. Выделить наиболеезначимые аспекты профессионального выбора.
5. Установить зависимостьмежду детско-родительскими отношениями и профессиональным выбором.
Глава 1. Содержаниедетско-родительских отношений в различных психологических направлениях
1.1 Родительскоеотношение в зарубежных психологических школах
Существуют разныетеоретические подходы к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений,сформулированных разными психологическими школами.
В классическомпсихоанализе 3. Фрейда отношения между ребенком и родителем рассматривались вкачестве главного фактора детского развития. Согласно З. Фрейду, мать выступаетдля ребенка, с одной стороны, как первый и самый важный источник удовольствия,как первый объект либидо, а с другой — как первый законодатель и «контролер».З. Фрейд придавал значение отделению ребенка от родителей, утверждая, что отходребенка от родителей должен быть неизбежным для его социального благополучия. Негативныйдетский опыт, чрезмерное, недостаточное или неадекватное удовлетворениепотребностей и предъявление требований на ранних стадиях психосексуальногоразвития приводит, по мнению 3. Фрейда, к явно выраженным своеобразнымотклонениям в личностном развитии (инфантилизму, эгоцентричности, повышеннойагрессивности).
Общение с родителями наразных стадиях развития личности, их влияние на способы решения типичныхвозрастных противоречий, конфликты и неудачи адаптации сказываютсявпоследствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого человека [17].Теория психоанализа дала начало многим основным современным концепциям детскогоразвития, разработавшим новые подходы к проблеме детско-родительских отношений,к числу которых относятся концепции Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Роджерса и других.
Американский психолог Э.Эриксон рассматривал становление личности человека на протяжении всей его жизниот рождения до смерти. Исходя первоначально из психоаналитических посылок, онпришел к заключению о более рациональной адаптации человека к социальномуокружению, о необходимости для каждого индивида решать психосоциальныеконфликты, преодолевать жизненные трудности. При этом в ранние годы человекиспытывает существенное влияние со стороны семьи, находясь в зоне родительскоговзаимодействия, а позже — со стороны более широкого социального окружения:соседей, одноклассников, школы и других социальных институтов, культурных иисторических условий. В концепции Э. Эриксона подчеркивается,что в отношениях между родителями и ребенком существует двойственная интенция,которая совмещает в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полноголичного доверия к нему. С одной стороны, родители должны оберегать ребенка отокружающих его опасностей, с другой — предоставлять ему определенную степеньсвободы, а ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиямиродителей и своей инициативой.
Основой формированияздоровой личности является базовое чувство доверия к миру (внутренняяопределенность), автономность (самостоятельность, чувство расширяющихсявозможностей самоконтроля), инициативность (способность «атаковать»задачу ради переживания собственной активности — двигательной и социальной),которые складываются в условиях грамотной родительской позиции (уверенности,надежности, поощрения самостоятельных действий) и увеличения контролируемогосамим ребенком психологического пространства.
Широкое признаниеполучила точка зрения Э. Фромма на роль матери и отца в воспитании детей, наособенности материнской и отцовской любви. Э. Фромм, рассматривая РО какфундаментальную основу развития ребенка, провел качественное различие междуособенностями материнского и отцовского отношения к ребенку [19]. Это различиенаиболее ярко прослеживается по следующим линиям: 1) условность —безусловность, 2) контролируемость — неконтролируемость. Материнская любовьбезусловна — мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская любовьне подвластна контролю со стороны ребенка, ее нельзя заслужить (либо она есть,либо ее нет). Отцовская любовь обусловлена — отец любит за то, что ребенокоправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, ее можно заслужить, ноее можно и лишиться. При этом Э. Фромм отмечает, что «речь здесь идет не оконкретном родителе, а о материнском и отцовском началах, которые вопределенной степени представлены в личности матери или отца» [23]. Такимобразом, Э. Фромм выделяет такие существенные характеристики РО, как егодвойственность и противоречивость, а также вводит категорию «начало»в описание этой реальности.
На основе классическогобихевиоризма возникла концепция социального научения, центральная проблемакоторой — социализация как процесс превращения изначально асоциальногогуманоидного существа в полноценного члена человеческого общества, какпродвижение от биологического состояния к социальному. А. Бандура —необихевиорист, представитель социально-когнитивного направления в изученииличности, отвечая на вопрос о механизмах социализации, особую роль отводил научениюпосредством наблюдения, подражания, имитации, идентификации и путеммоделирования. Для него родительское поведение – преимущественно модель дляизвлечения некоторых общих черт, правил поведения, образец для подражанияребенка в попытках выстроить собственное поведение. Подкрепление необходимо длясохранения поведения, возникшего на основе подражания.
Одним из подходов впонимании семейного воспитания в гуманистическом направлении является подход А.Адлера. По А.Адлеру, человек — существо социальное, развитие личностирассматривается в первую очередь через призму социальных отношений. Фундаментличности, или стиль жизни, закладывается и прочно закрепляется в детстве.Семейная атмосфера, установки, ценности, взаимоуважение членов семьи и здороваялюбовь (прежде всего матери) способствуют развитию у ребенка широкогосоциального интереса. А.Адлер рассматривает воспитание не только с точки зренияпользы для отдельной семьи и ребенка, но и как деятельность родителей, ощутимовлияющую на состояние общества в целом.
Основными понятиямисемейного воспитания, по Адлеру, являются: равенство (но не тождественностьмежду родителями и детьми, как в области прав, так и в области ответственности)и сотрудничество.
К. Роджерс, представительгуманистического направления и автор феноменологической теории личности,утверждал, что человеку свойственны потребность позитивного отношения, котораяудовлетворяется, когда ребенок испытывает одобрение и любовь со стороныокружающих, и потребность самоуважения, которая развивается по мереудовлетворения первой потребности. Условием здорового развития ребенка являетсяотсутствие противоречия между Я идеальным (представление о том, как тебя любят)и Я реальным (действительным уровнем любви). То есть, и в гуманистическойпсихологии так же рассматривается противопоставление условной и безусловнойлюбви. К. Роджерс подчеркивает, что именно безусловное позитивное вниманиеродителя к ребенку, безотносительно к совершаемым им поступкам, обеспечиваетполноценное развитие личности ребенка [17].
1.2 Особенностидетско-родительских отношений в отечественной психологии
Семья, являясь первичнойсоциальной микросредой, «в которой человек живет, как в коконе, первуючетверть (если повезет) жизни», оказывает огромное влияние на развитие человека(Дружинин В.Н., 2000) [1].
Значение семьи в целом велико,и на личность ребенка и, соответственно, на его построение жизненного пути,оказывает большое влияние стиль его взаимоотношений с родителями.
При рассмотрениидетско-родительских отношений используется не только такое направление анализакак стиль, но и родительское отношение, родительские позиции и (или) установки,типы и модели семейного воспитания [4].
Родительское отношение(Спиваковская А.С.) – это реальная направленность, позволяющая описыватьширокий фон отношений, в основе которых лежит сознательная или бессознательнаяоценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми, атакже позволяющая представить структуру в целом и изучить, каким образом те илииные, сознательные и бессознательные, мотивы структуры личности родителейвыражаются, актуализируются в конкретных формах поведения и взаимопонимания сдетьми.
Аналогичное определениеродительского отношения дают А.Я.Варга и В.В. Столин [15]. По их определениюродительское отношение – это система разнообразных чувств по отношению кребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностейвосприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков. Этоопределение позволяет анализировать отношение к ребенку в следующихнаправлениях:
— реальное взаимодействиеродителей с ребенком (родительская позиция);
— отрефлексированноеродителем отношение к ребенку и взаимодействие с ним;
— отношение родителя кребенку, подчиненное влиянию неосознанной мотивации родителя (родительскиеустановки).
Практически во всехопределениях есть основа, которая задает двойственность или поляризациюродительского отношения. С одной стороны, главной характеристикой родительскогоотношения является любовь к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним,стремление к его защите и безопасности, безусловное принятие и внимание,целостное отношение к нему. С другой – родительское отношение характеризуетсятребовательностью и контролем. В первом случае основными средствами воспитанияявляются внимание и поощрение, во втором – строгость и наказание. Существуетмного исследований, доказывающих преимущество первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансовна высокое самоуважение, теплые дружеские отношения с другими людьми иустойчивый положительный образ «я». Недоброжелательность илиневнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность удетей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к родителям,так и скрытно. Безотчетная жестокость, проявляемая некоторыми подростками июношами по отношению к посторонним людям нередко оказывается следствием именнодетских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, тоона дает низкое самоуважение, чувство тревоги и прочее. И та, и другаяхарактеристики обусловлены определенной родительской позицией или установками.
В родительскихустановках, или позициях, которые влияют на воспитание детей, выделяютмотивационный, ценностно-ориентационный, эмоциональный аспекты. Мотивы,ценностные ориентации и эмоциональные отношения в любой деятельности, в томчисле и в деятельности воспитания, могут быть как осознанными, так ибессознательными.
Различные родительскиепозиции оказывают непосредственное влияние на формирование социальнойактивности и личностные особенности ребенка.
А.С. Спиваковскаяпонимает родительскую позицию как реальную направленность воспитательнойдеятельности родителей, возникающую под влиянием мотивов воспитания, каксовокупность трех факторов: представления родителя о ребенке, отношения к немуи характера обращения с ним.
В отечественнойлитературе существуют классификации, в которых в основу описания родительскогоотношения положена степень выраженности эмоциональной стороны общения изначимости характера эмоциональных связей в семье.
В классификации НасоновойЕ.Б. (1989) выделено четыре группы семей, отличающихся по типу и окрашенностиэмоциональных межличностных связей:
— гиперопекающие родители(семьи с наибольшим числом положительных эмоциональных связей и отсутствиемнегативных эмоций);
— разумная любовь (семьис преобладанием положительных эмоций при незначительной доле отрицательных,возникающих как непосредственная реакция на запреты родителей, требованиядисциплины, порядка, однако не затрагивающих личностных отношений и социальныхпотребностей ребенка);
— амбивалентноеродительское отношение (семьи с существованием в равной мере положительных иотрицательных отношений);
— семьи с преобладаниемотрицательных эмоциональных связей между родителями и детьми.
Попова М.Н.(2000) в своейклассификации выделила следующие типы семей:
— любящие;
— игнорирующие;
— формально-любящие.
При составлениитипологических классификаций семей использованы следующие критерии: осознаниеродителями значимости положительного эмоционального контакта с ребенком;частота эмоционального воздействия родителя с ребенком; адекватностьэмоциональных проявлений родителя в процессе взаимодействия с ребенком.
Одной из значимыхявляется классификация родительского отношения, предлагаемая А.Я.Варгой иСтолиным В.В, которые дали описание обобщенных типов родительского отношения входе многолетней консультационной работы:
1. принятие – отвержение (отражаетэмоциональное отношение к ребенку);
2. кооперация (отражает социальножелаемый результат);
3. симбиоз (отражает межличностнуюдистанцию в общении);
4. авторитарная гиперсоциализация(отражает форму и направление контроля за поведением ребенка);
5. маленький неудачник (отражаетособенности восприятия и понимания ребенка родителем).
К понятиям«родительское отношение», «родительская позиция»,отражающим воспитательное воздействие родителей на ребенка, относятся понятия,обозначаемые терминами «типы воспитания», «стиливоспитания».
Каждый родитель обладаетсвоим уникальным воспитательным стилем, а именно: определенным образом выражаетсвою привязанность к ребенку, откликается на его потребности, предъявляет емусвои требования, контролирует их выполнение и санкционирует их выполнение [1].
М. Арутюнян занималасьисследованиями, посвященными психологическим типам семьи. По ее мнениюсуществует 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская(демократическая). За типами отношений в данных видах семей стоит разноераспределение власти и разное направление внутрисемейной коммуникации: в однихслучаях коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителейк ребенку, в других – от ребенка к родителям.
В традиционной семьевоспитывается уважение к авторитету старших, педагогическое воздействие осуществляетсясверху вниз. Основным требованием является подчинение. Способность легковписаться в общественную структуру «ориентированную вертикально» –итог социализации ребенка в такой семье. Дети этих семей легко усваиваюттрадиционные нормы, но не инициативны, не гибки в общении, организовывают своидействия, исходя из представлений о должном.
В детоцентрической семьеглавной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка».Семья существует ради ребенка, для ребенка. Ребенок воздействует на родителей(подход «снизу вверх»). Отношения между ребенком и родителями –отношения «симбиотические».
В результате у ребенкаформируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но при этомвысока вероятность того, что за пределами семьи возникнет конфликт с социальнымокружением, то есть велик риск социальной дезадаптации, в особенности послепоступления ребенка в школу. Также одним из следствий воспитания вдетоцентрической семье является изменение в системе образования: до 17-25 летдетям необходима помощь родителей. А в дальнейшем практические связи всовместной деятельности (труде) заменяются эмоциональными, а отношенияинфантилизируются.
В супружеской(демократической) семье воспитательное воздействие –«горизонтальное», ребенок и родители равны. Всегда учитываютсявзаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересыучитываются. В итоге у ребенка формируются гармоничные представления о своихправах и обязанностях, ответственности, свободе, развивается активность,самостоятельность, адаптивность, доброжелательность, эмоциональная устойчивостьи уверенность в себе. Однако у детей таких семей может не сформироваться навыкподчинения социальным требованиям, то есть они плохо адаптируются вобщественной структуре, построенной по «вертикальному» принципу (тоесть практически ко всем социальным институтам). Однако, это скореетеоретические предположения автора, о наблюдении таковых семей он не отмечает.
Д.Н. Исаев (2001) такжевыделяет следующие стили семейного воспитания: демократический, авторитарный,попустительский (или либеральный) [4]. Наилучшие взаимоотношения подростка сродителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаютсядемократического стиля воспитания. Этот стиль способствует воспитаниюсамостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.Поведение ребенка направляется в этом случае твердо, последовательно и вместе стем гибко и рационально; родитель всегда объясняет мотивы своих требований ипоощряет их обсуждение подростком; власть используется лишь в мерунеобходимости; в ребенке ценится как послушание, так и независимость; родительустанавливает и твердо проводит в жизнь правила, не считая себя непогрешимым:прислушивается к мнениям ребенка, но не нисходит из его желаний.
Крайние типы отношений,не важно, идут ли они в сторону авторитарности или в сторону либеральнойвсетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль приводит к отчуждениюот родителей, вызывает чувство своей незначительности и нежеланности в семье.Родительские требования, когда они кажутся необоснованными, вызывают либоагрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону терпимоститакже вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Ребенокпредоставлен сам себе. Либеральный стиль проявляется как отсутствие всякихотношений: отстраненность и отчужденность, безразличие. Пассивные,незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации,а другие влияния – школы, сверстников, СМИ – часто не могут восполнить этот пробел,оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном именяющемся мире.
Подробную схему анализасемьи предложил психиатр Личко Е.А. Его описание включает функциональныеособенности: гармоничная семья, дисгармоничная семья. При этом, по мнению ЛичкоЕ.А., все семьи, которые возникают и будут возникать, являются аномальными.
Э.Г. Эйдмиллер, семейныйпсихотерапевт, на основе многолетнего опыта работы с дисгармоничными(негармоничными) семьями, разработал классификацию типов негармоничного воспитания:
1. Гипопротекция.Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок представлен самом себе. Кподростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам. Иногда этонастоящая безнадзорность, часты физическая заброшенность и неухоженность. Прискрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер.
2. Доминирующаягиперпротекция. проявляется в повышенном обостренном внимании и заботе кребенку. Родители уделяют ему много сил и времени, однако в то же время лишаютего самостоятельности, устанавливая многочисленные ограничения и запреты. Этосвоего рода опутывающий контроль: такой ребенок лишен свободы выбора, за неговсе решают родители.
3. Потворствующаягиперпротекция. Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей,потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются егоминимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. В результате –высокий уровень притязаний, стремление к лидерству при недостаточном упорстве иопоре на свои силы.
4. Эмоциональноеотвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Родители (мачеха,отчим и др.) считают ребенка обузой и проявляют общее им недовольство. Частовстречается скрытое эмоциональное отвержение, когда родители стремятсязавуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием. Этотстиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитиеребенка.
5. Жестокое обращениеродителей с детьми. Может проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло,применяя насилие. Может быть скрытым, когда на первый план выходитэмоциональное отвержение.
6. Повышенная моральнаяответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высокихтребований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. От ребенкатребуют честности, порядочности, чувства ответственности, то есть соответствиявысоким моральным стандартам, не соответствующим его возрасту. Игнорируяинтересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность заблагополучие близких. Родители надеются на особое будущее своего ребенка, аребенок боится разочаровать их. При таком стиле воспитания ребенок вырастаетповышенно тревожным, мнительным, страдает от чувства вины [14].
Итак, единой точки зренияна проблему детско-родительских отношений не существует.
Анализ прикладныхисследований, выполненный Поповой М.Н. (2000), позволяет выделить следующиеподходы к исследованию детско-родительских отношений и особенностей ихвзаимодействия:
1. изучениеотдельных параметров, характеристик взаимодействия и их влияние на развитиеличности ребенка;
2. изучение типов,стилей, видов и моделей взаимодействия (сотрудничество, псевдосотрудничество,модель «невмешательства» в жизнь ребенка, учебно-воспитательная иличностно-ориентированные модели);
3. изучение неблагоприятныхсистем семейного воспитания.
Синягина Н.Ю. (2001),обобщая результаты различных исследований и наблюдений, указывает на то, чтохарактер взаимоотношений между родителями и детьми зависит от следующихвзаимодействующих факторов:
— от особенностейличности родителя (экстраверсивные-интровертивные, уверенные-неуверенные,тревожные и др.) и форм поведения (эмоциональное включение и отвержениеребенка, адекватное или неадекватное отражение ситуации и др.);
— от особенностейличности ребенка (тревожность, неуверенность, коммуникативные трудности и др.);
— отпсихолого-педагогической компетентности и уровня образования родителей;
— от применяемыхродителями и другими взрослыми средств воспитательного воздействия;
— от учета актуальныхпотребностей ребенка и степени их удовлетворения в семье
и других [4].
То есть причины возникновениятого или иного типа родительского отношения имеют многофакторную зависимость.Качество детско-родительских отношений, зависящее от многих факторов, оказываетзначительное влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на егоповедение, установки в общении в их взрослом будущем.
Перечисленныеклассификации типов, стилей, моделей родительского отношения, в основном, непротиворечат друг другу, а дополняют и иногда повторяют друг друга. Отмечается,что нельзя одним типом отношений описать все многообразие форм поведения ивзаимодействия родителей с ребенком от рождения до его взросления.
Анализ литературыпоказывает, что несмотря на разнообразие терминов, понятий, описывающихдетско-родительские отношения, практически во всех подходах можно заметить, чтородительское отношения по своей природе амбивалентно, противоречиво и включаетдва противоположных момента: безусловный (который содержит такие компоненты,как принятие, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка, контроль,направленность на воспитание определенных качеств) [19]. Предполагается, чтоданные амбивалентные характеристики отражают реальную, объективнуюдвойственность родительской позиции и что специфика родительского отношениязаключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению кребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой —это объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качестви способов поведения.
1.3 Детско-родительскиеотношения на разных уровнях развития обществ
подростковыйэмоциональный межличностный профессиональный
Родительское отношение кребенку представляет собой культурно – исторический феномен, историческиизменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм иценностей [6]. М.Мид, американский этнограф, занималась антропологическимиисследованиями образа жизни и культуры различных народов. Одна из основныхизучаемых ею тем – этнография детства, раскрывающая закономерности развития ивоспитания детей и подростков в зависимости от этнографических и социальныхособенностей образа жизни народов. В связи с этим ею было выделено 3 типа культур:
· постфигуративная,где дети прежде всего учатся у своих предшественников;
· кофигуративная,где дети и взрослые учатся у своих сверстников;
· префигуративная,где взрослые учатся у своих детей.
Постфигуративная культура– это такая культура, где каждое изменение в обществе происходит настолько медленнои незаметно, что представители более старшего поколения не представляютникакого другого будущего своих детей и внуков, отличающегося от ихсобственного прошлого. «Прошлое взрослых оказывается будущим каждогонового поколения». Постфигуративная культура зависит реального присутствияв обществе представителей трех поколений. Сохранение этого типа зависит отустановок стариков, которые оставляют «неисправимый след» в сознаниимолодого поколения. Воспитание детей в постфигуративной культуре зависит оттого, как воспитывались родители. То есть детей воспитывают по принципу: жизньродителей оказывается постфигуративной моделью для их собственной жизни. Знанияи навыки, характерные для данного типа общества, передаются ребенку так рано,беспрекословно и надежно, что у ребенка не возникает сомнений в пониманиисобственной личности, своей судьбы. Вся система постфигуративного обществасуществует как данность, здесь и сейчас, не зависит ни от каких объяснений,толкований прошлого, которые разделялись бы теми, кто эти толкования слушает.Они слушают их с момента рождения и воспринимают как незыблемую реальность. Умолодого поколения не возникают вопросы о сути своей жизни, о том, как жить,чем заниматься. Ответы на эти вопросы считаются предрешенными.
В течение веков детейвоспитывают методами, выработанными культурой. Различия между детьми проводятсяпо их индивидуальным особенностям, которые принимаются за некоторыеуниверсальные категории, приложимые в той или иной мере к ребенку. Например,есть дети послушные и непослушные, добродетельные и рассудительные, и наоборот.Решение, к какой группе отнести ребенка, принимается в раннем детствебезотносительно к тому, верно это или нет, принимается на всю его жизнь.
В любой системевоспитания должны быть способы разрешения конфликтов, возникающих вподростковом возрасте. И в постфигуративной культуре есть такие приемы, которыезаключаются в привлечении детей к исполнению взрослых ролей (например, участиев охоте у мальчиков). И когда ребенок осваивает искусство добывания пищи(средств к существованию), он имеет право обзавестись семьей.
Также применяются методыдля того, чтобы «примерить детей с отсрочкой их взрослости». Этопредоставление возможности группироваться, не следить за своей гигиеной ивнешностью, не подчиняться дисциплине; это когда мальчиков отдают на воспитаниек родственникам, чтобы отлучить от сурового воспитания отца; это попыткиизбегать всякого рода ссор, и физические наказания и др.
В культуре, гдеотсутствует идея любого нововведения, иногда возникают случаи, при которых вобществе выделяются особенные дети. Совпадение природной одаренности, силытемперамента и установок социального окружения способствуют прорыву мечтаний ипрозрения особенного развивающегося отдельного человека. И это может привести квозникновению новых форм данной культуры. Подобное сохранениенепосредственности ребенка происходит очень редко в системе, воспроизводящейконформизм и повторение прошлого.
Различные формыпостфигуративной культуры представлены на всех фазах истории человечества.
Кофигуративная культура –это культура, в которой молодое поколение учится старому от родителей, а новомуот своих сверстников. При этом старшие по возрасту по-прежнему определяют стилькофигурации, устанавливают ее проявления в поведении молодых людей. Поведениепри кофигуративном стиле уже не так сильно связано с рождением в данномобществе, оно уже скорее нечто приобретенное, нежели врожденное. Родители немогут служить живым примером в поведении, присущем их возрасту. Молодоепоколение должно вырабатывать свои новые стили поведения и служить образцом длясвоих сверстников.
Если в постфигуративнойкультуре молодые люди, как бы не относились к старшему поколению, знают, что современем станут такими же как они, то в кофигуративной культуре поколениеродителей представляет собой прошлое, которое дети никогда не повторят.
Кофигуративное общество впростейшей форме – это общество, в котором отсутствуют деды (поколение«пра»). С удалением поколения дедов из мира, в котором воспитываетсяребенок, его жизненный опыт сокращается на поколение, а связи с прошлымослабевают. Нуклеарная семья, то есть состоящая только из родителей и детей,представляет собой очень гибкую социальную группу, каждое следующее поколениедолжно занимать новые жизненные позиции. В больших организациях, от которыхтребуется быстрая изменчивость исходя из существующих вовне условий, одно изсоциальных выражений изменчивости, гибкости, заключается в уходе на пенсиюсотрудников. Устранение всех тех сотрудников, которые своей личностью, памятью,неменяющимся стилем отношения к молодым работникам укрепляют и поддерживаютустаревшее, аналогично по характеру устранению дедов из семейного круга.
Подросток вкофигуративной культуре играет свою четко определенную и ограниченную рольперед младшими, возникает кофигурация, при которой те, кто служит примером,всего на несколько лет старше тех, кто у них учится.
Для постфигуративнойкультуры свойственен консерватизм в воспитании детей, так как младшими детьмизанимаются более старшие дети, а младший ребенок очень близок кнепосредственному прошлому своего воспитателя. При воспитании детей особоезначение придается только некоторым возрастным периодам созревания ребенка.
В обществах, в которых впроцесс воспитания включены специальные образовательные, воспитательные институты,культурные традиции значительно изменяются. Старшие дети отделяются отнепрерывного усвоения традиционных умений, попадают под руководство учителей,которые владеют иным, новым, другим стилем и способом обучения. Естественно, чтов таком случае младшими детьми занимается мать. Мать и отец, имея и другиеобязанности, более требовательны к детям, менее терпимы с зависимыминфантильным положением детей. Но главное, что пример, который подают родителисвоим детям, сложен и требует усвоения большего числа навыков.
В кофигуративном обществеребенок, выросший в нуклеарной семье, знает, что его родители отличаются отсвоих родителей и что, когда он вырастет, будет отличаться от своих.
В современных обществахэтот прогноз дополняется другим: образование, полученное в детстве, частичноподготавливает ребенка для членства в группах, отличных от семьи. Вместевзятое, — жизнь в изменяющейся нуклеарной семье и опыт, полученный в другихгруппах, — приводит к осознанию ребенком того, что он живет в непрерывноменяющемся мире. Однако, живя в обществе с большой социальной мобильностью,молодое поколение, тем не менее, сталкивается с определенными ценностями,разделяемыми большинством взрослых двух старших поколений, и эти незыблемыеубеждения воспринимаются некритически, точно также как в постфигуративномобществе. Дети воспитываются в духе установки на изменения в пределахнеизменного, то есть ценности молодого поколения не могут качественноотличаться от ценностей старших, отличие рассматривается как угроза любымценностям родительского поколения, «ценностям, утверждаемым спостфигуративным пылом». Но появление новых возможностей, новыхтехнологий, форм социальных учреждений неизбежно ведут к изменениям в характерекультуры, к возникновению новых механизмов изменения и передачи культуры,принципиально отличающихся от постфигуративной и кофигуративной.
Новую культурную форму М.Мидназывает префигурацией. Дети в префигуративном обществе стоят перед лицомбудущего, которое настолько неизвестно, что им невозможно управлять,осуществляя изменения в одном поколении с помощью кофигураций, в рамкахкультуры, контролируемой старшими и несущей в себе много постфигуративныхэлементов.
При кофигуративныхмеханизмах передачи культуры и широкое признание возможностей быстрогоизменения, всегда есть взрослые, опыт которых больше, чем знания и опыт любогомолодого человека. Когда же у молодых людей, имеющих возможность использования новыхкоммуникаций, компьютерных технологий и прочего, возникает общность опыта, которогоне было и никогда не будет у старших. Появляется разрыв между поколениями,«он глобален и всеобщ». То есть старшее поколение никогда не увидит вжизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта перемен, сменяющихдруг друга. Дети вырастают в мире, которого не знали старшие, но некоторыепредвидели, что так будет. Они являются предвестниками префигуративной культурыбудущего, в котором предстоящее неизвестно.
1.4 Особенностивзаимоотношений ребенок-родитель в подростковом возрасте
Спецификадетско-родительских отношений заключается в их постоянном изменении с возрастомребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей. Взаимоотношения совзрослыми – одна из важнейших проблем подросткового возраста. Существует общая закономерность и проблема переходноговозраста – это переход от детской зависимости к отношениям, основанным навзаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. Вомногих семьях, особенно в авторитетных, эти изменения происходят болезненно ивоспринимаются родителями как непослушание, вызывающее поведение и т.д. С точкизрения подростка мать и отец выступают: как источник эмоционального тепла иподдержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; каквласть, распорядитель благ, поощрений и наказаний; как пример для подражания,воплощение лучших человеческих качеств; как друг и советчик, которому можнодоверить многое. Соотношение этих функций и психологическая значимость каждойиз них с возрастом меняются [2]. Практически нет ни одного социального илипсихологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от ихсемейных условий в настоящем или в прошлом.
Теоретически, хорошиеродители знают о своем ребенке значительно больше, чем кто бы то ни былодругой. Но с ребенком происходят изменения, и часто они совершаются слишкомбыстро для родительского глаза.
Эмоциональный тонотношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, наодном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения(родительская любовь), а на другом – далекие, холодные и враждебные.
Эмоциональный тонсемейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типомконтроля и дисциплины, направленных на формирование определенных чертхарактера. Разные способы родительского контроля также можно представить в видешкалы, на одном полюсе которой высокая активность, самостоятельность иинициатива ребенка, а на другом – пассивность, зависимость, слепое послушание. Чтобыпонять взаимоотношения подростков с родителями, необходимо знать, как меняютсяс возрастом функции этих отношений и связанные с ними представления. В основеэмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимостьот них. По мере роста самостоятельности, и особенно в подростковом возрасте,эта зависимость начинает тяготить ребенка. Одной из самых важных потребностейпереходного возраста становится потребность в эмансипации от контроля и опекиродителей, от установленных ими правил и порядков. Есть достоверные данные отом, что избыток эмоционального тепла затрудняет формирование внутреннейавтономии и порождает устойчивую потребность в опеке, зависимость как чертухарактера, то есть «слишком уютное родительское гнездо не стимулируетвыросшего птенца к вылету в противоречивый сложный взрослый мир». Однако,отсутствие эмоционального тепла также и повышенный контроль также могутпривести к ощущению ненужности. Авторитетность родителей в подростковомвозрасте уже не воспринимается абсолютно и некритично, как в детстве. У подросткаесть другие авторитеты, кроме родителей. Большинству детей хотелось бы видеть вродителях друзей и советчиков. При всей тяге к самостоятельности они остронуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Реальные взаимоотношенияподростков и родителей часто обременены конфликтами и их взаимопониманиеоставляет желать лучшего [15]. Понять внутренний мир другого человека можнотолько при уважении к нему, приняв его безусловно, как некую автономнуюреальность. Неумение, нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложномвнутреннем мире уже не маленького ребенка, взглянуть на проблему глазами сынаили дочери, уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – все этосоздает психологический барьер между родителями и растущими детьми.
В психолого-педагогическойлитературе дебатируется вопрос о мере сравнительного влияния на подростковродителей и сверстников [2]. Но на этот вопрос не может быть однозначногоответа. Автономия от взрослых и значение общества сверстников растут. Общаязакономерность состоит в том, что, чем хуже отношения подростка с родителями,тем чаще он будет общаться со сверстниками, тем выше его зависимость отсверстников и соответственно автономнее будет его общение от взрослых. Новлияния родителей не всегда противоположны, чаще они взаимодополняемы.
Значимость родителей исверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшаяориентация на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободногообщения, потребительских ориентаций. Зато отвечая на вопрос: «С кем бы тыстал советоваться в сложной житейской ситуации?» – дети ставят на первоеместо родителей (на первом месте мать, на втором – отец и друзья). Иначеговоря, с ровесниками приятно развлекаться, делиться переживаниями, но втрудную минуту лучше обратиться к маме. То есть, следует говорить окачественных сдвигах в влиянии родителей, обусловленных усложнениемдеятельности и дифференциацией отношений подростков. Существует целая системавзаимосвязей и динамики взаимодействия родителей и ребенка в зависимости отконтекста конкретных жизненных ситуаций. В процессе воспитания под воздействиемтех или иных детерминант отношение родителей постоянно меняется, приобретая теили иные черты, приближаясь в той или иной степени к какому-либо из описываемыхвидов (типов, стилей). К старшему подростковому возрасту стиль взаимоотношенийс родителями уже сложился и «отменить» эффект прошлого опытаневозможно.
Глава 2. Профессиональныйвыбор
2.1 Факторы, влияющие напрофессиональный выбор
Профессиональное самоопределение– многомерный и многоступенчатый процесс. На профессиональное самоопределениеучащихся оказывают влияние многие внешние и внутренние факторы [10].
Дубровина И.В. выделяеткак минимум 4 группы факторов, которые оказывают определенное влияние напроцесс профессионального самоопределения:
1. факторысоциально-экономического характера, которые включают в себя то, как общество выражаетсвое отношение к человеку, выбравшему то или иное рабочее место, моральные иматериальные стимулы конкретного труда, престиж профессии, важность для обществаи т.д.;
2.социально-психологические факторы. Это социальное окружение, в котором растет ивоспитывается человек. Это, конечно же в первую очередь, семья, а также друзья,школа, референтные группы и т.д. Под влиянием социального окружения формируютсяценностные ориентации, определенное отношение к труду вообще, социальныеожидания, установки и стереотипы.
3. психологическиефакторы. Это личностные интересы и склонности, способности, уровень интеллекта,особенности памяти, внимания и т.д.
4.индивидуально-психофизиологические особенности учащегося (свойства нервнойсистемы).
Ребенок для осуществленияуспешного профессионального выбора должен учитывать каждый из этих факторов. Креальной оценке самого себя и перспективной оценке общественных требованийподросток вряд ли психологически подготовлен [11].
Климов предлагает 8факторов, которые обусловливают выбор человеком той или иной профессии:
1. Позиция старших членовсемьи
Есть старшие, которыенесут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта заботараспространяется и на вопрос о будущей профессии.
2. Позиция товарищей,подруг
Дружеские связи вподростковом возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выборпрофессии.
3. Позиция учителей, школьныхпедагогов
Наблюдая за поведением,учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такогооб учениках, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от самого подростка.
4. Личныепрофессиональные планы
Под планом в данномслучае подразумеваются представления об этапах освоения профессии.
5. Способности
О своеобразииспособностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям всамых разнообразных видах деятельности.
6. Уровень притязаний наобщественное признание
Планируя трудовой путь,очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
7. Информированность
Важно позаботиться о том,чтобы приобретаемые сведения о той или иной профессии не оказались искаженными,неполными, односторонними.
8. Склонности
Склонности проявляются влюбимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.
Наиболее важными внешнимифакторами являются влияния родителей, учителей, сверстников и других значимых дляподростков людей, а также СМИ и другое.
Влияние в психологиипонимается как процесс и результат изменений индивидом поведения другогочеловека, его установок, представлений, оценок и прочего в результатевзаимодействия [18]. Наиболее сильное влияние происходит в процессевзаимодействия родитель-ребенок.
Существует множествоспособов, с помощью которых родители оказывают влияние на выбор профессии ихдетьми. Подробно и структурировано их рассмотрел Ф. Райс, американский психологи социолог. Итак:
— один из вариантов –прямое наследование профессии (продолжение династии врачей, учителей,металлургов и т.д.);
— родители влияют наинтересы и занятия детей с самого раннего возраста, целенаправленно предлагаяим игровой материал, поощряя или осуждая их интересы, увлечения, занятия.Воздействует также внутри семейная атмосфера. Влияние также важно пристимулировании мужских и женских интересов;
— родители создаютролевые модели, которым следуют дети. Даже тогда, когда родитель и не стремитсяповлиять на выбор детей, это происходит, особенно если ребенок тесноидентифицирует себя с родителем;
— родители иногданаправляют, предопределяют или ограничивают выбор своих детей, настаивая или напродолжении или прекращении обучения, на определенном учебном заведении, специализации,факультете. Родители, поступающие так независимо от способностей, интересов ижелания детей могут обречь их заниматься делом, к которому они совсем неприспособлены. Зачастую подростки не решаются возражать родителям оттого, чтосами не знают, чего хотят. Некоторые подростки слишком зависимы от волиродителей и несвободны в проявлении собственной инициативы, в таких ситуацияхсамостоятельность, инициативность слабо выражены. Поэтому принимаемые такимидетьми решения в значительной степени обусловлены эмоциями и являются реакциейродителей. Или же родители, не ожидая от своих детей больших успехов накаком-либо поприще, дают им невысокое образование, ограничивая таким образомдля них возможности профессионального выбора.
— непрямое влияниеродителей. Родители хотят, чтобы их дети приобрели профессию оп своему статусуотносящуюся к той категории, что и их собственная, или же чтобы ее статус былвыше (выбор профессии по принципу большего престижа и высокой оплаты);
— оказывает влияние такжето, как родители оценивают тот или иной вид деятельности. Влияние более сильно,когда ценностные ориентации родителей и детей совпадают;
— подростки болеесклонные соглашаться с предложениями родителей, когда между родителями и детьминет разногласий во взглядах на будущее образование и цели детей. Существуютисследования, показавшие, что если уровень образования и профессиональныйстатус родителей достаточно высоки, то это способствует согласию детей с ихмнением по поводу выбора профессии;
— общая обстановка и атмосферав семье, что непосредственно сопряжено с демократичными отношениями междуродителями и детьми, оказывает существенное влияние на цели и надежды молодыхлюдей, связанные с их образованием. А именно, когда родители следят за учебойдетей в школе и проявляют большой интерес к их будущему, то подростки ставятперед собой задачу достижения высокого образовательного уровня, что, в своюочередь, влияет на их планы относительно будущей профессии [13].
Также в исследованияхбыло выяснено, что по оценкам старшеклассников и их родителей функциональныевозможности семьи значительно с большей вероятностью предсказывали направлениеразвития будущей карьеры. Под функциональными возможностями понимаетсяспособность семьи достигать поставленных целей, которая измеряется такимипонятиями как сплоченность, экспрессия, степень конфликтности, место вобществе, демократичность семейных правил и другими факторами, связанными сфункционированием семейной системы. И те семьи, в которых преобладаетдемократический стиль взаимоотношений и которые способны разрешать возникающиеконфликты, оказывают сильное влияние на профессиональные выборы своих детей.
Мнение родителей играеточень большую роль. Нередко – решающую. В действительности отношение родителейк труду вообще, высказывания о различных профессиях, рассказы о собственнойработе, сквозящее в них вольно или невольно отношение к работе, с раннегодетства «накапливаются» в сознании и подсознании детей и влияют наопределение своего будущего уже выросшими детьми. Это влияние непосредственносвязано с отношениями, существующими в семье между родителями и детьми. Влияниестиля взаимодействия родителей с детьми имеет далекие последствия и определяетих жизненный путь. Факторы, являющиеся изначально внешними, в процесседетско-родительских взаимодействий становятся постепенно достоянием сознания иподсознания ребенка, преобразуются в индивидуальные особенности ребенка,проявляющиеся в его способностях, интересах, ценностях, установках, мотивах, тоесть становятся внутренними факторами, сопутствующими профессиональному выбору.
Выбор являетсямалоизученной и трудно поддающейся изучению проблемой. Человек на протяжениивсей жизни неизбежно попадает в ситуации, когда он должен делать выбор.«За уклонение от выбора или неумение выбирать ему приходитсярасплачиваться маленькими или большими неудобствами, собственными страданиямиили страданиями других людей, потерей смысла жизни и множествами различныхпроблем» (Василюк Ф.Е.) [17]. Этап выбора профессии, который необходимосделать подростку при переходе в старшую школу и который реализуется в выборепрофиля, имеет важное значение в силу того, что он «как бы задает»мелодию" для всего дальнейшего пути" (Митина Л.М., 2003).
Существует большое числоисследований, посвященных проблеме выбора профессии. Часть этих исследований посвященатипологизации профессионального выбора. Например, типология проблемных ситуацийпрофессионального выбора Е.А. Климова, где выделяются различные типы, так илииначе связанные с самооценкой, выделением у себя профессионально значимыхкачеств, склонностей. Или подход, в котором даются характеристики разным типамподростков, выбирающих профессию: 1. безразличный; 2. нерешительный,фантазирующий; 3. послушный, безответственный; 4. целеустремленный, уверенный.Аналогичный подход реализован в исследованиях зарубежного психолога Джайде В.Он выделяет такие типы профессионального выбора: 1. характеризующийсяповышенной зависимостью подростка от обстоятельств жизни, неопределенностьюсобственных желаний и их непостоянством, в целом – пассивностью; 2. придостаточной решительности и самостоятельности подростка имеются малодифференцированные склонности; 3. подросток способен самостоятельно сделатьвыбор профессии, который соответствовал бы его достаточно выраженным склонностями способностям [12]. Другие исследования проводятся под углом зренияиндивидуальных особенностей подростков. Результаты, полученные в этихисследованиях, требуют анализа на предмет разделения внутренних и внешнихфакторов профессионального выбора.
Выбор профессиипредполагает оценивание своих интересов, способностей, постановку определенныхцелей, оценку возможностей реализации определенных намерений и т.д. Вреальности ситуация выбора наполнена большим количеством аргументов«за» и «против». Они выступают критериями выбора, это инормы морали, нравственности, и любого рода установки [17].
Какова же готовностьподростка к столь ответственному, жизненно-важному выбору? Сегодняшняя ситуацияскладывается так, что подростки часто осуществляют вынужденный выбор профилядальнейшего обучения. Согласно многочисленным исследованиям и мнения учителей,наблюдавших процедуру собеседования по выбору профиля обучения, в большинствеслучаев задачу формирования временной перспективы, как необходимого условия впрофессиональном самоопределении, решают за подростка его родители [11]. Тоесть выбор направления профильного обучения часто зависит от желания родителей,так как именно родители говорят последнее слово. Согласно исследованиям,проведенным под руководством И.В. Дубровиной среди школьниковразных городов России, было выявлено, что в отношении старшеклассников кобразованию прослеживается их четкая ориентация на семью. Как следует изответов самих десятиклассников, мнение родителей является для них наиболеезначимым в данном вопросе, именно «отец – мать» в 44% случаев оказалинаибольшее влияние на выбор конкретной профессии опрошенными. Обобщаярезультаты многих исследований, можно сказать, что родители в 30 — 70 % случаевоказали наибольшее влияние на выбор так или иначе связанный с выбором профессии[24].
Об этом говорит та частьстаршеклассников, которые осознают и признают данное влияние, но есть и те, ктоубежден во всяком отсутствии такого влияния.
Родительское влияние,каким бы образом оно не происходило, исходит из благих побуждений. Ведь обычно,если только в семье не преобладает неблагоприятный, дисгармоничный типдетско-родительских отношений, родители стремятся сделать выбор своих детейболее рациональным, более реальным. И часто они бывают правы. Но исследования инаблюдения в повседневной жизни показывают, что нередко случается, когдародители пытаются изменить профессиональный выбор детей, навязывая им свойвыбор, вопреки способностям, склонностям, мечтам, желанию ребенка. Далеко невсегда в таких случаях дети впоследствии оказываются счастливы [8].
Большое значение в выборепрофессии имеет также не только то, на что способен подросток в данное время ив будущем, какого его социальное окружение, но и как он ведет себя в узколокализованной по времени ситуации профессионального выбора. Так же можносказать, что с точки зрения общей успешности профессионального самоопределениябольшое значение имеют не только содержательные характеристики этого процесса (чтовыбирает оптант), но и его динамическая сторона (как выбирает).
В этой связи в психологиирассматривается понятие профессиональных установок. Наиболее принятаяпсихологами функция установки заключается в том, что она обеспечивает человекаспособностью реагировать на ситуацию и внешние объекты на основе прошлого опыта[3]. Профессиональные установки, выступающие как свойства личности (И.М.Кондаков, О.М. Краснорядцева, А.К. Маркова, О.Б. Шептенко и др.), обеспечиваютстабильность и самоорганизацию всей психологической системы, и могут проявлятьсяв реальной жизнедеятельности как психологические новообразованияпрофессиональной деятельности. Для их проявления необходима реальная ситуацияпрофессионального выбора.
Профессиональныеустановки выражают готовность индивида принимать профессионально важныерешения. И связаны, с одной стороны, с объективными требованиями выбора, и, сдругой стороны, с уже имеющимся у личности опытом решения жизненных задач. «Возникаякак активность, получившая направленность на значимые элементы мира человека,установка соединяет эти элементы ситуации (смыслы, значение, ценность) спрошлым опытом человека в подобной ситуации. Или участвует в инициациимышления, если такого опыта нет или его недостаточно». Установку можнопонимать, как готовность реализовать себя, свои возможности. Еслипрофессиональные установки индивида адекватны тем задачам, которыепредъявляются в соответствии с возрастом, то они обусловливают достаточнорациональное решение этих задач. Непривычно большая ответственность,возлагаемая на подростка при профессиональном выборе, может привести его ксостоянию эмоциональной растерянности, породить чувство принуждения, вызватьжелание отсрочить решение. Индивидуальные реакции, в которых проявляютсяпрофессиональные установки, могут быть самые разные. Выделяют такие типыпрофессиональных установок: с преобладанием нерешительности, послушности,целеустремленности, самостоятельности и т.д. (Седлак Ф., 1984).
Наиболее универсальнымпредставляется такое понимание установки вообще, и профессиональной вчастности: деятельность индивида всегда детерминирована установкой (которая всвою очередь детерминирована ситуацией) как состоянием настройки субъекта,предвосхищающим действие в определенной ситуации (например, в ситуациипрофессионального выбора), по отношению к которой он «настроен»,«установлен» действовать именно таким, а не каким-либо другим,образом [25].
В профессиональныхустановках, которые возникают при столкновении с задачами профессиональногоразвития, аккумулирован весь опыт решения жизненных задач, и они в большойстепени обусловливают характер принятия конкретного решения в ситуациипрофессионального выбора.
Итак, на профессиональныйвыбор подростка влияет множество внутренних и внешних факторов, которыенеобходимо учитывать в реальной ситуации выбора. А также большое значение имеетповедение, обусловленное профессиональными установками, которые не в меньшейстепени влияют на принятие определенного решения.
2.2 Профильное обучение какэтап профессионального выбора
Одним из существенныхфакторов профессионального самоопределения является возраст, в которомосуществляется выбор профессии. Для возраста 13-15 лет характерно неоднородноесоциальное положение. С одной стороны ребенка продолжают волновать проблемыподросткового этапа – собственно возрастная специфика, право на автономию,проблемы взаимоотношений со сверстниками, оценок в школе, различныхмероприятий, а с другой стороны перед ними встают задачи профессиональногосамоопределения [17]. Сложность современного общества, наукоемкость профессийприводят к большему растягиванию периода детства в жизни человека. Но детствоне может расширяться бесконечно, поэтому возникает необходимость«уплотнения» некоторых возрастных этапов. Попыткой совместить задачиподросткового и юношеского возраста является профильное обучение [5].
«Профильное обучение- средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счетизменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса болееполно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условиядля обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересамии намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа естьинституциональная форма реализации этой цели». С одной стороны, в периодшкольного обучения психическое развитие еще не завершено и поэтому необходимообеспечить разнообразие и универсальность содержания образования. С другойстороны, эту универсальность приходится совмещать с задачей профессиональногосамоопределения, выбором профессии и соответственно образовательного пути,свойственного юношескому возрасту.
Реализация идеипрофильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени переднеобходимостью совершения ответственного выбора — предварительногосамоопределения в отношении направления собственной профессиональнойдеятельности.
Глава 3. Описаниеисследования
3.1 Организация и методыисследования
Цель исследования: определениевлияния детско-родительских отношений на профессиональный выбор подростка.
Объект исследования:учащиеся 9 класса.
Предмет: особенностивыбора профиля обучения в зависимости от детско-родительских отношений.
В связи с поставленнойцелью для проведения исследования были использованы психодиагностическиеметодики «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М.Марковской [7],«Опросник профессиональных установок подростков»[3].
Для выявленияосуществления выбора и принятия решения была использована анкета.
Методика диагностикиразличных позиций в отношениях между ребенком и родителями (ВРР), методикавыявления профессиональных установок (ПУ) и анкета были предложены 64испытуемым.
Исследование проводилосьпо окончанию мероприятий, организованных школой, направленных на активизациюдеятельности выбора, непосредственно перед итоговым собеседованием, во времякоторого ученики должны были принять решение о выборе того или иного профиляобучения старшей школы.
Методика«Взаимодействие родитель-ребенок» И.М.Марковской. Существует большоеколичество методик, позволяющих описать картину отношений, сложившихся вдетско-родительской диаде. Большинство этих методик ориентированы на родителя,так как предполагалось, что именно родитель является объективным источникоминформации о детско-родительских отношениях.
Однако, по данным рядаисследователей, представления родителя и подростка часто не совпадают, причем свозрастом это расхождение становится все сильнее. Кроме того, показано, что вслучае расхождения представлений родителя и ребенка, ребенок оказывается болееобъективным и описывает отношения более строго.
Поэтому для выявленияобъективной картины отношений между подростком и родителями была выбрана даннаяметодика, позволяющая сделать это с точки зрения подростка.
Достоинством даннойметодики является большое количество шкал (10 шкал). Основой для даннойметодики послужил опросник для выделения представлений подростка обособенностях детско-родительских отношений Shafer, адаптированный сотрудниками лаборатории клиническойпсихологии Института им. Бехтерева Вассерманом Л.И., Горьковой И.А иРоминициной Е.Е. и используемый под названием ADOR («Подростки о родителя»).
Методика позволяетвыяснить достаточно полную и дифференцированную картину детско-родительскихотношений по 10 шкалам:
1.нетребовательность-требовательность. Шкала предполагает оценку претензий,требований и ожиданий, которые предъявляются подростку в процессевзаимодействия. Чем выше показатели по этой шкале, тем более требователенродитель, тем более высокого уровня ответственности он ожидает от ребенка.
2. мягкость-строгостьродителя. Отражает уровень суровости мер по отношению к ребенку, жесткостиправил в отношениях между детьми и родителями, общую склонность родителей киспользованию наказаний разного уровня. Высокие показатели свидетельствуют ожестоком стиле взаимодействия родитель-ребенок.
3. автономность-контрольпо отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем более выраженоконтролирующее поведение родителя по отношению к ребенку, которое можетпроявляться в чрезмерной опеке, стремлении принимать за него решения,предупреждать малейшие трудности в его жизни. Низкие – о вседозволенности ибезразличии к ребенку. Однако возможно, что низкий контроль есть проявлениедоверия к ребенку или стремление родителя привить ему самостоятельность.
4. эмоциональнаядистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю. Эта шкала отражаетпредставление родителей о степени близости и доверительности в отношениях междуними и ребенком. Высокие показатели – родитель доверенное лицо ребенка. Низкие– отражают дистанцированность в отношениях.
5. отвержение – принятиеребенка. Отражает базовое отношение родителя к ребенку, принятие или непринятиеего личностных качеств и поведенческих проявлений. Чем выше значения по даннойшкале, тем выше готовность родителя принимать своего ребенка таким, какой онесть.
6. отсутствиесотрудничества – сотрудничество. Шкала отражает наличие или отсутствие варсенале родителей совместных с ребенком видов деятельности, в которыхучитывались бы интересы, права и обязанности обеих сторон и проявлялась быспособность устанавливать отношения равенства и партнерства. Отсутствиеравенства и партнерства в отношениях родителей и детей может быть результатомнарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стилявоспитания.
7. несогласие – согласиемежду ребенком и родителем. Эта шкала описывает характер взаимодействия междуребенком и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними вразличных жизненных ситуациях.
8. последовательность –непоследовательность в воспитании. Шкала оценивает степень предсказуемости родительскогоповедения в отношении ребенка, стабильность отношения к нему и системыпредъявляемых ему требований. Чем выше значения, тем выше последовательностьродителей в применении конкретных методов воспитания и большие возможности уребенка приспособиться к ним. Непоследовательность родителей, соответствующаянизким показателям, может быть следствием эмоциональной неуравновешенности,воспитательной неуверенности, неприятия ребенка.
9. авторитетностьродителя. Когда подростки дают высокую оценку авторитетности родителя, то чащевсего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом.Поэтому показатели этой шкалы очень важны для диагностики позитивности-негативностиотношения ребенка к родителю, как и показатели по шкале 10.
10. общая неудовлетворенность– общая удовлетворенность отношениями. Низкая удовлетворенность можетсвидетельствовать о нарушениях в структуре родительских отношений, возможныхконфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуации.
«Опросникпрофессиональных установок подростков».
Профессиональныеустановки выражают готовность индивида принимать профессионально важныерешения. Проблема профессиональных установок достаточно основательно изучена взарубежной психологии, и оснащена хорошим психодиагностическим аппаратом(например, методика «Шкала зрелости профессиональных установок»). Вотечественной психологии также проводились исследования проблемыпрофессиональных установок, и была разработана своя методика выявленияпрофессиональных установок, проявляющихся в ситуации профессионального выбора.Основой, отражающей общее представление о протекании процесса профессиональноговыбора и субъективного восприятия конкретным подростком его профессиональногоразвития, являются ответы на вопросы: на что делается основной акцентпроблемности решения профессиональной задачи (внешние, обусловленныесоциальными обстоятельствами, факторы или внутренние, обусловленные личностнымикачествами); на кого направлена адресация акцента проблемности (на самого себяили на других)?
Опросник включает 5факторов, которые рассматриваются как определенные, качественно своеобразныепрофессиональные установки:
1. нерешительностьпрофессионального выбора. Объединяет высказывания, характеризующиеся чувствомнерешительности, неуверенности, отсутствием четких критериев и представлений,касающихся профессионального развития, плохой информированностью о мирепрофессий. При низких значениях, полученных при ответах можно говорить орешительности и уверенности в выборе.
2. рационализмпрофессионального выбора, характеризуется основательностью, рассудочностью,готовностью действовать по плану, после обстоятельных размышлений.Противоположный полюс этого фактора можно рассматривать как показательимпульсивности и неосновательности.
3. оптимизм в отношениипрофессионального будущего. Этот фактор связан с идеализацией, «юношескиммаксимализмом», чувством избранности, с ощущением, что все проблемы могутбыть разрешены. Противоположный полюс – реализм профессионального выбора.
4. высокая самооценка.Характеризуется завышенной самооценкой, верой в свои силы и способности,чрезмерным доверием своему субъективному впечатлению, упорством и готовностью кпреодолению трудностей. Низкие значения этого фактора могут свидетельствовать озаниженной самооценке и наличии неудачного опыта решения жизненных задач.
5. зависимость впрофессиональном выборе. Объединяет высказывания, связанные снесамостоятельностью, податливостью, зависимостью от мнения и влияния других, ссоциальной незрелостью. Соответственно противоположный полюс этого фактора –независимость в профессиональном выборе.
Анкета. В основу анкетылегли некоторые пункты опросника «Схема альтернативного выбора» [9].Данная методика не является в строгом смысле слова опросником. Она помогаетподростку сузить варианты выбора при наличии альтернатив благодаряпредставленному в методике перечню мотивационных факторов. В анкете былииспользованы факторы общего порядка, то есть те, которые могут учитываться влюбом из вариантов профессионального выбора (например, профессии, учебногозаведения, места работа). Также в анкету были включены вопросы, направленные навыяснение определенности в выборе.
3.2 Результаты исследования
Полученные по методикеВРР данные были обработаны по 10 шкалам для каждого испытуемого. Также полученыданные по имеющимся у испытуемых профессиональным установкам.
Был проведенкорреляционный анализ между факторами профессиональных установок и позициями вдетско-родительском взаимодействии, который показал, что контроль родителейположительно коррелирует с нерешительностью и зависимостью в ПУ (r=0,516, r=0,406), эмоциональная дистанция в отношениях отрицательносвязана с зависимостью (r=-0,22),принятие индивидуальности ребенка и наличие выполняемых совместно с ребенкомдел отрицательно коррелирует с нерешительностью (r=-0,821), частота и степень согласия между родителями иребенком в различных жизненных ситуациях отрицательно связаны с зависимостью (r=-0,240), а также отрицательнокоррелируют с нерешительсностью в ПУ авторитетность родителей и общая удовлетворенностьотношениями (r=-0,23, r=-0,28).
Все позиции, по которымописываются детско-родительские отношения, так или иначе связаны с уверенностьюили неуверенностью в своем решении, с опорой на собственные представления обудущей профессии или на мнение окружающих, с реализацией решительныхпоследовательных шагов в процессе выбора или позицией неопределенности привыборе.
Для дальнейшего анализарезультатов были выделены группы испытуемых:
— самостоятельных и определившихсяс выбором;
— несамостоятельно осуществляющихсвой выбор.
На основании анкетныхданных выделены испытуемые, которые уже приняли решение и испытуемые, которыесобираются сделать это, а также те, кто принимал решение самостоятельно и те,кто обращался за помощью к другим.
Затем из опросника профессиональныхустановок выделены два фактора — нерешительность и зависимость, как типы ПУ –позволяющие охарактеризовать испытуемых как самостоятельных-зависимых ирешительных-нерешительных в профессиональном выборе. Для этого использовалсяпринцип отличия в уровне показателей от среднего (М+_ ¼Сигма).
После соотнесения всехданных составлена таблица, в которой выделены две группы испытуемых, называемыеусловно НЗР (независимые-решительные) и НРЗ (нерешительные-зависимые) ипредставлены данные по шкалам ВРР для каждой из групп (табл. 1).
Таблица № 1 требовательность строгость контроль эмоц. близость принятие сотрудничество согласие последовательность авторитетность удовлетворенность НЗР 14,3 10,3 15,1 17,9 17,9 17,3 15,2 14,7 16,8 20,1 НРЗ 14,88 11,6 15,76 14,68 15,6 16,8 14,48 14,3 15,56 15,84
По данным средних,представленных в таблице, видны особенности в ДРО: уровни показателей по шкаламВРР в обеих группах испытуемых имеют явные различия в 4-х случаях (шкалыэмоциональная дистанция, принятие, сотрудничество и удовлетворенностьотношениями). С изменением эмоциональных отношений и принятием индивидуальностиребенка изменяется удовлетворенность отношениями в целом. Наличие совместных сребенком видов деятельности, в которых проявляется партнерское отношение кребенку, учитываются его права, говорит о позитивном отношении к ребенку, оналичии интереса к его делам и уважении к его мнению.
Отсутствие различий поуровню остальных шкал говорит о том, что требовательность и контроль,последовательность в воспитательных воздействиях и авторитетность родителейимеет не столь сильное значение для восприятия отношений с родителями какудовлетворительных. То есть удовлетворенность детско-родительскими отношениямиопределяется тем, что ребенок ощущает доверие к себе, уверен в том, что егопонимают, принимают таким как есть, что его отношения с родителями эмоциональноблизки.
При этом имеются явныеотличия в уровнях показателей по шкалам эмоциональная дистанция, принятие иобщая удовлетворенность отношениями в каждой из групп. В группе НЗР они выше,чем в группе НРЗ.
Для выделенияособенностей и различий в выраженности позиций детско-родительских отношенийдля обеих групп испытуемых были построены профили детско-родительскихотношений, которые показывают, что разброс показателей по каждой из шкал дляобеих групп различен: в группе НРЗ он больше по всем шкалам, в группе НЗР показателипо каждой из шкал более однородны. Эти данные говорят о том, что в общемотношения между родителями и ребенком в группе НЗР характеризуются сходством ввыраженности каждой позиции. Тогда как в группе НРЗ индивидуальные показателипо выраженности каждой позиции детско-родительских отношений имеют большойразброс, характеризуются резкой сменой показателей по каждой шкале.
Таблица №2Позиции ВРР НЗР низкие показатели высокие показатели НРЗ требовательность 11-17 5-12 12-25 7-21 строгость 7-16 5-12 12-25 8-19 контроль 13-20 5-12 12-25 11-19 эмоц.дистанция 13-25 5-12 12-25 9-21 принятие 15-24 5-12 12-25 9-21 сотрудничество 15-20 5-12 12-25 9-21 согласие 12-17 5-12 12-25 7-19 последовательность 8-20 5-12 12-25 9-21 авторитетность 11-21 5-12 12-25 5-21 удовлетв.отнош. 14-25 5-12 12-25 7-24
В группе НЗР наблюдаютсяболее низкий уровень требовательности, строгости, более высокие показателишкалы эмоциональная близость, принятие, сотрудничество, согласие,авторитетность и удовлетворенность отношениями, чем в группе НРЗ. Отношения вгруппе НРЗ характеризуются слабой эмоциональной связью (9 испытуемых), низкимуровнем принятия (9 исп.), повышенной требовательностью (7 исп.), склонностьюродителей к использованию строгих наказаний (12 исп.), отсутствием равенства ипартнерства в отношениях (8 исп.), меньшей авторитетностью родителей (5 исп.),неудовлетворенностью отношениями (7 исп.). В соответствии с целью исследования,на основании теоретического материала и содержания шкал опросника ВРР, дляанализа результатов были выделены шкалы, позволяющие описать безусловную(личностную) и условную (предметную) составляющие детско-родительских отношений.К ним относятся шкалы эмоциональная дистанция и принятие, как личностнаясоставляющая, и шкалы требовательность и контроль, как предметная составляющаядетско-родительских отношений. Показатели по личностной и предметнойсоставляющей представлены в таблице:
Таблица №3 П Л требовательность контроль эмоциональная дистанция принятие НЗР (11 чел.) 14,3 (11-17) 15,1 (13-20) 17,9 (13-25) 17,9 (15-24) НРЗ (25 чел.) 14,88 (7-21) 15,76 (11-19) 14,68 (9-21) 15,6 (9-21)
В обеих группахиспытуемых наблюдается высокий уровень контроля и требовательности (предметнаясоставляющая) и эмоциональной близости и принятия (личностная составляющая).При этом показатели уровня личностной составляющей в группе испытуемых НЗРболее высокие.
Различия в выраженности двухсоставляющих детско-родительских отношений для каждой группы представлены ввиде гистограммы.
/>
В результатестатистического анализа выявлено, что у НЗР значимо выражена личностная составляющая(t=3,914; р=0,01), а у группыиспытуемых НРЗ выраженность предметной составляющей отсутствует.
3.3 Выводы
В результате проведенногоисследования установлено, что:
1. В отношениях сродителями для подростков исследуемой выборки значимыми являются принятиеиндивидуальности подростка, доверительное отношение к нему, понимание, теплотаи эмоциональная поддержка со стороны родителей. В сравнении с этой сторонойотношений контролирующие функции, требовательность, отсутствиепоследовательности в воспитательных воздействиях, согласие по различнымвопросам для подростков менее значимы.
2. Придетско-родительских отношениях, характеризующихся дистанцированностью, низкимуровнем принятия, высокой требовательностью, строгостью, снижениемавторитетности родителей и общей неудовлетворенностью отношениями, подросткиисследуемой выборки осуществляют выбор неуверенно и принимают решение несамостоятельно.
3. Эмоционально близкиеотношения с ребенком, принятие его личностных и поведенческих проявлений,доверительность в отношениях, которые преобладают в детско-родительскомвзаимодействии по сравнению с требовательностью и контролирующими функциями,предъявляемыми к ребенку, формируют уверенность в профессиональном выборе,позицию независимости от мнения других, способность самостоятельно приниматьрешения в ситуации профессионального выбора.
Таким образом,предположение о том, что безусловная (личностная) составляющая вдетско-родительских отношениях более выражена у подростков, самостоятельнопринимающих решение о выборе профиля обучения и уверенных в своем выборе,подтвердилось. При этом условная (предметная) составляющая в меньшей степениопределяет выбор профиля, что является частичным подтверждением второй частигипотезы и требует дальнейших исследований.
Заключение
На успешное развитиеребенка, на формирование его личностных особенностей, на построение его жизни вцелом наиболее сильное влияние оказывают детско-родительские отношения,соотношение и содержательное наполнение различных позиций, характеризующих этиотношения.
Анализ теоретическогоматериала и психологических исследований по проблеме профессиональногосамоопределения выявил, что на его успешность влияют многие факторы. Один изнаиболее значимых факторов – детско-родительские отношения.
Также с точки зренияобщей успешности профессионального самоопределения большое значение имеет то,как подросток осуществляет профессиональный выбор. Выявлено, что на моментвыбора профиля обучения старшей школы, многие подростки не готовы совершитьэтот выбор. Выявленная связь между выбором и детско-родительскими отношениями показывает,что на формирование готовности к осуществлению выбора влияют особенности структурыэтих отношений: выраженность эмоциональной составляющей, безусловногоположительного отношения к личности ребенка по сравнению с оценочной позицией,контролем и требовательностью родителей к ребенку.
Таким образом, наряду сумением дифференцировать свои способности, интересы, возможности, в условияхпредпрофильной подготовки важно учитывать готовность подростка осуществлятьвыбор и его детско-родительские отношения.
Список литературы
1 Дружинин В.Н. Психология семьи. — Екатеринбург, 2000
2 Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
3 Кондаков И.М. Диагностика профессиональных установокподростков // Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 122–130.
4 Котова Е.В. Исследование особенностейдетско-родительских отношений. — Красноярск., 2003
5 Логинова Г.П. Психологические аспекты профильногообучения//Психологическая наука и образование, 2003, №3, С.43-47
6 М.Мид. Культура и мир детства. — М.,1990
7 Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействияродителей с детьми// Журнал Практического Психолога. 1998. №3.
8 Мудрик А.В. Время поисков и решений. — М.,1990
9 Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.- М., 1996
10 Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. — М.,2005
11 Психологическая служба школы. Учебное пособие длястудентов: под ред. Дубровиной и.В. — М., 1995
12 Психологическое сопровождение выбора профессии. Н-мпособие/ под ред. Л.М. Митиной. — М., 2003
13 Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- С-Пб., 1999
14 Родители и дети. Психология взаимоотношений./под ред.Савиной Е.А., Смирновой Е.О. — М.,2003
15 Семья в психологической консультации./под ред. БодалеваА.В., Столина В.В. — М.,1989
16 Сидоренко Е.В. Методы математической обработки впсихологии. — Спб.: ООО «Речь», 2004
17 Силяева Е.Г. Психология семейных отношений. — М.:Академия, 2002.
18 Словарь психолога-практика/ Сост. С.Ю.Головин. — Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001
19 Смирнова Е.В., Быкова М.В. Опыт исследования структурыи динамики родительского отношения / www.erudition.ru
20 Солсо Р. и др. Экспериментальная психология:Практический курс. — СПб, М., 2002
21 Фомичева Л.Ф. Исследование формирования образа Я впредставлений об отношениях с родителями.//Психологическая наука и образование,2005, №3, С.52-56
22 Формирование личности в переходный период отподросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1987.
23 Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.
24 www.psyedu.ru/Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Психологическая наука и образование/ 1998, №1
25 www.informika.ru / Клочко В.Е., Шептенко О.Б.Системная детерминация профессиональных установок в реальной жизнедеятельности/2005