ВВЕДЕНИЕ
Работа с тканью,изготовление одежды, выполнение работы своими руками является одним из средствсамовыражения, развивающие творческое мышление, дающее возможность реализоватьсвои замыслы в изготовлении конкретного швейного изделия.
Целью данной работы являетсяразработка и выполнение проекта по пошиву дипломного изделия под руководствомпреподавателей. А также формирование таких качеств, как способностьсамостоятельно решать творческие и технологические задачи, приниматьобоснованные решения, применять и использовать приобретенные умения, знания,навыки и информацию на практике в дальнейшей жизни.
Задачей является — обобщитьтеоретические знания, навыки и умения, полученные в процессе обучения вколледже, для создания швейного изделия.
Швейная промышленностьявляется одной из крупнейших отраслей легкой промышленности.
Главная задача швейнойпромышленности — удовлетворение потребности людей в одежде высокого качества иразнообразного ассортимента. Решение этой задачи осуществляется на основеповышенной эффективности производства, ускорения научно — техническогопрогресса, роста производительности труда, всемерного улучшения качестваработы, совершенствования труда и производства.
При массовом производствешвейных изделий решающая роль принадлежит технологическому процессу, которыйпредставляет собой экономически целесообразную совокупность технологическихопераций по обработке и сборке деталей и узлов швейных изделий.
Современная швейная отрасль,выпускающая одежду массового производства, должна характеризоваться достаточновысоким уровнем техники, технологии и организации производства, наличием крупныхспециализированных предприятий и производственных объединений.
Совершенствование швейногопроизводства предусматривает внедрение высокопроизводительного оборудования,поточных линий, расширение ассортимента и улучшение качества одежды, выпускизделий, пользующихся повышенным спросом. Ассортимент швейных изделий долженобновляться в результате расширения ассортимента и улучшения качества сырьевойбазы швейной промышленности. Технология современного швейного производства всеболее становится механической, ее эффективность в первую очередь зависит отприменяемого оборудования.
Решение задач, стоящих передшвейной промышленностью требует больших и глубоких знаний от портных. Без этихзнаний невозможно внедрять новые технологические процессы швейного производства,необходимые для изготовления одежды высокого качества.
1ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА МОДЕЛИ
1.1 НАПРАВЛЕНИЕМОДЫ
Самый популярный цвет этогогода, без сомнения, белый. На показах модных коллекций 2010 года доминировалснежно-белый цвет.
Такой выбор дизайнероввполне понятен: это цвет олицетворяет собой свежесть и невинность, элегантностьи романтичность. Белый – лучшее цветовое решение для теплого времени года, неговоря уже об универсальности этого цвета, ведь белый к лицу женщинам любоговозраста и любого цветотипа.
Модные дизайнеры предлагаютсамые различные предметы гардероба и аксессуары в белом цвете: обувь, сумки,брюки, блузы и т.д. Белый цвет прекрасно подчеркивает фигуру, всегда«держит» стиль. Его могут выбрать и полные женщины, если предпочтут достаточносвободные модели. Белый для сезона весна-лето – все равно что черный дляосеннего сезона: оттенок, никогда не выходящий из моды, всегда актуальный илегко приспосабливаемый к любому стилю. Черный и белый – настоящая классикамоды, о чем прекрасно знала легендарная Коко Шанель, одна из ранних поклонницмонохромной палитры.
В новом весенне-летнемсезоне белый цвет стал еще и символом чего-то нового – в данном случае,начинающегося нового десятилетия в моде.
Часто дизайнеры используют вразработке новых модных линий одежды прием контрастов. Они самые разные, но,почти всегда, беспроигрышные.
Совсем недавно сочетаниебелого и черного цветов ассоциировалось со скучной и невыразительной одеждойдля работы. Ее носили, когда не знали, что надеть, либо тогда, когда нужны былипресловутые белый верх и черный низ. Сейчас это – классика, способная вершитьчудеса. Выглядит и элегантно, и нарядно, и соблазнительно, и роскошно. Контрастне нарушил модные тенденции, а лишь разбавил модные цвета темных тонов. Черно-белыйконтраст остается актуальным как в повседневной одежде, так и в вечерней моде.
Современная мода основнымиориентирами выбрала тему экологии, сохранения традиций культуры прошлого и в тоже время учитывает основные модные образные решения. Поскольку тема проектасвязана с народным декоративно-прикладным искусством в технике лоскутного шитья,для проекта выбирается образная тема «Нео-люкс» с элементами фольклорногостиля.
«Нео-люкс». Рафинированныйроскошный образ, решенный в модном минималистическом ключе. На первый этапвыходят сложные серо-голубые, темно-грибные оттенки. Самыми актуальнымиявляются полностью одноцветные комплекты, включая обувь и аксессуары. Брюки –трубы с корсажным поясом и облегающие брюки из кожи – в центре внимания. Особаяроль отводится строгим прямым или слегка зауженным книзу юбкам с эффективнымискладками, рельефами или крупными карманами.
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКАВНЕШНИХ ДАННЫХ ДЕМОНСТРАТОРА
В качестве демонстраторавыступает преподаватель колледжа. Её образ производит впечатление человекадоброго, открытого и энергичного. Она умеренно относиться к моде, предпочитаетклассический стиль в одежде, любит эксклюзивные изделия с элементами ручнойработы. По отношению к моде демонстратор не отказывается от модных силуэтов,форм, линий и отделок.
У демонстратора темно-русыеволосы, оливковый цвет кожи, янтарные глаза с теплым оттенком. Таким образом,демонстратор относится к зимнему колористическому типу. В соответствии с нимможно рекомендовать следующие цвета в одежде: яркие холодные цвета, насыщенныеоттенки малинового, бирюзового, а также цвета черно-белой гаммы, такие какчисто белый цвет (медицинский).
Демонстратор относится кстаршей возрастной группе. По сравнению с условно-идеальной фигурой у нее естьсвои особенности: более короткая и полная шея, короткий участок от линии талиидо линии обхвата под грудью, увеличенный объем бедра, объемная грудь.
При проектировании моделиодежды важно не утяжелить фигуру, необходимо располагать акценты в центре илина бедрах, подчеркнуть линию рельефов на деталях переда, что зрительно делаетфигуру стройнее.
Визуально фигуравоспринимается равновесным типом, ширина плеч и бедер примерно одинаковые,сглаженный переход от линии талии к бедру, линия плеч спрямленная. Мезоморфныйтип пропорций фигуры.
1.3ВЫБОР МОДЕЛИ
С учетом индивидуальныхособенностей фигуры больше всего подходят силуэты, визуально делающие фигурустройнее. В связи с этим выбираются следующие силуэты, придающие динамикуформе: прямой, полуприлегающий и трапециевидный. По пропорциям фигура не должнабыть разделена на равные части, но при этом блузка должна перекрывать линиюбедра, что рекомендовано для старшей возрастной группы. При выборе линий должнапреобладать вертикаль. Эту задачу выполняют рельефы, выходящие из плечевогошва. Они создают форму и разбивают большую плоскость на несколько более мелких,что делает фигуру более стройной. Также к вертикальным швам нужно отнести исредний шов на спинке, обеспечивающий дополнительное прилегание по спинке.
У данной фигуры широкиеплечи, и подходящим рукавом будет втачной. Поскольку демонстратор предпочитаетэксклюзивные изделия с отделкой ручной работы, предлагается отделка пэчворк втехнике «Крэйзи». Фигура позволяет делать акценты в центре или на бедрах, гдеиспользована отделка.
При выборе цвета учитывалосьжелание демонстратора, хотелось, чтобы изделие подходило на разные случаижизни, хорошо сочеталось с другими вещами.
При выборе элементовкомпозиции одежды учитывается назначение одежды, пожелание демонстратора,возраст, направление моды и свойства ткани. Ассортимент выбирается всоответствии с назначением (повседневная одежда), может быть использованследующий ассортимент: юбка, брюки, блузы. Универсальное назначение имеютблузка и брюки, подходящие демонстратору.
На блузку выбрана качественнаяхлопковая плотная ткань белого цвета, а брюки выполнены из черногополушерстяного материала. Рекомендуемые размеры 166-100-120 – 175-125-140.
1.5ОПИСАНИЕ ВНЕШНЕГО ВИДА ПРОЕКТИРУЕМОГОИЗДЕЛИЯ
Женский костюмуниверсального назначения, его можно одеть и на торжественное мероприятие, и носитьна каждый день.
Костюм состоит из блузы ибрюк полуприлегающего силуэта. Блуза выполнена из костюмной ткани белого цвета,а брюки – черного.
Блуза полуприлегающегосилуэта, конструктивно решена с помощью рельефов, выходящих из плечевого шва надеталях переда и спинки; с отрезной центральной частью переда по линии «Ампир».В шов притачивания рельефов вставлена отделочная полоса, выполненная в техникепэчворк. На деталях переда имеются накладные карманы, выполненные в технике«Крэйзи-пэчворк», по краям отделаны атласом. Блуза с рукавом втачного покроя,рукава двушовные, с отрезными манжетами и отделочной вставкой по линиипритачивания манжеты. Длина рукавов до запястья, к низу слегка заужены. Линияплеч спрямленная, слегка расширенная за счет плечевых накладок. Уровень линииталии слегка завышен. Застежка центральная на пуговицы. Длина блузы нижесередины бедра.
Брюки классического стиля,выполнены из костюмной ткани черного цвета, прямые по всей длине. Форма брюксоздается за счет заутюженных стрелок. На задних половинках брюк есть талиевыевытачки, обеспечивающие лучшее прилегание в области талии. Верхний срезобработан притачным поясом, застегивающимся на одну петлю и пуговицу. Нижнийсрез брюк обработан швом вподгибку с открытым срезом, длина брюк до пола.
Костюм рекомендуется дляповседневной и нарядной носки женщинам III и IV полнотным группам, длясредней и старшей возрастных групп.
2ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
2.1ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОЙ ТКАНИ, ПОДКЛАДОЧНЫХ И ОТДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Таблица2.1
Характеристикаи обоснование выбора материалов
Наименование и
характеристика
материалов
Обоснование выбора
материалов
Ткань верха – платьево-блузочная:
1) волокнистый состав – хлопок;
2) саржевое переплетение;
3) кардная система прядения;
4) отбеленная. Ткань модного цвета, по составу хлопок, наиболее подходящая для носки изделия летом.
Ткань костюмная:
1) волокнистый состав – полушерсть с примесью лавсана;
2) саржевое переплетение;
3) гребенная система прядения;
4) гладкокрашеная расцветка. Качественная ткань подходящего цвета
Атлас желтый:
1)волокнистый состав – вискоза;
2)атласное переплетение
3) гладкокрашеная расцветка. Подходящий цвет, красивый блеск.
Технологические свойстваткани верха:
— трение и скольжение небольшие,так как в состав ткани входит хлопок, у него извитое волокно;
— сопротивление тканирезанию среднее, так как хлопок-это целлюлоза, которая обладает максимальнымсопротивлением;
— средняя осыпаемость, таккак ткань плотная;
— небольшая раздвижка нитейв швах, так как ткань плотная;
— усадка небольшая, так какткань по волокнистому составу хлопок;
-номера игл №90;
— нитки ЛЛ45.
Таблица 2.2
Режимывлажно-тепловой обработки материаловМатериалы Температура поверхности утюга, С Масса утюга, кг. Время обработки, сек.
Увлажнение, % к массе
материала 1 2 3 4 5 Основная ткань 160-170 1,8-2 15-30 30-40
Ткань
на брюки 150-160 1,8-2 10-30 40-50
Гигиенические свойства тканиверха:
— гигроскопичность высокая,так как в составе ткани хлопковые волокна;
— воздухопроницаемостьвысокая, так как хлопковое волокно имеет канал внутри;
— паропроницаемость высокая;
— намокаемость высокая,потому что волокнистый состав ткани хлопок;
— теплозащитность средняя;
— пылеемкость высокая, таккак хлопковое волокно извитое, и ткань белой расцветки;
— электризуемость низкая.
2.2ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕНЯЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Таблица2.3
Характеристикаприменяемого оборудования
Класс, завод
изготовитель
Назначение
машины
Скорость,
об/мин. Вид строчки «Минерва» CS-811 класс (Чехословакия) Предназначена для обметывания петель в изделиях платьево-блузочного ассортимента и белья 1 500 Петельная строчка однониточного зигзагообразного цепного стежка. Код стежка 107
GN 793 TYPIKAL
(Китай)
Одноигольная, специальная, неавтоматизирована.
Стачивающе-обметочная для обработки срезов платьево-блузочных тканей. 6 000 Строчка трехниточного стачивающе-обметочного цепного стежка. Код стежка 504
АО «Орша» 1022кл.
Беларусь Одноигольная универсальная машина для стачивания деталей изделий 4 000 Строчка двухниточного однолинейного прямого челночного стежка. Код стежка 301
Таблица2.4
Характеристикаоборудования для ВТОМарка утюга, пресса Максимальное усилие прессования или масса утюга, кг. Вид нагрева Дополнительные сведения 1 2 3 4 Парогенератор SILTER SPR/MN 2035 - электрический Емкость 3.5л. Нагрев бойлера 1250Вт, давление пара 2,5Bar, продолжительность работы не менее 5часов.
SILTER
STB-2005
(Турция) 1, 96 электропаровой нагрев 800Вт, размер подошвы 122 /225мм
Таблица2.5
Характеристикасредств малой механизацииНомер приспособления Назначение
G7 (120428)
Откидная двухпозиционная направляющая
линейка Для соединения деталей с уравниванием срезов для получения ровной строчки.
2.3ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬПОДГОТОВКИ ИЗДЕЛИЙ К ПЕРВОЙ ПРИМЕРКЕ И ОБРАБОТКЕ ИХ ПОСЛЕ ПРИМЕРКИ
2.3.1 Последовательностьподготовки блузы к первой примерке
/>
2.3.2 Последовательностьобработки блузы после первой примерки
/>
/>/> />
Обработка отделочных деталей в технике пэчворк «Крэзи»
/> /> /> /> /> /> />
Обработка рельефов />
/> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Обработка срезов
Обработка низа рукавов
/>/>
/>
2.3.3 Последовательностьподготовки брюк к первой примерке
/>
2.3.4 Последовательностьобработки брюк после примерки
/>
Обработка низа брюк
/>
3 ТЕХНИКАБЕЗОПАСНОСТИ
Техника безопасности – этосистема технических средств, мероприятий и приемов труда, обеспечивающихбезопасность работающих
Люди, работающие на швейныхмашинах (швеи) должны быть обучены и инструктированы. Должны иметь необходимыезнания о заправке ниток, чистке, уходе за швейными машинами иэлектрооборудованием.
Основные задачи техникибезопасности:
— изучение условий и причинпрямо или косвенно влияющих на возникновение травматизма;
— разработка организационныхи технических мероприятий для предотвращения несчастных случаев;
— внедрение в жизньразработанных мероприятий.
Техника безопасности приработе с ножницами:
— работать хорошоотрегулированными и заточенными ножницами;
— ножницы класть кольцами ксебе;
— следить за движениемлезвий во время резания;
— не оставлять ножницыраскрытыми;
— передавать ножницыкольцами вперед;
— не махать ножницами, неподносить к лицу;
— использовать ножницытолько по назначению;
— после окончания работыубрать ножницы в футляр;
— хранить ножницы всегда вопределенном месте.
Техника безопасности приработе с иглой:
— хранить иголку вигольнице;
— не оставлять иглу нарабочем месте без нитки;
— передавать иглу вигольнице с ниткой;
— не брать иглу в рот;
— не втыкать иглу в одежду:
— во время работы с иглойпользоваться наперстком;
— до и после работыпроверять количество игл;
— хранить игольницу с иглойвсегда в одном месте;
— во время работы втыкатьиглу только в игольницу:
— не отвлекаться во времяработы с иглой.
Техника безопасности приработе на швейной машине:
— привести в порядок своюодежду, не приступать к работе в не застёгнутой одежде;
— перед началом работыпроверить свое рабочее место, швейное оборудование, и убедиться в егоисправности, наличии ограждений;
— проверить, установлена лилапка с предохранителем от прокола пальцев, имеются ли ограждения навращающихся частях швейного оборудования;
— при выявлениинеисправности оборудования сообщить мастеру.
Во время работы:
— не отвлекаться, и неотвлекать соседей посторонними разговорами;
— не производить чистку исмазку машины на ходу;
— выполнять только туработу, которая вам поручена, при условии, что безопасные способы ее выполненияхорошо вам известны. При получении новой (незнакомой) работы или в сомнительныхслучаях необходимо обратиться к руководителю за дополнительными разъяснениями иинструктажем по технике безопасности;
— не класть ножницы,отвёртки и др. рабочие инструменты, приспособления около приводного ремня ивращающихся механизмов работающего оборудования;
— машину в работу вводитьплавно, нажимая ногой на пусковую педаль без рывков;
— тормозить машину толькопедалью, не тормозить маховое колесо и не ускорять его движением руки;
— не допускать к рабочемуместу посторонних лиц;
— следить за состояниемпроходов, не загромождать проходы в местах встречных движений работающих;
— подкладывая ткань подлапку, не подводить руки близко к игле во избежание прокола пальцев;
— при заправке игольнойнитки, замене шпули и наладке оборудования держать ноги на пусковой педализапрещается, если включен электродвигатель;
— не касаться движущихсячастей оборудования, не открывать и не снимать ограждения, предохранительныеприспособления;
— во избежание несчастногослучая не вытягивать при включенном электродвигателе нитки, ткань и др.предметы, случайно попавшие в приводной ремень;
— если при прикосновении кмашине, кронштейну и другим предметам, находящимся на рабочем месте чувствуетсядействие тока, (легкое покалывание) об этом необходимо сообщить мастеру;
— не разбрасывать пустыхкатушек, бобин и др. предметы по цеху;
— следить, чтобы наобмёточных машинах механизмы петлителей были ограждены щитками, имеющиминадёжную фиксацию как в рабочем и холостом положении;
— механизмы игл должнызакрываться откидными или съёмными кожухами;
— следить, чтобы пуговичные,закрепочные, петельные полуавтоматы и стачивающие — обмёточные машины былиснабжены прозрачными щитками, предохраняющих учащихся от ранений обломками игли пуговиц;
— не работать вблизи неизолированных и не снабжённых надёжными защитными устройствами токоведущихчастей электрооборудования;
— во время работыподдерживать порядок на своём рабочем месте и возле него, не допускатьзагромождения проходов между машинами.
Техника безопасности приработе на парогенераторе:
— не касаться нагретых деталей утюга;
— не разбирать парогенератор;
— проверятьисправность вилки и изоляции электрического шнура утюга;
— убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического коврикана полу около места для глажения;
— перед включением электрического утюга в сеть встать на диэлектрический коврик;
— включать и выключать электрический утюг в сеть только сухими руками;
— при работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюга не касаласьэлектрического шнура;
— во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг безприсмотра;
— доставая вилку, придерживать рукой розетку.
Присоблюдении данных правил техники безопасности работа с приспособлениями иоборудованием будет безопасна.
ВЫВОД
Целью письменной экзаменационнойработы является разработка технологической документации на изготовлениеженского комплекта — блуза и брюки.
В результате выполненнойработы разработан комплект, состоящий из блузы и брюк классического стиля.Блуза белого цвета полуприлегающего силуэта, длиной ниже середины бедра, наблузе выполнена отделка в технике пэчворк «Крэзи».
Модель разработана всоответствии с направлением моды (в которой главенствует белый цвет и стильнео-люкс), и образом демонстратора по его колористическому типу, типу фигуры ипожеланиям. Проектируемая модель подчеркивает женственность демонстратора ипридает некую романтичность.
Выбранный комплектпредназначен для торжественных мероприятий и для повседневного ношения, поэтомудля его изготовления выбрана ткань из хлопковых волокон с модной расцветкой. Впроцессе выполнения работы проведены исследования используемых материалов ифурнитуры, даны их описания и полная характеристика.
В технологическом разделепредоставлены методы обработки основных узлов изделия. Предложенные методыобработки выбраны с учетом требований нормативно технической документации,свойств обрабатываемого материала и модных тенденций. Выбранные методыобеспечивают качество изготовленных изделий. Также в этом разделе представленахарактеристика используемого оборудования и средств малой механизации.
В технологическом разделепредставлена последовательность подготовки изделия к первой примерке, иобработки его после примерки.
В третьем разделе письменнойработы перечислены технические правила безопасности, которую нужно соблюдатьдля безопасности работы.
Цель и задачи письменнойработы полностью достигнуты.
ЛИТЕРАТУРА
1. ГОСТ 2.104-68 «ЕСКД. Основные надписи»
2. ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам»
3. ГОСТ 2.106-68 «ЕСКД. Текстовые документы»
4. Беляева Г. Летняя одежда Издательство: Феникс, 2000 г. 352 стр.
5. Бочкарева В.Е. Энциклопедия шитья от «А» до«я». Издательство: РИПОЛ КЛАССИК, 2001 г.-368 стр.
6. Блинов Б.И. «По одежке встречают…». 2-е изд. Лит запись О.Евсикова и И. Шихмана. М., «Молодая гвардия», 1974 – 128с., с илл.
7. Булатова Е.Б. Конструктивное моделирование одежды: Учеб. пособиедля высш. учеб. завед. Е. Б. Булатова, М. Н. Евсеева. – М.: Издательский центр«Академия», 2003. – 272 с.
8. Горохов И.К., Воронин Е.И. и др. Справочник по швейномуоборудованию. Зак И. С., — М.: Легкая индустрия 1981. – 272с., ил.
9. Екшурская Т.Н., Юдина Е.Н., Белова И.А. Модная одежда своимируками. – СПБ.: ТИТ «Комета», 1994. – 464с.
10. Ерзенкова Н.В. Школа кройки и шитья – Минск: совр. шк., 2007. –448с.
11. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественноеоформление одежды: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования.– М.: Мастерство; издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. – 184с.:ил.
12. Исаев В.В. Оборудование швейных предприятий: Учебник для кадровмассовых профессий. – 2-е изд, исправл. и доп. – М.: Легкая и пищеваяпромышленность 1983 г. – 232с.
13. Козлова Т.В. Моделирование и художественное оформление женской идетской одежды: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. Т.В. Козлова, Л.Б.Рытвинская, З.Н. Тимашева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., Легпромиздат,1990. – 320 с.: ил.
14. Кокеткин П.П., Сафронова И.В., Кочегура Т.Н. Пути улучшениякачества изготовления одежды. – М.: Легпромиздат, 1989. – 240 с.: ил.
15. Назарова А.И. и др. Технология швейных изделий по индивидуальнымзаказам. Учебник для вузов. М., «Легкая индустрия» 1975. – 440 с. с ил.
16. Орлова Л.В. Азбука моды. – М.: Просвещение, 1988. – 176с.: ил.
17. Осипова Л.В. Практикум по обработке тканей. Учеб. пособие дляучащихся IX-X классов. Изд. 3-е, перераб и доп. М., «Просвещение», 1973. –159с.: ил.
18. Попова Н.С. Выполнение различных строчек и швов на бытовых швейныхмашинах. Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Легкая индустрия», 1972 – 152с.: ил.
19. Ревичева Ф.А. Изготовление женской и детской верхней одежды.Учебник для учащихся профессионально-технических учебных заведений легкойпромышленности. Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Легкая индустрия», 1972 г. – 344с.: ил.
20. Реут Т.Н., Конторер Р.Б., Кочанова А.И. Технология изготовленияшвейных изделий: учебник для сред. спец. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Легпромбытиздат, 1989. – 320 с.: ил.
21. Слободянюк Э.А., Малин С.Н. Лабораторный практикум по оборудованиюшвейного производства: Учеб. пособие для техникумов. – 3-е изд., перераб. – М.:Легпромбытиздат, 1986. – 96с.: ил.
22. Труханова А.Т. Технология женской легкой одежды. Изд. 2-е, испр. идоп. Учебник. М., «Легкая индустрия», 1975. – 368 с.: ил.
23. Франц В.Я. Оборудование швейного производства: Учеб. для средпроф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2002 г. – 448с.
24. Шитье — мое хобби. Издательство: «Энне БурдаГмбХ&Ко», Оффенбург, Германия. Перевод ТОО «Внешсигма», 1992г. -224 стр.
25. Шитье: 101 секрет Издательство: Ниола-Пресс, пер. с англ., 1999г.- 128 стр.