Реферат по предмету "Культура и искусство"


Теория стихосложения

ТюменскийГосударственный Институт Искусств и Культуры
Кафедра«Режиссер театрализованных праздников и представлений»
Контрольнаяработа по
Сценическойречи.
Тема:«Теория стихосложения»
Выполнилстудент
2 курсаОЗО РП
ТорговникВ.Ю.

Акростих– ( от гр. аkroctichon – крайняя строка) – стихотворение,написанное с таким расчетом, чтобы начальные буквы строк образовали имя илифамилию какого-либо лица, слово или целую фразу. Например:
 
Лучезарныйдень
Угас,угас.
Ночнаятень
Ах!Скрыла нас.
Изпервых букв стихотворных строк складывается слово «луна». Так пишут иногдастихотворные загадки – разгадка в первых буквах стихов. Акростихом иногда пишутпосвящение произведения какому-либо лицу.
Акцентныйстих – ( от лат. аccentus – ударение), или тоническоестихосложение ( от гр. tonos– ударение) – система стихосложения, основанная на более или менее одинаковомчисле ритмических ударений в стихотворных строках независимо от числа слогов встроке и количества безударных слогов между ударениями. Этим акцентноестихосложение отличается от других систем стихосложения, основанных либо наодинаковом числе слогов в стихе (силлабическое стихосложение), либо наодинаковом расположении и числе ударных и безударных слогов в стопах,образующих стих (силлабо-тоническое стихосложение).
 
Армияпролетариев,
встань,стройна!
Даздравствует революция,
радостнаяи скорая!
Этоединственная
великаявойна
извсех,
какиезнала история.
(В.В.Маяковский,«Владимир Ильич Ленин)

Ритмстиха, его размеренность определяют здесь только ударения; между ударениями,как легко подсчитать, то один, то два, то четыре безударных слога, но в каждойстроке – четыре ударения.
Приналичии в большинстве строк одинакового числа ударений акцентный, илитонический, стих допускает в отдельных строках меньшее или большее их число(например, в стихотворении В.В.Маяковского «Марксизм – оружие, огнестрельный метод»).
Александрийскийстих – в русскойпоэзии двустишие шестистопного ямба с цезурой после третьей стопы. Стихисвязаны смежной рифмой.
Такимидвустишиями была написана в XIIвеке французская поэма об Александре Македонском. Отсюда название –александрийский стих.
Русскиепоэты, в том числе А.С.Пушкин, не раз обращались к александрийскому стиху, какк гибкой стихотворной форме (Значок!!! означает цензуру):
 
Угрюмыйсторож муз, !!
гонительдавний мой,
Сегоднярассуждать !!
задумаля с тобой.
Небойся: не хочу, !!прельщенный
мысльюложной,
Цензурупоносить !!
хулойнеосторожной …
(А.С.Пушкин,«Послание цензору»)
 
Алкеевастрофа – системастихосложения в Древней Греции, где она возникла еще в VIII в. до н.э., и в Древнем Риме, куда в III в. до н.э. она перешла из Греции.
Вантичном мире поэты не читали свои стихи, а пели; поэт был одновременно ипевцом, и изображали его с музыкальным инструментом – лирой (отсюда названиелирика).
Мыможем только приблизительно представить себе звучание античных стихов: их звуковаязапись до нас не дошла. Но сохранившиеся поэтические произведения поэтовдревнего мира, сочинения древних о поэзии, сообщения историков и писателей тоговремени дают нам возможность более или менее определенно представить себесистему античного стихосложения.
Античноестихосложение называют также метрическим (от латинского metron – мера).
Воснове стихотворного размера античного стихосложения лежат краткие и долгиеслоги. Время, необходимое для произнесения краткого слога, называлось мора;произнесение долгого слога занимало две моры. Долгие и краткие слоги сочеталисьв стопы, напоминающие сочетание нот в музыкальном такте. Повторение таких стопобразовывало стих – стихотворную строку. В античном стихосложении нет рифмы.
Отмечаяусловным значком (-) долгий слог и значком (&) краткий слог, приводимосновные стопы в античном стихосложении.
двусложные:
ямб:& -
хорейили трохей: — &
спондей:- —
трехсложные:
дактиль:- & &
амфибрахий:& — &
анапест:& & —
бакхий:- — &
антибакхий:& — —
амфимакр:- & -
четырехсложные:
пеонпервый: — & & &
пеонвторой: & — & &
пеонтретий: & & — &
пеончетвертый: & & & —
Помимостихов одного размера, построенных на повторении определенной стопы, в античномстихосложении были смешанные размеры, составленные из разных стоп.
Таковы,например, стихи в алкеевой строфе, названной так по имени древнегреческоголирика Алкея, и сапфический стих, которым писала древнегреческая поэтесса Сафо(или Сапфо).
Алкеевастрофа состоит из четырех стихов, из которых первые два стиха в строфе состоятиз одиннадцати долгих и коротких слогов следующего чередования:
& — & — —!!! — & & — & &
третий– из девяти слогов:
& — & — & — & — &
четвертый– из десяти слогов:
- && — &!!! & — & — &
По-русскиалкеева строфа звучит приблизительно так:
Едвапротивясь !!
 натискузлобных волн,
Ужзахлестнула !!
палубусплошь вода;
Ужепросвечивают парус,
Весьпродырявлен. !!
Ослабленыскрепы.
(Алкей,«Буря»)
Приводимпример сапфической строфы из стихотворения «Пловец» К.Павловой:
 
Колыхается!!
океанненастный,
Высьнебесную кроет !!
сумраксерый.
Удалойпловец держит !!
путьопасный
Ствердою верой.
Врусском и западноевропейском стихосложении сохранились названия стоп античногостихосложения – ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, пеон. Стихи сейчас непоют, а произносят и читают, поэтому основой современного русскогостихосложения являются не долгие и короткие слоги, а слоги ударные ибезударные.
Аллитерация– повторениеоднородных согласных, придающее стиху особую выразительность («Шипенье пенистыхбокалов. И пунша камень голубой». А.С.Пушкин).
Амфибрахий – трехсложный размер, в которомударный слог находится между двумя безударными:
 -- -
 -- -
 -- -
 
«Омилые плуты!
Кточасто их видел,
Тот,верю я, любит
крестьянскихдетей!»
(Н.А.Некрасов)
 
Анапест– трехсложныйразмер, в котором два первых слога – безударные, а последний – ударный:
 -- -
 -- -
 -- -
 
«Назовимне такую обитель,
Ятакого угла не видал…»
(Н.А.Некрасов)
 
Антитеза(от греческого antithesis – противоположение) – одна изстилистических фигур: оборот поэтической речи, в котором для усилениявыразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли,черты характера действующих лиц.
 
Я– царь, я – раб,
я– червь, я – бог!
(Г.Р.Державин,«Бог»)
Онисошлись. Волна и камень,
Стихии проза, лед и пламень
Нестоль различны меж собой …
(А.С.Пушкин,«Евгений Онегин»)
 
Античноестихосложение — системастихосложения в Древней Греции, где она возникла еще в VIII в. до н.э., и в Древнем Риме, куда в III в. до н.э. она перешла из Греции.
Вантичном мире поэты не читали свои стихи, а пели; поэт был одновременно ипевцом, и изображали его с музыкальным инструментом – лирой (отсюда названиелирика).
Мыможем только приблизительно представить себе звучание античных стихов: ихзвуковая запись до нас не дошла. Но сохранившиеся поэтические произведенияпоэтов древнего мира, сочинения древних о поэзии, сообщения историков иписателей того времени дают нам возможность более или менее определеннопредставить себе систему античного стихосложения.
Античноестихосложение называют также метрическим (от латинского metron – мера).
Воснове стихотворного размера античного стихосложения лежат краткие и долгиеслоги. Время, необходимое для произнесения краткого слога, называлось мора;произнесение долгого слога занимало две моры. Долгие и краткие слоги сочеталисьв стопы, напоминающие сочетание нот в музыкальном такте. Повторение таких стопобразовывало стих – стихотворную строку. В античном стихосложении нет рифмы.
Отмечаяусловным значком (-) долгий слог и значком (&) краткий слог, приводимосновные стопы в античном стихосложении.
двусложные:
ямб:& -
хорейили трохей: — &
спондей:- —
трехсложные:
дактиль:- & &
амфибрахий:& — &
анапест:& & —
бакхий:- — &
антибакхий:& — —
амфимакр:- & -
четырехсложные:
пеонпервый: — & & &
пеонвторой: & — & &
пеонтретий: & & — &
пеончетвертый: & & & —
Помимостихов одного размера, построенных на повторении определенной стопы, в античномстихосложении были смешанные размеры, составленные из разных стоп.
Таковы,например, стихи в алкеевой строфе, названной так по имени древнегреческоголирика Алкея, и сапфический стих, которым писала древнегреческая поэтесса Сафо(или Сапфо).
Алкеевастрофа состоит из четырех стихов, из которых первые два стиха в строфе состоятиз одиннадцати долгих и коротких слогов следующего чередования:
& — & — —!!! — & & — & &
третий– из девяти слогов:
& — & — & — & — &
четвертый– из десяти слогов:
- && — &!!! & — & — &
По-русскиалкеева строфа звучит приблизительно так:
 
Едвапротивясь !!
натискузлобных волн,
Ужзахлестнула !!
палубусплошь вода;
Ужепросвечивают парус,
Весьпродырявлен. !!
Ослабленыскрепы.
(Алкей,«Буря»)
Приводимпример сапфической строфы из стихотворения «Пловец» К.Павловой:
 
Колыхается!!
океанненастный,
Высьнебесную кроет !!
сумраксерый.
Удалойпловец держит !!
путьопасный
Ствердою верой.
Врусском и западноевропейском стихосложении сохранились названия стоп античногостихосложения – ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, пеон. Стихи сейчас непоют, а произносят и читают, поэтому основой современного русскогостихосложения являются не долгие и короткие слоги, а слоги ударные ибезударные.
Антонимы– это слова спротивоположными значениями. В художественной литературе, особенно в поэзии,очень часто пользуются антонимами, чтобы придать произведению большевыразительности. Например, мы читаем у Марины Цветаевой:
 
Полюбилбогатый – бедную,
Полюбилученый – глупую,
Полюбилрумяный – бледную,
Полюбилхороший – вредную,
Золотой– полушку медную.
Антонимыиногда встречаются и в названии произведений, например, у А.П.Чехова «Толстый итонкий» и «Живые и мертвые» у К.М.Симонова.
Апострофа(от греческого apostrophe – отклонение) – одна изстилистических фигур: оборот поэтической речи, состоящий в обращении кнеодушевленному или к отсутствующему лицу как к присутствующему.
 
Прощай,свободная стихия!...
(А.С.Пушкин,«К морю»)
АлександрСергеевич!
Разрешитепредставиться –
Маяковский.
Дайтеруку!
(В.В.Маяковский,«Юбилейное»)
 
Ассонанс(от латинского assonare – созвучать) – 1) повторение встроке, фразе, строфе однородных гласных звуков (например: «Пора! Пора! Рогатрубят»); 2) неточная рифма, в которой совпадают, созвучны только гласныезвуки. В русской поэзии ассонанс строится на совпадении в рифмуемых словахтолько слогов, на которые падает ударение, или даже только гласных в этихслогах: красивая – неугасимая, девочки – вербочки и т.д.
 
Ночькапель считает,
каклекарство,
врюмку-лунку: три …
четыре… пять …
Месяцза лесами отыскался,
посветив,нырнул
затучу спать …
(Н.М.Грибачев,«Весна в «Победе».)
 
Баллада– (провансальское ballada, от ballar – плясать; итальянского — balata) – лиро-эпический стихотворный жанр русской поэзии XIX – XX вв., в котором черты эпического произведения (сюжетность,наличие персонажей) сочетаются с ярко выраженным лирическим началом(психологизм, эмоционально-экспрессивная окраска стиля, передающего идеи инастроения самого поэта).
Ещев средние века баллада впервые появилась как лирический жанр (плясовая песня слюбовной тематикой) во французской и итальянской поэзии. Однако русская книжнаябаллада, возникшая в поэзии В.А.Жуковского, развивала традиции жанра английской(народные баллады о Робин Гуде, баллады Р.Бернса и поэтов-романтиков С.Кольриджа,Р.Саути, В.Блейка) и немецкой баллады (произведения И.В.Гете, Ф.Шиллера,Л.Уланда). эти баллады были небольшими сюжетными лиро-эпическимипроизведениями, основанными на мифах, легендах, сказаниях, историческом илибытовом материале. Авторы русских баллад учитывали также опыт русских народныхпесен-баллад («Ванька-ключник», «Сестра и братья-разбойники», «Горе» и др.),которые отличались и от эпических жанров фольклора – былин, исторических песен(объемом), и от лирических песен (сюжетностью). В жанре баллады слились, такимобразом, различные традиции.
Балладывслед за Жуковским («Людмила», «Светлана», «Лесной царь») писали многие русскиепоэты XIX в.: Пушкин («Песнь о вещем Олеге»), Лермонтов(«Бородино», «Воздушный корабль», «Спор»), А.К.Толстой и другие. Не менеепопулярен жанр баллады и в поэзии XX в. (баллады С.А.Есенина, Н.С.Тихонова, Э.А.Багрицкого, А.А.Вознесенскогои другие).
Основнойжанровый признак баллады – сюжетное повествование. Но балладные сюжеты сильноотличаются от сюжетов эпических произведений.
Сюжетв балладе только пунктирно, схематично намечает ход событий. Действияперсонажей – участников этих событий – не имеют развернутых характеристик.Временные и пространственные координаты происходящего условны и в принципемалосущественные для понимания смысла произведений.
Сюжетбаллады не имеет самостоятельного значения. Скорее, это своеобразный прием,необходимый для того, чтобы мотивировать возникновение у персонажей и автораопределенных чувств, настроений и переживаний. Количество персонажей в балладеминимально (как правило, два или три). Иногда это только участники диалога, какв балладе Лермонтова «Бородино». Решающее значение в балладах имеет подтекст:лирический (баллады Жуковского), философский ( «Песнь о вещем Олеге» Пушкина)или социально – психологический («Бородино» Лермонтова).
Белыестихи – с системахстихосложения, применяющих рифму, — стихи разнообразных размеров, не имеющиерифмы. Белые стихи можно найти почти у всех русских поэтов. Белыми стихаминаписаны многие известные драматические произведения, как, например, «Борис Годунов»или «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина, исторические драмы А.К.Толстого и другие.
Буколическаяпоэзия (отгреческого bukolos – пастух, bukolikos – пастушеский) – один из видовантичной поэзии, произвдения, в которых воспевались выдуманные прелести жизнисельских жителей – «селян»: земледельцев, пастухов, рыбаков, живших якобы беззабот и труда, в песнях и танцах. Распространенными формами такой поэзии,приукрашивающей действительную жизнь, были пасторали, идиллии, эклоги,небольшие поэмы, пьески-диалоги, повести. Известными античнымиписателями-буколиками были греческий поэт Феокрит (III в. до н.э.) и римский поэт Вергилий (I в. до н.э.).
Буколическаяпоэзия имела распространение в литературе французского и русского классицизма исентиментализма. Такая поэзия, в которой фальшиво изображалась жизнь крестьян,осмеяна в повести И.А.Крылова «Каиб».
Буриме(от французского bouts rimes – рифмованные концы) – стихотворение, составленное позаранее заданным, часто необычным рифмам. По наименованию такого стихотворенияполучила свое название и игра в буриме, состоящая в состязании, кто скорее иудачнее выполнит упражнение в стихотворстве на заданные рифмы.
Бурлеска, или бурлеск (от итальянского buria – шутка) – один из видовюмористической поэзии: шуточное повествовательное стихотворение, в которомвозвышенная тема излагается иронически, пародийно. Так, в форме бурлескифранцузский поэт XVII в. Скарронпересказал известную античную поэму римского поэта Вергилия «Энеиду»; боги вего бурлеске говорят языком базарных торговок.
ВРоссии в форме бурлески была, например, написана В.И.Майковым поэма «Елисей,или Раздраженный Вакх» (1771).
Вирши(от латинского versus – стих) – так назывались в XVII и XVIII вв. на Украине стихи – первоначально религиозногосодержания, а потом и на светские темы, — близкие по форме к рифмованной прозе:без определенного стихотворного размера, но с обязательной рифмой в конце. Вдальнейшем вирши писались с одинаковым числом слогов.
Теперьвиршами иронически называют неуклюжие и нескладные стихотворные строки.
Внутренняярифма – звуковойповтор не в конце стихотворных строк, а внутри их, когда слова, находящиеся всередине стиха, созвучны либо со словами, заканчивающими стих, либо со смежнымисловами в строке, либо со словами в смежной строке:
 
Унаших ушки на макушке!
(М.Ю.Лермонтов,«Бородино».)
Надтобой, над малой речкой,
Надводой, чей путь далек …
(А.Т.Твардовский,«Василий Теркин»)
 
Вольныйстих – силлабо-тонический, обычно ямбический стих с неравным количеством стоп в стихотворных строках.
Такимстихом написана, например, комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума», басниИ.А.Крылова и других баснописцев.
Вольныйстих широко используется баснописцами, так как благодаря его разностопности имлегко передать интонации лукавой, иносказательной речи, характерной для басни.
Вольныйстих поэтому часто называют также басенным стихом.
Гекзаметр( от греческого hex – шесть и metron – мера) – стихотворный размер в античномстихосложении, шестистопный дактиль.
Этимстихом написаны известные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Гекзаметру русских поэтов – это шестистопный дактиль в сочетании с хореем. Цезура послетретьей стопы делит стих на два полустишия.
 
Пой,о богиня, про гнев
Ахиллеса,Пелеева сына,
Гибельныйгнев, причинивший
ахейцамстраданья без счета …
(«Илиада».Перевод Н.Минского.)
Всеуж увенчаны гости;
инойобоняет, зажмурясь,
Ладанасладостный дым;
другойоткрывает амфору …
(А.С.Пушкин,«Из Ксенофана Колофонского»)
 
Гимн(от греческого hymnos – торжественная песнь) – такназывали в Древней Греции торжественные стихотворения – песни, прославляющиелегендарных народных героев или богов. В дальнейшем гимном стали называтьторжественную, хвалебную песнь, в которой воспевается какое-либо явление, лицо,событие. В XIX веке гимном стали называть торжественнуюпеснь, выражающую и воспевающую национальное, государственное или классовоеединство.
Дактиль– трехсложныйразмер, в котором ударение падает на первый слог:
— — -
— — -
— — -

«Тучкинебесные,
вечныестранники!»
(М.Ю.Лермонтов)
 
Двустишие,или дистих – одна изпростейших строф – сочетание двух стихотворных строк, связанных общей рифмовкойи объединяющей их интонацией.
Двустишияразличают по стихотворным размерам и количеству стоп в них. Например, вантичной поэзии было распространено двустишие, которое называлось «элегическийдистих»: первый стих – гекзаметр, шестистопный дактиль, второй – пентаметр –тоже шестистопный дактиль, но с пропуском двух кратких слогов третьей и шестойстоп.
Всиллабическом стихосложении двустишие представляло собой обычно тринадцатисложникс постоянной парной женской рифмой. Из двустиший шестистопного ямба состоиталександрийский стих. Двустишие, обычное в восточной поэзии, называется бейт.Пример двустишия у А.С.Пушкина:
 
Гляжу,как безумный,
начерную шаль,
Ихладную душу
терзаетпечаль.
(«Чернаяшаль».)
 
Диссонанс(от латинского dissonans – разнозвучащий) – один из видовнеполной рифмы, когда в рифмующихся словах созвучны, повторяются толькосогласные звуки, а гласные, на которые падают ударения в рифмующихся словах, несовпадают.
Например:

Крут
буржуев
озверевшийноров.
Тьерамирастерзанные,
вояи стеная,
тенипрадедов –
парижскихкоммунаров
исейчас
вопят
парижскоюстеною.
(В.В.Маяковский,«Владимир Ильич Ленин».)
 
Дифирамб(от грeческого dithyrambos – песнь) – песнь восторженногохарактера, один из видов торжественной лирики в древнегреческой поэзии. Дифирамбы.Первоначально слагались во славу бога вина и веселья Диониса или Вакха иисполнялись хором под музыку и пляски на народных празднествах в честь этогобожества.
Известныдифирамбы, написанные древнегреческими поэтами Арионом и Пиндаром (VI – V вв. до н.э.). Впоследствии дифирамб стал одним из видовторжественной лирики, схожей с одой и гимном.
Онеуместных и преувеличенных похвалах в наше время иронически говорят: «петьдифирамбы».
Звуковыеповторы – такназывают в художественной речи повторения сходных звуковых сочетаний в словах,которые писатель использует в стихе или – реже – в прозе для придания ейбольшей выразительности. Таким повторением созвучия поэт как бы выделяет слова,имеющие особое значение в стихе, подчеркивает их смысл, нарастание интонаций.
Звуковыеповторы используются в звукозаписи, в звукоподражании.
Бесцельное,неоправданное художественным замыслом нагромождение звуковых повторов в стихеприводит к пустой игре звуками в поэзии, к формализму.
Инструментовкастиха (от латинскогоinstrumentum — орудие, инструмент, музыкальныйинструмент) – один из приемов поэтической речи, заключающийся в том, что встихе, строфе или целом стихотворении используются слова однородного строя, чтопридает речи особую звуковую окраску и выразительность. Например, уВ.В.Маяковского:
 
Мыживем зажатые
железнойклятвой …
Видамиинструментовки является аллитерация, звукоподражание и т.п.
Интонационныеприемы (восклицания,обращения, риторические вопросы) – образно-стилистические средства, широкоиспользуемые в поэтической речи.
Ещев древности восклицания, обращения, риторические вопросы (то есть вопросы, неадресованные конкретному лицу и поэтому не требующие ответа) были средствамиукрашения речи ораторов, придававшими ей убедительность и эмоциональнуюяркость. Восклицания, обращения и риторические вопросы отражают весь спектрнастроений, переживаний, раздумий русских поэтов: от негодования и страстногообличения до нежности и меланхолии.
Приведемпримеры из поэзии А.С.Пушкина.
1)восклицания:
 
Остыд! о ужас наших дней!
Какзвери, вторглись янычары!...
(«Вольность»)
Богпомочь вам, друзья мои,
Взаботах жизни,
царскойслужбы,
Ина пирах разгульной дружбы,
Ив сладких таинствах любви!
(«19октября 1827»)
2)обращения:
 
Мойдруг, отчизне посвятим
Душипрекрасные порывы!
Товарищ,верь: взойдет она,
Звездапленительного счастья …
(«КЧаадаеву»)
Прощай,свободная стихия!
(«Кморю»)
Омуза пламенной сатиры!
Придина мой призывный клич!
(«Омуза пламенной сатиры!»)
3)риторические вопросы:
 
Комуж из нас под
старостьдень Лицея
Торжествовать
придетсяодному?
(«19октября»)
Сколькоих! куда их гонят?
Чтотак жалобно поют?
Домовоголи хоронят,
Ведьмуль замуж выдают?
(«Бесы»)
Ижив ли тот, и та жива ли?
Игде теперь их уголок?
Илиуже они увяли,
Каксей неведомый цветок?
(«Цветок»)
Нередкоинтонационные приемы дополняют друг друга, передавая смену чувств и настроенийпоэта. Например, стихотворение А.С.Пушкина «Деревня» начинается собращения-приветствия: «Приветствую тебя, пустынный уголок …». Затем, послеидиллической картинный деревенской жизни, следует обращение-восклицание«Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!». В деревенском уединении поэту слышнее«отрадный глас» мудрецов и мыслителей прошлого. Их «творческие думы» не простоумиротворяют поэта, но помогают понять, что деревня – это не только «приютспокойствия, трудов и вдохновенья» и своеобразный рабочий кабинетпоэта-романтика. Это место, где правит «Барство дикое», «на пагубу людейизбранное Судьбой», и стонет покорное ему «Рабство тощее».
Вовторой части «Деревни» размеренные, философские интонации исчезают – их местозанимают гнев, негодование, возмущение. Перед нами уже не поэт-философ, аоратор-трибун, требующий справедливости и свободы. Завершается стихотворениесплавом из восклицаний, риторических вопросов и обращения:
 
О,если б голос мой умел
сердцатревожить!
Почтов груди моей
горитбесплодный жар
ине дан мне судьбой
Витийствагрозный дар?
Увижуль, о друзья!
народнеугнетенный
ИРабство, падшее
поманию царя,
Инад отечеством
Свободыпросвещенной
Взойдетли наконец
прекраснаяЗаря?
Поэтговорит о своем понимании поэтического творчества («витийства грозный дар»),сожалея о том, что его голос недостаточно громок и силен, чтобы «сердцатревожить». Главная мысль стихотворения выражена в завершающем его риторическомвопросе: поэт высказывает свое заветное желание – увидеть над отечеством «прекраснуюЗарю» «Свободы просвещенной».
Сложностьчувств автора стихотворения передается интонационно-синтаксическими средствами.Страсть и мука слышатся в возгласе «О. если б голос мой умел сердцатревожить!», горечь и предупреждение деревенским тиранам угадываются вриторическом вопросе: «Почто в груди моей горит бесплодный жар / И не дан мнесудьбой Витийства грозный дар?».
Совершенноособое место в стихотворении занимает бурный финальный аккорд – последнийриторический вопрос, в котором слились ожидание, надежда, неуверенность и стольхарактерное для Пушкина обращение к друзьям, единомышленникам («о друзья!»).есть в этом вопросе и скрытое обращение к мудрому царю, который, признав надсобой власть закона (ода «Вольность»), должен отменить рабство и в русскойдеревне.
Каламбурнаярифма (отфранцузского calembour – игра слов, основанная на звуковомсходстве при различном смысле) – один из видов составной рифмы, образованнойнеожиданным сочетанием слов (поколочу – по калачу; поспала бы – палубы).
Например,у поэта-сатирика 60-х годов Д.Минаева:

Областьрифм – моя стихия,
Илегко пишу стихи я;
Безраздумья, без отсрочки
Ябегу к строке от строчки;
Дажек финским скалам бурым
Обращаюсьс каламбуром.
 
Кантата(от латинского cantare – петь) – один из видов лирическойпоэзии, стихотворение торжественного характера, воспевающее какое-либо радостноесобытие или его участника, героя.
Частокантата является литературным текстом к торжественному, созданному в честькакого-либо общественного явления, лица или выдающегося события музыкальномупроизведению того же названия, исполняющемуся хором и солистами, отдельнымипевцами, в сопровождении оркестра.
Кантилена(от латинского cantilena – песня, рассказ) – один из видовсредневековой западноевропейской поэзии: небольшое стихотворениеповествовательного характера, которое исполнялось в сопровождении музыки.
Канцона,или канцонетта (отитальянского canzone – песня) – один из видовстарофранцузской и старинной итальянской поэзии, стихотворение, воспевающеерыцарскую любовь. По средневековым правилам канцона должна была иметь пять илисемь строф.
Известныканцоны итальянских поэтов Данте (XIII в.), Петрарки (XVIв.).
Вподражание старине канцоны писал и русский поэт Валерий Брюсов.
Макароническийстих – стих,нарочито насыщенный иностранными словами. Таким стихом была впервые написанаитальянская комическая поэма «Maccaronea» (1490) – отсюда его название. сатирическое стихотворение, написанноемакароническим стихом, высмеивает людей, раболепствующих перед иностранщиной,отрекающихся от родного языка и т.п.
Примермакаронического стиха:
Адью,адью, я удаляюсь,
Люэнде ву я буду жить,
Мэсепандан я постараюсь
Энсувенир де ву хранить …
Такимстихом написана комическая поэма И.Мятлева «Сенсации и замечания г-жиКурдюковой» (1840), в которой осмеивается стремление русского дворянства началаXIX в.бездумно насыщать речьфранцузскими словами.
Кмакароническому стиху прибегали в своей сатире и советские поэты:В.В.Маяковский, Демьян Бедный и другие.
Так,например, написано сатирическое стихотворение Демьяна Бедного «Манифест баронафон Врангеля»:
 
Ваммой фамилий
всемизвестный
Ихбин фон Врангель,
геррбарон.
Ясамый лючший,
самыйшестный
Естькандидат
нацарский трон.
 
Метрика– учение о строениимерной поэтической речи. Правильная поэтическая речь зависит от числа слогов(звуковых единиц) в каждом из звуковых рядов, составляющих одно целое и отправильного чередования созвучных звуковых групп в начале или в конце такихрядов.
Монорим(от французского monorine) – стихотворение с повторяющейсяодной рифмой. Моноримы часто встречаются в старинной восточной поэзии.
Врусской поэзии монорим как стихотворная форма обычно используется всатирической и юмористической поэзии.
Например,монорим А.Апухтина, в котором поэт дает иронические советы будущему царскомучиновнику:
 
Когдабудете,
дети,студентами,
Неломайте голов
надмоментами,
НадГамлетами,
Лирами,Кентами,
Надцарями и
надпрезидентами,
Надморями и
надконтинентами.
Неякшайтеся
выс оппонентами.
Поступайтехитро
сконкурентами,
Акак кончите курс
сэминентами,
Ина службу пойдете
спатентами –
Неглядите
наслужбе доцентами,
Ине брезгайте,
дети,презентами …
Ит.д.
 
Начальнаярифма – созвучие,находящееся не в конце стиха, а в начале его. Это название неточно, так какрифма в конце стиха подчеркивает ритм, а начальная рифма не обладает такимсвойством.
Примерполного созвучия в начале стиха, резко усиливающего его выразительность:
 
Хлебомклянусь и водой,
Небомклянусь и звездой …
Кровьюклянусь и бедой,
Любовьюклянусь и враждой …
(Е.Благинина,«Клятва бойца»)
 
Октава(от латинского octava – восемь) – восьмистишие, строфа извосьми стихов, шесть из которых связаны перекрестной рифмой, а двазаключительных – парной рифмой.
Октаваминаписаны баллады французских и английских поэтов XIV и XV вв.
Ктакой стихотворной строфе не раз обращался А.С.Пушкин. октавами, например,написана его известная поэма «Домик в Коломне»:
 
Четырехстопныйямб
мненадоел;
импишет всякий.
Мальчикамв забаву
Пораб его оставить. Я хотел
Давным-давно
принятьсяза октаву.
Ав самом деле: я бы совладел
Стройным созвучием.
Пущусьна славу!
Ведьрифмы запросто
сомной живут;
Двепридут сами,
третьюприведут.
 
Омонимы(от греческого homos одинаковый и onyma – имя) – слова, имеющие одинаковоезвучание, но различное значение: например, три (число) и три! (повелительноенаклонение от глагола тереть).
Омонимычасто используются в игровой, каламбурной рифме, а иногда без шутливого оттенка– в так называемых омонимических рифмах.
Так,у В.Брюсова в стихотворении «На берегу»:
 
Закрывизмученные веки,
Миготошедший берегу,
О,если б так стоять вовеки
Наэтом тихом берегу.
 
Онегинскаястрофа – принадлежащаяА.С.Пушкину форма строфы, которой написан роман «Евгений Онегин»; 14-стишиечетырехстопного ямба с рифмовкой абабввггдееджж. Такое строение делаетонегинскую строфу гибкой, цельной и выразительной, не утомляющей читателя иудерживающей стройность большого романа.
Параллелизм(от греческого parallelos – идущий рядом) – один из приемовпоэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного ихизображения. Такое сопоставление подчеркивает сходство или различие явлений,сообщает поэтической речи особенную выразительность и, в зависимости отконтекста произведения, имеет в художественной литературе самое разнообразноеприменение, назначение и смысл.
Наиболеераспространенными формами параллелизмов являются: параллелизм тематический,когда сопоставляются два явления, близкие по своему содержанию (например, встихотворении М.Ю.Лермонтова «тучки небесные – вечные странники» и изгнанник,странник-поэт); параллелизм синтаксический, когда два смежных периодапоэтической речи однородны по синтаксическому построению фразы (например, встихотворении М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»); параллелизмзвуковой, встречающийся в разнообразных видах в поэтической речи (единоначатие,концовка, рифма, сплетение, повторение частей речи в различных ее формах ит.д.).
Параллелизмразличных видов характерен для устного народного творчества – народной песни,частушки и т.д.; наиболее распространенным видом параллелизма в народномтворчестве является сопоставление явлений природы с событиями человеческойжизни:
 
Каксветил да светил
месяцво полуночи.
Светилвполовину;
Какскакал да скакал
одиндобрый молодец
Безверной дружины …
Или:
Раскудряваяберезка,
Ветранет, а ты шумишь;
Ретивомое сердечко,
Горянет, а ты болишь …
Вотличие от прямого параллелизма, различают параллелизм отрицательный, еслипервый ряд в поэтическом сравнении начинается с частицы не, такой видпараллелизма часто встречается в народной песне. Его используют и поэты.
Например,у Пушкина:
 
Нестая воронов сплеталась
Нагруды тлеющих костей.
ЗаВолгой, ночью, вкруг огней
Удалыхшайка собиралась …
(«Братья-разбойники»)
 
Пентаметр(от греческого pentametros от penta — пять и metron– мера) – вид гекзаметра, в котором третья и шестая дактилические стопы лишеныбезударных слогов.
Стих,написанный пентаметром, делится паузой – цезурой на два полустишия, каждое изкоторых состоит из двух дактилей и одного ударного слога (в античномстихосложении – из двух дактилей и одного долгого слога.
Пентаметрсочетается с гекзаметром, образуя так называемый элегический дистих(двустишие).
Примерсочетания гекзаметра и пентаметра у А.С.Пушкина:
 
Слышуумолкнувший звук !!
божественнойэллинской речи,
Старцавеликого тень !!
чуюсмущенной душой …
(«Наперевод «Илиады»)
 
Пеон(от греческого paieon – гимн, песнопение в честькакого-либо бога) – четырехсложная стопа в античном стихосложении – сочетаниетрех кратких и одного долгого слога. В русском силлабо-тоническом стихосложениипеоном также называется четырехсложная стопа, и в зависимости от слога, накоторый падает ударение, различают:
1) пеон первый –ударение на первом слоге: _ _ _ _
2) пеон второй –ударение на втором слоге: _ _ _ _
3) пеон третий –ударение на третьем слоге: _ _ _ _
4) пеон четвертый –ударение на четвертом слоге: _ _ _ _
Пеонкак самостоятельная, определяющая размер стопа в русском
стихене встречается.
Первыйи третий пеоны встречаются в стихе хореического размера;
пеонвторой и четвертый – в ямбическом стихе.
Например,пеон первый:
 
Снеба полу! денного
жа! ра не подступи,
КоннаяБу! денного
ра! скинулась в степи …
(Н.Асеев)
Пеонвторой:
 
Фонарики! – сударики, !
горятсебе,! горят …
(И.Мятлев)
Пеонтретий:
Солнцекрасно! е
взошлона! небеса,
Ина зеле! ни обсохнула роса …
(М.Яковлев)
Пеончетвертый:
Ав благоро! дном пансио! не
Уэмигра! нтки Фальбала! …
(А.С.Пушкин,«Граф Нулин»)
 
Переносв стихе – перенесениеокончания законченного по смыслу
Предложенияиз стихотворной строки или строфы в другую, следующую за ней. Такой переносслов вызывается несовпадением стихотворной строки с синтаксическим строениемфразы и определяется тем, что постоянная в стихе ритмическая пауза,заканчивающая стих, не совпадает с паузой, обычной в нашей речи, отделяющейодно предложение от другого.
Неожиданныйразрыв фразы этой ритмической паузой с большой силой подчеркивает окончаниепредложения, делает поэтическую речь порывистой, напряженной, выразительнопередавая самые различные смысловые оттенки речи.
Например,перенос из строки в строку у М.Ю.Лермонтова
 
Имысль о вечности,
каквеликан,
Умчеловека поражает вдруг,
Когдастепей безбрежный океан
Синеетпред глазами:
каждыйзвук
Гармониивселенной,
каждыйчас
Страданияиль радости для нас
Становитсяпонятен, и себе
Отчетмы можем дать
всвоей судьбе.
(«1831-гоиюня 11 дня»)

Здесьпереносы начинаются с третьей строки до конца строфы.
Илиперенос из строки в строку (1 – 2, 2 – 3, 5 – 6) и из строфы в строфу уА.С.Пушкина:
 
Вотближе! скачут … и на двор
Евгений!«Ах!» — и легче тени
Татьянапрыг в другие сени,
Скрыльца на двор и прямо в сад,
Летит,летит; взглянуть назад
Несмеет; мигом обежала
Куртины,мостики, лужок,
Аллеюк озеру, лесок,
Кусты,сирень переломала,
Поцветникам летя к ручью,
И,задыхаясь, на скамью
XXXIX
Упала….
(«ЕвгенийОнегин»)
 
Пиррихий– в античномстихосложении стопа из двух кратких слогов (_ _), в силлабо-тоническом — сочетание двух безударных слогов, — вспомогательная стопа, заменяющая ямб илихорей, но самостоятельно не употребляющаяся. Так, например, в пушкинской строке«адмиралтейская игла» вместо 2-й и 3-й стоп ямба стоят стопы пиррихия; или встроке «невидимкою луна» и 1-я, и 3-я стопы хорея заменены пиррихием.
Раёшник– рифмованная,уснащенная прибаутками речь, один из видов народного стиха. Название произошлоот слова раёшник – владелец райка, ящика с раскрашенными картинками, которые онпоказывал на ярмарках через увеличительные стекла.
Показкартинок сопровождался рифмованной, насыщенной прибаутками речью.
Такимстихом написаны пьесы для кукольного театра и старинные русские народные пьесы,например «Царь Максимилиан»:
 
Яне есть царь русский,
Некороль французский,
Некороль шведский
Ине султан турецкий –
Ая есть сам
грозныйМаксимилиан,
Царьримский,
Наместникегипетский
ииндийский,
Владелецперсидский,
Впышной столице
отматери родился,
Насвоей супруге, королеве
Трояне,женился,
Откоторой сын Адольф
уменя родился …,
 
Размер(метр) – схема,закон чередования стоп в стихе. В соответствии с видами стоп, которыеиспользуются в стихе, размеры могут быть двусложными (хорей, ямб) итрехсложными (дактиль, амфибрахий, анапест).
Приопределении размера учитывается не только «качество», но и количество стоп встихотворной строке (стихе). Поэтому, например, ямб может быть четырехстопным,пятистопным, вольным (если количество стоп в стихотворных строках варьируется).В стихотворении могут чередоваться стихотворные строки, написанные разностопнымямбом (пятистопный ямб может чередоваться с четырехстопным, четырехстопный стрехстопным и т.д.). в каждом конкретном случае необходимо составлятьметрическую схему стихотворения и, проанализировав ее, делать вывод о том,каким размером оно написано.
Размер(метр) – это как бы «идеальная» схема чередования топ, которая чаще всеговыдерживается не очень строго. Это связано с тем, что слова в русском языкеимеют разное количество слогов и только одно ударение. Кроме того, есть немалослов, состоящих из одного (ударного) слога. Не условно-схематичное, а реальное,в отдельных случаях отступающее от метрической схемы, чередование стоп (илиударений) в конкретном стихотворном произведении называют ритмом.
Встихотворной строке могут быть стопы, в которых ударение «пропущено». Такойпропуск ударения на том слоге, который должен быть ударным в соответствии сразмером, называется пиррихием (древне-греческое pyrrhichios, от pyrrhiche – воинственный танец, пляска). Стопыс пиррихием называют «облегченными» (пиррихированными).
Встречаются,правда гораздо реже, случаи, когда в стопе появляется «лишнее» ударение, тоесть ударение на слоге, которыйв соответствии с размером должен бытьбезударным. Такое «лишнее» (сверх схемы, заданной размером) ударение называетсяспондеем (древне-греческое spondeios, от sponde – жертвенное возлияние). Спондеи какбы «утяжеляют» стих. Пример спондея находим в строке из пушкинской поэмы«Полтава»:
 
Швед,русский колет,
рубит,режет …
__! _ _! _ _! _ _! _
Встроке, написанной четырехстопным ямбом, ударение на первом слоге первой стопы(в слове «швед») сверхсхемным. Именно пиррихии и спондеи создают неповторимыйритмический рисунок стихотворения.
Рифма(от греческого phythmos) – это звуковое соответствие илисогласованность стиховых клаузул (окончаний).
Рифмымогут быть бедными и богатыми. Богатые рифмы включают много звуков (например,морозы – розы, глух – дух, день – плетень), бедные рифмы состоят из малогоколичества звуков, например, из одного гласного: друзья – меня.
Точные(полные) и неточные (неполные) рифмы различаются тем, что в точных рифмахсовпадают все или почти все звуки (Евгений – гений, занемог – не мог,безбрежной – зарубежной, Русь – боюсь), а в неточных рифмах созвучие может бытьприблизительным, так как повторяются только некоторые звуки (ложи – ножек),распят – паспорт, голос – Гойя).
Врусской поэзии XIX в.сравнительно редко, а в поэзии XX в.очень часто поэты полностью отказываются от рифм. Стихи, не имеющие рифм,называются белыми стихами. Примерами стихотворений, написанных белыми стихами,могут быть «Море» В.А.Жуковского и «…Вновь я посетил …» А.С.Пушкина. устнаянародная поэзия рифм не знает, созвучия окончаний в фольклорных стихах –явление нечастое и, как правило, случайное.
Взависимости от расположения в строках рифмы делятся на несколько видов (ихназывают также способами рифмовки):
 -смежные, или непарные ( в этом случае рифмуются соседние строки), схемарифмовки аа bb;
 -перекрестные (рифмуются первая строка с третьей, вторая – с четвертой), схемарифмовки abab;
 -кольцевые, или опоясанные (рифмуются первая строка с четвертой, вторая – стретьей), схема рифмовки abba.
Силлабическоестихосложение (отгреческого sillabe – слог) – система стихосложения, воснову которого положено одинаковое число слогов в стихотворной строке (врусском силлабическом стихе обычно 13), с отчетливым ударением в серединестихотворной строки (на шестом или седьмом слоге) и на предпоследнем слоге встихе.
Стихисвязаны смежной, обычно женской, рифмой. Силлабическим стихом написаныпроизведения русской поэзии XVII –начала XVIII в. Например:
 
Уменедозрелый,
плоднедолгой науки!
Покойся,не понуждай
кперу мои руки:
Неписав, летящи
днивека проводите
Можнои славу достать,
хотьтворцом не слыти.
(А.Д.Кантемир,«К уму своему»)
В3—х годах XVIII в. весьма распространенное в Россиисиллабическое стихосложение сменилось силлабо-тоническим стихосложением.Силлабический стих существует и наше время в польской, французской, сербскойпоэзии.
Силлабо-тоническоестихосложение (от sillabe – слог, tonos – ударение) – система стихосложения, котораяопределяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворнойстроке. Эта система получила распространение в России с 30 – х годов XVIII в., после реформы русскогостихосложения, проведенной Тредиаковским и, в особенности, Ломоносовым. С техпор силлабо-тоническое слогоударное стихосложение является основным в русскойпоэзии. Расположение ударных и безударных слогов в силлабо-тоническом стихенапоминает расположение долгих и кратких слогов античного стихосложения,поэтому названия топ этого стихосложения применяются в силлабо-тоническомстихе, в котором условно неударный слог приравнен к античному краткому, аударный – к долгому.
Всиллабо-тоническом стихе по названиям стоп, которые его образуют, различаютпять основных размеров: двусложные – ямб (_ _), хоре (_ _), трехсложные –дактиль (_ _ _), амфибрахий (_ _ _) и анапест (_ _ _).
Всиллабо-тоническом стихосложении иногда стих лишен рифмы, и в этом случае онназывается белым стихом.
Спондей– в античномстихосложении стопа из двух долгих слогов (- -); в русском силлабо-тоническомстихосложении вспомогательная стопа из двух ударных слогов. Например: «Швед,русский колет, рубит, режет» (Пушкин). Первая стопа ямба здесь замененаспондеем.
Стансы(итальянское stanza) – старинное название небольшоголирического стихотворения, состоящего из четверостиший с законченной мыслью вкаждом из них, объединенных между собой одной темой
Стихосложениеметрическое – этостихосложение при котором количество в понятиях долготы и краткости слоговопределяется таким образом, что время произнесения одной долгой гласнойравняется времени произнесения двух кратких гласных. Простейшая стихотворнаяединица это стопа, которой в музыке соответствует такт. Стопысвязываются в высшую ритмическую единицу – стих, а стихи объединяются в строфы.Наименьшийстих состоит из двух стоп, наибольшая величина стиха – шесть стоп. Причинаэтого ограничения длины стиха заключается в том, что наше внимание не можетохватить семь стоп как одно целое и впечатление единства теряется. Метрическимявляется античное стихосложение.
Стихотворныйразмер – способорганизации звукового состава стихотворного произведения, определяется либочислом слогов (силлабическое стихосложение), либо числом ударений (тоническоестихосложение), либо числом и расположением и слогов, и ударений(силлабо-тоническое стихосложение).
Стопа– (слово-калька сдревнегреческого pous или слатинского pes – нога, стопа, ступня) – сочетаниеодного ударного (его мы в дальнейшем обозначаем знаком _) и одного или двухбезударных слогов (их мы обозначаем знаком _).
Повторяющаясяединица стиха (в 1 значении), состоящая из двух и более слогов, один из которыхобычно долгий или ударный. (по Ожегову).
Какправило, стопу образует группа слогов, подчиненная словному ударению (акценту)на одном из них. Стопа – это не случайное, единичное сочетание слогов. Такоесочетание должно быть устойчивым, повторяющимся в нескольких стихах. Словноеударение, учитываемое при определении стоп, — это обычное ударение, котороеесть во всех словах (за исключением служебных).
Врусском классическом стихе существует пять видов стоп:
 -двухсложные (состоящие из одного ударного и одного безударного слогов):
1)хорей (от древнегреческого choreios – круговой танец), его схема:
 __ (первый слог ударный, второй безударный);
2)ямб (от древнегреческого iambos– смысл слова неясен), его схема:
 __ (первый слог безударный, второй ударный);
 -трехсложные (состоящие из одного ударного и двух безударных):
3)дактиль (от древнегреческого daktylos – палец), его схема:
 __ _ (первый слог ударный, второй и третий безударные);
4) амфибрахий (отдревнегреческого amphibrachus, от amphi – с обеих
сторон,braxos – краткий), его схема: _ _ _ (первыйи третий слоги безударные, второй слог ударный);
5) анапест (отдревнегреческого anapaiston –отраженный назад), его схема: _ _ _ (первый и второй слоги безударные, третийударный).
Стопав силлабо-тоническом стихосложении – основа любой
ритмическойконструкции. От чередования стоп зависит одна из важнейших характеристик стиха– размер (метр).
Строфа– (отдревнегреческого strophe –кружение, поворот) – сочетание нескольких стихотворных строк (стихов),составляющих ритмическое, синтаксическое и смысловое целое. В составе строфыможет быть от 2 до 14 стихотворных строк.
Частьтекста с повторяющейся организацией ритма и рифмы, содержательно объединяющая несколькостихов (по Ожегову).
Простейшейстрофой является двустишие (дистих). Этот вид строфы сравнительно редкоиспользуется в русской поэзии. Приведем несколько двустиший из стихотворенияМ.Ю.Лермонтова «Морская царевна»:
 
Вморе царевич купает коня;
Слышит:«Царевич!
взглянина меня!»
Фыркаетконь и ушами прядет,
Брызжети плещет
идале плывет.
Слышитцаревич:
«Яцарская дочь!
Хочешьпровесть ты
сцаревною ночь?»
Строфа,состоящая из трех стихов, называется, трехстишием (терцетом). Терцетиспользуется в довольно небольшом количестве стихотворений русских поэтов.Гораздо чаще этот вид строфы входит в состав крупных строф. Терцетами написаностихотворение А.А.Блока «Песнь Ада»:
 
Деньдогорел
насфере той земли,
Гдея искал путей и дней короче.
Тамсумерки лиловые легли.
Менятам нет.
Тропойподземной ночи
Схожу,скользя, уступом
скользкихскал.
ЗнакомыйАд глядит
впустые очи.
Наиболеепопулярным видом строфы у русских поэтов является четверостишие (катрен).Сочетание четырех стихотворных строк позволяет достичь невероятногоразнообразия ритма, интонации. Четверостишие отличается гибкостью синтаксиса иможет, в свою очередь, входить в состав более крупных строф (например, сонетаили «онегинской» строфы), в четверостишии используются все способы рифмовки, однаконаиболее часто встречаются перекрестные рифмы (схема: abab), как, например, в стихотворении М.Ю.Лермонтова«Сон»:
 
Вполдневный жар
вдолине Дагестана а
Ссвинцом в груди лежал
недвижимя; b
Глубокаяеще
дымиласьрана, а
Покапле кровь
точиласямоя b
Особыйвид строфы, состоящей из четырех строк, представляют собой стансы. В русскойпоэзии стансы – это строфа из четырех стихов четырехстопного ямба, в которойиспользуется перекрестная рифмовка (схема abab). Кроме этих формальных особенностей, каждая строфаотличается смысловой завершенностью. Наиболее яркие стихотворения, написанныестансами, принадлежат перу А.С.Пушкина: «Во глубине сибирских руд …», «Стансы»(«В надежде славы и добра …»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных …».
Издругих видов строф, которые сравнительно редко использовались в русской поэзии,следует отметить октаву, сонет и особый вид строфы, созданный Пушкиным, — такназываемую «онегинскую» строфу.
Октава– это строфа из восьми стихов, которые рифмуются по схеме abababcc с обязательным чередованием мужскихи женских клаузул. Наиболее известным произведением русской поэзии, в которомиспользована октава, является пушкинская поэма «Домик в Коломне».
Сонетчаще всего рассматривают как один из лирических жанров. Но с формальной точкизрения он является строфой, состоящей из четырнадцати строк. Сонет состоит издвух частей: первая часть включает два катрена (четверостишия), вторая – дватерцета (трехстишия). Стихотворный размер сонетов – пятистопный (реже –шестистопный) ямб. Схема рифмовки даже в строгом, классическом сонете можетварьироваться при обязательном условии: в катренах должны использоваться дверавнозвучные рифмы, а в терцетах – две (реже – три) рифмы, отличающиеся от рифмв катренах. А.С.Пушкиным написано три знаменитых сонета: «Суровый Дант непрезирал сонета…», «Поэту» («Поэт! не дорожи любовию народной …») и «Мадонна».
«Онегинская»строфа была создана Пушкиным специально для романа «Евгений Онегин».Структурная схема «онегинской» строфы выглядит так: AbAbCCddEffEgg (прописными буквами обозначеныженские клаузулы, строчными – мужские). Эта структура выдерживается во всемтексте романа, за исключением писем Татьяны (гл.3), Онегина (гл.8) и «Песнидевушек» в гл. 3.
Терцина(от итальянского terzina) – строфа, состоящая из трехстихотворных строк, написанных обычным ямбом.
Стихив терцинах скреплены перекрещивающимися рифмами: первая строка рифмуется стретьей, последней в строфе; вторая – с первой строкой второй строфы и т.д.Заканчивается терцина отдельной строкой, рифмующейся с предпоследней строкойпоследнего трехстишия.
Терцинаминаписана «Божественная комедия» Данте. К терцинам обращался в своем творчествеи А.С.Пушкин:
 
Вначале жизни
школупомню я;
Тамнас, детей
беспечных,было много;
Неровнаяи резвая семья.
Смиренная,одетая убого,
Новидом величавая жена
Надшколою надзор
храниластрого …
 
Тоническоестихосложение (отгреческого tonos – напряжение, ударение).
Триолет(от французского triolet от итальянского trio – трое) – восьмистишие, один извидов строфы, построенной на троекратном повторении строк и рифм. Первая строкатриолета повторяется как четвертая и седьмая, вторая – как его восьмая строка.Первый стих, кроме того, рифмуется с третьим и пятым; второй – с шестым.
Хорей– двусложный размер,в котором ударение падает на первый слог:
 __
 __
Бурямглою небо кроет …
(А.С.Пушкин)
 
Хориямб– четырехсложнаястопа, образованная из сочетания хорея и ямба. Такое сочетание встречается вямбическом стихе, когда в многосложном слове, образующем две и больше стопы,нормальное ударение падает, например, на первый слог второй стопы:
Коньспотыкается под ним
Строканаписана ямбом, но слово спотыкается нельзя читать спо!!! тыка!!! ется, разрываяего метрическим ударением, а надо читать, как звучит слово в естественной речи:спотыкается (_ _ _ _ _).
Четверостишие, или катрен – один из самыхраспространенных видов стихотворной сторфы с перекрестной, охватной или смежнойрифмой.
Ввосточной поэзии четверостишие – отдельное стихотворение – носит названиерубаи: в нем рифмуется первый, второй и четвертый стих.
Ямб– двусложный размер,в котором ударение падает на второй слог:
 __
 __
 __
Двадцатыйвек. Еще бездомней,
Ещестрашнее жизни мгла.
А.Блок.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.