Реферат по предмету "Культура и искусство"


Тема демона в творчестве М.А. Врубеля и М.Ю. Лермонтова

Городская открытая научно-практическая конференция
школьников и студентов
Тема «Демона» в творчестве М.А. Врубеля и
М.Ю. Лермонтова
Автор:
Научныйруководитель:
2007г.
План
Введение. 3
Биография М.А. Врубеля. 4
Биография М.Ю. Лермонтова. 8
К вопросу истории создания и воплощения идеи «Демона» в творчестве М.А. Врубеля  15
демон лермонтова и демон врубеля. 23
Сравнительный анализ произведений М. Врубеля и М.Ю.Лермонтова. 31
Использованная литература. 35
Иллюстрации. 36
Приложения. 40
Введение
В данной работе мною рассматривается тема «Демона» втворчестве М.А. Врубеля и М.Ю. Лермонтова. В ходе исследования перед собой яставила цель — изучить и сделать сравнительный анализ творческих особенностей МЛермонтова и М. Врубеля в осуществлении темы «Демон». А также такие задачи, как:
— изучение творчества М. Врубеля и М. Лермонтова в контекстезаявленной темы; выявление значения темы «Демон» в творчестве этих художников;
— определение особенностей творческого метода в работенад «Демоном» М. Врубеля и М. Лермонтова;
— сравнительный анализ произведений этих художников.
Почему я выбрала именно эту тему? Мне захотелосьсоединить в одно целое два предмета – литературу и мировую художественную культуру,так как это единое культурное пространство, в котором творят художники. Менязаинтересовало, как разными художественными средствами, а именно искусствомслова и искусством живописи можно раскрыть одну тему. К тому же, тема демонавызывала в моей душе страх и была для меня некой тайной. И захотелось понятьприроду этих чувств.
Выдающиеся произведения искусства, почему-то имеютсвойство не терять своей актуальности по истечении времени их создания. ПроизведенияМ. Лермонтова и М. Врубеля относятся именно к таковым. Их изучают вобязательных школьных программах. Эта ситуация несколько снижает значениетворчества данных художников и актуальным является снять повседневный привычныйхрестоматийный взгляд на данные творческие произведения.
Биография М.А. Врубеля
Врубель родился в Омске в 1856 году. Матери он лишилсярано, ее заменили мачеха и отчасти старшая сестра Анна Александровна, на протяжениивсей жизни поддерживающая художника и ставшая не период болезни его постояннойсиделкой. Отец, военный юрист, мечтал, чтобы сын пошел по его стопам, поэтомупосле окончания гимназии Врубелю, совершенно не испытывавшему интереса куготованной ему профессии, пришлось поступить на юридический факультетПетербургского университета. Но по окончании учебы, проработав несколькомесяцев в военно-юридическом ведомстве, он все же решил круто изменить своюжизнь и поступил в Императорскую академию художеств.
Еще до поступления в академию Врубель рисует в разныхтехниках – карандашом, пером, акварелью, маслом. Профессиональных навыков унего нет, разумеется, пока еще нет, но уже заметна выразительность и характерность.Его занимает содержательность сюжета, поэтому под рисунками часто присутствуютподписи, словесный комментарий.
В течение четырех лет учебы он напряженно работает,изучая классическое искусство, совершенствуя мастерство и стремясь выработатьсобственный стиль. Врубель много рисует пером и акварелью – бытовые сценки,натурщиков в различных костюмах, используя пока сто вполне традиционные методы.На формирование стиля художника сильно повлиял метод работы П. Чистякова, класскоторого он посещал. В Частности, для облегчения построения какого-либопредмета Чистяков предлагал изображать его ограниченным, представляя изгибыформы как плоскости многогранника, по-разному повернутые в пространстве.
Профессор Чистяков отметил недюжинные способностисвоего ученика и его тяготение к монументальным формам, поэтому, когда в 1884г.к нему обратился известный историк искусства А.В. Прахов с просьбой подыскатьхорошего художника для восстановления Кирилловской церкви в Киеве, он, незадумываясь, рекомендовал Врубеля.
Врубель покинул академию, и в его жизни начался новыйэтап. В Кирилловской церкви он должен был не только вести реставрационные работы,но и написать несколько новых композиций взамен утраченных, а также иконостас. Чтобыпроникнуться духом старых итальянских и византийских мастеров, Врубельспециально ездил в Венецию.
В написанных им иконах Врубелю удалось соединитьобразы византийской древности с новыми тенденциями в искусстве рубежа веков, сострым психологизмом нового времени. Особенно сильное впечатление на зрителяпроизводит Богоматерь с младенцем – быть может, потому, что, создавая этотобраз, художник испытывает совершенно особые чувства: черты Богоматери онувидел в облике Эмили Праховой, жены своего работодателя, в которую страстновлюбился с первой встречи.
За время жизни в Киеве Врубель создал немалоинтересных произведений. Среди них – картина «Девочка на фоне персидскогоковра» (где изображена дочь ростовщика, к услугам которого художнику частоприходилось прибегать), серия иллюстраций к «Анне Карениной», множество акварельныхрисунков. Здесь же, в Киеве, Врубель впервые обратился к теме Демона, ставшейвпоследствии ключевой в его творчестве. Именно в этот период начинаетсяформирование самобытного стиля Врубеля с его необыкновенным сияющим колоритом,с «кристаллическим рисунком», который отличает его от всех остальных художников.
Врубель надеялся получить заказ и на росписьВладимирского Собора. Он даже подготовил эскизы, которые, однако, так иостались эскизами. Единственное, что удалось выполнить мастеру, — орнаменты в боковыхнефах собора. Но даже в такой, казалось бы, незначительной работе он смогпроявить свою индивидуальность и привлечь к себе внимание. Меж тем признаниеширокой публики не приходило. Жить становилось все тяжелее, и чтобы найти хотькакие-то средства к существованию, художник брался за самую тяжелую ремесленнуюработу или писал картины за гроши (причем большая их часть была отвергнутазаказчиками).
В 1889 г. Врубель переезжает в Москву. Здесь онвстречается со своим другом еще со времени академии В. Серовым, знакомится с К.Коровиным, которые ввели его в дом Саввы Мамонтова, положив начало их тесному общению,продолжавшемуся вплоть до смерти художника. Мамонтов, богатый промышленник имеценат, «русский Медичи», создал в своем московском доме на Садовой-Спасской ив подмосковном имении Абрамцево нечто вроде культурного центра, где собиралисьхудожники, музыканты, актеры, такие как Поленов, Суриков, Васнецов, Репин,Антокольский, Серов, Шаляпин, Станиславский. В этом кружке Врубель почти сразуже занял ведущее положение.
В творчестве художника наступает самый продуктивныйпериод – он много и плодотворно работает в разных жанрах и техниках: пишет портреты(Арцыбушева и Мамонтова), декоративное панно («Венеция» и «Испания», «Фауст»),занимается дизайном, делая эскизы для абрамцевского дома, начинает работать скерамикой, активно экспериментирует, соединяя различные технические приемы,смешивая эмали и глазури. Благодаря его экспериментам с этой техникой керамикустола возможно использовать в облицовке зданий (знаменитое керамическое паннона фасаде гостиницы «Метрополь»).
Врубель продолжает писать акварелью, причем делаетдовольно большие работы, не характерные для данной техники («Гензель иГретель», «Царевна Волхова»). Ему нравятся смешанные техники – акварель,белила, тушь, гуашь, сепия, карандаш, уголь, пастель. В таком стиле частонаписаны эскизы декораций, которые сами по себе являются произведениями искусства.Но все же наиболее значительные произведения этого периода написаны в техникемасляной живописи, с использованием различных приемов письма – Врубельнакладывает мазки то легко и прозрачно, то густо и пастозно, работает какмягкой, так и щетинной кистью, тонким ножом. Колорит, как правило, насыщенный,богатый оттенками и переливами. Для выделения главных персонажей частоиспользуются крупные планы, фрагментация; части фигуры и предметов как бывыходят из картинной плоскости на зрителя.
Важное место в творчестве художника занимаетсценография: Врубелю принадлежит оформление многих спектаклей Частной оперыМамонтова. Для театра Врубель становится незаменимым человеком, многие современникиупоминают о его феноменальной зрительной памяти и энциклопедических знаниях вобласти этнографии, истории костюма, архитектуры. Он мог нарисовать эскиз влюбом стиле, набросать исторически верный рисунок костюма или эскиз мебелилюбой эпохи, не обращаясь к справочным изданиям.
В Частной опере художник встретил и свою любовь –певицу Надежду Забелу. Голос и облик ее настолько поразили Врубеля, что впервый же вечер знакомства он сделал ей предложение. Вскоре они поженились. Забелаисполняла почти все заглавные партии в операх Римского-Корсакова, ставшеговскоре близким другом Врубеля, открывшим для него мир русской сказки. «… Благодарявашему доброму влиянию решил посвятить себя исключительно русскому сказочномуроду… » И действительно, из-под его кисти в этот период выходит особенномного работ на тему народной поэзии, русских сказок и былин («Тридцать трибогатыря», «Царевна Лебедь», «Микула Селянинович», «Богатырь»), а под влияниемопер Римского-Корсакова появляется целая серия майоликовых скульптур («Садко»,«Снегурочка»).
В более поздних работах, таких как «Пан», «К ночи»,«Сирень», заметно влияние символизма, зародившегося на рубеже веков. Это таинственныекартины, полные волнения и тревоги, рассказывают о фантастических силах,скрывающихся в обыденных вещах.
В 1901 году у Врубеля родился сын – «мальчикпрелестный, с каким-то поразительно сознательным взглядом… но с раздвоенной верхнейгубкой. Это так глубоко поражает брата, что вскоре наступает постепенное инеуклонное погружение… в стихию его конечного Демона» (из воспоминаний А.А. Врубель).Кроме того, на него повлияло неприятие публикой «Демона поверженного», вкоторого он, кажется, вложил все силы своей души.
С 1902 года появляются первые признаки быстропрогрессирующего душевного недуга. После лечения болезнь на некоторое времяотступает, но смерть сына в 1903 году ведет к ее возобновлению. С этого времениВрубель почти непрерывно находится в лечебницах Москвы и Петербурга, но вмоменты просветления он продолжает работать: пишет замечательные портретыЗабелы-Врубель, Брюсова, картины «Жемчужина», «Шестикрылый серафим».
Болезненное состояние, в котором Врубель пребывал в этигоды, на его живописи никак не отразилось, разве что он стал писать своикартины, используя еще большее разнообразие техник, чем прежде, — подробный рисунокуглем закрашивается широкими цветовыми плоскостями, а поверх он снова могрисовать пером или карандашом. Стремясь как можно скорее воплотить на холстеобуревавшие его чувства, художник часто пренебрегает технологическими правиламии не дожидается, пока краски высохнут. Помимо крупных живописных работ, в этотпериод им создано множество графических портретов.
В 1906 году художник ослеп, а в 1910 его не стало. Биография М.Ю. Лермонтова
Лермонтов Михаил Юрьевич (3(15) октября 1814 года — 15(27)июля 1841 года) — великий русский поэт.
Родился в Москве в семье армейского капитана ЮрияПетровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817),урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е.А.Арсеньевой (1773-1845). Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравными несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После раннейсмерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностьюотстранив отца.
Детство Лермонтова прошло в имении Арсеньевой«Тарханы» Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнееобразование, с детства свободно владел французским и немецким языками. Летом1825 бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ; детские впечатления откавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве(«Кавказ», 1830; «Синие горы Кавказа, приветствую вас!.. »,1832). В 1827 семья переезжает в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляетсяполупансионером в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона,где получает гуманитарное образование. Уже в Тарханах определился острыйинтерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству. Уже в пансионеопределяется преимущественная ориентация Лермонтова на А.С. Пушкина,байроническую поэму. Байроническая поэма становится основой раннего творчестваЛермонтова. В 1828-1829 гг. он пишет поэмы «Корсар»,«Преступник», «Олег», «Два брата» (опубликованыпосмертно), «Последний сын вольности», «Измаил-Бей»,«Демон». В центре байронической поэмы — герой, изгой и бунтарь,находящийся в войне с обществом и попирающий его социальные и нравственныенормы; над ним тяготеет «грех», преступление, обычно облеченноетайной и внешне предстающее как страдание.
В марте 1830 Московский пансион по указу Сената он былпреобразован в гимназию. В 1830 Лермонтов увольняется «по прошению» ипроводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково; в том же годупосле сдачи экзаменов зачислен на нравственно-политическое отделениеМосковского университета. К этому времени относится первое сильное юношескоеувлечение Лермонтова Е.А. Сушковой (1812-1868), с которой он познакомился усвоей приятельницы А.М. Верещагиной. С Сушковой связан лирический«цикл» 1830 [«К Сушковой», «Нищий»,«Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор… „),“Ночь», «Подражание Байрону» («У ног твоих не забывал…»), «Я не люблю тебя: страстей… ». По-видимому, несколькопозднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя и кратковременное чувствок Н.Ф. Ивановой (1813-1875), дочери драматурга Ф.Ф. Иванова. В эти годы(1830-1832) идет формирование личности поэта, и сменяющиеся любовные увлеченияявляются во многом попыткой личностного самоутверждения. Возникает жанр«отрывка» — лирического размышления, в центре которого определенный моментнепрерывно идущего самоанализа и самоосмысления. Стихотворения 1830-1831содержат и социальные мотивы и темы. Политическая лирика в прямом смыслеЛермонтова редка; социально-политическая проблематика, как правило, выступает унего в системе философских и психологических размышлений. Это особенно заметнов лермонтовской лирике начала 1830-х гг. Московский университет жилфилософскими и политическими интересами, в нем функционировали студенческиекружки и общества (И.В. Станкевича, А.И. Герцена, В.Г. Белинского). О связи сними Лермонтова нет сведений, однако он, возможно, разделял свойственный им духполитической оппозиции и даже принял участие в студенческой акции (изгнание изаудитории профессора М.Я. Малова). Эти идеи нашли у него выражение еще в«Жалобах турка» (1829) и серии стихов, посвященных европейскимреволюциям 1830-1831 [«30 июля. (Париж) 1830 года», «10 июля. (1830)»],событиям Великой французской революции («Из Андрея Шенье», 1830-1831)и эпохе пугачёвщины («Предсказание», 1830). Так подготавливаетсяпроблематика первого прозаического опыта Лермонтова — романа «Вадим»(1832-1834) с широкой панорамой крестьянского восстания 1774-1775 гг.
Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот периодбыла В.А. Лопухина (1815-1851), в замужестве Бахметева, сестра товарища поуниверситету Лермонтова. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным.Лопухина была адресатом или прототипом как в ранних стихах [«КЛермонтов» («У ног других не забывал… », 1831), «Она негордой красотою… », 1832, и другие], так и в поздних произведениях: «Валерик»,посвящение к VI редакции «Демона»; образ ее проходит в стихотворении«Нет, не тебя так пылко я люблю», в «Княгине Литовской»(Вера). В 1830-1831 раннее лирическое творчество поэта достигает вершины; далееначинается спад.
После 1832 Лермонтов обращается к балладе(«Тростник», 1832; «Желанье» — «Отворите мнетемницу», 1832; «Русалка», 1832) и прозе.
В поэмах Лермонтова в это время определяются как быдве тематические группы: одна тяготеет к средневековой русской истории(«Последний сын вольности», 1831; «Литвинка», 1832), другая- к экзотическим кавказским темам («Измаил-Бей»,1832; «АулБастуиджя».1833-1834; «Хаджи-Абрек», 1833).
В 1832 Лермонтов оставляет Московский университет ипереезжает в Петербург, надеясь продолжить образование в Петербургскомуниверситете; однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобыне начинать обучение заново, Лермонтов принимает совет родных избрать военноепоприще; в ноябре 1832 сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков икавалерийских юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении, гдестроевая служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческойдеятельности (быт школы в грубо натуралистичном виде отразился в так называемыхюнкерских поэмах — «Петергофский праздник», «Уланша»,«Гошпиталь» — все 1834). Она оживляется в 1835, когда Лермонтов былвыпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк (сентябрь 1834); в этом же годувыходит поэма «Хаджи Абрек» — первое выступление Лермонтов в печати(по преданию, рукопись была отнесена в журнал без ведома автора). Лермонтовотдает в цензуру первую редакцию драмы «Маскарад», работает надпоэмами «Сашка», «Боярин Орша», начинает роман«Княгиня Лиговская». Известно о знакомстве Лермонтова с А.Н. Муравьёвым,И.И. Козловым и близкими к формирующимся славянофильским кружкам С.А. Раевскими А.А. Краевским. В романе «Княгиня Литовская» (1836; не окончен; опубликованв 1882) Лермонтов впервые обращается к социальному бытописанию,предвосхищающему «физиологии» 1840-х гг. Одновременно Лермонтовработает над «Маскарадом» (1835-1836), первым произведением, котороеон считал достойным обнародования, трижды подавал в драматическую цензуру идважды переделывал; драма, однако, была запрещена.
В период 1836-1837 гг. Лермонтов создает «БояринаОршу» (1835-1836), первую оригинальную и зрелую поэму. Орша — перваяпопытка Лермонтова создать исторический характер — феодала эпохи Грозного,живущего законами боярской чести. Эта тема была продолжена в «Песне процаря Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»(1838). Своего рода аналогом «Песни… » в лирике Лермонтова было«Бородино», отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения (1837) — «микро-эпос»о народной войне 1812.
В 1835-1836 Лермонтов еще не входит в ближайшийпушкинский круг; с Пушкиным он также незнаком. Тем более принципиальныйхарактер получает его стихотворение «Смерть Поэта» (1837; опубликовано1858), написанное сразу же по получении известия о гибели Пушкина.18 февраля1837 Лермонтов был арестован; началось политическое дело о«непозволительных стихах». Под арестом Лермонтов пишет несколькостихотворений: «Сосед» («Кто б ни был ты, печальный мойсосед»), «Узник», положивших начало блестящему «циклу»его «тюремной лирики»: «Соседка», «Пленныйрыцарь» (оба — 1840) и другие.
В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводеЛермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте онвыехал через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе,Пятигорске, Кисловодске; по пути следования в полк он «изъездил Линию всювдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, вКахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле,засыпал под крик шакалов… », в ноябре был в Тифлисе. В 1837 онзаписывает народную сказку об Ашик-Керибе («Ашик-Кериб»), стремясьпередать колорит восточной речи и психологию «турецкого» сказителя; народныйхарактер поэт раскрыл в «Дарах Терека», «Казачьей колыбельнойпесне», «Беглеце». В Пятигорске и Ставрополе он встречается с Н.М.Сатиным, знакомым ему по Московскому пансиону, Белинским, доктором Н.В. Майером(прототип доктора Вернера в «Княжне Мери»); знакомится со ссыльнымидекабристами (С.И. Кривцовым, В.М. Голицыным, В.Н. Лихаревым, М.А. Назимовым) иблизко сходится с А.И. Одоевским («Памяти А.И. Одоевского», 1830).
Во время ссылки и позднее особенно раскрылосьхудожественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Емупринадлежат акварели, картины маслом, рисунки — пейзажи, жанровые сцены,портреты и карикатуры; лучшие из них связаны с кавказской темой. Кавказскаяссылка была сокращена хлопотами бабушки через А. X. Бенкендорфа. В октябре 1837был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский (в Новгородскойгубернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Во2-й пол. января 1838 Лермонтов возвращается в Петербург.1838-1841 — годы еголитературной славы. Он сразу же попадает в пушкинский литературный круг,знакомится с В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, П.А. Плетнёвым, В.А. Соллогубом,принят в семействе Карамзиных. У Карамзиных Лермонтов накануне последней ссылкичитал «Тучи». В 1840 в Петербурге отдельными изданиями выходятединственные прижизненные сборники «Стихотворения» и «Геройнашего времени».
Наследие Лермонтова к 1840 г. включало уже около 400 стихотворений, около 30 поэм, не считая драм и неоконченныхпрозаических сочинений. Подавляющее большинство произведений Лермонтоваопубликовано посмертно. В 1838-1840 поэт входит в «Кружокшестнадцати» — аристократическое общество молодежи, частью из военнойсреды, объединенное законами корпоративного поведения и политическойоппозиционностью участников. В этот период в его поэзии и прозе словно оживаютпушкинские начала. Однако основы прозы (как и поэзии) Лермонтова, во многомпротивоположны пушкинским; ему не свойственны лаконизм пушкинской прозы ипоэтика «гармонической точности» в поэзии. Близких отношений спушкинским кругом у Лермонтова не складывается: и Жуковский, и Вяземский, иПлетнёв далеко не все принимают в его творчестве. Столь же«выборочно» принимают его и формирующиеся московские славянофильскиекружки. Со своей стороны, Лермонтов присматривался к деятельности будущихславянофилов (А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина), сохранял с ними личные связи,напечатал в «Москвитянине» (1841) балладу «Спор», ноостался холоден к социально-философским основам их учения («Родина»,1841). Наиболее прочные отношения устанавливаются у Лермонтова с журналом«Отечественные записки». Именно там появляется большинствоприжизненных и посмертных публикаций лермонтовских стихов, а также«Бэла», «Фаталист», «Тамань».
В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтовапроизошло столкновение с сыном французского посланника Э. Барантом; непосредственнымповодом было светское соперничество — предпочтение, отданное Лермонтову кн. М.А.Щербатовой, которой был заинтересован Барант и в 1839-1840 увлечен Лермонтов. Ссора,однако, переросла личные рамки и получила значение акта защиты национальногодостоинства.18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтовтем не менее был предан военному суду; под арестом его навещают друзья илитературные знакомые. Под арестом состоялось новое объяснение Лермонтов сБарантом, ухудшившее ход дела. В апреле 1840 был отдан приказ о переводе поэтав Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. В июне он прибыл вСтаврополь, в главную квартиру командующего войсками Кавказской линии генералаП. X. Граббе, а в июле уже участвует в стычках с горцами и в кровопролитномсражении при р. Валерик.
В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск,Лермонтов приезжает в Петербург. Его представляют к награде за храбрость, ноНиколай I отклоняет представление. Поэт проводит в столице 3 месяца окруженныйвниманием; он полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и отдатьсялитературной деятельности. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой онсоприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих произведениях он касается проблем«восточного миросозерцания» («Тамара», «Спор»).14апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае онприбывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения наминеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: «Сон»,«Утес», «Они любили друг друга… », «Тамара»,«Свиданье», «Листок», «Выхожу один я на дорогу… »,«Морская царевна», «Пророк». В Пятигорске Лермонтов находитобщество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеровМартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шуткиЛермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значенияразмолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убитнаповал. Похоронен в фамильном склепе в Тарханах. К вопросу истории создания и воплощения идеи«Демона» в творчестве М.А. Врубеля
Весна 1881 года. Не успев окончить Академию, Врубельотправился в Киев, где началась его самостоятельная художественная жизнь. Двагода Врубель работал для церкви, в атмосфере религиозности, которая так же малосогласовывалась с окружающим, как мало совпадала с идеалом богоматери светскаядама Эмилия Прахова, ставшая для нее прототипом. И впервые стал искушатьВрубеля и завладевать его воображением сумрачный образ богоборца — Демона.
Позже, когда художник работал над эскизами дляВладимирского собора, этот образ уже неотступно преследовал Врубеля.
Слово «дух» на дохристианском языке Гомера, чья книганередко оказывалась у Врубеля «под подушкой», значило для него «демон»[1]. Так, автобиографическая исповедь Врубеля — «Демон»,стала самой мифологизированной картиной из всех, что были написаны художником. Панновосходило к истокам поэтической стихии, существовавшей задолго до лермонтовской.
Н.А. Прахов вспоминал, как Врубель говорил о своемпонимании Демона: он «олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческогодуха, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящегоответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе».
Поэтика врубелевского языка возникает из многоцветнойлексики, собираемой из элементов и признаков художественных различных культур,стилевых движений. Из принципов формообразования — архаических и фольклорных,средневековых и ренессансных, и культуры ему современной. Врубель знал, что визобразительности «техника» — только способность видеть, а творчество — глубокочувствовать. Он цементировал все это многообразие проявлений природы иискусства уникальностью дарованного ему таланта и своей человеческой натуры,
У Врубеля еще не откристаллизовалась своя тема — толькобрезжила в замыслах, еще не было определившегося места в расстановке художественныхсил России конца века. В Киеве он жил на отшибе, получая импульсы только отстаринных мастеров. Ему предстояло войти в гущу современной художественнойжизни.
Это произошло, когда он переехал в Москву.
В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации ксобранию сочинений М. Лермонтова. Таким образом, он мог вернуться к давно задуманномуобразу Демона.
На протяжении всей жизни он неоднократно обращался к темеДемона и в рисунке, и в скульптуре, и в живописи. «Демона не понимают, — писалхудожник, — путают с чертом и дьяволом… «демон» — значит «душа» и олицетворяетвечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревавших егострастей… »
В отличие от традиционного воплощения Демона какнекоего злобного и коварного существа герой Врубеля – глубоко трагическаяфигура. Московский период начался «Демоном» (сидящим) – погруженным в тяжкоераздумье, с глазами, полными вселенной тоски. Но все же в настроении этой картиныне чувствуется безысходности, тогда как последний Демон – поверженный – уже неоставляет никакой надежды. «Демон поверженный» стал в некотором смысле итогомвсей жизни Врубеля. Он долго и лихорадочно над ним работал, несколько разпереписывал, даже когда картина была уже привезена на выставку. Также как и М.А. Булгаков, шедший к роману длиной вжизнь «Мастер и Маргарита», М.А.Врубель шел к своей картине «Демон».
В письме Врубеля к сестре мы читаем: «Вот уже с месяця пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу современем, а «демоническое» —
полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчиваяфигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, скоторой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». Это и есть картина,известная под названием «Демон сидящий» — первая из обширной демонической сюиты,включающей и живопись, и рисунки, и скульптуру. «Молодая уныло-задумчиваяфигура» — слова очень точные. Сидящий Демон действительно молод, и его печальнезлобна, им владеет только тоска по живому миру, полному цветения и тепла, откоторого он отторгнут. Цветы же, которые его окружают, холодные, каменные цветы:художник подсмотрел их формы и краски в изломах горных пород с их причудливымивкраплениями и прожилками. Передано то странное состояние души, когдаохватывает чувство бесконечного одиночества и кажется, что от всего окружающеготы отгорожен непроницаемой стеклянной стеной.
Окаменевший пейзаж в «Демоне сидящем» — каменныецветы, каменные облака — символизирует чувство отторгнутости, чуждости: «Природыжаркие объятья навек остыли для меня». Но нет ни вызова, ни ненависти — толькоглубокая, глубокая печаль.
Сохранился прекрасный большой рисунок (дата егонеизвестна) с изображением головы человека, очень похожей на голову «Демонасидящего», но называется он «Голова ангела».
Несколькими годами позже Врубель сделал скульптурнуюголову Демона — и это уже совсем другой образ, образ ожесточившегося. Под массивнойгривой волос — исступленный лик с выходящими из орбит глазами. Художник отлилэту голову в гипсе и раскрасил, придав ей жуткую «настоящесть». К сожалению, в1928 году ее разбил на куски какой-то психически неуравновешенный посетительРусского музея в Ленинграде, где скульптура была выставлена. Ее реставрировали,но с тех пор она не экспонируется в зале[2].
В течение многих лет Врубеля влекло к образу Демона: онбыл для него не однозначной аллегорией, а целым миром сложных переживаний. Нахолсте, в глине, на обрывках бумаги художник ловил лихорадочное мельканиеобликов, чередование гордости, ненависти, мятежности, грусти, отчаяния…
Все снова и снова появляется незабываемое лицо: косматаяльвиная грива, узкий овал, излом бровей, трагический рот, — но каждый раз синым оттенком выражения. То он бросает исступленный вызов миру, то «похож навечер ясный», то становится жалок. Закончив картину «Демон сидящий», Врубельпринялся за иллюстрации к произведениям Лермонтова. В том числе и к «Демону».
В течение полувека не находилось художника, которыйхоть сколько-нибудь достойно воплотил могучий и загадочный образ, владевшийвоображением Лермонтова. Только Врубель нашел ему равновеликое выражение виллюстрациях, появившихся в 1891 году. С тех пор «Демона» уже никто не пыталсяиллюстрировать: слишком он сросся в нашем представлении с Демоном Врубеля — другогомы, пожалуй, не приняли бы.
В атмосфере возбужденных полемик, после выставкирусских и финляндских художников», организованной в 1898 году в Петербурге С. Дягилевым,как бы в пику «комариной толчее» толстовства, Врубель начал работу над давнозамышлявшимся «монументальным Демоном» — самым патетическим своим творением.
Без сомнения, он сознательно хотел создать нечтопатетическое и грандиозное, способное потрясти. Но, кажется, полнойотчетливости замысла у него не было: Демон владел им больше, чем он — Демоном. Онколебался — написать ли Демона летящим или падшим. Сначала остановился напервом: сохранился большой неоконченный холст «Летящий Демон».
Закрывая небосвод, дух изгнанья парит натускло-серебряных крыльях над пропастями и кручами земли. Он надвигается,близится, лицо дано крупно и более всего закончено. Но какое холодное, мрачное,неумолимое лицо! Как оно изменилось по сравнению с «Сидящим Демоном».
Такой Демон, какой ныне рисовался воображению Врубеля,летел навстречу катастрофе, гибели. Идея «поверженного» возникала как бы сама собой,навязывалась сознанию художника. Уже работая над «Поверженным», уже почтизакончив его, он временами хотел вновь вернуться к «Летящему» — об этом естьсвидетельства в дневниках Е.И. Ге. Но «Поверженный» пересиливал. В течение 1901года, пока шла лихорадочная работа с созданием многих предварительных эскизов,поисками и переменами композиции, художник, казалось, был еще совершенноздоров, если не считать раздражительности, и ощущал огромный подъем сил. Несмотряна неприязненные (по преимуществу) отзывы критики, росла его популярность.
В первые месяцы 1902 года жена художника, а вскоре идругие стали со страхом замечать у него симптомы психического расстройства. Воткак рассказывала об этом
Е.И. Ге:
«Все близкие и знакомые замечали, что с МихаиломАлександровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянновсе-таки, так как в речах его никогда не бы ло бессмыслицы, он узнавал всех,все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться слюдьми и говорил без умолку. I
В это время картину «Демон» перевезли в Петербург длявыставки «Мира искусства», и Михаил Александрович, несмотря на то, что картинабыла уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее, и я с ужасомвидела каждый день перемену. Были дни, когда «Демон» был очень страшен, и потомопять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота… Вообще,несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже какбудто росла, но жить с ним уже делалось невыносимо»[3].
Молва с тех пор связывает болезнь Врубеля с«Поверженным Демоном», с напряженной работой над этим огромным холстом, с темисступленным ежедневным переписыванием — снова и снова — лица Демона, которое,конечно, наблюдала не одна Е.И. Ге, а очень многие, ведь картина висела ввыставочном зале и каждый посетитель мог видеть, что за ночь Демон переменился.О том, что в этом вихре мелькали и исчезали облики необыкновенной красоты,чередуясь с ожесточенными и страшными, потом многие вспоминали. Со словочевидцев говорил об этом через восемь лет и А. Блок в речи над гробомхудожника. Так начал вплетаться, по его словам, в историю жизни Врубеля«зеленый стебель легенды»; «жизнь, соединенная с легендой, есть уже «житие».
Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания, нокатализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едвали случайно. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие — и потомизнеможение, срыв. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегосяс глазу на глаз с «духом зла», им созданным, но уже от него отделившимся,зажившим отдельной от него жизнью; представим, как он каждое утро вступает сним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, — это ли не материалдля трагической легенды!
Тот вариант «Демона поверженного», на которомоборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит — нужнопризнать — к вершинам творчества Врубеля. Он страшно эффектен, конечно, и былеще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремичсправедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественнаясдержанность».
Сумеречный воск «чудовищно-прекрасного» тела Демона,обессилевшего от каких-то «мировых объятий» словно влит в ущелье между громадой«небывало сине-лиловых» гор. Горы озолочены отсветом «горного мира», и твердьюземли, где-то там, под небывалым покровом надломленных крыльев, словносотканных из ночных струи бездны, зеленых стеблей легенды и радужно-сияющейбахромы «павлиньего узора» — золотых ресниц его синеглазья.
Резко вытянутые пропорции огромного холста, бурлящаястихия угловатых форм и дивных соцветий, смятенная открытость ударов иприкосновений, складываются в безумство ритма. Они словно бы затягивают в своювселенскую воронку брошенного в нее Демона-лодку, Демона-щепку.
И в то же время эта мистическая пропорция холста, иэта фантастическая красота на миг застывающей лавины, уложенной опытной рукойневидимого декоратора, как цветы в гробу. Да и вся фигура Демона слишком напоминаетпрежний врубелевский эскиз, правда, к другому сюжету, «Надгробный плач»,который он еще в 1887 году сделал для Владимирского собора в Киеве.
Золото, сумрачно-синий, млечно-голубой, дымно-лиловыйи розовый — все излюбленные цвета Врубеля — образуют здесь феерическое зрелище.
Только что написанное полотно выглядело не так, каксейчас: сверкал венец, розово сияли вершины гор, искрились и мерцали перьяполоманных крыл, похожие на павлиньи. Как всегда, Врубель не заботился осохранности красок — он добавлял в краски бронзовый порошок, чтобы придать имблеск, но со временем этот порошок начинал действовать губительно, картина неузнаваемопотемнела. Но с самого начала ее цветовое решение было открыто декоративным — емунедоставало глубины и насыщенности цвета, многообразия переходов и оттенков,какое есть в лучших вещах Врубеля.
«Демон поверженный» захватывает не столько своейживописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем — «здесьчеловек сгорел». Фигура поверженного демона распластана в горном ущелье. Этоуже не мощный атлет, а резко деформированное в пропорциях болезненно-хрупкоесущество. Поверженный демон со скованными руками лежит павший среди огромныхпавлиньих крыльев, которые своими голубыми отсветами сливаются с блескомдалеких снежных гор. Из огромного узорного панно выделяются своимгипнотизирующим блеском его горящие, широко раскрытые глаза. Сходный образможно заметить у Врубеля и во многих других его произведениях.
Получилось, видимо, не то, что художник задумывал: онне хотел сделать «Поверженного» жалким, хотел показать гордую непобежденность Демонадаже в падении. По записям Е.И. Ге, работая над картиной, «Врубель объяснял,что в поверженном Демоне он желает выразить многое сильное, даже возвышенное вчеловеке… что люди считают долгом повергать из-за христианских толстовскихидей». Но Демон, вопреки намерениям его творца, оказался сломленным, слабым,безумным — и это означало объективное поражение индивидуалистических идей самогоВрубеля, в которых он опирался на Ницше. Жена художника Н.И. Забела в 1901 годуписала Римскому-Корсакову: «Демон у него совсем необыкновенный, нелермонтовский, а какой-то современный ницшеанец… »[4] Он ей не нравился: она понимала, что «ницшеанский»Демон означает уход от Лермонтова, от поэзии русского эпоса, от музыкиРимского-Корсакова, от всего, что было так дорого им обоим.
Впоследствии, оправляясь от болезни, да и во времяболезни, Врубель сделал еще много замечательного, но к образу Демона большеникогда не возвращался,
«Демон поверженный» был скорбной вехой в биографииВрубеля. Картина еще висела на выставке, когда ее автора пришлось поместить водну из московских психиатрических лечебниц. После эйфорического подъема, которымсопровождалась работа над «Демоном», наступила долгая депрессия, состояниехудожника все время было угнетенным, подавленным, себя он считал теперь ни начто не годным. Так он был настроен и тогда, когда вышел из лечебницы (в феврале1903 года) и поехал на отдых в Крым. В мае 1903 года Врубели с сыномотправились в Киевскую губернию, в имение В.В. фон Мекка, одного из богатыхпоклонников Врубеля, который приобрел «Демона». демон лермонтова и демон врубеля
Между тем Врубель ни по своему душевному складу, ни помировоззрению не походил на Лермонтова.
Но бывают в жизни странные совпадения событий,непостижимые стечения обстоятельств, знаменательных дат. В 1856 году в немецкомгороде Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинскогополка Михаила Юрьевича Лермонтова, и в том же году в Омске, в семьештабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка Александра МихайловичаВрубеля родился сын — будущий художник Михаил Врубель, жизнь которого сложиласьтак, что будто бы к его колыбели прилетал лермонтовский Демон, избравшийноворожденного своим новым пророком.
Подобно Лермонтову, Врубель родился с романтическойдушой, но через 15 лет после ранней гибели поэта.
В их детстве были схожие черты: и тот и другой ранолишились матерей, от которых наследовали душевную хрупкость и затаеннуюпылкость; обоих зачаровывала музыка, которую они могли слушать часами, оба предпочиталивсем другим театрализованные игры; в них рано проснулось и росло ненасытноевоображение. Внезапная отрешенность и задумчивость, молчаливость и стремление кодиночеству, — все это было и у поэта, и у художника.
Еще в детские годы и Лермонтов, и Врубель моглипочувствовать широту мира благодаря поездкам и путешествиям: с Урала в Москву ина Кавказ — Лермонтов; из Сибири в приволжские города, в Петербург и Одессу — Врубель.Художник много ездил и по своей стране и за границей, он жил в Германии,Италии, Франции, видел Грецию, путешествовал по Средиземноморью, и хотя малописал чисто пейзажных картин, природу любил и понимал не менее глубоко, чемпоэт.
Оба получили основательное образование.
Еще их сближало следующее: оба, сформировавшиеся вглухую пору реакции (поэт — в 30-е годы, после разгрома декабристов, художник — в 80-е, после разгрома народовольцев), вопреки ей взлелеяли в своей душе идеалгордого, непокорного человеческого духа. Их Демон — не дьявол, носитель зла,изображавшийся с рогами, хвостом и козлиными копытами, в просторечии называемый«нечистой силой». Демон — символ мятежного начала, ангел, восставший противбога, отвергнувший непререкаемость божьей воли. Позже образ «демоническойличности» укореняется в искусстве романтизма, в поэзии Байрона.
От мятежных титанов Байрона — Люцифера, Манфреда,Каина — отчасти ведет свою родословную и лермонтовский Демон.
Сущность этого образа двойственна. С одной стороны — импонирующеевеличие человеческого духа, не терпящего ни запретов, ни оков в своих порывах ксвободе и полноте познания. С другой — безмерная гордыня, безмерная переоценкасил личности, которая оборачивается одиночеством, холодом, пустотой. ЛермонтовскийДемон достиг абсолютной свободы, но она оказалась для него постылой свободой,тяжким бременем.
Лишь только божие проклятье
Исполнилось –
С того же дня
Природы жаркие объятья
Навек остыли для меня. [5]
В годы «сна и мглы», подавления и жалкого прозябанияличности Врубель хотел снова восславить гордую непреклонность духа. Но историяуже внесла свои коррективы в понимание «демонизма», и невольно на первый планвыходили мотивы тоски, одиночества и гибели. Тем более что сам художник,отважно взявший на свои хрупкие плечи бремя «демонической» темы, был далеко нетитаном, не героем — он был слабым сыном своего негероического времени.
Художник написал картину в 1890 году, окончательносформировавшимся неповторимо-индивидуальным Врубелевским стилем. Стиль этот основанна господстве пластически-скульптурного, объемного рисунка, своеобразиекоторого заключается в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани,уподобляющие предметы неким кристаллическим образованиям. Цвет понимаетсяВрубелем как своеобразная иллюминация, окрашенный свет, пронизывающий гранькристаллической формой. Так написана картина «Демон (сидящий)" — итогвсего, что было найдено художником в киевский период творчества. Она являетсяпрограммным произведением Врубеля, в котором получает сюжетное оформление егометод художественной трансформации реальности. Это не метод непосредственногонаблюдения и передачи видимой натуры, а метод идеального представления,воображения, которое лишь используется видимыми формами, чтобы творитьфантастически преображенный мир «демонической выразительности», по словамодного из позднейших критиков. Импрессионизм с его установкой на непосредственнойэмпирическое восприятие, сыгравший столь важную роль в становлении искусстваконца 19 века, не коснулся Врубеля. [6]
Образ демона отрывается от своего поэтическогопрототипа – сатаны и представляет собой «демоническое вообще» в истолкованиихудожника 19 века. Здесь нет сюжета, а есть «вечная тема». Форма этогопроизведения столь же нагружена художественными воспоминаниями, как и его тема.Скульптурно вылепленное тело Демона напоминает титанические образы Микеланджело.Сидящий Демон словно исполин. Он огромен, его фигура будто вырублена из камня. Нафоне фантастических цветов, выложенных цветовыми плоскостями, как бы мозаикой,Демон кажется неземным, далеким от обычных представлений, к которым привыкчеловек. Врубелевский образ выражал символ, в котором слились воедино тоска покрасоте и мечта о человеческом счастье, которое трудно найти на земле. Этотобраз можно было воплотить только теми средствами, которые использовал художник.Его живопись всегда необычна. Краски горят, как драгоценные камни, словносветятся изнутри. Фигуры кажутся огромными, уподоблены героям древних мифов.
У Лермонтова Демон, хотя и страдающий, все же «царьпознанья и свободы». У Врубеля он не царственен — в нем больше тоски и тревоги,чем гордости и величия. Это сказалось в иллюстрациях к поэме Лермонтова.
Здесь Врубелю больше всего удался ожесточенный,скорбный, одинокий лик на фоне горных вершин. Меньше удался в сценах искушенияТамары, где он торжествует свою победу над ней, — тут в его облике появляетсяпризнак театральности.
Удивительное впечатление можно получить от листов«Демон в келье Тамары», настолько они полны экспрессии и прекрасны как произведенияграфического искусства. Не знаешь, какому из трех вариантов отдать предпочтение.Первый — «Не плачь, дитя, не плачь напрасно» — Демон нашептывает Тамареискусительные речи, она в смятении закрывает лицо. Обе фигуры — на фоневеликолепного узора восточных ковров. Второй лист — Тамара с доверием и мольбойобращается тронувшему ее сердце: «Клянися мне… от злых стяжаний отречься нынедай обед». За окном волшебная звездная ночь, одна большая звезда сияет ярче,ближе других. Демон смотрит на девушку с нежностью, растроганно.
А теперь непосредственно обратимся к поэме М. Лермонтова«Демон». Прекрасны стихи, в которых Демон рассказывает Тамаре о своей любви исвоём одиночестве:
Лишь только я тебя увидел –
И тайно вдруг возненавидел
Бессмертие и власть мою.
Я позавидовал невольно
Неполной радости земной;
Не жить, как ты, мне стало больно,
И страшно — розно жить с тобой.
В бескровном сердце луч нежданный
Опять затеплился живей,
И грусть на дне старинной раны
Зашевелилася, как змей.
Что без тебя мне эта вечность?
Моих владений бесконечность?
Пустые звучные слова,
Обширный храм — без божества!
Третий вариант изображает мгновение, когда
Могучий взор смотрел ей в очи!
Он жег ее. Во мраке ночи
Над нею прямо он сверкал,
Неотразимый, как кинжал. [7]
Этот лист декоративно несколько беднее предыдущих, носамый замечательный по экспрессии. Оба лица — в профиль, Демон склоняется надТамарой, она приподнимается к нему как магнитом притягиваемая его горящимвзором, ее воля порабощена.
Вновь обратимся к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».
Из души Демона изливается лава чувств. На фонеиспуганных реплик Тамары («Скажи, зачем меня ты любишь? Зачем мне знатьтвои печали? Нас могут слышать») монологи беспощадного отрицателя вызываютв душе читателя сильный отклик. В них застыла бешеная страсть, накипевшая ивырвавшаяся, в то время как вТамаре только начинает ощущаться нечто вроде осторожногопредчувствия. В упоении Демон готов даже изменить своей природе:
Хочу я с небом примириться
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру.
Слезой раскаянья сотру
Я на челе, тебя достойном,
Следы небесного огня –
И мир в неведенье спокойном
Пусть доцветает без меня!
Люби меня!
Далее художник рисует Тамару в гробу. Здесь дваварианта, но лучший, пожалуй, тот, что изображает только голову покоящейся. Формалица, его пластика осязаема, как в скульптуре, а сделано это легчайшими касаниямикисти, нежной светотенью, только кое-где и чуть-чуть дополненной легкимиштрихами.
Поэма «Демон» — лучшее романтическое произведениеЛермонтова. Работа над нею продолжалась едва ли не всю творческую жизнь поэта. Согласнорелигиозному мифу, демон — бывший ангел, которого Бог изгнал с небес на землю инаказал вечным одиночеством. Чтобы правильно воспринять поэму, очень важноуловить авторскую интонацию первой характеристики героя:
Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землёй…
Не «озлобленный» или «ужасный», а«печальный». Первый эпитет настраивает читателя скорее на сочувствиеодинокому скитальцу, чем на осуждение его. Это тем более удивительно, что порелигиозных представлениям демон — олицетворение зла. Лермонтовский герой нетаков. Добро, любовь ему тоже не заказаны. Демон противоречив, как и всё живое.Читатель застаёт героя в момент, когда тот, пресытившись злодеяниями, все чащезанят воспоминаниями «лучших дней»:
Тех дней, когдав жилище света
Блистал он, чистый херувим
Когда бегущая колета
Улыбкой ласковой прилета
Любила поменяться с ним.
Когда сквозь вечные туманы,
Познанья жадный, он следил
Кочующие караваны
В пространстве брошенных светил;
Когда он верил и любил.
Счастливый первенец творенья!
Не знал ни злобы, ни сомненья,
И не грозил уму его
Веков бесплодных ряд унылый…
И много, много… и всего
Припомнить не имел он силы!
«Познания жадный». В другом месте поэмы о демонесказано «Царь познания и свободы». В этой логике Бог – символ веры,деспотически навязывающей свои неколебимые истины, Демон – знак того сомнения вих непреложности, без которого невозможно никакое творчество. Демон отрицает неради отрицания. Но для последующего утверждения. Божественному спокойствию онпротивопоставляет тревожность поиска. Основанием своей «свободы» выбирает неверу, а самопознание. Демон протестует против божественных уложений,сковывающих личность, и оказывается более «человечным» героем, чем сам Бог. Гордаяборьба Демона сближает его с романтическими бунтарями Байрона. Какромантический герой Демон тоже индивидуалист.
Вообще лермонтовский цикл, в особенности иллюстрации к«Демону», можно считать вершиной мастерства Врубеля-графика. Здесь Врубель сознательноставил перед собой проблему выразить цвет без цвета, одними градациями темногои светлого. Подобные поиски художник называл поисками «техники», а техникаВрубеля сродни волшебству — она давала возможность воплотить его романтическоевидение природы.
Среди художественной интеллигенции, особенно молодогопоколения, становилось все больше страстных, до фанатизма, поклонников Врубеля,для которых каждая его работа была святыней и каждое слово — откровением.
Врубель стал выразителем пограничного времени. Иживопись его «Демона» сверкала красками, фантастически преломляя в «настоящем»и «былое» и «будущее». Это были краски «былинного» и «футуристического» искусства,искусства «архаистов», «новаторов», «классиков» и «авангардистов». ФеноменВрубеля в том и состоял, что его меньше всего заботила принадлежность ккакой-либо художественной ориентации, И его «ненормативность» обернуласьжестокой трагедией — непониманием, осуждением и неприятием его как художника. Историческаяирония в том, что Врубель так и не стал художником ни одной из художественных«стай». И в этом смысле знак его судьбы — «Демон поверженный». Картина-заклинание.И картина-пророчество. Сравнительный анализ произведений М. Врубеля и М.Ю.Лермонтова
Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» и картина М. Врубеляпринадлежат к вершинным достижениям мирового искусства. Их роднит социальныйпротест и богоборчество. Но каждая из них – идейно-эстетически своеобразна,ставит и решает свои задачи.
Работа продолжалась едва ли не всю творческую жизнь.
«Демон» — шедевр по мощи творческой фантазии, поинтеллектуальной глубине и широте идейно-нравственной проблематики, по пластическойизобразительности, по блеску как стихотворного мастерства, по силеэмоционально-поэтического воздействия.
Основной идейный пафос поэмы «Демон» — возвеличиваниечеловека в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию мира. ЛермонтовскийДемон, как справедливо пишет В.Г. Белинский, «отрицает для утверждения,разрушает для созидания… Это демон движения, вечного обновления, вечноговозрождения». И у Врубеля Демон «олицетворяет собой вечную борьбу мятущегосячеловеческого духа, ищущего примирение обуревающих его страстей, познания жизнии не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе». [8]
У Лермонтова Демон – гордый бунтарь-индивидуалист,противопоставленный всему существующему, а у Врубеля «Демон поверженный» — сломленный,слабый, безумный (это означало объективное поражение индивидуалистических идейсамого Врубеля).
Лермонтовский Демон, хотя и страдающий, все же «царьпознанья и свободы», Врубелевский – не царственен – в нем больше тоски и тревоги,чем гордости и величия. Это сказалось в иллюстрациях поэмы Лермонтова.
Демон – «ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет». Он несвязан ни с небом, ни с землей. В этом его трагедия.
Эти социально-философские произведения смело ставятсложнейшие и насущнейшие вопросы бытия: о смысле жизни, правах и назначениичеловека, о бездумной вере и разумном скептицизме, о рабстве и свободе, добре изле, о жажде счастья и бесцельности жизни.
Как Лермонтов, сам переживший гордое одиночество, вконце своего жизненного пути пришел к осознанию и осуждению индивидуалистическогопротеста, так и Врубель потерпел поражение индивидуалистических идей.
Демон Лермонтова и Демон Врубеля – романтическиепроизведения. Но они несут в себе и явно реалистические тенденции.
Заключение
Действительно, катастрофа, постигшая художника,трагическая история его работы над «Демоном» и возникавшие вокруг легенды ислухи сыграли до некоторой степени свою роль в том, что Врубель вдруг сталзнаменит. Однако тому были и более серьезные причины.
Во-первых, на выставке «Мира искусства» осенью 1902года (Врубель тогда был в больнице) экспонировалось шестьдесят его работ, в томчисле прежние — киевские эскизы для Владимирского собора, «Демон сидящий»,«Испания», «Гадалка» и другие, так что впервые искусство Врубеля было показанос достаточной полнотой. Впервые зрители увидели, что это за художник, не по отдельным,часто случайно выбранным вещам, а в контексте всего творческого пути. Вышедшийв 1903 году номер журнала «Мир искусства» со многими репродукциями и статьями оВрубеле также способствовал популярности и признанию художника.
Во-вторых, новаторская «техника» Врубеля, или, лучшесказать, его манера, требовала длительного вникания и привыкания, чтобы быть подостоинству оцененной. Она не воспринималась сразу — не только в силунепривычности, но и потому, что была плодом редкого, феноменального видения,проницавшего натуру сквозь внешние покровы как бы до самих недр. Это и художникамне всегда было понятно с первого взгляда. Известны многие имена людей, сначалане принимавших живопись Врубеля, а со временем ставших его горячимипочитателями, причем это не те люди, которых можно заподозрить в бездумномподчинении капризам моды. Это, например, Горький, Шаляпин или Александр Бенуа,который уже в статье 1903 года «взял обратно» свои прежние суждения о Врубеле.1
Еще характерное признание — на этот раз художника. Ковальскийвспоминал, что в киевской школе Мурашко им, ученикам, сначала решительно ненравилось и казалось странным рисование Врубеля «углами». Но через некотороевремя «мы уже понимали, что это колоссальная сила».
Сходную эволюцию отношения к Врубелю испытала Е.И. Ге,да и многие. Всегда нужно было, чтобы прошло «некоторое время». И остается правиломи поныне: чтобы картина Врубеля раскрылась смотрящему, надо смотретьвнимательно, долго и не один раз. Тогда она начинает с тобой говорить. Тогдавидишь: то, что с первого взгляда кажется только субъективным приемом, на самомделе идет от глубокого постижения объективной реальности.
Наконец, третья причина наступившего признания Врубелязаключалась в том, что на рубеже веков изменилось направление вкусов, — теперьрусская образованная публика читала Метерлинка, Ибсена, символистов, посещалаХудожественный театр, видела на выставках картины Мане, Дега, Уистлера, Пюви деШаванна, Галлен-Каллела; уже начинали собирать свои впоследствии знаменитыеколлекции нового западного искусства С. Щукин и И. Морозов. Нельзя сказать,чтобы в потоке художественных новаций находилось что-то вполне аналогичноеживописи Врубеля — он был слишком обособленно стоящим художником, — но на фоненовых течений становился все же более внятен и приемлем эмоциональный строй егоискусства, его символика, его культ красоты и тайны. Признание, конечно, былодалеко не всеобщим. Еще многие воспринимали искусство рубеля «как беду»; еще нередкостью были глупые и грубые выпады в печати, но они были за пределамивнимания серьезной публики.
Мир, созданный Врубелем, настоль необычен,индивидуален, что порой делались попытки приписать это его неустойчивомудушевному состоянию. Но врач-психиатр Ф. Усольцев, лечивший художника,утверждал, что «его творчество не только вполне нормально, но так могуче ипрочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Искусство МихаилаВрубеля вот уже много десятилетий не перестает привлекать к себе трагизмом имощью своего изобразительного языка. В символических образах его работ нашлиотражение внутренние противоречия и духовные поиски самого мастера, да и всейэпохи, в которую он жил и творил.
В течение полувека не находилось художника, которыйхоть сколько-нибудь достойно воплотил могучий и загадочный образ, владевшийвоображением Лермонтова. Только Врубель нашел ему равновеликое выражение виллюстрациях, появившихся в 1891 году. С тех пор «Демона» уже никто не пыталсяиллюстрировать: слишком он сросся в нашем представлении с Демоном Врубеля — другогомы, пожалуй, не приняли бы.
Использованная литература
1. Михаил Врубель, М. «Слово», 1996
2. Искусство, М. «Просвещение», 1989
3. Русское искусство X – начало XXв., М. «Искусство», 1989
4. Аленов М.М., «Михаил Врубель», М., «Слово», 1996
5. Дмитриева М.А., «Михаил Врубель. Жизнь и творчество», М., «Детскаялитература», 1984
6. Ревякин А.И. «История русской литературы XIX в»,М., 1964
7. Андроников И. «Лермонтов. Исследование и находки», 3-е изд., М., 1964
8. Коровин В.И. «Творческий путь М.Ю. Лермонтова», 1973
9. Рюмин А. «Прошлое страстно глядится в грядущее», журнал «Наше наследие»,№ 42, М., 1997, стр.13
10. Лермонтов М.Ю. Поэзия, издательство «Детская литература», Ленинград,1981, стр.158
11. Алпатов М.М. «Врубель», журнал «Искусство», стр.221
12. Белинский В.Г. Собрание сочинений VII, стр.555
13. Грибков В. «Врубель – живописец — пророк», журнал «Юный художник», М.,11, 2006
14. Белошапкина Я. «Михаил Врубель», журнал «Искусство», № 21 (333), 1-15ноября 2005
15. INTERNET (www. art. ru)
 
Демон летящий (не окончено). 1899. Х., м., 138,5х430,5. ГРМ  
Демон сидящий. Эскиз. 1890. Б., акв., белила, граф. Кар. 13,2х27. ГТГ   Приложения
Основные даты жизни и творчества М.А. Врубеля:
5/18 марта 1856г в Омске в семье военного А.М. Врубеляродился М.А. Врубель
1864 – Едет в Петербург, где посещает рисовальныеклассы Общества поощрения художников.
1865 – В Саратове берет уроки рисования с натуры ухудожника Година.
1870 – Переезд в Одессу. Учеба в Ришельевской гимназии.
1874 – Заканчивает гимназию с золотой медалью. Поступаетна юридический факультет Петербургского университета.
1875 – Совершает путешествие по Франции, Швейцарии,Германии.
1880 – Окончание университета. Отбывает воинскуюповинность. Осенью зачислен студентом в петербургскую Академию художеств. Знакомствос В. Серовым.
1882 – Начало занятий у П. Чистякова.
1884 – Работает в Киеве над росписями и иконостасомКирилловской церкви, участвует в реставрационных работах в куполе СофийскогоСобора. В ноябре – поездка в Венецию.
1885 – В Венеции работает над иконами для иконостасаКирилловской церкви. Весной едет в Одессу, потом в Киев. Начало работы надтемой Демона.
1887 – Серия акварельных эскизов к росписямВладимирского собора в Киеве. Эскизы отклоняются комиссией по строительствусобора.
1888-1889 – Работает над орнаментом во Владимирскомсоборе.
1889 – Поселяется в Москве. Сближается с Мамонтовым.
1890 – В мастерской С.И. Мамонтова в Москве завершаеткартину «Демон сидящий». Работает в Абрамцеве. Обращается к декоративной керамике.
1891 – Выполняет серию иллюстраций в юбилейномсобрании сочинений М.Ю. Лермонтова. С семьей Мамонтовых едет в Италию.
1892 – Руководит работой керамических мастерских вАбрамцеве. С С.И. Мамонтовым совершает поездку за границу (Милан, Париж, Берлин).
1893 – Для дома Дункер в Москве выполняет панно «СудПариса». Картина-панно «Венеция».
1894 – Поездка в Италию. Посещает Неаполь, Афины иКонстантинополь. Серия средиземноморских пейзажей.
1895 – Работа для особняка С.Т. Морозова наСпиридоновке. Принимает участие в оформлении спектаклей Московской частнойрусской оперы С.И. Мамонтова. Знакомство с Н.И. Забелой.
1896 – Панно «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович»для художественного павильона на Нижегородской выставке. Едет в Швейцарию. ВЖеневе сочетается браком с Н.И. Забелой. Завершает работу над панно на темыФауста для особняка А.В. Морозова в Москве.
1897 – Поездка с женой в Италию.
1898 – Знакомство с Римским-Корсаковым. Кружок «Мирискусства».
1899– Премьера оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царскаяневеста» в декорациях и костюмах М. Врубеля на сцене Московской частной оперы. Работанад картинами «Пан», «Царевна Лебедь», панно «Демон летящий».
1900 – Экспонируется на выставке «Мир искусства». НаВсемирной выставке майоликовый камин «Вольга и Микула» отмечен золотой медалью.
1901 – Рождение сына Саввы. Экспонируется на выставках«36-ти» в Москве, «Мир искусства» и Венского Сецессиона. Начинает работу над картиной«Демон поверженный».
1902 – На 4-й выставке «Мир искусства» в Петербургеэкспонирован «Демон поверженный». Первый сильный приступ психического расстройства.Помещен в клинику.
1903 – Смерть сына Саввы. Ухудшение состояния здоровьяхудожника и снова клиника.
1904-1905 – В моменты улучшения работает надживописными произведениями: «Портрет Н.И. Забелы на фоне березок», «Шестикрылыйсерафим». Выполняет серию рисунков. Получает звание академика.
1906 – Работает над портретом В.Я. Брюсова и «Видениемпророка Иезекииля». В конце февраля – слепота. Произведения Врубеля экспонируютсяна выставке русского искусства в парижском Гран Пале.
1906-1910 – В лечебнице доктора Бори в Петербурге.
1/14 апреля 1910 – умирает в клинике Бори. Похороненна кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге.
Основные даты жизненного пути М.Ю. Лермонтова РодилсяЛермонтов 3 октября 1814 г. в Москве. В возрасте неполного года родители привезли его в имение бабушки Е.А.Арсеньевой — Тарханы. В три года Лермонтов остался без матери. В домеАрсеньевой Лермонтов получил хорошее домашнее образование, которое позжепродолжил в Московском благородном пансионе. Начало поэтической деятельностиЛермонтова относится ко времени учебы в пансионе.
В 1830 г.М.Ю. Лермонтов поступил в Московскийуниверситет на нравственно-политическое отделение. В этом же году было впервыенапечатано стихотворение Лермонтова «Весна» в журнале«Атеней».
В 1832 г. Лермонтов поступил в Школу гвардейскихподпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Там он принимал участие в составлениижурнала «Школьная заря», в котором были помещены его поэмы«Уланша», «Петергофский праздник», «Гошпиталь», иего юнкерские стихи.
В ноябре 1834 года Лермонтов был произведен в корнеты лейб-гвардииГусарского полка. В феврале 1837 г. за стихотворение «Смерть поэта»был переведен в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.
3 января 1838 г.М.Ю. Лермонтов возвратился из ссылки и выпустилв свет произведения «Песня про… купца Калашникова»,«Дума», «Поэт», «Тамбовская казначейша»,«Три пальмы».
18 февраля 1840 г. Лермонтов был арестован за дуэль с сыномфранцузского посланника Э. Де Барантом и заключен в Ордонанс-гаус, после чегоснова выслан на Кавказ.
15 июля 1841 г. на дуэли с Н. Мартыновым Михаил ЮрьевичЛермонтов был убит. Похоронен был на кладбище в Пятигорске, а в апреле 1842 г. гроб с телом Лермонтова перезахоронен на фамильном кладбище в Тарханах.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.