РЕФЕРАТ по дисциплине: государственное регулирование национальной экономики на тему: топливно-энергетический комплекс как объект государственного регулирования СОДЕРЖАНИЕ Введение…1. Энергетическая стратегия…2. Функции государственных органов, регулирующих топливно-энергетический комплекс………….….3. Мировой энергобаланс и энергетика России…4. Регулирование энергосбережения….17 5.
Топливно-энергетический баланс….….6. Государственное регулирование недропользования… ….22 Заключение…26 Литература… … 28 Введение Мировой опыт планирования и реализации энергосберегающей политики имеет более чем четвертьвековую историю. Явившись ответом на резкий рост цен на мировых топливных рынках в 70-х годах, энергосбережение и сегодня в условиях относительной доступности цен на энергоносители остается важнейшим направлением энергетической политики многих стран мира, а также международных организаций
и союзов топливно-энергетической направленности. В области энергетики за последнюю четверть века достигнут значительный прогресс. Рациональное использование и экономное расходование ресурсов органического топлива (уголь, нефть, природный газ), повышение эффективности конечного потребления энергии во всех секторах экономики, развитие возобновляемых источников энергии (биомассы, гидроэлектроэнергии, солнечной энергии, энергии ветра и геотермальной энергии и других источников) - все это, вместе взятое, может обеспечить
потребности человечества в энергии и, следовательно, его устойчивое развитие в глобальном масштабе. Развитие общества находит выражение в растущей необходимости удовлетворения определенных потребностей. Удовлетворение большей части этих потребностей связано с необходимостью потребления энергии непосредственно либо для производства товаров или оказания услуг в следующих областях: сельское хозяйство, животноводство, рыбная ловля; производство, консервирование и приготовление пищи; освещение, отопление или кондиционирование
воздуха в жилых помещениях; офисах, торговых и промышленных зданиях; добыча и переработка сырьевых материалов, производство энергии; строительство зданий и создание инфраструктуры, производство оборудования и приборов; транспортные услуги, информационные системы и средства коммуникации. Таким образом, использование энергии является жизненно важным для социально-экономического развития и вносит свой вклад в улучшение условий жизни, повышая комфортность жилья, совершенствуя средства передвижения,
облегчая условия труда и т.д. Одной из основ промышленной цивилизации всегда было крупномасштабное и все возрастающее потребление энергии как в области производства продукции, так и в сфере их потребления. В некоторых странах негативное воздействие на окружающую природу, на человека и его здоровье, вызванное производством и потреблением энергии, достигло угрожающего уровня.Энергетика является одной из важнейших отраслей национальной экономики любой страны.
По уровню ее развития и потерь потенциальным возможностям можно судить об экономической мощи государства. Потребление энергии на душу населения определяет уровень развития цивилизации. Продукция ТЭК характеризуется массовым потреблением и во многом определяет цены на средства производства и предметы потребления, поэтому важно прогнозировать перспективную структуру энергобаланса и осуществлять политику энергосбере¬жения на основе прежде всего новых технологических решений в производстве и потреблении
топлива. В состав топливно – энергетического комплекса (ТЭК) входят элект¬роэнергетика, топливные отрасли промышленности, трубопроводный транспорт, топлива, а также геологоразведочные работы (на нефть, газ, уголь, сланцы и сырье для атомной энергетики). Электроэнергетика включает тепловые и атомные электростанции, гидроэлектростанции, электрические сети, магистраль¬ные топливные сети, атомные станции теплоснабжения, нетра¬диционно возобновляемые источники энергии и др.
Топливная промышленность состоит из нефтедобывающей, сланцевой и тор¬фяной промышленности. Трубопроводный транспорт топлива включает: магистраль¬ные нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, газопроводы, гид¬ротранспорт угля. Значение энергетики определяется тем, что производственный процесс во всех отраслях национальной эко¬номики основан на применении энергии в различных ее формах Основной задачей развития ТЭК является надежное обеспечение потребностей национальной экономики, населения
и экс порта во всех видах топлива и энергии соответствующего качества при осуществлении необходимых мер по их экономии и энер¬госнабжению. Затраты на продукцию ТЭК формируют среду, в которой живут предприятия и население. ТЭК занимает ведущее место в экспорте. В России в 1998 г. доля экспорта нефти достиг¬ла 42,4% в объеме ее добычи, доля газа - 38%. Добыча нефти в России в 2001 г. была равна 348 млн т, из которой экспорт
в соответствии с балансовыми заданиями Пра¬вительства составил 92. млн т, экспорт по дополнительным кво¬там - 23 и экспорт в страны СНГ - 18 млн т. Таким образом, весь экспорт нефти достиг 43,6% ее добычи. ТЭК является основой формирования доходной части бюд¬жета страны. В федеральный бюджет нефтегазовый комплекс направляет 40% всей его доходной части. В целом топливно-энер¬гетический комплекс России выступает одним из крупнейших в мире, по масштабам
производства энергетических ресурсов он уступает лишь США. В отличие от многих стран в нем велик удельный вес наиболее экологически чистого топлива - природ¬ного газа и низка доля каменного угля. Удельный вес угля в энергобалансе России в конце 90-х гг. XX в. составлял 14%, в то время как в Великобритании - 32%, Германии - 27, Японии - 18%2.
Таким образом, для России ТЭК играет роль главного струк¬турного компонента экономик. 1. Энергетическая стратегия Обоснование перспектив развития ТЭК как единого целого, проблемы которого можно решить только в комплексе, должно основываться на долгосрочной энергетической стратегии. Разработана энергетическая стратегия России на период до 2020 г определяющая приоритеты политики государств в энергообеспечении страны.
Россия должна наращивать добычу энергоносителей - такова общая суть стратегии.Для того, чтобы обеспечить ежегодный прирост ВВП в 5%, добыча нефти должна возрасти до 360 млн т, угля - до 439 млн.т, газа -до 700 млрд м3, а производство электроэнергии -до 1,62 трлн кВт.ч. Эффективность использования ресурсов должна при этом повышаться: в соответствии со специальной программой сбережения предстоит сэкономить до 1,4 млрд. т условного топлива.
Стратегия определяет наиболее важную проблему сбережение потому, что без регулирующих продуманны этой области через двадцать лет обеспечить экономику энергетическими ресурсами будет сложно, ибо в настоящее время энергосоставляющая валового продукта России в 3 раза превышает аналогичный показатель развитых стран. В долгосрочной энергетической стратегии прогноз роста производств; и нефтепродуктов необходимо увязать с прогнозом роста нефтяного экспорта. Одной из важных проблем энергоснабжения является составление
газовой отрасли. Газовый комплекс осуществлял бесперебойное снабжение внутреннего рынка, однако в настоящее время его возможности ограничены. Доля газа в энергетике за го (1995-2000 гг.) выросла с 34 до 64%. Стратегия предусматривает сокращение доли газа в т ном балансе страны до 51%. Постоянный рост потреблена слабый приток инвестиций, сдерживание внутренних цен жесткое налогообложение газовой отрасли и другие фа приводят к недостатку средств у предприятий и ставят в т) положение отрасль.
Проблема замещения газа другими видами топлива не только актуальна, но и требует больших затрат. Структура снабжения электростанций топливом за последние 10 лет резко изменилась. Энергетика активно переходила на газ, Сегодня в европейской части страны 80% топлива - это газ. У РАО «Газпром» нет средств на разработку новых месторожде¬ний. Для энергетики это оборачивается заменой топлива.
Газ как топливо можно заменить углем. Но в европейской части нет та¬ких объемов угля, которые можно было бы использовать вместо газа. Реально уголь могут дать Печорский и Подмосковный бас¬сейны (в последнем уголь плохого качества) и Донбасс. Сейчас РАО «ЕЭС» ежегодно потребляет 136 млрд м3 газа. Чтобы эти объемы заполнить другим топливом, нужны большие деньги.
На освоение новых угольных технологий потребуется от 7 до 10 лет. Хотя Россия богата углем, но все угольные место¬рождения находятся в Сибири. В перспективе необходимо пост¬роить электростанции в Сибири и получать электроэнергию по ЛЭП. Кроме того, можно наладить доставку угля по железной дороге. Однако это увеличит себестоимость электроэнергии.
От¬метим также, что на всех электростанциях, работающих на угле, было ликвидировано оборудование, т. е. вся технология исполь¬зования угля была разрушена. Конечно и запасы газа, и его добыча в России огромны, но инвестиционная составляющая тарифа РАО «Газпром» пополня¬ется только за счет экспортной выручки, поэтому на внутреннем рынке у него не хватает денег для покрытия затрат. Предприятия газовой промышленности в связи с недостатком средств
проел поднять цены на газ и его продукцию в России. Таким образом, одним из условий успешной деятельности необходимо правильно проводить ценовую политику, чтобы предприятия газовой и энергетической промышленности моги достойно развиваться. В традиционной энергетике надо найти средства на модернизацию оборудования. РАО «Газпром» в га-стоящее время на старых технологиях расходует газ крайне не¬экономно.
Для того чтобы более рационально использовать до¬бытую газовую продукцию необходимо повысить КПД с нынеш¬них 28-30 до 55% и более. Энергетике также требуются большие инвестиции. Инфра¬структура энергетических предприятий была рассчитана па боль¬шие потребности в мощности электроэнергетики. Но за после¬дние 10 лет промышленное потребление резко упало, создали большие избытки мощностей. Казалось бы, должна увеличите надежность энергоснабжения.
Но такой однозначный вывод сде¬лать нельзя. В результате неплатежей резко обострилась ситуа¬ция со старением основных фондов. На них сегодня около 25-30 млн кВт из существующих 200 млн выработали свой ресурс и не могут брать дополнительную нагрузку. Итак, необходимо создать такой ценовой механизм, чтобы было выгодно вкладывать средства в энергетику. Только так мож¬но решить проблему реструктуризации отрасли сегодня. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от (1995 г.) призван способствовать росту
иностранных инвестиций в топливно-энергетический комплекс. 2. Функции государственных органов, регулирующих топливно-энергетический комплекс Правительство РФ устанавливает предельные уровни тарифов ес¬тественных монополий, рассматривает в связи с этим их инвести¬ционные программы, регулирует доступ к нефте- и газопрово¬дам, определяет балансовые задания по поставкам на внутрен¬ний рынок. Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) - исполнитель¬ный
орган государственной власти, регулирующий естественные монополии. ФЭК, рассматривающий издержки монополий, дает предложения по изменению тарифов. Главной задачей ФЭК является создание благоприятных от¬ношений между потребителями и производителями энергии. Это позволяет потребителю рассчитывать на доступную по цене энер¬гию, а производителю обеспечивать нормальное функциониро¬вание и развитие бизнеса. Основная функция
ФЭК - регулирова¬ние цен естественных монополий. На уровне регионов эту функ¬цию выполняют региональные энергетические комиссии. Энергетика, газовая и нефтяная промышленность производят небольшое число очень однородных и стандартизированных то¬варов. В этих условиях свободные цены на энергоносители не могут быть инструментом конкуренции. Они должны регулиро¬ваться государством наряду и в комплексе с налоговой системой, с учетом потребностей в финансовых средствах и возможностей как производителей (ТЭК), так
и основных потребителей энерго¬ресурсов. В настоящее время необходимо усиление ценового и финан¬сового контроля государства в энергетическом комплексе. Важ¬но, чтобы внутренние цены на энергоносители и финансовые по¬токи, проходящие через топливно-энергетические компании, кон¬тролировались и регулировались государством. Внутренние цены на энергоресурсы должны быть защищены от резких колебаний мировых цен и обменного курса рубля. Это не означает их полной автономности и независимости.
Они дол¬жны стимулировать адаптацию отечественных производителе! и потребителей к мировой конъюнктуре. Однако сильные цено¬вые колебания могут отрицательно повлиять на производствен¬ный потенциал как топливно-энергетических отраслей, так и ш потребителей, создавать высокие риски для инвесторов. В развитых странах относительные внутренние цены на энер¬горесурсы повышаются, когда мировые растут, и снижаются, ког¬да последние падают. Вместе с тем изменение внутренних цен зна¬чительно меньше, чем
мировых в первую очередь благодаря го¬сударственному регулированию. Для нашей страны, использующей большую часть энергоре¬сурсов на свои нужды это тем более актуально. Общий уро¬вень и соотношение цен на энергоносители должны зависеть от затрат на их производство, транспортировку, потребности в ка¬питальных вложениях. Вместе с тем развитие мировой ЭКОНОМИ¬КИ свидетельствует о том, что повышение цен на топливо и сыри выступает серьезным стимулом структурных
изменений в эконо¬мике. Возрастает потребность в новых технологиях, содействую¬щих сокращению потребления и сбережения энергии и материа¬лов. Меняется структура производства в пользу наукоемких энергосберегающих производств. Это ведет к сокращению по¬требления энергоносителей и сырья и, как правило, к снижению мировых цен на эти товары. В новых правилах ценообразования на продукцию российс¬кого ТЭК предусматривается избирательный подход к учету зна¬чимых факторов.
Региональным энергетическим комиссиям да обходимо предоставить право дифференцировать тарифы таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность того производственного потенциала, который есть в каждом регионе. Кроме того, следует выравнивать стоимость электроэнергии по всей стране для населения. Можно выравнивать тариф для населения, используя единую энергетическую систему России, если покупать всю электроэнергию на федеральном оптовом рын¬ке и продавать ее потребителям уже
по средней одинаковой ры¬ночной цене. Такой механизм ценообразования возможен уже сегодня, В этом и проявляется государственная роль регулирова¬ния тарифов. Что же касается тарифов для промышленности, то здесь нужно обеспечить ее глубокую дифференциацию в зависи¬мости от множества факторов. Для регулирования тарифов в отраслях ТЭК необходим еди¬ный тарифный орган. Существует жесткая экономическая цепоч¬ка: газ - топливо - электроэнергетика
- железная дорога. Опре¬деление стоимости услуг этих отраслей требует сильной координации. Государство вынуждено взять на себя ответственность за ре¬гулирование тарифов в отраслях ТЭК и в связи с тем, что оно остается крупным собственником на рынке производства и пере¬дачи электроэнергии. Например, его доля в общем объеме про¬изведенной электроэнергии в 2000 г. превысила 80% (без учета атомных электростанций). Важную роль в регулировании
ТЭК играет Министерство энер¬гетики РФ. Как федеральный орган Минэнерго России проводит государственную политику в сфере ТЭК, а также координирует дея¬тельность других министерств и ведомств в этой области. В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об ут¬верждении Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации» от 12 октября 2000 г. № 777
Минэнерго России раз¬рабатывает совместно с заинтересованными федеральными орга¬нами исполнительной власти программы освоения и использо¬вания углеводородных и других топливно-энергетических ресур¬сов, топливно-энергетический баланс в целом по стране и по регионам, текущие и перспективные балансы по отдельным ви¬дам энергоресурсов, осуществляет меры по их реализации. В составе Минэнерго России работает Госэнергонадзор.
У это¬го важнейшего органа мало полномочий. Госэнергонадзор про¬веряет подготовку и выдает паспорта готовности энергохозяйств к зиме. Россия - северная, холодная страна. Подготовка энергохозяй¬ства к зиме - это не столько обязанность коммерческих структур, сколько важнейшее государственное дело и долг государства пе¬ред своими гражданами. 3. Мировой энергобаланс и энергетика России Энергетическую ситуацию в мире можно назвать относительно
благоприятной, благодаря большим запасам ископаемого топ¬лива, неуклонному прогрессу в области сохранения и рациональ¬ного использования энергии, совершенствованию энергетических технологий, более эффективному применению рыночных регуля¬торов. Но высокого уровня потребления энергии достигли лишь развитые страны. После мирового энергетического кризиса 1973 г. были при¬няты меры по снижению энергоемкости производства. Рост ин¬вестиций не в производство электроэнергии, а в энергосберегаю¬щие технологии способствовал
сокращению потребления энер¬гии в развитых странах и уменьшению негативного воздействия на окружающую среду. Общая энергоемкость единицы ВВП в раз витых странах с 1973 г. до начала 1990 г. снизилась на 22%, а нефтеемкость - почти на 38%. За последние три десятилетия значительные изменения про¬изошли в структуре мирового энергобаланса. Однако по-прежнему главную роль играют ископаемые виды топлива, на которые в конце 90-х гг. XX в. приходилось более 90% мирового потребле¬ния энергоресурсов, в том числе на нефть
- 40,1%, уголь -27,1, природный газ - 22,9%. Доля водных и ядерных источников в мировом энергобалансе се незначительна и в конце 90-х гг. составила примерно 5-6% По прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), при сохранении современных тенденций в мировой энер¬гетике в период до 2020 г. глобальное потребление первичных энергоресурсов может возрасти на 65% . Доля ископаемых видов топлива в мировом энергобалансе к 2020 г. по сравнению с 2000 г. должна сократиться
с 88 до %, а к 2050 г до 64%. Такие новые источники энергии, как энергия солнца геотермальная и другие не внесли пока существенных изменений в структуру энергобаланса. Удельный вес новых (возобновляемых) источников энергии в мире, исключая гидроэлектроэнергию, к 2020 г. будет составлять менее 2%. Вместе с тем страны Европейского союза в рамках общей энергетической стратегии поставили задачу существенно повысить долю электроэнергии, мучаемой из возобновляемых источников энергии
к 2010 г. до 12%. Из источников энергии наиболее динамично развивается вет¬роэнергетика. В рамках европейского сообщества поставлена задача к 2005 г. увеличить долю ветровых установок в общем объёме производства электроэнергии европейских стран в среднем 2%. Это позволит закрыть в регионе семь электростанций (циничной мощностью 1 тыс. кВт, работающих на угле, что при¬едет к сокращению выбросов в атмосферу двуокиси углерода примерно на 30 млн т в год.
Примерно шестую часть мирового производства электроэнергии и треть европейского обеспечивает атомная электроэнергетика. В конце 2000 г. в мире эксплуатировались 69 атомных электростанций, на которых работали 427 атомных энергоблоков. По количеству атомных реакторов первое место в мире занимают (104), за ними следуют Франция (59), Япония (53), Великобритания (35), Россия (29). Доля АЭС в энергетике Франции составляет 75%, Великобритании -
50, Японии - 36, США - 20, России - 14%. Вместе с тем отрасль сталкивается с серьезными проблемами экологического и политического характера. Некоторые страны ввели мораторий на строительство новых АЭС (Бельгия, Испания, Швеция). Серьезную проблему представляет безопасное хранение возрастающих за¬лов отработанного топлива и ядерных отходов. Отечественный атомно-ядерный комплекс служит важнейшей составляющей научно-технического, экономического и оборон-потенциалов страны, обеспечивает надежное энергоснабжение,
передовые технологии. Атомная энергетика является перс¬пективной отраслью экономики, военным щитом страны. В пер¬вую очередь необходимо соблюдать требования по безопасно¬сти АЭС. Россия обладает и высокими технологиями по переработке регенерированию облученного ядерного топлива (ОЯТ) атомных электростанций. Возрождение атомной энергетики будет способ¬ствовать промышленному подъему, притоку инвестиций. В конце 90-х гг. XX в. из совокупного объема электроэнерге¬тических мощностей
России 70% приходились на теплоэлектро¬станции (ТЭС), 20 - на гидроэлектростанции (ГЭС) и 10% атомные электростанции. Согласно прогнозу через 20 лет в соот¬ветствии с энергетической стратегией тепловые электростанции | будут производить более 70% всей электроэнергии в стране. Основной тенденцией в ближайшей перспективе выступает { сокращение доли газа и повышение доли угля
в производстве элек¬троэнергии к 2020 г. В дальнейшем ежегодное производство будет увеличиваться. По утверждению специалистов, в более отдаленной перспек¬тиве доминирующее место в энергетике займет газ, а в России находится 40% его мирового запаса. Сейчас рынок газа ограни¬чен трубопроводами, но в перспективе применение газа будет |основано на новой технологии, т.е. при добыче он будет сжижать¬ся, а также газ будут сжигать в паровом цикле.
Природный газ. По добыче природного газа и его экспорту Россия занимает первое место в мире. В 2001 г. в России добыча газа составляла 581 млрд м3, т.е. 22,2% его мировой добычи. Ресурсная база природного газа характеризуется высокой степенью концентрации запасов в отдельных регионах и крупных место¬рождениях, что создает благоприятные условия для его добычи и транспортировки по трубопроводам. Основным районом, обеспечивающим 4/5 добычи газа в
Рос¬сии, является Западная Сибирь, прежде всего север Тюменской области. В Тюменской области находятся 64% российских запа¬сов нефти и 91% природного газа. В настоящее время на террито¬рии области открыты и учтены около 500 нефтяных, газовых» газоконденсатных месторождений. Среди них уникальные по сво¬им запасам нефтяное - Самотлорское и газовое - Уренгойское, РАО «Газпром» фактически имеет монопольное право на вы¬воз газа.
Доля экспорта газа в объеме его добычи составляет 33%. Нефтяной попутный газ (НПГ). В России ежегодно добывает¬ся около 30 млрд м3 этого топлива, которое служит ценным сы¬рьем для нефтехимических предприятий. Но только около 40% НПГ подвергается переработке с целью получения сырья для неф¬техимической промышленности и сжиженного газа - для населе¬ния. Еще 40% сжигается без переработки на
ГРЭС, а 20% уничто¬жается на промыслах путем сжигания в открытых факелах. В результате окружающая среда и население подвергаются воздей¬ствию экологически вредных продуктов сгорания НПГ. За год в атмосферу выбрасывается 400 тыс. т вредных веществ. А платежи за загрязнение окружающей среды от выбросов по¬путного газа не превышают 0,8-1,2% стоимости реализуемой не¬фти. Дефицит сжиженного газа для обеспечения коммунальных нужд и населения приводит к
обострению социального недоволь¬ства населения во многих регионах России. Мировые нефтяные компании обязаны утилизировать 97% НПГ, однако российские нефтяники не заинтересованы в этой утилизации. Нефть. С середины 90-х гг. XX в. в мировой нефтяной про¬мышленности сохраняется тенденция роста добычи. В Советском Союзе добыча нефти достигла своего пика в 1988 г 570 млн т, затем началось падение ее производства.
Но до 1991 г. по уров¬ню добычи сырой нефти (458 млн т) Россия сохраняла первое место в мире. В начале 90-х гг. XX в. страна сократила добычу нефти и перешла к освоению трудно извлекаемых, менее эффек¬тивных запасов. С 1991 по 1996 гг. добыча нефти снизилась с 458 до 297,6 млн т. С 1997 г. добыча нефти начала увеличиваться и в 2001 г. составила 348 млн т (включая газовый конденсат).
Сейчас по добыче нефти Россия занимает третье место в мире, уступая Саудовской Аравии и США. Страна располагает огром¬ными потенциальными ресурсами нефти. Большая часть нераз¬веданных ресурсов приходится на Западную (58%) и Восточную (22%) Сибирь. Нефть, как и газ, сохраняет высокий экспортный потенциал. Экспорт нефти и нефтепродуктов составлял 64% по отношению к добыче нефти.
Добычей нефти в России занято около 20 компаний. В 2001 г. из 348 млн т добытой нефти более половины приходились на пять крупнейших компаний, в том числе «Лукойл» (18%), «Сургутнеф¬тегаз» (12%), «Юкос» (11%), «Татнефть» (9%), «Сиданко» (7%). Каменный уголь. В 90-х гг. XX в. в мировой добыче угля сохранялась тенденция роста. Первое место занимал Китай Электроэнергетика. Производство электроэнергии в
России сократилось с 1057 млрд КВт-ч в 1990 г. до 891 млрд кВт-ч в 2001 г. Удельный вес России в мировом производстве электроэнергии за этот период уменьшился с 8,2 до 7,4%. По производству элек¬троэнергии Россия занимает четвертое место в мире, а на душу населения в конце 90-х гг. занимала шестнадцатое место в мире. Главными причинами сокращения выработки электроэнергии являются износ установленного оборудования и уменьшение спроса со стороны потребителей в результате сокращения
объе¬ма производства и низкой платежеспособности предприятия. Фактически в России монополию на производство электро¬энергии имеет РАО «ЕЭС», в которое входят 72 территориальных акционерных общества энергетики и электрификации. Это крупнейшее в мире централизованно управляемое энергетиче¬ское объединение. Основные энергетические сети позволяют ра¬ботать параллельно 65 энергосистемам.
В ведении РАО «ЕЭС» находится около 600 ТЭС, более 100 ГЭС и 9 АЭС. Длина основных линий электропередач составляет примерно около 440 тыс. км. В 1998 г. они выработали свыше 100 млрд кВт.ч электроэнергии, что составило 12% общего объема ее производства. В настоящее время техническую основу российской электроэнер¬гетики составляют 440 тепловых и гидравлических электростанций мощностью соответственно 132,1 и 43,8 млн кВт и 9 атомных элект¬ростанций мощностью 22,1
млн кВт. Протяженность линий элек¬тропередачи всех классов напряжений составляет 2,7 млн км, в том числе свыше 150,7 тыс. км основных системообразующих ЛЭП напряжением свыше 220 кВт. ч. Самое дешевое электричество вырабатывается на гидроэлек¬тростанциях, чуть дороже - на атомных. Электроэнергетика является базой структурной перестройки экономики. Не случайно вывод страны из разрухи после револю¬ции и гражданской войны начался с разработки плана
ГОЭЛРО в 1920 г. Это была первая в истории России комплексная про¬грамма кардинальной перестройки промышленности, транспор¬та, сельского хозяйства, социально-бытовой и культурной сфе¬ры на базе электрификации с целью вывода страны из разрухи. Энергетика должна была стать и стала базой для стремительно¬го превращения аграрной России, разрушенной и опустошенной шестью годами войн, в индустриальную державу, более того -одного из лидеров мировой экономики. Отличительной особенностью плана была его комплексность.
Надо было решить сразу несколько проблем: транспортную, топ¬ливную, продовольственную. В этой связи при помощи строи¬тельства тепловых и гидроэлектростанций план предусматривал перевести основы развития страны на путь всемерной электри¬фикации производства в промышленности и сельском хозяйстве на базе самой современной техники. Согласно плану затраты должны были составить 17 млрд зо¬лотых руб. И лишь 7% из них (1,2 млрд руб.) были направлены непосредственно на развитие электроэнергетики.
Основные сред¬ства предназначались для почти двукратного расширения обрабатывающей и добывающей промышленности, а также на вос¬становление, улучшение и расширение транспорта. В разработке плана использовался метод материального и финансового баланса. Полностью план по электрификации был выполнен в 1931 г а в 1935 г. выработка электроэнергии в стра¬не в 13,5 раза превысила уровень 1913 г. и в 52 раза уровень 1921 г.
К 1935 г. было построено 40 электростанций. Уже в 1928 г. был превышен довоенный уровень по таким важнейшим показателям, как национальный доход, объем валовой промышленности и про¬изводство средств производства. В 1930 г. в соответствии с пла¬ном был вдвое превзойден довоенный уровень промышленного производства. К 1936 г. производительность труда в промышлен¬ности превысила довоенный уровень более чем в 2,5 раза по го¬довой выработке и более чем в 3,5 раза по часовой выработке.
По уровню промышленного производства Советский Союз вы¬шел на первое место в Европе и на второе в мире. Прошло уже свыше 80 лет со дня принятия плана ГОЭЛРО. Энергетический потенциал России увеличился с 1 млн кВт/ч в начале реализации плана ГОЭЛРО до 890 млрд кВт/ч - в 2001 г.Но и сегодня проблема переустройства экономики стоит не ме¬нее остро,чем в20-е г История повторяется, но на новом уровне, с новыми задача¬ми, в новых рыночных условиях.
Нужно менять структуру эко¬номики и развивать такие высокоинтеллектуальные отрасли как компьютерная техника, генетика и т.д. В об¬ласти электроэнергетики необходимо использовать самые пос¬ледние достижения науки и техники и, что особенно важно, про¬водить ее реструктуризацию, привлекая инвестиции. У России есть ресурсы для решения этих проблем - и людские, и природ¬ные, и интеллектуальные. Очевидно, что ключевую роль в этом процессе играет государство, которое может и должно использо¬вать
недирективные инструменты (налоги, законодательство и др.) в его осуществлении. 4. Регулирование энергосбережения Энергоемкость ВВП в России с начала 90-х гг. XX в. сохраняет тенденцию роста. С 1990 по 1999 гг. энергоемкость ВВП России увеличилась на 32%, а энергоемкость промышленного производ¬ства - более чем на 45%. В середине 90-х гг. XX в. принят
Федеральный закон «Об энер¬госбережении» от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ. Основной целью За¬кона являлось стимулирование применения энергосберегающих технологий, в нем не были разработаны конкретные меры по со¬зданию финансово-экономических механизмов, стимулирующих разработку и внедрение энергосберегающих технологий. Кроме факторов структурного характера, росту энергоемкости и элект¬роемкости способствовало увеличение стоимости энергии и ее доли в общих издержках производства,
конечной продукции. Так, если в США в автомобильной промышленности доля энергоно¬сителей в себестоимости продукции в 90-х гг. составляла 1-2%, то в России аналогичный показатель достигал 12 - 18%. Регулирование энергосбережения необходимо на государ¬ственном уровне. Государственная энергосберегающая полити¬ка осуществляется на основе: • разработки и реализации федеральных, межрегиональных и региональных программ энергоснабжения; • проведения структурной политики, изменяющей
удельный вес продукции различной энергоемкости; • проведения энергетических обследований предприятий; • государственной экспертизы проектов строительства и со¬здания демонстрационных зон высокой энергетической эффек¬тивности; • вовлечение в энергетический баланс нетрадиционных источ¬ников энергии. Государственная политика энергоснабжения предоставляет регионам большие полномочия и возможности, так как решение многих экономических и финансовых проблем перемещается: федерального на региональный уровень.
Применение многообразных форм влияния на энергосбере¬жение основывается на сочетании централизованных, децентра¬лизованных, экономических, административных и законодатель¬ных методов управления, учитывающих возможности воздействии на различные формы собственности и условия, характерные определенного региона. Экономические методы управления энергосбережением ос¬нованы на материальной заинтересованности предприятий в национальном использовании ресурсов. Необходимы налоговые льготы предприятиям в виде освобождения
части их прибыли от налогообложения при производстве и потреблении ими энерго¬сберегающей техники, льготное кредитование производителей и потребителей энергосберегающих технологий, изделий, работ» услуг, НИОКР и инвестирования соответствующих проектов. Наряду с промышленностью, наиболее энергоемко жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Реализация резервов экономии топливно-энергетических ре¬сурсов в этой отрасли затрудняется монопольным положением предприятий
ЖКХ и отсутствием у потребителя возможности воздействовать на производителя коммунальных услуг. 5. Топливно-энергетический баланс При разработке основных направлений развития ТЭК за основу принимается топливно-энергетический баланс (ТЭБ), разрабаты¬ваемый в целом по стране и по экономическим районам. Широ¬кая взаимозаменяемость отдельных видов топлива и энергии, тех¬нологическая взаимосвязанность функционирования и развита топливных отраслей и электроэнергетики вызывают необходи¬мость
разработки единого топливно-энергетического баланса, наряду с разработкой балансов по отдельным видам топлива и энергии. Разработка ТЭБ в целом по стране позволяет определить не¬обходимые размеры производства топлива и энергии, совершен¬ствовать его структуру, прогнозировать повышение эффективно¬сти производства и использования ресурсов.Балансовые расчеты производятся с применением экономи¬ко-математических методов и ЭВМ. Оптимальный вариант ТЭБ выявляется путем сопоставления и оценки различных вариантов развития
топливодобывающих и топливопотребляющих отрас¬лей и энергетики. Критерием оптимальности варианта является минимум совокупных народнохозяйственных затрат на добычу, производство, транспортировку, хранение, использование топ¬лива и энергии. Построение единого энергетического баланса основано на: • взаимозаменяемости различных энергоресурсов в потреб¬лении; • возможности превращения одного вида энергии в другой; • применении одного и того же
ресурса энергии для различ¬ных целей, например, использование электричества в качестве двигательной силы и для технологических целей. Взаимозаменяемость и трансформация ресурсов энергии де¬лают возможным и необходимым разработку единого топливно-энергетического баланса. Он представляет собой един¬ство производства, распределения и потребления всех ресурсов и видов энергии, приведенных путем соответствующих эквивален¬тов к единому балансу.
Кроме единого (сводного) баланса опре¬деляются материальные балансы по конкретным видам топлива и баланс электроэнергии, который разрабатывается как в целом по стране, так и по регионам и энергетическим системам. Схема топливно-энергетического баланса Таблица 1 Ресурсы Распределение Производство первичной энергии Общее потребление В том числе топливо: В том числе: твердое Потреблено внутри страны: жидкое на преобразование в другие
виды газообразное энергии (электроэнергию, тепло- Электроэнергия энергию и др.) В том числе выработанная: На производственно-технологические нужды на гидростанциях нужды атомных электростанциях на конечное потребление Прочие виды энергии: потери на стадии потребления и ветра транспортирования геотермальных источников остатки на конец года солнечной радиации Экспорт другие виды Остатки на начало периода Импорт
По отдельным видам ресурсов создаются государственные резервы стратегического назначения. Все источники первичной энергии делятся на возобновляемые и невозобновляемые. Топ¬ливно-энергетический баланс, представляя собой материальный баланс, вместе с тем имеет и специфические черты. По отдельным видам энергетических ресурсов процесс их про¬изводства и потребления совпадает по времени. Добыча, транс¬портировка и использование электроэнергии являются непрерыв¬ными.
Поэтому проблема запасов (резервов) решается с учетом отдельных видов энергии. Так, образование запасов продукции затруднено, а по электричеству - невозможно. По твердому и жид¬кому топливу в топливно-энергетическом балансе предусматри¬ваются переходящие запасы и государственные резервы продук¬ции. Применительно к электроэнергии создаются резервы мощ¬ностей, а не продукции. Такие резервы не предусматриваются при составлении баланса энергетических мощностей.
Существует и значительная неравномерность производствен¬ного процесса в электроэнергетике, обусловленной суточными и сезонными изменениями потребляемой электрической и тепло¬вой энергии. Кроме сводного энергетического баланса, разраба¬тываются частные балансы по отдельным видам энергетических ресурсов (баланс нефти, угля, электроэнергии и др.). Схема электробаланса: 1. Производство электроэнергии.
2. Импорт. 3. Потребление электроэнергии. В том числе: промышленностью; сельским хозяйством; транспортом; другими отраслями. 4. Экспорт. 5. Потери в сетях общего, пользования. Существуют правительственные балансовые задания (поквар¬тальные) для нефтяных компаний. Нефтяные компании имеют право отправлять на экспорт треть добытой нефти. Каждый квар¬тал компаниям устанавливаются графики экспорта нефти, исхо¬дя из объема добычи.
Принципиальная схема разделения российской нефти на экс¬портную (30% добычи) и внутреннюю (70% добычи) касается каж¬дой нефтяной компании и носит во многом вынужденный харак¬тер и в принципе считается для устойчивой экономики нерыноч¬ной мерой. Она основана на значительном превышении мировых цен на углеводороды над российскими ценами. При хорошей цене на нефть на мировом рынке заставить компании торговать ею на внутреннем рынке по более низким ценам довольно сложно.
Од¬нако реальное производство зачастую превышает запланирован¬ные объемы. Тогда компании начинают бороться за дополнитель¬ные квоты на экспорт. Например, в целом нефтяная отрасль во втором квартале 2001 г. произвела более 82 млн т нефти, при этом 46,6 млн т поставлено на нефтеперерабатывающие заводы (для внутреннего потребления), что составляет 56,6% добычи нефти. По отдельным нефтяным компаниям процент задания отличает¬ся.
Так, для компании «Лукойл» он составил 58,2%, «Сургутнеф¬тегаз» - 52,4, «Юкос» - 62,8, «Славнефть» - 54,5, «Сибнефть» - 64,4, «Роснефть» - 59,1%. 6. Государственное регулирование недропользования Механизм освоения недр на уровне государства включает два на¬правления: • мониторинг состояния минерально-сырьевой базы; • выработку и реализацию политики разведки, добычи и ис¬пользования минерального сырья.
Первое направление реализуется Государственной комисси¬ей по запасам полезных ископаемых при Министерстве природ¬ных ресурсов РФ, осуществляющей учет движения разведанных запасов в натурально-вещественном выражении. По второму направлению государственная политика освоения недр в целостном виде не сформирована. С принятием федераль¬ных законов о недрах, о разделе продукции и других правовых актов, началось формирование адекватного рыночным условиям механизма освоения недр.
Слабо контролируемая государством коммерциализация добычи и использования минерального сы¬рья привела к тому, что бюджеты всех уровней недополучают значительную часть рентных доходов. Федеральная власть должна обеспечить лишь рамочные ус¬ловия эксплуатации месторождений полезных ископаемых, деле¬гируя полномочия по принятию конкретных решений, связанных с регулированием процессов недропользования, на региональный уровень. Центральное место на федеральном уровне в регулиро¬вании недропользования
занимает налоговое законодательство о недропользовании. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПН) составлял в 2002 г. 10,9% в доходах федерального бюд¬жета.Устанавливаются коэффициенты, учитывающие особенности добычи. Например, коэффициент, учитывающий особенности геологического строения месторождения, при «простом» строе¬нии равен 1, при «сложном» - 0,8 и т.д.Ставки вывозных пошлин на нефть дифференцируются в за¬висимости
от цены на нефть (табл.2 ) Дифференциация ставок вывозных пошлин в зависимости от колебаний мировых цен Таблица 2 Цена нефти за баррель, долл. США Зависимость ставок вывозной пошлины от колебаний мировых цен, евро 12,5-15 15-17,5 5 17,5-20 9 20-22,5 14 22,5-25 20 25-27,5 27 27,5-30 34 30-32,5 41 Свыше 32,5 48 Источник. Известия 2001. - 8 февр. В росте мировых цен на нефть нет заслуги нефтяных компа¬ний. Поэтому сверхприбыль от высоких цен на нефть должно получать государство.
Однако ставка налога на добычу полез¬ных ископаемых должна быть оптимальной и для государства, и для нефтяных компаний, которые рассматривают высокие цены не как сверхдоходы, а как инвестиционные ресурсы (износ про¬изводственных фондов ТЭК превышает 50%). Совершенствование механизма освоения недр связано с регу¬лированием институциальных преобразований, в частности, уча¬стием государства в трансформации собственности в минераль¬но-сырьевом секторе.
Сегодня можно выделить три формы уча¬стия государства в управлении собственностью в ТЭК: • прямое - в газовой промышленности (контрольный пакет акций РАО «Газпром» находится в руках государства) и электро¬энергетике, преобразования собственности которой проводились в рамках сохранения государственной монополии; • смешанное - в нефтяной промышленности, где доля госу¬дарства составляет 20-50%; • косвенное - при добыче твердых полезных ископаемых, где добывающие
предприятия принадлежат преимущественно част¬ным лицам. В угольной промышленности, в частности, велика доля по¬средников, деятельность которых увеличивает трансакционные издержки (сверх основных затрат на производство и обращение) и способствует убыточности угольных предприятий. В регионах наиболее полно проявляются интересы субъектов, причастных к добыче и использованию минерального сырья, по¬этому значение субъектов
Федерации является преобразующим, а смещение прав и ответственности в области освоения недр на региональный уровень вполне оправдано. Одними из механизмов государственного регулирования в нефтяной отрасли служат экспортные квоты - доступ нефтяных компаний к экспортной трубе квотируется. Это связано с недо¬статком трубопроводов. Сейчас Правительство РФ занимается разработкой проектов нефтяных трубопроводов на
Восток - на каспийский и японский нефтяные рынки. Для государственного регулирования в отраслях ТЭК необходима прозрачность финан¬совых потоков в конкретной отрасли. Один из вариантов повы¬шения их прозрачности в нефтяной отрасли - продажа части экс¬портных квот на аукционах. Негативная сторона аукционного принципа доступа к нефтя¬ной трубе состоит в том, что за экспортные квоты идет жесткая борьба и их получают прежде всего наиболее мощные добываю¬щие компании.
Для того чтобы выставить нефтяной экспорт на аукцион, необходимо сконцентрировать его в крупнейших кор¬порациях. В этом случае мелкие и средние компании лишатся средств на развитие производственных мощностей. Заключение Россия обладает огромным топливно-энергетическим потенциалом, используемым нерационально. Сложившаяся структура экономики поддерживает высокую потребность в энергии, предъявляет требования к гипертрофированному развитию топливодобывадющих отраслей.
С другой стороны, сам ТЭК является основой этой структуры, которая деформирует экономику. На его долю приходится четверть всего объема товарной продукции, большая часть инвестиций в основной капитал, около 40 % экспортной выручки. Крупные резервы существуют в добыче и использовании энергетического сырья. Велика роль ТЭКа в загрязнении окружающей среды, воздействии на воздух, воду, лесные ресурсы и почву. Только энергетика дает ежегодно около четверти всех выбросов в атмосферу загрязняющих веществ
от стационарных источников, потребляет примерно 70 % промышленной воды. Добыча и сжигание ископаемых ресурсов приводит к образованию большого объема отходов разного виды. Кардинальное решение эколого-экономических проблем ТЭКа, а, следовательно, во многом, и всей экономики страны в целом, видится в вариантах, альтернативных расширению топливодобывающих отраслей, в энергосбережении в широком смысле этого понятия.
Атомная энергетика - это часть электроэнергетики России, часть топливно-энергетического комплекса страны, она развивается внутри ТЭК, имеет с другими секторами комплекса одинаковые проблемы и подвержена действию конкурентных направлений. Однако в силу своей специфичности, связанной с тем, что она рождалась из ядерно-оборонного комплекса, она по-прежнему требует особого подхода со стороны государства. Необходимо политическое решение с необходимой государственной финансовой поддержкой долгосрочной программы
инновационного развития атомной энергетики и атомного энергетического машиностроения как одного из гарантов энергетической и национальной безопасности России. Развитие атомной отрасли должно базироваться на качественном технологическом рывке в атомных технологиях, обеспечивающем конкурентоспособность на внешнем рынке и привлекательность для инвесторов на внутреннем. Развивающаяся атомная энергетика в других странах (в частности в азиатском регионе) не будет долго
опираться на увядающую отрасль в России, что приведет к нашему вытеснению с данного рынка энерготехнологий. Развитие быстрой энергетики в России обеспечит инструмент для решения проблем сокращения плутония и накапливающихся радиоактивных отходов отечественного и зарубежного производства. С учётом серьезных задач по другим направлениям энергетического комплекса (развитие нефтегазового сектора, обеспечивающего на текущий момент и в ближайшей перспективе экономическую стабильность государства,
модернизация и развитие электроэнергетического сектора, определяющего энергобезопасность внутри страны) необходимое наращивание бюджетного финансирования на атомную энергетику не отменяет и не подменяет поиск механизмов и стимулов внебюджетного финансирования (государственные гарантии по долгосрочным кредитам, разделение гражданских и оборонных производств и использование государственно-частного партнерства, привлечение в качестве инвесторов крупные производства под долговременные договора на поставку электроэнергии
по обоюдоприемлимым ценам и т.д.). Литература 1. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. Утверждена Правительством Российской Федерации 28.08.2003, № 1234-р. 2. Стратегия развития атомной энергетики в первой половине XXI века. Одобрена Правительством Российской Федерации в 2000 году. 3. Инвестиционная программа концерна "Росэнергоатом" на период 2005-2007 г.
4. Материалы общего собрания Российского союза нефтегазостроителей, 2004 г. 5. Материалы слушаний в Государственной Думе по вопросам развития атомной отрасли, 2005 г. 6. Материалы 28 заседания Электроэнергетического Совета стран СНГ, 2005 г. 7. Троицкий А. «Энергосбережение: возможности и перспективы» Экономист 1994 №2 с 25-31 8. В. Бушуев, В. Васильев,
Б. Громов, Б. Давыдов, Л. Лютенко, Л. Хрилев. «Энергосберегающий путь развития экономики» Экономист 1996 №2 с.19-27 9. Федеральный справочник. «Топливно-энергетический комплекс. 1999-2000» 10. С.Н. Бобылев, А.Ш. Ходжавев «Экономика природопользования. Учебное пособие» Москва, ТЕИС 1997
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |