Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Психология слабой власти

Юрий Иванович Филимoнeнкo, кандидат психологическихнаук, заместитель заведующего лабораторией политической психологии СПбГУ,ведущий научный сотрудник.
Внекоем идеальном случае государство является системой всесторонней организациивсех сил общества для достижения общественно полезных целей. Цели эти должныприниматься и хотя бы в каком-то плане (материальном, идеологическом, мировоззренческом)быть выгодными большинству членов этого общества. Соответственно, « правильным»будет такое государство, где власть достаточно сильна для того, чтобы вынуждатьсвоих граждан следовать некоторым индивидуально невыгодным правилам (налоги, законодательныеограничения, «священные обязанности» разного рода), предоставляя существеннобольшие выгоды (порядок, прогнозируемость жизни, безопасность, поддержка вэкстремальных ситуациях, в старости и т. п.).
Чемкороче исторический опыт «правильной» государственности (как в большинствеафриканских стран) и чем больше численность населения данного общества, темсложнее оказывается управление общественными процессами.Государство, толькоимитирующее выполнение этих функций, неизбежно и довольно быстро, поисторическим меркам, разрушается.
Существуеттакже ряд обстоятельств, при которых власть по объективным причинам ослабеваети не может больше эффективно выполнять свои обязательства. Это может бытьследствием успешных действий оппозиции, масштабных природных или техногенныхкатаклизмов, вторжения превосходящих сил противника, деятельноститеррористических организаций.
Ослаблениевласти, наступающее в результате разрушения идеологического единства общества, проявляетсяв том, что в обществе постепенно и неизбежно вызревают процессы, которые можнообразно обозначить как социально-психологическое гниение. Процессы этиследующие:
затягиваниерешения социальных проблем и приоритет силовых способов их разрешения на всехуровнях общества (от взаимоотношений субъектов федерации до конфликтов налестничной площадке);
быстраяполяризация общества по идеологическим, религиозным, материальным критериям, формирующаясплоченные группы людей, готовых бороться за свои интересы любыми средствами;
появлениево власти «разрушителей», то есть людей, которые по своим психологическимзадаткам рождены для бескомпромиссной борьбы с чем-либо. Для них ослаблениесложившейся власти — это единственная и уникальная возможность максимальнореализовать себя, занять место в истории страны;
долгоскрываемая от общественности, но неизбежно проявляющаяся криминализация силовыхструктур государства. В результате силовые ведомства становятся самыми опаснымии беспощадными «игроками» на политической и экономической арене.
Однаконаиболее существенные изменения ослабление власти производит в массовомобщественном сознании. Самым четким индикатором психологического гниения служитдоминирование в массовом поведении иррационального начала над рациональным, предпочтение«счастливого случая», удачи, везения каждодневному напряженному труду.
Впрессе, на телеэкранах, в клубах и домах культуры все чаще появляютсяэкстрасенсы, маги, целители, астрологи и пр. С другой стороны, все болеепопулярным в массовом сознании становится участие в различных лотереях ителешоу, манящих простого обывателя мгновенным и солидным выигрышем.
Отметим,что ослабление власти не является автоматическим результатом неких потаенновызревающих общественных процессов. Как показал российский опыт, в созданииблагоприятной почвы для «дерационализации» населения важную роль играют такиебезответственные высказывания как: «Возьмите власти столько, сколько сможетепереварить» и «Не жди от государства подачек, будь свободен и самостоятелен, делайсвою жизнь сам» Лукавство этих лозунгов становится очевидным, если адресоватьих членам обычной семьи. Нет смысла задаваться чисто риторическим вопросом отом, долго ли просуществует такая семья? Что будет с «домом, который разделитсясам в себе»?
Историческитрадиционной и исключительно эффективной формой «дерационализации» массовогосознания является также широкое распространение с помощью СМИ элементоврелигиозного мировоззрения. И мы видим заметную активность власти в этомнаправлении. Здесь можно упомянуть возвращение церквям религиозных построек, земельи церковных ценностей; демонстративное участие высокопоставленных деятелейгосударства в церковных службах, а иерархов церкви — в государственных делах;полуофициальное внедрение религиозных обрядов в жизнедеятельностьгосударственных учреждений и вооруженных сил, попытки ввести в школах учебныекурсы религиозного содержания в качестве факультативных.
Быстромураспространению религиозного мировоззрения на постсоветском пространствеспособствует важная психологическая закономерность. Она заключается в том, чтолюбые жизненные трудности преодолеваются гораздо легче, если в сознаниичеловека есть понятная картина окружающего мира, закономерностей его существования,правил «хорошего» и «плохого» поведения. Перестройка привела к временномуразрушению материалистической и коммунистической картин мира и создала массовуюпотребность в несущих успокоение замещающих образах. Большой удачей для Россииможно считать то, что роль замещающего образа заняли традиционные религиозныевзгляды, а не националистические или автократические.
ВСанкт-Петербурге повышению религиозности населения способствует, в частности, большоечисло представителей двух специфических подгрупп — интеллигенции и пожилыхлюдей. Интеллигенция по самой своей природе не склонна к единообразию иустойчивости взглядов, тяготеет к духовным исканиям и недооценке ролиматериального мира. Пожилые люди (а Петербург по составу своего постоянногонаселения —«старый» город) в силу возрастных особенностей находятся в ситуациидвойной «перестройки»: помимо социально-политических катаклизмов на них давитсознание окончания активной жизни и приближение момента ухода в небытие.
Поданным наших исследователей, интерес к религии напрямую зависит от возрастачеловека. Первый пик обращения к религии выпадает на 16—18 лет. При этом вкачестве избранного вероисповедания называются самые разнообразные (в том числесовершенно экзотические) учения, по преимуществу восточные илиновохристианские. По мере накопления жизненного опыта тяга к религиознойкартине мира ослабевает и достигает минимума в возрастном периоде 32—43 года.Среди пожилых людей число заявляющих о своей религиозности начинает оченьбыстро расти (более 70% после 60 лет). И, конечно же, теперь речь идет преждевсего об устоявшихся конфессиях — православии, католицизме, исламе.
Победаиррациональности обеспечивается и олицетворяется также наплывом религиозныхмиссионеров различного толка, появлением неформальных объединений, сатанинскихобществ и т. п. На психологическом уровне показателем глубокого кризисагосударства и ослабления его власти в обществе служит обязательное сочетаниетрех характерных элементов:
Резкоеувеличение количества людей, чувствующих свое особое предназначение и публичнозаявляющих об обладании паранормальными, совершенно особыми способностями.Характерно, что в подавляющем большинстве своем это люди либо необразованные, либополучившие некоторое образование, но вовсе не в тех сферах, где проявляется ихактивность. Помимо обшей невежественности, новоявленных «мессий» отличаетабсолютная уверенность в правоте своих представлений, которая в условияхобщественной смуты увлекает многочисленных последователей.
Появлениев широких массах населения подсознательной потребности в скорейшем усвоениииррациональных представлений. Обращение к иррациональному, безусловно, мотивируетсяразочарованием в рациональных путях разрешения общественных и, главное, личныхпроблем. Оно может рассматриваться как один из механизмов психологическойсамозащиты. Его действие заключается в том, что люди испытывают ярко выраженныйдискомфорт от своей реальной жизненной ситуации, но борются с ним не путемизменения этой ситуации, а с помощью самоуспокоения — благостным и возвышеннымискажением представлений об окружающем мире, о своем предназначении и жизненныхперспективах.
Готовностьвластного аппарата и контролируемых им средств массовой коммуникации технически,финансово и иными средствами обеспечить широкий контакт «мессий» со«страждущими массами». Последний элемент должен быть отмечен особо. Он прямоуказывает на то, что ослабление государственной власти выступает инструментомборьбы различных группировок за политическую и экономическую власть. Фактическитакая готовность означает, что власть не способна указать большинству населенияреалистический (то есть конкретный, понятный и доступный в исполнении) путь кулучшению условий жизни в обозримые сроки. И поэтому обеспечивает возможностьпросто забыться, спрятаться от реальности в сладостных мистико-религиозныхгрезах.
Сочетаниеиррациональности с повышенной нервно-психической напряженностью большинстванаселения приводит к появлению качественно нового социально-психологическогофеномена — росту внушаемости. С точки зрения эволюционного развития социума, внушаемостьявляется одним из важных способов группового преодоления экстремальныхситуаций. Внушаемость облегчает объединение людей в группу, координированноеприложение сил больших социальных групп, увеличивает управляемость группыединой волей лидера. Однако частным следствием этого процесса служит то, чтослабой власти оказывается выгодно поддерживать общество в постоянном состоянииповышенной напряженности, ибо напряженными и растерянными людьми управлятьгораздо проще.
Созданиеатмосферы непрекращающейся экстремальности бытия достигается контролем надсодержанием программ телевидения. В ситуации слабой власти именно телевидениесоздает у населения ощущение того, что кроме катастроф и трагедий в стране ивокруг нее вообще больше ничего не происходит. Таким образом, эмоциональнаянапряженность создается как объективными условиями жизни, так ипоследовательной работой средств массовой информации.
Какоеотношение имеет внушаемость к политическому поведению и политическим пристрастиям? Внушаемыйчеловек не просто открыт для внешнего управления. Даже не осознавая того, онищет себе кумира (руководителя, лидера, отца, вождя, вожака и т. д.), чтобыпередоверить ему ответственность за решение своих проблем. Таким кумиром накоротком историческом отрезке времени, как правило, оказывается человек, имеющийэволюционно сформировавшийся набор признаков харизматического лидера.Относительно точно описывается внешность, воспринимаемая как несомненнолидерская: как смотрит, как говорит, как двигается, какая у него стрижка, какреагирует на неожиданные помехи, опасность и т. д. Чем ближе внешние данныеконкретного человека к эталонной внешности лидера, тем больше у него шансовоказаться в смутное время во главе некоего массового движения.
Однако,как неоднократно показано зоопсихологами, разрушение сложившейся жесткойиерархии («государства») в любом устойчивом животном сообществе («обществе»)ведет к периоду всеобщей агрессивности и конфликтов («перестройка», «проявленияслабой власти»), В подобный социально непростой период сокращение численностисообщества оказывается особенно быстрым. При этом заболевают или травмируются игибнут не относительно малочисленные вожаки и субдоминанты, а преимущественносамые низкие по рангу члены этого животного сообщества.
Проявленияпсихологии слабой власти исторически возникают в период разрушения однойгосударственной системы и постепенного становления другой. Они возникают как бысами по себе, но одновременно стимулируются социальными группами, заинтересованнымив изменении государственности. И в этом смысле феноменология слабой власти —это одновременно и демонстрация, и стимуляция естественного хода изменениявластных основ государственности (в частности, это формирование новойполитической и экономической элиты общества). Все изменения массового сознаниявполне можно трактовать как благоприятные в том смысле, что они помогаютпростым гражданам внутренне превозмочь невзгоды и тяготы в неблагоприятнойполитико-экономической ситуации, не дают им ввязаться в бессмысленную борьбукаждого против всех.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.