Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Психотерапия в особых состояниях сознания

Г. И. Ахмедов, М. Е. Жидко
Завоевание внутреннего рая
Начинаяс древнейших времен, человек всегда искал и использовал всевозможные способы исредства, облегчающие его пребывание в естественной среде и позволяющиеулучшить состояние здоровья или уменьшить физические и душевные страдания.Особые состояния сознания (называемые еще трансовыми, или гипнотическими) вявной или скрытой форме почти везде являлись одним из таких средств. В связи сэтим следы их использования в той или иной степени мы находим в истории всехчеловеческих сообществ.
Многочисленныенаблюдения за последними так называемыми примитивными народами, которыепытаются выжить в нынешнем мире, также подтверждают наше представление о том, каклечил себя доисторический человек. Шаманы этих народностей используютразнообразные техники, часто приводящие к трансу, обладающему терапевтическимвоздействием. Это истинное гипнотическое состояние, наблюдаемое у колдунов и унекоторых других участников ритуалов (от лат. ritus — священный обряд), достигаетсяс помощью песнопений, речитативов, танцев, использования ароматических веществ,разнообразной кинестетической стимуляции, от ласки до причинения боли.
Малотого, мы обнаруживаем упрощенные черты подобных медицинских практик у некоторыхсовременных целителей, проживающих в наших городах и селах. Костоправы, маги, экстрасенсы,магнетизеры, заговариватели бородавок — все они наследники традиций, насчитывающихмножество тысячелетий и основанных на использовании специальных методов, позволяющихвызвать, навести особое состояние сознания, которое обладало бы терапевтическимвоздействием. При этом во всех случаях отмечается, с одной стороны, безграничнаявера шамана в свои возможности и, с другой — безграничная вера участниковритуала в возможности шамана и при этом — представление о трансе как о состояниинепостижимом, сверхъестественном, потустороннем, доступном лишь избранным людям,получившим исключительный дар от божественных сил, т. е. феномен «двойнойверы».
Ещев самом начале развития человечества считалось, что все процессы в организмечеловека подчиняются душе (сознанию), а ключом к душе человека служат особыесостояния сознания. Поэтому неудивительно, что в этот период истории в разныхрегионах стали возникать самобытные психотехники погружения человека в транс.Вначале они носили исключительно эмпирический характер, но постепенно, по мереразвития человеческого общества, в связи с появлением предфило-софии ипредрелигии, стали предприниматься попытки познать законы мироздания иобъяснить природные явления, окружающие человека, в том числе и особыесостояния сознания. Начали складываться сложные мифологические картины Мира.Характерно, что в этот период искусство транса находит все большее применение врелигиозно-философских системах, а к VI тысячелетию до нашей эры шаманытрансформировались в жрецов.
Наиболеедревним элементом трансовой культуры был тотемизм — трансовая способностьнепосредственно «видеть» и «ощущать» связь человека с окружающим миромприродных явлений, животных и растений. Появляется трансовая традиция, основаннаяна наиболее легком опорном образе, каком-либо значимом животном или растении ипотому наиболее легко доступном к трансовому воображению, обладающемупризнаками реальности. Поэтому не совсем правильно рассматривать тотемизмтолько как наивную веру наших предков в сверхъестественную связь междучеловеком и тотемом.
Другимэлементом трансовой пракультуры был анимизм — способность в трансе «видеть» и«ощущать» бесчисленные формы умерших или их «души». Одновременно с тотемизмом ианимизмом возникает и первобытное трансовое ремесло по управлению воображенныммиром тотемов, духов предков и др. Эта профессия была основана на вере вспособность переносить психические трансовые явления в реальную жизнь идобиваться привлечения сверхъестественных сил для реального результата — магии.
Отсюдаберут свое начало фетишизм, суть которого состоит в приписывании отдельнымпредметам (фетишам) магической силы, а также мантика — трансовое искусствогаданий и предсказаний, основанное на магических принципах, т. е. «вере» всвязь между человеком и любым объектом.
Извсех этих элементов, а также развившейся у каждого народа мифологии родилисьрелигиозные трансовые системы, усовершенствованные на протяжении десятилетий идожившие до наших дней.
Такуювзаимосвязь особых состояний сознания с определенными религиозными илидуховными системами мы можем проследить на протяжении всей истории. В связи сэтим использование транса в лечебных целях часто отступало на задний план, новместе с тем это позволило сохранить то «духовное измерение», которого так нехватает современной, сциентистски ориентированной медицине. Некоторыеисследователи даже считают, что развитие человечества напрямую связано сознанием и освоением особых состояний сознания и рассматривают науку о них какмать всех наук.
Впоследующие тысячелетия основными регионами с развитой культурой становятсяВосточная Африка, Аравия, Балканский полуостров, Юго-Восточная Азия, Китай, Индия,Тибет, Центральная Америка, а наиболее развитыми трансовыми цивилизациями —Древний Китай, Древняя Индия, Япония, Ирак, Египет и т. д.
Затри тысячи лет до нашей эры древние китайцы знали и использовали транс вразличных формах. Они практиковали особый вид медицины, основанный наэнергетических представлениях о человеке. Предполагалось, что Ци, первичная энергия,циркулирует во всем универсуме, а также внутри человеческого тела. Когдациркуляция происходит гармонично, человек здоров. Если же ее течениеблокируется в одном из каналов тела — меридианах, — возникают неполадки, которыемогут привести к функциональным нарушениям органов и к болезни. Все искусствокитайского врача заключалось в том, чтобы восстановить циркуляцию этоговременно заблокированного потока энергии. Для этого, помимо других способов, ониспользовал и элементы особых состояний сознания. Так, в технике Ци-гунпациенту предлагалось делать медленные гимнастические движения. Перед тем каквыполнить эти движения, он должен был их визуализировать — мысль в этом случаепредшествовала действию.
Исследуяподобную гимнастику в течение ряда лет, мы заметили, что эти упражнениявызывают изменения состояния сознания и ощущения, идентичные тем, которыепереживаются в гипнотическом трансе. Гимнастика, существующая в течениетысячелетий, основана на использовании давно известного идеомоторного феномена,который будет рассматриваться далее, в главах нашей книги, посвященных техникамнаведения особых состояний сознания.
Древниемудрецы Востока использовали также гипнотический транс. Так, в одном из своихтекстов Конфуций описывает характерное состояние транса. Однажды он пришел кфилософу Лао-цзы. Старый мудрец сидел неподвижно, как статуя, высеченная изкамня. Взгляд его был безжизненным, дыхание остановилось. Вернувшись в обычноесостояние, Лао-цзы произнес: «Я путешествовал к истоку вещей». Конечно, мы неможем, опираясь на современные знания, делать вывод, что Лао-цзы практиковалвозрастную регрессию, однако можем утверждать, что транс всегда использовался вбуддистских и даоистских религиях как фактор, благоприятствующий концентрации имедитации.
Удревних египтян универсальный жизненный принцип назывался «Ка». Он обеспечивалсвязь между душами живых и умерших. Египетские жрецы обладали искусством (илимагией) использовать его в своих церемониях, в которых транс занимал ведущееместо. Так, римский историк и поэт Цезарь Страбон сообщает, что исцеления уегиптян проходили в храме Сераписа, где люди для этой цели «спали там для себяи других». О том же сообщает и греческий историк Диодор Сикулус, согласноутверждениям которого египтяне верили, что богиня Изида открывает молящимся ейлечебные средства только во сне.
Водном из древнейших источников о способах врачевания в Египте — папирусе Г.Эберса (названного так по имени египтолога, нашедшего и описавшего его), относящемсяк XVI в. до н. э., — настойчиво повторяется мысль о том, что принятие каждоголечебного средства следует сопровождать заклинаниями — обращениями к духам ибогам. Характерно уже его начало: «Слова, которые следует произносить четко иповторять часто, как только возможно, прикладывая лекарство к больным членамдля того, чтобы уничтожить поразившее их страдание: «Изис, освободившаяИзириса, избавившая Гора от злонамеренных деяний его брата Сета, убившегосвоего отца Озириса, о Изис, великая богиня заклинаний, освободи и меня отвсего злого, от боли и злоумышленных действий, освободи меня от бога и богиньстраданий, от смерти, от того, что проникало в меня...»» В нем можнопрочесть и такие слова: «Заклинания благотворны в сопровождении лекарств, илекарства благотворны в сопровождении заклинаний...»
Пребываяв этом особом состоянии, больные выступали в качестве оракулов, автоматическимписьмом писали послания, полученные якобы из потустороннего мира. Теперьизвестно, что автоматическое письмо — феномен, характерный для особых состоянийсознания, и в некоторых случаях используется сейчас как терапевтическоесредство.
Дляпогружения в особые состояния сознания применялись блестящие предметы, металлическиеплоскости («волшебные зеркала»), кристаллы, сосуды: человеку предлагалипристально смотреть на каплю чернил, на блестящие тарелки с нарисованными наних различными знаками и т. п. Ныне мы знаем, что фиксация взгляда на блестящихпредметах — одно из средств, которые достаточно легко вызывают особые состояниясознания. С такой же целью использовались поглаживания (так называемые пассы) изакрывание глаз.
Ещепятьсот лет до нашей эры в Дельфах, в храме Аполлона, Пифия являла свой дарпророчества, пребывая в сомнамбулическом состоянии, которое со всех точекзрения сопоставимо с глубоким трансом, описанным А. де Пюисегюром двадцатьвеков спустя. Такой транс достигался в результате употребления галлюциногенныхнапитков, которому предшествовал пост, а также благодаря участиюпрорицательницы в религиозной церемонии, изобилующей звуками, красками изапахами. Девственница прорицала в форме различных выкриков; их интерпретациябыла доверена священнослужителям, которые также находились в особом состояниисознания. В заключение священнослужители сообщали толпе верующих волю Олимпа. Внаше время церемония такого типа существует в Бразилии, в синкретическихритуалах Макумба и Кандомбле.
Такназываемая храмовая медицина (врачевание, в античные времена тесно связанное срелигиозными представлениями) лечила больных с помощью молитв и заклинаний, такжеиндуцирующих особые состояния сознания.
Древниегреки обращались с мольбой о ниспослании здоровья и сил к богу-врачевателюАсклепию. Самый известный из посвященных ему храмов находился в восьмикилометрах от города Эпидавра. В храме имелось специальное помещение для снапаломников, стекавшихся со всех концов страны. Оно называлось «абатон». Войтисюда можно было, лишь пройдя предварительные сложные обряды «очищения» души итела. Жрецы храма подолгу говорили с каждым, спрашивая, что привело его сюда, укрепляянадежду на выздоровление, веру в могущество и доброту бога, дарователяздоровья.
Этомунемало способствовали и местоположение, и вся обстановка храма. Он стоял вгустой зеленой роще, где журчали десятки кристально чистых ручьев. Ветердоносил сюда свежий запах моря. Сказочная прелесть природы сливалась внеразделимую гармонию с величественной и строгой красотой белоснежного зданиясамого храма. В центре его вилось огромное мраморное изваяние Асклепия.Используя настроенность больных на ждущее их здесь исцеление, жрецы искусновнушали им если не полное избавление, то по крайней мере облегчение отстраданий.
Древниедруиды и альруны приводили себя в особые состояния сознания, сосредоточенноприслушиваясь к шуму деревьев и журчанию ручьев. Дервиши быстрым кружением на одномместе доводили себя до экстаза, в котором они могли жечь и резать себе тело, неощущая боли.
Некоторыесектанты-мусульмане в Алжире приводили себя в состояние экстатического транса спомощью беспрерывных криков, громкой музыки, сильнейшего возбуждения, причем уних также развивалась нечувствительность к боли: они могли колоть себя, лизатьраскаленное железо, обнаженными ложиться на острые сабли и т. п.
Римскиеписатели (Марциал, Апулей, Плавт) знали о возможности усыпления человекаприкосновением руки, обычно сопровождавшимся заклинаниями. Плутарх писал, чтоцарь Эпира (319-272 до н. э.) обладал способностью погружать людей в глубокийсон, лишь прикасаясь к ним своей ногой, при этом делалось, по-видимому, исловесное внушение для соответствующей подготовки субъекта. Апулей говорил, чтоприкосновением, заклинанием и запахами можно так усыпить человека, что он, освободившисьот своей грубой, телесной оболочки, возвращается к чистой, божественной, бессмертнойприроде; в этом состоянии как бы дремотного забытья человек способенпредсказывать будущее, чего не может делать наяву.
ВI в. н. э., по дошедшему до нас свидетельству, двум больным (слепому иразбитому параличом) якобы во сне явился бог Серапис, который открыл им, чтоони могут быть излечены императором Веспасианом: слепой прозрит, когда тотпомажет ему глаза своей слюной, а парализованный излечится после прикосновенияк нему пятки царя. Веспасиан (автор, кстати сказать, изречения «Деньги непахнут») продемонстрировал это на собрании людей, и, как гласит предание, больныевыздоровели.
Трансовыесостояния были известны и древним евреям как такие состояния сознания, вкоторых человек «спит и не спит, бодрствует и не бодрствует, и хотя отвечает навопросы, но душой отсутствует». Упоминание о них мы встречаем и в книге ВетхогоЗавета, а точнее, в первой книге Моисея (Быт. 17, 21): «И навел Господь Бог начеловека крепкий сон, и когда он уснул...» Это самое первое упоминание, чтокрепкий сон, наведенный на Адама (по-еврейски — Тардема), не был естественным.
Верав исцеление играет важную роль и в христианской религии. Среди многих чудес, окоторых повествуется в Евангелии, исцеления занимают первое место. В однойтолько восьмой главе «От Матфея» говорится о нескольких случаях исцеления:слуги сотника благодаря сказанному Иисусом Христом: «Да будет тебе по веретвоей», прокаженного — прикосновением руки Иисуса, тещи апостола Петра отгорячки, а также о том, как «к Нему привезли многих бесноватых… и Он изгналдухов словом и исцелил всех больных». Вечером того же дня Христос исцелил ещедвух «весьма свирепых» бесноватых, переселив из них бесов в стадо свиней.
Евангелия,как и другие тексты Ветхого и Нового Завета, изобилуют примерами, напоминающиминекоторые техники эриксонианского гипноза. Самый типичный тому пример —использование метафор в форме притч.
Высокаяпсихологическая культура Киевской Руси, тесно связанная с древней историейславян, широко применяла врачевание словом, молитвами и «зельем», котороеобычно проводилось при монастырях. Рациональные приемы народной медицинысуществовали наряду с мистическими обрядами (заклинание против «злых духов», «порчи»и пр.) и, как справедливо указывают Р. Кавецкий и К. Балицкий, впоследствии вомногом вошли в научную медицину (гипноз, внушение, «нашептывание» и пр.).
Еслипрослеживать ретроспективу, то мы увидим, что следующий этап развития трансовойкультуры связан с Европой и охватывает период от средних веков вплоть донынешнего времени.
ВX в. панорама старой Европы украсилась шпилями готических соборов, наиболеегармоничным из которых является Шартрский собор. В его нефе еще и сейчас можнозаметить изображение лабиринта, находящегося в круге диаметром четырнадцатьметров. В средние века паломники проходили этот извилистый путь на коленях, непереставая при этом молиться. После часа такого продвижения они достигалицентра лабиринта в состоянии транса.
Какимчудом наводился этот транс?
Современноезнание феноменов особых состояний сознания дает этому объяснение. Извилистыйлабиринт заставлял верующих часто поворачиваться на девяносто или на стовосемьдесят градусов. Эти повороты изменяли слуховую и зрительную информацию, воспринимаемуюпаломником. В особой звуковой и световой среде собора такие изменения приводилик существенному нейросенсорному возбуждению, которое с течением временинарастало и подпитывалось запахом благовоний и кинестетическими стимулами, связаннымис передвижением на коленях. Это возбуждение завершалось состоянием транса, котороеблагоприятствовало мистической молитве или экстатическому созерцанию.
Видноеместо в развитии взглядов на особые состояния сознания принадлежит знаменитомуврачу, уроженцу Швейцарии Теофрасту Бомбасту фон Гогенхайму, более известномупод именем Парацельса (1493-1541). В XVI в. он впервые применил термин«магнетизм» (от финикийского magnes: mag — сильный, крепкий человек, naz — то, чтотечети передается другому). Эрудит и великий путешественник, Парацельс посвятилсебя изучению феноменов, которые могли бы объяснить нашу жизнь и мышление. Ведябродячий образ жизни, черпая из различных источников, он как бы пропиталсяразличными культурными влияниями. Затем Парацельс осуществил синтетическуюработу, основанную на интуитивном подходе, которая в конечном итоге привела кновому представлению о человеке, болезнях и способах борьбы с ними.
Согласноего мировоззрениям, первоматерия есть результат творения Бога. Окружающий мир, природаво всех своих проявлениях представлялись ему макрокосмосом, а человек в нейрассматривался как микрокосмос. Понимая полную зависимость человека от природы,Парацельс рассматривал его во взаимосвязи с нею, считая, что между нимисуществует тесное единство, полное соответствие и в своей совокупности онипредставляют одно целое. Он утверждал, что Вселенная наполнена магнитной силой,способной переходить от звезд к человеку, а также от человека к человеку.
Основноевнимание Парацельс уделял опыту. Его логический расчет был прост: раз магнитобладает притягивающим свойством, можно попробовать применить его для лечения —магнит должен вытягивать из человека болезнь. Активный борец против схоластики,он навлек на себя недовольство церкви и только преждевременная смерть спаслаего от костра святой инквизиции.
Напонимание филогенетических аспектов особых состояний сознания оказал влияние ииезуитский священник А. Кирхер, описав в 1646 г. в своей работе «Ars magna tucis et umbrae», выражаясь его словами, чудесный опыт: связав петуху ноги, он бралего, резко переворачивал и держал так, чтобы взгляд птицы был обращен на линию,проведенную на земле. Петух деревенел и не двигался даже после того, как емуразвязывали ноги. Этот опыт животного гипноза, приводящего к полной ригидности,впоследствии имел большой успех. Еще и сегодня в некоторых деревнях опытныекрестьяне используют эту технику для того, чтобы успокоить своихразволновавшихся птиц. «Мы не станем объяснять здесь этот забавный опыт, изучивнашу книгу, вы сами найдете ему объяснение.
Особыйинтерес представляют взгляды на многие психологические и физиологическиепроблемы особых состояний сознания философов Киево-Могилянской академии (XVII—XVIII вв.) И. Кононовича-Горбацкого, И. Гизеля, И. Кроковского, И. Поповского идр. Так, например, в 1645 г. И. Гизель, трактуя сон и сновидения, говорил: «Сон— это связывание (ligatio) внешних органов чувств и произвольных движений дляздоровья и отдыха».
Носамым знаменитым исследователем особых состояний сознания был Франц АнтонМесмер. Он родился 23 мая 1734 г. в Швабии, на берегу озера Констанс. Это былчеловек необычной судьбы. В 16 лет он занялся теологией, потом философией.Получил звание доктора философии в 1759 г., в возрасте 25 лет. Одновременно с этим Ф. Месмер украдкой интересовался астрологией, алхимией и оккультизмом, которыев то время находились под запретом. Отправившись в Вену, он приступил кизучению права и медицины и 27 мая 1766 г. получил диплом доктора медицины. В его диссертации «О влиянии планет на человеческие организмы» развиваютсяосновные идеи Ф. Парацельса относительно существования циркулирующего впространстве флюида, который испускается планетами и влияет на функционированиечеловеческих органов. Его карьера врача изобилует множеством загадок ианекдотов, которые просто не могут быть помещены в нашем кратком обзоре.
Ф.Месмер начинал свою карьеру с использования магнитов, которыми проводил по телубольного. Но однажды он заметил, что в тех случаях, когда помогает магнит, результатбывает тот же, что и при простом прикосновении одних его рук: пациент вдругпогружается в сон и, пробуждаясь, выздоравливает. Ф. Месмер подумал, что в егособственном организме концентрируется особая невидимая жидкость — благотворный«магнетический флюид» (от nar.fluidus — разлитой), который может истекать изрук. Поэтому магнетический способ наведения особых состояний сознания былбыстро заменен гипнотическими пассами. Они заключались в прикосновениях, толегких, то с нажимом, к определенным частям тела — ко лбу, затылку, плечам, запястьям,основаниям пальцев, тазовой области, бедрам и лодыжкам. Терпеливая стимуляцияэтих зон (часто более часа) вызывала конвульсивный криз, обладавший, согласноФ. Месмеру, терапевтическим воздействием.
Обстановка,в которой Ф. Месмер проводил свои сеансы, была тщательно продумана: стенырасписаны загадочными узорами, окна занавешены темными шторами, шум шаговзаглушен мягкими коврами. Сам Ф. Месмер принимал больных в расшитом серебром изолотом камзоле, с многочисленными перстнями на руках. Пристально вглядываясь вглаза больных, длинным жезлом он касался их тел, произнося при этом нескольковнушительно звучащих слов. Мизансцена завершалась водружением бака снесколькими десятками бутылей, наполненных магнетизированной водой. Из бакавыходили металлические стержни, к которым были привязаны веревки. Пациентыстановились вокруг этого сооружения и брались за концы веревок. Ф. Месмер илиего ассистенты, совершая работу магнетизеров, проходили вокруг них. Такимобразом под звуки камерною оркестра еще один элемент наведения особогосостояния сознания) они проводили групповые сеансы.
Длябедных Ф. Месмер «магнетизировал» дерево напротив своего дома. Считалось, чтостоит только ступить под сень этого дерева, как могучий магнетический флюид, оставленныйв нем Ф. Месмером, проникает в тело и душу страждущего.
Однакобурный успех магнетизера у пациентов вызвал неприязненное отношение коллег.Многие из них отвернулись от Ф. Месмера: одни, завидуя его все возрастающейславе и богатству, другие потому что считали обычным шарлатаном. Но никто изних не счел нужным проверить практическую ценность метода Ф. Месмера. Тяготясьнедоброжелательным отношением коллег, он покидает Вену и в 1778 г. переезжает в Париж. Здесь он продолжает лечить больных своим методом и быстро завоевываетогромную популярность.
В 1779 г. Ф. Месмер публикует свои «Мемуары об открытии животного магнетизма», втечение почти двух веков оказывавшие влияние на многих терапевтов. Он основалассоциацию, так называемую Ложу Гармонии, задачей которой было распространениеучения о магнетизме. Символично, что на заседаниях этой необычной академииприсутствовали Бенджамен Франклин и Джордж Вашингтон. По возвращении в Америкуони станут инициаторами движения гипнотизеров.
К 1784 г. Ф. Месмер достигает зенита популярности, с удвоенной энергиейпродолжая заниматься лечебной практикой. Сотни больных жаждали лечиться у него,и некоторые члены медицинского совета готовы были стать его последователями. Ивсе же, несмотря на все усилия, ему не удалось добиться принятия своих идейколлегами и признания магнетизма наукой. Когда первый последователь Ф. Месмера,профессор Дэлон, предложил медицинскому факультету исследовать явления«магнетизма», он был обвинен в измене чести и нарушении сословных правил.Попытка Дэлона продолжить защиту основных положений учения Ф. Месмера о«животном магнетизме» окончилась тем, что Дэлон был отрешен от должности илишен звания профессора.
В 1885 г. еще неизвестный тогда невролог 3. Фрейд отправляется в Париж, чтобыизучать гипноз у Шарко. Туда же, в Сальпетриер уезжает и Жозеф Дельбеф, бельгийскийфилософ, намеревающийся изучить гипнотизм. Он хочет убедиться в реальностидействия магнитов при переносе ощущений с одной части тела на другую, а также вамнезии сомнамбул (что противоречит его собственным теориям). В лабораториисамого Шарко Ж. Дельбеф убеждается в правильности идей гипнотизма.
В 1887 г. А. Бине и Ш. Фере, два наиболее известных ученика Ж. Шарко, публикуюттрактат под названием «Животный магнетизм», где развивают положение школыСальпетриер — теорию флюида, отрицающую воздействие мысли на возникновениегипнотических феноменов и подчеркивающую воздействие флюида, некоторых металлов,магнитов или организмов друг на друга. Оба невролога сурово критиковали И.Бернгейма, упрекая его в ненаучном подходе.
Впротивоположность сторонникам нансийской школы, приверженцы школы Ж. Шаркосчитали, что гипноз представляет собой явление ненормальное. По мнению Ж. Шаркои его сотрудников, гипноз весьма сходен с проявлениями истерии (те же мышечныесудороги, восковидная гибкость тела). Поэтому настоящий гипноз — все три стадии,— считал Ж. Шарко, может быть вызван у людей со склонностью к истерии, а вернеевсего, у больных истерией. Ж. Шарко полагал, что гипноз — одна изразновидностей истерии и, подобно ей, возникает как следствие развитияболезненного состояния, вызванного нервными потрясениями, «нервным шоком». Спормежду учеными вылился в горячую дискуссию, в которую включились широкие кругиисследователей.
ШколаЖ. Шарко практикует гипноз на специально отобранных испытуемых, большей частьюна молодых женщинах, классифицированных как «истерички». На лекциях поклиническому гипнозу, которые Ж. Шарко читал каждый вторник, присутствовал весьПариж. Сам он не проводил наведений, оставляя эту работу своим интернам. А.Бине так описывает его технику: «Все возбуждения, вызывающие усталость, используютсядля вызывания гипноза у подходящих испытуемых. Сенсорные возбуждения приводят кгипнозу в двух случаях: если они сильны и внезапны или же слабы ипродолжительны».
Всвязи с этим применялся целый арсенал разнообразных сенсорных стимулов: барабанныйбой, звуки трубы, вибрация камертона, щекотка, поглаживание кожи птичьимиперьями, слабые электрические разряды и т. д. Сегодня мы знаем, что большинство«истеричек» больницы Сальпетриер были на самом деле великолепными актрисами и, оченьхорошо понимая, что от них ожидают, извлекали выгоду из своего положенияиспытуемых. Но это не мешало им впадать в самый настоящий транс.
Отцомрусской научно-клинической гипнологии по праву считается выдающийся русскийневропатолог и психиатр В. М. Бехтерев (1857—1927). Считая, что большую рольпри наступлении особых состояний сознания играет словесное внушение, онвысказывал мысль о том, что ряд физических раздражителей способствуетпогружению человека в гипнотическое состояние.
Однимиз первых В. М. Бехтерев четко разграничил такие понятия, как убеждение, внушениеи гипноз.
Убеждения,по его мнению, входят в сферу психической деятельности посредством личногоосознания и усваиваются человеком путем обдумывания и осмысленной переработки, становясьчастью «Я».
«Внушение,— утверждал В. М. Бехтерев, — сводится к непосредственному прививанию тех илидругих психических состояний от одного лица к другому, — прививанию, происходящемубез участия воли воспринимающего лица и нередко даже без ясного с его сторонысознания… Оно не требует никаких доказательств и не нуждается в логике —внушение действует прямо непосредственно на психическую сферу другого лицапутем увлекательной и взволнованной речи, жестов, мимики» (1908). Внушениямогут иметь форму приказаний, лозунгов, личного примера. «Команда действует нетолько силой страха за непослушание, но и путем внушения или прививки известнойидеи… Пример тоже может действовать как внушение, ведущее к совершенноневольному и безотчетному подражанию».
Гипнозже, по В. М. Бехтереву, представляет собой «не что иное, как искусственновызванный видоизмененный нормальный сон», при котором, однако, сохраняетсяконтакт с гипнотизером. «У загипнотизированного наступает особое состояниепассивности, в силу чего внушение действует на него столь подавляющим образом».
Прошедшийстажировку в школе Ж. Шарко, поработавший с профессором Мейнертом (крупнейшимневрологом того времени и, кстати, одним из учителей 3. Фрейда), он вслед заФорелем выделил три стадии гипнотических состояний в зависимости от их глубиныи распространенности. Малый гипноз характеризуется дремотой, чувствомотяжеления конечностей, приятного тепла и отдыха, отсутствием воспоминанийпосле особого состояния сознания (постгипнотической амнезией). Для среднегогипноза свойственны легкий сон, ригидность мышц, отсутствие болевой и прочейчувствительности, сужение зоны контакта до восприятия лишь слов врача, отсутствиепостгипнотической амнезии. Большой гипноз описывается глубоким сном, избирательностьюконтакта, реализацией внушенных галлюцинаций, сложных переживаний, постгипнотическихвнушений, амнезии.
В.М. Бехтерев придавал столь большое значение психологическим методам лечения, втом числе и гипнозу, что применял их в комплексе лечебных мероприятий, проводимыхпри органических поражениях центральной и периферической нервной системы(невралгиях, мигренях, вегетоневрозах, тиках, гиперкинезах, рассеянном склерозев начальных стадиях, фантомных болях, ишиалгии и др.).
Онвыделил три условия, определяющие сущность и эффективность групповойпсихотерапии в особых состояниях сознания, которые не утратили своейактуальности и в наши дни:
1)разъяснительная беседа;
2)внушение в гипнозе;
3)обучение участников группы формулам самовнушения.
Всвязи с нынешней популярностью использования различных методов дородноймедицины при лечении психосоматических заболеваний, следует вспомнить доклад В.М. Бехтерева «Внушение и его роль в общественной жизни», прочитанный им вВоенно-медицинской академии в декабре 1897 г. В нем раскрывались механизмы возникновения психических эпидемий, роль «психических микробов», внушения, самовнушенияи гипноза в их зарождении и распространении во время кризисных ситуаций вобществе, а также их зависимость от господствующих в данный период общественныхвоззрений (например, для XVI в. были характерны массовые психические «эпидемии»колдовства, для XVII в. — бесноватости и одержимости, для XIX — «эпидемии»мании величия и преследования). Он сформулировал также эмпирический закон внушаемостив массе людей: если условно внушаемость равна единице, то в толпе из стачеловек она повысится ровно в сто раз.
Клиническиенаблюдения академика В. М. Бехтерева послужили основой для метода коллективноголечения гипнозом, применяемого при лечении алкоголиков и наркоманов. Хотяметодика была разработана в 1912 г., сам автор считал ее настолько важной, чтоизбрал темой своего доклада на I Всесоюзном съезде невропатологов и психиатровв декабре 1927 г., сделанном им за 32 часа до своей смерти.
Помимонаучных трудов и исследований в области психотерапии, В. М. Бехтерев написалмного научно-популярных брошюр и статей о гипнозе, пытаясь рассеять связанные сним заблуждения и предрассудки.
Закончитьэту главу нам хотелось бы двумя достаточно большими цитатами людей, чейавторитет в исследованиях особых состояний сознания неоспорим.
Ж.Шарко еще в 1881 г. сказал: «Между правильным функционированием организма испонтанными нарушениями, вызванными болезнью, гипнотизм занимает промежуточноеположение и открывает путь к эксперименту. Гипнотическое состояние — это не чтоиное, как искусственное или экспериментально вызванное нервное состояние…многочисленные проявления которого возникают или исчезают в зависимости отпотребности исследования по воле наблюдателя. Рассматриваемый таким образомгипноз становится драгоценным, неисчерпаемым источником исследований как дляфизиолога и психолога, так и для врача».
Ачерез 80 лет Л. Кьюби добавил: «Гипноз находится на пересечении всех уровнейфизиологической и психологической организации, и феномен, называемыйгипнотизмом, когда он полностью будет понят, станет одним из важнейшихинструментов для изучения нормального сна, нормального состояния бодрствованияи постоянного взаимодействия нормальных, невротических и психотическихпроцессов».
Такимобразом, и сегодня особые состояния сознания (гипноз, сновидения, медитация) —феномен изменчивый, ускользающий, часто неуловимый и в то же время реальносуществующий.
Список литературы
КуликовЛ.В. Психология сознания
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.psyarticles.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.