МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждениеобразования
«ГродненскийГосударственный Университет
Имени Я. Купалы»
Психолого-педагогическаяхарактеристика учащегося
Разработал студент 5курса з/о
Бартош Юрий Викторович
Гродно 2010
Психолого-педагогическаяхарактеристика учащегося
1. Общие сведения ошкольнике
Добриянец Дарья, 6 «Б»класс. Общее физическое развитие нормальное, без отклонений. Умная, способнаядевочка. В классе всегда сидит за первой партой, внимательно слушая учителя. Создоровьем никаких серьёзных проблем нет, все показатели на высшем уровне. Всемье единственный ребёнок, поэтому всё внимание приковано к ней.
2. Характеристикашкольника как субъекта учебной деятельности
Средний балл успеваемостиДарьи за первую четверть этого учебного года составляет 8,77, за вторую – 8,62,т.е. можно сказать, что у Дарьи высокий уровень обучаемости, она легковоспринимает информацию и быстро её запоминает. У Дарьи нет сложностей с учёбойи по её словам «учиться ей легко».
Показатели успеваемостипо предметамбел. яз. бел. лит. русск. яз. русск. лит. англ. яз. математика информатика всемирная история география биология физика физкультура труды 9 9 8 9 8 9 8 8 9 8 9 10 10 8 9 7 9 8 9 8 9 9 9 8 10 9
Динамика успеваемости: посравнению с первой четвертью средний балл Дарьи понизился на 0.15, но этонезначительные изменения, т.к. по сравнению с прошлым годом, она немногоповысила свои баллы.
3. Внеучебнаядеятельность
Девочка активная, любитучаствовать во всех мероприятиях. От класса участвовала в литературномконкурсе, была на школьных олимпиадах. А вот недавно, в честь восьмого марта,ходила поздравлять ветеранов вместе с некоторыми одноклассниками.
В классе Дарье поручиливести тетрадь посещаемости, отмечать отсутствующих на уроке, что она с охотой иделает. А ещё она любит ходить в столовую накрывать на столы, хотя и не любитпропускать уроки, но, как сказала сама Дарья: «Это не занимает много времени,мы идём накрывать за пять минут до конца урока». Во внеучебное время ходит на кружокмягкой игрушки, что ей очень нравится. Дарья считает, что сделанное своимируками лучше купленного, а когда ещё и получается красиво, то это тольковызывает восторг и восхищение у родных и подруг. Ещё немного увлекаетсяизучением польского языка, в чём ей помогает её крёстная мама, которая обещалавзять Дарью на летние каникулы в Польшу. Вот поэтому девочка и старается освоитьхоть немного этот язык.
4. Характеристика интеллектуальнойсферы школьника
Характеристикапознавательных процессов. Наблюдая некоторое время за Дарьей, я могу сказать,что все свойства восприятия, присущие человеку, у неё присутствуют в одинаковойстепени. Она, как и любой нормальный человек, воспринимает объекты и явленияреального мира в форме отдельных предметов, связанных между собой (предметностьвосприятия). Даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемогообъекта, у девочки происходит мысленное достраивание полученной информации доцелостного образа конкретного предмета (целостность восприятия). Константностьвосприятия также присутствует у Дарьи, а в течение некоторого времениформируется и структурность восприятия. Восприятие тесно связано с мышлением ипредставляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.Наблюдая за Дарьей, могу сказать, что она всегда осмысливает полученнуюинформацию, пытается понять, что к чему, выстраивает логические цепочки. Ну ибез избирательности тоже никуда, она способна воспринимать только один предметили группу предметов, т.е. сосредоточиться на них.
Я посетила разные уроки имогу сказать, что Дарья достаточно наблюдательная девочка, умеет подмечать впредметах и явлениях малозаметные элементы. Наблюдая за всем происходящим, онавсегда в курсе всех событий.
Исходя из моихнаблюдений, я считаю, что у Дарьи доминирующим типом восприятия являетсяаналитический тип, т.к. она любит углубляться в детали и вдаваться вподробности.
Внимание. На уроках Дарьядостаточно внимательна. Если ей предмет интересен, то она внимательно слушаетучителя, не отвлекаясь на посторонних, т.е. её внимание устойчиво. Но если неинтересен – то девочка легко отвлекается, переключает внимание на посторонниевещи, начинает общаться с другом по парте, даже иногда выдуривается. Впрочем,многое зависит от учителя: у одного учителя класс сидит тихо, внимательнослушает, а у другого дети шумят, отвлекаются и не хотят слушать. Но могусказать, что внимание Дарьи является произвольным, оно управляется сознательнойцелью.
Память. Судя по моимнаблюдениям, память у Дарьи хорошая и уровень её развития средний. Она быстрозапоминает и усваивает материал, как прочитанный ею, так и услышанный. Хотяпроводя с неё тест «Память на числа», она воспроизвела точно три числа, а дваперепутала местами. Я думаю, что логическая память у Дарьи развита хорошо, авот механическая – не очень. На таком уроке, как математика, где нужно точноезапоминание правил, определений и теорем, она практически дословно ихвоспроизводит, при этом понимая их смысл, а на таких уроках, как история,литература, Дарья прекрасно пересказывает прочитанный её материал, при этом неменяя последовательности событий. Что же касается произвольной и непроизвольнойпамяти, то могу сказать следующее. Все события, происходящие вокруг неё,непроизвольно запоминаются ей, переходя при этом в кратковременную илидолговременную память. Информация, которая ей нужна, запоминается быстро, а та,которая не нужна, хранится недолго в её памяти. Но Дарья достаточновнимательная и наблюдательная, и может припомнить даже самые незначительныевещи, на которые она обратила внимание. Но всё-таки в учебной деятельностиважнее произвольная память, хотя и остальные виды являются неотъемлемой частью.
Образная память.Составляющими компонентами образной памяти являются зрительная, слуховая,осязательная, обонятельная и вкусовая память. Судя по моим наблюдениям, у Дарьихорошо развита зрительная и слуховая память, зрительная даже в большей степени,ей легче запоминать и воспринимать информацию зрительно, чем на слух. А вотостальные виды образной памяти, конечно, присутствуют, но не так развиты инедолго хранятся в памяти.
Мышление и речь. Анализ исинтез – это две умственные операции, которые тесно связаны друг с другом.Прежде чем решать какую-то задачу, Дарья её анализирует, выделяет какие-тоотдельные компоненты. Да и, в общем, девочка всегда анализирует ситуацию,задумывается над своими поступками. С синтезом немного сложнее. Соединениечастей предмета или явления в одно целое или мысленное сочетание отдельных ихсвойств, Дарьи даётся немного сложнее. Сравнивать какие-то предметы или явленияу девочки получается хорошо, она замечает отличия и сходства и, если немногоподтолкнуть её на мысль, может сделать правильные выводы, т.е. обобщить.Сравнивать всегда проще, легче найти какие-то сходства или отличия, чемобобщить и сделать вывод. Поэтому Дарье надо немного помочь, навести на мысль,и тогда она справится. То же касается абстрагирования и конкретизации.Конкретизируя какое-то общее понятие, Дарье намного проще его понять. Легчеработать с какими-то конкретными понятиями и объектами, чем с абстрактными.
Почти все новые понятияусваиваются девочкой быстро и без особой сложности, некоторые надо несколькораз прочитать и хорошо разобраться, но у Дарьи есть самое главное – желаниеучиться, поэтому она старательно разбирается и усваивает новые понятия. Приустном изложении материала, она старается оперировать этими понятиями,употреблять их в своей речи, а если не получается, то она излагает все своимисловами.
Суждение, как формамышления, в большей степени присуща Дарьи. Она способна понимать и разбиратьсяво многих вещах. Но, т.к. понимание – это способность, а суждение – результатданной способности, то чтобы добиться результата, Дарьи надо приложить массуусилий, и она старается это делать, пытается разобраться и понять многообразиесвязей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями.Однако, в процессе оперирования разнообразными суждениями с использованиемопределённых умственных операций, может возникнуть такая форма мышления, какумозаключение. Но в данном возрасте (12 лет) ребёнку тяжело прийти к какому-тоумозаключению, ему ещё пока трудно формировать новые суждения на основепреобразования уже имеющихся. А вот дискурсивное мышление, конечно же,присутствует, при ответе на поставленные вопросы у Дарьи всегда найдутсяаргументы в поддержку своей точки зрения. Но чтобы осознать проблему приизучении нового материала, к ней учитель должен подвести учеников, и тогдаДарья способна принять поставленную проблему.
Индивидуальныеособенности мышления как показатели обучаемости школьника
Что же касаетсяиндивидуальных особенностей мышления Дарьи, то весь нужный материал онастарается усвоить и как можно глубже в нём разобраться, а тот материал, которыйдаётся только для ознакомления, как говорится «для общего развития», онаизучает поверхностно. Домашнее задание старается выполнять самостоятельно, ноесли возникают трудности прибегает к подсказкам и помощи близких, но Дарья нелюбит, когда ей начинают подсказывать то, в чём она и так разбирается. К своейработе относится критично, считает, что может сделать больше, главное желание.Достаточно сообразительная и находчивая девочка. Может выкрутиться с любойситуации, у неё на всё найдётся ответ. Решая задачи, старается найти самыйпростой способ решения.
На неделе, посвященнойматематике, мы проводили турнир «Математический бизнес» и в одной из командиграла Дарья. Вопросы были на сообразительность. И я могу сказать, что закороткое время она способна, логически рассуждая, додуматься до ответа.
А вообще учебный материалусваивается Дарьей быстро. Если она внимательна на уроке, и никто её неотвлекает, то дома ей не надо тратить много времени на изучение и запоминаниеучебного материала.
Что же касается форммышления, то доминирующим является наглядно-образное мышление. Ведь ребёнок вэтом возрасте мыслит образно и всё связывает с какими-то образами окружающейего действительности. Хотя могу сказать, что Дарья левша и поэтому правоеполушарие головного мозга у неё развито больше, а именно оно и отвечает заэмоционально-образное мышление. Словесно-логическое мышление помогает,рассуждая логически, прийти к правильному решению, что и в какой-то степенитоже свойственно Дарьи. А вот наглядно-действенное мышление присутствует внаименьшей степени.
Слыша на уроках устнуюречь Дарьи, могу сказать, что речь у неё связная, старается говорить полнымипредложениями. Конечно это не литературная речь, наполненная различнымиоборотами, прилагательными и т.п., но Дарья старается говорить красиво исвязно.
5. Направленностиличности
Основным стремлением покаявляется хорошо учиться. У Дарьи есть желание изучать всё новое и поэтому учёбаей даётся легко. Любит читать различные книги. Помимо школьной программы, Дарьячасто ходит в библиотеку, читает различные книги, как приключения, так иногда идетские детективы. Любимые книги – это «Азбука львёнка и черепах», «Амулет длявлюблённых». Эти книги она перечитывала уже несколько раз, а некоторые героиэтих произведений являются её идеалами.
В свободное время ходитна кружок мягкой игрушки, увлекается шитьём. А вот в будущем мечтает статьзубным врачом, хотя слабо представляет всю суть этой нелёгкой профессии.Главное для неё – это помогать людям, особенно заботиться о родных, а именно омаме.
6. Общения ивзаимоотношения
В классе Дарья общаетсясо всеми одноклассниками, но есть подруги, с которыми она общается всегда. Еёлучшая подруга – девочка из параллельного класса, она же и её соседка. Поэтомуименно с этой девочкой Дарья общается чаще всего: они вместе ходят в школу,вместе гуляют после школы, а иногда и домашнее задание делают вместе.
Дружит Дарья как смальчиками, так и с девочками. В общении никаких проблем не возникает, онапонимает своих сверстников, если надо, пытается им помочь. Если у кого-то изодноклассников неприятность, она всегда старается поддержать, а в радостнуюминуту – порадуется за товарища. Судя по её поведению, к лидерству она нестремиться, всегда быть в центре внимания – это не для Дарьи, но при этомнемного повыдуриваться она любит. К мнению одноклассников относится суважением, а вот к критическим замечаниям в свой адрес – не очень. В отношениис учителями Дарья всегда добрая, отзывчивая, выполняет все их просьбы ипоручения. Требования сейчас в школе высокие и девочка старается всё выполнять.Она серьёзно относиться к выполнению домашнего задания по всем предметам, кзамечаниям и пожеланиям учителей. Похвала Дарью, как и любого человека, радует,ей, конечно же, приятно слышать похвалу в свой адрес.
Своих родителей Дарьяочень любит. В особенности – маму. Как я уже говорила, Дарья единственныйребёнок в семье, поэтому ей уделяют много внимания. Конечно же, за плохиеотметки её ругают, но «не перегибают палку», поэтому Дарья старается неогорчать родителей.
7. Характеристикаиндивидуальности школьника
Доминирующий типтемперамента – сангвиник, т.к. Дарья быстрая и подвижная девочка, дающаяэмоциональный отклик на впечатления, её чувства выражаются во внешнемповедении, но они не сильные и легко сменяют одно другое. Это активная девочка,любит участвовать во всевозможных мероприятиях, она не может сидеть на месте иничего не делать. Если она берётся за какое-то дело, то доводит его до конца,очень усердная и добросовестная. К внешним воздействиям очень чувствительна.Если её делают замечание, то она старается исправиться, прислушивается ксоветам старших. Результаты опроса так же показали, что Дарьи присущазаострённая форма экстраверсии и повышенный уровень тревожности. Что касаетсяэмоциональности, то она достаточно сильно реагирует на события, её настроение можетбыстро меняться, но преобладающим является хорошее настроение. Дарья весёлый ижизнерадостный человек.
В общении свойственный ейтип темперамента нисколько не мешает. Её друзья и подруги чем-то схожи похарактеру, то этому им легко общаться.
А в общем, Дарьяобщительная, весёлая и добрая девочка, с ней приятно общаться, и оставляет онао себе только светлые впечатления.
8. Рекомендации
Для учителей:
1. На уроке большеиспользовать наглядного материала, ведь Дарья левша и у неё больше развитообразное мышление. Вот, например, тема текущих уроков по математике«Координатная плоскость», поэтому для Дарьи желательно создать наглядноепредставление координатной плоскости, по возможности дать ей раздаточныйматериал, чтобы всё необходимое находилось перед глазами;
2. Для девочки лучшевсего подходят индивидуальные занятия, поэтому лучше давать возможность ейрешать задания, сидя за партой. На примере той же темы «Координатнаяплоскость», девочке желательно давать задания с рисунками, чтобы она наглядномогла представить то, что требуется в задании;
3. Поручать ейразнообразные задания (типа принести журнал, вымыть доску, раздать тетради –мелочь, а девочке очень приятно), т.к. Дарье можно доверять и ей оченьнравится, когда её о чём-то просят учителя. Задания могут быть и посерьезней,типа заполнять талончики по питанию, вести тетрадь посещений или даже статьстаростой класса.
Для родителей:
1. Развивать способностиДарьи в обучении, т.е. следить за выполнением ею домашних работ, принеобходимости помогать и объяснять, предложить Дарьи посещать факультативы вшколе или даже записать её в какой-нибудь научный кружок;
2. Поддерживать еёстремление заниматься разнообразными видами деятельности (шитьё мягких игрушек,изучением польского языка);
3. Побеседовать по поводусуществующих профессий, т.к. девочка имеет очень слабое представление осуществующих видах деятельности. И тогда пусть хорошо подумает, какую профессиюей лучше выбрать, а потом предложить посетить центр профориентации, где ейболее подробно расскажут о выбранном ею виде деятельности.