Реферат по предмету "Литература"


Разбор рассказа В. М. Шукшина "Мастер"

Василий МакаровичШукшин ВасилийШукшин родился 25 июля 1929 года в Сибири, в селе Сростки. Семья потерялакормильца, и уже с шести лет мальчику пришлось работать в колхозе. Уже вшкольные годы он начинал писать, тогда сверстники звали его Гоголь . Когда жеон учился в автомобильном техникуме и работал слесарем, под его кроватью вобщежитии лежал мешок с рукописями, а во время флотской службы матросы звалиего поэтом.


К концу войны он пишет небольшие юмористические рассказы, анекдотыиз деревенской жизни, которые, правда в печать не принимали. Позже он подаетдокументы в Институт кинематографии, где и учится потом в классе известногокинорежиссера Михаила Ромма. Работа над заданиями в институте, необходимостьставить жанровые сценки, этюды не прошли даром для становления Шукшина-писателя. Все это помогло ему стать мастером динамичных, ярких, психологическиточных коротких рассказов, большую


часть которых занимает выразительный, живойдиалог героев. ВасилийШукшин явление уникальное. Актер, снявшийся в 24 кинокартинах, знаменитыйрежиссер, постановщик, сценарист, писатель. Василий Макарович Шукшин можетбыть, самый русский из всех современных наших авторов. Книги его, пособственным словам писателя, стали историей души русского человека. Шукшин раскрывает и исследует в своих герояхприсущие русскому народу качества честность, доброта, совестливость.


Самобытность писателя заключается в его особой манере мышления и восприятиямира. Основной жанр, в котором работалШукшин короткий рассказ, представляющий собой или небольшую психологическуюточную сценку, построенную на выразительном диалоге, или несколько эпизодов изжизни героя. Но, собранные вместе, его рассказы соединяются в умный иправдивый, порой смешной, но чаще глубоко драматичный роман о русском мужике, оРоссии, русском национальном характере.


Вступая в постоянную перекличку, рассказыШукшина раскрываются по- настоящему лишь в сопряжении и сопоставлении друг сдругом. Рассмотрим рассказ Мастер . Герой рассказа Семка Рысьпредставлен нам в первых же строках двумя определениями непревзойденныйстоляр и забулдыга . Все полученные за счет своегомастерства левые деньги Семка пропивает, и, возможно, в этом причина того,что непревзойденного столяра в деревне называют уменьшительным


словом Семка,не оказывая мастеру должного уважения. Семка непонятен людям ведь он непользуется своим мастерством для того, чтобы обогатиться, достигнуть прочногоположения в жизни. - У тебя же золотые руки! Ты бымог знаешь как жить Ты бы как сыр в масле катался, кабы не пил-то А я не хочу каксыр в масле. Склизко. В чем же причина семкиногопьянства?


Сам он объясняет это тем, что, выпив, он лучше думает про людей Явот нарежусь, так? И неделю хожу вроде виноватый перед вами. Меня не тянет как-нибудьнасолить вам, я тогда лучше про вас про всех думаю. Думаю, что вы лучше меня. Авот не пил полтора года, так насмотрелся на вас Тьфу! Душа героя ищет добра икрасоты, но неумело. Но вот внимание его привлекаетдавно заброшенная талицкая


церковка. Шукшин употребляет здесь слова сталприглядываться . Не вдруг, не сразу, а постепенно, ведя от интереса и удивленияк нежному, просветленному чувству, завораживает талицкая церковь душу героя тойподлинной красотой, бесполезной и неброской, над которой не властно время. Приглядимся и мы к фотографиизнаменитой церкви Покрова на Нерли под Владимиром. Позже в рассказе говорится,что талицкая похожа на нее.


Это удивительное здание легкое, женственное, изящное, какое-то просветленное,овеянное лирической задумчивостью Очарование его в благородной простоте ибезупречности пропорций, в мягкости линий и целомудренной сдержанности формы ничего лишнего, броского, никаких дополнительных украшений. Отраженное в воде,окруженное зеленью, оно ясно вырисовывается на фоне неба, то сливаясь с ним, тооблаком спускаясь на землю. Именно такая неброская,одухотворенная красота и поразила


Семку Рыся в талицкой церкви Каменная,небольшая, она открывалась взору вдруг, сразу за откосом, который огибаладорога в Талицу По каким-то соображениям те давние люди не поставили ее навозвышение, как принято, а поставили внизу, под откосом. Еще с детства помнилСемка, что если идешь в Талицу и задумаешься, то на повороте, у косогора,вздрогнешь внезапно увидишь церковь, белую, изящную, легкую среди тяжкойзелени тополей. В Чебровке тоже была церковь, ноявно позднего времени, большая,


с высокой колокольней. lt gt Казалось бы, -две церкви, одна большая, на возвышении, другая спряталась где-то подкосогором какая должна выиграть, если сравнить? Выигрывала маленькая, подкосогором. Она всем брала и что легкая, и что открывалась глазам внезапно Чебровскую видно за пять километров на то и рассчитывали строители. Талицкуюкак- будто нарочно спрятали от праздного взора, и только тому, кто шел к ней, она являлась


вся, сразу. Поэтому кажется она Семкеособенно человечной, задушевной. О чем же думал Семка, глядя нацерковь? Тишина и покой кругом. Тихо в деревне. Истоит в зелени белая красавица столько лет стоит! молчит. lt gt Кому нарадость? Давно уже истлели в земле строители ее, давно распалась в прах таумная голова, что задумала ее такой, и сердце, которое волновалось ирадовалось, давно есть земля, горсть земли.


О чем же думал тот неведомыймастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку? Бога ли он величил илисебя хотел показать? Но кто хочет себя показать, тот не забирается далеко, тотноровит поближе к большим дорогам или вовсе на людную городскую площадь тамзаметят. Этого заботило что-то другое, красота, что ли? Как песню спел человек,и спел хорошо. И ушел. Зачем надо было? Он сам не знал. Так просила душа.


Это удивление, переживаемоегероем, сродни тому ощущению праздника раскрепощения и всплеска души, -необходимость которого так остро осознавалась Шукшиным. Обнаруженный Семкойприкладок разрушает жесткость прямых углов, зрительно расширяет пространствоцеркви, выводит его за рамки обычной конструкции. Так же и герои Шукшинавсегда ищут возможности вырваться душой за жесткие рамки прямоугольников, вкоторые заталкивает их жизнь.


Чем же вызвано желание Семкиотреставрировать церковь? Почему его так поразил блестящий отшлифованный каменьна восточной стене? Семке показалось, что он проник в замысел мастера,оставшийся неосуществленным. На минуту он как бы слился душой с неизвестнымзодчим и захотел доделать задуманное им. К тому же он представил себе, как ещекрасивее и необычнее станет преображенная его руками церковь с


отшлифованнойвосточной стеной. Эти два момента и подчеркивает Шукшин, когда пишет о Семке обеспокоенный красотой и тайной . Семка обращается за помощью сперва к церкви, затем в облисполком но всюду получает отказ. У служителейкульта потому что нельзя открыть в Талице новый приход, а в исполкоме потому что, как оказалось, здание не представляет исторической ценности ,являясь поздней копией храма


Покрова на Нерли. Получается, что и митрополит, и просвещенныйчиновник сходятся в одном они смотрят на талицкую церковь с утилитарной точкизрения, взвешивая ее культовую или историческую ценность. И никого не волнуетдуховность и красота. Игорь Александрович говоритСемке, что обманулся так же, как и он. Но разве Семка обманулся? Он иначесмотрит на церковь, поэтому и продолжает упорствовать Надо же! Ну, допустим копия. Ну, и что? Красоты- то от этого не убавилось .


Семка пытается обратиться еще и кписателю, которому когда-то отделывал кабинет под избу XVI века, но тот оказался скрытым где-то за кулисамидомашнего скандала. Для Шукшина принципиально важно,что герой идет именно к этим людям священнику, писателю, представителю власти и не получает от них поддержки. Ведь все они своего рода пастыри народа. Иэти пастыри оказываются не в силах спасти разрушающиеся духовные ценности,доверенные им.


Ведь в небрежении находится храм, а храм это душа народа,опора его нравственности. Почему рассказ называется Мастер ? Кто этот мастер, кого имеет ввиду Шукшин Семку или неизвестногодревнерусского зодчего? Такое название, во-первых, говорит о единстве, слияниидуш Семки и безымянного создателя церкви, общности их идеалов, нравственных иэстетических, которой не мешает


разделенность во времени во-вторых,подчеркивает обобщающий смысл слова мастер как созидательного начала вчеловеке. Почему же Семка перестал ходить кталицкой церкви? Шукшин говорит об этом так Обидно было и досадно. Как еслибы случилось так по деревни вели невиданной красоты девку Все на неепоказывали пальцами и кричали несуразное.


А он, Семка, вступился за нее, иобиженная красавица посмотрела на него с благодарностью. Но тут некие мудрыелюди отвели его в сторону и разобъяснили, что девка та такая-то растакая, чтожалеть ее нельзя, что И Семка сник головой. Все вроде понял, а в глазапоруганной красавице взглянуть нет сил совестно. И Семка, все эти последниедни сильно разгребавший против течения, махнул рукой И течение обыденной жизни, противкоторого устал загребать


Семка, неизбежно выносит его к ларьку он взял напоповские деньги полкилограмма водки, тут же осаденил Семка опять пьет, чтобы уйти отзлобы злобы на людей и самого себя, бессильного и даже совестящегося отстоять поруганную красавицу . Но уже потому, как зло реагирует Семка на все, что произошло, как обходит он сторонойталицкую церковь, чтобы не бередить раны, можно понять, что чувство красотыпо-прежнему живет в нем, только теперь он пытается спрятать его от людей.


Искусство должно учить добру. Шукшинв способности чистого человеческого сердца к добру видел самое дорогоебогатство. Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добромпоступке говорил он.Сэтим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин. Использованнаялитература 1. М. Г. Дорофеева,Л. И. Коновалова, С. В. Федоров, И. Л. Шолпо Изучение творчества В. М. Шукшинав школе 2.


Литература вшколе 5 99



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.