Реферат по предмету "Педагогика"


Педагогические основы освоения тезауруса по музыкальным формам на уроках музыки в средних классах

Алтайская государственная академия культуры и искусств
Кафедра музыкального образования
Музыкальный факультет
Курсовая работа
Педагогические основы освоения тезауруса по музыкальным формамна уроках музыки в средних классах
Выполнила:
Брыксина А.И.
Студентка 4 курса
Заочного отделения гр. УМ
Проверила:
Баскакова Н.П.
Барнаул 2009

План
Введение
Понятийный аппарат области изучения формообразования вмузыке. Формообразующая роль средств музыкальной выразительности и принциповмузыкального развития
Педагогические условия формирования музыкального тезаурусашкольников средних классов
Методы и приемы, направленные наосвоение тезауруса по музыкальным формам
Заключение
Список литературы
Введение
Предмет «Музыка» вобщеобразовательной школе одной из своих целей имеет воспитание слушателя,способного воспринимать музыку, проникать в ее содержание.
Понимать музыку означаетвоспринимать ее не только на эмоциональном уровне, но и на смысловом. Музыка этоособый язык, средство коммуникации. Музыка — способ передачи тончайших оттенковчувства, она способна разнообразно передавать богатство переживаний человека,движения его души, эмоционально-психологические состояния, их смены ивзаимопереходы. И чтобы уловить эти градации в музыке, необходимо организоватьцеленаправленный процесс постижения учащимися содержания музыки. Музыка — этосредство познания жизни и людей. Композиторы рисуют собственную картину мира спомощью звуков. Подобно обычной речи, музыка обладает своими знаками изначениями, она построена по определенным нормам и правилам.
Осознание музыкальногопроизведения не ограничивается только чувственным восприятием. Оно основываетсяна логической переработке непосредственного восприятия музыкальных произведений,обогащая и расширяя умственный горизонт, усиливая интеллектуальные способности.
При соприкосновении с музыкой,естественно возникает необходимость в развитии специфического музыкальногомышления, основанного на интонационно слуховом опыте, предполагающего проникновениев структурно-аналитическую сторону музыки. Это происходит и в результатенакопления и усвоения музыкально-теоретических понятий, то есть формированиямузыкального тезауруса, который углубляет и обогащает целостное восприятиехудожественного образа. Музыкальный тезаурус школьника должен быть грамотносформирован, его освоение необходимо производить целенаправленно. Приблизитьсяк адекватному восприятию, пониманию содержания произведения можно только путемосмысления услышанного, с помощью разбора и анализа самого произведения. Тоесть постичь музыку можно только с помощью ее языка, ее же средствами. Но дляэтого необходимо знать этот язык. Уметь грамотно его применять. И одной из задачучителя музыки при обучении школьников является научение этому языку,формирование понятийного аппарата, умение его применять на практике. Только таквозможно воспитание грамотного, образованного слушателя, который, войдя вовзрослую жизнь, сможет самостоятельно продолжать постигать искусство, которомуне будет скучно на концертах классической музыки только потому, что музыка длянего непонятна.
Музыкальный тезаурус школьникадовольно широк. И музыкальный тезаурус, связанный с формообразованием являетсячастью всего целого музыкального тезауруса.
Вопросы анализа музыкальныхпроизведений подробно рассматриваются в музыковедческой литературемузыкантами-теоретиками. Однако методика изучения музыкальных явлений иприменения на практике специальной музыкальной терминологии вобщеобразовательной школе практически не разработана. Зачастую изучениемузыкальных произведений ограничивается их прослушиванием и краткойхарактеристикой, в которой учитель доводит до ученика так называемое «содержание»произведения, практически не касаясь подробного анализа формы, структуры вцелом и в деталях. Сама же музыка перестает быть целью, объектом изучения,наблюдения, превращаясь в иллюстрацию или фон. В педагогической практикевозникает острое противоречие между необходимостью изучениямузыкально-теоретических понятий и недостаточно разработанными методиками,направленными на формирование, усвоение и расширение музыкального тезауруса помузыкальному формообразованию.
Цель работы — рассмотретьпедагогические основы освоения тезауруса по музыкальным формам на уроках музыкив средних классах
Объект - процесс освоениятезауруса по музыкальным формам
Предмет — педагогическиеусловия формирования тезауруса по музыкальным формам у учащихся средних классовна уроках музыки
Задачи:
изучить и проанализироватьлитературу по проблеме педагогических условий формирования музыкальноготезауруса
определить круг понятийобязательных для изучения формообразования в музыке
Определить значение формированиятезауруса по музыкальным формам
Охарактеризовать психологическиеособенности детей среднего школьного возраста
рассмотреть методы и приемы,направленные на освоение тезауруса по музыкальным формам.
Понятийный аппарат области изученияформообразования в музыке. Формообразующая роль средств музыкальнойвыразительности и принципов музыкального развития
Все формы общения с музыкойобретают единую направленность на развитие музыкальной культуры школьников — ихмузыкальной грамотности, уровень которой не находится в прямой зависимости отстепени освоения музыкальной (нотной) грамоты, хотя и предполагает ее знание. Музыкальнограмотный, образованный человек, это человек умеющий понимать и восприниматьмузыкальное искусство. Восприятие же связано с пониманием, осмыслением. «Музыкальноеискусство служит средством общения людей, воздействует на них, внушает им теили иные идеи, эмоции, оценки, доставляет эстетическое удовольствие. Содержаниехудожественного произведения должно быть соответственным образом доведено довоспринимающего, то есть, сообщено ему ясно, интересно и заразительно. Всообщении этого и состоит коммуникативная сторона искусства» [5. стр.70]
Обладая коммуникативнымисвойствами, музыка обладает и своим особым языком. Осмыслить художественноепроизведение невозможно без знания этого языка музыки. Музыкальнаяхудожественная речь выражается в музыкальной форме в целом как в процессеразвертывания содержания. Общеизвестен тезис Б.В. Асафьева — «Музыка — искусство интонируемого смысла». Он писал, что какую бы ни взять музыку — онавсегда интонационная система и в усвоении ее всегда присутствуетинтеллектуальный момент: она постигается через форму. Форма в музыке вовсе неозначает абстрактных схем, а является конкретным выражением композиторскогомышления".
Изучению формообразования вмузыке уделяется огромное значение. Эта проблема в музыкознании освещенадовольно подробно и широко. Исследованиями в этой области занимались такиемузыканты-теоретики как, Б.В. Асафьев, Л.А. Мазель, Цуккерман, Бобровский, Ю. Тюлин,Е. Ручьевская. Наука о музыкальной форме составляет центр, ядро теории музыки. Кней лучами сходятся учения о гармонии, мелодике, полифонии, ритмике,инструментовке и т.д. «Теоретическое музыкознание имеет дело с двумявидами языков — художественным языком музыки и научным языком теоретическихпонятий о музыке». [17, стр.5] Если в музыке единицей языка выступаетинтонация, то в теории музыки — слово-термин. Между музыкальными интонациями имузыковедческими понятиями постоянно складываются связи. Понятийный язык музыкии ее образность, выразительность образуют язык науки о музыке.
Круг понятий музыкальногоформообразования довольно широк и сложен. Для качественного усвоения необходимоопределить тот минимум понятий, который может быть усвоен учащимися и безкоторого изучение формообразования не возможно. То есть необходимо составитьтезаурус по музыкальному формообразованию.
Самому понятию тезаурус педагогическийэнциклопедический словарь дает несколько определений Тезаурус –
1) словарь языка с полнойсмысловой информацией;
2). Полный систематизированныйнабор данных о какой-либо области знаний, позволяющий свободно ориентироватьсяв ней человеку или машине; педагогическая психология рассматривает тезаурус какоснову объема обученности знаниям. Таким образом, тезаурус музыкальногоформообразования — это система музыкально-теоретических понятий, позволяющая ориентироватьсяв области формообразования в музыкальных произведений.
В курсе обучения по предметумузыка учащиеся знакомятся с классическими западно-европейскими формами музыкальныхпроизведений.
Музыкальной формой называетсястроение музыкального произведения. Форма определятся содержанием каждогоотдельного произведения, создается в единстве с содержанием и характеризуетсявзаимодействием всех остальных звуковых элементов, распределяемых во времени.[14, стр.9]
Форма присуща произведениям всехискусств, но законы восприятия для разных искусств неодинаковы. Музыка, подобноискусству слова развертывается во времени, деталь за деталью. По этой причинмузыкальное целое постепенно возникает в нашем сознании из частностей,следующих одна за другой и связываемых воедино при помощи памяти.
Музыкальная форма, представляясобой нечто целое, в то же время членораздельна, то есть состоит из частей, отграниченныхдруг от друга по смыслу. В этом отношении музыка подобна словесной речи. Аналогияс ней может быть продолжена: крупные части формы в какой-то мере напоминаютглавы литературного произведения, более мелкие — абзацы, фразы различной длиныи даже слова. Момент раздела между любыми частями формы называется цезурой.[14, стр.10] В зависимости от резкости разграничения частей, цезура можетиметь разную глубину — от продолжительной паузы до еле заметного перерыва междузвуками. Главными признаками цезуры может быть пауза, остановка наотносительно-продолжительном звуке, повторность мелодико-ритмических фигур,часто с затактами одинаковой длины. Кроме того, возможны и другие признакицезуры. Часть формы, отграниченная цезурами, называется построением(независимо от продолжительности, — от части такта до сотен такта). Начало иконец построения сплошь и рядом не совпадают с тактовой чертой. [14, стр.12]
Музыкальное построение,выражающее законченную музыкальную мысль и завершенное каденцией, называется периодом.Период чаще всего состоит из восьми тактов и делится на двапредложения.Каждое предложение делится на более мелкие построения, называемые фразами.Фраза вполне отделима, по, смыслу, от соседних построений, то естьобособлена ритмически. Фраза в свою очередь, может быть неделима илиподразделяться на построения, называемые мотивами.
Мотив — ритмическаягруппа звуков, объединенных одним главным акцентом, представляющая собойнаименьшую смысловую единицу. [14, стр.69]
Окончание музыкальногопостроения называется каденцией. Различают следующие типы каденций: полнаякаденция с окончанием на первой ступени (тонике) лада; полная несовершеннаякаденция с окончанием на терцовом или квинтовом звуках тонического трезвучия.
Среди выразительных средствмузыки основное значение для образования музыкальной формы имеют мелодия,гармония и ритм в их взаимодействии.
Мелодия,то естьвыраженная одноголосно музыкальная мысль, является важнейшим выразительнымсредством музыки. В мелодии обычно ярче всего проявляют характерные черты тойили иной мысли. Музыкальная мысль, имеющая большую или меньшую законченностьили, во всяком случае, развитая до приобретения ею характерного облика,называется темой. [14, стр.13] Мелодия образуется при взаимодействиизвуковысотных (интервальных) последовательностей и ритма. Звуковысотныеотношения в мелодии, имеют важное значение, прежде всего это направлениедвижения. Почти всякая мелодия — волнообразна, то есть состоит из последованиявосходящих и нисходящих движений, уравновешивающих друг друга. Высшие точки,достигаемые подъемами, называются кульминациями или вершинами. [14,стр.14] Они являются, преимущественно, моментами наибольших напряжений. В оченьмногих случаях, как в относительно законченной музыкальной мысли, так и в целойформе, имеется одна главная кульминация. Вообще область мелодико-высотныхотношений, вне прямой зависимости от ладового строения, очень важна вкомпозиционном соподчинении частей формы. Больше того целесообразноерасположение кульминаций является одним из основных принципов формообразования.
Из различных свойств гармонииосновное формообразующее значение имеет функциональность. Другое важное ипостоянное свойство гармонии — колорит — непосредственное значение для формыимеет сравнительно редко, но, сопутствуя прочим элементам музыки, делает ихвыпуклее, рельефнее. В области аккордики функциональность, как известно,выражается в противопоставлении тоники и других созвучий, в централизованности.Тоника, потенциально, — состояние устойчивости, покоя. Любой другой аккорд лада- неустойчив. Неустойчивые аккорды различны по степени напряжения. Это свойствоиспользуется для роста гармонической напряженности и для образования ее спада.
Для развития сколько-нибудьпространной (а иногда и мелкой) формы средства одной тональности большей частьюнедостаточны. Для создания новых напряжений и противоречий и для смены колоритаприменяется модулирование. Оно образует сопоставление тональностей. Введениеновой тональности — стимул для дальнейшего развития.
Поскольку музыка протекает вовремени, ритму принадлежит одна из важнейших ролей в формообразованиизвуковысотного материала. Под понятием "ритм", в тесном смыслеразумеется организованная последовательность звуковых длительностей. [14,стр.26] Ритм скрепляет воедино различные звуки и аккорды и создает из нихгруппы, имеющие осмысленность, характерность и известную обособленность. Изсочетания и соподчинения таких сходных и различных групп образуются законченныемысли — темы, а из тем и их развития — целые произведения.
Из различных свойств гармонииосновное формообразующее значение имеет функциональность. Это выражается впротивопоставлении тоники и других созвучий, в централизованности (в подчинениитонике всего остального). Тоника, потенциально, — состояние устойчивости, покоя.Это свойство дает построению гармоническую замкнутость, завершает музыкальнуюмысль. Любой другой аккорд лада — неустойчив. Неустойчивые аккорды различны постепени напряжения. важной движущей силой становится столкновениепротивоположных неустойчивых функций — субдоминанты и доминанты, разрешающеесянаступлением тоники. В целом гармония содействует композиционному соподчинениючастей формы в следующих отношениях: во взаимной связанности каденции, прицентрализованных взаимоотношениях аккордов; в централизованности тональныхотношений, то есть во взаимодействии главной и подчиненной тональностях.
Итак, музыка обладаеткоммуникативными свойствами. Имеет свой особый язык. Осмысление художественногопроизведения не возможно без знания этого языка. Как любое искусство музыкаимеет форму. Она подобна искусству слова и имеет свои структуры и законыпостроения и формообразования. Овладение знаниями о принципах формообразованиядает возможность для более или менее адекватного восприятия музыкальногопроизведения. Формирование музыкального тезауруса школьников являет основой длявоспитание музыкально грамотного, образованного человека, умеющего восприниматьи понимать, осмыслять произведение музыкального искусства.
 Педагогические условия формирования музыкальноготезауруса школьников средних классов
Изучение тезауруса музыкальногоформообразования является не изолированной, а составной частью формированиямузыкального тезауруса школьников в целом. Его характерной особенностьюявляется постепенное освоение и закрепление понятий касающихся этой сложнойобласти музыкознания. Помимо проблемы введения понятия в обучении существуетпроблема его удержания и углубления. Важную роль при этом играет знаниеучителем психофизиологических особенностей школьников средних классов.
Период обучения в среднихклассах приходится на подростковый (ранний подростковый) период. Это возраст от11 до 14-15 лет.
Процесс развития высшихпсихических функций образует сложную иерархическую систему, где центральной иливедущей, функцией является развитие мышления, функция образования понятий. Всеостальные функции вступают в сложный синтез с этим новым образованием, ониинтеллектуализируются, перестраиваются на основе мышления в понятиях.
Подросток впервые в этомвозрасте «овладевает процессом образования понятий. Он переходит к новой ивысшей форме интеллектуальной деятельности — к мышлению в понятиях». [2,стр.275] Это центральное явление всего переходного возраста. Понятие, являясьважнейшим средством познания и понимания, приводит к основным изменениям всодержании мышления подростка. Как отмечает Л.С. Выгодский «мышление впонятиях приводит к вскрытию глубоких связей, лежащих в основедействительности, к познанию закономерностей, управляющих действительностью, купорядочению воспринимаемого мира с помощью набрасываемой на него сеткилогических отношений» [2, стр.277]
Изменения в переходном возрастеобнаруживает и память. «Если у ребенка интеллект — это функция памяти, тоу подростка память — функция интеллекта. Так же как примитивное мышлениеребенка опирается на память, память подростка опирается на мышление». [2,стр.280] В основе развития памяти в этом возрасте лежит сближение памяти иинтеллекта. Подросток переходит к запоминанию в понятиях, а не в образах. Рост логическойпамяти происходит не только количественно, не только со стороны содержания — память заполняется не столько образами конкретных предметов, сколько ихпонятиями, связями, отношениями. Происходит и рост качественного характерасамой функции запоминания со стороны ее состава, строения, способовдеятельности. Дальнейший путь ее развития изменяется коренным образом. [2, стр.280]Подросток становится способным управлять своим произвольным запоминанием. Способностьк запоминанию постоянно, но еще медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15-16наблюдается быстрый рост памяти.
Внимание в младшем подростковомвозрасте становится хорошо управляемым, контролируемым процессом. Но этовозраст повышенной утомляемости и в школе, на уроках внимание учащихсянуждается в поддержке учителя со стороны учителя. Интерес, возможность проявитьсебя, утвердить себя среди сверстников являются стимулом для поддержанияпроизвольного внимания во время длительного процесса обучения. Так же как ипамять, внимание интеллектуализируется и становится зависимым от мышления.
Интерес к учебным предметамнапрямую связан с особенности развития мышления в этом возрасте. Одним изинтересных предметов становится музыка.
Восприятие музыки занимаетособое, приоритетное место в подростковом периоде. Исследования воздействиямузыки на физиологию и психику человека показали, «что именно подростки июношество наиболее сенситивны к воздействию музыки» [7, стр.454] Музыка — искусство абстрактное и именно оно становится самым любимым видом искусства вподростковом возрасте. Так как в этом возрасте начинается интенсивное развитиеабстрактных понятий, хотя абстрактное мышление еще далеко от полной зрелости,но оно интенсивно формируется и продолжает развиваться в юношеском возрасте.
Полноценное, «адекватное»восприятие музыки — это не только общее впечатление от нее, не тольконепосредственная эмоциональная реакция, порождающая то или иное настроение услушателя; это одновременно и восприятие — более или менее осознанное — формоструктуры музыкального произведения, его конструкции, его композиционногоустройства. В процессе занятий с учащимися средних классов общеобразовательнойшколы необходимо дать представления о наиболее распространенных в традиционнойевропейской культуре музыкальных формоструктурах и композиционных схемах. Для этогопроцесс усвоения знаний должен быть постоянным и целенаправленным. Формированиетезауруса является, необходимым условием для боле или менее «адекватного»восприятия музыки.
Восприятие неразрывно связано смышлением. Частью мышления является и мышление музыкальное. Уровень развитиямузыкального мышления, как и каждого из видов мышления человека, прямо инепосредственно зависит от качества овладения соответствующими понятиями,содержательности и емкости последних. Формирование соответствующихпредставлений и понятий, их подчинение определенной системе важнейшая задачамузыкальной педагогики. Через систему представлений и понятий, усвоениеправильно сформированного и составленного музыкального тезауруса и в частноститезауруса формообразования отражается мышление музыканта. Музыкальное мышлениеимеет ярко выраженную эмоциональную окраску. "…вне эмоций музыки нет; внеэмоций нет, следовательно, и музыкального мышления; связанное прочнейшими узамис миром чувств и переживаний человека, оно эмоционально по самой своей природе…"[11, стр.246] Зачастую учителя, преподаватели — музыканты, концентрируют своевнимание только на эмоциональной стороне постижения музыки при исполнении, слушаниимузыкальных произведений. Это происходит из-за ошибочного мнения о том чтомузыкальное мышление "…какое-то особое и отличается от обычного мышлениячеловека, включающего в себя, наряду с остальным, и понятийно-логическийкомпонент…" [11, стр.247] Цыпин Г. М., уделяющий особое внимание этойпроблеме указывает что эмоциональная природа отнюдь не препятствуетоперированию определенными системами теоретических категорий и понятий. Обобщенноабстрактное, «понятийное» также находит место в процессаххудожественно-образного мышления, а следовательно и музыкального мышления.
Как уже отмечалось ранее,мышление школьников средних классов отличается своей теоретическойнаправленностью. Логическое мышление развивается интенсивно и становитсяпреобладающим. Это «благодатный» возраст для развития мышления ичастности мышления музыкального. Это возраст когда возможно добиться наиболеекачественного усвоения понятийного аппарата какой либо области и особеннообласти музыкальной, музыковедческой области формообразования. Одновременноесочетание нескольких факторов характерных для этого возраста (понятийноемышление, логическое мышление, повышенный интерес к музыкальному искусству всвязи с его абстрактностью, наличие эмоциональной стороны) дает прекраснуювозможность для формирования музыкального тезауруса формообразования у учащихсясредних классов. Для избежания схоластических знаний, формул и сведенийформоструктура музыки, ее мелодические, полифонические, гармонические, метроритмические,тембродинамические и иные особенности должны быть опробованы в музыкальнойдеятельности (исполнительской, слушательской, творческой). Понятия должны бытьподкреплены практической деятельностью. «Именно „ощущение изнутри“и проясняют логические абстракции, сопряженные с теми или иными музыкальнымиявлениями, создают оптимальные условия для протекания музыкально-интеллектуальнойдеятельности учащегося, возводят последнюю на более высокую в качественномотношении ступень». [11, стр.249]
Несомненно, такое отношение кмузыкальному искусству, направленности обучения на уроках музыки требуют отучителя большей компетентности и уровня профессионализма. Учитель должендовести до ученика не только так называемое «содержание» произведения,не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему анализ формы,структуры в целом и в деталях, гармонии, мелодии, фактуры. Таким образом,учитель музыки в общеобразовательной школе должен быть одновременно и историкоммузыки, и теоретиком, и хорошим музыкантом-исполнителем. Это задача весьма неиз легких. Но только преподавание на высоком уровне профессионального мастерстваможет сделать уроки музыки интересными, глубокими, содержательными, насыщеннымиинтеллектуальной деятельностью в которой в полной мере могли бы себя реализоватьучащиеся — подростки. Ведь в их возрасте происходит самоутверждение. Именно вэтом возрасте наиболее престижно быть успешным, эрудированным. В возрастеобучения в средних классах закладываются предпосылки для дальнейшегосаморазвития уже во взрослой жизни. Ведь «непонятое» никогда уже небудет привлекать к себе. «Не понятая» классическая музыка будетвосприниматься как скучная и не интересная. Общение с музыкой не можетпроисходить без знания того языка, на котором она основана, без знаниямузыкального языка. А музыка это и есть язык, средство коммуникации.
Таким образом, центральнымявлением младшего подросткового периода является процесс образования понятий,переход к новой высшей форме интеллектуальной деятельности — к мышлению впонятиях. Понятие, являясь важнейшим средством познания и понимания, приводит косновным изменениям в содержании мышления подростка
Уровень развития музыкальногомышления, как и каждого из видов мышления человека, прямо и непосредственнозависит от качества овладения соответствующими понятиями, содержательности иемкости последних. Формирование соответствующих представлений и понятий, ихподчинение
определенной системе важнейшаязадача музыкальной педагогики. Через систему представлений и понятий, усвоениеправильно сформированного и составленного музыкального тезауруса и в частноститезауруса формообразования отражается мышление музыканта. В возрасте обучения всредних классах закладываются предпосылки для дальнейшего саморазвития ребенкауже во взрослой жизни.
 Методы и приемы, направленные на освоение тезаурусапо музыкальным формам
Музыка воздействует благодаряцелому комплексу выразительных средств. Это — ладогармонический склад, тембр,темп, динамика, метроритм. Они передают настроение, основную мысльпроизведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека.
Освоение простейших музыкальныхформ, способов их построения, средств выразительности возможно только черезвосприятие музыкальных произведений. Освоение тезауруса, как понятийногословаря (заучивание, запоминание терминов и определений) без поры на музыкальныйматериал не дает представления о самих явлениях. Учащий должен уметь применятьтезаурус на практике, а не только знать его теоретически, хотя и это тоже имеетзначение." В основе же восприятия музыки лежит умение мыслить,воспринимать музыку как членораздельную речь. Важным условием развития умениямыслить, по убеждению Б.Л. Яворского, является непосредственное эмоциональноевосприятие. Лишь после него можно переходить к детальному разбору произведения".[4, стр.79]
Освоение понятийного аппарата помузыкальным формам способствует более тонкому и глубокому музыкальномувосприятию, а следовательно и пониманию содержания не только на эмоциональномуровне, но и на смысловом, содержательном. При этом необходимо использоватьдоступную для ребенка терминологию. Важным условием для этого являетсяпоэтапное, постепенное освоение тезауруса.
На начальном этапе (в младшихклассах) понимание содержания произведения и средств выразительности начинаетсяс осмысления жанровых особенностей музыкальных произведений. Происходит первоезнакомство с терминами относительно средств выразительности. Постепенно накапливаетсяслуховой опыт, музыкальный «багаж». После осознания жанровыхособенностей произведений, происходит понимание выразительности и изобразительностив музыке. После этого начинается ознакомление учащихся с элементамимузыкального языка, их выразительной сущностью. Теперь их знания углубляются,расширяются, пополняются новыми понятиями. Так обучение в младших классахдолжно подготавливать хорошую «базу» для дальнейшего расширения иусвоения тезауруса в средних классах. Знакомясь с музыкой разных народов "…ребятадолжны прийти к выводу о том, что чувствовать и понимать музыку разных народовможно, только освоив их музыкальный язык…" [4, стр.92] Очень важным,ключевым понятием должно стать то, что музыка — это язык.
Ядром музыкальной мысли являетсяинтонация. Представление школьников о музыкальной интонации происходит черезсравнение с речевой интонацией. Так, одно и тоже слово можно произнести,изменяя звучание голоса и внося различное эмоциональное содержание. Необходимочтобы школьники ощущали и осознавали выразительное и изобразительное содержаниемузыкальной интонации, ее изменение в развитии образа. Для усвоения понятияинтонация, для более яркого ощущения ее выразительности необходимо чтобыучащиеся «прочувствовали» ее «изнутри». Для этого предлагаетсяиспользовать следующие упражнения:
проговорить слово, предложение сразной интонацией. Это может быть интонация радости, скорби, ожидания,возмущения, жалобы и т.д. Учащийся может сам выбрать интонацию и тогда другиеучащиеся должны ее определить и назвать, или учитель предложит интонацию иучащийся будет должен ее произнести.
В качестве домашнего заданияможно предложить учащимся разучить с разной интонацией одно небольшоестихотворение.
Также выразительность интонациишкольники ярче прочувствуют пропевая мелодию и исполняя ее ритмический рисунокна ударных инструментах. После такого разучивания интонации учащимся следуетпредложить послушать всю тему или произведение, если оно небольшое.
Первые представления о теме ассоциируютсяу ребят с целостным выражением музыкальной мысли, которая, развиваясь водночастной форме, создает один музыкальный образ.
При изучении простой двух — итрехчастной формах возможно использовать иллюстрации. Предложить детямподобрать иллюстрацию к данному произведению или же предложить выбрать подходящиеиз предложенных учителем.
Освоение формы вариаций можетпроисходить в различных видах музыкальной деятельности учащихся. Например,раскрыть принцип построения вариаций помогут выразительные движения,сопровождающие исполнение музыки русской народной песни (возможно в жанрехороводной, которая строится по принципу вариаций). Также усвоить форму ипринципы строения возможно в творческой деятельности учащихся. Одним из такихзаданий может быть сочинение ритмического аккомпанемента к знакомой мелодии.
Лучшему восприятию развитиямузыкального образа произведения помогает графическая запись. Например, планразвития образа в простой трехчастной форме может быть изображен так:
А так может быть изображенаформа рондо:
Для изображения формы вариацийиспользуется последовательность фигурок, одинаковых по форме, но разных поцвету. В качестве домашнего задания можно предложить нарисовать простые рисунки,в которых бы боли отражены принципы формы вариации. Будут ли это абстрактныеизображения или же изображения живой природы (например, одно и тоже дерево, нов одном случае с зелеными листьями, в другом с желтыми, в третьем без листьев ит.д.) дело творчества самих учащихся. Используя абстрактное изображение поаналогии с вариационной формой, задание может быть усложнено следующим образом.Отразить в рисунке цветовую гамму, характер линий музыкального произведения. Цветв данном случае отображает эмоциональную сторону. А линия особенностимелодического движения.
Изучение произведений крупнойформы на урок музыки связано с определенными трудностями. Прежде всего этовременные рамки. Прослушивание даже одного произведения занимает много временина уроки, и весь материал не может быть охвачен. Знакомство с произведениямикрупной формы необходимо проводить во внеурочное время. Это может бытьпосещение концертов, музыкальные гостиные, классные часы. На уроке же важнопознакомить учащихся с основными частями, построениями таких форм.
Для усвоения крупной формынеобходимо первоначально усвоить музыкальный синтаксис. Для этого, возможно,использовать самые различные приемы, направленные на формирование представленийо музыкальном синтаксисе. Вот некоторые из них:
При ходьбе по кругу (держась заруки) ребята изменяют направление движения на каждую музыкальную фразу. Этозадание сначала исполняется вместе с учителем под его пение, а потом под музыкальноесопровождение, но без подсказки педагога.
Дети сидят, образуя круг. Вызванныйученик двигается с каким либо предметом под музыку внутри круга. В конце фразыон передает мяч следующему ребенку.
Ученик рисует на доске (иливоображаемой доске)«кривую» фразы из звучащего музыкального фрагмента.Важно, чтобы движения ученика соответствовали темпу, характеру музыки.
На доске или бумаге графическиизображены схемы музыкальных фрагментов, которые будут исполнены детьми. Онивнимательно слушают музыку и выбирают к каждой пьесе соответствующую схему, азатем придумывают свою танцевальную импровизацию
Как уже отмечалось ранее,огромное значение имеет творческая и исполнительская деятельность на урокахмузыки, активизирующая и углубляющая восприятие музыки. Специальныепедагогические исследования показали, что чувство музыкальной формы (чувство целого)наиболее активно формируется у детей в инструментальном сотворчестве. Развитиеу учащихся чувства музыкальной в процессе игры на простейших инструментахцелесообразно строить на основе наблюдений за развитием элементов музыкальногоязыка. [4, стр.163]
Развитие чувства музыкальнойформы осуществляется в определенной последовательности.
Развитие у учащихся наблюдательностив процессе игры на ритмических и звуковысотных инструментах. Так, в игре «Эхо»,где «зов» исполняет учитель, а «эхо» — дети, структураполученной фразы записывается на доске с помощью двух маленьких геометрическихфигур разного цвета, например
Активизация внимания, памяти,наблюдательности в игре «Перестановка мотива». Сначала перестановкамотива осуществляется с помощью ритмической записи, а затем по памяти. Структуруполучившейся фразы (исходная интонация и ее перестановка) следует изобразить надоске двумя одинаковыми маленькими геометрическими фигурами, разными по цвету.
Сочинение детьми «музыки»для самостоятельного проведения вышеназванных игр. Когда учитель выступает вроли исполнителя, возможны его преднамеренные ошибки. Это заставляет учащихсябыть более внимательными, а педагогу позволяет оценивать уровень ихмузыкального развития.
сочинениеинструментально-ритмических и мелодических «ответов» на «вопрос»учителя, досочинение ритмических и мелодических фраз при игре на инструментах.
Исполнение мелодий знакомыхпесен на металлофоне или ксилофоне с фиксацией на ритмических инструментахначала каждой песенной строфы. Причем одинаковые фиксируются ударом одного итого же инструмента, а построенные на новом материале — другим.
Осознание деления музыкальногопериода на фразы, предложения:
при игре партитур длязвуковысотных и ритмических инструментов, построенных на неоднократном повторениимелодической или ритмической фигуры; последние должны подчеркивать делениепроизведения на фразы, предложения, фиксировать окончания фраз
в ансамблевом исполненииинструментальных пьес, где детям поручается партия, построенная на известныхритмических мотивах и ладовых интонациях; строение ее микроформы соответствуетразвитию музыкального образа в фортепианной партии.
Исполнительские и творческиезадания могут расширены и дополнены. Это область творческого подхода к урокамсамого преподавателя.
Заключение
Постижение музыкальногопроизведения во всей глубине и тонкости передаваемого в нем содержания — суть«искусства слушания», восприятия музыки. Как всякое искусство,слушание музыки содержит эмоциональный компонент, связанный с индивидуальнымиособенности восприятия музыки каждым отдельным человеком. Но в тоже время, каквсякому искусству, восприятию музыки можно и нужно обучать.
Путь к достижению цели — воспитанию обученного слушателя — может быть успешным только при условии равнойопоры музыкального образования на такие противоположные понятия как теория ипрактика, чувство и разум, непосредственно-эмоциональное и формально-логическое.
Развитие эмоциональной сферы,эстетического вкуса, чувства прекрасного предполагает не абстрактные, а вполнеконкретные знания о музыкальном искусстве, умение облечь свои впечатления вслова, конкретизировать их с помощью соответствующих понятий. Поэтомуформирование музыкального тезауруса должно считаться одной из задач методикипреподавания предмета «Музыка» в общеобразовательной школе.
Формирование тезауруса является,необходимым условием для более или менее «адекватного» восприятиямузыки. Восприятие неразрывно связано с мышлением. Частью мышления является имышление музыкальное. Уровень развития музыкального мышления, как и каждого извидов мышления человека, прямо и непосредственно зависит от качества овладениясоответствующими понятиями, содержательности и емкости последних.
Формирование соответствующихпредставлений и понятий, их подчинение определенной системе важнейшая задачамузыкальной педагогики.
Музыкальный тезаурус включаетсамые различные области понятийных знаний. Среди них тезаурус музыкальногоформообразования занимает особое место, поскольку в особенной степени требуетсистемного подхода в формировании знаний о музыке.
Для того, чтобы сделать этопроцесс целенаправленным, превратить его в систему нужно определить необходимыйи достаточный набор элементов системы. То есть круг понятий, обязательных приизучении формообразования в школе.
Несомненно, отношение кмузыкальному искусству, как самоценности, направленности в обучении напостижение искусства музыки с помощью средств самой же музыки требуют отучителя большей компетентности и уровня профессионализма. Но только преподаваниена высоком уровне профессионального мастерства может сделать уроки музыкиинтересными, глубокими, содержательными, насыщенными интеллектуальнойдеятельностью в которой в полной мере могли бы себя реализовать учащиеся — подростки.Ведь в их возрасте происходит самоутверждение. Именно в этом возрасте наиболеепрестижно быть успешным, эрудированным. В возрасте обучения в средних классахзакладываются предпосылки для дальнейшего саморазвития уже во взрослой жизни. Ведь«непонятое» никогда уже не будет привлекать к себе. «Не понятая»классическая музыка будет восприниматься как скучная и не интересная. Общение смузыкой не может происходить без знания того языка, на котором она «говорит».
Задачей музыкального воспитанияявляется воспитание грамотного, образованного слушателя, умеющего воспринимать,понимать и осмысливать художественные произведения музыкального искусства.
Список литературы
1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС, 2003. — 336с.: ноты
2. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособиедля студ. высш. учеб. заведений / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацкпин.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 368с.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Лев Выготский; под ред. В.В. Давыдова. — М.: АСТ:Астрель: Люкс, 2005. — 671,. с.
4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитанияв школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 240с.
5. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. — М., Советский композитор,1991. — 376. с.
6. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для муз. фак. и отд.Высш. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.;Под ред. Л.В. Школяр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 2322с.
7. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебникдля студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. — 11-е изд., перераб. И доп. — М.:Издательский центр «Академия», 2007. — 640с.
8. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 248с.: ноты.
9. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1998,254с., нот.
10. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич — Мн.:«Современ. слово», 2005. — 721с.
11. психология музыкальной деятельности6 Теория и практика: Учеб. пособиедля студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Г.М. Цыпина. — М.: Издателькийцентр «Академия», 2003. — 368с.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2007. — 713с.: ил
13. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для стед. высш. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред.В.А. Сластенина. — М.: Издательскийцентр «Академия», 2006. — 576с.
14. Способин И. Музыкальная форма. — М., Музыка, 2007. — 400с., нот.
15. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. — Ростовн/Д: Феникс, 2008. — 541, с.
16. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическоепособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская, В.В. Медушевский. — М.:Флинта: Наука, 1990. — 336с.: ил.
17. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. — СПб.: Издательство «Лань», 2006. — 496с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.