Реферат по предмету "Педагогика"


Дидактическая концепция К.Д. Ушинского: цели, принципы, содержание, методы и формы обучения

Содержание: Введение 1. Дидактическая концепция К.Д. Ушинского как система развивающего обучения
2. Дидактические принципы, провозглашённые К.Д. Ушинским 3. Психологические основы дидактической системы К.Д. Ушинского 4. Условия, методы, приёмы и организационные формы обучения в дидактической системе К.Д. Ушинского 5. "Родное слово" и другие книги для чтения К.Д. Ушинского как реализация его дидактической концепции Заключение Список литературы Введение Константин Дмитриевич Ушинский вошёл в историю российской педагогики как выдающийся педагог и психолог. Педагог-практик и теоретик, одарённый литератор, отличавшийся самостоятельным мышлением и гуманистическими воззрениями, он навсегда остаётся классиком нашей культуры. КД. Ушинский считается основоположником научной педагогики в России. Деятельность К.Д. Ушинского протекала в период кризиса крепостнического строя, подъёма общественно-демократического движения и формирования в нём революционно-демократического направления. Именно поэтому стержнем его педагогической системы стали требования демократизации системы образования и обучения. В общественных взглядах К.Д. Ушинского, в целом идеалистических, нашли отражение прогрессивно демократическая идея поступательного развития общества, протест против деспотизма, признание деятельной сущности человека, труда как важнейшего фактора жизни. Однако К.Д. Ушинский известен ещё и как талантливый дидакт, явившийся одним из идеологов и разработчиков теории развивающего обучения, поставивший дидактику на психологическую основу. "Предметом воспитания", считал К.Д. Ушинский является человек, и "если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Знать человека "во всех отношениях" у К.Д. Ушинского означало изучение его физических и психических особенностей, влияний "непреднамеренного воспитания" - общественной среды, "духа времени", его культуры и передовых общественных идеалов. Материалистическая позиция К.Д. Ушинского позволила ему решать на высоком научном уровне фундаментальные педагогические и дидактические проблемы. Рассмотрению дидактической концепции К.Д. Ушинского и посвящена данная курсовая работа. 1. Дидактическая концепция К.Д. Ушинского как система развивающего обучения Идея развивающего обучения зародилась в глубокой древности, затем ярко проявилась в трудах мыслителей середины XIX века, творческие искания которых в значительной степени были посвящены поискам путей умственного и духовного раскрепощения и развития самостоятельно мыслящей личности. К середине XIX века в экономической и политической жизни России происходят крупные изменения. Развитие капитализма и выдвижение на политическую арену буржуазии и прогрессивных деятелей науки вызвало необходимость преодоления устаревших концепций обучения и создание новых, способных обеспечить подготовку молодого поколения к новым социальным условиям. В середине XIX века во главе с К.Д. Ушинским активно всесторонне изучалась и разрабатывалась теория развивающего обучения. Идеи К.Д. Ушинского были развиты его последователями: Н. А. Корф, В. П. Вахтеров, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров, В.Я. Стоюнин и другие. Теория развивающего обучения имела большое значение в развитии педагогики начального обучения и закономерно оказала большое влияние на прогрессивных педагогов второй половины XIX - начала XX века, которые не только восприняли, но и значительно продвинули вперед передовые идеи развивающего обучения как в теории, так и в практике передовые идеи развивающего обучения К.Д. Ушинского. Цели и задачи обучения К.Д. Ушинский рассматривал в контексте развития личности. Он выделял следующие факторы воспитания личности: · преднамеренные, т.е. те цели и задачи, которые заранее поставлены воспитанием; · непреднамеренные, т.е. те, которые влияют на ребенка непосредственно в той среде, в которой он находится. Критикуя одновременно и теорию материального образования, и теорию формального, отмечая их однобокость, К.Д. Ушинский утверждал, что целью обучения должно быть обогащение ума ребёнка необходимыми знаниями при одновременном развитии его умственных способностей. Таким образом, К.Д. Ушинский по сути постулировал неразрывность целей формального и материального образования. При этом чтобы построить процесс обучения в соответствии с закономерностями психического развития ребенка, необходимо использовать лучшие стороны как формального, так, и, материального образования, поскольку только такой подход и сможет обеспечить умственное развитие ребенка в процессе усвоения им знаний и их переработки. Иными словами, цель обучения, по К.Д. Ушинскому – развитие мышления, способностей, на определенной сумме знаний, которые необходимы в жизни, а задача обучения – создать условия для разнообразной деятельности ребенка на уроке. В соответствии с целями образования К.Д. Ушинский решал и проблемы содержания образования, считая необходимым оставить "в наших школах и в наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека ." [4] К.Д. Ушинский отмечал, что "научное и педагогическое изложение науки две вещи разные". Отобранный для школы материал той или иной науки необходимо обработать и приспособить его к особенностям детского возраста. Внимательное рассмотрение принципов свидетельствует о том, что в них доминирует идея развивающего обучения. "Не науки должны схоластически укладываться в голове ученика, а знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь» - утверждал К.Д. Ушинский [9]. К.Д. Ушинский считал, что основной задачей педагога является "учить учиться" и помочь воспитаннику найти своё место в жизни. Он исходил из того, что " . следует передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания". Таким образом, дидактика Ушинского является теорией организации учителем познавательной деятельности детей, в которой первостепенное внимание уделяется развитию трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, возбуждению активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения. При этом К.Д. Ушинский предъявлял высокие требования к учителю. Он должен иметь: глубокие специальные педагогические знания, проникнутые духом народности; твердые убеждения; сочетать разум и чувства; быть примером для подражания; любить детей и свою профессию, быть и учителем и воспитателем; обладать педагогическим тактом; активно участвовать в народной жизни; совершенствовать свое мастерство постоянно, свою культуру.
К.Д. Ушинский является основоположником начальной народной школы. Он обосновал необходимость реальной программы, связанной с изучением родного языка и основных доступных ребенку явлений жизни природы и общества, разработал проблему духовного формирования и развития школьника в процессе обучения. В соответствии с провозглашённой целью первоначального обучения как основы общего образования К.Д. Ушинский выделял главные предметы, имеющие решающее значение в умственном и духовном развитии ребенка. Среди предметов, оказывающих влияние на умственное развитие детей, он на первое место ставил родной язык и естествознание. В целях умственного развития учащихся начальной школы Ушинский стремился углубить процесс усвоения знаний. На основе формирования осмысленной системы знаний подвести учащихся к постижению обобщающих идей, лежащих в основе той или иной науки. К.Д. Ушинский впервые в России предложил такую систему занятий в начальной школе, которая объединила овладение родным языком с приобретением элементарных знаний. Именно такая система способствовала пробуждению умственной деятельности учащихся и подготовке к дальнейшему сознательному учению.
К.Д. Ушинский предлагал подвергнуть "сильному пересмотру учебный материал и до основания переделать программы обучения". Одним из главных недостатков школьной программы К.Д. Ушинский считал отрыв содержания от жизни, от потребностей общества: " .пора бы уже подвергнуть генеральному пересмотру все науки и все сведения . в педагогическом отношении такому же, какому подвергнул их Бекон когда-то в философии ." [10] Ушинский считал, что научные знания непрерывно растут, и что эти огромные научные ценности не могут механически быть перенесены в школу, их необходимо пересмотреть и упорядочить, логически упростить в соответствии с возрастом ребенка. Заслуга К.Д. Ушинского состояла в том, что он занимался переработкой научных знаний в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся, т.е. переработкой научной системы в дидактическую. 2. Дидактические принципы, провозглашённые К.Д. Ушинским Доступность обучения (природосообразность). К.Д. Ушинский утверждал, что содержание обучения должно быть адаптировано с учетом умственных и физических возможностей учащихся, достигнутого ими уровня знаний и умений, развития. Вместе с тем изу­чаемый материал должен требовать от детей определенных усилий для его усвоения. По мнению Ушинского, обучение может выполнить образовательные и воспитательные задачи лишь в том случае, если оно будет соблюдать три основные условия: связь с жизнью, соответствие с природой ребенка и особенностями его психофизического развития, и обучения на родном языке. Принцип научности обучения. В содержании общего образования К.Д. Ушинский уделял большое место естественнонаучным знаниям, а в постановке преподавания гуманитарных предметов выступал против одностороннего, классического его направления. Так, К.Д. Ушинский высоко оценивал учение Дарвина, которое, писал он, " . придает живой смысл всему естествознанию и может сделать его самым могучим образовательным предметом для детства и юности .". Этот принцип К.Д. Ушинский распространял и на предмет родного языка в школе, в котором, по его словам, " . одухотворяется весь народ и вся его родина". Так, в книги для первоначального классного чтения "Детский мир и Хрестоматия" (1861) и "Родное слово" (1864) он, кроме высокохудожественных отрывков из родной литературы и устного народного творчества, включил так называемые деловые статьи, дававшие материал по природоведению, географии и истории страны. Научный уровень знаний здесь сочетался с доступностью и яркостью изложения, служил задачам нравственного и эстетического воспитания. В них дан содержательный материал для наблюдений, разработана система логических упражнений. Ушинский утвердил в русской дидактике принцип воспитывающего обучения (единства обучения и воспитания). Если развитие, формирование и воспитание личности осуществляется в единстве своем через обучение, то само обучение неизбежно, по мнению Ушинского, должно быть развивающим и воспитывающим. Обучение Ушинский считал могущественным органом воспитания. Наука должна действовать не только на ум, но и на душу, чувство. Он пишет: "К чему учить историю, словесность, все множество наук, если это учение не заставит нас полюбить идею и истину больше, чем деньги, карты и вино, и ставить духовные достоинства выше случайных преимуществ". " . Воспитание", - учил К.Д. Ушинский, - "должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека". Ведущая роль в этом принадлежит учителю, являющемуся " . живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, . его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории ." [7]. В формировании личности народного учителя Ушинский возлагал надежды на педагогическую литературу и специальную систему его подготовки. Систематичность и последователь­ность в обучении. К.Д. Ушинский предупреждал о том, что голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в ко­торой все в беспорядке и где сам хозяин не отыщет то, что ему нужно. Чтобы этого не происходило, знания и умения детей должны представлять собой определенную систему, а их формирование - осуществляться в такой последовательности, чтобы изучаемый эле­мент учебного материала был логически связан с другими его элементами. Оптимальное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения. К.Д. Ушинский считал, что успеха в обучении можно достигнуть при сочетании чувственной и абстракт­ной деятельности: ощуще­ния должны превращаться в понятия, из поня­тий - составляться мысль, облеченная в слово. Обучение должно включать непосредственное восприятие детьми конкретных образов изучаемых объектов, про­цессов и действий. Наглядность обучения. Про наглядное обучение К.Д. Ушинский писал в своём учебнике "Родное слово": "Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непо­средственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника, или прежде, самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье . Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и — ребенок усвоит их налету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает: вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро. Попробуйте одно и то же происшествие рассказать двум детям, одинаково способным: одному — по картинкам, другому без картинок, — и вы оцените тогда все значение картинок для ребенка . Показывание картинок и рассказы по ним — лучшее средство для сбли­жения наставника с детьми. Ничем вы не можете так быстро разрушить сте­ну, отделяющую взрослого человека от детей, и в особенности учителя от уче­ников, как показывая и объясняя детям картинки. Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), — начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, загово­рит свободно, непринужденно, что, конечно, необходимо для учителя русско­го языка, если он не суживает своей обязанности до выучки детей чтению, письму и орфографии. При наглядном обучении учитель, так сказать, присутствует при самом процессе формирования языка в детях и может направлять этот процесс. Причем главное дело опять делает та же картинка: она поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу, указывает на пропуск какой-нибудь части; словом, выполняет на деле легко то, что учителю на словах выполнить чрезвычайно трудно ."
Сознательность, активность и са­мостоятельность учащихся в обуче­нии. К.Д. Ушинский считал, что познавательная самостоятельность ребенка в сочетании с развивающим влиянием сознательно усвоенных знаний дает лучшие результаты. В процессе обучения необходимо активное овладение знаниями и умениями на основе их осмысления, творческой переработки и применения в процессе самостоятельной рабо­ты, сотрудничества учителя и уче­ников в осознанном достижении целей обучения.
Принцип народности. Хотя данная работа и посвящена дидактической, а не педагогической системе К.Д. Ушинского, ни одна статья, ни один серьёзный труд о нём и его деятельности не избегает упоминания об этом принципе, поскольку он наложил отпечаток на всю его деятельность. В рамках дидактической системы принцип народности находит своё отражение в первую очередь в отборе содержания учебного материала и форме его подачи. К.Д. Ушинский считал, что отечественная педагогическая наука должна быть построена с учетом национальных особенностей русского народа, отражать специфику национальной культуры и воспитания. Следуя этому принципу, К.Д. Ушинский на первое место в начальной школе ставил преподавание родного языка. К.Д. Ушинский сравнивал язык народа с распускающимся цветом всей духовной жизни нации, утверждая, что в языке одухотворен народ и его родина, что язык - самая живая связь, соединяющая отжившее, живущее и будущее. Родной язык является лучшим средством воспитания, который учит естественно и успешно, откуда идет духовное, нравственное и умственное развитие. Следующий пример иллюстрирует то, как К.Д. Ушинский в своей книге "Детский мир" излагает элементы нравственного воспитания посредством образных средств языка: "Весело зимой, особенно когда солнышко светит ярко, на снежных полях блестят миллионы искр, а деревья точно убраны дорогим хрусталём. Но весело зимой только тому, у кого есть тёплый дом и тёплое платье, кто в сильную стужу может сидеть дома перед яркопылающим огоньком печи и спокойно ждать сытного ужина и тёплой постели. Но каково бедному седому старику, нищему? Несмотря на стужу, должен он таскаться под окнами и ради Христа выпрашивать себе куска хлеба. На старике нет тёплого тулупа, лапти его худы, армяк весь в дырах; голос его дрожит от старости и холода, глаза слезятся, руки и ноги трясутся. Не хорошо и мальчику, который ведёт слепого старика; бедняга перескакивает с ноги на ногу, дует себе в окоченевшие пальцы, а сильный холод выжимает у него слёзы из глаз. Пустите их обогреться, накормите и подайте им, что можете. Лучше отказаться от новой игрушки или каких-нибудь сладостей и подать милостыню бедняку". К.Д. Ушинский считал, что история народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность обучения и воспитания со своими, ценностями и идеалами. Он связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все эти качества исходят от народа и соотносятся с его характером и традициями, помогают формировать национальное самосознание народа. Этот аспект принципа народности, по мнению К.Д. Ушинского, должен быть реализован через преподавание в школе отечествоведения: истории своей страны, географии, изучение русских писателей и поэтов (литература), природы России и др. 3. Психологические основы дидактической системы К.Д. Ушинского К.Д. Ушинский разработал цельную дидактическую систему. В этой системе важнейшее место отводилось положению о том, что психические качества человека формируются в единстве с их нейрофизиологической основой. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста. Опираясь на материалистическую гносеологию, достижения психологии и физиологии, К.Д. Ушинский раскрыл особенности умственного развития ребёнка. Он исследовал психофизическую природу обучения, дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учёта и развития в процессе обучения. Педагогика, считал К.Д. Ушинский – не наука, но искусство, причем «высшее из искусств», потому что она призвана усовершенствовать самое сложное – природу человека, «его душу и тело». Человек – часть природы и, как всякий живой организм развивается. Необходимо изучить причины развития человека. Необходимо изучение природы и сущности человека во всех ее сложных аспектах. Такую возможность дают науки о человеке, «в которых изучаются телесная и душевная природы человека». В своей дидактической системе К.Д. Ушинский отталкивался от психологической трактовки возрастных периодов развития ребёнка. Ушинский характеризовал отдельные возрастные периоды в связи с рассмотрением "истории различных душевных процессов", в которых проявляется сознание. Основной закон детской природы К.Д. Ушинский видел в том, что " . дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью", и делал вывод: " . чем моложе возраст, тем более требует он разнообразия деятельности .". Опираясь на психологические исследования К.Д. Ушинский считал важным своевременность начала обучения. По его мнению, преждевременное обучение, так же как и запаздывание в обучении, имеет свои дурные стороны. Преждевременное обучение переутомляет мозг детей, вселяет в них неуверенность в свои силы, отбивает охоту к учению; запаздывание же в обучение обусловливает отставание в развитии детей, приобретение ими таких привычек и наклонностей, с которыми учителям приходится напряженно бороться. К.Д. Ушинский различал, во-первых методическое, систематическое обучение, начинающееся с семилетнего возраста, и, во-вторых, подготовительное учение, осуществляемое в дошкольном возрасте. Он считал необходимым разработать: учебные занятия детей, “предшествующие книжному учению”, и правила учения и развития до приобретения детьми грамотности; неучебные занятия, которые примыкают к детской игре (шитье платьев куклам, плетение, посадка цветов). Всякое органическое развитие, писал он, – совершается в определенный период времени, и наше дело – не ускорять и не замедлять этого развития. Оптимальным для начала школьного обучения К.Д. Ушинский считал возраст 7 лет. На седьмом году жизни Ушинский советует заниматься с ребенком рисованием, учить его слушать то, что ему говорят, высказывать свои мысли. В трудах К.Д. Ушинского получили дальнейшее развитие идеи Песталоцци о построении процесса обучения в соответствии с особенностями психики ребенка и закономерностями его развития, обучения, ориентированного на то, чтобы " . развить способности детей . раскрыть в них разумный взгляд на окружающую их природу и общественные отношения и делать их способными к самостоятельной разумной жизни и деятельности".
В книге "Человек как предмет воспитания" К.Д. Ушинский рассматривает процесс внимания, ассоциацию представлений, память, воображе­ние, чувствования, волю. К.Д. Ушинский отмечал, что функциональные особенности нервной системы индивидуальны, а от этого зависит работоспособность человека, его утомляемость и потребность в отдыхе. Свойства нервной системы, писал он, имеют наследственную природу и могут отражаться на характере человека.
Память, отмечает Ушинский, – процесс психофизический, материалом для ее развития выступает содержание, т.е. «память развивается в том, что она содержит». Развитию памяти, по мнению педагога, будет способствовать упражнение в произвольном «воспоминании». Необходимо заставить себя вспомнить то или другое. К.Д. Ушинский писал, что "все психическое развитие живого существа есть, собственно, развитие памяти". Развитие процессов памяти К.Д. Ушинский видел в единстве с развитием рассудочной деятельности. К.Д. Ушинский дал указания, как надо в процессе обучения путем упражнения развивать и воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса обучения. Повторение, считал К.Д. Ушинский, нужно не для того, чтобы “возобновить забытое (это же плохо, если что-нибудь забыто), но для того, чтобы предупредить возможность забвения”; всякий шаг вперед в деле обучения должен опираться на знания пройденного. Он пишет: "Память не может изощряться, как стальное лезвие, на каком бы оселке мы его не точили, но что память крепнет именно теми фактами, которые мы в неё влагаем, и изощряется к принятию подобного же рода фактов, насколько эти новые факты могут составить прочные ассоциации с фактами, приобретёнными прежде. Теперь, наоборот, мы видим ясно, что передавая памяти факты бесполезные, не ведущие к усвоению других полезных фактов, мы наносим ей вред, потому что, во всяком случае, сила памяти, зависящая так много от нервной системы, ограничена". Начиная с первого года обучения К.Д. Ушинский рекомендовал уделять особое внимание развитию логического мышления у детей. Он говорил не просто о развитии мышления, а о развитии рассудка (сознания) и разума. "Ум без разума – беда", – приводил он народную пословицу. Говоря о развитии мышления, К.Д. Ушинский, вместе с тем, подчеркивал, что "формальное развитие рассудка есть несуществующий призрак, что рассудок развивается только в действительных реальных знаниях, что самый ум есть не что иное, как хорошо организованное знание". К.Д. Ушинский заострял особое внимание на проблеме обучения учащихся учиться, формирования у них желания и потребности учиться уже в первые школьные годы: "Дитя выучивается учиться, а это в первоначальном обучении важнее самого учения. От этого зависит успех или неудача ребенка в старших классах школы. Книга, учение, должны помогать ребенку постигать окружающий его мир, разбираться в нем и в самом себе, пробуждать потребность в познании". В теснейшей связи с рассудочным процессом находится воля. К.Д. Ушинский подчеркивал, что вообще весь процесс обучения является волевым процессом, не все в учении интересно и многое надо будет "взять силою воли", а волю необходимо воспитывать. К.Д. Ушинский указывает на то, что "В двенадцать и тринадцать лет силы дитяти развиваются гораздо быстрее его потребностей. Этот избыток сил должен итти на ученье" [10]. Волю К.Д. Ушинский рассматривает как "власть души над телом", как желание в процессе его формирования, как противоположность неволе. В основе волевого процесса Ушинский видит "желание", "я желаю". Но стать "волею души, или ее решимостью" оно может только при определенных условиях. Необходимо преодолеть другие желания, противоположные, одолеть их и сделаться "единым желанием души в данный момент времени". К.Д. Ушинский отмечал, что в психической жизни ребенка дошкольного возраста большую роль играет воображение. Это объясняется тем, что у него недостаточны опыт и знания, не развито логическое мышление. Но К.Д. Ушинский правильно указывал, что воображение ребенка и беднее и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека. Характерной чертой детства является разорванность верениц представлений, быстрота перехода от одного порядка мысли к другому. “Движение детского воображения напоминает прихотливое порхание бабочки, а уже никак не могучий полет орла”. В своей психологической составляющей своей дидактической системы К.Д. Ушинский считал фундаментальной категорией "полурефлексы", к которым относилось все многообразие навыков и привычек. Обращение к этой категории позволяло рассматривать активность сознания (души) как фактор, действующий соответственно возможностям преобразуемого под его влиянием организма. К усвоенным рефлексам как результатам воспитания Ушинский относил привычки. Благодаря им ребенок приобретает способности, которых он не имел от природы. При этом на передний план Ушинский выдвигал нравственный смысл привычек, в отличие от простых навыков, возникающих путем упражнения: "добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему". Тем самым нравственная детерминация, заданная общими устоями жизни народа, выступала как важнейший фактор построения специфически человеческого уровня нервно-психической активности отдельной личности, основа ее полноценного формирования. Большое внимание К.Д. Ушинский уделял развитию психики в различные возрастные периоды, соотнося специфические характеристики этого развития с решением проблем дидактики, построения учебного процесса и организации воспитательных воздействий на ребенка в единстве физических, нравственных и умственных "параметров" его жизнедеятельности. Так, период отрочества К.Д. Ушинский называет учебным периодом: "Период отрочества ребенка, начиная от 6 или 7 лет до 14 и 15, можно назвать периодом самой сильной работы механической памяти. Память к этому времени приобретает уже очень много следов и, пользуясь могущественною поддержкою слова, может работать быст­ро и прочно в усвоении новых следов и ассоциаций; а внутренняя работа души, перестановка и переделка ассоциаций, которая могла бы помешать этому усвоению, - еще слаба. Вот почему период отрочества может быть назван учебным периодом, и этим коротким периодом жизни должен воспользоваться педагог, чтобы обогатить внутренний мир дитяти теми представлениями и ассоциациями представлений, которые понадобятся мыслящей способности для ее работы" [8]. При этом юность К.Д. Ушинский называет основным периодом в истории воображения: "В истории воображения ни один период не имеет такой важности, как период юности. В юности отдельные, более или менее обширные вереницы представлений сплетаются в одну сеть. В это время именно идет самая сильная переделка этих верениц, которых уже накопилось столько, что душа, так сказать, занята ими. Мы считаем период в жизни человеческой от 16 до 22-23 лет самым решительным" [8].
4. Условия, методы, приёмы и организационные формы обучения в дидактической системе К.Д. Ушинского К.Д. Ушинский придавал большое значение выбору методов и их разнообразию, стремясь освободить обучение от механической зубрежки, внести в него начала личного интереса и самодеятельности учащихся, придать ему развивающий характер.
К.Д. Ушинский считал необходимым положить в основу теории обучения основное и коренное стремление человека - свободную и целесообразную творческую деятельность, которая должна осуществиться под руководством учителя. В первую очередь К.Д. Ушинский стремился осмыслить, опираясь на достижения психологии, механизм умственного развития ребенка, использовать его врожденные стремления к активной деятельности. Деятельности учащихся, особенно мыслительной, в процессе обучения он отводил можно сказать, центральную роль, считал, что учитель не должен навязывать ребенку свою волю, готовую мысль, выводы, так как он не может быть уверен в том, что все это ученик воспримет правильно и осознанно. Более того, педагог обязан удовлетворять потребность воспитанника в сознательной, творческой, развивающей личность умственной деятельности. К.Д. Ушинский считал, что самостоятельная деятельность учащихся в процессе обучения соответствует потребностям психической природы человека и закономерностям ее развития, необходимо сочетать развивающее влияние научных знаний и познавательную самостоятельность учащихся. И дидактический метод К.Д. Ушинского позволяет обеспечить такое сочетание. Суть дидактического метода К.Д. Ушинского заключается в том, что в процессе обучения учащихся под руководством учителя проходят такой же путь, который пройден человечеством в науке. Основной путь, которым шло развитие научного познания - это изучение конкретных фактов и последующее их обобщение, формирование системы научных понятий. Этим же путем должны идти учащиеся в процессе обучения. Этот путь позволяет учащимся постепенно, начиная с первичных наблюдений и суждений, усилием собственной мысли обобщать и систематизировать знания, формировать понятия и системы научных понятий. Например, про образование понятий, он пишет: "Всякое внешнее впечатление . оставляет след в нашей нервной системе и в нашей душе . из этих следов образуются . ассоциации. Понятия является соединением в одну ассоциацию одинаковых атрибутов, взятых из многих единичных представлений. Мы видим, например, различных лошадей: вороных, гнедых, рыжих, больших, малых, старых, молодых, хромых и здоровых, - составляем о каждой из них единичное представление и, вместе с тем из этих многих единичных представлений образуется у нас, мало-помалу, общее понятие лошади. В этой лошади-понятии нет уже никакого особенного цвета, она ни стара, ни молода, ни велика, ни мала, и т.д. Всё наше понятие о лошади составлено из признаков, общих всем лошадям, которых мы видели и о которых составились у нас представления, причём мы отбросили все особенные признаки той или другой лошади" [8]. По мнению К.Д. Ушинского, обучение как специфическая форма процесса познания имеет свою логическую структуру: · 1-я ступень - познание на стадии чувственного восприятия (ощущения, представления). Учитель должен способствовать накоплению учащимися материала, учить их наблюдать · 2-я ступень - познание на стадии рассудочного процесса (понятия и суждения). Учитель учит сравнивать, сопоставлять факты, обобщать, делать выводы, умозаключения. · 3-я ступень - идейное (разумное) познания, формирование самосознания, мировоззрения. Учитель приводит в систему знания, способствует формированию мировоззрения. · 4-я ступень - освоение приобретенных знаний, их закрепление. При этом К.Д. Ушинский придавал огромное значение речи в рассудочной и идейной обработке материалов познания. В своих трудах К.Д. Ушинский оперирует термином "дидактическая система", содержание которого отличается от общепринятого. Под "дидактической системой" он понимает такую логическую систему знаний, которые формируются усилием мысли учащихся, вырастающую из самой сущности изучаемого материала. По мере развития учащихся в процессе усвоения знаний, "дидактическая система" углубляется и расширяется, постепенно превращаясь в научную систему знаний. Такой путь последовательного формирования научной системы знаний учащиеся должны пройти за весь период обучения в школе. "Я сохраняю твердое убеждение, что современная школа идет к тому положению, когда только в конце ее, а не в начале раскроется система науки, точно также, как в истории человечества, - знания строятся в систему, а не система наполняется знанием", - писал К.Д. Ушинский. Дидактический метод Ушинского позволяет сочетать развивающее влияние системы знаний и влияние активной познавательной деятельности учащихся, он обеспечивает развитие мышления учащихся, как в формальных отношениях, так и со стороны содержания. Дидактический метод Ушинского обеспечивает гармоничное единство и взаимосвязь процесса развития познавательных сил и способностей ребенка и вооружение его знанием основ наук. Поскольку, развивающее обучение состоит, прежде всего, в формировании у учащихся умений самостоятельного логического мышления, К.Д. Ушинский делает вывод о том, что учебный процесс в школе должен строиться на непосредственном наблюдении учащихся за предметами и явлениями окружающего мира или опираться на имеющийся у них запас конкретных представлений. Наглядность не только дает знания о предмете, подчеркивал К.Д. Ушинский, но и возбуждает стремление к познанию нового, углубляет активный интерес, активизирует мыслительную деятельность ребенка, что и составляет основу развивающего обучения. В рамках своей дидактической концепции К.Д. Ушинский сформулировал следующие "необходимые условия преподавания": · своевременность начала преподавания; · постепенность преподавания; · органичность преподавания; · постоянство воздействия на учеников; · твердость и ясность усвоения; · отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости учения; · положительное нравственное влияние и жизненная полезность усваиваемых знаний; · самодеятельность учащихся. "Необходимые условия преподавания" К.Д. Ушинского отражали требования к обучению, позволяли сделать обучение умственно развивающим процессом. К.Д. Ушинский считал, что все эти условия "необходимо соединить в каждом ученике, если хотим сделать его средством положительного развития и воспитания". К.Д. Ушинский был противником догматического преподавания, которое влекло за собой, как он считал, механическое, бессмысленное заучивание. В период засилья догматических методов обучения дидактическая концепция Ушинского была пронизана идеями развития ученика как личности, воспитания у него мыслительных способностей. К.Д. Ушинский приветствовал такие методы преподавания, которые " . заставляют работать разом целый класс . и имеют главной целью . чтобы дети . собственным опытом и мышлением открывали правила". Методы обучения, утверждал педагог, должны будить самостоятельную мысль детей, развивать самостоятельность в учебной работе, интерес к изучаемому. Он пишет: "Дитя должно само находить доказательства, а не так, как делается. Вместо того, чтобы дитя само находило доказательства, мы ему их диктуем: вместо того, чтобы заставить его рассуждать, учитель рассуждает за него и упражняет только его память. Это несправедливо, но не вполне, ибо основано на ложном убеждении гимнастики рассудка без содержания.
В программе дидактики Ушинский указывает на два главных метода преподавания и изучения: метод синтетический и аналитический. Сочетание аналитического и синтетического методов обучения, по мнению К.Д. Ушинского, способствует умственной активности учащихся. Наряду с главными методами преподавания Ушинский различает "приемы преподавания":
· прием догматический, или предлагающий; · прием сократический, или спрашивающий; · прием акроматический, или излагающий; · прием эвристический, или дающий задачи. Каждый из предложенных приемов имеет значение в развитии мышления учащихся. Все они, сочетаясь или соединяясь в преподавании, применяются в каждом классе и на каждом уроке с учётом возраста учащегося и содержания предмета. К.Д. Ушинский обосновал звуковой, аналитико-синтетический метод обучения грамоте в начальной школе, объяснительное чтение. Им показана необходимость изучения природы и использования ее как средства всестороннего развития личности школьника, воспитания наблюдательности, развития логического мышления, т.к. логика природы - самая доступная и самая полезная логика для детей, и она - "великий наставник человечества". Что касается организационных форм обучения, К.Д. Ушинский был сторонником классно-урочной системы. Большое внимание К.Д. Ушинским уделялось уроку, разработке требований к организации классных занятий: они должны давать прочные глубокие знания, учить добывать их самостоятельно, развивать познавательные силы и возможности школьника, воспитывать нравственно ценные качества. Ушинский выступает против трафарета, схематизма и шаблона в построении урока, формализма, который сковывает творческую инициативу учителей. Им дана типология следующая типология уроков: · смешанный урок (объяснение и повторение); · урок устных и практических упражнений; · урок письменных упражнений; урок оценки знаний. Могущественнейшим органом воспитания К.Д. Ушинский считал учения, учебный труд: "Учение для ребенка – сложный умственный труд, который требует напряжения ума, воли, всех душевных сил". Огромное воспитательно-образовательное значение К.Д. Ушинский придавал игре как методу обучения и воспитания. Он создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными. Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов является психологической основой детской игры. “В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов . В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями”. К.Д. Ушинский подчеркивал влияние на содержание детской игры: она дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживание детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека. Большое значение в формировании поведения детей имеют общественные игры и их направленность, указывал К.Д. Ушинский: “В играх общественных, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации общественных отношений”. К.Д.Ушинский возражал против излишнего вмешательства воспитательницы в детскую игру. Он считал игру самостоятельной, свободной детской деятельностью, имеющей важное значение в развитии личности: ”Игра есть свободная деятельность дитяти . В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля”. Воспитательница должна доставлять материал для игры, заботиться о том, чтобы этот материал содействовал выполнению поставленных задач воспитания. Время для детских игр в детском саду должно отводиться сообразно возрасту: чем меньше ребенок, тем больше времени должен он проводить в игре. И в дошкольном возрасте надо стремиться к тому, чтобы ребенок никогда не пресыщался в игре и мог легко прервать ее для работы. Дошкольники тоже должны трудиться. К.Д.Ушинский рекомендовал широко использовать в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста народные игры; “Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство - задача будущей педагогики”, - писал он. Этот завет К.Д. Ушинского стремились выполнить русские передовые деятели дошкольного воспитания. Большое воспитательное значение, указывал К.Д. Ушинский, имеют игрушки. “Дети не любят игрушек неподвижных . хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии .- писал он. - Лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом”. ”Дитя искренно привязывается к своим игрушкам, - замечал К.Д. Ушинский, - любит их нежно и горячо, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало. Новая кукла, как бы она ни была хороша, никогда не сделается сразу любимицей девочки, и она будет продолжать любить старую, хотя у той давно нет носа и лицо все вытерлось.” 5. "Родное слово" и другие книги для чтения К.Д. Ушинского как реализация его дидактической концепции Ценным вкладом в развитие применения теории развивающего обучения явились созданные К.Д. Ушинским книги для чтения. Хороший учебник, он считал основой хорошего преподавания. Учебник, по мнению К.Д. Ушинского должен быть кратким содержательным, интересным для ребенка и должен развивать его. К.Д. Ушинский исходил из широкого понимания задач начального обучения, считая, что книга для чтения должна содействовать всестороннему развитию учащихся, содержать материал из всех, доступных ребенку отраслей знаний, способствовать овладению языком как основным орудием человеческого общения и приобретения знаний. Овладение речью на основе развития мысли - вот та задача, которой должна служить книга для чтения. Основная идея учебника "Родное слово" состояла в реализации в процессе обучения единства речи и мышления, мышления и чувственного опыта. "Родное слово" было разработано как курс элементарного обучения, чтобы помочь ребенку, поступившему в школу, разобраться в тех представлениях, которые им накоплены до школы, проверить, исправить, привести в порядок эти представления и этой работой развить умственные силы ребенка, его наблюдательность, и, таким образом, подготовить его к последующему обучению. "Родное слово" представляло собой с одной стороны, элементы учебы, с первых дней упражняющие ребенка в наблюдении, анализе и обобщении материала, взятого у естествознания, географии, истории, а с другой стороны, учебник элементарной грамматики, дающих ряд постепенных упражнений, приучающих ребенка к чтению, письму, устной речи, рисованию, черчению и другим навыкам. В сочетании этих двух видов занятий одинаково развивающих ребенка с разных сторон и заключается педагогическое мастерство К.Д. Ушинского. Появление "Родного слова" произвело значительный поворот в начальном обучении. Обучаясь по "Родному слову" дети учатся не только читать и писать, но и развивают свои душевные силы, обогащают свою речь и выясняют себе окружающую действительность. К.Д. Ушинский характеризовал грамматики как науки преимущественно "очеловечивающей ребят", исходил из идеи единства языка и мышления.
Первая часть "Родного слова" по содержанию представляет разумную, педагогически организованную строгую систему знаний, понятий, впечатлений для развития у детей логического мышления, ведущая ребенка от языка детско-поэтического к языку и мышлению отвлеченному. Это система, в основу которой положена забота о развитии у детей самостоятельной деятельности.
Вторая часть "Родного слова" изложена на более высоком уровне трудности. Основным стержнем, вокруг которого группируется материал, являются деловые статьи, которые ребенок читает, анализирует, излагает их содержание. К деловым статьям примыкают литературно-художественный материал, стихи, русские народные сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки, басни. Пользу таких чтений К.Д. Ушинский видел в том, что "в душе дитяти с логической мыслью будет срастаться прекрасный поэтический образ, развитие ума будет идти дружно с развитием фантазии и чувств: логическая мысль отыщет себе поэтическое выражение .". "Родное слово" позволяет формировать навыки сознательного чтения у учащихся, давать "пищу" детскому уму, возбуждая в нем мысль, а педагогическая обработка материала обеспечивает постепенное и поступательное развитие детской мысли и речи, сообщая при этом определенную сумму знаний. В соответствии с дидактической концепцией К.Д. Ушинского "Родное слово" была построено так, чтобы обеспечить рост и развитие знаний, умений и навыков, мыслительных способностей учащихся начальной школы. Методические руководства к этим учебным книгам сыграли исключительную роль в образовании российских учителей. К.Д. Ушинский, по существу, заложил основы педагогической антропологии как науки о развивающейся личности. В своих методических руководствах для учителей К.Д. Ушинский рассмотрел основы методики начального обучения. В книгах К.Д. Ушинского сложные для понимания детей понятия облекались в литературную форму. В некоторых местах изложение схоже с диалогами Сократа в произведениях Платона. Следующий пример из раздела "Первые уроки логики", имеет целью изложить материал об образовании положительных и отрицательных суждений по данным предметам и признакам и без этого: "Отец: – Находить сходство и различие между предметами и приписывать им какие-либо признаки значит судить, рассуждать; а способность рассуждать называется рассудком. Если я говорю, что у лошади нет рогов, а у коровы нет гривы, что у льва втяжные острые когти, а у лисицы пушистый хвост, то, значит, я приписываю предметам те или другие признаки, или рассуждаю. Суждения, как ты видишь, могут быть отрицательные и положительные. Положительным называется такое суждение, в котором я приписываю предмету какой-нибудь признак, отрицательным – такое, в котором я утверждаю, что какого-нибудь признака в предмете нет. Во всём, что мы говорим и думаем, есть непременно суждение. Всякая мысль в нашей голове, всякая фраза, если только в ней есть какой-нибудь смысл, непременно заключает в себе суждение. Сын: – Неужели? Но если я скажу что-нибудь на удачу? Отец: – Скажи, что хочешь. Сын: – Что бы мне сказать такое? (подумав). Сегодня холодно. Отец: – Здесь есть суждение: сегодняшнему дню ты приписываешь признак – холод. Сын: – Я хочу быть большим. Отец: – Опять суждение: ты приписываешь себе признак – желание быть большим. Придумай ещё что-нибудь. Сын: – Нет, я ничего не могу придумать: во всём, что приходит мне на мысль, есть суждение, есть предмет и есть признак, который я ему приписываю. Как это странно! Я никогда об этом прежде не думал" [4]. Блестяще владея родным словом, К.Д. Ушинский вплетал мотивационную составляющую практически в любой материал. Следующий пример из раздела "Из географии" иллюстрирует то, как образно и вдохновенно в своём учебнике К.Д. Ушинский описал вулкан: "Мы продвигались вперёд весьма не прытко. Глубокие волны пепла и шлаков были нам помехой. Ветер потушил мой факел. Я продолжал подниматься посреди глубокого мрака. Вдруг путь мой озарился адским блеском. Я был уже во владениях огня: жёлтые следы его прикосновения заметны здесь на каждом камне; но ни кратера, ни пламени не видно до той минуты, покуда не ступишь на вершину, или точнее, на плечо горы: это обширная площадь, изрытая, изборождённая взрывами вулкана. Посреди её в сотне шагов от меня поднимается конический холм; это кратер, это голова вулкана с вечно открытой чудовищной пастью, из которой поднимается чёрный дым. Сильный серный запах захватывает дыхание: кругом меня опять темно; резкий ветер, дующий здесь непрерывно, убедил меня, что вершина вулкана – самое прохладное место в Неаполе. Под ногами у меня чёрная, нерасплавленная, но уже нагретая лава; а там, на рёбрах конуса, блещут два широкие потока, яркие, как растопленное золото: это раскалённая лава. Часть площадки, отделявшей меня от кратера, волновалась; толстая кора вулкана лопалась, раздиралась на полосы, на мелкие куски; широкие трещины зияли кровавым огнём и из них со свистом вырывался густой жёлтый дым; почва раскалилась до бела и, расплавленная, струями подвигалась к краю площадки, потом медленно лилась вниз по склону горы, - вот лава. Забыв опасность, я пытался приблизиться к этим адским потокам. Сильный ветер оледенял мне затылок, между тем, как жар, пышащий от лавы, палил мне лицо, подошвы мои обугливались . Я старался вонзить оконечность моего посоха в это раскалённое вещество, но напрасно, лава вовсе не жидкость, она имеет вид и плотность раскалённого железа, хотя течёт подобно растопленному свинцу. Я ещё не мог отвесть глаз от этого невиданного зрелища, - вдруг облако дыма над кратером побагровело, послышался гул подземных громов, вся громада Везувия страшно дрогнула, и широкий сноп ослепительного огня вырвался из жерла . Багровые шары взлетели к небу, посреди огненного дождя пепла: это раскалённые камни, фута в два величиной, отрываемые силой огня от внутренних стен кратера. Меня уже предупредили, что этих каменных ядер нечего бояться. Брошенные вверх перпендикулярно, они упадают в том же самом направлении в жерло или на его закраины. Несколько секунд вулкан дрожал под моими ногами и снова всё погрузилось во мрак; но глухое клокотание в жерле не умолкало и тяжело движущаяся лава разливала кругом себя красноватое зарево. Я чувствовал неодолимое влечение к этому грозному деятелю природы; мне хотелось заглянуть в лабораторию, где работают её таинственные силы, я был от этой мастерской так недалеко . Ни удушливые газы, ни сернистый дым, ни зола, взвеваемая ветром, не могли остановить меня. Я покушался взобраться на самый конус, до края широкой бездны, - но колебавшаяся под моими ногами кора кратера и новые взрывы вулкана остановили меня на полпути. По скользким сугробам золы я скатился назад на площадку, ошеломлённый, чёрный и опалённый". на полпути. нус, до края широкой бездны, - но колебавшаяся под моими ногами кора кратера и новые взрывы ву Заключение В данной работе я постаралась рассмотреть дидактическую концепцию К.Д. Ушинского как теорию развивающего обучения. С этой позиции, центральной идеей дидактической концепции К.Д. Ушинского является положение о том, что целью обучения является развитие (памяти, воображения, логического мышления, способностей) ребёнка на конкретном предметном материале, адаптированном с учётом возрастных особенностей.
Для решения этой задачи К.Д. Ушинский занимался изучением психологических и физиологических закономерностей, что отразил в фундаментальном труде "Человек как предмет воспитания". Отдельные моменты этих исследований я постаралась отразить в работе. К.Д. Ушинским на конкретном материале были раскрыты многие из известных на сегодня дидактических принципов, таких как наглядность, доступность (природосообразность), научность и др. Содержание которых я постаралась раскрыть в данной работе.
Наиболее известными среди педагогов являются созданные К.Д. Ушинским книги "Родное слово" и "Детский мир и Хрестоматия". Читая эти книги, становится ясно, как посредством выразительных средств русского языка и особой структуры изложения материала может быть реализована провозглашённая К.Д. Ушинским цель обучения. К сожалению, малый объём курсовой работы не позволяет основательно и со всей серьёзностью подойти к вопросу описания дидактической концепции К.Д. Ушинского, однако я постаралась отразить все основные моменты. Список литературы: 1. Катуржевская О. Теория развивающего обучения в отечественной дидактике второй половины XIX начала XX века / О. Катуржевская // Научно-методический вузовский сборник "Образование в России: история, опыт, проблемы". – Армавир, 1999. 2. Днепров Э.Д. Ушинский К.Д. / Э.Д. Днепров // Большая советская энциклопедия. – М.: Проспект-М, 2002. 3. Занков Л.В. Обучение и развитие / Л.В. Занков. – СПб: Питер, 2000. 4. Ушинский К.Д. Детский мир и Хрестоматия / К.Д. Ушинский. – Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948. 5. Ушинский К.Д. Родное слово: книга для детей и родителей / К.Д. Ушинский. – Новосибирск: Детская литература, 1999. 6. Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1996. 7. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1996. 8. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский. – Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948. 9. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1996. 10. Ушинский К.Д. Материалы к третьему тому педагогической антропологии / К.Д. Ушинский. – Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948. 11. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1988. 12. Богуславский М. Испытание для классика. Известный и неизвестный Ушинский / М. Богуславский // Учительская газета. – №31. – 2002. 13. Замостьянов А. Время К.Д. Ушинского / А. Замостьянов, В. Чумаков // Народное образование. – №5. – 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Методика изучения и толкования географических названий Владимирской области или топонимия Владимирской области»
Реферат Метод развития мышления и познания истины 2
Реферат Правовые основы создания и деятельности Евразийского экономического сообщества, перспективы развития
Реферат Підстави виникнення зміни та припинення земельних правовідносин
Реферат «Новые технологии лечения наджелудочковых аритмий»
Реферат Evil
Реферат Политический пиар
Реферат Сравнительная характеристика переводов Сонета66 Уильяма Шекспира русскими авторами С.Маршаком
Реферат Условия формирования военно-административной системы Южного Зауралья в XVII- первой половине XIX века .
Реферат Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать»
Реферат Аннотация примерной программы учебной дисциплины «Маркетинг в инновационной сфере» Цели и задачи дисциплины
Реферат American Sign Language Essay Research Paper Emily
Реферат Кровавая свадьба
Реферат А. Н. Ильин кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии Омского государственного педагогического университета
Реферат Политология: понятие, сущность, функции