Тема: Гражданское общество и государство
Никифорова С.В., СОШ № 5, г.Пугачев
Цель:
сформировать представление учащихся о государстве как о политическом институте и причинах возникновения, структуре и признаках гражданского общества
Задачи:
Оборудование:
Тип урока
: изучение нового материала (лекция с элементами презентации и беседы)
Ход урока
План
Перед изучением новой темы повторить:
1. Признаки государства
2. Функции государства
3. Точки зрения по вопросу возникновения государства
Опираясь на схему (слайд 2) дать характеристику государства как политического института.
При рассмотрении типов государства
(слайд 3)– правовому государству дают определение ученики, социальному –учитель. Данное определение записать в тетрадь:
Социальное государство
– форма организации государственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации из талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Это государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливости, социального мира и гражданского согласия (примеры создания социальных государств могут привести ученики).
Рассматриваем схему-обобщение (слайд 4):
Государство
сфера реализации общезначимых интересов социальных групп, классов, этносов
конституция, власть. Право, принуждение
политические институты, органы власти, лидеры, элита
Структура гражданского общества
(слайды 6,7,8):
Ученики в качестве примера могут назвать партии, которые они знают, а также средства массовой информации и спортивные общества, общественно-политические и научные организации
Все это обобщается в схеме(слайд9):
Гражданское общество
Сфера реализации повседневных интересов граждан
Убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи
Свободный человек с неотъемлемыми правами и неполитические организации
Признаки гражданского общества
(слайд 10)
Разобрать и объяснить каждый признак, желательно чтобы сначала это попытались сделать ученики.
Функции гражданского общества
(слайд 11)
Запись в тетради:
Общественные отношения
(социальные отношения
) — различные взаимодействия урегулированные социальными нормами, между двумя или более людьми, каждый из которых имеет социальную позицию, и осуществляет социальную роль. Социологи считают общественные отношения высшей формой социальных явлений по сравнению с поведением, действием, социальным поведением, социальным действием и социальным взаимодействием.
Условия возникновения и развития гражданского общества
(слайд 12)
Обсудить с классом:
- Есть ли в России гражданское общество?
- Что нужно для того, чтобы в России сформировалось гражданское общество?
Обобщив все сказанное учениками, открываем следующий слайд
Условия формирования гражданского общества в России
(слайд 13)
Обсудить:
насколько каждое из условий развито на данный момент
Форма сотрудничества государства и гражданского общества
(слайд14)- Общественная палата
В соответствии с Федеральным законом [6] она «обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».
Целями и задачами Общественной палаты является привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики; выдвижение и поддержка гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений; проведение общественной экспертизы законопроектов и проектов нормативно-правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и местного самоуправления; осуществление общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации; выработка рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации; привлечение граждан, общественных объединений и представителей СМИ к обсуждению вопросов обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации и выработке по данным вопросам рекомендаций.
Заключения Общественной палаты по результатам экспертизы законопроектов и решений органов исполнительной власти и местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления; руководители федеральных органов исполнительной власти обеспечивают участие членов Общественной палаты в работе общественных советов при федеральных органах исполнительной власти.
Казалось бы, столь серьезные задачи и правомочия Общественной палаты должны были бы вселить уверенность в том, что новый общественный орган придаст новый импульс развитию гражданского общества и повысит эффективность его взаимодействий с государством при решении общих задач. Однако создание Общественной палаты вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Определенная его часть, в том числе, экспертного сообщества, расценила его «как движение в никуда», как очередную попытку создания «видимости наличия демократических институтов в стране» .
Обсуждаем диаграмму
: Данные опросов (и особенно их динамика) подтверждают скептицизм населения в отношении нового общественного органа. По данным ВЦИОМ на январь 2006 г., 11% опрошенных прогнозировали, что через несколько лет роль Общественной палаты возрастёт; тогда как 27% полагали, что её роль будет второстепенной, и 28% – что «вообще никакой». Ещё 33% затруднялись оценить её будущее. В октябре 2005 г., когда Общественная палата ещё не была окончательно сформирована, оптимистов было больше: тогда 18% предрекали ей значительную роль, и 23% –незначительную
(О современных формах взаимодействия гражданского общества и государства
(к вопросу о развитии новых форм институционализации общественного диалога в современной Россиию. Кулинченко Александр Викторович )
Вывод(слайд 15)
Закрепление (слайд 16)
Ученики отвечают на вопросы:
Д/З . Заполнить таблицу
Общественные организации гражданского общества
Сферы общественной жизни | Примеры организаций |
Экономическая | |
Социальная | |
Культурная | |
Политическая (правозащитная) |
Законы должны быть правовыми, то есть:
Государство должно не только провозгласить приверженность принципу соблюдения и охраны прав и свобод человека, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике.
Наличие в гражданском обществе эффективно
действующих разнообразных
и многочисленных добровольных объединений
характеризует степень
его сформированности.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |