Реферат по предмету "Экономика"


Определение плановой себестоимости. Основные фонды предприятия

--PAGE_BREAK--2. Классификация затрат, образующих себестоимость продукции и методы их расчета
Основным документом, которым необходимо руководст­воваться при формировании себестоимости продукции на предприятии, является Положение о составе затрат по произ­водству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 и последующими дополнениями и изменениями.

На практике в целях анализа, учета и планирования всего многообразия затрат, входящих в себестоимость продукции, применяются две взаимодополняющие классификации: поэле­ментная и калькуляционная.

Однородные по своему экономическому содержанию за­траты называются экономическими элементами независимо от того, где они расходуются и на какие цели.

В соответствии с вышеупомянутым Положением все за­траты, образующие себестоимость продукции, группируются в связи с их экономическим содержанием по следующим элементам:

1) материальные затраты (за вычетом стоимости возврат­ных отходов);

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация основных фондов;

5) прочие затраты.

К материальным затратам относятся: сырье и основные материалы, в том числе покупные полуфабрикаты и комплек­тующие изделия; вспомогательные материалы; топливо и энергия; износ малоценных и быстроизнашивающихся пред­метов и др.

Отчисления на социальные нужды осуществляются по определенным нормативам от фонда оплаты труда: в Пенси­онный фонд — 28%; в Фонд социального страхования — 5,4%; в Фонд занятости — 1,5%, в Фонд обязательного медицинского страхования — 3,6%. Величина этих нормати­вов устанавливается в законодательном порядке и, естествен­но, может пересматриваться.

К амортизации основных фондов относятся все амортиза­ционные отчисления по основным средствам за отчетный период.

Прочие затраты — это платежи по процентам, износ нематериальных активов, командировочные расходы, пред­ставительские расходы, расходы на рекламу, расходы на под­готовку кадров и др.

Классификация затрат по экономическим элементам слу­жит для определения заданий по снижению себестоимости продукции, расчета потребностей в оборотных средствах, рас­чета сметы затрат, а также для экономического обоснования инвестиций.

Для внутрипроизводственного планирования и выявления резервов снижения себестоимости продукции необходимо знать не только общую сумму затрат каждого предприятия по тому или иному экономическому элементу, но и величину расходов в зависимости от места их возникновения. Такую возможность дает классификация затрат по калькуляционным статьям.

Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции затраты предприятия группируются по статьям калькуляции.

Основными положениями по планированию, учету и каль­кулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях установлена типовая группировка затрат по статьям калькуляции, которую можно представить в следу­ющем виде:

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производст­венного характера сторонних предприятий и организаций.

4. Топливо и энергия на технологические цели.

5. Заработная плата производственных рабочих.

6. Отчисления на социальные нужды.

7. Расходы на подготовку и освоение производства.

8. Общепроизводственные расходы.

9. Общехозяйственные расходы.

10. Потери от брака.

11. Прочие производственные расходы.

12. Коммерческие расходы.

Итог первых 11 статей образуетпроизводственную себесто­имость продукции, итог всех 12 статей —полную себестоимость продукции.

Министерства (ведомства) могут вносить изменения в при­веденную типовую номенклатуру статей затрат на производ­ство с учетом особенностей в технике, технологии и ор­ганизации производства.

В состав коммерческих расходов включают: расходы на тару и упаковку; расходы на транспортировку продукции (расходы на доставку продукции на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, на суда, автомобили и т.п.); комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым предприятиям и организациям в соответствии с договорами; затраты на рекламу, прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке).

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы от­носятся к накладным расходам. Общепроизводственные на­кладные расходы — это расходы на обслуживание и управле­ние производством.

В составобщепроизводственных накладных издержек вклю­чаются:

-          расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

-          цеховые расходы на управление.

В свою очередь, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования — это амортизация оборудования и транспорт­ных средств (внутризаводского транспорта); издержки на экс­плуатацию оборудования в виде расходов смазочных, об­тирочных, охлаждающих и других аналогичных материалов; заработная плата рабочих, обслуживающих оборудование, и отчисления на социальные нужды; расходы всех видов энергии, воды, пара, сжатого воздуха, услуг вспомогательных произ­водств; расходы на ремонт оборудования, технические осмот­ры, уход; расходы на внутризаводское перемещение матери­алов, полуфабрикатов, продукции; износ малоценных и быст­роизнашивающихся инструментов и приспособлений и другие расходы, связанные с использованием оборудования.

В цеховые, или производственные, накладные расходы на управление входят: заработная плата аппарата управления цехов с отчислениями на социальные нужды; затраты на амортизацию зданий, сооружений, инвентаря, содержание и ремонт зданий, сооружений, обеспечение нормальных условий труда и технику безопасности, на спецодежду и спецобувь; износ малоценного и быстроизнашивающегося инструмента и другие аналогичные затраты, связанные с управлением произ­водственными подразделениями.

Каждая из этих групп накладных расходов имеет свою специфику, но их объединяет то, что они планируются и учитываются по местам их возникновения, т.е. по производ­ственным подразделениям, а не по видам продукции, как это происходит с основными прямыми расходами. Обе эти груп­пы — расходы комплексные, косвенно распределяемые между отдельными видами продукции и между законченной продук­цией и незавершенным производством.

Планирование этих расходов осуществляется путем разработ­ки на соответствующие цели годовых, квартальных смет с рас­пределением на каждый месяц по каждой производственной еди­нице, цеху в отдельности. Контроль за этими затратами осущест­вляется в соответствии со сметными размерами издержек.

Общехозяйственные накладные расходы, или накладные расходы непроизводственного назначения, связаны с функцией руководства, управления, которые осуществляются в рамках предприятия, компании, фирмы в целом. В состав этих рас­ходов включается несколько групп: административно-управ­ленческие, общехозяйственные, налоги, обязательные платежи, отчисления и пр.

В их состав включают издержки на:

-          содержание работников аппарата управления предпри­ятием, заработную плату, отчисления на социальные нужды, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, затраты на командировки;

-          содержание и обслуживание технических средств управле­ния (вычислительных центров, узлов связи, средств сигнализа­ции), освещение, отопление и т.п.;

-          оплату консультационных, информационных и аудиторс­ких услуг, оплату услуг банка (в том числе проценты по кредитам банка и проценты по кредитам поставщика за приобретенные товарно-материальные ценности);

-          подготовку и переподготовку кадров, расходы по набору рабочей силы;

-          текущие затраты, связанные с содержанием фондов приро­доохранного назначения, очистных сооружений, на уничтожение экологически опасных отходов и платежи за предельно до­пустимые выбросы загрязняющих веществ в природную среду;

-          износ (амортизацию) основных средств, МБП и немате­риальных активов;

-          ремонт зданий, сооружений и инвентаря общепроизвод­ственного назначения и расходы, связанные с содержанием помещений, предоставляемых бесплатно для организации об­щественного питания;

-          платежи по обязательному страхованию имущества пред­приятия и отдельных категорий работников, налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком.

Планирование этих расходов осуществляется по смете по статьям и группам расходов. Учет организуется в ведомости в целом по предприятию и в группировке по статьям сметы, что позволяет осуществлять текущий контроль за ее исполнением.

Смысл и содержание остальных статей вытекают из их названия.

Кроме поэлементной и постатейной классификации затра­ты классифицируются и по другим признакам (табл. 13.1).

Основными называются затраты, непосредственно связан­ные с технологическим процессом производства, — на сырье и основные материалы, вспомогательные и другие расходы, кроме общепроизводственных и общехозяйственных.

Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

К текущим относятся расходы, имеющие частую пери­одичность осуществления, например расход сырья и мате­риалов.

Таблица 1 Классификация затрат на производство продукции

№ п/п

Признак классификации

Подразделение затрат

1

По экономической роли в про­цессе производства

Основные и накладные

2

По составу (однородности)

Одноэлементные и комплексные

3

По способу включения в себе­стоимость продукции

Прямые и косвенные

4

По отношению к объему про­изводства

Условно-переменные и условно-постоянные

5

По периодичности возникно­вения

Текущие и единовременные

6

По участию в процессе произ­водства

Производственные и коммерческие

7

По эффективности

Производительные и непроизводительные



К единовременным (однородным) расходам относят затра­ты на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции, расходы, связанные с пуском новых производств, и др.

Производительными считаются затраты на производство продукции установленного качества при рациональной тех­нологии и организации производства.

Непроизводительные расходы являются следствием недо­статков в технологии и организации производства (потери от простоев, брак продукции, оплата сверхурочных и др.). Произ­водительные расходы планируются, а непроизводительные, как правило, не планируются.

Важное значение для анализа и управления издержками производства на предприятии с целью их снижения имеет классификация затрат на условно-постоянные и условно-пере­менные.

Условно-постоянные затраты — затраты, которые не изме­няются или изменяются незначительно в зависимости от изменения объема производства. К ним относятся: амортиза­ция зданий и сооружений, расходы на управление производ­ством и предприятием в целом, арендная плата и др.

Условно-переменные затраты — затраты, которые изменя­ются прямо пропорционально изменению объема производст­ва. К ним относятся: сдельная заработная плата рабочих, расходы на сырье, материалы, комплектующие изделия, тех­нологическое топливо и энергию и др.

С увеличением объема производства и реализации продук­ции себестоимость единицы продукции снижается за счет сниже­ния условно-постоянных расходов на единицу продукции.

В России сегодня используется несколько методов учета затрат и расчета себестоимости, среди которых самые распространенные:

-          попередельный;

-          позаказный;

-          попроцессный (простой);

-          нормативный.

Попередельный метод

Метод используется в массовых производствах с последовательной переработкой сырья и материалов (нефтепереработка, металлургия, химическая, текстильная промышленность и др.), которая осуществляется в несколько законченных стадий (фаз, переделов). Применяется в том случае, если после окончания каждой из них получается не продукт, а полуфабрикат. Он может быть использован как в собственном производстве, так и реализован на сторону.

Суть метода заключается в том, что прямые издержки производства формируются (отражаются в учете) не по видам продукции, а по переделам. Отдельно исчисляется себестоимость продукции каждого передела (даже если речь идет о выпуске нескольких видов). Косвенные расходы распределяются пропорционально установленным базам.

Попередельный метод учета затрат и расчета себестоимости продукции может быть:

бесполуфабрикатным – при передаче детали между переделами передается только количество, без себестоимости;

полуфабрикатным – себестоимость рассчитывается по каждой стадии производства изделия.

Позаказный метод

Этот метод используется в индивидуальном и мелкосерийном производстве отдельных партий сложных изделий (судостроение, машиностроение) или когда продукция изготовляется в соответствии с техническими условиями заказчика. Объектом учета является отдельный производственный заказ.

Суть этого метода в том, что прямые основные издержки производства учитываются в разрезе калькуляционных статей по производственным заказам. Остальные издержки учитываются по местам возникновения и включаются в себестоимость заказов путем распределения. До выполнения заказа все производственные расходы, которые к нему относятся, считаются незавершенным производством.

По окончании работ определяется индивидуальная себестоимость единицы продукции (заказа).

Попроцессный метод

Метод используется в отраслях с ограниченной номенклатурой продукции и там, где незавершенное производство отсутствует или незначительно (в добывающей промышленности, на электростанциях и т. п.).

Прямые и косвенные издержки учитываются по калькуляционным статьям затрат на весь выпуск готовой продукции. Средняя себестоимость единицы продукции определяется делением суммы всех издержек за отчетный период на количество выпущенной в периоде готовой продукции.

К плюсам данной системы относится то, что она требует меньшего числа хозяйственных операций. Однако точность полученной себестоимости отдельного изделия невысока.

Нормативный метод

Этот метод используется в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции (машиностроение, металлообработка, швейное, обувное, мебельное производство и другие).

Норма – это минимальные затраты, необходимые для производства продукции заданного качества. Это научно обоснованный показатель, выражающий меру затрат труда, времени, материальных и финансовых ресурсов, необходимых для производства того или иного изделия.

Норматив – норма, характеризующая расчетную потребность в натуральной или стоимостной форме, выраженная в абсолютных или относительных показателях.

Норматив товарных запасов – оптимальный размер товарных запасов, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат.

Нормативная калькуляция – величина затрат, которую предприятие израсходует на единицу выпускаемой продукции с учетом норм и нормативов в постатейном разрезе.

Сущность метода заключается в следующем:

Отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями.

Обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования; учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции.

Отклонения определяются методом документирования или при помощи инвентаризации.

Фактическая себестоимость рассчитывается одним из способов:

-          если объектом учета являются отдельные виды продукции, то отклонения от норм и их изменения относят на эти виды продукции прямым путем. Фактическую себестоимость определяют по формуле: Затраты фактические = Затраты нормативные + Величина отклонений от норм + Величина изменений норм;

-          если объект учета – группы однородных видов продукции, то фактическая себестоимость каждого вида получается путем распределения отклонений от норм и их изменений пропорционально нормативам затрат на производство каждого вида продукции.

Виды отклонений:

-          отклонение затрат основных материалов;

-          отклонение прямых трудовых затрат;

-          отклонение общепроизводственных расходов.

Каждое из отклонений может быть вызвано изменением запланированных цены и объема расхода ресурса.
    продолжение
--PAGE_BREAK--3. Калькулирование себестоимости продукции
Различают плановую (сметную), нормативную и фактическую (отчетную) калькуляцию.

Плановая калькуляция определяет среднюю себестоимость продукции или выполненных работ. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода. Например, в строительстве плановая калькуляция—плановая себестоимость 1 куб. м здания (или плановая себестоимость всех работ на объекте) — рассчитывается как разность между сметной себестоимостью объекта и величиной затрат по мероприятиям, повышающим организационно-технический уровень строительного производства по возведению конкретного объекта в расчете на 1 куб. м здания.

Калькуляция плановой себестоимости определяет уровень затрат на производство и реализацию единицы   продукции,   который должен быть достигнут в планируемом  периоде  (год,   квартал, месяц). Она строится на основе прогрессивных норм использования оборудования, сырья, материалов, топлива, энергии и затрат труда,   отражающих   внедрение новых   технологий,    улучшение организации производства и труда. Плановая калькуляция служит основой при определении цен на выпускаемую предприятием продукцию.

Разновидностью плановых являются счетные калькуляции, которые составляют на разовое изделие или работу для определения цены, расчетов с заказчиками и других целей.

Нормативная калькуляция составляется на основе действующих на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат). Текущие нормы затрат соответствуют производственным возможностям предприятия на данном этапе его работы. Текущие нормы затрат в начале года, как правило, выше средних норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года – наоборот ниже. Отсюда и нормативная себестоимость продукции в начале года, как правило, выше плановой, а в конце года – ниже.

При нормативном методе учета создается система технически обоснованных норм и нормативов, предварительно  разрабатываются   нормативные  калькуляции изделий и их составных частей, выявляются и учитываются отклонения  от норм и нормативов затрат, учитываются изменения норм.

Применение нормативного метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции требует разработки нормативных калькуляций на основе норм основных затрат, действующих на начало месяца, и квартальных смет расходов по обслуживанию производства и управлению.

Аналитический учет затрат на производство продукции осуществляют в карточках или особого рода оборотных ведомостях, составляемых по отдельным видам или группам продукции.

Нормативный метод учета обеспечивает оперативность и возможность предварительного контроля производственных затрат и фактически удовлетворяет все требования и управленческого учета, что говорит о назначении учетной информации и её важности.

Преимущество нормативного метода в том, что он без сложных выборок, дополнительных  сводок и промежуточных документов предоставляет все необходимые сведения, вытекающие из самой системы учета, концентрируя внимание на отрицательных моментах. Имея развернутую информацию об отклонениях от норм по причинам и виновникам, можно контролировать работу любого  производственного подразделения. Проводимый на этой основе ретроспективный и оперативный  экономический анализ позволяет обнаружить недостатки в организации производства, снабжении, нормировании, использовании материальных и трудовых ресурсов, выявить имеющиеся внутренние резервы. Данные нормативного учета облегчают работу, связанную с подготовкой производства, оперативным планированием и организацией производства.

Только нормативный метод учета затрат на производство дает возможность систематически в ходе производства контролировать затраты, влияющие на себестоимость продукции. Нормативный метод обеспечивает оперативность в принятии решений, направленных на улучшение экономических показателей. Единство системы оперативного производственного планирования и регулирования с нормативным методом  дает  максимальный эффект в снижении себестоимости  продукции, обеспечении бесперебойности и ритмичности производства.

При нормативном методе имеется больше возможностей получать сведения, необходимые для выявления результатов деятельности цехов, участков, бригад: определения конкретного вклада каждого подразделения в общие результаты работы предприятия и сбережение производственных  ресурсов.

При этом методе нет надобности в организации дополнительного учета показателей, в частности производственных затрат, экономии материальных ресурсов, использования труда рабочих. При нормативном методе снижается трудоемкость проведения инвентаризации остатков незавершенного производства, достигается большая взаимосвязь бухгалтерского учета с планированием и оперативным учетом, обеспечивается координация работы бухгалтерии и других экономических и технических служб, значительно повышается роль бухгалтерского учета в экономической работе, а значит, и авторитет бухгалтерии.

Использование этого метода позволяет организовать управление затратами  по отклонениям. Оперативная информация об отклонениях раскрывает огромные возможности и преимущества управлению. Она автоматически, без особого поиска и анализа фиксирует внимание управляющего органа на негативных явлениях и тем самым сигнализирует о  необходимости выявления их причин и принятия соответствующих управленческих решений по их устранению, своевременной корректировке процесса производства непосредственно в ходе его осуществления, позволяет принять своевременные меры по уточнению материального обеспечения, устранению возникающих диспропорций и т.п.

В настоящее время внедрение нормативного метода является актуальной задачей, так как на многих предприятиях можно обнаружить недостатки в использовании материальных и трудовых ресурсов, в организации производства, снабжении, нормировании и выявить имеющиеся внутренние резервы. Выявляя отклонения, их причины и виновников, заостряется внимание, где возникли неполадки и сколько можно потерять в каждом конкретном случае, а самое главное, что можно сделать, чтобы таких потерь не было. Поэтому только нормативный метод учета затрат на производство дает возможность в ходе производства контролировать затраты, влияющие на себестоимость продукции и принимать соответствующие решения.

Фактическая (отчетная) калькуляция составляется по данным бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции и отражает фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ. Она одновременно характеризует уровень отклонения себестоимости, установленной нормативной и плановой калькуляцией.

Фактическая калькуляция составляется по окончании отчетного периода на основании фактических затрат на производство и количества произведенной продукции с целью определения фактической себестоимости и ее сопоставления с предполагаемой (плановой) и выявления экономии или перерасхода. Используется как для осуществления контроля за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, так и для изучения динамики и структуры производства, изыскания резервов их сокращения.

Фактическая себестоимость продукции определяется алгебраическим сложением суммы затрат по текущим нормам, величины отклонений от норм и величины изменений норм:

Зф=Зн+О+И,                                 (1.1.)

Где:   Зф- затраты фактические;

Зн— затраты нормативные;

О— величина отклонений от норм;

И— величина изменений норм.

При этом фактическую себестоимость изделия можно установить двумя способами. Если объектом учета производственных расходов являются отдельные виды продукции, то и отклонения от норм, а также их изменения можно отнести на эти виды продукции прямым путём. Фактическую себестоимость этих видов продукции определяют способом прямого расчёта по приведенной формуле.

Отклонения фактических затрат от установленных норм по отдельным расходам определяют методом документирования или инвентарным методом.

Текущий учет затрат по нормам и отклонений от них ведут, как правило, только по прямым расходам (сырье и материалы, заработная плата). Отклонения по косвенным расходам распределяют между видами продукции по истечении месяца.

Для расчета фактической себестоимости единицы продукции необходимо рассчитать индексы отклонений от норм и изменений норм.

Индекс экономии(%)=(Сумма отклонений от норм или сумма изменений норм)/ (Нормативная себестоимость выпуска)* 100% . 

Для каждого объекта калькуляции необходимо правильно выбрать калькуляционную единицу, в качестве которой применяют в основном натуральные (тонны, метры и др.) и условно — натуральные единицы, исчисленные с помощью коэффициентов (тысяча условных банок консервов и др.). Калькуляционные единицы могут не совпадать с учетной натуральной единицей. В перерабатывающих организациях, например, учетной единицей является 1 кг продукции, а калькуляционной единицей — 1 т или 1 ц. Применение укрупненных калькуляционных единиц упрощает составление плановых и отчетных калькуляций



    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Urban Villagers By Herbert J Gans Essay
Реферат Творчество О.Генри
Реферат Коллизионные Вопросы в Праве Собственности
Реферат Расчет АТП на 200 автомобилей
Реферат Анализ электрического состояния однофазных и трехфазных цепей
Реферат Облік і аудит основних засобів на вагонній дільниці станції 2
Реферат Odysseus Defines An Epic Hero Essay Research
Реферат Разработка и исследование принципов и методики построения информационно-телекоммуникационных
Реферат Правление дома Медичи во Флоренции в XV веке по Историям Флоренции Франческо Гвиччардини и Никколо Макиавелли
Реферат А.П.Чехов: "Ионыч"
Реферат Либерализация экономики Республики Беларусь и влияние на реальное привлечение иностранных инвесторов
Реферат Агора agora историческая драма Испания/Мальта, 2009 Мир изменился навсегда
Реферат Реалистическое изображение Горьким дна общества (по пьесе "На дне")
Реферат Fools Crow Essay Research Paper In the
Реферат The American Experience In Essay Research Paper