Реферат по предмету "Культура и искусство"


Народное творчество Чувашии

Народное творчество Чувашии

Oсобенности народного творчества чувашей, его ярко
выраженный синкретический характер складывались в процессе длительного и
сравнительно интенсивного межэтнического культурного и историко-генетического
взаимодействия с другими народами на протяжении многих столетий.

Основу народного искусства чувашей составляли резьба
по дереву, керамика, плетение, вышивка, узорное ткачество, шитье бисером и
монетами, достигшие даже при отсутствии промысловых центров высокого уровня
развития. Ювелирное искусство — чеканка, инкрустация и т.п. — было развито
слабее.

У чувашей-язычников определенное развитие получило
самобытное искусство скульптуры, которое проявилось главным образом в сооружении
каменных и деревянных намогильных памятников — юна.
Национальная вышивка.

Самым массовым видом творчества была вышивка (тёрё):
ею занималась буквально каждая чувашская женщина, девушка. Вышивкой украшаются
у чувашей верхние мужские и женские рубашки, платки, фартуки и т. п,
Характерные черты чувашского орнамента — сочетание приглушенных, в основном
красного, с вкраплением золотистого, зеленого и синего цветов с тонким чувством
ритма. Композиция чувашской вышивки, мотивы и техника исполнения, имея единую
этническую основу, варьируются у разных этнографических групп. В прошлом при
вышивании применялось более 30 швов.

Для верховых чувашей, имеющих более выраженную
генетическую связь с финно-уграми, характерны строгая гамма цветов (зеленый,
оранжевый, черный; на головных уборах (хушпу и тухья) — розовый, голубой и
лиловый), геометрический орнамент из ромбических фигур, применение мелких швов.


Рубахи чувашей анат енчи (среднени-зовых) украшались
вышивкой по швам и разрезам, по краям подола и рукавов. Орнамент —
геометрический, ведущий тон цвета — приглушенно-красный, мареновый в сочетании
с зеленым и оранжевым (позже — синим и коричневым).

Вышивка чувашей анатри (низовых) отличалась крупными и
яркими поли-хромными узорами. Если у верховых чувашей геометрический орнамент
небольшой и простой, то у анатри и анат енчи — рисунок крупнее, чаще сочетается
с растительными стилизованными узорами.

С XIX в., с появлением в чувашских деревнях фабричных
тканей, начинает применяться аппликация для декоративного оформления костюмов.
Чуваши выделялись мастерством художественного тканья поясов с геометрическим
орнаментом, тесьмы, витьем шнуров. Особенно искусно украшали они бисером,
монетами, мелкими раковинами-ужовками (каури) головные уборы XIX в. —хушпу и
тухью.
Музыка.

Традиционная музыкальная культура чувашей сложилась в
результате взаимо-действия тюркского, древнеиранского и финно-угорского
компонентов. Исполнение большинства песен сопровождалось игрой на разнообразных
музыкальных инструментах: пузырь (шапар), волынка (сарнай), варган (купас),
свирель и дудка (шахличё), скрипка (сёрме купас), гудок (род скрипки с тремя
струнами), гусли (кёсле) и др. Ладовая основа чувашской музыки —
пентатоническая.Вокал — в основном одноголосный и редко двухголосный.

В отличие от многих соседних народов, у чувашей
большое распространение получило коллективное (хоровое) пение.

Танцы у чувашей не отличались, большим разнообразием.
Движения девушек (женщин) в танце плавные, пластичные, а мужчин —
темпераментные, с подпрыги-ваниями, приседаниями.

В начале XX в. в чувашских селах появляются гармонь,
балалайка, нередко и гитара. Под влиянием городской культуры возникает новый
молодежный стиль музыкального фольклора (девичьи любовные песни, частушки,
плясовые напевы и др.), получают распространение русские пляски (барыня,
камаринская и др.).
Резьба по дереву.

Резьбой по дереву чуваши обильно украшали домашнюю
утварь (чашки, ковши для пива, солонки, кадушки для хранения белья, деревянные
емкости для продуктов и т.д.), мебель, столбы для ворот, дома, колодцы, другие
хозяйственные постройки, Орнамент резьбы в основном был геометрическим и
включал отдельные линии, которые составляли различного типа четырехугольники.
Встречались розетки, концентрические круги, Так называемые «русские» ворота,
появившиеся у чувашей с конца ХIX в., украшались рельефной резьбой, идущими из
глубины веков болгарскими солярным кругом и «веревочкой». Распространены были у
чувашей, в основном уже под влиянием русских, глухая барельефная резьба с
растительным орнаментом, а также пропильная резьба.
Фольклор.

Чувашское устное народное творчество имело развитые
виды и формы. Оно было тесно связано с сельскохозяйственным трудом и различного
рода обрядами.

Фольклор чувашей основывается на песне. Молодежью
исполнялись песни во время улах (посиделок) и уяв, вайа (вечерних хороводов),
сере яни (гаданий на кольцах), саварни чупни (масленичных катаний), Пели
свадебные, трудовые, лирические, рекрутские, а также исторические песни.
Бытовали у чувашей и ритуальные песни, Пели во время проведения обрядов кёр
сари или аван сари (осенние жертвоприношения в честь нового урожая) и т. д,
Глубоко печальны были песни-причеты похоронно-поминального цикла.

До христианизации застольные песни чувашей имели
сугубо обрядовую окраску. Они были полны духа уважения к обычаям, труду,
родственным связям. Со временем застольные песни превратились в гостевые.
Спецификой поэтики является образный параллелизм: первая половина песенной
строфы содержит описание какого-либо природного явления, а вторая, основная, дает
сходную с ним картину переживаний человека.

Среди многочисленных чувашских сказок (юмах)
преобладают волшебные. Наиболее распространенные сюжеты их — поиски
крестьянским сыном, по завету отца, страны счастья, борьба за возвращение
украденного счастья, месть злым силам за поруганную честь родных и народа.
Широко представлены сказки о животных, бытовые, новеллистические и т.п. Особый
жанр народного творчества представляли заговоры и заклинания, связанные с
языческим культом, Выражением народной мудрости являлись пословицы, поговорки,
загадки. В чувашском фольклоре имеется слой исторических преданий и легенд
(халап-сем) о жизни и героических деяниях древних предков, о болгарской эпохе,
об иге монголо-татар и казанских феодалов, о Е. Пугачеве и др. Особенно
популярны сказания об Улыпе — чувашском мифическом добром герое-великане.
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.chuvsu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Фосфати Фосфатні добрива
Реферат Основные формы половой жизни человека
Реферат Учредительное собрание Проблемы современного переосмысления
Реферат Европейский опыт и российская специфика федерализма
Реферат Профессиональное самоопределение старшеклассников как аспект деятельности социального педагога общеобразовательного учреждения
Реферат «Теория рисков: управление и способы минимизации»
Реферат Алгоритмы преобразования ключей
Реферат Социальная статистика 3
Реферат Наркомания как форма зависимого поведения
Реферат Эренбург ИГ
Реферат Великий художник тюркского мира К. Бехзад
Реферат Swarovski Kristallwelten «Хрустальные миры Сваровски»
Реферат Учет готовой продукции и ее реализации на примере ООО ТЕМП
Реферат Інвестиційна діяльність в ринковій економіці
Реферат Психологічна самореалізація молодшого школяра засобами мистецтва