Реферат по предмету "Разное"


«Теория рисков: управление и способы минимизации»

Федеральное агентство по образованию Байкальский государственный университет экономики и права Факультет экономики и менеджмента в сфере услуг Кафедра экономической теорииКурсовая работа по дисциплине Экономическая теория: «Теория рисков: управление и способы минимизации».Выполнил студент___________ Проверил профессор___________Иркутск, 2009 Содержание. Поведение потребителя в условиях неопределенности и риска 5Значение неопределенности и риска в современной экономике 7Идентификация риска предприятия 9Методики по определению экономического риска 17Управление рисками 18Способы минимизации рисков 27Россия в современном мире 34Заключение 38Список использованной литературы 40 Введение Законодательно установлено, что предпринимательская деятельность является рисковой, то есть действия участников предпринимательства в условиях сложившихся рыночных отношений, конкуренции, функционирования всей системы экономических законов не могут быть с полной определенностью рассчитаны и осуществлены. Многие решения в предпринимательской деятельности приходиться принимать в условиях неопределенности, когда необходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов, осуществление которых сложно предсказать. Поэтому в условиях рынка важную роль в экономической деятельности любого хозяйствующего субъекта играют неопределенность и риск. В условиях нестабильной внешней среды хозяйствующий субъект стремится избежать выявленного риска, что в итоге может привести к ситуации неопределенности. В свою очередь функционирование бизнеса в условиях неопределенности часто приводит предприятие к гибели. С другой стороны необходимо помнить, что в бизнесе полностью избежать экономического риска невозможно. Риск можно либо изменить, переходя от одного его вида к другому, либо уменьшить его уровень, либо перейти в условия неопределенности. Не контролируемое или не обоснованное уменьшение степени индивидуального риска одного вида может привести к внезапному одновременному увеличению степени другого вида коллективного риска, что может оказаться причиной наступления кризиса на всем предприятии. Выход из данной ситуации существует – это управление риском, которое помогает предприятию не только эффективно продолжать функционировать, но и приносить дополнительный эффект даже в условиях высокого уровня риска. Каждый хозяйствующий субъект выбирает свой уникальный путь для эффективного функционирования в условиях риска. Это может быть сравнительно не дорогостоящая политика использования стандартных приемов или политика дорогостоящей постоянной разработки новых методов управления риском. К настоящему времени, теория и практика управления риском наработала существенный багаж стандартных методов, приемов и механизмов управления риском. Поэтому часто не целесообразно разрабатывать и испытывать новые методы и приемы управления риском, так как временные и финансовые ресурсы предприятия на разработку ограничены, а эффективность их использования еще находится под вопросом. В любом случае и использование стандартных и новых уникальных методов управления риском требует от менеджера по риску базовых знаний постепенно формирующейся теории рисков. Сегодня для устойчивой работы предприятия не только менеджер по риску, но и любой квалифицированный специалист, менеджер, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо знать, понимать и учитывать как общие закономерности и тенденции развития экономики, так влияние неопределенности и риска на конечные и промежуточные результаты деятельности хозяйствующего субъекта.^ Поведение потребителя в условиях неопределенности и риска Целый ряд товаров принадлежит к категории товаров длительного пользования. Это автомобили, бытовая электротехника, мебель. Эти товары приносят пользу своим владельцам на протяжении многих лет. Однако чем дольше они служат, тем труднее бывает предвидеть и оценить все издержки, связанные с их эксплуатацией. Так, стиральная машина может вас разочаровать, потому что сильно шумит, рвет белье, не отстирывает воротнички у сорочек. Она вообще может сломаться и потребовать ремонта. Приобретая товар длительного пользования, потребитель принимает рыночные решения в условиях неопределенности. Аналогично он действует и при покупке финансовых активов, например, акций: никогда нельзя сказать заранее, будет ли их курс расти или падать. Своего рода это азартная игра, при которой шансы на выигрыш/проигрыш не известны. Именно такая ситуация характеризуется как неопределенность. В противоположность неопределенности ситуация, при которой вероятность совершения какого-либо события известна, называется риском. Шансы (например, на выигрыш) считаются благоприятными, если в среднем игрок выигрывает. Шансы расцениваются как равные, или нейтральные, если игрок не выигрывает и не проигрывает. Наконец, шансы неблагоприятны, если в среднем ведут к проигрышу. Исследователи полагают, что всех людей можно разделить на три группы в зависимости от их поведения в ситуации риска: любители риска, противники риска и нейтралы. Любители риска продолжают игру даже при неблагоприятных шансах. Нейтралы вступают в игру при благоприятных шансах и не вступают при неблагоприятных. Если шансы равные, нейтралы не высказывают предпочтения ни принятию риска, ни отказу от него. Противники риска скорее всего не будут рисковать вообще, даже если их шансы на выигрыш благоприятны. Ученые утверждают, что большинство людей принадлежит к категории противников риска. Людям свойственно стремление избегать неизвестности, неопределенности, опасности и пр. для объяснения такого поведения, в частности, используется теория предельной полезности. Логика рассуждений здесь такова: если некто имеет возможность выиграть 100 руб., но одновременно есть вероятность и проиграть 100 руб., то предельная (дополнительная) полезность выигрыша будет меньше, чем предельная (утраченная) полезность от проигрыша. Чем меньше общая сумма денег, которой человек располагает, тем больше для него значит каждый рубль, каждые 100 руб. и т.д. Таким образом, поведение противников риска согласуется с принципом убывания предельной полезности. Уклонение от риска является рациональным поведением, максимизирующим совокупную полезность.^ Значение неопределенности и риска в современной экономике Категория «неопределенность» играет огромную роль в окружающем нас мире вообще, и в экономических отношениях в частности. Будучи неотъемлемой составной частью условий хозяйственной деятельности, неопределенность лежит в основе массы сложных и важных экономических явлений, взаимодействие с которыми вызывает соответствующее поведение как отдельных экономических агентов, так и общество в целом. Свою концентрированную сущность неопределенность проявляет в риске. Неопределенность и риск несут противоречие между мнимым и действительным, и в этом смысле являются источником развития. Именно поэтому бизнес невозможен без риска. Увеличение риска – это по сути дела оборотная сторона свободы предпринимательства, своеобразная плата за нее. По мере развития рыночных отношений в нашей стране будет усиливаться конкуренция. Чтобы выжить в этих условиях, нужно решаться на внедрение различных новшеств и смелые, нетривиальные действия, а это усиливает риск. Попытки адаптации экономических агентов в ситуациях с неопределенностью, движения их к равновесным состояниям, влекут осознанное или неосознанное управление риском. В рыночной среде сама жизнь, процессы производства, распределения, обмена, потребления продукции учат правилам поведения при наличии риска, поощряют за их использование и сурово наказывают за их игнорирование. Теория экономического риска лишь частично сложилась в странах со сформировавшейся рыночной экономикой. Но имеются отдельные виды предпринимательской деятельности, в которых риск поддается расчету, оценке и где методы диагностики риска отработаны теоретически и практически. Наиболее развита наука об экономическом риске в области страхования, финансов, рынка ценных бумаг. Исследованиям фондового рынка обязано появление портфельного подхода – теории, позволяющей органично связать проблемы управления риском в динамичное единое целое. Наиболее известны следующие зарубежные исследователи проблемы риска: Баззел Р., Лифсон М., Лоуренс В., Чаррет Р. Рыночный способ координации экономической деятельности основан на добровольном сотрудничестве и личной свободе субъектов этой деятельности. Этим же обусловлена неопределенность рыночной конъюнктуры, кажущаяся стихийность рыночных сделок и связанный с ними риск производства и реализации товаров на рынке. Поэтому в странах с развитыми экономическими отношениями экономический риск считают нежелательным, но неизбежным. Риск является одним из неотъемлемых элементов любой сферы человеческой деятельности, а каждая единица бизнеса подвержена множеству рисков природного, экономического, социального и политического характера. Вот почему управление фирмой включает в себя в числе прочего выработку определенной стратегии и тактики управления рисками. Экономические риски возникают в результате действия многочисленных факторов. Они могут быть заложены в организации деятельности или в стратегии фирмы, или выступать результатом какого-либо действия. Риски могут быть следствием внутренних для фирмы решений, воздействия окружающей среды бизнеса – действия конкурентов, поставщиков, правительственных решений, мнения общественности, изменения конъюнктуры или моды, а также отсутствия полноценной объективной информации. Так, Национальная ассоциация производителей США в 1998 году провела опрос среди 1000 крупнейших компаний с целью выяснения наиболее часто встречающихся в их деятельности чрезвычайных происшествий и количества раз когда компания попадала в крайне сложные положения. Среди различной информации, которую собрала ассоциация, оказалось, что в среднем около двенадцати раз в год каждая компания оказывалась в затруднительной ситуации. Экономическое и политическое развитие современного мира порождает новые виды рисков, которые довольно трудно определить, а тем более оценить и проконтролировать. Транснационализация бизнеса сопровождается созданием сложных финансовых и производственных взаимосвязей, что порождает «эффект домино», когда крах одной компании вызывает целый ряд банкротств. Особое значение в 80-е годы приобрели риски, связанные с политическими обстоятельствами, поскольку они несут с собой крупные потери для предпринимательства, прежде всего занимающегося импортом-экспортом продукции и капитала. Можно выделить три общие стратегии предпринимателя, связанных с принятием решений в условиях риска. Избежание риска. Данная стратегия приводит к стагнации и в конечном счете к ликвидации бизнеса, так как с одной стороны любая сделка связана с определенным уровнем риска, а с другой стороны – окружающая среда постоянно изменяется, а следовательно, изменяются и условия функционирования фирмы. Существует высказывание: «Кто не идет вперед, тот возвращается назад». Принятие риска. Данная стратегия приводит к постоянным колебаниям значений показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, так как в этом случае предприниматель оценивает результат по окончании сделки. Управление риском. Предполагает идентификацию, определение, оценку и разработку методов управления риском.^ Идентификация риска предприятия Идентификация риска предприятия включает в себя три последовательных этапа: определение места анализируемого риска в классификаторе рисков; выявление факторов, влияющих на изучаемый риск и выбор методики или комплекса методик по определению и оценке степени идентифицируемого риска. В ходе идентификации риска появляется ряд проблем. Во-первых, необходимо иметь точное определение понятия «риск». Во-вторых, необходимо использовать с одной стороны максимально полную, а с другой стороны простую в эксплуатации классификацию рисков. В-третьих, необходима общая классификация факторов, влияющих на риск предприятия. Последовательно решим сформулированные проблемы. Первая проблема – это определение понятия «риск». Понятие риска используется в целом ряде наук. В математике, например, определена функция риска. Исследования по анализу рисков можно найти в литературе по психологии, технике, праву, медицине и философии. То есть риск выступает предметом междисциплинарных исследований. Одним из первых понятие риска в качестве функциональной характеристики предпринимательства было выдвинуто в 17 веке французским экономистом шотландского происхождения Р. Кантильоном. Он рассматривал предпринимателя как фигуру, принимающую решения и удовлетворяющую свои интересы в условиях неопределенности. Представитель немецкой классической школы 19 века Й. фон Тюнен, определяя величину предпринимательского дохода, связывал его появление с предпринимательским риском. При этом исходной предпосылкой, являлась не возможность застраховать любой вид риска, связанного с бизнесом, в страховой компании, следовательно, всегда часть риска должен брать на себя предприниматель. Американский экономист Фрэнк Найт связывал появление предпринимательского дохода с конкретным видом риска, а нечеткость предшествующих исследований риска в предпринимательской функции он считал следствием отсутствия четкого понимания сущности разных видов риска, не обязательно относимых к предпринимателю. Ф. Найт считал, что риск представляет собой объективную вероятность того или иного события, и может быть выражен количественно, в частности, в виде математического вероятностного распределения доходов. В то же время существует неопределенность, означающая, что ожидаемый доход в принципе может быть получен, однако вероятность такого события нельзя измерить или просчитать. К таким ситуациям Ф. Найт относил невозможность предсказать поведение или направленность потребительского спроса. В целом источников неопределенности выделялось несколько, но, прежде всего – это неполнота, недостаточность знаний об экономической сфере, окружающем мире. С подобного рода неопределенностью человек столкнулся очень давно, когда стал принимать осмысленные решения. Неосведомленность о законах природы мешала производственной деятельности, не позволяла эффективно вести хозяйство. Другой источник неопределенности – это случайность, то, что в сходных условиях происходит неодинаково, что заранее нельзя предугадать, а, следовательно, спланировать каждый случай невозможно. Выход оборудования из строя и внезапное изменение спроса на продукцию, неожиданный срыв поставки сырья – все это проявление случайности. Риск, измеренный вероятностным распределением, следует относить к категории страхуемых заранее. Именно риск как таковой учитывается в первоначальных инвестиционных решениях и превращается в «постоянные издержки» в виде страховки. В таком качестве риск не может являться фактором неопределенности для предпринимателя и, соответственно, служить причиной получения прибыли или потерь. Исследования Ф. Найта природы предпринимательского дохода легли в основу современных точек зрения на риск и неопределенность. В современной экономической литературе также существует большое разнообразие определений термина «риск». Каждый из авторов смотрит на данный термин со своей позиции, вкладывает в него свой смысл, и, следовательно, по-разному подходит к определению и оценке степени риска. Наиболее часто встречающиеся в литературе и широко используемые на практике определения экономической категории «риск»: Риск – это вероятность убытка. Риск – это величина возможного убытка. Риск – это функция, являющаяся, в основном, результатом вероятности и величины убытков. Риск – это полувариация распределения всех исходов, взятая лишь для негативных последствий и по отношению к некоторой установленной базовой величине. Риск – это взвешенная линейная комбинация вариации и ожидаемой величины (математического ожидания) распределения всех возможных исходов. Риск – это отклонение фактически установленных данных от типичного, устойчивого, среднего уровня или альтернативного значения оцениваемого признака. Риск – это степень неопределенности результата. Риск – это экономическая категория, отражающая вероятность получения убытков или чистой прибыли в результате выбора в ситуации с несколькими альтернативами. Риск – это риск не достижения целей, которые инвестор желает достичь при инвестировании в ценные бумаги. Риск – это объективная экономическая категория, отражающая степень успеха (неуспеха) предпринимательской фирмы в достижении своих целей при выборе решения из числа альтернативных. Риск – это вероятностная категория, и в этом смысле наиболее обоснованно с научных позиций характеризовать и измерять его как вероятность определенного уровня потерь. Риск – это степень несоответствия возможных положительных и отрицательных результатов различных исходов при выборе решения из числа альтернативных. Риск – это действие на удачу, в надежде на счастливый исход; угроза полной или частичной потери ресурсов или дохода. Риск – это неопределенность будущих результатов, возможность потерь или опасность наступления других нежелательных обстоятельств. Выделяются валютный, финансовый, инвестиционный, кредитный и другие виды риска. - коммерческий – риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, закупленных предпринимателем. - производственный – риск, связанный с производством и реализацией продукции и услуг. Под «риском» принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучение доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности. Риск можно определить как возможность того, что реальный будущий доход (ожидаемая эффективность) будет отличаться от прогнозируемого в настоящее время или изначально предполагаемого инвестором. Финансовая операция (сделка) называется рискованной, если ее эффективность недетерминирована, то есть не полностью известна в момент заключения сделки. Риск – это неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий. Этим перечень понятий экономического термина «риск» не ограничивается. Анализ рассмотренных подходов к определению экономической категории «риск» позволяет выделить наиболее существенные их недостатки. Многие авторы отождествляют понятия «риск» и «неопределенность». На самом деле риск можно трактовать как ситуацию, в которой люди не знают того, что случится, но представляют вероятность каждого из возможных исходов. А неопределенность – это недостаток информации о вероятных будущих событиях. В отличии от неопределенности, риск является измеримой величиной. Абсолютная величина возможного убытка не может дать ни простую, ни сложную оценку степени риска, так как потеря одной и той же суммы для разных предприятий в различных ситуациях по-своему отразится на их деятельности. Многие определения не затрагивают подхода к расчету и оценке риска, хотя в случае количественного или качественного определения степени риска нам необходимо будет сравнить его значение с какой-либо базовой величиной. В некоторых определениях экономическое понятие «риск» рассматривается односторонне, только как «негативные последствия» или «убыток». Хотя недополучение запланированной (расчетной) прибыли или получение сверхприбыли тоже необходимо отнести к риску. Это объясняется тем, что любое отклонение фактической величины от расчетной показывает, что при прогнозировании не был учтен какой-то фактор, который в данном случае предоставил возможность получить дополнительную прибыль, а в другой ситуации может повлечь за собой катастрофические убытки. Поэтому определение риска должно учитывать все возможные последствия, а не только негативные. В некоторых определениях не предусматривается возможность оценки степени риска до начала или в процессе сделки, так как оценивать рискованность сделки после того как получен результат имеет смысл только для создания статистической базы «проб и ошибок» потому, что в это время экономический субъект уже получил определенный результат от данной сделки. Некоторые авторы предлагают определения частного (предпринимательского, финансового), а не общего понятия «риск». Полное определение экономического понятия «риск», должно отвечать на три вопроса. Во-первых – что такое риск в экономическом понимании этого слова, во-вторых – как определить риск и, в-третьих – как оценить полученный результат. Учитывая изложенное выше можно предложить следующее наиболее полное и общее определение понятия экономического риска. Экономический риск – это объективное экономическое понятие, отражающее вероятность изменения внутренних и внешних факторов, влияющих на экономический субъект в процессе его хозяйствования, и определяемое как вариация распределения вероятностей всех возможных отклонений анализируемых данных от некоторых принятых значений. В качестве последних может выступать типичный, средний уровень значений, анализируемых данных или альтернативное значение оцениваемого признака. К числу анализируемых данных можно отнести фактически полученные или прогнозируемые значения показателей, необходимые для определения степени данного риска. Вторая проблема, появляющаяся при идентификации риска – классификация рисков предприятия. В экономической литературе можно найти большое количество разнообразных вариантов классификации рисков. Анализируя классификации можно сделать ряд выводов. Количество видов рисков тем больше, чем сложнее у рассматриваемого предприятия организационная структура, больше различных связей с управляемой внешней средой (поставщиками, потребителями, инвесторами), хуже состояние неуправляемой внешней среды (социально-политическая ситуация, налоговая политика, состояние рынка труда). Наиболее полные классификации являются довольно сложными и неудобными при использовании. Под одним и тем же названием риска могут подразумеваться разные его виды. Так, например, предпринимательский риск (входящий в инвестиционный риск) – это риск, связанный с изменением стоимости приобретаемых ценных бумаг. Предпринимательский риск (входящий в финансовый риск) – это опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучение доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности; Риск, имеющий одно и то же название, но рассмотренный с различных ступеней иерархической лестницы классификации имеет разный смысл. Так, например, рыночный риск, то есть первого уровня – это риск, связанный с возможным колебанием рыночных процентных ставок, как собственной национальной валюты, так и зарубежных курсов валют. Рыночный риск, входящий в инвестиционный, то есть второго уровня – это риск, связанный с повышением цен на товары при операциях с производными финансовыми инструментами, в основе которых лежат товары (товарные фьючерсы). Он проявляется также в косвенных убытках в связи с увеличением инфляции (уменьшаются доходы по ценным бумагам, повышаются цены нВ товары). Рыночный спрос, входящий в инвестиционный, банковский риск, то есть третьего уровня – это риск, связанный с изменением спроса и предложения на рынке ценных бумаг. Для того, чтобы понять о каком риске идет речь, необходимо назвать всю цепочку иерархической лестницы классификации где расположен дан­ный риск или назвать риск, в который он входит как составное звено. Из вышеизложенного видно, что составить полную классификацию рис­ков очень сложно из-за их большого количества, да и нецелесообразно, потому что она будет громоздкой и неудобной в практической деятельнос­ти. Поэтому можно ограничиться простым открытым классификатором рис­ков, который позволяет определить место анализируемого риска по отно­шению к другим видам риска. Классификатор рисков Признак, лежащий в основе классификации Вид риска по степени сложности 1.1. простые1.2. составные по конечному результату 2.1. чистые2.2. спекулятивные по уровню реализации 3.1. макроэкономические риски3.2. мезоэкономические риски3.3. микроэкономические риски по сфере образования 4.1. производственный риск4.2. финансовый (кредитный) риск4.3. инвестиционный риск4.4. рыночный риск по характеру 5.1. динамический риск5.2. статический риск по охвату экономических субъектов 6.1. коллективный риск6.2. индивидуальный риск по длительности действия 7.1. краткосрочный риск7.2. долгосрочный риск по степени влияния на финансово-хозяйственное положение предприятия 8.1. безрисковый8.2. минимальный8.3. повышенный8.4. критический8.5. кризисный по возможности страхования 9.1. страхуемый9.2. нестрахуемый по природе возникновения 10.1. хозяйственный10.2. связанный с личностью предпринимателя10.3. связанный с информационным обеспечением по причине возникновения 11.1. риск банкротства11.2. риск неконкурентоспособности11.3. другие В данном классификаторе каждый риск является составным, то есть он может быть подразделен на ряд более простых рисков, которые в свою очередь могут быть составными. Для того чтобы назвать тот или иной риск, необходимо охарактеризовать его по каждому признаку классификатора рисков. Третья проблема идентификации риска – выявление факторов, влияющих на анализируемый риск. Все факторы, которые влияют на степень риска предприятия можно разделить следующим образом.Факторы Субъективные Объективные Внешние ВнутренниеОбъективные факторы — это факторы, независящие непосредственно от самой фирмы: инфляция, конкуренция, анархия, политические и экономические кризисы, экология, таможенные пошлины, наличие режима наи­большего благоприятствования. Субъективные факторы — это факторы, характеризующие непосредственно данную фирму: производственный потенциал, техническое оснащение, уровень предметной и технической специализации, организация труда, выбор типа контрактов с инвестором или заказчиком. Внешние факторы — это субъективные факторы, на которые предприятие не может оказывать прямого влияния, но изменение значения которых можно спрогнозировать или возможно косвенно влиять на их значение: уро­вень конкуренции, уровень средних цен на рынке. Внутренние факторы — это субъективные факторы, на которые предприятие может оказывать непосредственное влияние: производительность труда, себестоимость продукции, качество продукции. Для решения последней проблемы идентификации риска — выбора методики или совокупности методик по определению и оценке степени анализируемого риска необходимо придерживаться следующих трех правил. Основой выбора методики являются данные, которые получены или могут быть получены в ходе исследования данного риска, их достоверность и полнота. При использовании совокупности методик, в их состав, целесообразно включить те, которые определяют и оценивают риск с разных сторон, а не продолжают анализ предыдущих методов, так как в последнем случае вероятность получения неточных результатов увеличивается. Необходимо отобрать те методики, которые позволяют не толькоопределить, но и оценить полученный результат анализа риска.^ Методики по определению экономического риска В общем виде анализ рисков можно подразделить на два взаимодополняющих друг друга вида: качественный и количественный. Качественный анализ предполагает выявление источников и причин риска, т.е. установление потенциальных зон рис­ка, идентификацию всех возможных рис­ков, выявление возможных выгод и по­терь, которые могут наступить при реализации рискового проекта. От "непредска­зуемого", но выявленного риска можно застраховаться, а от невыявленного или проигнорированного риска застраховать­ся невозможно. Количественный анализ предполага­ет численное определение отдельных рисков и риска проекта в целом. Количе­ственная оценка вероятности наступления отдельных рисков позволяет выделить наиболее вероятные по возникновению и весомые по величине потерь риски. Ко­личественный анализ использует следующие методики расчетов: определение средних величин, дисперсии, среднеквадратического отклонения, функции плотности нормального распределения, коэффициента вариации и корреляции, максиминного критерия решения Вальда, минимаксного критерия Сэвиджа, критерия обобщенного максимина Гурвица, критерия решений Лапласа и др., а также формулы расчета финансовых показате­лей: ликвидности, доходности, точки без­убыточности, коэффициента чувствитель­ности, индекса безопасности, ковариации доходности и т.д. Для количественного определения и оценки степени риска используются различные методы и модели, которые можно сгруппировать следующим образом: статистические методы и модели; аналитические методы и модели; прочие методы и модели.^ Управление рисками В настоящее время одно из ключе­вых конкурентных преимуществ предприяти­ям независимо от их организационно-право­вой формы, формы собственности и вида деятельности дает управление рисками, обес­печивающее безопасность бизнеса. Управление риском включает: избе­жание риска (отказ от реализации проек­та, связанного с риском), снижение сте­пени риска (уменьшение вероятности и объема потерь) и принятие риска. Управле­ние рисками должно быть целенаправленным, системным, комплексным, непрерывным и базироваться на классификации рисков. Управление рисками требует знаний в области теории фирмы, страхово­го дела, анализа хозяйственной деятельности, математических методов опти­мизации экономических задач. Под термином «управление риском» понимают разработку и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовать решения в области обес­печения безопасности. Главный элемент такой деятельности — про­цесс оптимального распределения ограниченных ресурсов на ис­ключение или снижение различных видов риска в целях достижения такого уровня безопасности населения, организаций и окру­жающей среды, какой только возможен с учетом экономических и социальных факторов. Управление риском включает решение следующих основных задач: анализ риска; обоснование и принятие решений в условиях неопределенно­сти и риска; реализация мер по снижению риска (обеспечению безопасности); коммуникация риска. Управление как целенаправленное воздействие управляющей системы на управляемую проявляется в виде множества взаимо­связанных процессов (этапов) подготовки, принятия и организа­ции выполнения управленческих решений, составляющих техно­логию процесса управления. Риск — сложное, объемное и объективно существующее понятие, с которым сталкивается любая фирма, функционирующая в условиях рыночной экономики. Даже благоприятные рыночные условия не лишают фирму неопределенности и рисков, которые постоянно сопровождают ее и связаны с непредсказуемостью внешней среды и развитием рыночной ситуации, неточностью или нехваткой информации, конъюнктурой рынка, некорректностью поведения конкурентов и т.д. Основной задачей фирмы в посто­янно изменяющейся ситуации становится грамотное управление ее рисками, умение предсказать ситуацию и минимизировать потери от ее наступления. В отличие от зарубежной практики на многих отечественных предприятиях риск-менеджмент счи­тается обособленным видом деятельности для служб безопасности и охраны труда, которые не оказывают непосредственного влияния на результаты работы предприятия в целом. Отсутствие адаптированных к российским условиям подходов к построению систе­мы управления рисками на промышленных предпри­ятиях является одним из основных препятствий для встраивания процесса риск-менеджмента в процесс управления российских компаний. Постановка ме­тодологии комплексного управления рисками и ее реализация на предприятии — важное направление деятельности любой компании. Каждая фирма вы­нуждена принимать на себя риски для достижения своих целей, и комплексный подход к построению системы риск-менеджмента призван оптимизировать набор рисков. Основными задачами системы управ­ления рисками на предприятии является повышение финансовой устойчивости предприятия и совершенс­твование механизмов управления. Для решения проблемы стратегического уп­равления организационно-экономической надеж­ностью предприятия в условиях неопределенности необходимо выделить основные направления, которые должно определить для себя любое пред­приятие и которые служат методологической базой при построении системы управления рисками. К таким направлениям относятся: формирование концепции и принципов стратегического управления предприятием; разработка маркетинговой стратегии управления предприятием; создание оптимальной структуры управления предприятием; построение системы оценки показателей; разработка принципов обеспечения конкурентоспособности; разработка организационных форм и методов интеграции про­мышленных предприятий. На основе определенных направлений и анализа рисков, характерных для российских предприятий, разрабатывается алгоритм системы управления рисками. Для построения системы управления рисками предприятия в целях его эффективного управления в условиях неопределенности фирма должна знать, какие риски представляют угрозу для нее в данный момент времени и в ближайшем будущем. Так как таких рисков можно выделить достаточно много, фирме необходимо в первую очередь построить «рискографию», классифицировав риски по опре­деленным критериям и группам, выявить наиболее значимые в данный момент, определить причины того или иного риска и негативные последствия от его наступления. Существует несколько вариантов построения такой рискографии. Самым сложным в рискографии является сбор и поиск информации. Внутренние данные включают все рисковые состояния предприятия, которые характерны для его видов бизнеса. Рыночные данные достаточно объемны, поэтому основной проблемой является агрегирование полученной информации. Информа­ция может быть собрана из текущих отчетов; отчетов менеджеров, отчетов страховых компаний, торговых журналов, специальной литературы о фирме, мне­ния руководства, юридических документов и т.д. На основе рискографии руководство компа­нии может представить себе полную картину, что представляет собой стратегия фирмы в данный момент и что можно сделать для ее улучшения, а также, какие перспективы ожидают предприятие в ближайшем будущем, если фирма не предпримет мер по ликвидации или минимизации рисков. Для оценки значимости риск-фактора обычно учитывают вероятность его наступления и тяжесть потерь, которые принесет фирме данный риск. Измерить вероятность наступления рискового со­бытия точно достаточно трудно. Это можно сделать на основе статистических данных, если данный вид рисков уже имел место в прошло


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.