Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Алгоритм определения перечня специальных квалификационных характеристик (компетентностей)

b>Алгоритм определения перечня специальных
квалификационных характеристик (компетентностей)

Водянников Максим Геннадьевич, учитель информатики МОУ
"Средняя общеобразовательная школа № 37" г. Омска, Почетный работник
общего образования РФ

Концепция
модернизации российского образования на период до 2010 года поставила перед
образовательной школой ряд задач, одна из которых - формирование ключевых
компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Под
ключевыми компетенциями здесь понимается целостная система универсальных
знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной
ответственности обучающихся [3]. Такой подход требует от педагога четкого
понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные)
качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной школы в его
дальнейшей профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает
умение педагога составлять ориентировочную основу деятельности - совокупность
сведений о деятельности, которая включает описание предмета, средств, целей,
продуктов и результатов деятельности [6]. Интересно, что такое умение с полным
правом можно отнести к ключевым компетентностям, так как оно требует
последовательного осуществления трех этапов принятия решения - основной задачи
любого работника: анализа проблемы, постановки задачи и построения описательной
и формализованной модели [7].

Алгоритм
создания ориентировочной основы деятельности и определения перечня специальных
квалификационных характеристик (компетентностей) государственных служащих можно
найти в Послании Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию Российской
Федерации 25 апреля 2005 года.

Президент
провел анализ зарождения новейшей российской истории с целью раскрытия
"глубинного смысла ценностей свободы и демократии, справедливости и
законности".

Среди
основных направлений деятельности, Президент выделил центральное - меры по
развитию государства, которое еще не в полной мере эффективно. Создание
эффективного государства - одна из частных задач, сформулированных в Послании,
и направленных на решение главной политико-идеологической задачи:
"...развитие России как свободного, демократического государства"
[1].

Известно,
что "...моделирование означает материальное или мысленное имитирование
реально существующей (натуральной) системы путем специального конструирования
аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и
функционирования этой системы" [8]. Классический пример моделирования по
аналогии находим в Послании Президента: "Наше чиновничество еще в
значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную
касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса. И потому
задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности
государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности,
предоставление ими качественных публичных услуг населению" [1].

Президент
выделил отличительные признаки недобросовестной части бюрократии: замкнутость и
надменность, коррумпированность и неэффективность, безответственность и
непрофессионализм, умение "...потреблять достигнутую стабильность в своих
корыстных интересах" и использование "...появившихся у нас, наконец,
благополучных условий и появившегося шанса для роста не общественного, а
собственного благосостояния", всё большего отрыва от интересов общества и
нежелание слышать запросы людей. Это позволило ему провести аналогию между
чиновничьим аппаратом и кастой - единицей разделения туземного населения
Остиндии, отличительной чертой которого являлась замкнутость отдельных каст и
их обособленность друг от друга.

Полученная
аналогия оказалась еще глубже, чем кажется на первый взгляд. Первые две касты -
касты Брахманов и касты Кшатриев "первое время должны были находиться в
состоянии совершенной гармонии, которая поддерживала видимость первоначального
единства, насколько то позволяли условия существования человечества в новой
фазе" [4]. Такое единение со своим народом неизменно демонстрирует наша
политическая и чиновничья элита в периоды выборов и сразу после назначения на
должности.

"...на
следующей стадии развития это разделение должно было трансформироваться в
противопоставление и противостояние, а гармония - расстроиться и уступить место
борьбе двух властей, когда низшие функции начинают стремиться к превосходству,
что в дальнейшем приведет к полнейшему замешательству, отрицанию и крушению
любой иерархии" [4]. Такое противостояние было представлено у кельтов в
образе борьбы медведя и кабана. Рассмотрение этой символики в современном
российском обществе открывает широкое поле для аналогий и выводов.

Занятно,
что сами чиновники и их идеологи, например Евгений Гонтмахер, не считают
формирование чиновничьей касты негативным процессом. "Чиновничья каста -
это естественная специализация каждого общества, в котором есть государство.
Поэтому уж лучше пусть эта каста будет закреплена законом, чем она будет
существовать неформально" [5]. Имеется в виду Федеральный Закон о
государственной гражданской службе [2], который, по их мнению,
"...упорядочивает и легализует на очень высоком правовом уровне то, что
фактически уже есть на самом деле" [5].

Таким
образом, можно определить список квалификационных характеристик (компетенций)
чиновников:

-
строгое соблюдение законности;

-
предоставление качественных публичных услуг населению;

-
открытость и эффективность;

-
желание слышать запросы людей;

-
ответственность и профессионализм.

Хочется
верить, что чиновникам хватит профессионализма для соотнесения реальных
предметов и реальных средств с их описаниями в ориентировочной основе. Только
"в ходе реального процесса деятельности ориентировочная основа
достраивается до содержания деятельности, содержание оформляется в виде
продуктов деятельности" [6].

Общие
цели, общие средства в работе, общее содержание деятельности могут, однако,
породить появление "коллективно мыслящего существа", считающего все
внешнее чужим и инородным и придумывающего для своей касты все новые меры
защиты: льготы и привилегии. Для того чтобы такого эффекта не возникло,
чиновникам нужно придерживаться ключевой компетентности: "современный
российский чиновник обязан научиться разговаривать с обществом на современном
языке сотрудничества, языке общественной заинтересованности, диалога и реальной
демократии" [1].
Список литературы

1.
Послание Президента Российской федерации В.В. Путина Федеральному Собранию
Российской Федерации, 25 апреля 2005.

2.
Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской
Федерации", 2004, 27 июля, № 79-ФЗ.

3.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, 2002, 11
февраля

4.
Генон Р. Человек и его осуществление согласно Веданте. Восточная метафизика. -
М.: Беловодье, 2004. - 256 с.

5.
Гонтмахер Е. Ш. Наконец начала формироваться новая чиновничья каста//
Политический журнал, 2004, 2 августа

6.
Дубенский Ю. П. Дидактика физики: Исследовательско-конструкторский подход:
Учебное пособие. Омск, ОмГУ, 1995. - 96 с.

7.
Лапчик М. П. Вычисления. Алгоритмизация. Программирование: Пособие для учителя.
- М.: Просвещение, 1988. - 208 с.

8.
Фролов И. Т. Жизнь и познание: О диалектике в современной биологии. - М.:
Мысль, 1981. - 268 с.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.