Реферат по предмету "Психология"


Развитие психологии в Сибири: история, реальное состояние и перспективы

Рефератк проекту:
Развитиепсихологии в Сибири: история, реальное состояние и перспективы


1. НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА:Развитие психологии в Сибири: история, современное состояние и перспективы
2. АКТУАЛЬНОСТЬ:Историко-системный анализ становления научной и практической психологии вСибири позволил вскрыть внутренние тенденции развития психологической науки,предвосхитить ее будущие перспективы и тем самым внести существенный вклад впостроение теории отечественной психологии, повышение качества психологическойпомощи и в расширение спектра психологических услуг, оказываемых населениюрегиона. Историко-системный анализ способствует дальнейшему становлению научныхпсихологических знаний на основе развития психологических школ региона Сибири иих взаимодействия с основными научными школами России (Москва, Санкт-Петербург,Ярославль, Ростов и др.), что в целом способствует формированию единогопсихологического регионального сообщества.
3. СОЦИАЛЬНАЯ, НАУЧНАЯ ИПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ: Выполненная работа способствовала:
• организацииакадемических и практических психологов в единое профессиональное сообществорегиона Сибири;
• внедрению в практикусоциально-психологического и клинико-психологического обслуживания населениярегиона Сибири моделей, разработанных на основе теоретических концепций;
• активизации научногопоиска психологов на решение актуальных задач сибирского региона;
• представлена основнаясоциально-психологическая проблематика различных групп населения сибирскогорегиона;
• повышению мотивациивластных структур на создание центров психологической помощи различным группамнаселения.
Научная значимостьзаключается:
• в систематизации иуглубленном анализе истории становления и современного состояния научной ипрактической психологии в Сибири;
• продемонстрированавозможность использования транспективного анализа как методологическиоправданного средства познания, адекватного постнеклассическому мышлению, гдерешающее значение приобретают те культурные и ценностно-смысловые контексты, скоторыми научное сообщество соотносит познаваемую и понимаемую реальность;
• в описании основныхнаучных психологических школ и направлений психологов региона Сибири, а такжетенденций и перспектив их развития;
• в обозначении логикиразвития научной психологии в Сибири в качестве неотъемлемой составляющейотечественной психологии;
• в появлении целого рядаоригинальных концепций и теорий: теория психологических систем,транскоммуникативный подход, общая теория фиксированных форм поведения,концепция индивидуально-типологических различий как детерминант вариантовнормативного развития, концепция этнопсихологии совладающего поведения,концепция персонального мифа, гетеростазическая концепция психологическогостресса, концепция самореализации с позиций системного подхода.
Практическая значимость:
• разработаны и внедреныформы координации психологического сообщества региона Сибири через работуСибирского Психологического форума (с периодичностью 1 раз в два года вразличных сибирских психологических центрах), проведение Ярмарок инициатив впрактике психологического сопровождения, деятельность диссертационных советов,систему научно-исследовательской подготовки соискателей, проведение постояннодействующего открытого методологического семинара, межрегиональную лабораториюпо этнопсихологии развития и становления личности, работу Сибирского центратолерантности и социальной безопасности, редакционной деятельности «СибирскогоПсихологического Журнала», постоянно действующие Школы молодых ученых,повышение мобильности преподавателей и студентов психологических факультетоврегиона Сибири;
• внедряется системаспутниковой Интернет-технологии преподавания психологических дисциплин ипроведения Интернет-форумов регионе Сибири, функционирует психологическаяИнтернет-лаборатория;
• разработка разделовлекционных и факультативных курсов по истории психологии Сибири,методологическим основам психологии, практической психологии, этнопсихологии;
• подготовленометодическое пособие «История психологии в Сибири» для студентовпсихологических и педагогических специальностей и эскизный проект монографии«История психологии Сибири» для аспирантов, докторантов и соискателейпсихологических специальностей;
• сформирован банк данныхо моделях психологического сопровождения в практике социального обслуживаниянаселения: психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение впрофилактике злоупотребления психоактивными веществами, модель профилактикиинтолерантного поведения в образовательной среде, модели психологическогосопровождения в ситуации изменения образа жизни (общеобразовательная школа,учреждения дополнительного образования, вуз, миграционная служба,пенитенциарные учреждения, реабилитационные центры для участников локальныхконфликтов и для детей с особенностями развития, антикризисные центры) ипрограммах психологической коррекции и реабилитации в клинической практике.
4. ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯПСИХОЛОГИИ: Проведенный историко-системный анализ способствовал:
• организации первойофициальной встречи представителей основных психологических школ и направлений регионаСибири (Новосибирск, Кемерово, Барнаул, Красноярск, Тюмень, Омск, Улан-Удэ,Иркутск, Бийск, Владивосток, Благовещенск, Горно-Алтайск, Томск, представители15 психологических факультетов) на Сибирском Психологическом Форуме (Томск,2004);
• пониманию сложившейсяситуации с психологической наукой в регионе в контексте основных этаповстановления психологической науки и тенденций ее развития;
• становлениюпрофессионального постнеклассического мышления;
• инициированиюосмысления становления региональной психологической науки;
• рефлексии ееметодологических проблем, институциональных и персонально-личностных аспектов,выявлению закономерностей и этапов развития в контексте культурных иценностно-смысловых параметров;
• встраиваниюрегиональной психологии в общероссийское научное пространство;
• систематизации научныхзнаний, представляющих интерес для общей психологии, истории психологии,социальной психологии, возрастной психологии, медицинской психологии иэтнопсихологии.
5. ЦЕЛИ:
• проведение историко-системногоанализа становления психологии в сибирском регионе: выделение новообразований втеориях, концепциях, моделях и исследованиях психологов сибирского региона,определение на этой основе тенденций развития региональной психологии всоотнесении с основными этапами становления психологической науки и изменениямив российском обществе. Такой подход обеспечит не только выделение ключевых,наиболее значимых моментов становления сибирской психологии, но позволитпоказать эволюционные взаимосвязи и взаимопроникновения, а также будетспособствовать пониманию процесса становления психологии в Сибири какрезультата деятельности не только отдельных ученых, но и научного сообществарегиона и страны;
• проведениеисторико-хронологического анализа, позволяющего выявить историческиепредпосылки, историческую логику развития психологической науки и практики врегионе Сибири, роль отдельных персоналий в развитии региональной психологии;
• мониторингсоциально-психологических проблем населения региона с последующимпроектированием научно обоснованных форм организации и методов психологическойпомощи,
• выявление задачрегионального развития и обеспечение на этой основе психологическогосопровождения актуальных, инновационных социально-значимых проектов.
6. АУДИТОРИЯ, НА КОТОРУЮРАССЧИТАН ПРОЕКТ: научно-педагогические сотрудники вузов инаучно-исследовательских учреждений сибирского региона, практические психологи,организаторы психологических служб, организаторы здравоохранения и образования,социальных служб, студенты, аспиранты, докторанты, соискатели психологических,педагогических и социальных специальностей.
Область применения:учебный процесс в ВУЗе, социальные службы, административные и политическиеструктуры региона Сибири.
7. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕРАБОТЫ:
Имплицитно работа посбору материала по истории развития психологии в сибирском регионеосуществлялась сотрудниками факультета психологии Томского госуниверситета втечение последних десяти лет. Этому способствовали издание силами факультетаСибирского Психологического журнала (с 1985 г., гл.редактор чл.-корр. РАО, д-р психол.н., проф. Г.В.Залевский), проведение научных конференций и семинаровразличного уровня, а также деятельность на факультете диссертационных советовпо социальной психологии и клинической психологии. Усилия, направленные наконсолидацию сибирского психологического сообщества, а вместе с ними и сборматериалов по истории психологии в Сибири активизировались в последние годы.Важным знаковым событием для региональной психологии явилась организация ипроведение в 2004 году в городе Томске по инициативе факультета психологии ТГУПервого Сибирского Психологического форума «Методологические проблемысовременной психологии: иллюзии и реальность», поддержанного Российскимпсихологическим обществом, межрегиональным институтом общественных наук (МИОН),Российским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарнымнаучным фондом. Цель проведения форума заключалась в осмыслении тенденцийразвития психологической науки, а также в объединении усилий психологов,работающих в особом геополитическом пространстве от Урала до Дальнего Востока.Представители 15 факультетов психологии классических университетов Сибири,Урала и Дальнего Востока познакомили со своей историей, современным состояниеми перспективами развития центров подготовки психологических кадров. Специальноепленарное заседание было посвящено презентации научных школ и направленийпсихологии в Сибири. При подведении итогов работы форума были выработаны обращенияк профессиональному сообществу психологов Сибири; предложения, адресованные ксоответствующим УМО по психологии, связанные с внесением изменений вобразовательные стандарты по подготовке психологов. Была поддержана идея опериодичности проведения Сибирского психологического форума как продуктивнойформы профессионального взаимодействия психологов Сибири. Общее количествоучастников составило 322 человека, очное участие в форуме принимали 245человек, 78 приняли заочное участие, прислав статьи для публикации.
В 2005 году на основесобранных материалов по истории психологии в Сибири под руководством проф. Э.И.Мещеряковой была подготовлена заявка для участия в конкурсе РГНФ. Инициативныйпроект был поддержан этим научным фондом (№ 05-06-06016а), что способствовалоактивизации исследовательской работы и расширению ее объема. В ходе реализациипроекта был проведен Круглый стол по проблеме «Психология в Сибири:история и современность» с участием заведующих кафедр и декановпсихологических факультетов, а также руководителей ведущих психологическихслужб Сибирского региона. В его итоге было принято коллективное решение осовместной исследовательской работе с перспективой подготовки будущейколлективной монографии. Проведена подготовка методического инструментарияработы: разработка сценариев глубинных интервью-бесед, подготовка анкет,приобретение необходимого оборудования и материалов. Был организован сборматериалов: работа в архивах; в научных библиотеках вузов; интервью и беседы сведущими научными работниками и практиками психологии; интервью и беседа спервыми организаторами психологических служб и курсов подготовки психологов;ознакомительная и аналитическая работа с научными публикациями,научно-методической деятельностью. Проведены анализ, обобщение и оформлениеполученных материалов, собранные данные осмыслены с последующим определениемтенденций и перспектив развития психологической науки и практики в Сибири.Результаты исследования по всем разделам проекта представлены в статьяхспециального выпуска Сибирского психологического журнала. Подготовлен итоговыйотчет по проекту РГНФ.
Деятельность пореализации проекта в значительной мере способствовала интеграции и организациипрофессионального сообщества психологов Сибири. В качестве промежуточных итоговэтой деятельности можно рассматривать подготовку очередного Сибирскогопсихологического форума, проведение которого планируется в июне 2006 года в г.Иркутске, проведение традиционных Школ психологов-исследователей, конференциимолодых ученых-психологов сибирского региона.
8. РЕЗУЛЬТАТЫ, ВЫВОДЫ. Всодержательной части:
В результате проведенныхисследований установлено, что процесс развития сибирской научной психологии,релевантный процессу трансформации общества на российском и региональномуровнях, выявляет две неравнозначные тенденции в развитии психологии в регионе:а) усложнившаяся социальная реальность, нестабильный изменяющийся мир снестабильным, изменяющимся его образом вызывает расширение символического полясознания современного человека, обусловливает формулирование принципиальноновых методологических задач во взаимоотношениях науки и общества;
б) рассмотрениетрадиционных феноменов психологии в культурно-исторической перспективе,гуманитарное начало в контексте антропологизации предмета психологии,использование символического начала с трудом находит свое отражение висследовательских приемах и новых областях исследования.
Анализнаучно-исследовательской, организационно-образовательной исоциально-психологической подсистем специфики профессионального сообществапсихологов показал, что развитие сибирской психологии, неравномерное по разнымрегионам, идет по линии творческого контакта с традицией, с одной стороны, иинновационностью, с другой, что позволило провести системную классификациюстратегий развития психологии в Сибири.
Выделены 5 основныхстратегических линий – компонентов развития и становления психологии в Сибири:
• Стратегияобразовательных программ включает такую организацию учебного процесса впроцессе обучения психологии, когда осуществляется включение студентов висследовательские проекты, происходит увеличение доли платного обучения,формирование традиций, означающих, что этап становления переходит в этапразвития.
• Стратегиянаучно-исследовательских поиска базируется на тенденции перехода отмонодисциплинарности к междисциплинарности, от естественнонаучной кгуманитарной парадигме, к комплексированию теоретических иметодико-эмпирических, экспериментальных программ. Стремление к гармоничномусочетанию всех вышеуказанных направлений на современном этапе позволяетизбежать некоторых доминантных перекосов, которые наблюдались в прошлом.
• Стратегия риска вменеджменте характеризует деятельность новой генерации лидеров сибирскойпсихологии. Стратегия риска характеризуется ответственностью, уверенностью,умением приложить максимум усилий для достижения нужного исхода, оперативнойустойчивостью, оптимальными индивидуально-психологическими свойствами лидера.
• Стратегия рекламы иэкономики. В сибирском профессиональном сообществе психологов наметилисьтенденции к рассмотрению психологического образования как товара, а научныхтеорий, понятий и имен ученых как бренда. «Товарная политика» при этомнаправлена на обеспечение стабильного объема «продаж», создание уникальной ивыгодной позиции «товара» в умах потребителей с частичным использованиемэлементов манипуляции сознанием. В связи с этим в сибирских регионахпсихологические образовательные учреждения чаще, чем другие, используютразличные виды рекламы для привлечения студентов и клиентов психологическихслужб, что является нетрадиционным для классического высшего образования.
• Стратегиясотрудничества и конкуренции. Региональные стратегические альтернативы вразвитии сибирской психологии, их непохожесть и разновекторность, могут обеспечитьдинамическую устойчивость в борьбе с неблагоприятными социально-экономическимиусловиями, в конкуренции и сотрудничестве с региональным внутрипрофессиональнымокружением, в конкуренции и сотрудничестве со столичными центрами, вконкуренции и сотрудничестве с сообществами, избежать так называемого кризисааналитичности как невозможности достигнуть позитивного стратегическогорезультата в условиях, когда все используют одинаковую модель.
Сочетание несколькихстратегических направлений или акцент только на некоторых, темпы измененияколичественных показателей, характеризующие развитие различных сферрегиональной психологии, уникальность, масштабность и длительность опытаразвития, тип самоидентификации региона и профессионального сообщества в немпозволили выделить 3 типа моделей развития сибирской психологии:
— трансформационную,отражающая создание благоприятной внешней среды через риски и прорывы, поисксобственного стиля, направление деятельности факультета психологии как одногоиз методологических и организационных центров преобразования социокультурнойситуации региона;
— адаптационную — традиционную, базирующаяся на использовании реально сложившихся условий,которым находятся в стадии определения идеологии, содержания и оптимальнойструктуры своей деятельности в соответствии с ролью в реализациисоциокультурных и социально-образовательных проектов развития региона;
— диффузную, с еще не доконца сложившимися образовательными структурами или несформировавшейсясамоидентификацией.
По первой модели (с большойдолей условности классификации) развивается в настоящее время томская икрасноярская психология; по второй – новосибирская, иркутская, алтайская,читинская, бурятская, хакасская, якутская: по третьей – кемеровская, омская,тюменская психология. Т.е. география сибирской психологической мысли в первомприближении может быть представлена двумя центрами активности – Томским — свыстроенной корпоративной, образовательной и научной психологией, иКрасноярским – с образовательной и инновационной. Остальные центры сибирскойпсихологии находятся в зоне научной и методической интерференции от этихрегионов, кроме, впрочем, самобытно развивающихся, экзотических хакасской иякутской. В целом в развитии сибирской психологии накоплены такиеколичественные изменения (масштабы работ, объемы ресурсов, арсеналыиспользуемых средств), на основе которых уже созрела необходимость качественныхизменений. В сибирской научной психологии создались объективные и субъективныепредпосылки развития, поэтому в некоторых регионах состоялся переход отэкстенсивных к интенсивным способам развития (Томск, Красноярск).
Таким образом, висследовании прослежены некоторые отрезки пути развития и становления сибирскойнаучной психологии. Учитывая, что прототипные работы по этой проблематикеотсутствуют, главной организационной задачей исследования было селекция,структурирование материала с предварительной классификацией и типологизациейтенденций с позиций системного анализа. Хронологический подход как один иззначимых подходов в анализе истории научного познания психического помогвыстроить логику определенной реконструкции событий, адекватной их смене висторически необратимом времени, и сделать вывод о тесной связи научных идей сконкретной социальной почвой, когда работа исследовательской мысли преломляетсясквозь призму запросов данного времени, региона и конкретногоисследователя.Многое в проблеме развития сибирской психологии осталось неосвещенным, т.к.накопленных представлений об ее историческом пути пока недостаточно, чтобывоссоздать полную картину развития. Переосмысление предмета психологии в егодвижении к антропологизации, человеку, позволили системно подойти и к анализуистории развития научной психологии в Сибири, представляемой на первом виткерефлексии ее трансспективы, в основном, в динамике организационных форм. Нопредварительный взгляд на историю развития и становления сибирской психологиипоказал, что сегодняшняя положительная динамика трансформации даже ее общихочертаний, проанализированных в данном исследовании, работает на перспективуцелостности и уникальности.
В организационном аспектенеобходимо отметить:
А) впервые былаорганизована официальная встреча представителей основных психологических школ инаправлений сибирского региона, на которой состоялось знакомство и обменмнениями психологов по ключевым проблемам психологии;
Б) дан стартмежрегиональным исследовательским проектам, в которые вовлечены ведущиепсихологи региона Сибири и созданы условия для интеграции академических ипрактических психологов;
В) новое значение длясибирского региона получил «Сибирский Психологический Журнал» как органинтеграции профессионального сообщества (конкурсная комиссия Сибирскойобразовательной ярмарки высоко оценила Журнал и отметила его Большой золотоймедалью);
Г) на базе факультетапсихологии ТГУ сформировано региональное экспертное сообщество в областинаучно-исследовательской и учебно-методической деятельности;
Д) проведеннаяорганизационная и рефлексивная работа способствует переходу психологовСибирского региона на новый качественный уровень профессионального мышлении.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Никола Пуссен
Реферат Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна Олеся.
Реферат Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр, выступающее как условие успешности обучения
Реферат Термические поражения
Реферат Эквивалентность фразеологических единиц при переводах с украинского на русский язык
Реферат Использование тренинга в обучении студентов-психологов коммуникативной компетентности
Реферат Равновесие рыночной системы
Реферат Шипшина голчаста грицики 2
Реферат Организация дежурства дошкольников
Реферат Пять причин для применения запахов в рекламе
Реферат Центризм как элемент политической власти в России на примере партии "Единая Россия"
Реферат Использование количественных методов анализа для принятия управленческих решений
Реферат Международные инициативы Казахстана в ОБСЕ и ООН
Реферат The Khabarovsk territory
Реферат Buddhism And The Poetry Of Jack Kerouac