Реферат по предмету "Психология"


Развитие психолого-педагогических методов исследования в России

Оглавление
Введение
1. Развитиепсихолого-педагогических методов исследования в России
2. Приоритетныенаправления развития психолого-педагогическихисследований
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
 
Актуальность. Развитие педагогической ипсихологической наук в современной обстановке предполагает не просторазвертывание и углубление исследований, ориентированных на определенныеисторические изменения. Это было характерно для научного роста в предыдущиепериоды. Ныне же возникла острая необходимость выработки новой стратегии иопределения на ее основе главных направлений деятельности ученых педагогов ипсихологов с учетом степени и глубины кардинальных подвижек, принципиальноизменивших человеческое сообщество, где сформировалась специфическая ситуация,которая, во-первых, обусловлена глобальным общемировым кризисом и многоплановымиструктурными преобразованиями. Они проявляются во всех областяхжизнедеятельности людей и ставят огромное число проблем, вызываяинтеллектуальное, духовное, эмоциональное, физическое напряжение человека.Во-вторых, это обусловливается изменениями, которые произошли в экономической,технологической, социальной, культурной сферах собственно российского общества,характер, уровень и глубина которых свидетельствуют о разрушении базовых основтого мира, в котором мы жили совсем недавно. И, в-третьих, обусловливаетсязримо фиксируемыми изменениями самого современного человека, его жизненныхритмов, пространства деятельности, отношений между людьми, между поколениямилюдей.
Цель исследования – рассмотреть основные тенденциипоследнего десятилетия в психолого-педагогической деятельности в России.
Задачи исследования:
1.  Рассмотретьразвитие психолого-педагогических методов исследования в России.
2.  Проанализироватьприоритетные направления развития психолого-педагогических исследований.
Объект исследования – основополагающие характеристики психолого-педагогическойдеятельности.
Предмет исследования – направления развитияпсихолого-педагогической деятельности в России.
Теоретической основой данной работы послужили работы такихавторов, как: Фельдштейн Д.И., Успенский В.Б., Чернявская А.П. и других.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение.
Структура работы: работа состоит из введения, двухглав, заключения и списка использованной литературы.
1.Развитие психолого-педагогических методов исследования в России
Благодаря мощномувоздействию средств массовой информации, расширению контактов, в частности, врезультате миграционных процессов, человек по-новому воспринимает, понимает,открывает мир, который он сам и изменил, и сам в нем изменяется.
Это проявляется в разныхсферах и на разных уровнях существования человека – физиологическом,психологическом, социальном, объективно приводя к повышению активности людей,их более глубокой рефлексии на окружающих и на себя, что отражается в перестройкементальности, смене целей, ценностей, ориентации индивидов.
Изменения эти фиксируютсяв системе разных наук, в том числе – в психологии, педагогике, социологии и др.В результате открываются новые характеристики человека и как личности, и как субъектадеятельности. Но только характеристики, а не реальные его определения.
Отсюда в познаниисовременного человека, возможностей его развития, саморазвития остается многопроблем – непознанных и непонятных. И это несмотря на то, что о современномчеловеке сейчас пишут и говорят многие ученые, фиксируя, например, и у детей, иу взрослых недостаток ответственности, повышенную тревожность, агрессивность,качественные изменения в межличностных, межгрупповых отношениях, в отношении кразличным обстоятельствам жизни и прочее. И все же следует признать, что до сихпор не определен объем и характер происшедших изменений, не выявлены всетонкости и особенности развития именно современного человека, потенциал егоспособностей и возможностей как деятельного субъекта.
Данное обстоятельство непросто резко повышает ответственность ученых психологов и педагогов, но инастоятельно требует разработки новых теоретических концепций, расширенияисследований, выявляющих закономерности психического, социального, личностногоразвития человека в ходе состоявшегося выхода его в открытое всемирноепространство, в том числе и через интернет, что изменяет характер и общения, идеятельности, и сознания, и мышления, и речи, а также всю структурупедагогического взаимодействия.
В России разработкапсихолого-педагогических методов диагностики нарушений развития имеет своюисторию. Необходимость в разработке методов выявления умственной отсталости удетей возникла в начале XX в. в связи с открытием в 1908 —1910 гг. первыхвспомогательных школ и вспомогательных классов. Группа педагогов иврачей-энтузиастов (Е.В.Герье, В.П.Кащенко, М. П. Постовская, Н. П. Постовский,Г. И. Россолимо, О. Б. Фельц-ман, Н. В. Чехов и др.) проводила массовоеобследование неуспевающих учащихся московских школ для того, чтобы выявитьдетей, неуспеваемость которых была обусловлена интеллектуальнойнедостаточностью.
На необходимостьнаблюдения за детьми указывали многие исследователи, занимавшиеся проблемамиумственной отсталости (В.П.Кащенко, О.Б.Фельцман, Г.Я.Трошин и др.). Особенноважны материалы сравнительных психологических и клинических исследованийнормальных и ненормальных детей, проводившиеся Г.Я.Трошиным. Полученные имданные обогащают не только специальную психологию, но и помогают в решениивопросов дифференциальной психодиагностики. Г.Я.Трошин подчеркивал такжеценность наблюдения за поведением детей в естественных условиях.
Первым, кто создалспециальную методику проведения целенаправленных наблюдений, был А. Ф.Лазурский — автор ряда трудов по изучению человеческой личности: «Очеркинауки о характерах», «Школьные характеристики», «Программаисследования личности», «Классификация личности».
Хотя метод А.Ф.Лазурского тоже имеет недостатки (он понимал деятельность ребенка лишь какпроявление врожденных свойств и предлагал выявлять эти свойства, чтобы уже всоответствии с ними строить педагогический процесс), однако в его трудах естьмного полезных рекомендаций.
Большой заслугойА.Ф.Лазурского стало изучение ребенка в деятельности в естественных условиях путемобъективного наблюдения и разработка так называемого естественногоэксперимента, включающего в себя как элементы целенаправленного наблюдения, таки специальные задания.
В 50 —70-е гг. XX в.внимание ученых и практических работников к проблемам комплектованияспециальных учреждений для умственно отсталых, а значит, и к использованиюпсиходиагностических методик, усилилось. В этот период велись интенсивныеисследования в области патопсихологии под руководством Б. В. Зейгарник,разрабатывались нейропсихологические методы исследования детей под руководствомА. Р. Лурия. Исследования этих ученых значительно обогатили теорию и практикуэкспериментально-психологического изучения умственно отсталых детей. Большаязаслуга в разработке принципов, методов, путей изучения детей при комлектованииспециальных учреждений для умственно отсталых детей принадлежит психологам ипедагогам Г.М.Дульне-ву, С.Д.Забрамной, А.Я. Ивановой, В.И.Лубовскому, Н.И.Непомнящей, С.Я.Рубинштейн, Ж.И.Шиф и др.
В 80—90-е гг. XX в. всеболее активизируются усилия специалистов в деле разработки и совершенствованияорганизационных форм и методов изучения детей с отклонениями в развитии,нуждающихся в специальном обучении и воспитании. Осуществляется ранняядифференциальная диагностика, разрабатываются психолого-диагностические методыисследования. По инициативе органов образования, Совета общества психологов в1971 — 1998 гг. проводятся конференции, съезды, семинары по проблемампсиходиагностики и комплектования специальных учреждений для аномальных детей.Министерство образования ежегодно организует курсы подготовки и переподготовкикадров, которые непосредственно осуществляют эту работу. Исследования в этойобласти продолжаются и по сей день.
На современном этапебольшое значение для развития диагностики отклонений в развитии имеютисследования В.И.Лубовского. Еще в 70-е гг. XX в. он занимался проблемамидиагностики психического развития и выдвинул ряд важных положений, призванныхсделать диагностику более точной и объективной. Так, отмечая наличие общих испецифических нарушений для каждой категории детей с отклонениями в развитии,В. И. Лубовский указывает на перспективы развития дифференциальной диагностики,подчеркивая важность сочетания количественной оценки уровня развитияпсихических функций с качественным, структурным анализом — при преобладании последнего.В этом случае уровень развития той или иной функции выражается не только вусловных баллах, но и имеет содержательную характеристику. Такой подходпредставляется весьма плодотворным, хотя его настоящая реализация станетвозможной после кропотливой работы ученых и практиков в этом направлении.
Обогащают современнуюдиагностику психического развития нейропсихологические методы, которые впоследние годы стали все более широко применяться. Нейропсихологическиеметодики позволяют определять уровень сформированности корковых функций,помогают выявить основной радикал нарушений деятельности. Кроме того,современные нейропсихологические методики дают возможность использования именнокачественно-количественного подхода, объективизации результатов, выявленияиндивидуальной структуры нарушений.
2.Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований
Возникла насущнаяпотребность системной организации целенаправленного научного поиска по рядуновых, приоритетных направлений.
Обозначим хотя бынекоторые из них.
Первое направлениесвязано с тем, что в отличие от прежде преобладавшей в гуманитарных,общественных науках тенденции, когда человек рассматривался в соотнесении сразличными сторонами жизни – оценивались его возможности как производительнойсилы, определялись средства, владея которыми человек действует, овладеваетзнаниями, техникой, в качестве ведущей пришла (при сохранении, конечно, иназванной тенденции) проблема самого человека – и как существа биологического вобщей универсальной эволюции, и как носителя социального, и как творящегоособый мир культуры, как главного действующего лица исторического прогресса.
Поэтому сейчасактуализировались не просто задачи аккумуляции и мобилизации всех знаний очеловеке, но потребность в специальном изучении, понимании специфики именносовременного человека, в том числе осмыслении особенностей егофункционирования, условий сохранения его устойчивости в весьма неустойчивомобществе, что открывает возможности для дальнейшего продвижения исследований враскрытии сущности человека и как носителя развития, и как организующего началав этом развитии.
Второе направлениесостоит в изучении самого процесса развития. Проблема развития является однойиз наиболее сложных и, по сути, постоянно актуальных в философии, социологии,биологии. В педагогике же и в психологии эта проблема объективно выступает каккардинальная. Практически все работы педагогов и психологов, связанные сизучением человека, направлены не только на выявление конкретныхзакономерностей, определенных изменений на разных возрастных этапах, но и нараскрытие общих принципов развития. Вместе с тем, следует признать, что у насдо сих пор остаются недостаточно теоретически проработанными и экспериментальноизученными процессуальные характеристики, структура, эволюционные формыизменений, механизмы и движущие силы прогресса в становлении человека какличности.
Их исследование напрямуюсвязано с третьим направлением исследований, ориентированных на решение такойважнейшей проблемы, как соотношение в личностном развитии человекабиологического и социального.
Являясь одной из наиболееострых и актуальных, эта проблема выступает, с одной стороны, разделительнымбарьером по мировоззренческим основаниям; с другой – обусловливает понимание,определение, оценку развития человека как личности, условия и возможностицеленаправленного влияния на этот процесс.
Необходимо отметить, чтов настоящее время данная проблема приобретает иной смысл, чем двадцать и дажедесять лет назад.
Сегодня педагоги,психологи и возрастные физиологи должны стремиться к определению не приоритетовсоциального и биологического, а выявлять реальное действие социального набиологическое.
Отсюда вычленяетсячетвертое направление психолого-педагогических работ, предполагающее поискновых резервов личностного становления и возможностей оптимизациивоспитательных влияний различных социальных институтов, при вычленении и учете,во-первых, наличия в процессе развития периодов особой открытости человекаопределенным общественным воздействиям и, во-вторых, внутренней его готовностипринятия их и самореализации в них.
В связи с тем чтопсихологические, социально-психологические изменения человека прослеживаются сейчасисключительно выпукло, мы просто обязаны принять в качестве первостепеннойследующую задачу: выяснить и прописать норму психического, личностного развитиясовременного человека, прежде всего, ребенка, живущего сейчас, сегодня икачественно отличающегося не только от того «Дитя», которое описывалиУшинский и другие великие педагоги прошлого, но даже и от ребенка 60-70-х годовдвадцатого, только что завершившегося, века.
Предстоит, в частности,установить особенности влияния на когнитивную и мотивационно-потребностнуюсферу личности современных людей социальных, культурологических факторов, тогопсихологического климата, который создается сегодняшней действительностью. Приэтом необходимо определить, во-первых, в какой степени сохранились базовыеличностные установки, психические новообразования, присущие определеннымвозрастам; во-вторых, как соотносятся устойчивые характеристики этих возрастовс теми особенностями, которые приобретаются в современнойконкретно-исторической ситуации; в-третьих, выяснить, являются линовоприобретения структурообразующими в личностном развитии или лишь фиксируютпроцессы временного порядка.
Пятое направлениеаккумулирует работу по научному определению Детства и как особого состояниясоциального развития, и как особого слоя общества. При этом педагогам ипсихологам важно не только выявить закономерности развития Детства, но иустановить их направленность, динамику, интенсивность изменений, приводящих кпоявлению новых характеристик. Предстоит создать большие проблемные полотна,аккумулировать иерархизированную систему показателей, позволяя улавливать всето новое, что происходит в пространстве Детства.
Здесь остро необходима иглубинная корректировка периодизации современного Детства как научной основымодернизации системы образования.
При этом предстоит,во-первых, выявить сензитивные возможности психического развития в каждомвозрастном периоде онтогенеза (не только к развитию речи и мышления, но и кразвитию потребностно-мотивационной сферы личности, произвольного поведения, способностейи пр.); во-вторых, установить предельные возрастные и индивидуальныевозможности детей, подростков в усвоении знаний, формировании навыков, умений(что необходимо, в частности, для определения способов преодоления учебныхперегрузок детей); в-третьих, определить условия развития творческихспособностей, т.е. потенциальных возможностей растущего человека (что позволитобоснованно решать проблемы дифференцированного обучения, воспитанияпрофессионального самоопределения); в-четвертых, раскрыть «резервы»психического развития современного ребенка, пути их накопления (в том числе ивозможности ускорения психического развития путем введения компьютерной техникии информатики в учебно-воспитательный процесс школы).
Шестое направлениесвязано с организацией интенсивного поиска новых критериев «взросления»растущих людей, определением степени, характера их действия. При этомвычленяется важность изучения нескольких образующих такого взросления:во-первых, раскрытие органических предпосылок становления человека какличности; во-вторых, определение характера и особенностей воздействиясоциальной среды и системы воспитательных воздействий как условий личностногоразвития; в-третьих, анализ содержания и закономерностей процесса развитиячеловека как личности и как субъекта действия; в-четвертых, выявление условий,специфики и механизмов осуществления индивидуализации и социализации всовременном мире.
Седьмое направлениепредполагает проведение целенаправленных исследований, направленных навыявление путей, форм, методов организации дифференцированного обучения детей,подростков, юношества, возможностей построения учебного процесса в среднейшколе по индивидуальным учебным планам, определения педагогических,методических, психологических оснований модернизации системы образования –общего и профессионального.
Восьмое направлениесостоит в разработке научных оснований и принципов построения многоплановых имногоуровневых форм развертывания отношений взаимодействия взрослых и детей.Эта проблема обостряется в силу многих обстоятельств, в числе которыхнарастающее отчуждение между взрослыми и детьми, которые существенноповзрослели, с одной стороны, с другой – по ряду параметров углубился ихсоциальный инфантилизм. При этом индивидуально локально-разорвано они взрослеютне личностно, не субъектно, а лишь в плане показного поведения. Исследованиеданной проблемы необходимо для установления путей укрепления преемственности поколений.Тем более, что сегодня имеется и нарастает опасность деструктирования всейсистемы культурно-исторического наследования.
Речь здесь идет не опроблеме «отцов и детей» в ее привычной оценке, а о широкомсоциокультурном плане взаимодействия поколений, что требует разработки и новыхметодов анализа сложнейших процессов взаимоотношений людей не только повертикали: дети – взрослые, молодые – пожилые, но и по горизонтали: различныесоциальные группы, структуры, общности.
Девятым направлениемвыступают исследования в сфере акмеологии, в основе которых лежит феномен акме(состояние подъема, вершины проявления развития человека как личности,профессионала и гражданина), направленные на выявление структуры, характера,специфики, форм выражения и условий оптимизации такого свойственного толькочеловеку явления, как потребность и возможность самоосуществления,заключающаяся в способности быть действенным субъектом, творческие усилиякоторого принимаются обществом и необходимы ему.
Десятое направлениесвязано с тем, что в современной ситуации резкого обострения обстановки во всеммире выявляется не только многогранность и чрезвычайная сложность, но и малаяизученность характеристик этнических общностей, изменяющихся, усложняющихся ихвзаимоотношений, а также тесно взаимосвязанная с этим острейшая проблемапрофилактики этно- и ксенофобии, воспитания толерантности. Отсюдаактуализируется задача развития этнопедагогики и этнопсихологии, разработки, вчастности, психолого-педагогических основ воспитания у детей, подростков,юношества личностных качеств, аккумулирующих в единстве лучшие черты конкретногоэтноса, российского народа в целом и общечеловеческих ценностей.
Одиннадцатое направлениесостоит в специальном изучении коллективного, распределенного сознания,обобщенного интеллекта, ставшего результатом того, что благодаря вхождению винтернет и учащиеся, и учителя могут получать новые знания одновременно. Однакоу них разная скорость их приобретения, разное восприятие, разная реакция.
Современныйинформационный взрыв кардинально изменил пространство нашей жизни, системуотношений, общения, в том числе и организацию образовательного процесса.Известно, что сегодня весь специально подаваемый растущему человеку материал(от учебных предметов до нравственных установок), как бы широк он ни был, и какбы ни старались родители и преподаватели, находится в одном русле созначительно большим потоком свободной информации, поступающей с экрановтелевизоров, компьютера, из интернета, печатных СМИ, разнопланового общения сосверстниками и взрослыми. Эта неотсортированная информация – не управляемая, неранжируемая, прессингует детей, подростков, юношей (девушек), оказываетнеоднозначное, порой и отрицательное, воздействие на характер их развития.
Между тем у нас,во-первых, все еще доминирует греческая модель обучения, суть которой –передача знаний от учителя к учащимся, сидящим напротив этого учителя, модель,дополненная в эпоху просвещения учебной книгой. Во-вторых, большинство школьныхучителей и вузовских преподавателей сформировалось в определенной системемышления, связанной в основном с четко организованной информацией, получаемойчерез утвержденные программы, рекомендованные книги. Информация же, поступающаяк ним сейчас через телевидение и другие источники, накладывается на ужесформировавшуюся у них устойчивую систему знаний и взглядов.
Что касается молодыхлюдей, то они попадают в своего рода ножницы, когда знания, получаемые отучителя, из учебника, перекрываются потоком хаотичной информации, идущей,прежде всего, от СМИ. Причем эта информация, не имеющаяструктурно-содержательной логической связи, подаваемая не системно, а бисерно,не просто не вписывается в рамки стационарного образования, но представляетсобой качественно иной тип, где, в частности, принципиально меняется сочетаниезрительного и слухового восприятия.
Совершенно ясно, что мыимеем дело с объективным процессом, воздействие которого будет нарастать.
Поэтому исследованияпедагогов и психологов должны быть направлены на то, чтобы, во-первых,определить психологические условия сочетания существующего информационногопрессинга и организованной системы образования детей, молодежи; во-вторых,осуществить поиск психологических оснований процесса обучения в современныхусловиях, требующих раскрытия путей, возможностей выработки у школьников истудентов избирательного отношения к информации, умения ее ранжировать впроцессе самостоятельного присвоения знаний; в-третьих, наработать теоретическиобоснованные и экспериментально проверенные рекомендации, как, где и до какихпределов должна осуществляться компьютеризация обучения, чтобы работа учащихсяс компьютером не снижала инициативности их мысли, не обедняла деятельности ихтворческого воображения и в то же время не уводила от реального мира,способствуя более интенсивному развитию у них качеств активных субъектовпознания, труда и общения.
Особым, двенадцатым, направлениемвыступает разработка научных – психологических, психолого-дидактических основпостроения учебников и учебных книг нового поколения, выявление их взаимосвязис новейшими информационными технологиями, включая интернет. При этом важноопределить возможности функционального действия учебной книги в нынешнихусловиях прессинга современной информационной среды.
Тринадцатым направлениемвыступает проблема времени. В традиционной педагогике рассматривалосьустойчивое время – в семье, школе, внешкольной сфере. Но ныне учащийся получаетразнообразную информацию вне ранжированного времени. Поэтому важно определить:первое – как сейчас дифференцируется время школьника и студента; второе – какимобразом можно и нужно его использовать (в разных возрастах) и третье – какудержать весь накопленный потенциал знаний. Это тем более важно потому, чтоидею разнообразия свели к безобразию – не вариативности, а разорванности, чтоособенно болезненно ощущается в гуманитарной области.
Четырнадцатое направлениесвязано с тем, чтобы, выявляя оптимальные сроки обучения в школе, устанавливатьне только чему и как учить детей, но, главное, определятьпсихолого-педагогические условия и механизмы, сущность, структуру учебнойдеятельности младших школьников, раскрывая, чем отличается она у подростков, ачем у старшеклассников, памятуя, что основной смысл учебной деятельностисостоит в том, что она побуждает и научает учиться, научает самого обучаемогонаходить знания.
При этом важно не толькораскрыть новые способы усвоения, присвоения знаний, стимулирования интересаучащихся к познанию, формирования познавательных потребностей, но и установить,каким должен быть молодой человек на выходе во взрослую жизнь – не толькокакими знаниями, умениями, но и какими личностными качествами он долженобладать. То есть педагоги и психологи должны ответить на вопросы – на основечего и что именно сегодня надо формировать, развивать в ребенке, подростке,чтобы через ряд лет он стал полноценным субъектом человеческого сообщества.
Пятнадцатое направлениесостоит в том, чтобы, опираясь на исследование подвижек в развитии личности,раскрыть возможности усиления эмоционально-волевой стабильности растущих людей,с одной стороны, а с другой – восстановления критериев нравственности внутридетского сообщества, что представляет чрезвычайно важную и тонкую задачу,связанную с определением путей формирования духовного здоровья ребенка, егожизненных смыслов. В этом отношении педагогам и психологам предстоитсосредоточить усилия на разработке теоретических, экспериментально-эмпирическихоснов воспитания, постоянно противопоставляя их и выводимые из них технологиитем сторонам в теперешней действительности, которые негативно влияют намолодежь, обедняя ее нравственность, нанося ущерб духовности.
Здесь предстоит, вчастности, определить действие, воздействие новых молодежных субкультур, новыхсоциальных связей ребенка, при раскрытии условий и механизмов канализированияих влияния и актуализации развития духовных начал, в том числе ипсихолого-педагогической поддержки саморазвития, самореализации растущегочеловека. Именно педагогам и психологам – исследователям предстоит определитьте формы деятельности, которые позволят молодым людям и осознать своюзначимость, и адекватно отнестись к оценкам других.
Шестнадцатое направлениеисследований составляет работа по определению социальных механизмов поддержаниядуховного и физического здоровья детей. Именно здоровья, а не только изучениястепени нездоровья – инвалидности, различных патологий, задержек и отклонений.В этом плане необходим комплексный труд педагогов, методистов, психологов,физиологов, так как речь идет не просто о характере учебной нагрузки,особенностях организации образовательного процесса, отношениях учителей иучащихся, специфике применения новых технологий, а о поиске возможностейоздоровления школьной среды в целом. Ибо ее неблагополучие ведет к нарастаниюличной тревожности учащихся, дидактогенным неврозам, психическим отклонениям,снижению интеллектуального потенциала детей, развитию пограничных состояний.
Особой проблемойвыступает здесь эмоциональная неустойчивость самих педагогов-практиков, чтоотражается и на школьниках. В медицине и в психологии существует термин «ятрогения»,означающий негативное действие слова на состояние здоровья человека. Так вот,психотравмирующие аспекты речевого поведения учителей – это тоже важная темадля психолого-педагогических исследований.
Тема, решение которойтесно взаимосвязано с семнадцатым направлением – определением спецификиличности и деятельности современного учителя, процессуальных особенностей егоразвития. И хотя имеется немало работ, посвященных выявлению путей формированияготовности к профессии педагога, к сожалению, значительно меньше исследованывозможности и критерии достижения педагогической зрелости. Здесь необходимдифференцированный подход, связанный как с установлением возрастных, половых ииных различий, так и со сложным сочетанием традиций и перспективных новаций всистеме педагогического образования.
Восемнадцатое направлениесвязано с поиском путей принципиально новой постановки школьной психологическойслужбы – не как «скорой помощи» при возникновении сложных ситуаций, акак составной части образовательного процесса. Речь идет об особойпсихолого-педагогической деятельности, предполагающей новый уровень отношений итребующей развернутых теоретических разработок и экспериментальных поисков,необходимых для выработки четких позиций и адекватных приемов.
Наряду с решением даннойпроблемы необходимо в более широком плане определить теоретические основания иструктурировать оказание многоплановой психолого-педагогической помощи людямразных возрастов в связи с ростом нервно-психических, в том числепосттравматических, расстройств, что особо актуализирует вопросы созданиясистемы действенной психологической и социально-педагогической реабилитации.
Девятнадцатымнаправлением выступает определение эффективных и неожиданных путейпротиводействия наркомафии с ее разветвленной, хорошо отлаженной и хорошооплачиваемой сетью.
Уместно вспомнить, какборолись в США с курением: удалось убедить людей, прежде всего молодых, чтокурить не только вредно, главное не это (кто из подростков реагирует, темболее, получая кайф, на вредно – не вредно), главное – это не модно.
Сегодняшняя задача, островставшая перед педагогами и психологами, состоит в следующем: как внушить(косвенно, понятно, на бессознательном уровне) подросткам, юношам, девушкам,что употреблять наркотики не модно, или найти другой, но обязательноработающий, а не провозглашаемый метод в общей системе определения условийпрофилактики и коррекции отношений личностного развития, преодоления разныхформ тревожности, жестокости, агрессивности, химических зависимостей.
Двадцатым по порядку, новажнейшим по сути выступает направление, связанное с изучением условий имеханизмов формирования ценностной базы растущих людей, их нравственныхустановок и достойных человека ориентации, при выявлении условий, путейнивелирования квазипотребностей, квазиинтересов детей, подростков, юношества.
Заключение
Наряду с уже названнымипроблемами, которыми занимаются психологи и педагогов современной России особуюзначимость приобретает исследование возможностей и механизмов преодоленияинфантилизма, духовной опустошенности, тревожности растущих людей, поддержка иразвитие их социально значимых инициатив гражданско-патриотической направленности.
В этом плане педагогам ипсихологам исключительно важно поставить и решить проблему будущего в развитиичеловека как личности. Известно, что в предшествующие времена, еще 20-30 летназад, тема будущего в системе образования, особенно воспитания, быладостаточно действенным моментом. Дети, в основной своей массе, и мечтали, ипредставляли, кем они будут, кем станут, когда вырастут, то есть у растущихлюдей активно формировалась установка на будущее, структурированная, имеющаяпространство.
Сейчас же, судя поимеющимся данным, такая установка наличествует у весьма ограниченного числаподростков, юношей, девушек. И то, как правило, она связывается не с ихинтересом, потребностью, а с достаточно размытым представлением о возможностиблагополучной, зажиточной жизни. При этом зачастую интересы молодых людей иожидание будущего расходятся.
Представляетсянеобходимым выделить проблему будущего, включив ее в исследование тем,связанных с вопросами развития интересов, ценностей, потребностей, мотивов,т.е. инъектировать в процесс обучения и воспитания компонент ожидаемогобудущего.
Круг актуальныхпедагогических и психологических проблем, конечно, не ограничивается названнымивыше направлениями, он значительно шире. В настоящее время перед ученымиоткрывается многомерное пространство новых задач, новых тем, настоятельнотребующих и глубинного теоретического осмысления, и значительного расширенияэкспериментальных работ. Например, по вопросам раскрытия особенностей основныхпознавательных процессов – восприятия, памяти, мышления у детей разныхвозрастов, раскрытия их общих и специальных способностей, развития детскойодаренности, или по основам реабилитации детей с особыми нуждами, а также попроблеме психологической поддержки беспризорных ребят, социальных сирот, и помногим, многим другим проблемам, ждущим своего решения.
Списокиспользованной литературы
1.        Далингер В.А.Интеграция передового педагогического опыта и психолого-педагогическихисследований — приоритетное направление развития образования // Фундаментальныеисследования. — 2008. — № 10. — С. 43-46
2.        Крыжановская Л.М.Психолого-педагогическая диагностика и консультирование. – М.: МПСИ, 2008
3.        Психолого-педагогическаядиагностика / Под ред. И.Ю. Левченко. – М.: Академия, 2007
4.        Соловьева Н.В.Педагогическая акмеология как прикладное научное направление // Акмеология. — 2007. — № 3. — С. 73-75
5.        Стребелева Е.А.,Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика. – М.: Владос, 2008
6.        Успенский В.Б.,Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. – М.:Владос-Пресс, 2008
7.        Фельдштейн Д.И.Приоритетные направления психолого-педагогических исследований // Сибирскийпедагогический журнал. — 2006. — № 1. — С. 35-44


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.