Реферат по предмету "Психология"


Развитие воли у подростков

Содержание
Введение. 2
Глава I.Психологические особенности воли. 4
1.1. Определение понятия «воля». 4
1.2. Представления о волевых качествах. 7
1.3. Структура и общие характеристикиволевых качеств. 8
1.4. Классификация волевых качеств. 11
1.5. Возрастные особенности воли. 15
1.5.1. Раннее детство. 15
1.5.2. Преддошкольныи возраст. 16
1.5.3. Младший школьный возраст. 17
1.5.4. Подростковый возраст. 22
1.5.5. Старший школьный возраст. 23
1.6. Развитие воли в подростковомвозрасте. 24
Глава II.Экспериментальное исследование волевых качеств подростков. 29
2.1 Анализ результатов, полученных послепроведения методики изучения импульсивности и волевой регуляции подростков. 29
2.2 Анализ результатов, полученных послепроведения методики «Социальная смелость». 30
2.3 Анализ результатов, полученных послепроведения методики «Самооценка силы воли». 31
Заключение. 32
Список использованной литературы… 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 39
/>/>Введение
Актуальностьпроблемы исследования воли в подростковом возрасте определяется потребностямицелого ряда общественных институтов, непосредственно включенных в процессформирования и воспитания членов общества.  Семья, школа, общество с каждымгодом предъявляют к подрастающему поколению все более высокиеморально-этические, социально-политические, идеологические требования.  
Труднопредставить себе то количество внешних и внутренних факторов, которыевоздействуют на подрастающего ребенка и каждый раз изменяют мир егопереживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и поступками.
Многиеученые, исследующие психологию подросткового возраста, обращают внимание напреобладание у несовершеннолетних эмоциональной сферы над волей, чтопроявляется, например, в эмоциональной неустойчивости, раздражительности и дажеагрессивности. Поскольку жизненный опыт подростков недостаточен, то имсвойственно стремление к самоутверждению, к показу своей самостоятельности. Вкругу своих сверстников они часто стремятся утвердить свое положение, показатьсебя людьми, знающими жизнь. Такое утверждение связано зачастую с подражаниемасоциальным формам поведения (неприятие воспитательных мероприятий).
Для подростка воля какчерта характера стоит на одном из первых мест. Волевые люди становятся для негоидеалом, на который он хотел бы походить. Однако как раз про подростков принятоговорить, что воля у них слабая.
У детей этого возрастаочень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально болеепривлекательного поведения, за счет поведения необходимого, требуемого. Иначеговоря, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируютразумное решение.
Родители иучителя оказывают влияние на формирование личности подростка и именно поэтомупристальное внимание к вопросам формирования и воспитания воли в подростковомвозрасте — важное условие эффективности индивидуального подхода вучебно-воспитательной работе.
Центральное место вработе занимает исследование особенностей волевой регуляции детей подростковоговозраста.
Работабазируется на теоретических исследованиях Е.П. Ильина, Б.Г. Ананьева, А.И.Высоцкого и др.
Использованы,в основном, типология волевых актов К.К. Платонова,  П.А. Рудик, С.Л.Рубинштейна.
Объект исследования:
20 подростков (12 юношей и 8 девушек), учащихся 8 класса.
Предмет исследования: волевые качества личности подростка.
Задачи:
1.    Произвести анализ литературныхисточников, освещающих вопросы психологии воли.
2.    Подобрать психодиагностическиеметодики для изучения волевые качества личности подростка и с их помощьюпровести исследование.
Для решения поставленныхзадач использованы следующие методы и методики исследования:
-  теоретическийанализметодологической, психологической и педагогической научной литературы поанализируемой проблеме;
-  методика«Самооценка силы воли»
-  методика«Изучение импульсивности и волевой регуляции у подростков»
-  методика«Социальная смелость»
Структура работы. Основными структурными элементамиработы являются: введение, две главы основной части, заключение,библиографический список использованной литературы, приложения./>/>/>/>ГлаваI. Психологические особенности воли./>/>/>1.1. Определение понятия «воля»
Проявлениеволи (точнее было бы — «силы воли», волевого усилия) в различных специфическихситуациях заставляет говорить о волевых качествах, свойствах личности. При этомкак само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качествостаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться вдействительном существовании этих качеств
До сих поримеются большие трудности в разведении или идентификации понятий, обозначающихволевую активность. Проявляет ли ребенок, требующий от родителей, чтобы емунепременно сейчас купили понравившуюся игрушку настойчивость, упорство? Всегдали дисциплинированность и инициативность характеризуют силу воли? Почему упсихологов решительность непременно упоминается вместе, со смелостью. Где граньмежду нравственным и волевым качеством? Все ли волевые качества нравственны?Эти и ряд других вопросов представляют не только теоретический, но ипрактический интерес, так как от их решения зависят методы диагностики волевыхпроявлений и педагогические методы развития конкретного волевого качества.
Волевые качества — этоособенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфическихусловиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.1
Желание, хотение, воля суть состояния сознания, хорошо знакомые всякому,но не поддающиеся какому-либо определению. Мы желаем испытывать, иметь, делатьвсевозможные вещи, которых в данную минуту мы не испытываем, не имеем, неделаем. Если с желанием чего-нибудь у нас связано осознание того, что предметнаших желаний недостижим, то мы просто желаем; если же мы уверены, что цельнаших желаний достижима, то мы хотим, чтобы она осуществилась, и она осуществляетсяили немедленно, или после того, как мы совершим некоторые предварительныедействия.
Единственные цели наших хотений, которые мы осуществляем тотчас же,непосредственно, — это движение нашего тела. Какие бы чувствования мы ни желалииспытать, к каким бы обладаниям мы ни стремились, мы можем достигнуть их неиначе, как совершив для нашей цели несколько предварительных движений. Этотфакт слишком очевиден и потому не нуждается в примерах: поэтому мы можемпринять за исходный пункт нашего исследования воли то положение, чтоединственные непосредственные внешние проявления — телесные движения. Нампредстоит теперь рассмотреть механизм, с помощью которого совершаются волевыедвижения.
Волевые акты суть произвольные функции нашего организма. Движения,которые мы до сих пор рассматривали, принадлежали к типу автоматических, илирефлекторных, актов, и притом актов, значение которых не предвидитсявыполняющим их лицом (по крайней мере лицом, выполняющим их первый раз вжизни). Движения, к изучению которых мы теперь приступаем, будучипреднамеренными и составляя заведомо объект желаний, конечно, совершаются сполным осознанием того, каковы они должны быть. Отсюда следует, что волевыедвижения представляют производную, а не первичную функцию организма. Это — первое положение, которое следует иметь в виду для понимания психологии воли. Ирефлекс, и инстинктивное движение, и эмоциональное суть первичные функции.Нервные центры так устроены, что определенные стимулы вызывают в известныхчастях их разряд, и существо, впервые испытывающее подобный разряд, переживаетсовершенно новое явление опыта1.
Воля как сознательнаяорганизация и саморегуляция деятельности, направленная на преодолениевнутренних трудностей,—это прежде всего власть над собой, над своими чувствами,действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разнойстепенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектриндивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений,характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли.Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности,встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживаеттакие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость ит. д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности,настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения воимя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.
Понятие воли, какизвестно, имеет в психологии множество значений. Мы будем считать, что воля —это способность человека достигать сознательно поставленную цель,преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Волевое поведение вэтом аспекте предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения,возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, тоесть овладение собственным поведением.
Умение владеть своимповедением — важное качество зрелого, взрослого человека. «Мы только тогдаможем говорить о формировании личности, — писал Л.С. Выготский, — когда имеетсяналицо овладение собственным поведением»1.
Прежде всего, волевымактом можно называть только действия или процессы целеподчиненные. Под цельюпонимается некоторый предполагаемый сознаваемый результат, к которому должнопривести действие. И, таким образом, процессы можно разделить на две группы: непроизвольные(к ним относятся автоматические, инстинктивные, импульсивные действия, т. е.действия по прямому побуждению, действия под влиянием аффекта, страсти) и преднамеренные,произвольные, т. е. целеподчиненные. Совершенно очевидно, что когда мыговорим о воле, то уже интуитивно всегда относим эти процессы к группепроизвольных.
Итак, мы пришли кнекоторой схеме всякого действия, которое может быть названо волевым. Еще разэта схема: действие реализует объективно два разных отношения, т. е.осуществляет две различные деятельности, следовательно, подчиняется двумразличным мотивам. В случае, когда один из этих мотивов является отрицательноэмоционально окрашенным, а другой, напротив, положительно, то возникаетситуация, типичная для осуществляющегося волевого действия. Если оба мотиваявляются положительными, то действие идет, но выпадает из категории волевых. Тоже самое с отрицательными мотивами, действие просто не идет, его нет. />/>/>/>/>/>/>/>1.2. Представления о волевых качествах
Как уже говорилось, воля — это толькообобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологическихэлементов. Говоря о составных элементах воли, имеется в виду ихсовокупность, их количество, различия и связи между ними.
Чаще всего отмечаютсятакие элементы (качества), как целеустремленность, решительность,настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладаниеи инициативность. К элементам воли отнесены критичность, исполнительность иуверенность.
Таблица 1 Волевые особенностиличности (по К. К. Платонову)
Волевые
свойства
 
Цель
и стремление
к ней
Возможности
и мотивы
 
Борьба
и выбор
мотивов
Решение

Осуществление решения
Сильная
воля
 
 
 
Четкое
осознание
цели
Интенсивное
стремление
Достаточные
 
 
 
 
Обоснованные
и быстрые
 
 
Обоснованное,
с интенсивным
стремлением
Стойкое 
 
 
Настойчивость
 
 
Отдаленная,
с интенсивным стремлением
Нормальные
 
 
Очень
стойкое 
 
Упрямство
 
 
 
Объективно-
неоправданная
 
Определяются не
объективным учетом всех
возможностей, а предвзятым
мнением
Необоснованное, с интенсивным
стремлением
Стойкое
 
 
  Податливость
Легко
меняющаяся
Определяются внушающим
влиянием других лиц
Легко
меняется
Различное
  Внушаемость Отсутствует Дается извне То же
Решительность
 
 
 
Четкое
осознание
цели
Интенсивное
стремление
Достаточные,
иногда
чрезмерные
 
 
Быстрые, но
не всегда
обоснованные
 
Четкое и
устойчивое
 
 
 
Стойкое 
 
 
 
 
Нерешитель-ность
 
Тоже
 
 
Тоже
 
 
Длительные
 
 
Отсутствует
или часто
меняется
Отсутствует
 
 
Слабоволие
 
 
 
Нечеткое,
со слабым
стремлением
 
Нечеткие
 
 
 
Незавершенные
 
 
Без
стремления
к его
выполнению
Нестойкое
 
 
 
А Ц. Пуни считает, что «укаждого человека волевые качества выступают как единая целостная система, ноструктура звеньев этой системы у разных люд неодинакова Более того, у одного итого же человека в различных видах деятельности она изменяется. Поэтому,совокупность волевых качеств следует рассматривать как подвижную, динамическуюсистему звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой»1./>/>/>/>/>/>/>/>1.3. Структура и общие характеристики волевых качеств.
П. А. Рудик (1962)отмечает, что «изучение структурных особенностей волевых качеств личности имеетсвоим следствием научное психологическое обоснование средств и методоввоспитания этих качеств. Вне такого психологического изучения методика волевоговоспитания приобретает грубо эмпирически характер и нередко приводит крезультатам, противоположным тем целям, которые ставил перед собой воспитатель»2.
Как и любые качестваличности, волевые качества имеют горизонтальную и вертикальную структуру.
Горизонтальную структуру образуют задатки, в роли которыхвыступают типологические особенности свойств нервной системы. Однако, признаваяэто, в ряде случаев психологи допускают ошибку в изложении этого вопроса. Делов том, что одни авторы, полагаясь на авторитет И. П. Павлова, считают, как ион, что есть хорошие и плохие типологические особенности. К хорошим отнесенысильная нервная (сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, кплохим — противоположные типологические особенности). В соответствии с этим вомногих учебниках до недавнего времени бездоказательно утверждалось, что хорошаяуспеваемость в учебе, высокие достижения в спорте и т. д. присущи только лицамс сильной, подвижной и уравновешенной нервной системой. Той же точки зренияпридерживается А. П. Рудик, полагая, что «положительными волевыми качествами(смелость, решительность, стойкость и др.) обычно обладают спортсмены ссильной, уравновешенной и подвижной нервной системой, в то время какотрицательные волевые качества (нерешительность, слабоволие, страх  имеют всвоей основе структурные особенности слабой нервной системы»1. Этоутверждение имеет мало общего с реальностью.
Установлено, что низкаястепень смелости (боязливость) связана с определенным комплексом типологическихособенностей: слабой нервной системой, преобладанием торможения по «внешнему»балансу, подвижностью торможения. Среди представителей тех видов спорта,которые связаны с переживанием страха и отсутствием страховки (прыжки спарашютом, прыжки на лыжах с трамплина, прыжки в воду), почти нет спортсменов сэтой типологической триадой.
Высокая степень решительностисвязана с подвижностью возбуждения и с преобладанием возбуждения по «внешнему»и «внутреннему» балансу нервных процессов, а в опасной ситуации — и с сильнойнервной системой. Кроме того, высокая степень решительности отмечается у лиц снизким уровнем нейротизма2.
Высокая степеньтерпеливости имеет связи с инертностью возбуждения, с преобладанием торможенияпо «внешнему» балансу и возбуждения по «внутреннему» балансу, с сильной нервнойсистемой.3
Такимобразом, каждое волевое качество имеет свою психофизиологическую структуру,которая в одних компонентах может совпадать у разных волевых качеств, а вдругих — расходиться. Например, люди, у которых отмечается высокая, степеньтерпеливости, могут и не обладать высокой степенью решительности, так как дватипологических признака из четырех у них противоположны тем, которые:обусловливают высокую степень решительности. Даже сила нервной системы, котораянекоторыми исследователями не совсем правомерно рассматривается как синоним«силы воли», не связана с решительностью, проявляемой в обычной, неопаснойситуации.
Вертикальная структура. Все волевые качества имеют сходнуювертикальную структуру. Это сходство состоит в том, что каждое волевое качествопредставляет собой как бы трехслойный пирог. Снизу лежат природные задатки —нейродинамические особенности, на которые накладывается второй слой — волевоеусилие, которое инициируется и стимулируется образующими третий слойсоциальными, личностными факторами — мотивационной сферой, прежде всегонравственными принципами. И от того, насколько у человека выражена силапотребности, желания, насколько он развит в нравственном отношении, во многом зависитстепень выраженности каждого волевого качества.
При этом в каждом волевомкачестве роль вертикальных компонентов может быть разной. Изучая степеньвыраженности ряда «родственных» волевых качеств (терпеливости, упорства инастойчивости) Е. К. Фещенко выявил, что терпеливость в большей степениопределяется природными задатками — типологическими особенностями свойствнервной системы, а по некоторым данным — и биохимическими характеристикамиработы организма, а настойчивость — в большей мере мотивацией, в частности —потребностью достижения. Упорство же занимает промежуточное положение и дляпоявления этого волевого качества одинаково важно как то, так и другое1.
Таким образом, можноговорить о свойствах, присущих воли в целом: широте, силе и устойчивости.Широта или узость волевого качества определяется им через количестводеятельностей в которых оно отчетливо проявляется. Сила волевого качестваопределяется уровнем проявления волевого усилия, направленного на преодолениетрудностей. Главным признаком устойчивости волевых качеств является степеньпостоянства проявления волевого усилия в однотипных ситуациях.  Соотношениеэтих свойств у разных людей может быть разным/>/>/>/>/>/>/>/>1.4. Классификация волевых качеств
На данный момент в психологиисложилось несколько подходов к классификации волевых качеств личности.
Например, Ф. Н. Гоноболинделит волевые качества на две группы, связанные с активностью и с торможениемнежелательных действий и психических процессов. К качествам первой группы онотносит решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность; качествамвторой — выдержку (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированностьи организованность. Правда, при этом Ф. Н. Гоноболин добавляет что невозможновсе волевые качества личности строго разделить на две группы зависимости отпреобладания процессов возбуждения и торможения. Иногда, подавляя однидействия, человек проявляет активность в других. И этим отличают с его точкизрения, дисциплинированность и организованность1.
В. И. Селивановобъективным основанием для разграничения различных волевых качеств тоже считаетдинамику процессов возбуждения и торможения. В связи с этим он делит волевые качествана вызывающие, усиливающие активность и на тормозящие, ослабляющие илизамедляющие ее. К первой группе он относит инициативность, решительность,смелость, энергичность, храбрость; ко второй группе — выдержку, выносливость,терпение2.
Р. Ассаджиоли выделяетследующие волевые качества:
1) энергия — динамическая сила —интенсивность; это качество определяется
    трудностью достижения цели;
2)мастерство — контроль — дисциплина; это качество подчеркивает регулированиеи    контролирование волей других психических функций;
3) концентрация — сосредоточенность —внимание; это качество имеет особенное значение, когда объект воздействия изадача непривлекательны;
4) решительность — быстрота — проворностьпроявляются в принятии решения;
5) настойчивость — стойкость —терпение;
6) инициатива — отвага — решимость напоступки; это склонность к риску;
7) организация — интеграция — синтез;воля выступает здесь как организующее звено объединения тех средств, которыенеобходимы для решения задачи.
В этой классификацииобращает на себя внимание объединение качеств, не имеющих отношения к «силеволи» и порой несовместимых, в триады (например, мастерство — контроль —дисциплина). Налицо смешение волевых проявлений с функциями и процессамиуправления активностью человека.
Другой подход кклассификации волевых качеств базируется на высказанной С. Л. Рубинштейноммысли о соответствии различных волевых качеств фазам волевого процесса. Так,проявление инициативности он относит к самому начальному этапу волевогодействия, после чего проявляются самостоятельность и независимость, а на этапепринятия решения проявляется решительность, которую на этапе исполненияволевого действия сменяют энергичность и настойчивость.
Эту идею С. Л.Рубинштейна развил М. Брихцин. Он выделил 11 звеньев психического управления икаждому из них приписал проявление определенных волевых качеств. Правда, вразряд волевых свойств у него попали предусмотрительность, расторопность(ловкость), осмотрительность и другие характеристики личности, которые трудноотнести к собственно волевым проявлениям1.
В.В. Никандров исходит всвоей классификации волевых качеств из представления о наличии в проявленияхволи пространственно-временных и информационно-энергетических параметров.Пространственная характеристика заключается в направлении волевого действия насамого субъекта, временная — в ее процессуальности, энергетическая — в волевомусилии, при котором затрачивается энергия, информационная — в мотивах, цели,способе действий и достигнутом результате. В соответствии с этим кпространственному параметру он относит самостоятельность (независимость,целеустремленность, уверенность), к временному — настойчивость (упорство,терпение, упрямство, стойкость, твердость, принципиальность,последовательность), к энергетическому — решительность и самообладание(выдержка, контроль, смелость, отвага, мужество), к информационному —принципиальность2.
Эта классификация тоже неидеальна, так как многие термины дублируют друг друга (стойкость — твердость,самостоятельность — независимость, самообладание — решительность, отвага —мужество), и, кроме того, во всех волевых качествах проявляется волевое усилие,а следовательно и энергия, поэтому энергетический параметр должен быть отнесенко всем качествам, а не только к решительности и самообладанию
Среди спортивныхпсихологов принято разделять волевые качества по степени их значимости для тогоили иного вида спорта. Чаще всего их делят на общие и основные.
Первые имеют отношение ковсем видам спортивной деятельности, вторые определяют результативность в конкретномвиде спорта К общим волевым качествам П.А. Рудик, Е.П. Щербаков отнеслицелеустремленность, дисциплинированность и уверенность А.Ц. Пуни и Б.Н. Смирновсчитают общим волевым качеством только целеустремленность.
К основным П А. Рудик иЕ. П Щербаков относят настойчивость, упорство, выдержку и самообладание,смелость и решительность, инициативность и самостоятельность1.
Ф. Генов и А. Ц. Пуни делят волевыекачества на три группы: ведущие для данного вида спорта, ближайшие к ведущим иследующие за ними ( поддерживающие).
Другим путем в решениипроблемы классификации волевых качеств идет  В. К. Калин. Он, исходя из функцийволевой регуляции, делит волевые качества на базальные (первичные) и системные (вторичные).К первым он относит энергичность, терпеливость, выдержку и смелость
В ходе накопленияжизненного опыта базальные волевые качества постепенно «обрастают» знаниями иумениями, необходимыми для того, чтобы осуществлять волевую регуляцию различнымиспособами, компенсирующими недостаточно эффективное проявление волевых усилий.Таким образом, низкий уровень развития каких-либо базальных качеств вынуждаетобразовывать более сложные системные (вторичные) волевые качества из элементов,выполняющих компенсаторные функции.
Системность вторичныхволевых качеств связана, как считает В.К. Калин, не только с включением в нихряда базальных волевых качеств как составных частей,: но и с накоплением знанийи умений в волевой регуляции, использованием самых различных непосредственных иопосредованных способов регуляции, с широким включением функциональныхпроявлений, относящихся к интеллектуальной и эмоциональной сферам. Последнее,отмечает автор, позволяет ставить вопрос о разделении системных качеств насобственно волевые и охватывающие функциональные проявления разных сфер(волевой, эмоциональной и интеллектуальной)2.
 Примером системногособственно волевого качества может служить храбрость, включающая как составныечасти смелость, выдержку и энергичность.
К системным вторичнымволевым качествам В.К. Калин относит также настойчивость, дисциплинированность,самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность,включающие функциональные проявления не только волевой сферы, но и другихсторон психики В этих качествах наиболее выражена, отмечает автор, личностнаясаморегуляция деятельности.
Высшим и наиболее сложнымсистемным волевым качеством В К Калин считает самоуправление организациейпсихических функций, т. е. способность и умение легко (быстро и с наименьшимизатратами) создавать и поддерживать такую функциональную организацию, котораянаиболее адекватна целям и условиям предмет ной деятельности. Это системноекачество связано с тем, насколько глубоко знает человек особенности изакономерности функционирования своей психики.
Большое место в выработкеэтого умения занимают профилактика (исключение) случаев установлениявзаимодействия со средой через энергоемкие функции и минимизация энергозатратна саму волевую регуляцию за счет подбора наиболее адекватных способов волевойрегуляции./>/>/>/> />/>/>1.5. Возрастные особенности воли/>/>/>/>/>/>/>1.5.1. Раннее детство.
Развитие произвольногоповедения маленького ребенка связано с осуществлением им познавательныхдействий и с подражанием взрослым. Манипуляции с вещами приводят к установлениюребенком важного для него факта, что после определенных действий могутпроисходить определенные события. Теперь он осуществляет эти действия радитого, чтобы произошли эти события, т.е. намеренно, целесообразно.
Боря (1 год) 84 разаприподнимал и отпускал крышку металлического кофейника. Под действием пружиныкрышка падала, каждый раз издавая громкий щелчок. Ребенок вздрагивал и сноваприподнимал крышку, как будто бы проверяя связь своего движения с падениемкрышки и звуком.
До двухлетнего возраста дети не могут воспроизвестизнакомое им действие без реального предмета действия (например, не имея ложки,показать, как ею пользуются) Поэтому существенным шагом в развитиипроизвольности является формирование способности к представлению отсутствующихпредметов, благодаря чему поведение ребенка определяется не только наличнойситуацией, но и представляемой (Л И Божович, 1960) Вследствие этого растетвремя удержания заданной ребенку цели действия, что создает предпосылки длясамостоятельной постановки цели в более старшем возрасте.
В 3 года действие без реальногопредмета могут сделать 94 % детей.
В период от 2 до 3 летзакладываются основы регулирующей функции речи. Большое значение дляформирования волевых действий у ребенка имеет выработка прочной и действеннойреакции на два главных словесных сигнала взрослых на слово «надо», требующеедействия даже вопреки желанию ребенка, и на слово « нельзя», запрещающеедействие, желаемое ребенком.
Однако побуждение и торможениедействий в этом возрасте в основном регулируются все-таки реальными внешнимистимулами.
С. Л. Рубинштейнотмечает, что было бы неправильно считать маленьких детей не способными ксамообладанию и изображать их маленькими дикарями, которые живут неподдающимися обузданию инстинктами и импульсивными влечениями. Уже на третьемгоду жизни дети обнаруживают самообладание. Оно проявляется в отказе отчего-нибудь приятного, а также в решимости сделать что-нибудь неприятное, еслиэто необходимо. Примерно к этому же времени (3-4 года) ребенок начинаетпонимать, что не всегда можно делать то, что хочется. Это значит, что детиспособны к самоограничению. В то же время делать выбор (например, между двумяигрушками) им еще трудно1.
К З годам, а иногда ираньше у детей проявляется выраженное стремление к самостоятельности «Я сам», —требует малыш, бурно протестуя против вмешательства и помощи родителей.
Маленькому ребенкугораздо труднее подчиниться требованию не делать что-то, чем приказу делать чтото другое. Поэтому взрослым выгоднее выражать свои требования не в негативной,а в позитивной форме «Ты уже большая девочка, покажи, как ты это умеешьделать».
Дети 3 лет проявляютвыдержку и терпение, если это предвещает им удовольствие.
С.Л. Рубинштейн пишет,что настойчивость проявляется уже в младенчестве. Правда он определяетнастойчивость как многократное повторение одного и того же эмоциональнопривлекательного акта.   Ильин полагает, что истинная настойчивость проявляетсяу детей значительно позже, доказательством чему служат целеустремленные занятиядетей 6-8 лет спортом, музыкой./>/>/>/>/>/>/>1.5.2. Преддошкольныи возраст.
Поскольку игроваяактивность является основной у дошкольников исполнение ребенком какой- нибудьигровой роли является сильным стимулирующим волевое усилие фактором.
 Т.О. Гиневская показала,что если ребенку предложить прыгнуть до черты на полу, то длина прыжкаоказывается значительно меньшей, чем тогда, когда тот же прыжок ребеноквыполняет, изображая зайку попрыгунчика или прыгуна-спортсмена. Чем старшестановятся дошкольники, тем меньше разница между проявлением волевого усилия в ролевойи безролевой ситуации. По данным 3.М. Мануйленко (1948), дети 3-4 лет могут,выполняя задание взрослого, выдержать неподвижную позу в среднем 18 с, но, взявна себя роль часового, сохраняют неподвижность почти в 5 раз дольше.
С.Е. Кулачковская отмечает,что способность сдерживать детьми свое импульсивное поведение возрастает от 4до 6 лет втрое.
С 4 лет развиваетсяконтроль за своими действиями. На 4-5-м году жизни у детей обнаруживаетсяпослушание, обусловленное пробуждающимся у детей чувством обязанности и, вслучае невыполнения какой-либо обязанности, чувством вины перед взрослыми. Вконце преддошкольного возраста ребенок делает в волевом развитии большой шагвперед он начинает брать на себя выполнение заданиям действовать из сознаниянеобходимости довести дело до конца. Шестилетние дети могут проявить инициативупри выборе цели, самостоятельность, упорство, но в основном тогда, когда ихдействия сопровождаются эмоциями радости, удивления или огорчения.
У детей старшегодошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой и длясаморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком.  Это — первоесамостоятельное проявление ребенком силы воли.
Однако для дошкольниковхарактерно и негативное проявление силы воли, выражающееся в упрямстве,негативизме и капризах (своеволии) А П Ларин показал, что упрямство возникаеткак при резком ограничении свободы ребенка, его самостоятельности (каксамозащита со стороны ребенка), так и при полной его без надзорности (онпривыкает действовать лишь по своему желанию)1./>/>/>/>/>/>1.5.3.Младший школьный возраст.
Поступление в школузнаменует новый этап в развитии волевой сферы личности ребенка Под влияниемпредъявляемых к нему требований (по некоторым подсчетам уже в первых классах их37), начинается усиленное развитие выдержки (сдержанности) и терпения какосновы дисциплинированного поведения, которое к концу первого года становитсяпривычным для ребенка
Исследования Е ИИгнатьева (1960), В И Селиванова (1949) и других показали, что у школьников 1-3-го классов заметно растет умение проявлять волевые усилия, что нагляднопроявляется в их умственной деятельности Начинают формироваться произвольныеумственные действия намеренное запоминание и припоминание учебного материала,произвольное внимание, направленное и устойчивое наблюдение, упорство в решениимыслительных задач.
Если в 1-м и 2-м классахшкольники совершают волевые действия главным образом по указанию взрослых, втом числе и учителя, то уже в 3-м классе они приобретают способность совершатьволевые акты в соответствии с собственными мотивами. При необходимостивоздержаться от какого-либо действия дети сами создают условия, исключающиепривлекательные действия, например отворачиваются, чтобы не посмотреть наинтересные картинки, запрещенные для рассматривания (Ш. Н Чхартишвили, 1963),или берутся за другое дело. Самостимуляция в этом возрасте используетсядостаточно широко, но в подавляющем большинстве случаев она диффузная, неподкреплена нравственными принципами. Школьник может проявить настойчивость вучебной деятельности, при занятиях физкультурой, только при наличии интереса кэтому. С.И. Хохлов (1970), например, показал, что школьники со слабым уровнемразвития воли проявляют высокую и достаточно устойчивую активность в изучениипредметов только при наличии интереса к ним, а при изучении нелюбимых предметоввысокая и устойчивая активность проявлялась только школьниками с высокимуровнем развития воли. У детей в этом возрасте еще не развиты волевые механизмыдостаточной силы, способные побороть влияние мешающих делу сильных эмоций, внешнихвоздействий. Часто школьники младших классов проявляют волевую активность лишьдля того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других (А. И. Высоцкий), ипрежде всего для того, чтобы заслужить расположение к себе взрослых, в томчисле и учителя.
У младших школьников вопределенной мере развита и самостоятельность. Однако их самостоятельностьпроистекает чаще всего от импульсивности вследствие возникающих у них эмоций ижеланий, а не в результате критического осмысления ситуации и своей роли в ней.
Нарастающее стремление ксамостоятельности и развитие самосознания нередко толкают школьников младшихклассов на намеренное неподчинение общим правилам. Такое поведение они считаютпроявлением своей взрослости и независимости. Часто, защищая свои решения, сужденияи поступки, школьники проявляют упрямство. Даже зная, что они не правы,школьники горячо отстаивают свое мнение. Проявление упрямства младшие школьникирасценивают как проявление ими упорства, настойчивости. Поводом для проявленияупрямства в учебной деятельности является конфликт между учащимся и учителем поповоду «несправедливо выставленной отметки». Чаще всего это происходит в томслучае, когда учитель не мотивирует выставление той или иной отметки или,постоянно порицая ученика, не замечает его усилий, не поощряет его. В этомслучае упрямство возникает как протест и проявляется в нежелании отвечать урокили подчиняться требованиям учителя.
Нельзя не отметить ипроявление уже в 3-м классе высокого уровня такого волевого качества, какрешительность, которая в определенной мере может быть связана со все ещедостаточно высокой в этом возрасте импульсивностью.
Проявление смелостимладшими школьниками во многом зависит от того, находится ли ребенок в группесверстников или ему приходится проявлять смелость одному. Как известно,родителям, пытающимся обучать плаванию своих детей, очень часто не удаетсязавести детей на глубину и заставить их лечь на воду. Однако при обученииплаванию первоклассников на уроках физкультуры все дети смело прыгали вглубокую воду, независимо от того, имелись у них типологические особенности,предрасполагавшие к проявлению боязливости, или нет. У взрослых же (студентов),по данным Ю. И. Шувалова (1988), влияние группы не сказывается на проявлениисмелости: при обучении плаванию на занятиях по физкультуре была выявлена четкаязависимость между типологическим комплексом трусливости и несмелым поведениемстудентов в начальном периоде обучения.
У младших школьниковвозрастает выдержка (сдержанность), умение сдерживать свои чувства. Выдержкапроявляется сначала в подчинении требованиям взрослых. Появляется изакрепляется она именно в младшем школьном возрасте, когда правила поведения вшколе начинают регламентировать поведение детей.
В. Ф. Иванова, изучавшаявыдержку у школьников младших классов, отмечает, что если первоклассники имеютеще поверхностные, отрывочные представления о выдержке, слабо осознают своивозможности в ее проявлении и, стремясь быть выдержанными, руководствуютсясвязанными с ближайшей перспективой мотивами, то ко второму классу у нихувеличивается способность сдерживать свои побуждения, расширяются представленияо выдержке, мотивы сдержанного поведения в какой-то мере становятся связаннымиуже с отдаленной перспективой.
Второклассники ужеприменяют и некоторые приемы самостимуляции, самоободрение, воспоминания огероях прочитанных книг. У учащихся третьих классов многие элементы сдержанногоповедения автоматизируются, оно проявляется уже в нескольких видах деятельности
Девочки более сдержанны,чем мальчики, у которых импульсивность сильнее (Е. И. Игнатьев, В. И.Селиванов). Авторы объясняют это особым положением девочек в семье, где онивыполняют ряд домашних поручений по организации быта и имеют большеограничений, что способствует воспитанию у них сдержанности. В то же времяшкольники младших классов еще не умеют владеть собой и сдерживать резкостьтона, развязность поведения или эмоциональную возбужденность, вызванныеслучайными обстоятельствами. Отсутствие выдержки проявляется и в преобладаниинепроизвольного внимания над произвольным, что приводит к легкой отвлекаемостидетей от учебных заданий, т е. к непреднамеренному нарушению учащимися младшихклассов дисциплины.
С. А Петухов показал, чтотретьеклассники проявляют инициативность в игре и учении лучше, чем в труде.Упорство у младших школьников развито еще слабо, даже у третьеклассников.Мальчики могут проявить упорство в подвижных играх, физической работе, но у нихможет не хватать его при выполнении домашнего задания или для того, чтобыдисциплинированно вести себя на уроках1.
Волевой мобилизациимладших школьников в учебной деятельности способствует ряд обстоятельств.
1. Связь задания с потребностями иинтересами школьников. Проявление школьниками младших классов волевойактивности во многом определяется их интересом к заданию, поскольку «надо» ещене является основой мотивации их деятельности. Поэтому проявление ими упорстваи настойчивости во многом зависит от того, насколько учителю удалось включитьвыполняемое задание в мотивационную сферу личности учащихся, сделать егозначимым для них.
2. Обозримость школьником цели. Разрешимость задачи для младшегошкольника часто определяется тем, видит ли он, где конец задания. По этомуповоду
 В. К Котырло пишет: «Открытостьцелей в наибольшей мере обеспечивается таким ограничением объема работы,которое создает возможность обозрения всего пути к цели. Обозначение каких-либовех на этом пути, указание точной конечной цели при наличии промежуточных вех ичеткое определение отдельных шагов к решению являются необходимыми условиямипридания деятельности школьника целенаправленности. И наоборот, размытостьграниц видения, неочерченность задачи становится препятствием для ее решения»2.
3. Оптимальная сложность задания. Слишком легкие задания расхолаживаютучащегося, а слишком трудные могут привести к снижению уровня волевых усилийили вообще к отказу от выполнения задания («все равно не сделать»). Заданиеоптимальной сложности, с одной стороны, должно быть доступным, а с другойстороны, должно дразнить самолюбие ученика («ну-ка попробуй, выполни этозадание!). Такое задание обеспечивает переживание учащимся успеха, что, в своюочередь, активизирует дальнейшие усилия.
4. Наличие инструкции о способахвыполнения задания.Учитель должен рассказать учащимся, как и в какой последовательности надовыполнять задание, какими средствами необходимо при этом пользоваться. Впротивном случае учащиеся начнут выполнять задание механически, бездумно ипосле нескольких неудачных попыток потеряют веру в свои силы.
5. Демонстрация учащимся ихпродвижения к цели. Учитель должен так организовать учебную деятельностьмладшего школьника, чтобы он видел свое продвижение к цели, а главное —осознал, что это продвижение является результатом его собственных усилий./>/>/>/>/>/>1.5.4.Подростковый возраст.
В этом возрасте, какотмечает А. И. Высоцкий, происходит коренная перестройка структуры волевойактивности. В отличие от школьников младших классов подростки значительно чащерегулируют свое поведение на основе внутренней стимуляции (самостимуляции). Вто же время волевая сфера подростков весьма противоречива. Это связано с тем,что при значительно возросшей общей активности подростка механизмы его волевойактивности еще недостаточно сформированы. Внешние же стимуляторы(воспитательные воздействия и пр. ) в силу критичности подростков, ихстремления к независимости воспринимаются иначе, чем в младшем школьномвозрасте, и поэтому не всегда вызывают соответствующую волевую активность.Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства, отчасти этосвязано с тем, что вследствие утверждения своего «Я», права на собственноемнение, на свою точку зрения советы взрослых воспринимаются критически.Настойчивость проявляется только в интересной работе1.
Приходящийся на этотвозраст процесс полового созревания существенно изменяет нейродинамику(увеличивает подвижность нервных процессов, сдвигает баланс в сторонувозбуждения), что тоже приводит к изменению волевой сферы. Преобладаниевозбуждения над торможением затрудняет применение запрещающих санкций,основанных на соображениях морали, снижается выдержка, самообладание.
Возрастает смелость(которая в этот период вообще достигает наибольшего проявления). Под влияниемпатриотических чувств подростки могут совершить даже героический поступок, чтонеоднократно наблюдалось во время Великой Отечественной воины.
В то же время, как показали В.И. Камышова и И.К.Петров, подростки 12-14 лет переоценивают уровень развития у себя волевыхкачеств, особенно терпеливости и энергичности (по В К Калину). У школьников 12лет наблюдается дисгармония в развитии основных волевых качеств, но уже в 13лет появляется некоторая гармония. Пятнадцатилетние подростки в целом адекватнооценивают развитие у себя основных волевых качеств самооценка и оценка состороны группы совпадают. Но эти подростки склонны к переоценке настойчивости,самостоятельности, целеустремленности1./>/>/>/>/>/>1.5.5.Старший школьный возраст.
У старшеклассниковмеханизм самостимуляции является определяющим в проявлении ими волевойактивности. Самостимуляция не только лучше осмысливается, но и болеедифференцированно используется при преодолении трудностей, она становитсяглавным компонентом в психологической структуре волевой активности учащихся.
 Старшеклассники могутпроявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели,резко увеличивается способность к терпению, например при физической работе нафоне усталости (поэтому старшеклассников можно заставлять работать достаточнодолго и на фоне утомления, в то время как требовать того же от младшихшкольников опасно). Однако у девочек в старших классах резко снижаетсясмелость, что создает определенные трудности в их физическом воспитании.
В старших классахусиленно формируется моральный компонент воли. Воля проявляется школьниками подвлиянием идеи, значимой для общества, товарищей. Часто волевая активность устаршеклассника приобретает характер целеустремленности.
В свете сказанного,очевидно, нуждается в корректировке сложившееся представление о слабом развитииволи у детей.  Вряд ли это справедливо в отношении величины волевого усилияребенка для преодоления трудности он, как и взрослый, может приложить максимумволевого усилия. Доказательств же того, что максимум волевого усилия ребенкаменьше такового у взрослых, пока нет, ведь о таких психологических категориях,как волевое усилие, сила мотива, степень выраженности способности, можно лишьсудить (по косвенным признакам), но нельзя их измерить. Если же рассматриватьдругие компоненты волевой регуляции — сознательный характер управления волевымусилием, моральный компонент воли и т д. — то здесь, несомненно, следуетпризнать большую развитость этих компонентов у взрослых, чем у детей.
Таким образом, подход коценке степени развитости воли как в возрастном, так и в индивидуальном аспектедолжен быть дифференцированным, исходя из многокомпонентной структуры воли. Помере развития психики ребенка волевая регуляция меняется./>/>/>/>1.6.Развитие воли в подростковом возрасте
Дляподростка воля (и как черта другого человека, сверстника или взрослого, и какжелаемая собственная черта) стоит на одном из первых мест. Люди, обладающиеволевыми качествами, становятся для подростка идеалом, на который он хотел быпоходить и которому старается подражать. Именно такой высокой оценкойподростками волевых свойств личности и объясняется то, что ребята в качествеперспективы самовоспитания чаще всего выдвигают задачу воспитания воли.
Однако какраз про подростков принято говорить, что у них слабая воля, более слабая, чем удетей других школьных возрастов. Подростки недостаточно организованны, легкопасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут себявопреки усвоенным, казалось бы, требованиям и правилам поведения. Правда, этобольше относится к младшим подросткам, но и среди старших немало таких. Неменяет дела и акселерация. Напротив, при ускоренном физическом и в некоторойстепени психическом развитии особенно бросается в глаза отсутствие волевыхкачеств.
Безусловно,развитие воли по мере взросления ребенка не идет вспять. И уровень развитияволи у подростка сам по себе не становится ниже. Просто подростки живут идействуют в более сложной социальной ситуации, требующей от них более высокихформ саморегуляции, в том числе и более сложных проявлений волевого поведения,к чему они не всегда готовы.
Вподростковом возрасте и учебная деятельность ребенка, и положение его средиокружающих существенно меняются. Учение (как и все другие виды деятельности, втом числе общественная и трудовая) становится более сложным, требующимзначительно больших усилий, большей самостоятельности и ответственности.Отношение взрослых к подростку также меняется: они ждут от подростка болеезрелого, более «взрослого» поведения, предполагающего проявление волевыхкачеств личности. И это понятно: ведь подросток становится и более разумным, иболее сильным, и более развитым физически.
В семьеповышение требований к подростку в значительной степени обусловлено реальнойнуждой родителей в его помощи. В домашнем обиходе часто действительно бываетвостребована физическая сила подростка, его знания и умения. Если к болеемладшим детям родители обычно обращаются лишь с отдельными поручениями (вымытьпосуду, подмести пол), то подросткам не так уж редко приходится нести по домуопределенные постоянные обязанности (ходить за покупками в магазин, участвоватьв приготовлении еды, присматривать за маленькими детьми). Тут, конечно,требуется значительно больше организованности, ответственности,самостоятельности.
Правда, можно наблюдать и прямо противоположную картину. Отношение родителей кподростку не меняется. Они стремятся сохранить над ним ту же власть, какая былау них прежде, хотят постоянно руководить им, лишают его самостоятельности исвободы. Обычно это вызывает у подростка резкий протест, он упрямится и дажебунтует. Подобные конфликты мешают воспитанию волевых качеств.
Огромноезначение для подростка имеет то положение, которое он занимает в коллективесверстников. Конечно, и тогда, когда он учился в младших классах, коллектив вего жизни присутствовал, но ни отношения в нем, ни «общественное мнение» еще неимели для ребенка того решающего значения, которое они приобретают теперь.Раньше во всем главенствовал взрослый, дети хотели получить прежде всего егоодобрение, подражали ему в своем поведении. А для подростка именно законыколлективной жизни являются теми нравственными правилами, подчиняться которымони всячески стремятся. Но так как требования сверстников и взрослых часторасходятся, то приходится делать выбор, а всякий выбор, как известно, — важнейшая составляющая волевого поведения.
И на все этонакладываются возможности и потребности самого подростка.
У подростков много новых разнообразных интересов, выходящих далеко за пределышколы и учения. Они начинают увлекаться спортом, техникой, различными видамиискусства. У них возникает интерес к другому полу, тяга к развлечениям, к времяпрепровождениюв компании сверстников. Все это в какой-то степени отвлекает подростков отвыполнения их основных обязанностей и создает дополнительные трудности в смыслеуправления своим поведением1.
Одновременнос этим у подростков (особенно у старших) уже складывается умение анализироватьсвое поведение, появляется свое личное отношение к окружающему, собственныеобразцы для подражания, собственные требования к себе. Причем эти требованиячасто не совпадают с возможностями подростков им соответствовать. В результатеподростки нередко чувствуют себя людьми со слабой волей, что вызывает у нихнедовольство собой, чувство неполноценности. Понятно, почему многие ребятаначинают стремиться к воспитанию в себе именно этих качеств.
Такимобразом, налицо расхождение, с одной стороны, между требованиями жизни иинтересами ребенка, с другой — между его возможностями и собственнымитребованиями к себе. Нужен уже достаточно высокий уровень развития воли, чтобыэти расхождения преодолеть. И как раз этого уровня чаще всего подростки еще недостигают. Зная все это, взрослые лучше смогут понять поведение подростков, ихособенности, их переживания и конфликты.
Наблюденияпоказывают, что очень часто ребята проходят стадию так называемогоклассического волевого акта. Они переживают острую борьбу мотивов (делать лито, что надо, или то, что хочется), после чего появляется намерение и, наконец,осуществляется его исполнение. Однако такого рода произвольное поведение оченьсложно и трудно.
Дело в том,что у подростков очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользуэмоционально более привлекательного поведения за счет поведения необходимого,требуемого. Скажем, надо сделать выбор: сесть за приготовление уроков илипродолжать компьютерную игру. И подросток незаметно для себя начинаетподыскивать аргументы в пользу игры (дискету надо отдавать, по физике завтра,наверное, не спросят). Словом, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем увзрослых, мешают принять разумное решение.
Как правило,подростки не умеют предвидеть те последствия своего поступка, которые зависятне от объективных обстоятельств, а от собственного психологического или дажефизического состояния. Откладывая «на потом» выполнение неинтересного дела(приготовление уроков, уборку комнаты) и точно рассчитав по времени, что онуспеет это сделать позже, подросток тем не менее не учитывает, что потом у негобудет еще меньше желания работать, что он устанет или захочет спать.
Частоподросток бывает намерен поступить так или иначе под влиянием владеющего им вданный момент чувства. Например, под влиянием товарищей или минутного сильноговпечатления (телевизионной передачи, скажем) подросток принимает решениесистематически делать зарядку. Но постепенно эмоция ослабевает, и у подростка,предоставленного самому себе, намерение остается невыполненным. Вот почему такважно поддерживать намерения подростка, вместо того чтобы упрекать его внедостаточной силе воли.
Точно так жедобрые намерения могут оказаться невыполненными потому, что силы свои подростокрассчитать не может. Вот он решает добиться хороших отметок по какому-тошкольному предмету; быстро это сделать не удается и его намерение ослабевает.Задача взрослого — помочь ему правильно рассчитать свои силы, распределитьвремя.
Все этитрудности объясняют, почему подростки проявляют слабость воли скорее, чем болеемладшие дети. Т.е. достигают поставленных целей чаще в результате сильногостремления утвердить себя в новой для них роли школьника, заслужить одобрения взрослых.А для подростков эти стимулы теряют значение.
Огромноезначение имеет формирование таких качеств личности подростка, как чувстводолга, ответственности, привычка к систематическому труду, наличие широкихпознавательных интересов. Очень ценно, чтобы перед подростком уже возникалапроблема самоопределения, то есть постепенно складывалось представление о егобудущем месте в жизни, устойчивый интерес к какой-либо профессии иликакому-либо виду деятельности. Это залог организованности поведения, умениядостичь поставленных целей.
Формированиечувства долга, ответственности и вообще всех нравственных чувств начинаетсяочень рано, и в подростковом возрасте эти чувства могут достигать ужедостаточно высокого уровня. Но если это не сопровождается выработкойсоответствующих нравственных привычек, может выйти так, что, несмотря на всеусилия, подросток не может противостоять соблазну поступать так, как ему вданную минуту хочется. Он ведет себя наперекор своим нравственным чувствам, иэто заставляет его переживать недовольство самим собой, раскаяние и дажеприводит к снижению самооценки. Вот почему так важно обратить внимание навыработку именно привычек нравственного поведения.
Частоподростки понимают задачу воспитать у себя сильную волю довольно своеобразно.Они как бы не замечают проявлений воли в повседневной жизни, не хотят признать,что и усидчивая работа, и постоянное прилежание также требует воли. Они видятпроявление воли преимущественно в героических поступках, совершаемых в каких-тоисключительных обстоятельствах. Стремясь воспитать в себе «настоящую» волю,подростки берут как образец героические поступки. И сами упражняются в каких-топоступках, совершаемых в экстремальных условиях. Один рассказывал, что каждыйдень сидит в жгучей крапиве, «как в засаде», другой несколько раз ночью ходилна кладбище, третий спит на голых досках.
Учитываятакое своеобразное понимание подростками задачи воспитания воли, очень важнововремя и тактично показать им верный путь, направить их усилия не на из рядавон выходящие упражнения, а на то, чтобы развивать в себе выдержку,организованность, верность слову в повседневных делах и обязанностях1.
Глава II. Экспериментальное исследование волевых качеств подростков/>/>2.1 Анализ результатов, полученных после проведенияметодики изучения импульсивности и волевой регуляции подростков.
Данная методикапредставляет собой анкету, содержащую 24 вопроса. Отвечая на них, подростокимеет выбор из 5 ответов, каждый их которых оценивается по пятибалльнойсистеме. Вопросы непосредственно касаются оценки подростком своих действий вразных ситуациях.
Мною было сделанопредположение, что по меньшей мере, у 30% испытуемых уровень импульсивностипревышает уровень волевой регуляции. Однако анализ результатов показывает, чтопредположение неверно: у 100% испытуемых уровень волевой регуляции (ряд 2)значительно превышает уровень импульсивности (ряд 1).Уровниимпульсивности и волевой регуляции
/>
Испытуемые
 
Вывод:методика подтверждает положение о том, что у юношей и девушек в возрасте 14-15лет уже сформирована такая важная сторона личности как способностьконтролировать и управлять своими эмоциями и чувствами. Они в состоянии датьоценку своим поступкам, хотя нередко затрудняются объяснить мотивы, побудившиеих совершать подобное./>/>2.2 Анализ результатов, полученных после проведенияметодики «Социальная смелость».
Результатытестирования представлены в таблице 2№ Испытуемый Баллы Ср. значения мальчиков Ср. значения девочек 1 Александр А. 20    22.2 12.6 2 Иван П. 21 3 Ирина М. 15 4 Анна С. 12 5 Арина И. 18 6 Андрей К. 26 7 Иван М. 23 8 Софья А. 10 9 Алексей Р. 24 10 Родион В. 21 11 Владимир С. 21 12 Светлана Г. 13 13 Инга Д. 14 14 Евгений У. 24 15 Дарья Р. 9 16 Демьян Ч. 16 17 Диана О. 10 18 Ян О. 26 19 Степан Ю. 19 20 Вячеслав К. 25
Такимобразом, для данной группы характерно следующее: у мальчиков уровень социальнойсмелости выше, чем у девочек.
/>/>2.3 Анализ результатов, полученных после проведенияметодики «Самооценка силы воли».
Результатытестирования представлены в таблице 3№ Испытуемый Баллы Ср. значения мальчиков Ср. значения девочек 1 Александр А. 22    23 15.9 2 Иван П. 24 3 Ирина М. 21 4 Анна С. 13 5 Арина И. 10 6 Андрей К. 21 7 Иван М. 19 8 Софья А. 14 9 Алексей Р. 29 10 Родион В. 22 11 Владимир С. 24 12 Светлана Г. 22 13 Инга Д. 18 14 Евгений У. 19 15 Дарья Р. 16 16 Демьян Ч. 24 17 Диана О. 13 18 Ян О. 22 19 Степан Ю. 26 20 Вячеслав К. 24
Таким образом сила воли у подростков мужского пола выражена сильнее, чему девушек. Это может быть обусловлено тем, что  у мальчиков-подростковразвитие взрослости связано с их активной ориентацией на определенноесодержание мужского идеала — качества «настоящего мужчины». Это, содной стороны, — сила, воля, смелость, мужество, выносливость, с другой — верность дружбе и товарищам.
В силу этой ориентации значительная часть мальчиков начинает развивать усебя силу воли и волевые качества различными упражнениями, и иногда выдаетжелаемое наличие силы воли за действительное.
Волевые качества школьниц-подростков не проявляются столь выраженно.Различие между девочками и мальчиками в школьных делах заключается в том, чтодля девочки достаточно сознания того, что она действует так, как с нееспрашивают, лишь бы ей внушили, что в этом есть необходимость и смысл. Мальчикиже обязательно должны сами понять и смысл, и значение мероприятия. Большинство девочекне имеют выраженных волевых качеств и не стремятся их развивать. Заключение.
Выполненная работа дополняетпредставление о психологии волевых процессов в общем, и в подростковом возрастев частности. В работе представлена характеристика подросткового возраста, какпереходного, критического, трудного, но и жизнеутверждающего, направленного вбудущее.
            Социокультурнаямодернизация и переход экономики на рыночные отношения вызывают необходимость вновом подходе к проблеме социальной самореализации личности.
            В наиболее трудномположении в современной ситуации оказались молодые люди, находящиеся вподростковом и юношеском возрасте. Потребность молодежи в самоопределении,стремление к самоутверждению, самоусовершенствованию, с одной стороны,стимулируются происходящими в обществе процессами, с другой – ограничиваютсяотсутствием социальной поддержки в определении своего места в системесоциально-профессиональных отношений.
            Общество говоритего члену, что он свободен, независим, может строить свою жизнь в соответствиисо своей свободной волей, он может получить то, что хочет, если будет деятелени энергичен. В действительности для большинства людей все эти возможностиограничены, так как современное общество основывается на принципеиндивидуального соперничества.
            Именно поэтомувопросы изучения и развития воли в подростковом возрасте особенно актуальны внастоящее время.
Список использованнойлитературы
1.      Алексеев Н.Г. Воля // Философский энциклопедический словарь.- М.: Сов.энцикл., 1983.- с. 90-91.
2.      Баканов Е.Н. Исследование генезиса волевого действия.- М: МГУ, 1979.-с-22
3.      Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа.- 1981.- №1.- с. 32-35.
4.      Брихцин М. Воля иволевые качества//Психология личности в социалистическом обществе.-М., 1989
5.      ВыготскийЛ.С. Собр. Соч. Т. 4.-М., 1983. -с. 225
6.      Высоцкий А.И.Волевая активность школьников и методы ее изучения.-Рязань, 1979. –с.9
7.      Гоноблин Ф.Н.Психология. Учебное пособие.-М., 1976.- с.42
8.         Джемс У.Психология.-М., 1991.  –с.98.
9.      Зимин П.П. Воля иее воспитание у подростков.-Ташкент, 1985.-с.47
10.   Иванников В.А. Проблема воли: история и современность // В сб.:Проблемы  психологии воли.- Рязань, 1991.- 199 -с. 7-9.
11.   Ивашкин В.С. Природа и психологические механизмы волевого усилия //Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.- с. 19-23.
12.    Ильин Е.П. Психология воли.-СПб.,2000.- с.114-254.
13.   Калин В.К. Волевая регуляция деятельности. Автореф. докт. дисс.-Тбилиси, 1989.-с. 36
14.    Калин В.К. На путях построения теорииволи //Психологический журнал.-1989.-№2
15.      Милютина Е.Л. Особенности эмоционально-волевой регуляции в условияхвнутреннего конфликта (на примере наркозависимости).- Киев, 1991.- с.16
16.      Мюнстерберг Г. Психология и учитель.-М., 1997.-с. 17
17.   Немов Р.С. Психология. Кн.1.-М., 1995.-с.57
18.      Никандров В.В.Систематизация волевых свойств человека.-Весник СпбУ-1995.-№3
19.    Никифоров Г.С. Самоконтрольчеловека.-Л., 1989.-с.35
20.      Петяйкин И.П.Психологические особенности решительности.-М., 1978. -с. 15
21.    Платонов К.К. Краткие словарь системыпсихологических понятий.-М., 1984.-с. 62
22.   Прядеин В.П. К структуре волевых качеств // Проблемы психологии воли.-Рязань, 1991.-с. 16-19.
23.      Пуни А.Ц.Психологические основы волевой подготовки в спорте.-М., 1977.- с. 23
24.    Рубинштейн С.Л. Основы общейпсихологии.-СП., 1999.-с.34-78
25.    Рудик П.А. Психология волиспортсмена.-М., 1973. -с. 26
26.      Селиванов В.И.Воля и ее воспитание.-Рязань, 1992. -с.13
27.    Селиванов В.И. Избранныепсихологические труды.-Рязань, 1992.-с.194
28.    Селиванов В.И. Основные подходы кпсихологическому исследованию волевой активности личности // Экспериментальныеисследования волевой активности.- Рязань, 1986.- 138- с. 3-23.
29.    Фещенко Е.К. Возрастно-половыеособенности самооценки волевых качеств.-СПб., 1999. -с. 32
30.      Шульга Т.И.Становление волевой регуляции в онтогенезе. Автореф. докт. дисс. М., 1994.-с.38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
Анкета изучения импульсивности и волевой регуляцииподростков.
1. Всегда быстро находишь ответ, когда тебя о чем-тоспрашивают (возможно, и неверный).
а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда
2. У тебя часто меняется настроение.
а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда
3. Многие вещи тебя раздражают, выводят из себя.
а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда
4. Ты обидчив, но не злопамятен.
а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда
5. Когда кто-то на тебя кричит, он кричит в ответ.
а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда
6. Может нагрубить родителям, учителям.
а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда
7. Требуешь к себе внимания, не хочешь ждать.
а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда
8. Горячишься во время разговора, часто повышаешь голос.
а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда
9. Любишь организовывать и предводительствовать.
а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда
10. Похвала и порицание действуют на тебя сильнее, чем надругих.
а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда
11. Если в пылу полемики вашоппонент срывается и допускает личный выпад против вас, то вы:
а) отвечаете в еще болеегрубой форме
б) отвечаете ему тем же,
в) демонстративнооскорбляетесь,
г) прерываете с ним разговор,чтобы успокоиться.
д) не обращаете на этовнимание,
12. Если друзья или коллегиначинают над вами подтрунивать, то вы:
а) злитесь на них.
б) стараетесь уйти от них идержаться подальше,
в) сами включаетесь в игру иначинаете подпрыгивать им, подшучивая над собой,
г)делаете безразличный вид,но в душе негодуете.
д) не обращаете никакоговнимания
13. Часто ли вы задумываетесь надтем, какое влияние твои поступки оказывают на окружающих людей?
а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда
14. Ты не бросаешь работу на полпути, несмотря на усталость
а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда
15. Тебя раздражает, когда на остановке приходится долгождать транспорт, даже если ты не торопишься
а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда
16.Если требуют обстоятельства можешь долго заниматьсянеинтересным делом
а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда
17. Установив распорядок ты его соблюдаешь, даже если этонеудобно
а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда
18. Ты всегда отстаиваешь свое мнение, если прав.
 а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда
19. Даже если в работе не все получается, стараешься доводитьее до конца.
а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда
20. Участвуешь ли ты в разных соревнованиях
а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда
21. в споре тебе удается сохранить выдержку
а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда
22. Специально учишься владеть с собой
а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда
Оценка теста: шкала импульсивность — вопросы 1-12; а-5баллов, б-4, в-3, г-2, д-1.
шкалаволевой регуляции – вопросы 13-24; а-5 баллов, б-4, в-3, г-2, д-1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
Методика «Социальная смелость»
 
Данная методика являетсяфрагментом методики многофакторного исследованияличности Р. Кеттелла (фактор Н).
Текст опросника
1.  При общении с людьми я:
а) с готовностью вступаю вразговор;
б) нечто среднее;
в) предпочитаю спокойно оставаться в стороне.
2    Я чувствую себя немного непо себе, если неожиданно оказываюсь в центре внимания группы людей
а) да,
б) нечто среднее,
в) нет
3   Я всегда рад оказаться средилюдей, например в гостях, на танцах, на какой-либо к коллективной встрече
а) да,
б) нечто среднее,
в) нет
4    Обычно я молчу вприсутствии старших по возрасту, опыту и положению
а) да,
б) нечто среднее,
в) нет
5    Мне трудно говорить илидекламировать перед большой группой людей
а) да,
б) нечто среднее,
в)  нет
6    Волнение перед выступлениемв присутствии многих людей я испытывал
а) довольно часто,
б) иногда,
в) почти никогда
7    Когда я нахожусь в большойгруппе людей, то я предпочитаю молчать и предоставив слово другим
а) да,
б) нечто среднее,
в) нет
8    Мне легко вступить вконтакт с людьми во время различных общественных мероприятий
а) верно,
б)  не уверен
в)неверно
9    Когда требуется немногодипломатии и умения убедить людей что-либо сделать, с обычно просят меня
а)верно
б) не уверен
 в)неверно
10   Я считаю себя открытымобщительным человеком
а) да,
б) нечто среднее,
в) нет
11    В общении я
а) свободно проявляю своичувства,
б) нечто среднее
в) держу свои переживания «просебя»
12    Мне не очень нравитсякогда смотрят как я работаю
а) да   б)  нечто среднее,  в)нет
13    Я отношусь к типуэнергичных людей, которые всегда заняты
а) да,    б)  не уверен,   в)нет
Обработка данных опроса: заответы «а» и «в» начисляется по 2 балла, за ответ «б» — 1 балл. Учитываютсяответы «да» по пунктам 1,2,4, б, 8,10, 12,13 и ответы «нет» по пунктам 7, 9,11. Высчитывается общая сумма баллов.
Выводы
Чем больше набранная суммабаллов, тем больше выражена социальная смелость.ПРИЛОЖЕНИЕ 3
МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
Тест «Самооценка силыволи»
Методика описана Н Н Обозовым (1976) и предназначена для нойхарактеристики проявления «силы воли»
Инструкция
На приведенные 15 вопросов можноответить «да» — 2 балла, «не знаю» или «случается» — 1 балл, «нет» — 0 баллов.
При ответе необходимо сразуставить очки
Текст опросника
 
1         В состоянии ли Вы завершить начатуюработу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельствапозволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней
2         Преодолевали ли Вы без особых усилийвнутреннее сопротивление когда нужно было сделать что-то вам неприятное(например, пойти на дежурство в выходной день
3         Когда попадаете в конфликтную ситуацию наработе или в быту, в состоянии ли вы взятьсебя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальнойобъективностью
4         Если Вам прописана диета, сможете ли Выпреодолеть все кулинарные соблазны
5         Найдете ли Вы силы утром встать раньшеобычного как было запланировано вечером
6         Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобыдать свидетельские показания
7         Быстро ли Вы отвечаете на письма
8         Если у Вас вызывает страх предстоящий полет насамолете или посещение зубного кабинета, сумеете ли Вы без особого трудапреодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения
9         Будете ли Вы принимать очень неприятноелекарство которое Вам рекомендовал врач
10       Сдержите ли Вы данное сгоряча обещание, дажеесли его выполнение принесет немало хлопот, являетесь ли Вы человеком слова
11       Без колебании ли Вы отправляетесь в поездку внезнакомый город если это необходимо
12       Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня времени пробуждения, приема пищи, занятии, уборки и прочих дел
13       Относитесь ли Вы неодобрительно к библиотечнымзадолжникам
14     Самая интересная телепередача незаставит Вас отложить выполнение срочной работы. Так ли это?
15     Сможете ли Вы прервать ссору и замолчать,какими бы обидными ни казались Вам слова противоположной стороны?
Подсчитывается сумма набранныхбаллов: 0-12 баллов — «сила воли» слабая; 13-лл — «сила воли» средняя; 22-30баллов — «сила воли» большая.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Иммунологический сахарный диабет
Реферат Клуб любителей бега. Спондилолистез: советы пострадавшего
Реферат Психологические аспекты переговорного процесса
Реферат Формирование осанки младших школьников средствами физической культуры
Реферат Производство и природа человека: марксистский подход
Реферат Проблема электорального участия в политической жизни
Реферат Контекстуально-інформаційна модель Київського національного університету імені Тараса Шевченка
Реферат Что такое речевой акт
Реферат Учасники адміністративних проваджень з державної реєстрації речових прав на нерухоме майно
Реферат Методы документального контроля
Реферат Страхование, его экономическое содержание
Реферат Планирование маркетинговой деятельности компании ООО "Интерлизинг"
Реферат Изучение условий образования ароматических полиимидов и сополибензоксазолимидов на основе 3,3'-диокси-4,4-диаминодифенилметана
Реферат Договор на выполнение научно-исследовательских работ
Реферат Польский поход РККА