Современный горожанин глазами психотерапевта
Марина Белокурова
В
психологии существует, как известно, множество принципов выделения различных
типов личности. Например, на интравертов и экстравертов, на аудиалистов,
визуалистов и кинестетиков, на сангвиников, меланхоликов, холериков и
флегматиков и т.п. В процессе моей практики мне удалось сформировать для себя
систему социальных типов городского населения (имея в виду прежде всего
Москву), сформировавшихся в результате советского и постсоветского воспитания.
Наиболее
яркий тип - МАМЕНЬКИН СЫНОК, чаще всего потомственный интеллигент. В детстве
был очарователен, талантлив, мамин идеал, в результате чего фактически
прекратил развитие (был настолько хорош для своей мамы, что в формировании
личности не нуждался). Сегодня по большей части сидит дома, так же как раньше
сидел на какой-нибудь кафедре или в научном институте за 130 р. в месяц, не нуждаясь
в зарабатывании на жизнь (основные жизненные потребности, включая квартиру,
дачу и т.п., обеспечивались родителями). Сейчас абсолютно не приспособлен к
жизни, так как не может реализовать свой потенциал и интеллектуальные
способности. Смотрит телевизор, ходит в магазин, ноет, всех ругает, сидит на
шее у жены. Чаще всего, полноват (комплекция остается такой же, какой была до 7
лет - лучшее для него время) и с бородой, призванной скрыть мягкий подбородок и
точку воли. Раним, нежен, может хорошо сидеть с детьми, однако в сегодняшних
условиях при наличии у жены достаточных средств легко меняется на няню.
Дополняющим
к этому типу чаще всего выступает тип ГИПЕРМАТЕРИ, в 10-11 лет усвоившей стиль
авторитарного семейного диктата. На характере поведения сказывается фрустрация
(сексуальная неудовлетворенность), когда все функции женщины упираются в
социальную роль. Соответственно, крутая общественница (раньше профсоюзный
лидер). Стремится держать все под контролем («Всем сдать взносы!»). При этом
гиперматеринство основано прежде всего на подавлении своего ребенка (я лучше
знаю, что тебе надо) и окружающих, вместо мудрого руководства. Живя в маске,
создает ловушку для собственного ребенка.
Другой
женский тип, по своему характеру, однако, больше коррелирующий с «маменькиным
сынком» - ПАПИН ИДЕАЛ. Выстраивается примерно в том же возрасте и в похожей
обстановке: не давая дочери возможности самой выстроить себя как женщину,
гипермать вынуждает ее идти другим путем. Папин идеал не способна на действия в
социальном плане, зато отлично способна встраиваться в ситуацию, где есть хотя
бы один мужчина. Часто является лидером в преимущественно мужских компаниях
(при условии достаточно высокого интеллектуального уровня). Не реализуясь в
социальном плане, реализуется в сексе. Всегда выбирает себе в качестве партнера
наиболее поддерживаемый обществом тип лидера, каковым сегодня является «новый
русский» или менее успешный лидер неформальной тусовки (например, байкер или
рок-музыкант). В любом случае этот выбор окончательно подавляет собственную
инициативу.
ГИПЕРОТЕЦ
с наклонностями бандита. Формируется в подростковом возрасте (в 10-11 лет),
чаще всего при наличии вялого отца либо полном его отсутствии. Это человек, не
способный на нормальные партнерские отношения, выстраивает собственную
иерархическую структуру. Для него не существует авторитетов, он замкнут в своей
целостности. При этом конфликтен, не умеет создавать наработанные коммуникации,
а в бизнесе предпочитает кропотливому труду возможность «хапнуть» и уйти.
Эти
четыре тесно взаимосвязанных между собой типа дополняются еще двумя, которых
можно условно назвать МИСТИКАМИ. Мистики либо полностью не способны
«заземлиться», то есть реализовать себя в социальном плане, и потому либо
выключены из общества, либо профессиональные тусовщики, создающие видимость
реализации путем общения. В последнем случае являются душой компании и
организатором различных встреч и тусовок, однако сами не могут найти свое место
в создающихся благодаря их же бурной деятельности структурах.
Как
показывает практика, основными факторами, способствующими формированию того или
иного типа, являются в первую очередь отношения в семье в критические для
развития характера периоды - 6-7 лет, когда формируется физическая структура
личности, 7-14 (период формирования эмоционального плана и эстетических
ценностей), 14-21 (период формирования системы мировоззрения). Однако и роль
общественных стереотипов, например, отсутствие социального заказа на успех,
нарушение связи творчества и социального роста во время «застоя» (когда
существовала социальная мода на кухонных философов, пивных гениев и т.п.) или
просто отсутствие связи между поколениями, необходимой для возрастного
программирования - достаточно велика. В принципе прикладная психотерапия
способна довольно легко сбалансировать недостатки и достоинства личности,
сделав, допустим, из гиперотца гида-руководителя, мудрого наставника,
обладающего внутренней силой, а из гиперматери - нормальную женщину.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.apollina.ru/