ИзображениекупечествавповестиМ. Горького"ФомаГордеев"
Вповести «Фома Гордеев», написанной в самом конце 90-х годов, Горькийхотел дать широкую картину современности. На фоне ее «должен бешено битьсяэнергичный, здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своейэнергии».
Горькийзаложил в основу повести смелую мысль: внешне кипучая, энергичнаяпредпринимательская деятельность русского купечества на деле — «золотая клетка»для души, ищущей разумного приложения своим силам.
ФомаГордеев идет путем, которым шли его отцы и деды, по которому идут«мозговой человек» купечества Яков Маякин и защитник собственническихустоев Ананий Щуров. Духовно здоровый и честный Фома не может подчинитьсяволчьим законам жизни, сформированным Маякиным: «Или сам грызи — или лежив грязи. Когда верх возьмешь, тогда и хорош».
Вначале повести Фома — полноправный представитель купеческого класса, а в концеон сознательно разрывает с ним. По мере пробуждения критической мысли ФомаГордеев вступает в острый конфликт со своим сословием. После мучительныхразмышлений и метаний герой поднимается до смелого и прямого обличениябуржуазии. Горький рисует незаурядную, яркую личность, способную многое открытьдля себя во всех областях бытия. Но личность эта обречена. Фома Гордеев неможет подняться выше индивидуального протеста.
Яркопоказаны фигуры купцов — Якова Маякина и Анания Щурова. Маякин воплощает в себемысль и действие класса, он сознательный идеолог буржуазии, создательсвоеобразной «философии» класса. Он гордится родом купцов: «Мы,купцы, торговые люди, веками Россию на своих плечах несли и теперь несем».Образ купца Анания Щурова представляет другую разновидность русскогокупечества. По своим убеждениям они, на первый взгляд, вроде бы отличаются другот друга. Щуров не любит Маякина, называет его «фармазоном» ибезбожником. Но на самом деле он формирует ту же торгашескую мораль, только насвой лад: «Деньги — это сила человеческая, это — ум людской. Тысячи людейв деньги твои жизнь вложили, а ты над тем народом хозяин». Своестяжательство Щуров прикрывает именем бога: «Человек создан по образцу иподобию его, власти хочет. А что, кроме денег, власть дает?»
Нарядусо старшим поколением купцов в повести выведены представители молодогопоколения, более современные, но не менее хищные. Получивший образование,побывавший за границей «либеральный» Африкан Смолин действует более«гибко», нежели Маякин и Щуров. Если Яков Маякин просто хочет«заткнуть глотку» левой газете в ответ на ее разоблачения, то Смолинпредлагает купить газету. Он видит ее важную цель — «защиту прав личностии интересов промышленности и торговли».
Вповести прослеживается весь комплекс ухищренных взглядов на жизнь Маякина,Щурова, Смолина и прочих. Тем более трудным и одновременно значительнымвыглядит процесс распада собственнической психологии в душе Фомы. Появление«бунтарей» внутри класса являлось знаменательной приметой времени.Бунт Фомы свидетельствовал о внутренней слабости и несостоятельности буржуазиив начале XX века.
Не случайно один из нижегородских купцов,знаменитый Бугров так отозвался о Горьком и его повести: «Это вредныйсочинитель, книжка против нашего сословия написана».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта kostyor.ru/student/