Реферат по предмету "Государство и право"


Правоохранительная деятельность. Характеристика органов, ее осуществляющих

Правоохранительная деятельность,общая характеристика органов, ее осуществляющих

Признаками(критериями) правоохранительной деятельности являются:
1. Правоохранительнаянаправленность. Правоохранительная деятельность направлена на защиту прав исвобод человека и гражданина, прав и законных интересов любых субъектовправоотношений, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а такжена борьбу с преступностью.
2. Правоохранительнаядеятельность состоит из решений и действий, осуществляемых (принимаемых)уполномоченными на то законодательством субъектами.
3. Правоохранительнаядеятельность предусмотрена (урегулирована) нормативно-правовыми актами.
Иначе говоря,правоохранительная деятельность представляет собой предусмотренноенормативно-правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными нато субъектами действий, направленных на защиту прав (свобод) и законныхинтересов физических, юридических лиц, субъектов Российской Федерации,муниципальных образований и государства в целом, на обеспечение безопасности,законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.
Задачи и целиправоохранительной деятельности видоизменяются в зависимости от того, какимсубъектом она осуществляется.
Анализ задач и целейразличных правоохранительных органов позволяет говорить о наличии следующегоперечня задач и целей самой правоохранительной деятельности.
Задачамиправоохранительнойдеятельности признаются:
1) выявление,предупреждение, пресечение правонарушений, раскрытие преступлений, а такжевыявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
2) осуществлениерозыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихсяот уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
3) добываниеинформации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной,экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
4) надзор за процессомправоприменения;
5) правильноеприменение закона, обеспечение его верховенства;
6) оказаниеюридической помощи гражданам и организациям;
7) правильное и быстрое рассмотрение и разрешениегражданских; уголовных, административных, конституционных дел и иныхподведомственных правоохранительным органам вопросов;
8) регулированиепорядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средствисправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Цели рассматриваемоговида деятельности подразделяются на два вида:
Непосредственные цели:
1) обеспечение изащита (охрана):
–         нарушенных и (или) оспариваемыхправ, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридическихлиц и их объединений;
–         нарушенных и (или) оспариваемыхправ и охраняемых законом интересов местного самоуправления;
–         нарушенных и (или) оспариваемыхправ и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов РоссийскойФедерации, федеральных органов государственной власти и органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации;
–         общественного строя РоссийскойФедерации;
–         установленных системы хозяйства исобственности;
–         порядка управления,государственного и общественного порядка, порядка деятельностиправоохранительных органов;
2) обеспечениеисполнения актов судебных и других органов, предусмотренных федеральным закономоб исполнительном производстве;
3) чтобы каждыйсовершивший правонарушение был подвергнут справедливому наказанию и ни одинневиновный не был привлечен к ответственности.
Цели, совпадающие сцелью всего государства и общества, то есть цели более высокого уровня:
1) укреплениезаконности и правопорядка;
2) предупреждениесовершения преступлений и иных правонарушений;
3) исправлениеосужденных;
4) правовое инравственное воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполненияроссийских законов, бережного отношения к институту собственности, соблюдениядисциплины труда, уважения к правам (свободам), чести и достоинству других лиц.
Основными функциями(направлениями) правоохранительной деятельности являются:
1) конституционныйконтроль,
2) правосудие;
3) организационноеобеспечение деятельности судов;
4) прокурорский надзори иные направления деятельности прокуратуры;
5) выявление ирасследование преступлений:
–         предварительное следствие,
–         дознание,
–         оперативно-розыскная деятельность;
6)уголовно-исполнительная деятельность;
7) нотариальные действия;
8) юридическая помощьи защита по уголовным делам (оказание юридических услуг).
В литературеупоминается и об иных направлениях правоохранительной деятельности:
–         судопроизводство (уголовныйпроцесс);
–         обеспечение безопасности;
–         охрана общественного порядка;
–         производство по делам о нарушениитаможенных правил;
–         производство по делам о налоговыхправонарушениях;
–         контрразведывательнаядеятельность;
–         внешняя разведка.
Некоторые из них вопределенной степени дублируют ряд вышеприведенных направленийправоохранительной деятельности (к примеру, правосудие — это составная частьсудопроизводства, и притом само судопроизводство осуществляется в целях решениязадач стоящих перед правосудием). Другие не вошли в содержание рекомендованнойСоветом по правоведению УМО университетов РФ Программе дисциплины«Правоохранительные органы», на основе которой подготовлен настоящийучебник.
Основные направленияправоохранительной деятельности взаимосвязаны друг с другом. Так,разновидностью правосудия является правосудие, осуществляемое в рамкахконституционного производства. Конституционное же производство – это основнойвид конституционного контроля. Правосудию по уголовным делам предшествуютвыявление и расследование преступлений с одновременным осуществлением защиты (юридическойпомощи) и прокурорского надзора, после же свершения акта правосудия поуголовному делу, осуществляется уголовно-исполнительная деятельность.
Аналогичным образомвзаимосвязаны направления правоохранительной деятельности, реализуемые внедеятельности, обусловленной выявлением признаков преступления.

Круггосударственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительныефункции
Признакиправоохранительного органа:
1) правоваярегламентация его статуса и деятельности;
2) стоящие перед нимзадачи — защита (охрана, обеспечение) прав, свобод и законных интересовфизических, юридических лиц, государства в целом, субъектов РоссийскойФедерации, муниципальных образований, обеспечение безопасности, законности и(или) правопорядка, борьба с преступностью;
3) наличие в егораспоряжении средств (предусмотренных законом полномочий), позволяющих решатьуказанные задачи.
Таким образом,правоохранительным органом является учреждение, а в некоторых случаяхдолжностное или иное лицо (к примеру, судья, следователь, оказывающийюридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправезащищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц,субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государства в целоми (или) обеспечивать законность и правопорядок.
К числуправоохранительных органов принято относить:
1) Конституционный СудРФ.
2) Конституционные,Уставные суды субъектов Российской Федерации).
3) Суды общейюрисдикции (Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, окружные, областные,городские (в городах Москва, Санкт-Петербург) суды, суды автономных округов иавтономной области, районные и городские суды, мировые судьи).
4) Арбитражные суды(Высший арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, (арбитражныекассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектовРоссийской Федерации);
5) Органы прокуратуры(Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации,районные, городские прокуратуры, военные прокуратуры, прокуратуры нажелезнодорожном, водном и воздушном транспорте, иные специализированныепрокуратуры).
Прокуратура Российской Федерацииявляется единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющихот имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ иисполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В целях обеспечения верховенствазакона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека игражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства,прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов исоблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственнойвласти, органами местного самоуправления, должностными лицами, а также органамиуправления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.Предметом надзора органов прокуратуры также является соответствие законамиздаваемых этими органами правовых актов. При осуществлении надзора заисполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органыи должностных лиц, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельностьорганизаций.
Прокуроры в соответствии спроцессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрениидел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения,приговоры, определения и постановления судов.
Органы прокуратуры осуществляют своиполномочия независимо от органов государственной власти, органов местногосамоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии сдействующими на территории Российской Федерации законами.
Генеральный прокурор РоссийскойФедерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе спреступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности,органов таможенной службы и других правоохранительных органов. В целяхобеспечения координации деятельности этих органов прокурор созываеткоординационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическуюи другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии сПоложением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемымПрезидентом Российской Федерации.
Организация и порядок деятельностипрокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяютсяКонституцией РФ, федеральным законом от 17 ноября 1995 года «О прокуратуреРоссийской Федерации»[1] и другими федеральнымизаконами, международными договорами Российской Федерации.
Систему прокуратуры РоссийскойФедерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратурысубъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другиеспециализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакциипечатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов ирайонов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Генеральную прокуратуру РФвозглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации, который назначается надолжность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального СобранияРоссийской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
В целях предупреждения правонарушенийи при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или егозаместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличиисведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признакиэкстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных)объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. Вслучае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении,должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено кответственности в установленном законом порядке.
При осуществлении надзора засоблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор:
–         рассматривает ипроверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человекаи гражданина;
–         разъясняетпострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
–         принимает меры попредупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина,привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненногоущерба;
–         используетполномочия, предусмотренные ФЗ «О прокуратуре».
При наличии оснований полагать, чтонарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления,прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, егосовершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии сзаконом.
В случаях, когда нарушение прав исвобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения,прокурор возбуждает производство об административном правонарушении илинезамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки ворган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела обадминистративных правонарушениях.
Прокурор или его заместитель приноситпротест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган илидолжностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке,предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Представление об устранении нарушенийправ и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем ворган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.
6) Международныйкоммерческий арбитражный суд.
7) Морскую арбитражнуюкомиссию при Торговопромышленной палате Российской Федерации.
8) Третейские суды дляразрешения экономических споров.
9) Министерствоюстиции РФ.
Министерство юстиции РоссийскойФедерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти,проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфереюстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральныхорганов исполнительной власти.
Руководство деятельностью МинюстаРоссии осуществляет Президент РФ. Правительство РФ координирует деятельностьМинюста России.
В систему Минюста России входят еготерриториальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации,обеспечивающие их деятельность.
Минюст России в своей деятельностируководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами,федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениямии распоряжениями Правительства РФ, общепризнанными принципами и нормамимеждународного права, международными договорами Российской Федерации, а такжеположением «О Министерстве юстиции Российской Федерации» (утвержденоуказом Президента РФ от 2 августа 1999 года).
Основными задачами Минюста Россииявляются:
–         реализация государственнойполитики в сфере юстиции;
–         обеспечение прави законных интересов личности и государства;
–         обеспечениеправовой защиты интеллектуальной собственности;
–         обеспечениеустановленного порядка деятельности судов;
–         обеспечениеисполнения актов судебных и других органов;
–         обеспечениеисполнения уголовных наказаний.
Минюст России возглавляет министрюстиции Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый отдолжности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министримеет десять заместителей, в том числе двух первых заместителей,статс-секретаря – первого заместителя министра и заместителя министра –главного судебного пристава Российской Федерации, назначаемых на должность иосвобождаемых от должности Президентом РФ по представлению ПредседателяПравительства РФ.
10) Судебныйдепартамент при Верховном суде РФ.
11) Органыпредварительного следствия (следователей органов внутренних дел, Федеральнойслужбы безопасности, прокуратуры и федеральных органов налоговой полиции).
12) Начальниковследственных отделов (органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности,прокуратуры и органов по контролю за оборотом наркотических средств ипсихотропных веществ).
13) Органы дознания(органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, пограничныеорганы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственнойохраны, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропныхвеществ, таможенных органы РФ, органы Службы внешней разведки РФ, органыМинистерства юстиции РФ, органы Государственной противопожарной службы, Главныйсудебный пристав РФ; главный военный судебный пристав; главные судебныеприставы субъектов Российской Федерации, их заместители; старшие судебныеприставы; старшие военные судебные приставы; старшие судебные приставыКонституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;командиры воинских частей, соединений; начальники военных учреждений илигарнизонов; капитаны морских судов; руководители геологоразведочных партий изимовок; главы дипломатических представительств и консульских учрежденийРоссийской Федерации).
Министерство внутренних делРоссийской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительнойвласти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление всфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка,обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основныенаправления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации ивнутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Систему органов внутренних делРоссийской Федерации возглавляет МВД России, в которую входят: министерствавнутренних дел республик, главные управления, управления и отделы внутреннихдел краев, областей, городов федерального значения, автономной области,автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытыхадминистративно-территориальных образований, управления (линейные: управления,отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водномтранспорте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах,региональные управления по борьбе с организованной преступностью,территориальные органы управления учреждениями с особыми условиямихозяйственной деятельности, окружные управления материально-технического ивоенного снабжения, образовательные, научно-исследовательские учреждения и иныеподразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные дляосуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.
В систему МВД России также входятвнутренние войска, состоящие из округов внутренних войск, соединений, воинскихчастей, военных образовательных учреждений, учреждений обеспечения деятельностивнутренних войск, органов управления внутренними войсками.
МВД России в своей деятельностируководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами,федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РоссийскойФедерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,общепризнанными принципами и нормами международного права, международнымидоговорами Российской Федерации и Положением о Министерстве внутренних делРоссийской Федерации (утверждено указом Президента РФ от 18 июля 1996 года).
Деятельность МВД Россииосуществляется на основе принципов уважения и соблюдения прав и свобод человекаи гражданина, законности, гуманизма, сочетания гласных и негласных методов исредств деятельности, взаимодействия с органами государственной властиРоссийской Федерации, органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, атакже соответствующими органами иностранных государств.
Основными задачами МВД Россииявляются:
–         разработка ипринятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека игражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечениюобщественного порядка и общественной безопасности;
–         организация иосуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений иадминистративных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованиюпреступлений;
–         обеспечениеисполнения уголовных наказаний;
–         выполняет другиезадачи, возложенные на него законодательством Российской Федерации.
МВД России возглавляет министрвнутренних дел Российской Федерации, министр, первые заместители министра,заместители министра назначаются на должность и освобождаются от должностиПрезидентом Российской Федерации по представлению Председателя ПравительстваРоссийской Федерации.
В систему Министерства внутренних делРоссийской Федерации входят органы милиции. Милиция в Российской Федерации –система государственных органов исполнительной власти, призванных защищатьжизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества игосударства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенныхправом применения мер принуждения в пределах, установленных законом РоссийскойФедерации «О милиции» и другими федеральными законами[2].
В соответствии с законом РоссийскойФедерации «О милиции» задачами милиции являются:
–         обеспечениебезопасности личности;
–         предупреждение ипресечение преступлений и административных правонарушений;
–         выявление ираскрытие преступлений;
–         охранаобщественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
–         защита частной,государственной, муниципальной и иных форм собственности;
–         оказание помощифизическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов впределах, установленных настоящим законом.
Деятельность милиции строится всоответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина,законности, гуманизма, гласности.
Милиция решает стоящие перед нейзадачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местногосамоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами игражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка,деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иныминормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативнымиправовыми актами органов местного самоуправления.
Милиция в своей деятельностируководствуется Конституцией РФ, законом Российской Федерации «О милиции»,федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами,законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации,изданными в пределах их полномочий.
Милиция в Российской Федерацииподразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.
Основными задачами криминальноймилиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытиепреступлений, по делам о которых производство предварительного следствияобязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органовдознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания,без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации. Криминальная милиция оказывает содействие милицииобщественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей.
Основными задачами милицииобщественной безопасности являются обеспечение безопасности личности,общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление,предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений,раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительногоследствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление местанахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности.Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции висполнении возложенных на нее обязанностей.
Органы федеральной службыбезопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности РоссийскойФедерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасностьличности, общества и государства.
Органы федеральной службыбезопасности представляют собой единую централизованную систему, в которуювходят:
–         Федеральнаяслужба безопасности Российской Федерации;
–         управления(отделы) федеральной службы безопасности Российской Федерации по отдельнымрегионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органыбезопасности);
–         управления(отделы) федеральной службы безопасности Российской Федерации в ВооруженныхСилах Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях, а также в ихорганах управления (органы безопасности в войсках).
Федеральная служба безопасностиРоссийской Федерации (ФСБ) является федеральным органом исполнительной власти.Структура и организация деятельности ФСБ определяются положением о Федеральнойслужбе безопасности РФ, утверждаемым Президентом РФ.
ФСБ РФ возглавляет ДиректорФедеральной службы безопасности Российской Федерации на правах федеральногоминистра.
Правовую основу деятельности органовФедеральной службы безопасности составляют Конституция РФ, федеральный закон от3 апреля 1995 года «Об органах федеральной службы безопасности вРоссийской Федерации»[3], другие федеральныезаконы и иные нормативные правовые акты федеральных органов государственнойвласти.
Деятельность органов ФСБосуществляется на основе принципов:
–         законности;
–         уважения исоблюдения прав и свобод человека и гражданина;
–         гуманизма;
–         единства системыорганов федеральной службы безопасности и централизации управления ими;
–         конспирации,сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.
Государство гарантирует соблюдениеправ и свобод человека и гражданина при осуществлении органами ФСБ своейдеятельности. Не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина,за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законамии федеральными законами.
Лицо, полагающее, что органами ФСБлибо их должностными лицами нарушены его права и свободы, вправе обжаловатьдействия указанных органов и должностных лиц в вышестоящий орган федеральнойслужбы безопасности, прокуратуру или суд.
В случае нарушения сотрудникамиорганов ФСБ прав и свобод человека и гражданина руководитель соответствующегооргана федеральной службы безопасности, прокурор или судья обязаны принять мерыпо восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного ущерба ипривлечению виновных к ответственности, предусмотренной законодательством РоссийскойФедерации.
Должностные лица органов ФСБ,допустившие злоупотребление властью или превышение служебных полномочий, несутответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Деятельность органов ФСБосуществляется по следующим основным направлениям:
–         контрразведывательнаядеятельность;
–         борьба спреступностью.
Разведывательная деятельность, иныенаправления деятельности органов ФСБ определяются настоящим федеральным закономи другими федеральными законами.
Деятельность органов ФСБ, применяемыеими методы и средства не должны причинять ущерб жизни и здоровью людей инаносить вред окружающей среде.
Контрразведывательная деятельность –деятельность органов ФСБ в пределах своих полномочий по выявлению,предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальныхслужб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленнойна нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.
Органы ФСБ в соответствии сзаконодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскныемероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа,террористической деятельности, организованной преступности, коррупции,незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и другихпреступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены закономк их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытиюдеятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельныхлиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменениеконституционного строя Российской Федерации.
Контроль за деятельностью органов ФСБосуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и судебныеорганы в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральнымиконституционными законами и федеральными законами.
Надзор за исполнением органами ФСБзаконов Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор РоссийскойФедерации и уполномоченные им прокуроры.
14) Нотариат.
Нотариат в Российской Федерациипризван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лицпутем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актаминотариальных действий от имени Российской Федерации. Нотариальные действия вРоссийской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственнойнотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.
В случае отсутствия в населенномпункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органовисполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий. Нотариальныедействия от имени Российской Федерации на территории других государствсовершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации,уполномоченные на совершение этих действий.
На должность нотариуса в РоссийскойФедерации назначается гражданин Российской Федерации, имеющий высшееюридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года вгосударственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частнойпрактикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на правонотариальной деятельности.
При совершении нотариальных действийнотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо оттого, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаютсячастной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковуююридическую силу.
Нотариальной деятельностью вправезаниматься гражданин Российской Федерации, получивший лицензию на право этойдеятельности. Лицензия на право нотариальной деятельности выдаетсяуполномоченными на то органами юстиции республик в составе РоссийскойФедерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городовМосквы и Санкт-Петербурга в течение месяца после сдачи квалификационногоэкзамена на основании решения квалификационной комиссии.
Нотариус в своей деятельностируководствуется Конституцией РФ, Основами законодательства Российской Федерациио нотариате (далее – Основы), законодательными актами Российской Федерации исубъектов в составе Российской Федерации, а также международными договорами.
Нотариусу при исполнении служебныхобязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещаетсяразглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи ссовершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий илиувольнения, за исключением случаев, предусмотренных Основами.
Сведения (документы) о совершенныхнотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручениюкоторых совершены эти действия.
Справки о совершенных нотариальныхдействиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи снаходящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также потребованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами.
Нотариус выполняет свои обязанности всоответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате. Нотариусобязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи сосуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободитьнотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбужденоуголовное дело в связи с совершением нотариального действия.
Нотариусы совершают следующиенотариальные действия:
–         удостоверяютсделки;
–         выдаютсвидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
–         налагают иснимают запрещения отчуждения имущества;
–         свидетельствуютверность копий документов и выписок из них;
–         свидетельствуютподлинность подписи на документах;
–         свидетельствуютверность перевода документов с одного языка на другой;
–         удостоверяют фактнахождения гражданина в живых;
–         удостоверяют фактнахождения гражданина в определенном месте;
–         удостоверяюттождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
–         удостоверяют времяпредъявления документов;
–         передаютзаявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
–         принимают вдепозит денежные суммы и ценные бумаги;
–         совершаютисполнительные надписи;
–         совершаютпротесты векселей;
–         предъявляют чекик платежу и удостоверяют неоплату чеков;
–         принимают нахранение документы;
–         совершают морскиепротесты;
–         обеспечиваютдоказательства.
Законодательными актами РоссийскойФедерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия.
Нотариусы, работающие вгосударственных нотариальных конторах, также выдают свидетельства о праве нанаследство и принимают меры к охране наследственного имущества. При отсутствиив нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение названныхнотариальных действий поручается совместным решением органа юстиции инотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой.
Свидетельство о праве собственности вслучае смерти одного из супругов выдается государственной нотариальнойконторой, в компетенцию которой входит оформление наследственных прав.
В случае отсутствия в населенномпункте нотариуса должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченныесовершать нотариальные действия, совершают следующие нотариальные действия:
–         удостоверяютзавещания;
–         удостоверяютдоверенности;
–         принимают меры кохране наследственного имущества;
–         свидетельствуютверность копий документов и выписок из них;
–         свидетельствуютподлинность подписи на документах.
Нотариус отказывает в совершениинотариального действия, если:
–         совершение такогодействия противоречит закону;
–         действие подлежитсовершению другим нотариусом;
–         с просьбой осовершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либопредставитель, не имеющий необходимых полномочий;
–         сделка,совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в егоуставе или положении;
–         сделка несоответствует требованиям закона;
–         документы,представленные для совершения нотариального действия, не соответствуюттребованиям законодательства.
Нотариус по просьбе лица, которомуотказано в совершении нотариального действия, должен изложить причины отказа вписьменной форме и разъяснить порядок его обжалования. В этих случаях нотариусне позднее чем в десятидневный срок со дня обращения за совершениемнотариального действия выносит постановление об отказе в совершениинотариального действия.
Отказ в совершении нотариальногодействия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются всудебном порядке.
Контроль за исполнениемпрофессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственныхнотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а нотариусами,занимающимися частной практикой, – нотариальные палаты. Контроль за соблюдениемналогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки,предусмотренные законодательством Российской Федерации.
15) Адвокатуру (Федеральная палата адвокатов РФ,адвокатские палаты, адвокатские образования первого звена).
Адвокатура является профессиональнымсообществом адвокатов, которые оказывают юридическую помощь физическим июридическим лицам (доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, атакже обеспечения доступа к правосудию. Как институт гражданского обществаадвокатура не входит в систему органов государственной власти и органовместного самоуправления.
Законодательство об адвокатскойдеятельности и адвокатуре состоит из федерального закона от 31 мая 2002 года«Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»,других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законаминормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органовисполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также изпринимаемых в пределах полномочий, установленных Федеральным законом «Обадвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», законов ииных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации[4].
Адвокатура действует на основепринципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а такжепринципа равноправия адвокатов. В целях обеспечения доступности для населенияюридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственнойвласти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансированиедеятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам РоссийскойФедерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством РоссийскойФедерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиямслужебные помещения и средства связи.
Вмешательство в адвокатскуюдеятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либопрепятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются.
Адвокат не может быть привлечен ккакой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращениястатуса адвоката) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельностимнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будетустановлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии).
Истребование от адвокатов, а также отработников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палатыадвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретнымделам, не допускается.
Адвокат, члены его семьи и их имуществонаходятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны приниматьнеобходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи,сохранности принадлежащего им имущества.
Уголовное преследование адвокатаосуществляется с соблюдением гарантий адвокату, предусмотренныхуголовно-процессуальным законодательством.
Формами адвокатских образованийявляются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро июридическая консультация.
Адвокат вправе в соответствии сфедеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РоссийскойФедерации» самостоятельно избирать форму адвокатского образования и местоосуществления адвокатской деятельности. Об избранных форме адвокатскогообразования и месте осуществления адвокатской деятельности адвокат обязануведомить совет адвокатской палаты в порядке, установленном настоящимфедеральным законом.
Адвокатом является лицо, получившее вустановленном федеральным законом «Об адвокатской деятельности иадвокатуре в Российской Федерации» порядке статус адвоката и правоосуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым советникомпо правовым вопросам. Адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемойдеятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческойдеятельности.
Оказывая юридическую помощь, адвокат:
–         дает консультациии справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
–         составляетзаявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
–         представляетинтересы доверителя в конституционном судопроизводстве;
–         участвует вкачестве представителя доверителя в гражданском и административномсудопроизводстве;
–         участвует вкачестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве ипроизводстве по делам об административных правонарушениях;
–         участвует вкачестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде,международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешенияконфликтов;
–         представляетинтересы доверителя в органах государственной власти, органах местногосамоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
–         представляетинтересы доверителя в органах государственной власти, судах иправоохранительных органах иностранных государств, международных судебныхорганах, негосударственных органах иностранных государств, если иное неустановлено законодательством иностранных государств, уставными документамимеждународных судебных органов и иных международных организаций илимеждународными договорами Российской Федерации;
–         участвует вкачестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также приисполнении уголовного наказания;
–         выступает вкачестве представителя доверителя в налоговых отношениях.
Адвокат вправе оказывать инуююридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.
Адвокатская деятельностьосуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем. Соглашениепредставляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простойписьменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказаниеюридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу.
За неисполнение либо ненадлежащееисполнение своих профессиональных обязанностей адвокат несет ответственность,предусмотренную федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатурев Российской Федерации».
Любые сведения, связанные с оказаниемадвокатом юридической помощи своему доверителю, являются адвокатской тайной.
Адвокат не может быть вызван идопрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связис обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.
Юридическая помощь гражданамРоссийской Федерации, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточногоминимума, установленного законом соответствующего субъекта Российской Федерации,оказывается бесплатно в следующих случаях:
–         истцам – порассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещениивреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья,связанным с трудовой деятельностью;
–         ветеранам ВеликойОтечественной войны – по вопросам, не связанным с предпринимательскойдеятельностью;
–         гражданамРоссийской Федерации – при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
–         гражданамРоссийской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, – по вопросам,связанным с реабилитацией.
Перечень документов, необходимых дляполучения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а такжепорядок предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативнымиправовыми актами субъектов Российской Федерации.
Юридическая помощь оказывается вовсех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системыпрофилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Списокиспользованных источников
1.        Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993).
2.        Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 (ред. от 24.07.2007) «О прокуратуре Российской Федерации».
3.        Федеральный закон от 31.05.2002 №63-ФЗ (ред. от 24.07.2007? с изм. от 30.12.2007 г.) «Об адвокатскойдеятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ26.04.2002).
4.        Основы законодательства РоссийскойФедерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 18.10.2007).
5.        Рыжаков А.П. Правоохранительныеорганы: учебник для вузов.— М.: ИНФРА-М, 2004.
6.        Правоведение: Учебник для вузов /Под редакцией М.И. Абдулаева М.: Финансовый контроль, 2004. – 561 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экологические проблемы Приднепровского региона
Реферат Финансовое управление организацией
Реферат Рынок и его структура
Реферат ПРИМЕНЕНИЕ ПУЛЬМОСАНА – 2 ПРИ ЛЕЧЕНИИ ТЕЛЯТ БОЛЬНЫХ БРОНХОПНЕВМОНИЕЙ ( ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА )
Реферат Структура налоговых и финансовых органов Российской Федерации
Реферат Banche Italiane Scpa программа
Реферат Своеобразие жанров интернет-журналистики на примере газет Lenta.ru , Ytro.ru .
Реферат Рынок ценных бумаг принципы организации и функционирования
Реферат Рыночное Равновесие 3
Реферат 2. Утвердить прилагаемые Правила разработки и утверждения программ деятельности муниципальных унитарных предприятий
Реферат Кандрат Крапіва (1896–1991)
Реферат Рынок, его структура и инфраструктура 2
Реферат Рынок и рыночная экономика
Реферат Рынок труда и занятость населения 4
Реферат Adventures Of Huckleberry Finn Story Essay Research