Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Дума"

М.Ю. Лермонтов «Дума»
«Дума» — стихотворение зрелогоЛермонтова, обнажающее общественно-духовный кризис последекабрьского поколения.Оно замыкает предшествующие социальные, политические, нравственные  изысканияпоэта и подводит итог прошлому душевному опыту, отражая бесцельностьжизнедеятельности лермонтовских современников. После «Думы» и других близких повремени произведений поэта («И скучно и грустно», «Герой нашего времени», «Какчасто пестрою толпою окружен») в творчестве Лермонтова стали особенно заметныпоиски выхода из идейного кризиса. Поэтому «Дума» неразрывно связана как спредшествующими ей («Монолог», «Он был рожден для счастья, для надежд»), так ис последними стихотворениями, в которых наметилось внимательное наблюдение задействительностью с намерением найти социальную и идеологическую опору.Наиболее полно этот процесс выразился в «Родине», но прямое отношение к немуимеют и «Соседка», «Завещание», «Памяти А.И. Одоевского» — в них прослеживаетсянеослабевающий интерес к противостоящей лирическому герою «толпе», образу«простого человека».
Настроениям «Думы»созвучна лирика декабристов после восстания, поэтов-любомудров, кружка Н.В.Станкевича, философская проза романтиков.
Центральная идея «Думы» — осуждение духовной апатии поколения, неспособного «угадать» свое предназначениеи найти высокие гражданские и нравственные идеалы. Именно она определяетструктуру стихотворения. Лермонтов делит «Думу» на части: шестнадцатистишие,восьмистишие, двенадцатистишие и снова восьмистишие. В первой строфе, осуждаясвое поколение, поэт говорит нам о философских (5 и 9 стихи), психологических(10 стих), политических (11 стих) аспектах проблемы. Во второй строфе поэтраскрывает причину упадка, обращаясь к прошлому, что выражается в употребленииглаголов прошедшего времени по преимуществу (примеры). В  третьей строфеналичие глаголов настоящего времени (примеры) определяет описание поэтомситуации, сложившейся в годы его жизни. В четвертой же Лермонтов приходит кмысли о будущем, ему важном мнении потомков о своем поколении, даже если ихотношение к нему будет отрицательным. Такую противоречивость в мыслях поэтаотражают и разнородные рифмы: прилагательные рифмуются с местоимениями (примеры),существительные с прилагательными (примеры), глаголы с существительными(примеры), наречия с прилагательными (примеры), существительные снаречиями  (примеры)
Кольцевая композицияподчеркивает беспросветное будущее поколения («Его грядущее иль пусто ильтемно» — «И прах наш с строгостью судьи и гражданина / Потомок оскорбитпрезрительным стихом...»). Мысль о бездействии поколения (единственное действие- приближение к смерти), переданная в той или иной форме, оказываетсязамкнутой. Глубокий элегизм поддержан падающим ритмом, создаваемым укороченнымистихами и последовательным уменьшением ударений в стихе — переходом от шестистопного ямба к пяти и четырех стопному.
Личную трагедию Лермонтовосмыслил и как трагедию поколения. Уже в первом стихе («Печально я гляжу нанаше поколенье!») лирический герой («Я») становится частью «обличаемого» целого(«наше»): все, что присуще поколению,  присуще и лирическому герою. Однакоэтому противостоит энергия отрицания лирическим героем его поколения. Непокорность,непримиримость лирического героя прорывается в резко оценочных эпитетах,осуждающих все поколение («Перед опасностью – позорно малодушны,/ И передвластию — презренные рабы!»)
Лирический герой живет сразу в двухсферах: он находится в круге поколения и одновременно выходит за его пределы,осуждая своих современников. Двойной угол зрения автора проявляется вследующем: лирический герой  оценивает ситуацию и извне («Я гляжу»), и изнутри(«на наше»). Лирический  конфликт состоит в контрастном сочетании порыва кборьбе и обреченности, чувства личной исключительности и переживания ее утраты.В финале оба конфликта уступают место историческому конфликту: потомокпрезрительно отвергает современное поколение. «Дума» становится «похороннойпеснью» поколению и самому себе как его части.
Так в стихотворении«Дума» выразилась важная   тенденция творчества зрелого Лермонтова, когдапотерянность поколения в исторической жизни сопровождается ослаблениеминдивидуальности, личного начала, желания раствориться в поколении («Толпойугрюмою и скоро позабытый / Над миром мы пройдем без шума и следа»)
Снятие противопоставления лирическогогероя и «толпы», характерного для романтизма, означает переосмысление традиций.Поэтическая мысль «Думы» реализуется во внутреннем движении от элегическойинтимности печального размышления к мрачному трагическому обобщению, от высокойромантической ноты к скорбной и горькой иронии. Рядом с традиционной лексикойпсихологической и гражданской лирики, широко вводятся слова философского иэстетического содержания («познанье», «сомненье», «добру», «злу»), а такжепрозаизмы («не шевелят», «остаток», «касались»). Чем дальше развенчиваетсяпоколение, тем прозаичнее стиль, не лишенный, однако, ораторскоговоодушевления, резких оценочно-экспрессивных эпитетов. Характеристика поколениясопровождается все более крепнущими нотами осуждения, чувствами горечи инасмешки, иронии и сарказма. Бытовая окраска заключительных строф совпадает снаибольшей силой эмоционального осуждения.
Смена интонации исочетание в «Думе» различных стилистических пластов обусловили своеобразиежанровой формы, отличной как от «унылой» элегии, так и от  высокойобличительной сатиры. Совмещение философско-элегической медитации с ирониейпревращает стихотворение в «социальную элегию» — форму, специфическую дляЛермонтова: «социальная элегия» поэта вбирает в себя нравственные,исторический, философические, политические стороны жизни «поколенья» в ихпсихологическом преломлении. Равнодушие к добру и злу, осмысление высокихстрастей, неспособность к жертве, иссушение ума наукой, малодушие передопасностью, «угрюмость» и историческая никчемность, бесславие — все духовныемуки и пороки поколенья восходят к  скепсису, неверию, «бремени познанья исомненья». Лермонтов не усматривает в сомнении и отрицании ни положительныхценностей, ни пути к истине. Позиция его в «Думе» такова: сомнение и отрицаниебессильны и  бесплодны, как и лучшие порывы души, не приводящие к каким-либопозитивным результатам («зарытый скупостью и бесполезный клад»), что и становитсядуховной бедой поколения.
Современники былипотрясены тонами стихотворения, писали о лирическом «вопле», стоне души, обобличении в нем «черной стороны нашего века» и не могли не признать суровой ибеспощадной, хотя и лиричной  правды, заключенной в нем (В.Г. Белинский, В.Н Майков, Герцен)
Несмотря на голоса критиков, отметивших в «Думе» неосновательность субъективной оценки всегопоколения, стихотворение вызвало громкий общественный резонанс, заставив«многих вздрогнуть». «Дума» создала в русской лирике особую жанровуютрадиционную социальной элегии, проникнутой глубоким трагизмом, в которой поэтосуждает свое поколение при отождествлении себя с ними.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 122 Контрольно-аналитическая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения. Спб.: Детство-пресс, 2009. 96 е. Серия «Управление доу»
Реферат Campus Hate Speech Codes Essay Research Paper
Реферат Проектирование МСП на оборудовании ИКМ-120 480 1920
Реферат Психологические особенности профессиональной компетентности муниципальных служащих
Реферат Apply The Budget Surplus To Science Essay
Реферат 2 Анализ сетей Петри
Реферат Автоматизация работы биржи труда
Реферат Предпринимательство факторы развития
Реферат Памятник княгине Ольге в Пскове
Реферат Нейроподобные растущие сети новая технология обработки информации
Реферат Leave Human Cloning To Mother Nature Essay
Реферат Психологическая символика фасада, интерьера, костюма
Реферат Династия Романовых
Реферат Петербург Ф.М.Достоевского
Реферат Формирование тоталитарного режима в СССР. Феномен сталинизма