Реферат по предмету "Экономическая теория"


Предпринимательство факторы развития

Содержание Введение 1 Сущность предпринимательства 1.1 Основные функции предпринимательства 1.2 Виды предпринимательства
1.3 Организационные формы предпринимательства 2 Государственное регулирование предпринимательства 2.1 Цели государственного регулирования предпринимательства 2.2 Методы государственного регулирования предпринимательства 2.3 Роль государственного регулирования предпринимательства 2.4 Мнение предпринимателей о государственном регулировании предпринимательства 3 Условия эффективной предпринимательской деятельности 3.1Экономические условия эффективной предпринимательской деятельности 3.2Социальные условия эффективной предпринимательской деятельности 3.3Правовые условия эффективной предпринимательской деятельности Заключение Список использованных источников Приложения Введение У истоков теории предпринимательства стоял шотландский экономист французского происхождения Р. Кантильен, который и ввел понятие «предприниматель» в экономическую теорию. По Кантильену, предприниматель- это человек с неопределенными, нефиксированными доходами. Это и крестьянин, и ремесленник, и торговец, и даже разбойник. Он покупает чужие товары по известной цене, а продавать будет по цене, неизвестной пока и ему самому, следовательно, риск- это главная отличительная черта предпринимателя, а его основная экономическая функция состоит в приведении предложения в соответствии со спросом на различных рынках. Предприниматель- лицо, которое берется за свой счет и риск, произвести какой-либо продукт, в свою пользу. Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, которая считается ныне одним из основных факторов экономического роста, важнейшим условием функционирования рыночной системы. Это- процесс создания чего- то нового, обладающего ценностью, процесс, приносящий денежный доход и приносящий личное удовлетворение достигнутым результатом. Предпринимательство не обязательно означает изобретение чего- то нового. Оно может проявляться и в поиске нового рынка сбыта и в использовании различия цен на двух и более рынках. Всякий предприниматель выступает в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателей. Предприниматель- это человек, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия, разработкой новой идеи, или нового вида продукции, предлагаемого обществу. Он в состоянии творчески решать задачи согласования потребностей с экономическими ресурсами. Умение находить идеи, ставить цели, осуществлять их в конкретных делах - одна из характерных черт преуспевающих предпринимателей. Предприниматель должен обладать такими качествами, как: инициативность, решительность, упорство, ответственность, умение убеждать и устанавливать связи. Он должен быть компетентным в той области бизнеса, в которой намечает или ведет собственное дело. Предприниматель должен хорошо представлять, что такое рынок и какие инструменты и зависимости здесь действуют. Необходимо четко знать правовую сторону дела - соответствующие разделы законодательства, налоговую систему, ориентироваться в технологии производства, выпускаемой продукции, возможностях сбыта. 1 Сущность предпринимательства Переход к рыночной экономике, юридическое признание собственности вызвали к жизни и возродили активную предпринимательскую деятельность. Выяснению сущности предпринимательства уделяли внимание многие выдающиеся ученые. В научной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства, что вполне объяснимо: представители различных отраслей знаний (экономисты, философы, социологи, правоведы и др.) по-разному трактуют содержание этого термина. Поэтому данная глава и посвящена становлению и особенностям предпринимательства. 1.1 Основные функции предпринимательства Для лучшего понимания сущности предпринимательства обратимся к выяснению его функций и роли в экономической системе. 1.Ресурсная функция. Она реализуется в мобилизации капитала, трудовых, материальных, информационных и других ресурсов для их производительного использования. Нацеленность предпринимателя на динамическую эффективность вынуждает его к постоянному поиску дополнительных ресурсов. Множество потенциальных ресурсов общества были бы невостребованы, не занимайся предприниматели их мобилизацией. Яркий пример тому — преобразования множества запущенных помещений и полуподвалов домов, подземных переходов в различного рода магазины, офисы и т. п. 2.Организаторская функция. Мобилизованные ресурсы могут принести пользу их собственнику, предпринимателю и обществу в целом лишь в том случае, если они будут должным образом использоваться. Поэтому предприниматель берет на себя функцию организации производства, сбыта, исследования рынка, научных разработок и т. п. Конечно, непосредственно организацией работы предприятия в тех или иных направлениях могут заниматься наемные менеджеры, но это не меняет существа дела. Ведь предприниматель проявил организаторские способности, уже хотя бы в том, что нашел нужных, способных эффективно управлять предприятиями людей. Кроме того, принятие принципиальных решений предприниматель всегда оставляет за собой. 3.Творческая функция. Предприниматель постоянно нацелен на поиск новых решений. Стремление максимизировать прибыль или другой результат, признаваемый предпринимателем в качестве цели своей деятельности, не дает ему довольствоваться сложившимся положением. Он постоянно ищет, как улучшить свое дело. Появлением множества оригинальных научно-технических, экономических и организационных решений человечество обязано творческой функции предпринимательства.[1,228] 1.2 Виды предпринимательства Одним из решающих критериев при выборе сферы деятельности для предпринимателя выступает размер прибыли, полученный в течение определенного времени в расчете на единицу авансированных средств. Этот показатель принято называть нормой прибыли. Норма прибыли в значительной мере зависит от времени, в течение которого денежный капитал возвращается предпринимателю с приростом. Это время оборота денежного капитала. Время оборота денежного капитала складывается из времени поиска на рынке необходимых ресурсов, производства, доставки готового товара на рынок и организации его реализации. Очевидно, что предприниматели заинтересованы в уменьшении времени оборота. Этому во многом может способствовать специализация среди предпринимателей, разделение сфер их деятельности. Помимо сокращения времени оборота выделение видов предпринимательства приводит также к общей экономии ресурсов для достижения заданных целей. Промышленное предпринимательство Часть предпринимателей избирает сферой приложения своих способностей создание материального продукта как основы удовлетворения потребностей общества. Поскольку одной из основных отраслей, где создается материальный продукт, выступает промышленность, то такой вид предпринимательства принято называть промышленным, хотя оно охватывает и другие отрасли (строительство, сельское хозяйство и т. п.)[2,115].
Торговое предпринимательство Это особый вид предпринимательства, связанный главным образом с доведением продукта от производителя до потребителя. Не создавая нового материального продукта, торговое предпринимательство реализует особый товар — услугу, ускоряя и в целом удешевляя процесс движения товара. Это можно объяснить следующими причинами:
1.Специализация предпринимателя на торговой деятельности позволяет ему лучше изучить состояние рынка, оперативно учитывать его конъюнктуру. 2.Сокращаются затраты по обслуживанию процесса обращения (постоянное и полное использование складских помещений, сокращение транспортных расходов, уменьшение затрат по продвижению товара на рынке). Современное торговое предпринимательство ориентировано на переход от философии сбыта, когда условием успеха фирмы считается умение продать наибольшее количество товара по наиболее высоким ценам, к философии маркетинга, предполагающей ориентацию на продажу именно нужного для покупателя товара, способного лучше удовлетворить его потребности. Такой подход позволяет сформировать устойчивый круг покупателей, дает гарантию повторного обращения к предпринимателю в случае возобновления потребности. Складывается благоприятный имидж фирмы, что создает лучшие условия для предпринимательства. Конечно, производитель мог бы сам организовать реализацию своего товара по рыночным ценам. Но это потребует от него дополнительных средств, времени, отвлечения от его основной деятельности. Поэтому для него оказывается предпочтительнее продать посреднику товар несколько ниже рыночной цены конечной реализации, недополучив при этом часть выручки, но сэкономить время и дополнительные расходы. Сегодня мы можем наблюдать ситуацию, когда многие крупные фирмы создают собственные подразделения, занимающиеся непосредственно сбытом продукции. Однако это не отрицает общей закономерности разделения сфер предпринимательской деятельности. Отдел сбыта и производственный отдел, хотя и находятся в пределах одной фирмы, но специализируются на различных видах предпринимательства[2,117]. Кредитное предпринимательство. Это разновидность предпринимательства, связанная с аккумуляцией временно свободных денежных средств и последующим использованием их для предоставления кредита на принципах срочности, платности и возвратности. Кредит может предоставляться как в натуральной (потребительский и коммерческий), так и в денежной (банковский и межхозяйственный) форме. Потребительский кредит предоставляется в виде предметов потребления домохозяйствам с отсрочкой оплаты их стоимости. Она обычно вносится частями в течение определенного времени. Коммерческий кредит предоставляется поставщиками сырья его потребителям с последующей оплатой стоимости по истечению определенного срока. Как правило, коммерческий кредит сопровождается выдачей векселя. Вексель — это долговое обязательство, выдавший которое обязуется уплатить в установленный срок указанную в векселе сумму. Банковский кредит выдается в денежной форме специализированными кредитно-финансовыми учреждениями — банками. Межхозяйственный кредит предоставляется в денежной форме предпринимателями друг другу. Основная сфера кредитного предпринимательства — банковский кредит. Остальные виды кредита чаще всего выступают как «побочный продукт» другого вида предпринимательства (потребительский кредит — торгового предпринимательства, коммерческий кредит - промышленного предпринимательства). Кредит выдается за определенную плату. Она может рассматриваться как цена кредита и называется ссудным процентом Помере развития рыночных отношений роль кредитного предпринимательства постоянно возрастает, и сегодня практически нет такой сферы экономической жизни, которая так или иначе не была бы связана с деятельностью банков или других кредитных учреждений[2,220]. 1.3 Организационные формы предпринимательства 1. Индивидуальное предпринимательство. Частное предпринимательство – предпринимательство частного лица, который ведет дело за свой счет, лично занимается управлением, самостоятельно принимает решения и несет неограниченную ответственность всем своим имуществом. Как правило, сферами частного предпринимательства выступают: 1. Фермерство; 2. Местная розничная торговля; 3. Местная сфера услуг. Частное предпринимательство способствует развитию инициативы, деловой активности самостоятельности и независимости населения. Единоличное управление деятельностью обеспечивает быструю реакцию на изменение среды и гибкость в принятии решений. В качестве слабых сторон можно выделить: 1. Финансовая ограниченность (сложность в привлечении капитала, невозможность снижения издержек за счет крупных поставок) 2. Ограниченность человеческих способностей (нехватка времени и знаний для осуществления всех функций управления, что вызывает потребность в дорогостоящих консультациях; проблема использования выходных дней, больничных листов и отпусков) 3. Хозяйственная деятельность зависит от активности одного человека, что может вызвать затруднения в заключение долгосрочных сделок. 2. Партнерские формы предпринимательства. Партнерства – объединение усилий и средств индивидуальных предпринимателей, когда два или более лиц совместно занимаются предпринимательством в целях извлечения прибыли. В качестве партнерств можно рассматривать. 1. Хозяйственные товарищества: - полное товарищество; - товарищество на вере; 2. Хозяйственные общества: - общества с ограниченной ответственностью; - общества с дополнительной ответственностью; 3. Производственный кооператив Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме “пол­ного товарищества” и “товарищества на вере”. Число их участников не может быть менее двух. Участниками полных и коммандитных товариществ могут быть как индивидуальные предприниматели, так и коммерческие орга­низации. Полное товарищество. Управление таким товариществом осуществляется по общему согласию участников-товарищей. При совместном ведении дел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества. Если ведение дел товарищества поручается одному или некото­рым членам, то остальные члены для совершения сделки от имени товарищества должны иметь доверенность от участника, на кото­рого возложено ведение дел товарищества. Прибыль и убытки полного товарищества распределяются меж­ду участниками пропорционально их долям в складочном капита­ле. Участник полного товарищества вправе выйти из него, заявив об отказе от участия в товариществе. В товариществе на вере, наряду с полными "товарищами", в формировании складочного капитала принимают участие так на­зываемые "коммандитисты", т.е. вкладчики, которые не принима­ют участия в предпринимательской деятельности и управлении, но получают прибыль и несут риск убытков в пределах сумм сделанного вклада. Такая форма позволяет привлекать дополнительные капиталы лиц, заинтересованных в выгодном помещении своих свободных денеж­ных средств. Вклад может быть сделан не только в денежной фор­ме, но и в виде предоставления помещения, транспортных средств и иным образом
Общество с ограниченной ответственностью — это организа­ция, созданная одним или несколькими лицами, уставной капи­тал которой разделен на доли, величина которых отражена в учре­дительных документах. Участники таких обществ не отвечают по его обязательствам, лично принадлежащим им имуществом, а риск убытков несут в пределах внесенного вклада.
В обществах с дополнительной ответственностью уставной ка­питал также разделен на доли определенных размеров. Однако от­ветственность участников такого общества значительно расшире­на — они несут солидарную и субсидиарную ответственность по долгам общества в одинаковом для всех кратном размере к стои­мости сделанных вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам. Понятно, что на создание таких обществ предприниматели идут неохотно. Названные организационно-правовые формы предприниматель­ства используются преимущественно небольшими по размерам предприятиями. Крупные масштабы производства требуют иных способов привлечения капиталов и их использования, которые обеспечивали бы стабильное функционирование предприятия. Производственный ко­оператив - добровольное объединение граждан на основе член­ства, для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности. Важной характеристикой данной организационно-правовой формы хозяйственной деятельности является обязательность тру­дового участия членов в деятельности кооператива и распределе­ние прибыли в соответствии с трудовым участием. Решение мно­гих вопросов деятельности кооперативов относится на усмотрение членов кооператива. 3.Корпоративные формы предпринимательства Корпоративные (акционерные) формы предусматривают разделение уставного капитала на определенное число акций и выступают как акционерные общества открытого (ОАО) и закрытого (ЗАО) типа. Участники АО – акционеры, не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанный с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Учредителями АО могут выступать как юридические лица, так и граждане, в том чис­ле иностранные лица в соответствии с законоположениями об ино­странных инвестициях. Государственные органы (органы мест­ного самоуправления), если иное не установлено федеральными законами, не могут выступать в качестве учредителей акционерно­го общества. ОАО – АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. ЗАО - общество, акции которого распределяются лишь среди учредителей и иного, указанного заранее круга лиц. Число учредителей общества закрытого типа не может превышать 50 лиц. Число акций, имеющихся у каждого участника, определяет его имущественный вклад в предприятие и является количественной мерой его влияния на процесс управления (1 акция – 1 голос). Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости его акций, приобретенных акционерами. Минимальный уставный капитал для ОАО не может быть меньше тысячекратного, а для ЗАО – стократного размера минимальной суммы оплаты труда по состоянию на дату государственной регистрации общества. Органы управления АО: 1. Общее собрание акционеров - высший орган управления; 2. Совет директоров; 3. Генеральный директор - единоличный исполнительный орган. 4.Государственное предпринимательство. Государственные и муниципальные предприятия — это такие про­изводственные образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, на­деляются ими необходимыми средствами и на коммерческих прин­ципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, кото­рые для них определяют учредители. К возможным негативным сторонам государственных предприятий следует отнести: · отторжение производителя от собственности, ослабление мотивации к труду; · монополизацию экономики, ослабление конкуренции; · меньшую гибкость, невосприимчивость к запросам потреби­телей, медленную перестройку своего производства; · зависимость от ведомств в определении стратегии деятель­ности, выборе руководителя, определении направлений использо­вания прибыли. Опыт стран с рыночной экономикой позволяет утверждать, что государственные предприятия могут эффективно использоваться в системе государственного предпринимательства. Государственное предпринимательство довольно широко пред­ставлено в странах с рыночной экономикой, прежде всего в от­раслях, имеющих особо важное значение для экономики стра­ны, либо в отраслях, требующих больших капитальных вложе­ний и в которых частные и коллективные формы не могут обес­печить для себя достаточную норму прибыли для расширенного воспроизводства. 6.Частногосударственное предпринимательство. Широкие возможности для участия государства в предприни­мательской деятельности открываются благодаря смешанным фор­мам, акции которых принадлежат и государству, и частным вклад­чикам, определяемых как частногосударственное предпринимательство. Его целью является реализация целей частного предпринимательства (т.е. максимизация прибыли) в направлениях и сферах хозяйственной деятельности, соответствующих целям государственного предпринимательства. В России одной из форм частногосударственного предпринимательства является финансово-промышленная группа (ФПГ) – как совокупность юридических лиц, действующих как основные или дочерние общества либо полностью объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора с целью технологической и экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов, направленных на повышение эффективности деятельности в больших масштабах (повышение конкурентоспособности, научно-техническое развитие). Участниками ФПГ выступают: 1. Производственные организации; 2. Банки и иные кредитные учреждения. Такие смешанные компании обладают привилегиями, во-первых, по сравнению с частным предпринимательством: - предоставление субсидий и дотаций; - льготный режим получения импортных лицензий; - гарантированные поставки сырья и полуфабрикатов с других государственных предприятий по твердофиксированным ценам; - экспортные дотации; во- вторых, по сравнению с государственным: - обладают большими возможностями заемных средств; - диктат государственных ведомств в управлении нейтрализуется процедурой принятия решения квалифицированным в области рынка большинством.[3] 2 Государственное регулирование предпринимательства. Хозяйственным законодательством Российской Федерации в качестве основополагающих принципов предпринимательской деятельности определены инициативность и самостоятельность хозяйствующих субъектов. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность на основе заключенных с поставщиками и покупателями договоров, опираясь на спрос и конъюнктуру рынка, распоряжается прибылью. Вместе с тем, самостоятельность предприятия не может быть безграничной, без государственного контроля, регулирования, координирующего воздействия. [4,59]
Данная глава предназначена для раскрытия сущности государственного регулирования, то есть выполнения целей и методов регулирования, а также определению роли государства в развитии предпринимательского процесса. 2.1. Цели государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Государственное регулирование – воздействие государства на деятельность хозяйственных субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для формирования рыночного механизма, решения экономических и социальных проблем [5,80]. Исходя из определения термина «государственное регулирование», можно сказать, что государство должно оказывать содействие становлению предпринимательской экономики, а, следовательно, и национальному предпринимательству и национальному капиталу. Прежде чем государство начнет проводить осмысленную промышленную политику, оно должно заключить союз с крупным частным капиталом. В связи с этим, необходимо решить две важные задачи. Во-первых, только государство может выработать своего рода национальную философию рыночной реструктуризации экономики, формировать и отслеживать ее приоритеты, оценивать масштабы и направленность требуемых преобразований. Во-вторых, оно должно устанавливать такие правила игры, которые не противоречили бы коренным интересам частного капитала, а, напротив, содействовали бы реализации намеченной стратегии развития промышленности на основе использования его созидательного потенциала [6,69]. Основным показателем, характеризующим процветание страны, является ее конкурентоспособность. Этот показатель характеризует и экономическую безопасность, и инвестиционную привлекательность. Говоря о конкурентоспособности государства, нельзя не констатировать и тот факт, что не во всех странах созданы условия, обеспечивающие защиту частной собственности. При анализе причин низкой инвестиционной активности, многие специалисты справедливо отмечают отсутствие необходимой нормативно-правовой базы для осуществления инвестиционной деятельности, то есть, не созданы нам условия защиты прав инвесторов, так и механизм гарантирования. Социологические опросы, проведенные среди директоров корпоративных структур в различных регионах России, показали весьма интересные результаты: предприятий, остро нуждающихся в дополнительном финансировании, - от 89 до 96 процентов; предприятий, желающих привлечь инвестора с передачей ему пакета акций, а, следовательно, прав на участие в управлении, - всего от3 до 7 процентов [7,102]. Вместе с тем, с учетом современной ситуации, в инвестиционной сфере необходимо приступить к разработке более эффективной политики для привлечения инвестиций, в том числе иностранных. В настоящее время целесообразно при поддержке президента Российской Федерации создать Консультативный Совет по отечественным и иностранным инвестициям. Задача федерального центра должна полностью сконцентрироваться на создании единого правового поля для развития предпринимательства. Необходимо также осуществлять протекционистскую политику в отношении малых и средних предприятий и реализовываться в форме конкретных финансово-кредитных, таможенных и налоговых мер. Можно сформулировать общие цели, которые стоят перед государством для развития предпринимательского процесса: 1. Государство должно поддержать в финансовом отношении только что вступивших или вступающих в сферу активности предпринимателей; 2. Государство должно взять на себя образовательные функции по профессиональной подготовке и воспитанию профессиональных предпринимательских и менеджерских кадров; 3. Государство должно взять на себя функции создания предпринимателей определенной инфраструктуры, т.е. вспомогательных структур, которые должны оказывать предпринимателям услуги, необходимые для их успешной деятельности. В частности одна из ключевых задач государства – оказание финансово-кредитной поддержки предпринимательству, особенно малому и среднему, принятие стабильного законодательства, а в том числе налогового, способствовало развитию бизнеса. Важным фактором становления предпринимательства должно стать создание соответствующей конституциональной структуры – развитие бизнес инкубаторов (в 1998 году их было 58), информационно - консультативное обслуживание предприятий, в том числе подключение их к системе Интернет, более активная деятельность фондов и других организованных структур поддержки предпринимательства [8,182]. Президент Российской Федерации В.В. Путин в ежегодном послании Федеральному Собранию на 2003 год отметил в числе важнейших задач увеличение валового внутреннего продукта к 2010 году в два раза и преодоление бедности. Успех страны в огромной степени зависит от успеха российского предпринимателя, быстрый и устойчивый рост может быть только тогда, когда производится конкурентоспособная продукция. Такая масштабная задача как удвоение ВВП потребует глубокого анализа и уточнения существующих подходов к экономической политике. К сожалению, в России в настоящее время нет четкой промышленной политики, не расставлены приоритеты по стратегическим отраслям, являющимся наиболее важными для обеспечения экономического роста страны, укрепления обороноспособности и встраивания в мировую экономику. В стране имеются все возможности для развития конкурентоспособных отраслей экономики. Очевидно, что эти приоритетные отрасли нуждаются в государственной поддержке. Закон «О государственной поддержке предпринимательства в Российской Федерации» является рамочным законом, который устанавливает правовые основы, цели и принципы государственной поддержки предпринимательской деятельности в Российской Федерации, основные направления, виды и формы экономического стимулирования государством развития предпринимательства, а также регулирует отношения, связанные с привлечением государственных инвестиций для эффективного использования и развития производственного и научно-технического потенциала российских организаций и предпринимателей, повышения качества производимых ими товаров (работ, услуг), решения иных социально-экономических задач. [3] 2.2. Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Деятельность ряда фирм регулируется государством. Непосредственно государство осуществляет экономическое регулирование предпринимательского сектора через политику приватизации, создание определенного инвестиционного и предпринимательского климата, государственную поддержку предпринимательства. В более широком плане сюда можно отнести и создание широкого комплекса условий, включающих финансовые рынки и их инфраструктуру, рыночную систему товародвижения, конкретную среду и антимонопольные механизмы, и другие не менее важные институциональные формы и институты [9,119]. К основным формам поддержки предпринимательства со стороны государства относятся: · Кредитно финансовая поддержка; · Налоговое стимулирование приоритетных видов деятельности; · Создание информационной, консультативной и обучающей инфраструктуры (“бизнес инкубаторы”);
· Помощь во внедрении инноваций [10,557] Наиболее эффективным средством государственного регулирования экономики, предпринимательства в рыночных условиях является осуществление налоговой политики в стране. Выполнение налоговых обязательств предпринимателями-налогоплательщиками - важнейшее требование государственной дисциплины. Налоговое законодательство предусматривает меры, обеспечивающие порядок уплаты налогов и других обязательных платежей.
За нарушение налогового законодательства налогоплательщик может нести финансовую, административную, дисциплинарную и уголовную ответственность. Например, в России не облагаются налогом на имущество предприятия (в том числе малые) по производству, переработке и хранению с/х продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Ограничения, вводимые на размеры прибыли, регулируют остаточный доход. Такая политика государства приводит к тому, что часть прибыли либо превращается в издержки (путем повышения заработной платы, дополнительного хромирования и т.д.), либо дарится потребителям путем снижения цены выпускаемой продукции. Однако методы государственного регулирования предпринимательской деятельности, указанные выше, можно дополнить. Во-первых, привлечение инвестиций, в том числе и иностранных, является одним из эффективных методов развития предпринимательского процесса. Наиболее перспективным инструментом привлечения инвестиций являются лизинги. В настоящее время основная часть мирового рынка лизинговых услуг сконцентрирована в США, Западной Европе и Японии. Развитие лизинговых услуг в стране сможет способствовать решению таких важнейших задач, стоящих перед экономикой страны, как конверсия, обновление основных фондов, повышение конкурентоспособности инвестиций [7,105]. Во-вторых, предпринимательство, как особая форма экономической активности, как конкретная форма обеспечения самозанятости части населения, и создания новых рабочих мест пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах (в отсталых странах большое распространение получает так называемое уличное предпринимательство). Вовлечение государства в экономическую жизнь, обычно связывается с функциональными недостатками рыночного механизма, причем государство берет на себя предпринимательские функции отнюдь не из-за координации рыночных отношений (здесь оно может ограничиться мерами экономического и нормативного регулирования), а в условиях, когда частная форма предпринимательства не способна обеспечить решение стоящих перед экономикой задач [11,101]. 2.3. Роль государства в развитии предпринимательского процесса Споры о роли государства и о степени его вмешательства в экономические процессы не перестает волновать современную экономическую мысль. Как отмечают многие уважаемые ученые, экономике нельзя возвращаться к монетаристским теориям. Другие, не менее уважаемые экономисты, предлагают минимизировать роль государства [7,102]. Определяющая роль государства в стимулировании и регулировании предпринимательства является традиционной для страны. Государства всегда активно вмешиваются в деятельность предпринимателя, иногда выступая в качестве постороннего наблюдателя или арбитра. При этом используется достаточно разнообразный инструментарий, включающий широкий набор как экономических, так и административных рычагов. [9,118]. Анализ путей развития производственного предпринимательства позволяет сделать вывод, что крупная промышленность возникла, благодаря активной поддержке со стороны государства. История накопила богатый опыт государственной поддержки частной инициативы и предприимчивости. Среди ее конкретных методов – разнообразные налоговые льготы. Важнейшую роль в деятельности предпринимателей играли казенные заказы. Целая сеть частных предприятий различных отраслей работала преимущественно на казну. Кроме экономической формы государственной поддержки широкое распространение получили внеэкономические рычаги – издание специальных профессиональных журналов для предпринимателей («Журнал мануфактур и торговли»), открытие учебных заведений, готовящих предпринимательские кадры (Горный кадетский корпус, Московская практическая академия коммерческих наук). [8,182]. Государство сыграло большую роль в повышении социального статуса предпринимателей, создание условий, при которых их деятельность стала уважаемой и почетной. Государство играло решающую роль в развитии банковского предпринимательства. На протяжении длительного периода Государственный банк занимал доминирующее положение в кредитной системе. С развитием сети коммерческих банков и активизацией их деятельности он продолжал выступать орудием и проводником государственной политики. Она носила специфический характер казенной поддержки узких предпринимательских групп и предприятий, что выражалось в искусственном сдерживании организации новых банков и создании монопольного положения для существующих [12,124-126]. Таким образом, можно сделать вывод, государственное вмешательство в экономику предпринимательского процесса необходимо и играет большую роль в развитии и совершенствовании деятельности предпринимателей. 2.4 Мнение предпринимателей о государственном регулировании предпринимательства Выше мы рассмотрели мнения экспертов по поводу влияния государства на экономические процессы в современной России. Вместе с тем гораздо меньше известна точка зрения отечественных предприятий на эту тему. Но мнения российских компаний обязательно должно изучаться и учитываться в процессе принятия макроэкономических решений, в том числе при определении роли государства в экономике. В этой связи одной из основных тем очередного опроса российских предприятий, проведенного в декабре 2002 г. - январе 2003 г., стало их отношение к государственному участию в экономике. Всего в опросе приняли участие 138 предприятий из 53 регионов России. Как показали результаты опроса, современный характер участия государства в экономике мало кого устраивает, поэтому подавляющее большинство респондентов (95,5%) считает, что в этой сфере необходимы существенные изменения (приложения, табл. 1). При этом часть предприятий полагает, что степень государственного участия в экономике так или иначе должна уменьшиться. В то же время заметное большинство респондентов (73,1%) выступает за активизацию экономической политики государства. При этом , следует отметить, что за последние 2 года структура ответов на вопрос о роли государства изменилась. В начале 2003 г. лишь 10,5% респондентов считали, что государство должно усилить степень своего прямого вмешательства в экономику, в то время как еще в январе-феврале 2001 г. такого мнения придерживались 22,9% респондентов. При этом за 2 года с 14,3% до 22,4% возросла доля предприятий, выступающих за уменьшение роли государства в экономике, тогда как удельный вес сторонников активизации косвенных методов государственного регулирования экономики остался практически неизменным — 59,4% в 2001 г. и 62,7% в 2003 г.
Рассмотрим ответы предприятий на вопрос об отношении к государству как к собственнику (приложения, табл.2). Явное большинство респондентов (75,9%) полагает, что государство в России исполняет (или потенциально может исполнять) обязанности собственника как минимум не хуже частных владельцев. Причем в период с 2001 по 2003 г. ситуация с ответом на данный вопрос практически не изменилась (говоря точнее, изменилась на величину, которая не выходит за рамки возможной статистической погрешности).
При анализе табл. 2 обращает на себя внимание высокий удельный вес ответа «государство в настоящий момент менее эффективный собственник, но это объясняется низкой квалификацией чиновников и плохим контролем над их деятельностью». Отсюда следует, что большинство предприятий дебюрократизацию национальной экономики и наведение порядка в структурах власти считает более естественным путем повышения эффективности, чем разгосударствление и дерегулирование. Таким образом, данные опросов показывают, что в среде российских предприятий существует устойчивый спрос на активную экономическую политику государства, включающую в себя элементы протекционизма, сильные меры по стимулированию инвестиций и т.д. Тем не менее, несмотря на достаточно высокий уровень лояльности российских предприятий к государству в целом, они имеют довольно много претензий к качеству работы конкретных государственных структур. О том, как отечественные ведомства зарекомендовали себя в глазах компаний, можно судить по данным (приложения, табл.3). Комментируя табл. 3, следует отметить, что вопросы об уровне забюрократизированности и коррумпированности органов государственной власти были для некоторых предприятий «неудобными». В этой связи далеко не все респонденты ответили на поставленные вопросы. В частности, в 2001 г. на наиболее забюрократизированные ведомства указали 143 (79%), а на наиболее коррумпированные — лишь 113 (62,4%) предприятий из 181, принявших участие в опросе. В 2003 г. ситуация изменилась не очень значительно: ответ на вопрос о забюрократизированных ведомствах дал 121 (87,7%) респондент, а на вопрос о наиболее коррумпированных госструктурах - 97 (70,3%) из 138 респондентов. Весьма вероятно, что если бы на эти вопросы решились ответить все предприятия, то многие ведомства выглядели бы еще более «бледно». Из данных опросов хорошо видно, что почти все органы власти достаточно часто упоминались в числе как чрезмерно забюрократизированных, так и наиболее коррумпированных. Заметно реже остальных в бюрократизме и коррупции упрекают только местные органы федерального казначейства (хотя отчасти это, возможно, связано с тем, что далеко не все предприятия работают с деньгами государственного бюджета, и потому многие из них нечасто имеют дело с казначейским финансированием). В то же время среди государственных ведомств нашлись и ярко выраженные «лидеры» по числу упоминаний в анкетах. Налоговые органы попали в число наиболее забюрократизированных у 55,9% респондентов в 2001 г. и у 54,6% в 2003 г. Среди наиболее коррумпированных на первом месте оказались правоохранительные органы - 47,8% в 2001 г. и 47,4% в 2003 г. Особенно неприятным представляется тот факт, что наряду с правоохранительными органами к числу наиболее коррумпированных предприятия часто относят и судебные структуры (32,7% упоминаний в 2001 г. и 37,1% в 2003 г.). Если учесть, что фискальные ведомства в 2003 г. также оказались в числе лидеров по коррумпированности (налоговые органы - 28,9%; таможня - 37,1%), то получается, что нормальное правовое регулирование финансово-экономических отношений в нашей стране до сих пор отсутствует. И, следовательно, многие ключевые экономические вопросы по-прежнему решаются неформальным путем со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ситуация в сфере производственных инвестиций также остается очень непростой. Несмотря на 4-летний подъем производства в национальной экономике, обеспокоенность предприятий дефицитом инвестиций продолжает расти. При ответе на вопрос «Обеспечивает ли сегодняшний уровень производственных инвестиций вашего предприятия решение проблемы полноценной модернизации производства?» доля респондентов, выбравших положительные варианты ответа, стала заметно меньше, чем при ответе на этот же вопрос двумя с половиной годами ранее (приложение, табл. 4). В частности, за этот период удельный вес предприятий, сообщивших о возможности осуществлять за счет имеющихся инвестиций полную или хотя бы частичную модернизацию производства, сократился с 43,7 до 30,9%. В то же время доля респондентов, считающих, что уровень их инвестиций не обеспечивает даже сохранения существующего технологического уровня, увеличилась с 24,4 до 30,2%. По всей видимости, такое положение дел связано, прежде всего, с нерешенностью проблемы финансирования инвестиций. Это подтверждается данными опроса, которые показывают замедление притока инвестиций практически из всех источников в 2002 г. по сравнению с 2000 г. (приложения, табл. 5 и 6). В частности, обращает на себя внимание менее интенсивное, чем в 2000 г., наращивание инвестиций за счет собственных средств предприятий. Если в середине 2000 г. финансирование инвестиций увеличила почти половина опрошенных предприятий (45,6%), то в начале 2003 г. аналогичный ответ дала лишь треть респондентов (34,8%). А доля предприятий, сообщивших о сокращении финансирования собственных инвестиций, возросла за период между двумя опросами - с 8,8 до 27,4%. Не так резко уменьшилась скорость притока инвестиционных денег за счет внешних источников. Если 2,5 года назад увеличение внешнего финансирования инвестиций подтвердили 15,7% респондентов, то в настоящий момент — только 13,2%. При этом доля сообщений о сокращении внешних инвестиций изменилась еще более значительно - с 6,1% в середине 2000 г. до 18,4% в начале 2003 г. В то же время следует обратить внимание на значительный рост активности потенциальных внешних инвесторов (приложения, табл.7). Если в середине 2000 г. лишь 27,8% опрошенных предприятий (39 из 140) отметили активность внешних инвесторов, то к началу 2003 г. доля респондентов, сообщивших об этом факте, составила 74,1% (100 из 135). При этом заметно изменилась структура потенциальных инвесторов. Гораздо более активно стали вести себя российские коммерческие банки. Во время последнего опроса о росте их активности упомянули 60 предприятий, тогда как в середине 2000 г. таких упоминаний было только 15. Некоторое оживление обозначилось и в поведении федеральных и особенно региональных государственных структур. В целом рост активности потенциальных инвесторов следует рассматривать как весьма обнадеживающий признак. Не исключено, что уже в недалеком будущем эта активность трансформируется в реальный поток частных инвестиций. В то же время следует обратить внимание на явно недостаточную инвестиционную активность государственных структур, особенно, если учесть так называемый избыток средств федерального бюджета, который образовался в последнее время. Однако среди обсуждаемых федеральными властями способов стерилизации этого «избытка» крайне редко рассматриваются возможности роста государственных инвестиций в реальном секторе экономики.
Несмотря на определенный рост доли сторонников ухода государства из экономики, нет уверенности в том, что это - устойчивая тенденция на многие годы. Вполне возможно, что ответы предприятий о роли государства изменяются циклически и связаны с уровнем общего доверия к нему. В этом случае результаты опроса, скорее всего, просто отразили очередной пик разочарования предприятий в экономической политике государства, подобный тем, которые имели место в конце 80-х годов и в 1994-1995 гг. Не исключено, что несколько удачных решений властей вновь сократит до минимума долю предприятий, скептически относящихся к активной экономической политике[13,140].

3 Условие эффективной предпринимательской деятельности. За словами «предпринимательство» и «предприниматель» стоит предприятие – сложный организм, представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой производить продукцию, работы и услуги. Рыночная среда заставляет предприятие работать в режиме рентабельности, если оно не хочет покинуть сферу бизнеса. Поэтому для формирования предпринимательской деятельности необходимы определенные условия: экономические, социальные и правовые. 3.1. Экономические условия эффективной предпринимательской деятельности Экономические условия - это, в первую очередь, предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров. На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, за которыми готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения. Всем этим занимается множество разнообразных организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устраивать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. Это банки, занимающиеся оказанием финансовых услуг; поставщики, снабжающие сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, топливом, энергией, машинами и оборудованием, инструментами и др.; оптовые и различные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя; специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные, юридические, бухгалтерские, посреднические услуги; агентства по трудоустройству, помогающие в подборе рабочей силы; учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-служащих; прочие агентства - рекламные, транспортные, страховые и другие; средства связи и передачи информации [14,14]. Само по себе предпринимательство складывается из определенного типа хозяйственного поведения. Предпринимательство охватывает производственную, коммерчески - посредническую, торгово-закупочную, инновационную, консультативную деятельность и операции с ценными бумагами. Для эффективного функционирования и осуществления активной предпринимательской деятельности хозяйствующих единиц в рыночной экономике необходимы соответствующие условия: 1. Максимальная свобода хозяйственной деятельности свободных товаропроизводителей; 2. Полная ответственность за результаты своей экономической деятельности при равных правах всех видов собственности; 3. Конкуренция производителей как фактор стимулирования производства благ и услуг; 4. Свободное ценообразование на рынке; 5. Открытость экономики, ее интеграция в системе мирохозяйственных связей, право предпринимателя осуществлять внешнеэкономические операции [15,56]. Бурное развитие всех форм предпринимательства требовало определенных экономических и социальных условий, а также предпосылок. Первоначальное накопление капитала и явилось тем необходимым условием формирования социально-экономической базы предпринимательства, которое, высвобождая «связанные» факторы производства (прежде всего труд, землю и капитал), содействовало проявлению в полной мере предпринимательских способностей. В России развитие процессов первоначального накопления капитала тормозилось длительным господством феодально-крепостнической системы, сдерживавшей экономическое высвобождение тех факторов производства, как труд и земля [15,162]. Первоначально владелец капитала и управляющий предприятием были едины в одном лице. Однако это исходное положение, когда капиталист и управляющий – директор были слиты постепенно и широко воспроизводятся, в особенности в мелком и среднем предпринимательстве. Отделение субъектов собственности на капитал и объектов управления, достигшие больших размеров в корпорациях, не меняет существа процесса [16,233]. Способ формирования и накопления капитала в России имеет свои особенности. Главная среди них та, что накопление капитала у нас началось не в производстве, а в банковском, биржевом, страховом деле. Причем, все это строилось преимущественно не на реальном (имеющем материальное обеспечение) капитале, а на так называемых «пирамидах» (сборах денежных средств у одних вкладчиков и выплате за счет других им дивидендов), теневом, мафиозном (свыше 50%) капитале, тотальной коррупции и др. [17,65] У Булыгина А. В. в книге «Предпринимательство» условиями осуществления предпринимательской деятельности выступают факторы производства. Экономическая наука традиционно к факторам производства относила землю, капитал и труд. Предпринимательство, как особая форма экономической активности в современных условиях требует расширенного набора факторов производства, то есть обязательное наличие следующих факторов: идеи, технологии, средств производства, капитала и предпринимателя. Более того, именно предприниматель осуществляет комбинирование остальных указанных нами факторов производства для достижения определенных целей, а процесс комбинирования средств производства и есть процесс производства. Основной задачей предпринимателя выступает необходимость выбора самой эффективной формы комбинирования факторов производства, позволяющий организовать процесс производства. [18,121] 3.2. Социальные условия эффективной предпринимательской деятельности. Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Социально-культурные нормы – нравственные и моральные нормы, религиозные воззрения, образовательный уровень населения, оказывающие влияние на формирование потребностей и особенности спроса, специфику организации предпринимательства и деловую этику, на само отношение к предпринимательству [19,495]. Прежде всего, это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах эти потребности могут меняться. Эти нормы оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей. Подлинное предпринимательство выступает как рыночное по своей сущности явление. Оно определяется степенью свободы (под свободой в экономической науке всегда понимается самостоятельность) экономического поведения товаропроизводителя. Это поведение подразумевает свободу спроса и предложения производимого товара и товара рабочая сила, свободу инициативы и предприимчивости, свободу мышления и действий [17,52].
Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы, к условиям труда, предполагаемым бизнесом. От предпринимательской деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов трудовой деятельности своих сотрудников: охраны их здоровья, сохранения, сохранения рабочих мест и т.д. [14,317] .
Предстоит, в частности, решить и двуединую задачу в области трудовых отношений: гарантировать защиту интересов предпринимателей, способствуя их высокой трудовой активности и безопасности, и, с другой стороны, - обеспечить всю совокупность юридических, экономических и социальных гарантий наемным работникам. Прежде всего, это касается лиц, имеющих первичную занятость в коммерческих организациях и обладающих достаточно высоким уровнем конкурентоспособности, с целью наиболее полной реализации их трудового потенциала. При этом надо учитывать, что практическое отсутствие социальных гарантий в предпринимательских структурах в определенной мере усугубляется фактом предпочтений высокой зарплаты (при высокой интенсивности труда) по сравнению с социальной защитой трудящихся [17,62]. Важнейшее условие развития производства - наличие значительного числа людей, лишенных условий труда и источников к существованию, кроме продажи своей рабочей силы [19,162]. Значительную роль в формировании предпринимательства играют подготовка и повышение квалификации кадров предпринимателей: организация обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности, обучение и переобучение кадров, их стажировка в развитых странах, организация подготовки и переподготовки преподавательских кадров для обучения предпринимателей, создание сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров предпринимательского сектора и др. Для подготовки и обучения современных менеджеров необходимо: 1. Процесс обучения сделать адекватным целям подготовки специалистов, способных работать и управлять в современных рыночных условиях; 2. Активизировать позитивное и творческое отношение будущих и настоящих менеджеров к процессу обучения под девизом «амортизация знаний»; 3. Обеспечить практическую деятельность современного менеджера в решении конкретных управленческих задач в реальных обстоятельствах. В нынешней, исключительно сложной социально-экономической обстановке особо значимой становится способность принять в условиях неопределенности, когда ответ не лежит на поверхности, верное управленческое решение. Это доступно только руководителю, наделенному умением анализировать, гибкостью, способностью к быстрой адаптации, и адекватной реакции на изменения. Там же крайне важно, чтобы менеджеры могли работать в команде, вести диалог, отстаивая свою позицию. В конечном итоге, необходимо обучить менеджеров преодолевать профессиональные трудности, с которыми он стакивается в процессе работы [7,107]. 3.3. Правовые условия эффективной предпринимательской деятельности Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий. Это, в первую очередь, наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятий; защита предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с зарубежными странами. Правовые нормы – степень развития хозяйственного права, регулирование взаимоотношений агентов хозяйственного оборота, законодательная защита предпринимательства, характер регулирующего вмешательства государства – не только обеспечивает предпосылки предпринимательской деятельности, но и определяет уровень ее активности [19,496]. Сюда входит и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствования методов учета и форм статистической отчетности. Важную роль играет также подготовка законодательных инициатив по вопросам правовой гарантии предпринимательской деятельности, включая в первую очередь право на собственность и соблюдение договорных обязательств Обосновывая необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, Ф. Котлер указывает три основные причины, в силу которых появились соответствующие законодательные акты: 1. Необходимость защитить фирмы друг от друга. «Предприниматели в один голос превозносят конкуренцию, но, когда затрагивают их собственные интересы, пытаются нейтрализовать ее». Отсюда принятие законов, предотвращающих проявление «недобросовестной конкуренции»; 2. Необходимость защиты потребителей от недобросовестной деловой практики. Отсюда направленность законов против тех фирм, которые, оставшись без присмотра, могут начать выпускать плохие товары, лгать в рекламе, вводить в заблуждение посредством упаковки и уровня цен; 3. Необходимость защиты высших интересов общества от разрушительности предпринимателей. Как осторожно замечает Ф. Котлер: « … ведь предпринимательская деятельность не всегда обеспечивает нам лучшее качество жизни …» [14,17]. Правовые предпринимательские нормы менее стабильны, нередко внутренне противоречивы, страдают приверженностью интересам тех или иных общественных групп [20,190]. Многоуровневость формирования законодательной базы (федеральные законы, законодательные акты субъектов федерации и муниципальной администрации) умиляет реализацию положений основного законодательства, а недостаточная четкость правовых актов создает благоприятные условия для широкого распространения ведомственного нормотворчества в виде подзаконных актов. Это зачастую ведет к необоснованному ограничению рамок предпринимательской деятельности: Наиболее важное направление дальнейшего совершенствования законодательства связано с установлением четких границ государственного вмешательства в деятельность предпринимателей; с исполнением недостающих правовых норм; обеспечением единства правового поля; предупреждением неоправданной регионализации законодательств; улучшением исполняемости законов [19,515]. Таким образом, современное предпринимательство представляет собой между непосредственными организаторами предпринимательства и теми лицами, организациями, структурами, которые образуют внутреннюю и внешнюю среду предпринимательства. Внутренняя среда складывается из отношений между собственниками капитала, менеджерами и наемными работниками. Внешняя среда характеризуется взаимодействием организаторов предпринимательства с государственными и общественными структурами, поставщиками, кредиторами и потребителями. Очевидно, что такое многообразие интересов очень трудно, а под час и невозможно, реализовать бесконфликтно. Поэтому социальный и экономический успех предпринимательства зависит от степени гармонизации этих интересов, от того, насколько удалось минимизировать разрыв между интересами отдельных контрагентов и добиться динамичного равновесия между их целями [21,153].
Рыночная экономика, не смотря на ее многие положительные черты не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не поддерживает социально не защищенные слои населения. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. Обо всем этом должно позаботиться государство путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
Заключение Предпринимательская деятельность- это, прежде всего интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного человека, который, владея какими-либо материальными ценностями, использует их для организации бизнеса. Извлекая пользу для самого себя, предприниматель действует на благо общества. Предпринимательство во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству и формирует социальный слой общества. Сегодня предпринимательство в России, развивается замедленно и противоречиво. Предпринимательство нуждается в серьезной государственной поддержке. Содействие ему должны оказывать как государственные органы власти, так и общественные организации самих предпринимателей (союзы, ассоциации, агентства, торгово-промышленные палаты). Для этого необходимо сформулировать четкую, единую государственную политику в отношении предпринимательской деятельности. Данная проблема может быть решена на основе разработанной системы специальных программ, предусматривающих поддержку предпринимательства на региональном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, с четким выделением целей, задач и приоритетов каждого уровня. Государственную поддержку необходимо направлять не на административно - директивное регулирование, а на создание необходимой рыночной инфрастуктуры, системы государственной и общественной поддержки. Опыт мирового развития показывает, что в условиях экономического кризиса, политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию предпринимательства, дает ощутимых результаты в достижении сбалансированного экономического роста. Список использованных источников: 1. Политическая экономия современного капитализма: учебное пособие// под ред. В.С Торкановского.- СПб, 1993. 2. Экономика предприятия: Учебник// под ред. О.И Волкова.-М., 1998. 3. Интернет 4. Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства.// Хозяйство и право, 1995, №4. 5. Борисов Е.Ф., Петров А.А., Стерлигов Ф.Ф. Экономика: Справочник. – М. Финансы и статистика, 1997. 6. Дерябина М. Реструктуризация российской экономики через передел собственности и контроля.// Вопросы экономики, 2001, №10. 7. Блинов А. Заметки о роли государства в управлении экономикой.// Предпринимательство, 2001, №6. 8. Экономика предприятия: Учебник для вузов.// Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швадера. – М., 2000. 9. Мильнер Б.З., Архипов А.И., Городницкий А.Е. и другие. Государственная поддержка предпринимательства; концепция, формы, методы.// Общество и экономика, 1996. 10. Управление социально-экономическим развитием России.//под ред. Львова Д.С., Поршнева. А.Г. - М.,2002. 11. Петросян Д., Хубнев Р. Многопрофильные консалтинговые центры для поддержки предпринимательства.// Проблемы теории и практики управления, 1997, №3. 12. Кратко И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской империи.// Проблемы теории и практики управления, 1996, №5. 13. Кувалин Д.Б., Демочкина А.В., Моисеева А.К. Российские предприятия в начале 2003г.//Вопросы экономики,2003,№5. 14. Предпринимательство: Учебник для вузов/ под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Понеак, В.А. Швандара. – М., 2000. 15. Экономическая теория.// Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб., 2000. 16. Сироткин С.П. Экономическая теория//политическая экономия. – Кострома, 1997. 17. Краева Н.М., Минеев В.Н. Социально-экономические особенности российского предпринимательства.// Общество и экономика, 1996, №9-10. 18. Булыгин А.В. Предпринимательство. -М., 1998. 19. Курс экономической теории./ Под ред. А.В. Сидоровича. – М., 1997. 20. Экономика: Учебник.//Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1999. 21. Экономическая теория (политэкономия): Учебник.//под ред. В.И. Видянина, Г.П. Журавлевой. – М., 1997 Приложения Таблица 1 Ответы на вопрос: «Какую роль государство должно играть в российской экономике в ближайшие несколько лет?» (сумма ответов =100%) Государство Государство Нынешняя Государство Государство должно должно степень должно должно полностью сохранить участия активизировать усилить отказаться от определенное государства свою степень своего Всего прямого влияние на в экономике экономическую прямого ответивших вмешательства в экономическую оптимальна, политику, расширяя Участия в предприятий экономическую жизнь в стране, поэтому спектр экономической жизнь и только но по менять используемых жизни и следить за сравнению с особо инструментов и активнее соблюдением сегодняшним ничего не применяя в вмешиваться в законов всеми днем его роль нужно основном хозяйственную экономическими агентами должна уменьшиться косвенные методы экономического практику регулирования Янв.-фев. 2001 г., всего ед. 8 17 6 104 40 175 % 4,57 9,71 3,43 59,43 22,86 100 Дек. 2002 г. -янв. 2003 г., всего ед. 10 20 6 84 14 134 % 7,46 14,92 4,48 62,69 10,45 100 В том числе по отраслям: Электроэнергетика ед. 1 3 1 4 0 9 % 11,11 33,33 11,11 44,45 0,00 100 Металлургия ед. 0 1 0 4 1 6 0,00 16,67 0,00 66,66 16,67 100 Химия ед. 1 0 1 7 2 11 9,09 0,00 9,09 63,64 18,18 100 Машиностроение ед. 2 5 3 20 5 35 5,71 14,29 8,57 57,14 14,29 100 ЛДЦБ%* ед. 0 2 1 7 0 10 0,00 20,00 10,00 70,00 0,00 100 псм*° ед. 1 1 0 3 1 6 16,67 16,67 0,00 50,00 16,67 100 Легкая ед. 1 1 0 10 0 12 8,33 8,33 0,00 83,34 0,00 100 Пищевая ед. 0 1 0 7 0 8 0,00 12,50 0,00 87,50 0,00 100 Сельское хозяйство ед. 1 0 0 5 2 8 12,50 0,00 00,00 62,50 25,00 100 Строительство ед. 1 2 0 4 1 8 12,50 25,00 0,00 50,00 12,50 100 Транспорт ед. 0 2 0 1 0 3 0,00 66,67 0,00 33,33 0,00 100 Прочие* ед. 2 2 0 12 2 18 % 11,11 11,11 0,00 66,67 11,11 100 * Здесь и далее в таблицах: ЛДЦБ - лесная, деревоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; ПСМ— промышленность строительных материалов; прочие — газовая, нефтяная, полиграф-ая, ая фармацевтическая, парфюмерная и местная промышленность. Таблица 2 Ответы на вопрос: «Сформулируйте, пожалуйста, Ваше отношение к государству как к собственнику промышленных предприятий» (сумма ответов = 100%)
Государство в Государство в настоящее Государст В современных условиях России при время менее эффективный во- государство более любых собственник, чем частные обычный эффективный собственник, обстоятельства владельцы, но это собственн чем частные владельцы; по Всего х заведомо объясняется низкой ик, ничем крайней мере, государство ответивш Период, отрасль менее квалификацией и не хужеи больше ориентировано на их эффективный недобросовестностью не лучше решение проблем предприя собственник, современных российских остальных предприятийи тий чем частные чиновников и плохим стимулирование роста владельцы контролем за их производства деятельностью Янв.-фев. 2001 г., всего ед. 39 90 25 21 175 % 22,29 51,42 14,29 12,00 100 Дек. 2002 г.-янв. 2003 г., всего ед. 32 63 26 11 132 % 24,24 47,73 19,70 8,33 100 В том числе по отраслям: Электроэнергетика ед. 2 4 1 1 8 % 25,00 50,00 12,50 12,50 100 Металлургия ед. 4 2 0 0 6 % 66,67 33,33 0,00 0,00 100 Химия ед. 4 4 2 1 11 % 36,36 36,36 18,18 9,10 100 Машиностроение ед. 7 14 11 2 34 % 20,59 41,18 32,35 5,88 100 ЛДЦБ ед. 1 6 1 2 10 % 10,00 60,00 10,00 20,00 100 псм ед. 2 4 0 0 6 % 33,33 66,67 0,00 0,00 100 Легкая ед. 3 7 1 1 12 % 25,00 58,34 8,33 8,33 100 Пищевая ед. 3 4 0 0 7 % 42,86 57,14 0,00 0,00 100 Сельское хозяйство ед. 2 3 3 1 9 % 22,23 33,33 33,33 11,11 100 Строительство ед. 1 3 3 1 8 % 12,50 37,50 37,50 12,50 100 Транспорт ед. 1 1 0 0 2 % 50,00 50,00 0,00 0,00 100 Прочие ед. 2 11 3 3 19 % 10,53 57,89 15,79 15,79 100 Таблица 3 Ответы на вопрос: «Какие органы власти являются …» (сумма ответов > 100%) Структура Наиболее забюрократизированными
Наиболее коррумпированными государственной власти янв.-фев. 2001 г. январь 2003 г. янв.-фев. 2001 г. январь 2003 г. Федеральные министерства и ведомства ед. 49 24 44 26 % 34,27 19,83 38,94 26,80 Региональная администрация ед. 43 33 38 27 % 30,07 27,27 33,63 27,84 Местная администрация ед. 43 28 40 25 % 30,07 23,14 35,40 25,77 Налоговые органы ед. 80 66 27 28 % 55,94 54,55 23,89 28,87 Местное отделение казначейства ед. 17 8 7 8 % 11,89 6,61 6,19 8,25 Архитектурно-планировачные службыпланировочные службы ед. 32 23 21 16 % 22,38 19,01 18,58 16,49 Землеустроительные службы ед. 36 30 19 21 % 25,17 24,79 16,81 21,65 Природоохранные органы ед. 41 25 21 17 % 28,67 20,66 18,58 17,53 Органы санитарного надзора ед. 45 30 25 33 % 31,47 24,79 22,12 34,02 Органы пожарного надзора ед. 39 23 28 29 % 27,27 19,01 24,78 29,90 Правоохранительные органы ед. 27 15 54 46 % 18,88 12,40 47,79 47,42 Судебные органы ед. 35 16 37 36 % 24,48 13,22 32,74 37,11 Таможенные органы ед. - 47 - 36 % - 38,84 - 37,11 Другие ведомства ед. 8 3 5 5 % 5,59 2,48 4,42 5,15 Всего ответивших предприятий, ед. 143 121 113 97 Таблица 4 Ответы на вопрос: «Обеспечивает ли сегодняшний уровень производственных инвестиций Вашего предприятия решение проблемы полноценной модернизации производства?» (сумма ответов = 100%)
Да, Способен Способен Не обеспечивает даже Всего вполне обеспечить поддержать сохранение ответивш Период, отрасль обеспеч лишь производство на существующего их ивает некоторые существующем технологического предприя частные технологическом уровня производства тий улучшения уровне и не более Янв.-фев. 2001 г., всего ед. 9 50 43 33 135 % 6,67 37,04 31,85 24,44 100 Дек. 2002 г. -янв. 2003 г., всего ед. 5 37 53 41 136 % 3,68 27,21 38,97 30,15 100 В том числе по отраслям: Электроэнергетика ед. 0 3 2 4 9 % 00,00 33,33 22,22 44,45 100 Металлургия ед. 1 3 1 1 6 % 16,67 50,00 16,67 16,67 100 Химия ед. 0 2 4 5 11 % 00,00 18,18 36,37 45,45 100 Машиностроение ед. 1 7 17 10 35 % 2,86 20,00 48,57 28,57 100 ЛДЦБ ед. 0 2 7 2 11 % 00,00 18,18 63,64 18,18 100 псм ед. 0 1 2 3 6 % 00,00 16,67 33,33 50,00 100 Легкая ед. 1 4 3 4 12 % 8,33 33,33 25,00 33,33 100 Пищевая ед. 1 3 1 3 8 % 12,50 37,50 12,50 37,50 100 Сельское хозяйство ед. 1 1 4 3 9 % 11,11 11,11 44,45 33,33 100 Строительство ед. 0 3 3 2 8 % 00,00 37,50 37,50 25,00 100 Транспорт ед. 0 0 2 1 3 % 00,00 00,00 66,67 33,33 100 Прочие ед. 0 8 7 3 18 % 00,00 44,44 38,89 16,67 100 Таблица 5 Ответы на вопрос: «Как изменилось финансирование производственных инвестиций Вашего предприятия за счет собственных средств в 2002 г. по сравнению с 2001 г.?» (сумма ответов = 100%)
Период, отрасль Увеличилось Практически не изменилось Уменьшилось Всего ответивших предприятий Июнь-июль 2000 г., всего ед. 62 62 12 136 % 45,59 45,59 8,82 100 Дек. 2002 г.—янв. 2003 г., всего ед. 47 51 37 135 % 34,81 37,78 27,41 100 В том числе по отраслям: Электроэнергетика ед. 3 3 3 9 % 33,33 33,33 33,33 100 Металлургия ед. 2 1 3 6 % 33,33 16,67 50,00 100 Химия ед. 4 4 3 11 % 36,36 36,36 27,26 100 Машиностроение ед. 11 13 10 34 % 32,35 38,24 29,41 100 ЛДЦБ ед. 2 6 3 11 % 18,18 54,55 27,27 100 псм ед. 2 2 2 6 % 33,33 33,33 33,33 100 Легкая ед. 8 2 2 12 % 66,66 16,67 16,67 100 Пищевая ед. 3 3 2 8 % 37,50 37,50 25,00 100 Сельское хозяйство ед. 1 7 1 9 % 11,11 77,78 11,11 100 Строительство ед. 1 6 1 8 % 12,50 75,00 12,50 100 Транспорт ед. 1 1 1 3 % 33,33 33,33 33,33 100 Прочие ед. 9 3 6 18 % 50,00 16,67 33,33 100 Таблица 6 Ответы на вопрос: «Как изменилось финансирование производственных инвестиций Вашего предприятия внешними инвесторами в 2002 г. по сравнению с 2001г.?» (сумма ответов = 100%)
Период, отрасль Увеличилось Практически не изменилось Уменьшилось Всего ответивших предприятий Июнь-июль 2000 г., всего ед. 18 90 7 115 % 15,65 78,26 6,09 100 Дек. 2002 г.- янв. 2003 г., всего ед. 15 78 21 114 % 13,16 68,42 18,42 100 В том числе по отраслям: Электроэнергетика ед. 0 6 0 6 % 00,00 100,00 00,00 100 Металлургия ед. 2 3 0 5 % 40,00 60,00 00,00 100 Химия ед. 0 7 1 8 % 00,00 87,50 12,50 100 Машиностроение ед. 5 18 7 30 % 16,67 60,00 23,33 100 ЛДЦБ ед. 2 7 0 9 % 22,22 77,78 00,00 100 псм ед. 1 4 1 6 % 16,67 66,66 16,67 100 Легкая ед. 0 8 3 11 % 00,00 72,73 27,27 100 Пищевая ед. 0 7 1 8 % 00,00 87,50 12,50 100 Сельское хозяйство ед. 1 3 3 7 % 14,28 42,86 42,86 100 Строительство ед. 1 4 2 7 % 14,28 57,15 28,57 100 Транспорт ед. 0 0 1 1 % 00,00 00,00 100,00 100 Прочие ед. 3 11 2 16 % 18,75 68,75 12,50 100 Таблица 7 Ответы на вопрос: «Какие категории внешних инвесторов стали вести себя более активно?» (сумма ответов > 100%) Российские
Федераль Регионал Другие Иностранн Всего Период, отрасль коммерческ ный ьный российские ые ответивших ие банки бюджет бюджет корпорации инвесторы предприятий Июнь-июль 2000 г., всего 15 4 3 16 15 39 Дек. 2002 г.—янв. 2003 г., всего ед. 60 8 14 24 16 100 % 60,00 8,00 14,00 24,00 16,00 - В том числе по отраслям: Электроэнергетика ед. 2 0 0 4 2 6 % 33,33 00,00 00,00 66,67 33,33 - Металлургия ед. 3 0 0 2 0 5 % 60,00 00,00 00,00 40,00 00,00 - Химия ед. 4 1 1 1 2 8 % 50,00 12,50 12,50 12,50 25,00 - Машиностроение ед. 14 3 6 7 3 30 % 46,67 10,00 20,00 23,33 10,00 - ЛДЦБ ед. 7 0 0 2 1 8 % 87,50 00,00 00,00 25,00 12,50 - псм ед. 3 0 0 1 1 4 % 75,00 00,00 00,00 25.00 25,00 - Легкая ед. 10 0 2 1 0 12 % 83,33 00,00 16,67 8,33 00,00 - Пищевая ед. 5 1 1 0 2 6 % 83,33 16,67 16,67 00,00 33,33 - Сельское хозяйство ед. 3 0 1 2 2 7 % 42,86 00,00 14,29 28,57 28,57 - Строительство ед. 1 2 1 0 1 3 % 33,33 66,67 33,33 00,00 33,33 - Транспорт ед. 2 1 0 0 0 2 % 100,00 50,00 00,00 00,00 00,00 100 Прочие ед. 6 0 2 4 2 10 % 60,00 00,00 20,00 40,00 20,00 100


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.