Реферат по предмету "Культурология"


Культура речи: специфика русского речевого этикета. Этикетные нормы

Содержание
 
 
1.  Введение
2. Специфика русского речевого этикета
3. Этикетные нормы; техника реализации этикетных норм
          4. Заключение
          5. Список используемой литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Что такое этикет? Понятие это философское. По словарю «Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формулы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры, одежда)».
Этикет определяет поведение любого человека. Это не только те правила, которым необходимо следовать за столом или в гостях, это вообще все нормы человеческих взаимоотношений. При помощи таких правил регулируются взаимодействия с окружающими. Действительно этикет выражается в разных сторонах нашего поведения. Например, этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает: вежливое положение лицом к говорящему и совсем не вежливое – спиной к нему. В этикетных целях мы часто используем предметы (приподнятая шляпа, преподнесенные цветы), особенности одежды (выбор праздничной, траурной или будничной одежды хорошо показывает, как мы понимаем обстановку, как относимся к участникам общения). Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь.
Речевой этикет представляет собой широкую область стереотипов общения.
В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, в ролевых признаках партнера, соответствовать собственным социальным признакам и удовлетворять ожидания других людей, стремиться к «образцу», сложившемуся в сознании носителей языка, действовать по правилам коммуникативных ролей говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения, уметь общаться контактно и дистанционно, а еще и владеть всей гаммой невербальных средств коммуникации.
Так рассмотрим подробнее особенности русского этикета и нормы его реализации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.    Специфика русского речевого этикета
Невозможно назвать языковую культуру, в которой не были бы представлены этикетные требования к речевой деятельности. Истоки речевого этикета лежат в древнейшем периоде истории языка. В архаическом социуме речевой этикет (как и этикет в целом) имеет ритуальную подоплеку. Слову придается особое значение, связанное с магическими и обрядовыми представлениями, взаимоотношениями человека и космических сил. Поэтому речевая деятельность человека, с точки зрения членов архаического социума, может оказывать непосредственное воздействие на людей, животных и окружающий мир; регламентация же этой деятельности связана, прежде всего, со стремлением вызвать те или иные события (или, напротив, избежать их). Реликты этого состояния сохраняются в различных единицах речевого этикета; например, многие устойчивые формулы представляют собой ритуальные пожелания, некогда воспринимавшиеся как действенные: Здравствуйте (такжеБудьте здоровы); Спасибо (от Спаси Бог). Аналогичным образом многие запреты на употребление слов и конструкций, которые в современном языке рассматриваются как бранные, восходят к архаическим запретам – табу.
На древнейшие представления о действенности слова накладываются более поздние пласты, связанные с различными этапами в эволюции общества и его структуры, с религиозными верованиями и т.д. Особо следует отметить достаточно сложную систему речевого этикета в иерархических социумах, где правила речевого общения вписываются в семиотику общественной иерархии. Примером может служить двор абсолютного монарха (средневековый Восток, Европа на рубеже Нового времени). В подобных социумах этикетные нормы становились предметом обучения и кодификации и играли двоякую роль: позволяли говорящему выразить уважение к собеседнику и одновременно подчеркнуть изысканность своего собственного воспитания. Хорошо известна роль в формировании новой, европеизированной элиты, которую сыграли в Петровскую эпоху и последующие десятилетия пособия по этикету.
В речевом этикете практически всех народов можно выделить общие черты; так, практически у всех народов существуют устойчивые формулы приветствия и прощания, формы уважительного обращения к старшим и пр. Однако реализуются эти черты в каждой культуре по-своему. Как правило, наиболее развернутая система требований существует в традиционных культурах. При этом с известной долей условности можно сказать, что осмысление речевого этикета его носителями проходит как бы несколько стадий. Для замкнутой традиционной культуры характерна абсолютизация этикетных требований к поведению вообще и к речевому поведению в частности. Носитель другого речевого этикета воспринимается здесь как плохо воспитанный или безнравственный человек либо как оскорбитель. В более открытых внешним контактам социумах обычно более развито представление о различии речевого этикета у разных народов, а навыки подражания чужому речевому поведению могут быть даже предметом гордости члена социума.
В современной, особенно городской культуре, культуре индустриального и постиндустриального общества место речевого этикета коренным образом переосмысляется. С одной стороны, подвергаются эрозии традиционные основы этого явления: мифологические и религиозные верования, представления о незыблемой социальной иерархии и т.п. Речевой этикет теперь рассматривается в чисто прагматическом аспекте, как средство достижения коммуникативной цели: привлечь внимание собеседника, продемонстрировать ему свое уважение, вызвать симпатию, создать комфортабельный климат для общения. Этим задачам подчиняются и реликты иерархических представлений; ср., например, историю обращения Господин и соответствующие ему обращения в других языках: элемент речевого этикета, который некогда возник как знак социального статуса адресата, впоследствии становится общенациональной формой вежливого обращения.
С другой стороны, речевой этикет остается важной частью национального языка и культуры. Невозможно говорить о высоком уровне владения иностранным языком, если это владение не включает в себя знание правил речевого общения и умение применять эти правила на практике. Особенно важно иметь представление о расхождениях в национальных речевых этикетах. Например, в каждом языке существует своя, формировавшаяся веками система обращений. При буквальном переводе смысл этих обращений подчас искажается; так, английское Dear используется в официальных обращениях, тогда как соответствующее ему русское Дорогой употребляется, как правило, в менее формальных ситуациях. Или другой пример – во многих культурах Запада на вопросКак дела? следует отвечать: Хорошо. Ответ Плохо илиНе очень считается неприличным: собеседнику не следует навязывать свои проблемы. В России на тот же вопрос принято отвечать нейтрально, скорее с негативным оттенком: Ничего; Помаленьку. Различия в речевых этикетах и вообще в системах правил речевого поведения относятся к компетенции особой дисциплины – лингвострановедения.
Каждый язык имеет свою историю, свои «взлеты и падения». В особенно критические моменты государственных преобразований всегда возникает опасность упустить из внимания это национальное достояние, отвлекаясь на кажущиеся более важными нужды и проблемы общества. В наше время больших социальных и духовных перемен такая опасность возросла во много крат.
Русский язык за последние два десятилетия перетерпел множество не самых лучших влияний и вторжений. Тревогу забили десятки научных и культурных деятелей. Ещё в начале 90-х годов, понимая, что идет безобразное загрязнение русского языка, литераторыСанкт- Петербургской организации Союза писателей России подняли вопрос о принятии на государственном уровне Закона о защите русского языка. И только в начале 98-ого года был принят этот Закон, где говорится об обязательном введении курса русского языка, культуры речи во все ВУЗы страны и принятии особых мер в повышении уровня грамотности населения.
Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.
Тактичность — это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность — умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.
Обращение – самый  массовый и самый яркий этикетный признак.
В русском языке личных местоимений немного, но их вес в  речевом этикете достаточно велик. Особенно важен выбор между Ты  и Вы. Вы  вместо  Ты  в  обращении  к  одному  у   русских   появилось относительно недавно (в XVIII в.). Такое Вы закрепилось  прежде  всего среди образованных  дворян.  До  этого  Ты  само  по  себе  этикетного содержания не имело. Но  в  сравнении  с  Вы  оно  приобрело  значение близости, а в общении  людей  не  близких  стало  выражать  социальное неравенство, общение сверху вниз. Ты говорили  простолюдинам,  слугам. Захватывая постепенно все новые и новые слои горожан, употребление  Ты и  Вы соответственно получало разнообразные оттенки в  соответствии  с типичными для каждой общественной группы отношение.
Наличие в русском языке форм обращения на «ты» и на «вы» дает нам в руки действенное средство быть учтивыми. Личные местоимения имеют прямое отношение к речевому этикету. Они связаны с самоназываниями и называниями собеседника, с ощущением того, что «прилично» и «неприлично» в таком назывании. Например, когда человек поправляет собеседника: «Говорите мне «вы», «Не тычьте, пожалуйста», он выражает недовольство по поводу направленного к нему «неуважительного» местоимения. Значит, «вы» не всегда пустое, а «ты» -  не всегда сердечное? Обычно «ты» применяется при обращении к близкому человеку, в неофициальной обстановке и когда обращение грубовато-фамильярное; «вы» — в вежливом обращении, в официальной обстановке, в обращении к незнакомому, малознакомому. Хотя здесь существует множество нюансов.
У русских не принято называть присутствующее при разговоре третье лицо местоимением он (она). Русский речевой этикет предусматривает называние третьего лица, присутствующего при разговоре, по имени (и отчеству), если уж приходится при нем и за него говорить. Видимо, русские явно ощущают, что Я и Ты, Мы и Вы – это как бы включающие местоимения, то есть такие, которые выделяют собеседников из всех остальных, а Он, Она, Они – местоимения исключающие, указывающие не на того, с кем в данное время общаются, а на нечто третье. Между тем этикет многих стран не запрещает такого речевого действия – «исключения» присутствующего.
      Среди множества вводных слов русского языка есть такие, которые, как и этикетные средства подтверждения  или  отрицания  можно  считать специальным приемом этикетной модуляции речи. Например, вводные  слова видите ли, знаете ли, понимаете ли, поверьте, представьте.
      Ясно, что вводные слова, за  поведением  которых  мы  наблюдаем, хотя и служат в основном выражению связи с  собеседником,  т.е.  имеют самые общие этикетные  значения,  сохранили  все  же  и  следы  смысла соответствующих глаголов.  Поэтому при одинаковом этикетном содержании видите ли, знаете ли, понимаете ли, представьте  себе  и  подобные  им вводные слова полностью в смысловом отношении все  -  таки  не  равны. Каждый из них несет и свое дополнительное значение.
      Если мы сравним этикетные возможности русской речи с  этикетными возможностями других языков,  то  выяснится,  что  этикетные  средства бывают  обязательными  и  необязательными,  или  факультативными.  Это напоминает то, как передается разными языками значение определенности/ неопределенности. Говорящий по — русски,  сообщая,  что  идет  мальчик может подчеркнуть, что это вполне определенный мальчик,  тот  самый  о котором уже шла речь, может показать, что это  какой — то  мальчик,  о котором ничего не известно, но может и не выражать в этом  предложении значения определенности/неопределенности: Идет мальчик. Конечно,  вся  обстановка  речи,  а   также   предшествующие и последующие  фразы  обычно  делают  понятным,  об   определенном   или неопределенном мальчике  мы  говорим,  но  в  русском  языке  средства выражения этих значений не являются обязательными: русская  грамматика не  требует,  чтобы  к  существительному  непременно  был  присоединен специальный показатель определенности или неопределенности предмета. А вот английское, французская, немецкая грамматика этого,  как  известно требует,  переводя  предложение.  Идет   мальчик     на   французский, немецкий, английский язык, мы  обязаны  выбрать  определенный  или  не определенный  артикль,  использовать  обязательные  средства  передачи значения определенности / неопределенности.
      Точно также в одних языках есть только не обязательные этикетные средства, а в других языках — и обязательные. Таков, скажем,  японский язык. Почти  все  глаголы  японского  языка  могут  иметь  подчеркнуто вежливое по отношению к  адресату  речи  форму  и  форму  фамильярную.
      О чем бы мы не говорили по-японски (пусть даже не  об  адресате речи!), приходится выбирать  либо  вежливую,  либо  фамильярную  форму глагола, т.е.,  хотим  мы  этого  или  не  хотим,  -  показывать  свое отношению к  адресату.  А  вот  в  русском  языке  нет  грамматических предписаний, когда и каким  именно  способом  непременно  должно  быть выражено этикетное содержание.  Значит,  этикетные  средства  русского языка факультативны.
      Однако как мы уже видели,  этикетные  возможности  от  этого  не только не уменьшаются, но делаются более тонкими и гибкими!
      Способов передавать  в  речи  этикетные  значения  -  невероятно много. Каждый раз, когда мы выбираем, что сказать и  как  сказать,  мы обязательно учитываем (хотя не всегда сами это замечаем) и то, с кем и в  какой  обстановке  говорим.  Поэтому  речи,  не  имеющие   никакого отношения  к  этикету,  пожалуй,  вообще  не  бывает.  Если  в   языке выработалось несколько  стилей  (книжная  речь,  разговорная,  научный стиль, деловой и т.д.) и есть различие в речи  отдельных  общественных групп (речь образованных  людей  и  не  образованных,  литературная  и диалектная, речь молодых и немолодых и т.д.),   то уже сам выбор  типа речи оказывается этикетным знаком, выражает отношение к слушателю  или к тому, кого мы упоминаем.
      Удивительно многообразные этикетные знаки в речи разных народов. Например,  виды  междометий,  которые   сопровождают   обращение.    В некоторых языках они различаются в зависимости от того, кто и  к  кому обращается.  Тем  самым   они   указывают   состав   общающихся,    и, следовательно, несут важную этикетную информацию.
      Во  многих  языках,  чтобы  передавать   этикетное   содержание, применяют намеренные отклонения грамматического числа, грамматического рода,  замену  одной  формы  лица  другою,  специальные  «вежливые»  и «сверх вежливые»  слова,  своеобразное  строение  предложения.   Трудно перечислить этикетные средства одной только устной речи, а ведь еще  и этикетные приемы, которые используются на письме!   Вспомните хотя  бы написание с прописной буквы вежливых форм Вы, Вас, Вам, Ваш, Вашего  и т.д.
В речевом этикете бывают такие ситуации когда очень большое значение имеет язык жестов. У каждой нации существует своя специфика жеста:
Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки.
Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку себе самому.
Лапландцы трутся носами.
Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.
Латиноамериканцы обнимаются.
Французы целуют друг друга в щеку.
Не зная национальных особенностей жестов, можно попасть в неловкое положение. Например, в Болгарии жестовые знаки «да» и «нет» противоположны общеевропейской форме, и представители коренного населения могут неправильно истолковать ответ на заданный вопрос.
Что должен думать японец, если европеец, вступая в деловую беседу, не пожимает ему руку? Он может считать, что собеседник уважает его национальные обычаи — в Японии не принято здороваться за руку. Но, с другой стороны, он может счесть это неуважением лично к нему — японец знает, что в обществе, к которому принадлежит партнер, жест рукопожатия принят.
Даже сходные жесты могут в разных национальных культурах применяться по-разному. Например, в Венгрии мужчина при приветствии всегда приподнимает шляпу, а в нашей стране это делать совсем не обязательно и более свойственно людям старшего поколения.
Жест рукопожатия при приветствии в Болгарии применяется значительно чаще, чем это принято у нас. Там, приветствуя группу собеседников, желательно пожимать руку каждому. У нас это необязательно.
Таким образом, жест может сказать о многом. В частности, характеризовать человека, производящего жест, со стороны национальных особенностей. Например, в Чехословакии при перечислении чего-либо не загибаются пальцы в кулак, начиная с мизинца, как это принято у нас, а наоборот, из сжатого кулака «открываются», начиная с большого, палец за пальцем. В русской среде такой жест сразу же выдает иностранца.
В одних ситуациях речевого этикета проявляется больше жестов, в других меньше. В одних ситуациях допустимо полное замещение реплик, в других — нет, и конечно же, каждый жест отличается своей «стилистикой», и каждый раз человек выбирает наиболее уместный в данной обстановке.
Примеров национальной специфики речевого и неречевого поведения разных народов множество. В Китае, даже рассказывая о себе, китайцы умудряются говорить более всего с вами о вас, нежели о себе, как бы отступая в тень, тушуясь весьма деликатно. Но при этом китаец очень внимательно смотрит, насколько и вы деликатны, умея все же настоять на своем интересе к нему.
В Японии в разговорах люди всячески избегают слов «нет», «не могу», «не знаю», словно это какие-то ругательства, нечто такое, что никак нельзя высказать прямо, а только иносказательно, обиняками. Даже отказываясь от второй чашки чая, гость вместо «нет, спасибо» употребляет выражение, дословно обозначающее «мне уже и так прекрасно».
Если токийский знакомый говорит: «Прежде чем ответить на ваше предложение, я должен посоветоваться с женой», — то не следует думать, что он поборник женского равноправия. Это лишь один из способов не произносить слова «нет».
В речевом этикете разных народов много совсем непохожих, своеобразных выражений, но даже похожие (как please и пожалуйста) все же не полностью тождественны. С точки зрения американца наше пожалуйста имеет сорок тысяч различных оттенков значений и так же похоже на английское please, как, например, фраза «Я люблю вас, дорогая» на фразу «Давайте поженимся».
В сущности, каждый язык — неповторимая национальная система знаков. В речевом этикете на национальную специфику языка накладывается специфика привычек и обычаев народа. Поэтому в формах речевого этикета складывается своеобразная фразеология.
Особенности русского этикета прослеживаются в составлении предложений и их написании.
синонимы — это слова с одинаковым или очень близким значением (фирма – организация, соглашение – договор, запрос – заявка, благодарны – признательны,…);
плеоназмы — называют частичное совпадение значений слов, образующих словосочетание;
тавтология — смысловые повторы, которые возникают в тех случаях, когда в предложении соседствуют однокоренные слова;
омонимы — это слова, совпадающие по звучанию, но различающиеся по смыслу.
Понятие стилистической окраски слова обычно связывается с закреплённостью слова за той или иной сферой употребления и с эмоционально-экспрессивными качествами слова, т.е. с его способностью не только называть явление, но и выражать отношение к предмету мысли.
По сфере употребления различается:
1. Лексика межстилевая, т.е. те слова, которые употребляются всеми и в любых условиях (качество, получать, предлагать…).
2. Лексика книжно-письменная, т.е. слова, которые по преимуществу используются в книжно-письменных стилях и связаны с теми сферами употребления языка, для которых письменная форма выражения является главной. В ее составе можно выделить “книжные” слова(оплата, договор, контракт…), термины (каталог – журнал с указанием товара, производимого предприятием), канцеляризмы, поэтизмы.
3. Лексика устной речи, т. е. слова, присущие бытовой речи, обиходно-деловому языку и т.д. К лексике устной речи относятся слова разговорные, просторечные, профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы.
Сокращения слов (аббревиатура) – новый продуктивный способ словопроизводства, который активно используется в деловой корреспонденции.
Фразеология языка — это совокупность устойчивых, целостных по составу и значению сочетаний слов и выражений. В деловой корреспонденции роль фразеологизмов выполняют стандартные синтаксические конструкции, которые подразделяются на:
Письмо-запрос:«Мы будем признательны, если Вы направите в наш адрес…»
Ответ на запрос: «Благодарим Вас за запрос от…»
Письмо-просьба:«Обращаемся к Вам с просьбой…»
Письмо-напоминание: «Сообщаем Вам, что …»
Письмо-рекламация: «Мы официально заявляем Вам рекламацию…»
Ответ на рекламацию: «Подтверждаем получение Вашего письма от; сообщаем, что….»
Сопроводительное письмо: «Согласно Вашей просьбе высылаем Вам…»
Письмо-извещение: «В ответ на Ваше письмо от …сообщаем Вам…»
Письмо-приглашение: «Разрешите пригласить Вас на…»
Письмо – благодарность: «Мы получили Ваше приглашение на….., за которое Вам признательны».
В русском языке относительно свободный порядок слов в предложении. Это значит, что члены предложения не имеют постоянного места (как в некоторых других языках) и их взаимное расположение может изменяться в зависимости от типа предложения или по воле говорящего. Перестановку слов с целью подчеркнуть смысловую значимость какого-либо слова называют инверсией.
Инверсия — важное стилистическое средство. Ее значение возрастает в письменной речи, так как пишущий лишен возможности выделить нужное слово интонацией. Продуманное изменение порядка слов позволяет пишущему привлечь внимание читателя к тому или иному слову и тем самым оттенить важные моменты сод


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Влияние индивидуально-психологических качеств и стиля работы руководителя на морально-психологический климат в коллективе
Реферат Медико-генетическое консультирование
Реферат Бюджетные расходы на содержание органов государственной власти и местного самоуправления в услов
Реферат Метод программированного обучения в преподавании математики
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины по выбору студентов предпринимательские риски
Реферат Мифологема шизофренического и мистического переживания
Реферат Основные принципы исследования особенностей проявления биомеханических параметров подъема штанги тяжелоатлетами
Реферат Методы определения и измерения сильных сторон личности
Реферат Мир младенца
Реферат Толстой Севастополь в декабре месяце
Реферат Анализ, планирование, контроль
Реферат Тема "маленького человека" в русской литературе XIX века
Реферат Аерозольні лікарські форми
Реферат Методика установления деловых контактов и завязывания знакомств
Реферат Методы развития управленческого характера