Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Методы определения и измерения сильных сторон личности

Илона Бoнивeлл (Ilona Boniwell), вице-президентМеждународной ассоциации позитивной психологии, старший преподавательУниверситета восточного Лондона (University of East London).
Исследованияпоказывают, что успешные люди знают свои возможности и ставят себе цели немноговыше своего уровня, в то время как менее успешные часто не знают своихвозможностей и ставят перед собой нереально высокие цели. Даже к одному и томуже занятию можно подойти по-разному, в зависимости от ваших сильных сторон. Внастоящее время существуют два основных подхода к пониманию и измерению сильныхсторон личности: классификация, которая была разработана Values in ActionInstitute, и Гэллаповский определитель сильных сторон.
Большинстволюдей неохотно говорят о своих сильных сторонах, а многие даже не знают, каковыони. Но важны ли вообще сильные стороны?
Частопредполагается, что люди, которые достигают большего, ставят перед собойвысокие цели, в то время как те, кто менее успешен, ставят перед собой скромныецели. Однако исследования показывают, что успешные люди знают свои возможности иставят себе цели немного выше своего уровня, в то время как менее успешныечасто не знают своих возможностей и ставят перед собой нереально высокие цели.В сущности, наиболее успешные люди строят личную жизнь и карьеру на своихталантах и сильных сторонах. Они умеют распознать свои таланты и развивают их.Они находят роли, которые им больше всего подходят, и придумывают способыприменения своих талантов в жизни. Что же касается слабых сторон, они скореедержат их под контролем, чем развивают их.
Результатымежкультурного сопоставления ценности сильных сторон личности свидетельствуют отом, что знание своих сильных качеств и их развитие:
вырабатываетцелостное видение жизни и ее перспектив;
порождаетоптимизм; дает чувство направления;
помогаетразвить уверенность в себе;
создаетощущение витальности;
приноситчувство реализованности;
помогаетдостичь своих целей.
Внастоящее время существуют два основных подхода к пониманию и измерению сильныхсторон личности:
Классификациядостоинств и добродетелей (VIA Classification of Strengths andVirtues), разработанная Values in Action Institute.
Гэллаповскийопределитель сильных сторон (Gallup Strengths Finder).
1.Классификация достоинств и добродетелей
Этаклассификация, созданная в 2001 году Кристофером Петерсоном и МартиномСелигманом, двумя лидерами движения позитивной психологии, основывается наследующих допущениях:
Сильныесторон человека не являются вторичными по отношению к его слабым сторонам, иллюзорнымиили эпифеноменальными (производными от чего-то другого).
Мыможем описать сильные стороны человека с научной точки зрения.
Сильныестороны — это то, чем люди отличаются друг от друга.
Сильныестороны человека похожи на черты характера, но на них могут влиять факторы, относящиесяк окружающей среде.
СначалаПетерсон и Селигман попытались установить все возможные сильные стороны самымиразными способами, а именно: путем мозгового штурма с участием ведущих ученых, вдискуссиях с участниками психологических конференций, изучая психологическую, философскуюи другую литературу, описывающую хороший характер.
Затем,столкнувшись с сотнями кандидатур на звание сильной стороны личности, ониприменили ряд критериев для отбора наших главных достоинств.
Достоинствочеловека способствует появлению у него самого и у тех, кто его окружает, ощущения,что он живет правильной жизнью.
Оноимеет моральную ценность само по себе, вне зависимости от того, ведет линаличие этого достоинства к положительным результатам.
Проявляянаши достоинства, мы не принижаем других; скорее такие проявления могут быть имполезны, вызывая восхищение, а не зависть.
Усильной стороны не может быть антипода, который бы тоже считался чем-тохорошим.
То,в чем человек силен, должно проявляться в его поведении, мыслях, чувствах идействиях, должно распространяться на разные ситуации и моменты времени.
Этотпроцесс завершился определением 24 сильных сторон характера, то есть механизмов,позволяющих нам достичь добродетелей (которые считаются ключевымиуниверсальными свойствами и которым придавали особое значение философы ирелигиозные мыслители). Итак, сильные стороны можно объединить в шесть такихдобродетелей:
мудрость— эта добродетель объединяет сильные стороны, связанные с получением ииспользованием знания;
мужество— группа человеческих достоинств, касающихся проявления воли для достиженияцели в условиях внешнего или внутреннего сопротивления;
любовь,гуманность — межличностные сильные стороны;
справедливость— гражданские сильные стороны;
умеренность— эти сильные стороны защищают нас от невоздержанности;
трансцендентность— эти сильные стороны соединяют нас со Вселенной.
VIAразличает сильные стороны человека и таланты. Хотя это различие не очень четкое,таланты считаются в большей степени врожденными и менее произвольными. VIAтакже утверждает, что сильные стороны ценятся в морали разных культур, аталанты внеположны морали. Более того, таланты не так хорошо поддаются развитию,как сильные стороны (маловероятно, что высможете улучшить вашу подачу илискорость бега так же существенно, как бесстрашие, оптимизм и др.). Человекможет растрачивать свой талант или зарыть его в землю, но было бы довольностранно слышать, что кто-то ничего не делает, к примеру, со своейблагодарностью.
Таблица1 суммирует достоинства и добродетели в соответствии с VIA. Распределениедостоинств по категориям кажется, однако, достаточно произвольным. «Умениепрощать», которое сейчас находится в «умеренности», возможно, было бы уместнеев «справедливости». Благодарность, чувство юмора и понимание красоты кажутсяслабо связанными с трансцендентностью. Действительно, не похоже, чтобысоотношение сильных сторон и добродетелей было закреплено раз и навсегда.Например, «энергия» между 2001 (когда классификация была разработана) и 2004годами была перенесена из трансцендентности в мужество.
Таблица1. Сильные стороны и добродетели согласно VIA Мудрость и знание
Любопытство и интерес к миру (интересоваться разными вещами)
Любовь к учению (увеличивать знания ради них самих)
Широта видения, мудрость (видеть общую картину, считаться мудрым)
Творчество, изобретательность, оригинальность (умение находить новые способы что-то делать, здравый смысл)
Непредвзятость, критическое мышление (думать рационально, уметь выносить правильные суждения) Мужество
Отвага, бесстрашие (оказывать сопротивление, преодолевать страх)
Настойчивость, упорство, усердие (заканчивать начатое, не отвлекаться)
Цельность, подлинность, честность (сдерживать обещания, быть искренним и открытым)
Энтузиазм, витальность, драйв (жить полной жизнью, обладать энергией) Любовь и гуманность
Способность любить и быть любимым(-ой) (ценить и иметь близкие любовные отношения)
Доброта, щедрость (помогать другим, проявлять сочувствие, заботу) Социальный интеллект, личностный интеллект, эмоциональный интеллект (понимать, что чувствуют люди, отдавать себе отчет в собственных чувствах, комфортно чувствовать себя с другими) Справедливость
Гражданская позиция, командный дух, лояльность (хорошо работать в группе)
Лидерские качества (организовывать и мотивировать других людей) Честность, беспристрастность (относиться к людям одинаково, не дискриминировать их в силу собственных предубеждений) Умеренность
Самоконтроль, саморегулирование (контроль над эмоциями, дисциплина)
Благоразумие, осторожность (избегать опасности, делать тщательный выбор)
Смирение, скромность (осознание своего места в мироздании)
Прощение, милосердие (прощать и забывать отношение и поведение) Трансцендентность
Умение ценить красоту и совершенство (создавать их и/или вдохновляться, возвышаться в их присутствии)
Духовность, чувство смысла, вера, призвание в жизни, развивать согласованные представления о высшем смысле)
Надежда, оптимизм, нацеленность в будущее (считать стакан наполовину полным, строить планы на будущее)
Благодарность (благодарить людей, считать, что тебе (иметь повезло)
Юмор, веселость (вызывать смех и улыбки, работать весело)
Однойиз главных целей позитивной психологии можно считать помощь людям в определениисвоих фирменных достоинств. Фирменные достоинства — те, что соотносятся с вашимнастоящим «я» и вы чувствуете радостное возбуждение, когда обнаруживаете ииспользуете их. Человек быстро достигает очень высокого уровня в том, чтокасается его фирменных достоинств, ему не терпится их применить, он испытываетвоодушевление и внутреннюю мотивацию, используя их. Когда фирменные достоинстваобнаружены, их можно применять в работе и отношениях, в играх и воспитании.
2.Гэллаповский определитель сильных сторон
Еслидвадцати четырех сильных сторон вам показалось мало, познакомьтесь с тридцатьючетырьмя, которые были выявлены учеными из Gallup Corporation — ДональдомКлифтоном и Эдвардом Андерсеном. Они попытались понять, что помогает людямпреуспевать в том, что они делают. В результате они объявили о существованиитридцати четырех самых распространенных талантов/достоинств, проявляющихся врабочей обстановке. Однако их концепция сильных сторон человека существенноотличается от предложенной VIA.
Согласно«Определителю сильных сторон», в основе наших сильных сторон лежат таланты.Талант — это естественно возникающая модель мыслей, чувств или поведения, которуюможно применить в различных областях. Это способность что-то делать. Талантымогут быть объединены в темы (группы похожих талантов). Сильная стороначеловека — это способность показывать постоянные высокие результаты в даннойобласти деятельности. Если таланты подобны «необработанным алмазам», то сильныестороны можно сравнить с уже ограненными и отшлифованными бриллиантами. Такимобразом, сильные стороны возникают, когда мы отшлифовали наши таланты с помощьюзнаний и умений. Полностью развитые и адекватно примененные сильные стороныприводят к достижениям и выдающемуся мастерству. В основе развития и применениянаших сильных сторон лежат определенные принципы:
пониматьсобственные таланты;
ценитьсвои таланты и брать на себя личную ответственность за них;
пониматьсвои побуждения, знать, почему делаешь что-либо (прояснение жизненных целей илизадач);
устанавливатьзаботливые, облегчающие жизнь отношения;
нецепляться за прошлые успехи;
упражнятьсяв своих талантах и применять сильные стороны;
разъяснятьдругим, что такое таланты и сильные стороны (что поможет самому понять ихгораздо лучше).
Осознавсвои таланты и сильные стороны, важно понять, какая работа им лучше всегосоответствует. Даже к одному и тому же занятию (например, к учебе) можноподойти по-разному, в зависимости от ваших сильных сторон. Если вашей сильнойстороной является гармония, то вам возможно лучше будет начать с того, с чем высогласны, а потом двигаться дальше. Если у вас аналитический склад ума, то выможете начать с того, чтобы выявить нюансы в аргументации, усомниться в мнениях,отказаться слепо принимать на веру написанное, после чего двигаться кформулированию взвешенных выводов.
Сильныестороны согласно исследователям из Gallup
Адаптивность(изменение себя в зависимости от требований окружающей среды, приспособление, гибкость).
Активация(энергия, чтобы взяться за дело и сделать его).
Аналитическоемышление (понимание причин и следствий, критическое мышление).
Вера(наличие глубоко укоренившихся ценностей, идей, поиск смысла жизни).
Включенность(помогать другим становиться цельными и успешными).
Воображение(креативность, оригинальность, новые идеи и концепции).
Гармония(способность находить точки соприкосновения, избегание конфликтов).
Дисциплина(организованность, умение укладываться во время, порядок и структуру).
Достижение(преследование целей, производительность, удовлетворение от достигнутого).
Значимость(большое стремление к признанию, напряженная работа).
Индивидуализация(восприятие других людей как личностей и признание их талантов, внимание кразличиям).
Интеллект(умение мыслить во многих направлениях, интеллектуальные дискуссии, решения).
Информация(активное приобретение знаний, любопытство).
Исправление(признание проблем и способность их решить).
Коммуникация(объяснение, разъяснение, умение хорошо говорить).
Конкуренция(напряженная работа для достижения высокого результата, успех, желание выиграть,сравнение с другими).
Контекст(видеть исторические параллели, объективно оценить происходящее).
Максимализм(увеличение личного и группового уровня мастерства).
Обучение(получение удовольствия от процесса обучения, сосредоточенность на улучшении).
Ориентацияна будущее (нацеленность на будущее, умение видеть возможности, побуждение кдействию других).
Ответственность(быть тем, на кого можно положиться, много обязанностей и обязательств).
Отношения(установление близких отношении с людьми)
Позитивность(энтузиазм, оптимизм, возбуждение, стимулирование других).
Последовательность(равное отношение, справедливость озабоченность вопросами добра и зла).
Развитие(видеть потенциал в других и помогать им его развивать).
Рассудительность(принятие правильных решений, обстоятельность, рассмотрение всех вариантов).
Руководство(умение справляться с конфликтами и кризисами, способность нестиответственность).
Самоутверждение(уверенность в себе, независимость мышления).
Связность(соединение идей или событий в осмысленное целое).
Стратегия(видение плюсов и минусов, понимание ситуации в целом, разработка адекватногоплана действий).
Сфокусированность(определение приоритетов, установление направления, эффективность).
Умениерасположить к себе (быстрое налаживание контакта с людьми, созданиегрупп/отношений).
Упорядочивание(организация, координация, определение правильной комбинации людей и средства).
Эмпатия(понимание других, установление отношений поддержки).
Примеробнаружения и применения ваших сильных сторон
Глядяна приведенные выше перечни, подумайте, каковы ваши фирменные сильные стороны?Вы можете это узнать, просто начисляя себе от 1 до 10 баллов за каждую изсильных сторон. Помните, что вы оцениваете не то, каким или какой бы вы хотелистать, а то, кем вы сейчас являетесь. Выберите те сильные стороны, по которым увас больше баллов, и задайте для каждой из них еще три вопроса:
Этодействительно я? Это мое?
Нравитсяли мне использовать это качество?
Чувствуюли я при этом радость и прилив энергии?
Когдавы выделите свои фирменные сильные стороны, подумайте о том, как вы можетеприменить их в важных областях вашей жизни. Попробуйте проделать то же самое сгэллаповской классификацией и сравнить результаты.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :