Реферат по предмету "Коммуникации и связь"


Современные тенденции развития экономических информационных систем

Содержание
 
Введение
1.Информационная система и ее виды
2.Современные информационные экономические системы. Тенденции развития
Заключение
Списоклитературы
экономический информационный система

Введение
Экономическиесистемы относятся к сложным системам организационного управления, так как имеютцелостную иерархически структуру с многосторонними связями и сложными функциямиуправления. В качестве экономической системы можно рассматривать управление отраслью,регионом, предприятием и т. п. В системе управления экономическим объектом любогоуровня можно выделить управляющую и управляемую подсистемы.
Управляющаяподсистема осуществляет функции управления, устанавливает общиецели функционирования экономического объекта в целом и подцели — для его подразделений.В качестве управляющей подсистемы на предприятии выступают подразделения и службыаппарата управления: отдел кадров, бухгалтерия, планово-экономический отдел, канцелярияи т. п.
Управляющаяподсистема в лице руководителей подразделений и служб аппарата управления используетсведения о производственно-хозяйственной деятельности экономического объекта и информациюизвне для выработки и принятия управленческих решений, которые передаются в управляемуюподсистему.
Управляемаяподсистема осуществляет функции, связанные с производством и выпускомготовой продукции или выполнением общественно необходимых работ. В состав управляемойподсистемы входят подразделения и службы предприятия, непосредственно занимающиесяпроизводственно-хозяйственной деятельностью.
Управляющаяи управляемая подсистемы имеют обратную связь, которая позволяет контролироватьи учитывать действительное состояние объекта и вносить в него соответствующие коррективы.С помощью кибернетики установлено, что управление по системе обратных связей представляетсобой одно из наиболее общих и важных принципов, объединяющих технические устройства,живые организмы и экономические системы. Информация является видом причинной связи,которая возникает в процессе управления. Благодаря ей осуществляется воздействиеуправляющей подсистемы на управляемую, и наоборот.
Такимобразом, любой системе управления соответствует своя информационная система, а системеуправления экономическим объектом — экономическая информационная система.
Цельработы – рассмотреть информационные системы в экономике, их содержание и виды, атакже современные тенденции их развития.

1.Информационная система и ее виды
 
Информационнаясистема (ИС) является системой информационного обслуживанияработников управленческих служб и выполняет технологические функции по накоплению,хранению, передаче и обработке информации. Она складывается, формируется и функционируетв регламенте, определенном методами и структурой управленческой деятельности, принятойна конкретном экономическом объекте, реализует цели и задачи, стоящие перед ним.Информационные системы разнообразны и могут классифицироваться по нескольким признакам.
Экономическаяинформационная система (ЭИС) — это совокупность внутреннихи внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта,методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и разработкеуправленческих решений.
Отраслевыеинформационные системы функционируют в сфере промышленного и агропромышленногокомплексов, в строительстве, на транспорте, в здравоохранении и в других отрасляхпроизводственной и непроизводственной сфер. Эти системы решают задачи информационногообслуживания аппарата управлениясоответствующих ведомств.
Территориальныеинформационные системы предназначены для управления административно-территориальнымирайонами, деятельность территориальных систем направлена на качественное выполнениеуправленческих функций в регионе, формирование отчетности, выдачу оперативных сведенийместным государственным органам.
Межотраслевыеинформационные системы являются специализированными системами функциональныхорганов управления национальной экономикой (банковских, финансовых, снабженческих,статистических и др.).
Имеяв своем составе мощные вычислительные комплексы, межотраслевыемногоуровневыеинформационные системы обеспечивают разработку экономических и хозяйственных прогнозов,государственного бюджета, осуществляют регулирование деятельности всех звеньев хозяйства,а также контроль наличия и распределения ресурсов.
Информационныесистемы управления технологическими процессами наиболее широко применяются в промышленности,и в первую очередь в отраслях, имеющих непрерывные технологические процессы. В металлургическойпромышленности они используются для управления плавкой стали, процессом получениячугуна, в химической промышленности для управления технологическими процессами производствааммиака, азотной и серной кислот и т. п. В машиностроении автоматизация технологическихпроцессов осуществляется за счет применения станков с программным управлением иробототехники; на транспорте — за счет использования специальных машин и устройств,для автоматического вождения поездов, самолетов, автомобилей, сортировки вагонови др.
Спомощью информационных систем организационного (административного) управления осуществляетсяруководство большими коллективами людей, выполняющими огромную работу по учету,планированию, анализу и контролю деятельности на всех уровнях управления экономикой:межотраслевом, отраслевом, территориальном и на уровне предприятий, организаций,фирм.
Примерамитаких информационных систем являются:
Ø банковскиеИС;
Ø ИСфондового рынка;
Ø финансовыеИС;
Ø страховыеИС;
Ø ИСналоговых органов;
Ø ИСтаможенной службы;
Ø государственныестатистические ИС;
Ø ИСуправления предприятий и организаций; особое место по значимости и распространенностив них занимают бухгалтерские, справочно-правовые, кадровые информационные системы,а также системы делопроизводства, информационно-аналитические системы;
Ø другиеинформационные системы.
 Информационныесистемы управления организационно-технологическими процессами являются сложнымиинтегрированными системами и сочетают выполнение функций управления технологическимипроцессами с функциями управления объектом в целом.
Вавтоматических системах все операции управления выполняются с помощью компьютераавтоматически. Роль человека в этих системах сводится лишь к наблюдению за работоймашин и выполнению функций контроля. Автоматические системы применяются для управлениятехническими объектами и технологическими процессами и работают обычно в реальноммасштабе времени.
Вавтоматизированных системах управления операции по преобразованию информации выполняютсяс помощью технических средств, но при участии человека. Человек здесь выбирает икорректирует цели и критерии эффективности управления, вносит творческий элементв поиск наилучших путей достижения поставленных целей, осуществляет окончательныйотбор решений и придает им юридическую силу.
2.Современные информационные экономические системы. Тенденции развития
 
Наметившийсяв России переход к рыночной экономике требует новых подходов к управлению: на первыйплан выходят экономические, рыночные критерии эффективности, повышаются требованияк гибкости. Научно-технический прогресс и динамика внешней среды заставляют современныепредприятия превращаться во все более сложные системы, для которых необходимы новыеметоды обеспечения управляемости.
Новымнаправлением в управлении стало появление контроллинга как функционально обособленногонаправления экономической работы на предприятии, связанного с реализацией финансово-экономическойфункции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.Контроллинг – (англ. to control – контролировать, управлять) – это управление управлением.Функции контроллинга:
–координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия;
–информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений;
–создание условий для функционирования общей информационной системы управления предприятием;
–обеспечение рациональности управленческого процесса.
Контроллингявляется своеобразным механизмом саморегулирования организации и осуществляет обратнуюсвязь в контуре управления. Занимая особое место в системе управления, контроллингспособствует информационному обеспечению принятия решений в целях оптимального использованияимеющихся возможностей, объективного оценивания сильных и слабых сторон предприятия,а также во избежание банкротства и кризисных ситуаций.
Эффективнаядеятельность современного предприятия возможна только при наличии единой комплекснойобъединяющей: управление финансами, управление персоналом, управление снабжением,управление сбытом, контроллинг и управление производством. Комплексные системы (корпоративныеинформационные системы, КИС) становятся средством достижения основных целей бизнеса:улучшения качества выпускаемой продукции, увеличения объема производства, занятияустойчивых позиций на рынке и победы в конкурентной борьбе.
Длятого чтобы обеспечить поддержку большинства потребностей компании, КИС должна создаватьсяс учетом новейших информационных технологий, включая методику создания распределенныхсистем – от простых «клиент-сервер» приложений до сложных географически распределенныхсистем. Создаваемая комплексная система должна быть гибкой и легко модифицируемой,позволяющей отслеживать непрерывные изменения в бизнесе.
Практикасоздания информационных систем по модели компании «как есть» показала, что автоматизациябез реинжиниринга бизнес-процессов и модернизации существующей системы управленияне приносит желаемых результатов и неэффективна, так как использование программныхприложений – это уже переход на новые формы ведения документооборота, учета и отчетности.Проект по реинжинирингу бизнеса включает следующие четыре этапа.
1.Разработка образа будущей компании – спецификация основных целей компании исходяиз ее стратегии, потребности клиентов, общего уровня бизнеса в отрасли (определяетсяна основе анализа смежной отрасли другой ведущей компании) и текущего состояниякомпании.
2.Создание модели существующей компании – разработка детального описания существующейкомпании, идентификация и документирование основных бизнес процессов, оценка ихэффективности.
3.Разработка нового бизнеса (прямой инжиниринг):
–перепроектирование бизнес-процессов, создание более эффективных рабочих процедур(элементарных заданий, из которых строятся бизнес процессы), определение способовиспользования информационных технологий, идентификация необходимых изменений в работеперсонала;
–разработка бизнес-процессов компании на уровне трудовых ресурсов: проектированиеперечня выполняемых работ, подготовка системы мотивации, организация команды повыполнению работ и группы поддержки качества, создание программы подготовки специалистови т.д.;
–разработка поддерживающих информационных систем: определение имеющихся ресурсов(оборудования, программного обеспечения) и создание специализированной информационнойсистемы при активном участии будущих пользователей системы.
4.Внедрение перепороектированных процессов – интеграция и тестирование разработанныхпроцессов и поддерживающей информационной системы, обучение сотрудников, установкаинформационной системы.
Приреинжиниринге бизнес–процессов в первую очередь формулируются основные проблемыи потребности бизнеса и строятся модели бизнес-процессов, включающие в себя всесобытия и последовательности выполнения операций, которые должна поддерживать информационнаясистема. Параллельно проводятся технический аудит существующей информационной системыи разработка технической архитектуры: определяются базовые принципы техническогопостроения системы, определяется стратегия по безопасности данных и контролю доступа,интерфейсов пользователей, копированию и восстановлению данных.
Затемформируются рекомендации по изменениям организационной структуры предприятия и структуребизнес-процессов. Во время реализации проекта сотрудники отделов вместе с разработчикамидолжны работать с информацией и моделями, участвовать в выборе технологических решений.Только при внедрении КИС сверху вниз и активном содействии руководства можно изначальноправильно оценить и провести весь комплекс работ без незапланированных издержек.Для реализации проекта внедрения КИС, включающего реорганизацию системы управленияпредприятием и реинжиниринг бизнес-процессов необходимо привлечение квалифицированныхспециалистов, поэтому обычно привлекаются консалтинговые компании.
Вначале 21-го века появились стандарты и модели организации управления непрерывноразвивающимся предприятием – стандарты менеджмента качества. Большинство современныхинформационных систем управления полностью реализуют принципы, отраженные в данныхстандартах (серии ИСО9000:2000), которые, фактически являются стандартами эффективнойорганизации деятельности.
Внастоящее время наряду с системами, реализующими модели ресурсного управления MRPI,MRPII, ERP, CRM, и SCM широко используются следующие системы:
УправлениеПроектами (Project Management System) – система поддерживает создание, изменение,запуск и выполнение проектов компании с возможностью автоматического расчета и оптимизациисроков выполнения и финансовых затрат по проекту;
УправлениеПроцессами (Business Process Management) – система поддерживает запуск и выполнениебизнес-процессов;
УправлениеПерсональными Задачами (Personal Information System) – система, поддерживающая исполнениеперсоналом поступивших задач, создание собственных задач руководителей, созданиезадач подчиненных.
Внастоящее время наибольшее распространение получили информационные системы, основанныена алгоритмах обработки данных. Алгоритмы зафиксированы в программном коде систем.Для изменения свойств системы требуется изменить состав или параметры алгоритмови провести тестирование модулей автономно или в составе новой версии системы. Алгоритмыотличаются количеством и структурой функциональных модулей. Различают три типа алгоритмическихсистем.
1.Монолитныесистемы. Создаются годами программирования. Для поддержки актуального состояниятребуется содержать группу специалистов, иначе системы могут применяться как накопителии поставщики данных в прикладные системы, способные динамично и недорого локальноизменять свойства.
2.Модульныесистемы. Системы, построенные на комплексе специализированных программных модулей,интегрированных по данным. Создание систем стало началом эволюции систем управленияресурсами и привело к существенному сокращению срока и цены.
3.Компонентныесистемы. Системы основаны на открытых стандартах информационного обмена компонентнезависимых разработчиков и развитой способности интеграции компонент. Свойствакомпонентов развиваются его автором. Модернизация системы сводится к замене отдельныхкомпонент или их версий и новой их интеграции. Построение систем из компонент существенноснизило срок, цену и риски и создало благоприятные условия для объединения услугнезависимых интеграторов и консультантов.
Развитиеалгоритмической системы ограничено составом модулей системы. Функциональность системыразвивается в значительной степени автономно от развития предприятия и целей бизнеса.В период смены версий системы имеется риск потери устойчивости управления. Развитиесистемы может осуществлять разработчик и интегратор. Пределы изменения свойств системзаранее предопределены разработчиком. Предполагается, что при дальнейшем росте требованийк гибкости и адаптивности алгоритмические системы либо отомрут, либо займут нишулокальных систем.
Главнаятенденция развития информационных систем заключается в переходе от алгоритмическихсистем к интеллектуальным системам, способным принимать и объединять знания. Интеллектуальныесистемы отличаются наличием редактора компонент бизнеса и интерпретатора бизнес-правил.Такие системы не имеют встроенных в программный код алгоритмов, управляются на основенакопленных в системе правил обработки данных и потому способны принимать и обрабатыватьзнания.
Пределыизменения свойств интеллектуальных систем заранее не устанавливаются, так как ихсвойства полностью определяются моделью организации. Замена модели приводит к изменениюсвойств системы. В связи с тем, что изменение описания ресурса бизнеса или правилаопераций приводит к смене модели, то свойства интеллектуальных систем изменяютсяс каждым вводом новой информации или данных. Ввод системы в действие представляетсобой обучение системы. Функциональность системы развивается вместе с развитиемпредприятия и целей бизнеса. Возможно одновременное управление предприятием и изменениемодели организации.
Вближайшем будущем будут приняты стандарты на представление данных, информации изнаний, что значительно снизит транзакционные издержки и создаст условия для ускоренногосоздания новых знаний и их обмена. Уровень интеграции знаний уже превосходит масштабыодной страны. Информационные системы, как и сами предприятия, становятся виртуальнымиглобально распределенными организационно-техническими системами, компоненты которыхинтегрированы на основе стандартов в инфраструктуру информационного общества, поддерживающуюдеятельность, управление деятельностью и развитие деятельности организации.

Заключение
 
Взаключение можно сделать следующие выводы:
Информационнаяэкономическая система– это система информационногообслуживания работников экономических служб, которая выполняет технологические функциипо накоплению, хранению, передаче и обработке информации.
Информационнаясистема включает в себя подсистемы, которые можно рассматривать как самостоятельныесистемы, которые в свою очередь делятся на функциональные и обеспечивающие.Функциональнаячасть является моделью системы управления экономическим объектом. Обеспечивающаячасть способствует эффективному функционированию системы в целом и ее отдельныхподсистем.
Важнопонимать, что информационные системы непосредственно поддерживают практически всеаспекты управленческой деятельности в таких функциональных областях, как бухгалтерскийучет, финансы, управление трудовыми ресурсами, маркетинг и управление производством.
Информационныесистемы в реальном мире обычно являются комбинациями нескольких типов информационныхсистем, потому что концептуальные классификации информационных систем разработаныдля того, чтобы подчеркнуть различные роли информационных систем. Практически этироли интегрированы в сложные или взаимосвязанные информационные системы, которыеобеспечивают ряд функций. Таким образом, большинство информационных систем созданодля обеспечения информацией и поддержки принятия решений на различных уровнях управленияи в различных функциональных областях.


Списоклитературы
1.Автоматизированныеинформационные технологии: Учебник / Под ред. проф. Г.А. Титоренко.— М.; ЮНИТИ,2007.
2.Beндров A.M.Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем:Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2006.
3.Голкина Г.Е.Бухгалтерские информационные системы: Учебное пособие. — М.: МЭСИ, 2008.
4.Информационныесистемы в экономике: Учебник / Под ред. проф. В.В. Дика. — М.: Финансы истатистика, 2006.
5.Информационныетехнологии: учеб. пособие / О. Л. Голицына, Н. В. Максимов, Т. Л. Партыка, И.И. Попов. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.
6.Клыков, М.С.Информационные системы и технологии в экономике: учеб. пособие / М.С. Клыков,Н.П. Григорьев, Т.И. Балалаева; под ред. проф. М.С. Клыкова. – Хабаровск:Изд-во ДВГУПС, 2007. – 480 с.
7.Компьютерныетехнологии на базе автоматизированных систем: Практикум. — М: Финтатинформ,2005.
8.Надточий А. И.Технические средства информатизации: учеб. пособие / Под общ. ред. К. И.Курбакова. М.: КОС-ИНФ; Рос. экон. акад., 2003.
9.Основы информатики(учебное пособие для абитуриентов экономических ВУЗов) / К. И. Курбаков, Т. Л.Партыка, И. И. Попов, В. П. Романов. М.: Экзамен, 2004.
10.Федорова Г.В.Компьютерные информационные системы // Сборник научных трудов «Проблемыкомпьютеризации информационных систем». — М.: МЭСИ, 2007.
11.www.consultant.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.