Реферат по предмету "Культура и искусство"


Концепция существования и развития культуры Питирима Сорокина

Министерство образования Российской Федерации
МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Калининградский Филиал

Контрольная работа
По дисциплине «Культурология»
Концепция существования и развития культуры Питирима Сорокина
Факультет Экономики и финансов
Курс 2, группа СБз-16
Студент Тимофеев Дмитрий
Преподаватель Кравцова Т.И.
 
 
 
 
 
Калининград 2007

Содержание
1. Биография
2. Представление П.А. Сорокина о культурном развитии
2.1 Идеациональная культура
2.2 Чувственная культура
2.3 Идеалистическая культура
3. Предсказания П.А. Сорокина
3.1 Кризис
3.2 Катарсис
3.3 Харизма и Воскресение
4. Будущее
Заключение
Список литературы
 
1. Биография
Сорокин Питирим Александрович (1889 — 1968). Российский иамериканский социолог. Родился в России (Коми край), где провел первые 15 летсвоей жизни (1889-1904гг.). Мать была коми, отец — русский. До приезда вСанкт-Петербург П. Сорокин систематического среднего образования не получил, изцерковно-учительской школы был исключен в связи с арестом. В годы первойрусской революции (1905-1906 гг.) втянулся в революционную деятельность партииэсеров. Более трех месяцев провел в царской тюрьме.
Стремясь избежать призыва в армию, в 1910 г. поступил наюридический факультет Санкт-Петербургского университета. Будучи студентомтретьего курса, опубликовал свою первую книгу «Преступление и кара, подвиги награда» (1913). Систему своих взглядов этого периода он сам позжеохарактеризовал как «разновидность эмпирического неопозитивизма».
После Октября 1917 г. встал в оппозицию большевистскомурежиму, принимал участие в политической борьбе на Севере. В 1918 г. дваждыарестовывался большевиками и находился на грани расстрела. В конце 1918 г. онпрекратил активную политическую деятельность и 23 декабря 1918 г. былвосстановлен в числе преподавателей юридического факультета Петроградскогоуниверситета, где начал чтение курса «Уголовной социологии». Всентябре 1922 г.П. Сорокин с группой других ученых, не принимающих марксистскуюидеологию и большевистскую политику, был выслан из Советской России. Жил иработал в Праге. В конце 1923 г. был приглашен для чтения лекций в США. Первыекурсы читались в университетах Иллинойса и Висконсина, затем получилпредложение занять место штатного профессора в университете Миннесоты.
В 1955 г., когда П. Сорокину исполнилось 66 лет, он вышел напенсию, но остался директором Гарвардского исследовательского центра посозидательному альтруизму.31 декабря 1959 г. в возрасте 70 лет он ушел со всехпостов в Гарварде. В последнее десятилетие своей жизни он продолжал активнуюнаучно-преподавательскую работу, выступая с лекциями в разных университетах,работая над книгами и статьями. Им опубликовано более 30 книг. П. Сорокинпользовался большим влиянием в мире социологии при жизни, однако в дальнейшемоказался полузабытым как на Родине, так и на Западе. С начала 1990-х гг. появляетсяинтерес к П. Сорокину в России, что проявилось в публикации целого ряда егоработ и исследований, посвященных его жизни и творчеству.
2. Представление П.А. Сорокина о культурномразвитии
Сорокин рассматривает историческую действительность какцелостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждойкультуры, философ вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах вих исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи,проблемы. С точки зрения Сорокина, главным фактором, определяющим поведениеотдельных людей и характеристики социальных систем, является фактор культуры. Культура,по Сорокину, и есть ценностная система.
А поскольку через ценности обнаруживает себя весь спектрявлений культуры, то посредством анализа ценностей можно типологизироватькультуру, описать процесс ее развития, спрогнозировать будущее. Все имевшиеместо в истории человечества культурные системы философ делит на три основныхтипа, которые, по его мнению, и образуют три суперсистемы: две противоположныедруг другу — идеациональную и чувственную (или — сенситивную) и третью — смешанную,промежуточную между ними — идеалистическую. В основу различия двухпротивоположных суперсистем культуры Сорокин полагает главный критерий: представленияо природе реальности. Идеациональная суперсистема имеет сверхчувственнуюприроду, божественное начало. Чувственная система — реальна, адекватнавосприятию наших органов чувств.
Сорокин подчеркивает, что в «чистом виде» вконкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогдаполностью не реализуются. Речь может идти лишь о доминировании и обопределенном господстве каждой из них в тот или иной исторический период.
С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистовиз разных областей науки, опираясь на обширный фактический и статистическийматериал, П.А. Сорокин пришел к выводу, что в истории развития человечестванаблюдается циклическая смена суперсистем культуры в последовательности: идеациональная,идеалистическая, чувственная.
П.А. Сорокин, как и его предшественники О. Шпенглер и А. Тойнби,утверждал, что суперсистемам культуры присуща своя внутренняя динамика жизни, охватывающаядлительные исторические фазы. Это: генезис (происхождение) — рост — созревание- увядание — упадок и, наконец, распад. В то же время философ был убежден втом, что так называемая «смерть» культуры не имеет тотального инеобратимого характера. Более того, эта «мнимая смертная агония была бы нечем иным, как острой болью рождения новой формы культуры, родовыми муками,сопутствующими высвобождению новых созидательных сил».
Упрощенно и схематично этот процесс можно представить какдвижение маятника из одной крайней точки — «идеациональной» — вдругую крайнюю точку — эмпирическую, и обратно, с прохождением черезпромежуточную фазу «идеалистической», или интегральной, культуры.2.1 Идеациональная культура
В первой, «идеациональной» фазе в фокусе духовнойжизни социума оказывается «сверхчувственная реальность» Божественного,которая априорно признается первичной, если не единственной реальностью вообще.Оказавшаяся под этим знаком культура формируется под определяющим влияниемрелигии, причем конкретно-историческая форма последней в данном отношенииоказывается несущественной. Такая культура развивает и совершенствует те «органы»,которые призваны воспринимать, выражать, транслировать и сохранять в социальнойпамяти трансцендентную реальность, так или иначе, обслуживать драгоценное религиозноеотношение, дающее высший смысл и ценность всему, что значимо для человека. Искусство,философия, право, государственность, семья и прочие культурные «константы»формируют свои традиции и каноны в религиозном ключе, при определяющем влияниинекоторой системы священных безусловных установлений. Можно сказать, что весьспектр культурной и социальной жизни преломляется здесь через призмурелигиозного отношения к бытию. В духовной жизни мистика, в сфере мыслитеология, в политике теократия расцветают самым пышным цветом. Строительствохрамов и монастырей, искусство священных изображений достигает беспрецедентногомасштаба и значения.
Необходимо отметить и то, что подобная культура относительномало заботится о таких столь привычных для нас принципах, как удобство икомфорт существования. Ведь научно-технический и технологический прогресс, внекоторого человек современной культуры, как правило, не мыслит своегосуществования.
 2.2 Чувственная культура
Чувственная (или сенситивная) культура является антиподомидеациональной. По мнению Сорокина, она существовала во времена палеолита, вДревней Ассирии, в античной Греции и Риме. Начиная с XV века, этот тип культурыстановится доминирующим в Западной Европе, включая XX столетие. Сенситивноеискусство живет и развивается в мире чувств. Его темами и персонажами являютсяреальные события и представители различных социальных групп. Задача искусства — доставить удовольствие реципиенту (т.е. зрителю, слушателю, читателю). Стильсенситивного искусства натуралистичен, свободен от любого символизма. Его цель- доставить тонкое чувственное наслаждение: расслабление, возбуждение усталыхнервов, развлечение, увеселение… Оно свободно от религии, морали и другихценностей, а его стиль «искусство ради искусства».
Серьезные проблемы, по мысли философа, существуют и вфункционировании истины. Целостное мировоззрение в чувственной суперсистемекультуры подменяется мешаниной «из кое-как склеенных друг с другомфрагментов науки». Если период становления чувственной культурысопровождается гармонизацией правовых отношений, укреплением нравственных основобщества, то в период упадка культуры наблюдается крах всего образа жизни иповедения людей. Мораль и право девальвируются и перестают выполнять своиобъединительные функции внутри общества.
 2.3 Идеалистическая культура
Третьей суперсистемой, по мысли Сорокина, являетсяидеалистическая культура. Она связывает сверхчувственный и сверхрациональныйаспекты, выступая как промежуточная и переходная между вышеназваннымисуперсистемами. Ее расцвет приходится на золотой век античной культуры (V-IV вв.до н. э) и раннее европейское Возрождение (XII-XIV вв.). Для главныхсоставляющих идеалистической культуры — искусства, истины, морали, права — действуетисходный принцип: реальная действительность многообразна, в ней задействованычувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивныеценности.
3. Предсказания П.А. Сорокина
Поражают воображение, высказанные еще в 1957 году в работе«Социальная и культурная динамика...» предположения о тенденцияхразвития культуры и общества. Сейчас иначе как предсказаниями их и не назовешь.В целом сообразно сравнению с маятником они укладываются в принцип: кризис,катарсис, харизма, воскресение.3.1 Кризис
1. Чувственные ценности будут становиться все более относительнымии атомарными. Граница между истиной и ложью, справедливым и несправедливым,прекрасным и безобразным, между положительными и отрицательными ценностяминачнет неуклонно стираться, пока не наступит царство умственной, моральной,эстетической и социальной анархии.
2. Нарастающая атомизация чувственных ценностей, включаясамого человека, обесценит их, сделает более чувственными и материальными,далекими от всего божественного, священного, абсолютного.
3. Когда все ценности атомизируются, исчезнут авторитетное«общественное мнение» и «мировое сознание». Их места займутмногочисленные, противоречащие друг другу «мнения» беспринципныхфракций и «псевдосознания» различных групп давления.
4. Договоры и соглашения утратят остатки своей обязывающейвласти. Построенный западным человеком за предыдущие столетия величественныйдоговорный социокультурный дом рухнет. Его падение сметет договорнуюдемократию, договорный капитализм вкупе с частной собственностью и договорноеобщество свободных людей.
5. Грубая сила, циничность и обман окажутся единственныеатрибутами всех межличностных и межгрупповых отношений. Сила станет правом. Врезультате разразятся войны, революции, мятежи, общество захлестнут волнения изверства.
6. Свобода для большинства превратится в миф, затогосподствующее меньшинство будет пользоваться ею с необузданной распущенностью.Перестанут существовать неотъемлемые права, Декларации прав или тоже отменят,или начнут использовать как красивые ширмы для неприкрытого насилия.
7. Дряхлые, бесчеловечные и тиранические правительствавместо хлеба будут давать народам бомбы, вместо свободы — нести смерть, вместозакона — насилие, вместо созидания — разрушение.
8. Распад семьи как священного союза мужа и жены, родителейи детей продолжится. Рост числа разводов приведет в конце концов к полномуисчезновению разницы между общественно санкционированным браком и незаконнымисексуальными отношениями. Дети станут отделяться от родителей все раньше ираньше. Главные социокультурные функции семьи будут сокращаться, пока она непревратится в случайное сожительство самца и самки, адом — в место, куда можно«припарковаться» на ночь, в основном для сексуальных контактов.
9. Чувственная суперсистема нашей культуры будет все большенапоминать «место культурного демпинга», наполненное беспорядочноймассой элементов, лишенных единства и индивидуальности. Превратившись в такойбазар, она окажется жертвой случайных сил, делающих из нее скорее «историческийобъект», нежели самоуправляемый и живой субъект.
10. Продолжится увядание творческого потенциала культуры. Насмену великому христианству придет множество самых отвратительных небылиц,состряпанных из фрагментов науки, обрывков философии, настроенных напримитивной мешанине магических верований и невежественных суеверий. Конструктивныетехнологические изобретения будут постепенно заменяться деструктивными.
11. В условиях растущей моральной, умственной и социальнойанархии и деградации творческие способности чувственной ментальности, а такжепроизводство материальных ценностей будут убывать; участятся депрессии; материальныйуровень жизни снизится.
12. По этим же причинам уменьшится безопасность жизни иимущества, а, значит, покой в душе и счастье станут редкостью. Самоубийства,психические расстройства и преступления будут расти. Скука поразит все болееширокие слои населения.3.2 Катарсис
На этом пути неминуемы банкротство и саморазрушениечувственной культуры и чувственного человека. С исчезновением материальногокомфорта, ликвидацией свобод, с увеличением страданий спокойствие,безопасность, счастье превратятся в миф; достоинство и ценность человеческойличности будут безжалостно растоптаны, творческая способность чувственнойкультуры ослабнет; некогда построенный великолепный чувственный дом развалится;повсюду воцарится разруха; города и царства исчезнут с лица земли; человеческаякровь насытит добрую землю; все чувственные ценности будут развеяны в прах, ивсе чувственные грезы улетучатся. В этих условиях ничто уже не сможет помешатьтому, чтобы у людей Запада открылись глаза на пустоту уходящей чувственнойкультуры. Они перестанут строить иллюзии на сей счет, будут все большеотворачиваться от этой культуры и дарить свою преданность идеациональным илиидеалистическим ценностям. Очистившись трагедией, страданием и распятием, людиснова обратятся к разуму, к вечным непреходящим, универсальным и абсолютнымценностям. На смену атомизации придут универсализация и абсолютизация ценностей.Чувственные ценности окажутся в подчинении идеациональных и идеалистических. Главнуюпредпосылку чувственной культуры и чувственную суперсистему вытеснятинтегралистская или идеациональная предпосылка и суперсистема. Эту переменупроизведут лучшие умы западного общества, которые превратятся в новых апостоловПавлов, святых Августинов, великих религиозных и нравственных лидеров. За нимипойдут массы. С достижением состояния катарсиса кризис закончится.3.3 Харизма и Воскресение
Западному обществу, очищенному огнем пережитой катастрофыбудет ниспослана новая благодать (харизма), а вместе с ней — воскрешение ивысвобождение новых творческих сил. Народы Запада войдут в конструктивныйпериод новой — более интегралистской — суперсистемы, и новое благородноеобщество взрастет не на иссохших корнях чувственной культуры, а на болеекрепких и здоровых корнях интегрализма. Таким образом, начнется новая эразападной культуры.
Кризис-катарсис-харизма-воскресение — это способ,посредством которого была преодолена большая часть предыдущих великих кризисов.В Древнем Египте — в конце Древнего, Среднего и Нового Царств и позднее еще двакризиса в саисский и эллинистический периоды; в Вавилоне — кризис около 1200 г.до н.э. Несколько великих кризисов индийской культуры завершались иливозрождением индуизма, или возникновением буддизма. В Китае кризис VI в. н.э. увенчалсяпоявлением даосизма и конфуцианства, по той же схеме были преодолены инесколько более поздних катастроф. В иудейской культуре кризисы, происходившиес IX по III в-до н.э., заканчивались с появлением пророческих религиозныхучений Илии и Елисея, Амоса, Осии и Исайи, Иезекииля и Иеремии — вплоть доЕздры и его преемников. Завершает этот далеко не полный перечень великий кризисчувственной греко-римской культуры, конец которого ознаменовался зарождением ираспространением христианства и великой христианской культуры средневековья.
Вся третья глава полностью цитирует Питирима Сорокина изоднотомного варианта «Социальной и культурной динамики… ». Насколькооправдались прогнозы философа можно судить по окружающей нас реальности ужесейчас.
4. Будущее
Будущее земной цивилизации Сорокин связывает с преодолениемсоциально-культурного кризиса XX века, все проблемы и катаклизмы которого, вконечном счете, выводятся им из дезинтеграции современного «перестойного»чувственного строя. Выход из этого кризиса усматривается им на пути рожденияновой, интегральной по своему характеру культуры, первые весенние росткикоторой «уже появились и медленно растут». Важнейшим факторомпоявления нового культурного порядка является «дополнение» материальных,физических реальностей и ценностей, господствовавших доныне в западнойкультуре, ценностями рациональными и сверхчувственными. Осуществление этогоидеала Сорокин видит в тесной связи с процессом культурной интеграции культурЗапада и Востока, на котором, в отличие от Запада, до сих пор преобладалисверхчувственные, идеациональные реальности-ценности. При этом, согласноСорокину, речь не идет о формировании единой, тотальной культуры: «вдальнейшем, в великих „спектаклях“ истории буде не просто однаевро-американская „звезда“, но несколько звезд Индии, Китая, Японии,России, арабских стран и других культур и народов». В этих культурах, привосприятии и сохранении лучшего, что было создано западной «чувственной»цивилизацией, ключевую роль должны сыграть философские и религиозно-этическиесистемы, ориентированные на творчески-интегрирующее восприятие реальности ипроникнутые тем, что Сорокин называет «мистической энергией любви».
Итак, будущую культуру Сорокин видит как интегральную, но извсех существовавших до сих пор интегральных культур она призвана стать самойграндиозной и многогранной, «переплавившей» в себе традиции огромногоколичества народов и стран. И этот процесс немыслим без трех «китов»,которыми, по-видимому, призваны стать рациональный разум, искусство и религия. Религиядолжна выступить новым (или, точнее, хорошо забытым старым) источникомкультурных ценностей; но проводником этих ценностей могут быть только разумнаятворческая мысль и интегрирующее, органическое по своей природе эстетическоетворчество искусства. Сверхрационально-сверхчувственное, просветленное иуравновешенное высокой эстетикой и культурой мышления — вот идеал культурыСорокина, в котором он видит достойную оправу для самой главной ценности: бескорыстнойтворческой любви, этого «бесконечного универсума, который неисчерпаемкачественно и количественно».
Заключение
В заключение тоже приведу цитату из П. Сорокина, выражающуюоптимизм по отношению к развитию культуры и социума:
«Впереди у нас — тернистый путь. Но в конце его смутновырисовываются величественные вершины новой идеациональной или идеалистическойкультуры, по-своему столь же великой, как и чувственная культура в порурасцвета ее творческого гения. Таким образом, творческая миссия западногообщества и его культуры будет продолжена, и великая социокультурная мистерияувенчается новой победой».
Список литературы
1. Сорокин П.А. Главные тенденциинашего времени: Пер. с англ. — М.: Наука, 1997. — 351 с.
2. Сорокин П.А. Социокультурнаядинамика // Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992.- С.427-504.
3. Сорокин П.А. Обзор циклическихконцепций социально-исторического процесса // Социологические исследования. — 1998. — № 12. — С.3-14.
4."Сорокин Питирим. Социальнаяи культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства,истины, этики, права и общественных отношений / Пер. с англ., комментарии истатья В.В. Сапова. — СПб. Ж РХГИ, 2000. — 1056 с."


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.