Реферат по предмету "Культура и искусство"


Костюм мещанства и купечества 18 веке

1.  Костюм мещанства и купечества (XVIII век)
Начало XVIII века для России – время реформ. В этот период происходятвеличайшие преобразования, полностью перевернувшие быт и традиции России ипредопределившие ее приобщение к европейским традициям и культуре.
Петр I запретил носить дворянам и горожанам старый русский костюм 29августа 1699 г., в январе 1700 г. повелел всем носить платье на манервенгерского, в августе — «всех чинов людям», кроме духовенства и пахотныхкрестьян, носить платье венгерское и немецкое. В последующих указах было веленоносить немецкое платье по будням и французское — по праздникам.
С 1 января 1701 г. европейский костюм предписывалось носить и женщинам.Русское платье было запрещено производить и им торговать. Нарушителям грозилиштрафы, ссылка на каторгу с конфискацией имущества. Образцы моделей европейскогопокроя были выставлены на улицах, бедные люди получили отсрочку, чтобы износитьстарую одежду, но с 1705 г. уже все городское население должно было носитьновое платье под угрозой штрафа.
Смена форм костюма не прошла гладко. Многие горожане, особенно изкупеческого сословия, считали короткополые модные кафтаны верхом неприличия.Сохранились гравюры, изображающие сцены, где солдаты насильно обрезают полыдлинных кафтанов у купцов и бояр. С не меньшим сопротивлением были встреченыновая модная прическа – завитой парик – и бритое лицо. Многие откупались отбритья бороды: за ее ношение платили в царскую казну налог.
Секреты европейских портных стали осваивать русские мастера. После смертиПетра I часть городского населения вернулась к допетровской одежде — до концаXIX в. в костюме купечества и мещанства сохранялись элементы традиционногокостюма. Поэтому портные специализировались либо на европейском, либо на«русском» платье.
Начал формироваться модернизированный русский мужской костюм — костюмкупцов и горожан, полностью сложившийся к середине XIX в. В нем сочеталисьэлементы национальной одежды с деталями, заимствованными из дворянскогокостюма.
Например, покрой спинки долгополого русского кафтана с застежкой налевобыл близок к покрою западноевропейского жюстокора с боковыми веерами складок.
Модные элементы были заметны, прежде всего в костюмах купеческоймолодежи. Такой костюм состоял из доходившего до икр кафтана со сборками поталии, обычно опоясанного, цветной рубахи и заправленных в сапоги штанов.
Исходя из представления, что лишь длинная одежда придает ее носителюстепенность и достоинство, купцы и горожане никогда не носили короткихкафтанов, длина их всегда превышала модную.
Купцы и мещане стригли волосы «в скобку» и носили бороду.
Для женщин переход к новому костюму был еще сложнее. Одеты в тяжелые,скрывающие формы тела сарафаны, закрытые рубахи, с плотно покрытой головой,они, согласно новой моде, вдруг должны были надеть декольтированные платья,стянуть талию, завить волосы в локоны.
Женский купеческий костюм в еще большей степени испытывал влияниедворянской моды, проявлявшееся в покрое, манере ношения, дополнениях (косынках,чулках, обуви). Так, рубахи и сарафаны могли иметь более глубокое декольте,душегреи были прилегающего силуэта, русский головной убор повязывался в видемодной в то время чалмы.
В противоположность мужскому женский костюм характеризовался большейпестротой, яркостью сочетаний цветов (малинового, лилового, зеленого, голубого,красного), с применением атласных, бархатных, парчовых тканей, дорогого меха,модной обуви на высоких каблуках.
Городские жительницы – мещанки и небогатые купчихи – носили обычно юбкуили сарафан с кофтой и верхнюю кофту с баской, напоминающую душегрею. Но и ивэтот «русский» костюм они добавляли модные мелочи – обувь, головной убор и т.д.Зимой надевали шубы на беличьем, лисьем и даже куньем меху.
В костюме XVIII в. прежде всего изменяется ассортимент тканей. Наряду сиспользованием в нарядной одежде шелка, бархата, парчи, атласа все большеераспространение получают тонкая шерсть, сукно, хлопчатобумажные ткани.
Из более плотных хлопчатобумажных тканей (тик, нанка, канифас) шилимужские кюлоты, камзолы, из тонких (муслин, батист) — женские летние платья, юбки.
Цветовая гамма — светлая, мягкая, слабо насыщенная: розовый, голубой,салатный, лимонный, перламутровый. Черный цвет используется только кактраурный, белый — как фон для узоров. Изысканное цветовое решение одеждыисключает контрасты и порождает большое разнообразие оттенков основного цвета.Например, модный коричневый цвет имел оттенки «молодой и старой блохи»,«парижской грязи».
В конце века цветовая гамма становится более темной, приглушенной:коричневый и серый во всех оттенках, свекольный, бордо, фиолетовый,темно-синий, зеленый, оливковый.
В орнаментации тканей преобладают цветочные узоры, изображаемыенатуралистически, в перспективе. Сирень, жасмин, ветки цветущих яблонь, вишен,полевые цветы непринужденно размещались по всей поверхности ткани, переплетаясьс извилистыми линиями лент, кружев, полос. Остается в моде орнамент трельяж ввиде мелкого растительного узора.
В 80—90-е гг. гладкие однотонные ткани преобладают над узорчатыми. Входятв моду полоска, крапинка, горошек.
В период царствования Екатерины II (1762-1796 гг.) одежда дворянопределялась модой во Франции. Целый ряд государственных указов,регламентирующих формы костюма, говорит о том большом значении, котороепридавалось костюму как выразителю сословных, социальных и моральных идей классав этот период.
По журналам мод одевалось не только столичное дворянство, но и частьстоличного купечества, особенно купцы, торговавшие с Западной Европой.
Для украшения одежды и головных уборов использовались запоны разных форми с разным декором (от скромных серебряных со стеклами до золотых, обильнодополненными алмазами, рубинами, изумрудами и эмалями). Изысканным украшениемкостюма могли быть и пуговицы разных размеров и форм: плоские, в виде диска,шарообразные, куполообразные и т.д. Их делали из меди, серебра, золота, поройпревращая в изящнейшие произведения ювелирного искусства. Пуговицы былигладкими литыми и ажурными сканными, с узорной чеканкой, чернью, эмалью,зернью, гравировкой, драгоценными камнями. По мастерству исполнения медныепуговицы порой превосходили серебряные. Во второй четверти XVIII века в Москвесуществовали цеховые объединения мастеров медных перстней и запонок, медных ижелезных серег, серебряных серег, медного пуговичного дела.
Русский костюм петровского времени отличался от западноевропейскогобольшей простотой тканей и отделки, более демократическим характером.
Школьный театр. Деятельность Симеона Полоцкого
Симеон Полоцкий (светское имя Самуил Гаврилович (Емельянович?)Петровский-Ситнианович) (1629, Полоцк — 1680, Москва) — общественный ицерковный деятель. В 1637 — 1651 учился в Киево-Могилянской коллегии, в 1653окончил Виленскую иезуитскую коллегию. В 1656 принял иночество и сталпреподавателем в Полоцкой братской школе. В 1660 впервые приехал в Москву,перед царским семейством в Кремле читал свои стихи и предложил царю своюлитературную «службу», которая была принята. С 1663 после переезда вМоскву преподавал в Заиконоспасской школе, а затем стал наставником царскихдетей.
К наставлениям Симеона прислушивались не только царь Алексей Михайлович,но и все его дети — вплоть до царевны Софьи и малолетнего Петра I. В 1678организовал при дворе типографию, первой изданной книгой которой стал«Букварь». В 1679 составил проект указа о созданииСлавяно-греко-латинской академии. Получил широкую известность как поэт,драматург, проповедник, публицист, педагог, переводчик, боровшийся противраскола, выступавший сторонником развития образования и просвещения.
Один из культурнейших людей своего времени, Симеон стал первым в русскойлитературе писателем-профессионалом, чье имя приобрело европейскую известность.
В XVII веке Симеон Полоцкий пытался на базе литургической драмы создатьхудожественную литературную драму, эта попытка оказалась единичной ибесплодной. Симеону Полоцкому принадлежат: энциклопедический сборник “Вертоградмногоцветный”; “Рифмологион”, включающий панегирические стихотворения и ихциклы, декламации, а также две пьесы — “Комедия притчи о блудном сыне” и “ОНавуходоносоре”; “Псалтырь рифмотворная” — полное стихотворное переложениеветхозаветной книги псалмов, к печатному изданию которых (1680) был ещеприсовокуплен Месяцеслов; сборник проповедей “Обед душевный”, “Вечерядушевная”.
К 70 — 80-м годам XVII в. относится возникновение школьного театра вРоссии. Сложился школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, вдуховных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писалисьпреподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии,аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии — сатирическиебытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. Интермедиишкольного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии.У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматургСимеон Полоцкий.
Русский школьный театр отличался злободневностью, стремлением отвечать нанасущные потребности времени. В начале XVIII в. школьный театр прославлял военные победы Петра I,выражал идеи об укреплении Русского государства, развитии просвещения.
В XVIII в. большую роль в жизни школьного театра сыграл известныйобщественный деятель и писатель Феофан Прокопович (1681 — 1736). Он написалпьесу «Владимир», ставшую вершиной драматургии школьного театра. В образахязыческих жрецов, боровшихся с киевским князем Владимиром, современники легкоугадывали врагов петровских реформ. Приближая пьесу к современности, Прокоповичиспользовал в ней некоторые приемы народного театра, особенно в комическихсценах.
В духовных академиях на кафедрахпиитики и риторики к декламациям, диалогам и постановкам спектаклей обращалисьс тем, чтобы обогатить методику обучения, облегчить понимание сложных понятий,облекая их в образную форму. Вместе с тем участие в театральных представленияхсчиталось разумным и полезным занятием в часы досуга.
Вошли в историю русского театрашкольные спектакли студентов  Хирургической школы. Особенностью размещенияшкольных сцен было отсутствие центра служившего образцом для театров, рассеянныхпо другим городам, определявшего их репертуар. Школьные театры были вЯрославле, Твери, Пскове, Новгороде. Такое размещение школьных сцен позволялопосещать спектакли большому числу людей. Постоянное увеличение числа зрителей входилов задачи школы. Она стремилась к массовости театрального искусства, хотела сделатьтеатр доступным для населения города и близлежащих деревень.
Школьный театр в игровой, наглядной формезнакомил семинаристов с сюжетами священной истории и прививал будущимпроповедникам навыки общения с аудиторией
Петр не был удовлетворен школьным театром. Религиозный по своемусодержанию, этот театр в эстетическом отношении был слишком замысловатым исложным для рядового зрителя. Петр же стремился организовать театр светский,доступный городским массам. Учрежденный им театр, несмотря на кратковременностьсвоего существования, сыграл важную роль в развитии русской театральнойкультуры.
В середине XVIII века организуютсяшкольные театры в Петербургском Шляхетском кадетском корпусе (1749 г.); в Московском университете (1757 г.) и в некоторых крупных провинциальных учебных заведениях.
На сцене театра Шляхетного корпусабыли исполнены первые трагедии и комедии Сумарокова. В конце 40-х годов вкорпусе были организованы представления трагедий, в которых участвовали любителитеатра из числа кадетов.
Историческое значение имел театрВоспитательного дома. Воспитательный дом был учрежден в Москве в 1764 г. в качестве прибежища для подкинутых внебрачных детей и должен был стать, по мысли Екатерины II, одним из очагов создания русского«третьего сословия», необходимого государству. Аналогично Шляхетному корпусу,Московскому университету, Духовным коллегиям и семинариям, сценическоеискусство преподавалось и ученикам Императорской Академии Художеств.
Большой интерес представляюттеатральные начинания А.Т. Болотова, Игнатия Тейльса и других деятелей детскоготеатра. В театре Болотова ставились нравоучительные комедии, которые должныбыли осмеять лгунов и хвастунов и показывать для образца добронравных иприлежных детей и «добродетельные деяния», а также пьесыэффектно-постановочного характера и балеты.
Время императрицы Екатерины II было временем страстного увлечениятеатром. Если при Елизавете Петровне театр создавался в атмосфере моды, вниманияи поощрения, то при Екатерине «он мужал в атмосфере напряженной и сознательнойработы». Театром интересовалось все высшее общество, театром интересоватьсястало правилом хорошего тона. Преподавание театрального искусства по-прежнемувносилось в учебные программы.
Театр Смольного института — особыйэтап развития школьного театра в России, когда он, перерастая рамкиклассической школьной драмы, становится профессиональным, оставаясь в пределахобразовательного пространства.
Школьный театр способствовал решениюцелого ряда учебных задач: обучение живой разговорной речи; приобретениеизвестной свободы в обращении; «приучение выступать перед обществом в качествеораторов, проповедников».
Школьный театр не был театром,который занимали частные, отдельные отрывки действительности. Драматургипостоянно обращались к миру в целом, словом и сценическим жестом объяснялиустройство мироздания и смысл жизни человека.
Школьный театр органически входил всистему культуры своего времени, выражал многие ее основные черты, служилважнейшим звеном связи культуры и образования.
Школьный театр всистеме культуры XVII-XVIII вв. занимал двойственное положение. Он был нетолько явлением искусства, но и средством воспитания, развернутым педагогическимприемом, который применялся в преподавании двух из семи свободных художеств — поэтики и риторики.
Театр значительнооблегчал процесс обучения, делал его более доступным и интересным, вносил внего элемент игры.
Будучи частью дидактическойпрограммы, выполняя функции религиозного и общественного воспитания, театр в тоже время вырывался из учебного плана и превращался в явление искусства.
Такая двойственность школьного театрав глазах его зрителей и создателей была не недостатком, а естественной чертой.В этом сложном взаимодействии театра и жизни состоит одна из основныхособенностей эпохи барокко.
Школьные представления были закрытымии открытыми. Первые преследовали чисто учебные цели. Вторые предназначались идля развлечения и для поучения публики. На этих представлениях собиралисьучителя и ученики школы, гости. Часто это были граждане, поддерживавшие учебноезаведение в финансовом отношении, родители учеников.
Все произведения, ставившиеся нашкольной сцене, подчинялись правилам риторики. Риторикой определялся выбор темы.Специально выделялся такой этап работы над произведением, как создание иосознание замысла. Школьные руководства посвящались описанию тем, перечислениюспособов их реализации и сочетания.
Пьесы школьного театра ставились водном из помещений школы, которое могло иметь сцену, оборудованную попоследнему слову театральной техники, которая должна была быть покатой,расширяющейся по направлению к зрителю. Это была сцена с рисованнымидекорациями, писавшимися на заднике и кулисах. Школьные спектакли не всегда шлина специальных сценах или в специальных помещениях. Постановщики могли выходитьза пределы школы, продолжая традиции народного средневекового театра. Онивыносили свои спектакли под открытое небо, на рыночные и церковные площади,собирая толпы зрителей.
Школьный театр, имея обширный репертуар,привлекая многочисленную публику, в то же время не был профессиональным театром.На протяжении всей своей истории он был театром любительским, где обязанностиавторов, постановщиков, актеров выполняли непрофессионалы. Все деятели театра целикомзависели от школы. Театр исходил из нее.
Актерами школьного театра былиученики старших классов, поэтики и риторики, а так же младших. Обычно младшиеученики получали второстепенные роли или играли в массовых сценах. Кроме того,они участвовали в декламациях, диалогах, моралите, т.е. более простыхдраматических формах. Статистами могли быть не только ученики коллегий, но ижители города, где находилась коллегия.
Слово и музыка, изображение, жест,танец входили в театральную структуру на равных правах и были полноценнымисредствами эстетического воздействия на зрителя. Синтезируя, сплавляя живописьи слово, танец и музыку, школьный театр предельно выражал основные особенностиэтих искусств, выявляя то общее, что в них существовало.
Начиная с истоков, на пути своего развитиядо наших дней школьный театр переживал годы признания и подъема, периодызабвения и спада.

Списоклитературы
1. Антонова О.А.Очерки по истории театра в учебных заведениях России (XVII-XXIвв.) — СПб: изд-во СПбГАСЭ, 2004 г.
2. Всеобщая историяискусств. Тт. 1-6. – М.: Искусство, 1956-1966.
3. История костюма /Серия «Учебники XXI века». –Ростов-Н/Д: Феникс, 2001.
4. Киреева Е.Н.История костюма. – М.: Просвещение, 1976.
5. Мерцалова М.Н.История костюма. – М.: Искусство, 1972.
6. Очерки по историиискусства./Под ред. Григоровича Н.С. – М.: Советский художник, 1987.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.