Реферат по предмету "История"


Голод и эпидемии в Средние века

Содержание
Введение
1 Голод в средневековье
2 Эпидемии в средние века
Заключение
Список литературы

Введение
Экономика средневековогоЗапада имела целью обеспечить людям средства к существованию, приобретая характерпростого воспроизводства. Дальше этого она не шла. Конечно, рамки «существования»варьировались в зависимости от принадлежности к тому или иному социальному слоюобщества.
Соответственно,для высших слоёв общества понятие «существование» предполагало удовлетворение гораздобольших потребностей, оно должно было позволить им сохранить свой определённый статус,не опускаясь ниже определённого ранга. Средства к существованию доставлял им труднародных масс. Этот труд не имел целью экономический прогресс. Он предполагал, помиморелигиозных и моральных устремлений, в качестве экономических целей как обеспечитьсвоё собственное существование, так и поддержать как бедняков, которые неспособныбыли позаботиться о себе сами.
Естественно, чтопри такой экономике голод был постоянным спутником средневекового человека, особеннов неурожайные годы.
Голод, недоедание,употребление в пищу негодных продуктов способствовали возникновению эпидемий. Еслиучесть, что города в Средние века находились в угасающем состоянии, а медицина быларазвита слабо, многие методы лечения болезней являлись шарлатанскими, то нетруднопредставить, с какой скоростью распространялись эпидемии по Европе.
Целью данной работы является: показатьособенности отношения к таким явлениям как голод и «эпидемии» в средние века.
 

1 Голод в средневековье
Средневековыйзапад терзал страх голода и часто сам голод. Воображение средневекового человеканеотступно преследовали библейские чудеса, связанные с едой, начиная с манны небеснойв пустыне и кончая насыщением тысяч людей несколькими хлебами. Оно воспроизводилоих в житиях почти каждого святого. Например, чудо св. Бенедикта: «Великий голодсвирепствовал во всей Кампаньи, когда однажды в монастыре святого Бенедикта братьяобнаружили, что у них осталось лишь пять хлебов. Но святой Бенедикт, видя, как ониудручены, мягко упрекнул их за малодушие, после чего сказал в утешение: «Как можетевы пребывать в горести из-за столь ничтожной вещи? Да, сегодня хлеба не достает,но ничто не доказывает, что завтра вы не будете иметь его в изобилии». И действительно,на завтра у дверей кельи святого нашли двести мешков муки. Но и поныне никто незнает, кого послал для этого Господь».[1]
Объектом всехчудес являлся хлеб — не только в память о чудесах Христа, но и потому, что он былосновной пищей масс.
Вплоть до XIII в. каждые 3-5 лет недородрегулярно вызывал голод. Причины голода:
1. Слабость средневековойтехники и экономики, приводившая к сокращению периода продовольственно предвидениядо одного хозяйственного года и к отсутствию необходимых резервов на случай неурожая.
2. Отсутствиелибо утрата умений и навыков в течение длительного времени хранить продукты.
3. Бессилие государственнойвласти.
4. Множество таможенныхбарьеров — сборов и пошлин — на путях перемещения товаров.
5. Неразвитостьтранспортной инфрастуктуры.[2]
Первенство здесьдержит XI в.: только во Франции в нём насчитывается 48 голодных лет. Конечноже, голод и эпидемии сильнее поражали беднейшие слои населения. Лишь в редких случаяхголод был настолько велик, что находил своих жертв во всех классах населения. Так,в хронике монаха из Клюни Рауля Глабера за 1032 — 1034 гг. читаем:
«Сие карающеебесплодие зародилось в странах Востока. Оно опустошило Грецию, достигло Италии,передалось оттуда Галлии, пересекло эту страну и переправилось к народам Англии.Поскольку нехватка продуктов поражала целиком всю нацию, то гранды и люди среднегосостояния разделяли с бедняками бледную немочь голода; разбой власть имущих долженбыл прекратиться перед всеобщей нуждой.
Голод принялсяза своё опустошительное дело, и можно было опасаться, что исчезнет почти весь человеческийрод. Атмосферные условия стали настолько неблагоприятны, что нельзя было выбиратьподходящего дня для сева, но главным образом по причине наводнений не было никакойвозможности убрать хлеб. Продолжительные дожди пропитали всю землю влагой до такойстепени, что в течение трёх лет нельзя было провести борозду, могущую принять семя.А во время жатвы дикие травы и губительные плевелы покрыли всю поверхность полей».[3]
Во время страшногоголода 1195-1198 гг. во Франции даже самые богатые и могущественные страдали отнедоедания. В льежской хронике конца XII в. утверждалось, что люди дошли до того, что елипадаль. «Что же касается бедняков, то они умирали от голода, они падали на площадях,их видели лежащими с утра у врат нашей церкви, стенающих, умирающих, моливших ораздаче подаяний, которые производились в первый час», — добавляла хроника.[4]
Начиная с XI века крупные светские и особенноцерковные сеньоры, государи, а также города создавали запасы и во время недородаили голода осуществляли экстраординарное распределение этих резервов или пыталисьдаже импортировать продовольствие.
Так, в хронике,написанной Гальбертом Брюггским, рассказывается, как фландрский граф Карл Добрыйпытался в 1125г. бороться с голодом в своих владениях. В деятельности Карла Доброгоотмечаются черты и простой благотворительности (открытой системы призрения), и некоторойрегламентации государственной помощи неимущим (закрытой системы). Так, к открытойсистеме призрения можно отнести такие мероприятия, как раздача милостыни бедняками кормление неимущих. К закрытой системе — мер по предотвращению спекуляций хлебом,по улучшению севооборота. В тот же время продовольственное предвидение не моглоосуществляться на срок более одного года. Низкая урожайность, медленное внедрениетрёхпольного севооборота, который позволял сеять озимый хлеб, несовершенство способовхранения продуктов — всё это в лучшем случае оставляло надежду, что удастся застраховатьсебя в промежутке между старым и новым урожаем.
Одной из неукоснительныхзабот церкви в неурожайные годы становилась обязанность кормить голодающих, одеватьих и предоставлять временное прибежище. В каждом крупном аббатстве имелись службыраздачи милостыни и оказания гостеприимства, а также два специальных должностныхлица несших эти послушания. Так, в цистерцианском ордене раздатчик милостыни называлсяпривратником, и в его келье, расположенной близ монастырских ворот, всегда должныбыли храниться хлеба, приготовленные для раздачи прохожим и нуждающимся. Во времяголода в 1217 г. аббат Цезарий Гейстербахский в своей «Хронике» отмечал, что былдень, когда милостыню у дверей его аббатства получили 15 тысяч бедняков. Все днидо жатвы, когда дозволялось скромное, забивали быка, жарили его с овощами и оделялипищей голодающих. В постные дни раздавались только хлеб и овощи.
Не оставалисьчуждыми к делам благотворительности и частные лица. Так, в 1195 г., как свидетельствуетхроника города Труа, в день Пасхи некая знатная дама Алиса, будучи на приходскоймессе, удивилась тому, как мало народа присутствует в церкви. Кюре объяснил ей,что большая часть прихожан занята поисками кореньев в полях, дабы утолить голод.Растроганная Алиса велела доставить им продовольствие и приказала, чтобы отнынетретью часть её десятины раздавали в Пасху жителям города.[5]
В XIII веке голод, казалось бы, сталприходить реже, что во многом было связано с позитивными последствиями аграрнойреволюции и с появившейся возможностью создавать продовольственные запасы на случайнеурожая, но тем не менее время от времени «мор» поражал Европу, о чём свидетельствуютсредневековые хроники. «В Польше три года подряд лили проливные дожди и происходилинаводнения, результатом которого стал двухлетний голод, и многие умерли» (1221-1222);«Были сильные заморозки, которые погубили посевы, отчего последовал великий голодво всей Франции»; «Очень жестокий голод в Ливонии — настолько, что люди поедалидруг друга и похищали с виселиц трупы воров, чтобы пожирать их» (1223); Очень сильныйголод в Моравии и Австрии; многие умерли, ели корни и кору деревьев (1263); «В Австрии,Иллирии и Каринтии был такой сильный голод, что люди ели кошек, собак, лошадей итрупы» (1277); «Великая нехватка всех продуктов: хлеба, мяса, сыра, рыбы, яиц.Дело дошло до того, что в Праге за грош с трудом можно было купить два куриных яйца- тогда как раньше столько стоило полсотни. В тот год нельзя было сеять озимые,кроме как в далёких от Праги краях, да и там сеяли очень мало; и сильный голод ударилпо беднякам, и много их от этого умерло» (1280).[6]
Таким образом,средневековый мир — это мир, постоянно находящийся на грани голода, надоедающийи употребляющий скверную пищу.
2 Эпидемии в средние века
 
Эпидемии напрямуюбыли связаны с голодом, с употреблением скверной пищи. Способствовало беспрепятственномураспространению эпидемий и тогдашнее состояние городов, не имевших канав и мостовых,где дома были не более, чем протекающими трущобами, а улицы — клоаками. В Париже,в «прекраснейшем из городов», горожане хоронили покойников на равнине Шампо: кладбищене было огорожено, прохожие пересекали его во всех направлениях, и на нём же устраивалисьбазары. В дождливое время место упокоения становилось смердящим болотом. Лишь в1187 г. король Филипп Август окружил его каменной стеной, да и то больше из уваженияк мёртвым, нежели ради общественного здоровья. двумя годами ранее король решилсяна попытку мощения дорог, но лишь больших, ведущих к городским воротам. Остальноеже оставалось трясиной, благодатной почвой для распространения эпидемий.[7]
Наибольшую опасностьпредставляли массовые эпидемические заболевания. Прежде всего, это эпидемии «горячки»,которую как нынче считается, вызывало употребление в пищу зерна, испорченного грибкомспорыньи — эта болезнь появилась в стране в Европе в конце X в. Представление об этойстрашной болезни может дать «Хроника» Сигеберта Жамблузского, в которой говорилось,что «1090 год был годом эпидемии, особенно в Западной Лотарингии. Многие гнили заживопод действием «священного огня», который пожирал их нутро, а сожженные члены становилисьчёрными как уголь. Люди умирали жалкой смертью, а те, кого она пощадила, были обреченына ещё более жалкую жизнь с ампутированными руками и ногами», от которых исходилозловоние».[8]
Именно горячечнаяболезнь лежала в основе появления особого культа, который привёл к основанию новогомонашеского ордена и к появлению, тем самым, нового типа орденов — госпитальеров. Движение отшельничества XI в. ввело почитание св.Антония. Отшельники Дофине (область Франции) заявили в 1070г., что они якобы получилииз Константинополя мощи святого. В Дофине в это время свирепствовала горячка. Возниклоубеждение, что мощи святого могут её излечить, и «священный огонь» был назван «антоновым».Аббатство, в котором хранились мощи, стало называться Сент — Антуан — ан — Вьеннуа, а его филиалы были даже в Венгрии и Святой земле.
Антониты (илиантонины) принимали в своих аббатствах-госпиталях больных, а госпиталь в Сент — Антуан — ан — Вьеннуа получил название госпиталя «увечных». Легендарным основателемордена стал проповедник Фульк из Нейи, прославившийся своими гневными обличениямиростовщиков, скупающих продовольствие в голодное время. Примечательно также, чтонаиболее фанатичными участниками первого крестового похода 1096 г. от эпидемии«священного огня» — Германии, рейнских областей и восточной Франции.
Конечно же здесьследует учитывать и методы лечения больных. В горячке видели «священный огонь» (ignis sacer, ignis infernalis), кару свыше. Снедаемых жаромбольных пользовали всегда одними и теми же средствами: крестными ходами, молебнами,проповедями в церквах, молитвами, обращёнными к святым целителям и т.п.
На рубеже XI — XII вв. эпидемия горячки постепенносошла на нет, что было связано с достижениями аграрной революции, в частности — с увеличением периода продовольственного предвидения и снижением опасности употребленияв пищу суррогатов и ядовитых трав и кореньев. Кроме того, с 1150 по 1300 гг.происходило потепление климата, что благоприятствовало развитию сельского хозяйства.
Однако на сменугорячечной болезни пришла не менее страшная эпидемия другой болезни — проказы (илилепры), причиной появления которой в Европе считается начавшееся в результате крестовыхпоходов общение с очагами инфекции на Востоке.
Следствием распространенияпроказы стало появление специальных изоляторов для больных — лепрозориев, организованныхспециально учреждённым католической церковью для призрения прокажённых орденом св.Лазаря (отсюда — лазареты). Всего в Западной Европе в XIII в. насчитывалось не менее19 тыс. лепрозориев для больных проказой.[9]
Отношение к увечным,прокажённым, вообще к пострадавшим от всяческих болезней людям оказывалось крайненеоднозначным, двойственным, включавшим самые разнообразные чувства — от ужаса довосхищения. Христианский мир раннего и классического средневековья не был особенномилосерден и человеколюбив.
Средневековоеобщество нуждалось в этих людях: «их подавляли, поскольку они представляли опасность,но одновременно не выпускали из поля зрения; даже в проявляемой заботе чувствовалосьосознанное стремление мистически перенести на них всё то зло, от которого обществотщетно пыталось избавиться. Лепрозории устраивались хотя и за пределами городскойстены, но невдалеке от неё».[10]
Таким образом,к этим отверженным общество испытывало те же чувства, что и к Христу — влечениеи страх. Не случайно Франциск Ассизский, пожелавший жить, как Христос, смешалсяс толпой прокажённых, чтобы превратиться, как он сам себя называл, в «скоморохаГоспода».
В середине XIV в. в Европу пришла ещёболее страшная эпидемическая болезнь, поставившая западный мир на грань жизни исмерти, — чума. Эпидемия 1348 г., например, по разным оценкам, унесла жизни от четвертидо трети населения (около 50 млн. человек). Европа обезлюдела, прекратились войны,так как некому стало воевать. В крупных европейских городах (Вена, Прага, Лондон,Париж, Марсель, Амстердам и др.) вымерло тогда от половины до 90 процентов населения.[11]
Эпидемиичумы, периодически повторяющейся на протяжении полутора веков (вплоть до началаXVI в.) стимулировали галлюцинирующиепроцессии. Даже ведя полуголодную жизнь, люди были предрасположены к блужданиямразума: галлюцинациям, видениям. Им могли явиться дьявол, ангелы, святые и сам Бог.В литературе и живописи прочно закрепился сюжет «пир во время чумы» — общество впериод великих и жестоких потрясений.
Эпидемии чумыположили также начало становлению санитарного законодательства и городской санитарии.В связи с задачей предупреждения эпидемий проводились некоторые общесанитарные мероприятия- удаление падали и нечистот, обеспечение городов доброкачественной водой.

Заключение
Таким образом,средневековый мир был далёк от тех чувств милосердия и сострадания к ближнему, какиепроповедовались христианской церковью. Идеализация нищенства вовсе не предполагала,а отношение к неизлечимо больным людям граничило с чувствами страха и отвращения.Сам же западный мир находился на грани жизни и смерти, а прогресс европейской цивилизацииво многом диктовался необходимостью выживания.

Список литературы
1. Виолле — ле — Дюн Э.Э. Жизнь и развлечения в средниевека. СПб., 1999.
2. Гуревич Л.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующегобольшинства. М., 1996.
3. История государства и права зарубежных стран.М., 1998.
4. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы.М., 2002.
5. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада.М., 1992.
6. Фирсов М.В. Краткий курс истории социальной работыза рубежом и в России. М., 1992.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Беспризорность детей как социально-педагогическая проблема
Реферат Отчет по практике по профилю в муниципальном среднем профессиональном образовательном учреждении
Реферат Естественное освещение - Расчет бокового одностороннего естественного освещения в производственном помещении
Реферат Психологические особенности овладения детьми 7-го года жизни конструированием
Реферат Динаміка сільського іменника (на матеріалі с. Мічуріне Тельманівського району Донецької області)
Реферат А. И. Герцен Проблема героя времени всегда волновала, волнует и будет волновать людей. Её ставили писатели-классики, она актуальна и до сих пор эта проблема интересовала и волновала меня с тех самых пор, когда я в
Реферат Династия Рюриков
Реферат 20-21 ноября состоялась третья Международная конференция «Мировой взгляд на развитие страхования жизни в Восточной Европе, СНГ и Азии», организованная компанией «Русский полис Информационная группа»
Реферат Перший сніг
Реферат Aнімaлістичні хaрaктери в індивідуaльній aвтoрській міфoлoгії Р. Кіплінгa
Реферат Food Stamp Letter To Department Of Social
Реферат Русская действительность в рассказе Н. С. Лескова Старый гений
Реферат 24 февраля 2010 г. Генеральный директор ск allianz росно жизнь Максим Чернин возглавил Комитет по страхованию жизни всс
Реферат Анализ финансово хозяйственной деятельности предприятия ТОО Авега Казахстан 2
Реферат Василий Блаженный