Реферат по предмету "Педагогика"


Беспризорность детей как социально-педагогическая проблема

Министерство образования и наукиРеспублики Казахстан
Карагандинский Государственный Университет им. Е.А. БукетоваКафедра социальные работы социальнойпедагогики
беспризорность безнадзорностьнесовершеннолетний приютКурсовая работа
по дисциплине: Общая и социальнаяпедагогика
Тема: «Беспризорность детей каксоциально-педагогическая проблема»Выполнил:ст-ка гр. СР-22
РустембековаА.К.Проверилапреподаватель
ЖакеноваА.Ж.Караганда — 2008
/>/>/>/>/>/>/>Содержание
Введение
1. Беспризорность и безнадзорность как осциальные патологии
1.1 Правовые исоциально-политические характеристики детскойбеспризорности и безнадзорности
1.2 Генезис развитиябеспризорности и безнадзорности в Казахстане
1.3 Классификация категорийбеспризорных детей
2. Социально-педагогическая работа с беспризорниками
2.1 Рольсоциально-педагогических институтов в системе борьбыс беспризорностью
2.2 Формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Детская беспризорность – это полный отрыв несовершеннолетнего от семьи,сопряжённый с утратой постоянного места жительства и занятий. Является наиболееострой формой безнадзорности — ослабления попечения о несовершеннолетних состороны родителей или заменяющих их лиц (недостаточность воспитывающеговлияния, контроля за времяпрепровождением, связями, поведением и т.д.).Беспризорность и безнадзорность создают угрозу правильному формированиюличности детей и подростков, условия для появления и укоренения у них социальнонегативных навыков. Этим определяется актуальность темы курсовой работы.
Основной причиной возникновения и ростабеспризорности и безнадзорности является разрушение государственнойинфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формированияновой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночныхотношений.
Другой причиной безнадзорности является кризиссемей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушениенравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.
Среди беспризорников распространены различные формыдевиантного, правонарушающего поведения: пьянство, наркомания, токсикомания,ранние половые контакты. Не имея средств к существованию, они занимаютсяпопрошайничеством, воровством, нередко вовлекаются в организованные группы, гдестановятся объектом сексуальной, криминальной и т.п. эксплуатации.Распространенность беспризорности в той или иной степени связывается ссоциальными явлениями различного уровня и, прежде всего, процессами, которыеменяют традиционный уклад жизни значительного слоя населения, увеличиваютнапряженность, повышают уровень дезадаптации. К таким процессам относятурбанизацию, миграцию, войны, революции, периоды широкомасштабных социальныхреформ и т.п.
Безнадзорные дети иподростки требуют особого внимания. Для них нужны не только Центры временнойизоляции, адаптации и реабилитации, находящиеся в системе МВД, но и специальныесоциально-воспитательные приюты, которые давали бы им возможность, принеобходимости, относительно длительного пребывания, консультирования,обучения, отдыха, занятия трудом, получения общего и профессиональногообразования.
Цель исследования – исследовать сущностьбеспризорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи курсовой работы:
— исследовать социально-психологические аспектыбеспризорности;
— классифицировать категории беспризорных детей;
— исследовать значение, формы и методысоциально-педагогической работы с беспризорниками.
1. Беспризорность и безнадзорность как осциальныепатологии 1.1 Правовые и социально-политические характеристикидетской беспризорности и безнадзорности
Безнадзорные дети являются одной из категорий детей,оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В основу безнадзорности в социальнойпедагогике положено такое определение, что беспризорные дети – это дети,контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения илиненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или)содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностныхлиц.
Следует различать понятия «безнадзорность»и «беспризорность». Безнадзорность, в основном, определяется спомощью правил педагогики. Не случайно ее сущность, признаки входят в сферувнимания педагогической науки, обращавшей внимание на правильно понимаемыйнадзор за несовершеннолетним, который не сводится к контролю за его поведением,времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовнойсвязи с ребенком, подростком. Такой связи, которая позволяет сохранять, даже нарасстоянии, контакт родителей, заменяющих их лиц со своим воспитанником.Отсутствие именно такого надзора чревато всякого рода неприятностями, иногдавовсе небезобидными, даже трагическими, когда уже возникают проблемы правовогохарактера, в том числе, связанные с детской беспризорностью [16].
Под беспризорными детьми понимается более широкийкруг детей — таких детей, у которых связь с семьей или детским учреждением, вкотором они воспитывались или числятся, оказалась полностью либо большей частиутраченной в связи с уличным образом жизни; либо которые вместе с бездомнымиродителями проживают на улице, вокзале или иных неприспособленных дляпроживания местах.
Между безнадзорностью и беспризорностью, несомненно,существует прочная связь, поскольку, по общему правилу, безнадзорность служитблагоприятной почвой для беспризорности.
В Законе Республики Казахстан «О профилактикеправонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорностии беспризорности» в ст. 1 «Основные понятия» даны следующиеопределения:
1)    безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которогоотсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностейпо его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей, или лиц,их заменяющих, а также педагогов, воспитателей и других работников учебного,воспитательного и иного учреждения, обязанного осуществлять надзор занесовершеннолетними.
2) беспризорный — безнадзорный, не имеющий места проживания. [8]
Таким образом, в Законе определена грань между понятиями «беспризорный»и «безнадзорный», которой является наличие места жительства(пребывания). Однако, несмотря на то, что в указанном Законе присутствуют обатермина, упора на различия мер профилактики этих двух категорийнесовершеннолетних нет.
Сохраняется отсутствие четких границ между данными дефинициями не тольков законодательных актах, но и в современной юридической литературе. Кроме того,в последнее время все большее распространение приобретает термин«безнадзорность», объединяющий оба понятия.
Так, например, в работе доктора юридических наук, профессора МельниковойЭ.Б., беспризорные и безнадзорные дети объединены в общую категориюбезнадзорных. Причем предложена следующая классификация детской безнадзорности:[15, с.21]
- полностьюлишенные родительского попечения и оказавшиеся в бедственном положении,требующие неотложной помощи и защиты;
- частично лишенныеродительского попечения, не требующие применения неотложных мер помощи изащиты, однако нуждающиеся в оздоровлении условий их жизни и воспитания;
-  не лишенные родительского попечения,но в связи с конфликтными ситуациями, в которых находятся подростки, и наличиемвидимых признаков безнадзорности в их жизни и поведении, нуждающиеся внаблюдении за ними и педагогическом воздействии и помощи.
Смешение понятий «безнадзорность» и«беспризорность» свойственно не только многочисленным исследованиям,посвященным различным аспектам детской преступности. Оно имеет место и вофициальных правительственных документах.
В связи с тем, что ни в действующем законодательстве, ни в документахгосударственных органов, ответственных за социально-правовую защиту этойкатегории несовершеннолетних, ни в юридической литературе нет четкогообозначения этих понятий, прежде чем говорить о происхождении детской беспризорностии безнадзорности, в рамках настоящего исследования необходимо четкоразграничить эти термины.
Как справедливо отмечается в юридической литературе, говоря онесовпадении терминов «беспризорный» и «безнадзорный»,следует учитывать, что безнадзорность в основном определяется с помощью правилпедагогики. [16, с.58]
Не случайно ее сущность, признаки входят в сферу изучения педагогическойнауки, обращавшей внимание на правильно понимаемый надзор занесовершеннолетним, который не сводится к контролю за его поведением,времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребенком,подростком. [4, с.3] Такой связи, которая позволяет сохранять даже нарасстоянии контакт родителей, заменяющих их лиц со своим воспитанником.Отсутствие именно такого надзора особенно опасно для легко ранимой психикиребенка, заставляя его пополнять ряды беспризорников. Таким образом, междубезнадзорностью и беспризорностью существует прочная связь, посколькубезнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности.
В правовой науке беспризорность и безнадзорность принято рассматриватькак стадии одного процесса, одной «социальной болезни». [16, с.59]
Согласно П.И.Люблинскому, беспризорность, «будучи подобной длительному недугу, проходитчерез несколько стадий или фаз своего развития». [13, с.42] Начальную фазуэтой социальной болезни составляет безнадзорность, а окончательной стадией,находящейся на грани необратимости, становится беспризорность как таковая,определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальныйстатус, который он обретает по собственному желанию или в силу стечениякаких-либо обстоятельств.
Наиболее полную отличительную характеристику беспризорности отбезнадзорности дала доктор юридических наук A.M. Нечаева. Котличительным признакам, позволяющим считать ребенка беспризорником, по мнениюавтора, относятся:
— полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками;
— проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;
— добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе(попрошайничество, воровство и пр.);
— подчинение «неписаным» законам, продиктованным признаваемымсреди беспризорников авторитетом. [16, с.59]
Таким образом, основной отличительной чертой беспризорного ребенка отбезнадзорного является не столько наличие (отсутствие) места жительства(пребывания), сколько полное прекращение связей с семьей, родителями,родственниками, опекунами. Относить к беспризорным только безнадзорных детей,не имеющих места жительства (места пребывания), как это предусмотрено в статье1 Закона от 9 июля 2004года № 591-II О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних ипредупреждении детской безнадзорности и беспризорности, не совсем правильно. Как заметила A.M. Нечаева, «если нищий бродяга, не имеющий постоянногоместа жительства, „путешествует“ со своими детьми, их нельзя считатьбеспризорниками, несмотря на то, что качественный надзор за ними, как правило,отсутствует». [16, с.59] Таких детей правильней всего было бы относить ккатегории безнадзорных.
С другой стороны, согласно данным правоохранительных органов, в настоящеевремя появилась категория беспризорников, тесно связанных с криминальным миром,которые могут позволить себе снимать достаточно комфортное жилье. Таких детей,не имеющих связи с семьей и опекунами, необходимо относить к категориибеспризорных, несмотря на наличие места пребывания, отвечающегосанитарно-гигиеническим условиям содержания ребенка, поскольку эти детипрактически лишены социальной защиты со стороны семьи либо органов опеки.
Поскольку основной функцией государства с точки зрения либертарной теорииявляется обеспечение свободы, безопасности и собственности граждан, в том числеи несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации отсутствиедолжного правового регулирования, и, в частности, пренебрежительное отношение кпонятиям «беспризорность» и «безнадзорность» нагосударственном уровне не допустимо.
В связи с этим на законодательном уровне необходимо более тщательнопроработать различие между терминами «беспризорность» и «безнадзорность»,четко определив для каждой из этих категорий несовершеннолетних свои меры испособы социально-правовой защиты. Без четкой понятийной базы разработкаэффективной профилактики детской беспризорности и безнадзорности нагосударственном уровне не представляется возможной. Особенно это актуально насегодняшний день, когда и в Мажилисе, и на страницах печати не прекращаютсядебаты о необходимости повышения социально-правовой защищенностинесовершеннолетних, в частности, выделения ювенальной юстиции в отдельныйправовой институт.
В настоящее время в Республике Казахстан происходит процесс гуманизацииуголовной политики. В связи с этим повышенное внимание в настоящее времяотводится проблеме ювенальной юстиции. Понятие «ювенальная юстиция»во всем мире связывается с главным ее звеном — судом по деламнесовершеннолетних, что определяет понятие юстиции как правосудия.
В Концепции правовой политики Республики Казахстан принятой Указомпрезидента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 года заложено в перспективесоздание ювенальных (по делам несовершеннолетних) судов.
Основополагающим принципом в деятельности этих судов должно статьположение ст.3 Конвенции ООН о правах ребенка, в соответствии с которым во всехдействиях в отношении детей, которые предпринимают государственные, частныеучреждения, суд, административные или законодательные органы, первоочередноевнимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Указанные судыдолжны сосредоточить внимание на рассмотрении гражданских дел, связанных своспитанием и содержанием детей, в судебном разбирательстве — дел опреступлениях и административных правонарушениях несовершеннолетних. [21]
Учитывая вышеизложенное, отличия детской беспризорности от безнадзорности,основанные не столько на наличии либо отсутствии места жительства (пребывания),сколько на отсутствии связей с опекунами (родителями, родственниками), должнынайти свое отражение в законодательных актах.
Начальную фазу беспризорности, как социальной болезнисоставляет безнадзорность, а окончательной, уже крайне запущенной, находящейсяна грани необратимости, становится беспризорность как таковая, определяющаяположение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус,который он обретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либообстоятельств. Среди них главенствует безнадзорность, т. е. отсутствие надзора(контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц.
Таким образом, беспризорность — особое социальноеположение несовершеннолетнего, характеризующееся:
а) отсутствием постоянного места жительства, жильядля проживания (бездомностью);
б) разрывом отношений с родителями (лицами, ихзаменяющими), родственниками, педагогами, воспитателями и т.п.;
в) отчуждением от всех институтов социализацииличности детей и подростков (семьи, учебно-воспитательных, досуговых,медицинских и т.п. учреждений);
г) незанятостью общественно полезным трудом (учебой,работой).
Среди беспризорников распространены различные формыдевиантного, правонарушающего поведения: пьянство, наркомания, токсикомания,ранние половые контакты. Не имея средств к существованию, они занимаютсяпопрошайничеством, воровством, нередко вовлекаются в организованные группы, гдестановятся объектом сексуальной, криминальной и т.п. эксплуатации.Распространенность беспризорности в той или иной степени связывается ссоциальными явлениями различного уровня и, прежде всего, процессами, которыеменяют традиционный уклад жизни значительного слоя населения, увеличиваютнапряженность, повышают уровень дезадаптации. К таким процессам относятурбанизацию, миграцию, войны, революции, периоды широкомасштабных социальныхреформ и т.п.
Беспризорники, дети улиц, уличные дети — этосинонимы названия одной и той же категории детей, для которых улица стала домомв широком смысле этого слова. Это то место, где тебя могут понять, принятьтаким, какой ты есть, там, где ты можешь найти пищу, защиту, укрытие.
Существует также следующее определение уличныхдетей: Беспризорник или уличный ребенок — это любой несовершеннолетний, длякоторого улица (в широчайшем смысле слова, включающем любые помещения,используемые как укрытия) стала его или ее обычным местопребыванием, а такжетот, кто не имеет достаточной защиты.
К отличительным признакам, позволяющим считатьребенка беспризорником, по мнению ряда авторов, относятся:
— полное прекращение всякой- связи с семьей,родителями, родственниками;
— проживание в местах, не предназначенных длячеловеческого жилья;
-добывание средств к жизни способами, не признаваемымив обществе (попрошайничество, воровство и пр.);
— подчинение неписаным законам, продиктованнымпризнаваемым среди беспризорников авторитетом.
В конечном счете, беспризорных детей отличает тообстоятельство, что они порывают связь с обществом. При этом не имеет значения,почему это произошло. Став беспризорником, несовершеннолетний попадает как бы всоциальный вакуум. Для него не существуют законы, предназначенные для другихграждан. Мало того, многие беспризорные подростки презирают принятые в них нормы[5]. Таковы в общих чертах особенности,характеризующие понятие «детская беспризорность» и «безнадзорность»с правовой и социально-политической точки зрения.
Однако изложенного недостаточно для того, чтобы понять, какую социальнуюопасность на государственном уровне представляют беспризорные и безнадзорныедети. Как отмечает Мельникова Э.Б., «безнадзорность – этосоцио-психологическая патология, а не только юридическая категория».Именно асоциальное поведение делает беспризорных и безнадзорных предметом заботыгосударства и социально-педагогических институтов. [15]
1.2 Генезис развитиябеспризорности и безнадзорности в Казахстане
Проблема уличных детей возникла не вчера, но вразличных условиях она развивалась по-разному. Не существует единого объяснениятому, что вынудило некоторых детей работать и/или жить на улицах. Однакосуществуют взаимосвязанные факторы, которые объясняют, почему всё больше ибольше детей избирают этот ненадежный и часто опасный образ жизни. Феноменуличных детей является симптомом чрезвычайного социального и экономическогонеблагополучия общества. Уличные дети, как правило, являются выходцами изсоциальных низов.
На протяжении последнего десятилетия беспризорностьи безнадзорность стали заметными явлениями в Казахстане. Попрошайничество,нищенство, безнадзорность определенной части детей вызывают тревогу в обществе.
Говорить о современной беспризорности можно начинаяс 1989 года. Основной причиной возникновения и роста беспризорности ибезнадзорности является разрушение государственной инфраструктуры социализациии общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структурысоциализации и досуга детей в условиях рыночных отношений.
Ухудшениесоциально-экономического положения населения в 1991-1995 гг. привело к тому,что доступность профессионального обучения становится проблематичной длябольшинства детей и подростков, особенно для детей из малообеспеченных имногодетных семей. В начале 90-х годов разрушили сеть ПТУ. Из общего числавыпускников, получивших свидетельства об окончании основной 9-летней школы,продолжили обучение в профессиональных училищах, лицеях, колледжах 6,8%.
Государство ужесейчас ощущает эти проблемы. Большинство квалифицированных рабочих вышли напенсию. Рабочие среднего возраста выехали за пределы республики. А молодых неготовили. Сейчас в стране ощущается дефицит квалифицированныхрабочих-специалистов.
Существенно сократилось число, выросла платность иснизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательныхзаведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры,спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнегоотдыха детей, музыкальных и художественных школ. Прекратили существованиепионерская организация и комсомол, многочисленные бесплатные школьные кружки исекции. Негативную роль сыграла отмена обязательного среднего общегообразования и коммерциализация профессионального образования. После окончания9-го класса многие 15-летние подростки не работают и не учатся.Общеобразовательная школа перестала отвечать за всеобщность образования.Увеличивается число никогда не учившихся детей. Дети вытесняются на улицу.
Другой причиной безнадзорности является кризиссемей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушениенравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.
В 2000 году реальные доходы населения составилитолько 35,8% от уровня 1990 года, а коэффициент дифференциации доходовувеличился с 4,5 до 14 раз. Наряду с традиционными бедными — неполными семьями,семьями пенсионеров и инвалидов, многодетными семьями, студенческими семьями,семьями с малолетними детьми, в Казахстане появились так называемые «новыебедные» — полные семьи с работающими родителями и 1-2 детьми, составляющиеполовину бедных семей. Это семьи работников бюджетных отраслей, предприятий,задерживающих выплату заработной платы, а также семьи безработных. В результатероста смертности в молодых возрастах, разводов и внебрачной рождаемостиувеличивается число неполных семей, имеющих меньшие возможности для содержанияи воспитания детей. В неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмойказахстанский ребенок.
Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются еенравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности.Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей,психологического, физического и сексуального насилия. В больницы помещаютсямалолетние дети, длительное время остающиеся без присмотра и пищи. Пополняетсячисло детей из семей, в которых родители потеряли способность накормить и одетьдетей, дать им образование и воспитание. Из-за пьянства, наркомании,аморального образа жизни, отказа от содержания и воспитания детей государствовынуждено лишать родителей родительских прав.
Сформировалась новая система коммерческой икриминальной эксплуатации детской безнадзорности. Растет детская наркомания иалкоголизация, дети вовлекаются в криминальные сообщества.
Дети и подростки могут свободно приобрести алкогольи наркотики на дискотеках, в учебных заведениях, в том числе в школах.Негативному воздействию подвержены сегодня все казахстанские дети, в т.ч. изблагополучных семей. Неблагоприятное влияние на социализацию детей зачастуюоказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропагандусексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании.
Изменились репертуар детских театров и кино,политика книгоиздания для детей. В детской и молодежной среде частокультивируются худшие образцы заграничной морали и культуры.
Судить о границах распространенности беспризорностив Казахстане — сложно. В настоящее время ни одна официальная служба нерасполагает точными данными о количестве беспризорных, так как полныйстатистический учет беспризорных детей не налажен. Официальная статистикафиксирует только тех беспризорников, которые задерживаются полицией либопопадают в специальные социальные учреждения.
Косвенно о росте числа беспризорных детейсвидетельствуют статистические данные о количестве детей, во-первых, прошедшихчерез Центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних(ЦВИАРН), находящиеся в системе органов МВД; во-вторых, попавших в детскиеприюты; в-третьих, находящихся на учете вподразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних;в-четвертых, совершивших различного рода преступления.
Ежегодно в ЦВИАРН г. Алматы поступает порядка 1600 –2000 детей. В 2005 году в ЦВИАРН г. Алматы было принято 1 724 человека, что посравнению с 2004 годом немного меньше: тогда это был 1801 ребенок. Большинствобеспризорных – мигранты. Приезжают из разных республик СНГ: Узбекистана,Таджикистана, Кыргызстана, Каракалпакии, России. Кроме того, есть дети, которыеотносятся к категории «без определенного места жительства», вминувшем 2005 году их было сорок один. Они считаются потенциальными жителямиАлматы, ведь большей частью они из семей, приехавших в Алматы на заработки сжеланием пустить здесь корни.
ЦВИАРН действует при ГУВД города, а потому всехдетей доставляет инспекция по делам несовершеннолетних Алматы и области. Наданный момент в центр попадают неблагополучные дети практически всех категорий:оставшиеся без попечения, беспризорные и безнадзорные, совершившие общественноопасные деяния, заблудившиеся и подкинутые. Среди подростковых правонарушенийна первом месте, конечно же, кражи и грабеж. [14,с.36]
В Казахстане, по официальным данным УВД РеспубликиКазахстан, более 75 тысяч детей-сирот и сотни тысяч беспризорных. Каждый пятыйиз них преступает закон, каждый десятый кончает жизнь самоубийством или умираетот передозировки. Страшные цифры, с которыми непросто мириться.
Но дело не только ине столько в цифрах, а в том, что речь идет, по мнению Независимой комиссии помеждународным гуманитарным вопросам, о социальной болезни, "- глубокозатрагивающей суть отношений в обществе, а также правительственнуюполитику". Болезни, «имеющей общечеловеческое значение, все больше ибольше охватывающей подрастающее поколение» [5]. 1.3 Классификация категорий беспризорных детей
Проведем исследованиекатегорий, за счет которых пополняются ряды безнадзорных и беспризорных детей?По данным социологических исследования в области миграции, Среди беспризорных ибезнадзорных детей — мигранты и беженцы из соседних стран. По данным главымиссии верховного комиссара ООН по делам беженцев, на территории Казахстана на1 ноября 2001 г. находилось около 22 тыс. беженцев [12].
Часть мигрантовприезжает в поисках заработков. Дети часто являются основными добытчиками втакого рода семьях, поскольку они более успешно, чем взрослые, могут заработать— случайной работой, в основном, на рынках, попрошайничеством или воровством — также, в основном, на рынках. Эта деятельность помогает им выжить, но не даетстабильности и защиты, позитивных связей. Важным обстоятельством, определяющимжизненные возможности подростков, живущих без прописки мигрантов, беженцев ибездомных, является то, что они не имеют возможности учиться. Часто взрослые ималенькие бомжи вместе ночуют в подвалах, на чердаках, в канализационных люках(на отопительных трубах). Все они страдают от голода, болезней, постоянноподвергаются опасности насилия.
В числе беспризорныхоказываются также подростки, потерявшие семью и родителей из-за их смерти,лишения родительских прав. Например, через ЦВИАРНы ежегодно проходит около 2,5тыс. детей, оставшихся без опеки и попечительства (что составляет 20-25% всехпоступающих детей).
Количество детей-сирот в нашей стране составляетболее 100 тыс. человек. Дети-сироты — проблемная группа, и не только впсихологическом плане; лишенные эмпатийного общения в семье, с близкими людьми,перенесшие жестокое обращение — это то, что можно считать частью начальногокапитала, сопровождающего стартовые позиции. Сиротство, вызванное смертьюединственного либо обоих родителей, лишением матери, отца родительских прав,относится к фактам, требующим усилий по устройству ребенка, оказавшегося водиночестве. Обычно эти усилия завершаются успешно — благодаря помощи лиц,пожелавших заменить родителей: усыновителей, опекунов (попечителей), приемныхродителей. Однако сложности экономического характера невольно сокращают числотех, кто готов это сделать. Причем в особо сложное положение чаще всегопопадают осиротевшие дети подросткового возраста, уже искалеченные судьбой,приобретшие за годы жизни в семье асоциальные навыки, любовь к независимости,что, естественно, затрудняет их устройство куда угодно: в другую семью илиинтернатное учреждение.
Отсутствие лиц, желающих принять ребенка-сироту всвою семью, объясняет ее замену интернатным учреждением. При всей очевиднойпростоте данной схемы, она вовсе не безупречна. Во-первых, потому, чтосуществующих форм устройства в семью явно недостаточно. К тому же, государствоусыновителей материально не стимулирует, предпочитая тратить большие суммы надетские интернатные учреждения. Во-вторых, этих учреждений недостаточно, их нехватает. Отметим, что особенно перегружены и переуплотнены образовательныеучреждения для детей-сирот с ограниченными возможностями по показателямздоровья. В настоящее время в Казахстане имеются всего 99 специализированныхкоррекцион-ных учреждений, в которых воспитывается и обучается 17 445 детей сограниченными возможностями разного типа. По данным Республиканскогонаучно-практического центра социальной адаптации и профессионально-труд о войреабилитации детей и подростков с проблемой развития (Центр САТР), 11 658детей-инвалидов никогда не переступали порог школы [27, с.33]. А это — еще одинрезерв детской беспризорности.
Большинство сирот — это дети представителейандекласса, и сами пополняют андекласс. Воспитание в государственномучреждении, изъятие ребенка из асоциальной семьи предполагают предоставлениеему возможности повысить свой статус относительно родителей (алкоголиков,наркоманов, преступников). Единицы получают высокий уровень образования,престижную работу. Об этом можно судить хотя бы по такой статистике: из 894выпускников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот в высшие учебныезаведения в 2001 учебном году поступили всего 23 человека, в профтехучилища —70, трудоустроено — 79 выпускников. Дети-сироты не имеют возможности получитьвысшее образование, потому, что основная часть детских домов и интернатоврассчитана на 8-9-летнее образование. По некоторым подсчетам, 50% вчерашнихвыпускников детских домов в первый же год совершают противоправные действия (восновном, кражи); 30% — бродяжничают, спиваются, употребляют наркотики, 18% — погибают от болезней, суицида, и только 2% бывших детдомовцев становятсянормальными членами общества. [3, с.31]
Следующая категория подростков, пополняющих рядыбеспризорников, это дети, выброшенные из семьи, отторгнутые ею. Как правило,речь идет о неблагополучных семьях. Степень и причины их неблагополучия разные— начиная от внугрисемей-ных конфликтов, отравляющих жизнь несовершеннолетних,и до полной потери родителями материнского, отцовского инстинкта, деградацииличности матери, отца, порожденной, как правило, хроническим алкоголизмом,наркоманией. В таких случаях ребенок как бы отторгается от семьи и родителей,он им просто не нужен. Поэтому дети, если их некому защитить, уходят время отвремени на улицу — в поисках ночлега, съестного и сочувствия.
Ряды беспризорников пополняют также подростки,сбегающие из интернатных учреждений. Причины побега объясняются не толькоэлементарными грубыми нарушениями педагогического характера со стороныперсонала интернатных учреждений. Если учесть, что сюда поступают, как правило,дети из не благо получных семей, то нетрудно представить, каков их контингент,каким внутренним, выработанным асоциальной средой, законам они подчиняются. Ктому же, нередко имеются трудности в общении воспитанника со сверстниками, вомногом определяющие мотивацию его действий и поступков. Деформирует поведениенесовершеннолетнего и личность ребенка-воспитанника и его«неотреагированное горе», вызванное утратой родителей [23, с.28].
К уходу ребенка из дома, детского дома, интернатаприводят не только непонимание между детьми и родителями, детьми и учителями,жестокость и насилие со стороны взрослых, сверстников, невозможность избежатьконфликтных ситуаций. Соглашаясь с тем, что побег из дома или детскогоинтернатного учреждения — это, чаще всего, реакция на неблагополучнуюобстановку воспитания, не следует исключать из причин побега и аномалии развитияличности. Но при этом важно проводить различие между любовью к путешествиям,которые, как правило, имеют благополучный исход (возвращение в отчий дом), инепреодолимым влечением, превращающим несовершеннолетнего в бродягу, которыйнаходит себе приют среди беспризорников.
Следует проводить различие между детьми-беглецами ибездомными. Для беглеца бегство из дома обычно является результатомимпульсивного поведения, рассчитанного на внешний эффект. Подросток знает, чтосемья делает все возможное, чтобы вернуть его домой и добиться примирения.Обычно подростки, убежавшие из дома, хотят вернуться назад.
Бездомным считается человек, не имеющий постоянногожилища, или человек, не ведущий оседлого образа жизни. В противоположностьбеглецу, бездомными подростки становятся вследствие патологических отношений икризисных ситуаций в семье. В течение длительного времени подросток, возможно,жил в невыносимых условиях: испытывал голод, насилие, жестокость.
Наиболее простая схема — делить причины ухода детейиз дома на две категории: «побег от» и «побег к». Такоеделение показывает, какие подростки убегают в поисках приключений, какие —из-за притеснений. Материалы нашего обследования подростков, прошедших черезАлматинс-кий ЦВИАРН, показали, что причины побегов разнообразны. Всехподростков, склонных к побегам из дома и бродяжничеству, можно разделить начетыре основные группы:
1) нормальные дети и подростки, живущие ивоспитывающиеся в хорошей, здоровой обстановке, совершившие побеги из дома подвлиянием свойственной подростковому возрасту тяге к романтическому, жаждепутешествий и приключений;
2) дети-жертвы, страдающие от плохого отношения состороны родителей — алкоголиков, наркоманов; подростки, вынужденноебродяжничество которых обусловлено бродяжничеством или миграцией родителей,неустроенностью при лишении родительских прав;
3) «трудные подростки», для которых побегииз дома и бродяжничество выступают как средство разрешения возникших конфликтови испорченных отношений с учителями и родителями, как своеобразный протестпротив произвола, насилия, побоев, несправедливости,. как стремление устроитьсвою жизнь по-новому.
4) дети и подростки с отклонениями от нормы впсихическом развитии, патология поведения которых выражена синдромом нарушенныхвлечений, когда даже в спокойной нормальной обстановке у подростка появляетсянеодолимое желание куда-нибудь уехать (по данным сотрудников ЦВИАРН, проценттаких детей невелик).
В подтверждение вышесказанного рассмотрим результатыисследования 96 подростков, помещенных в ЦВИАРН г. Алматы, проведенного авторомв марте —июне 2002 г. В ходе социологического опроса было выяснено, чтобольшинство детей, убегающих из дома, живут в неблагополучных ималообеспеченных семьях. Около половины — в неполных семьях. Дети бегут из домапотому, что у них плохие отношения с родителями (28,6%). В наиболее тяжеломположении оказываются подростки, живущие в семье, где у ребенка вместо отца —отчим: 14,5% хотя бы раз сбежавших из дома детей — из таких семей. Очень частоони уходят из дома, чтобы показать матери, что они не хотят жить с отчимом. Ноесть и другая причина: нередко отчимы сознательно «выживают» этихдетей из их квартир, избавляясь таким образом от лишнего претендента на жилье.
Достаточно большое число подростков убегает отродителей-алкоголиков. Причем эта причина никогда в нашем обследовании неотмечалась как единственная, обычно она сопровождалась плохими отношениямиребенка с родителями, учителями. 25% детей убегали из дома потому, что хотелипопутешествовать. Но даже в этом случае данная причина редко выступала какединственная. Обычно ей сопутствовали такие причины, как «сбежал закомпанию» и «не очень хорошие отношения с родителями»; лишь 7%подростков убежали из дома исключительно из желания путешествий, видимо, в поискахромантики и приключений. 16,1% подростков указали такую причину побега, какжестокое обращение и побои.
Следует отметить и такую причину бездомности, какжертва приватизации жилья. «Неблагополучные» родители, пользуясьнесовершенством законодательства, продают квартиры, сами уезжают в неизвестномнаправлении, оставляя детей, либо не могут обеспечить жильем себя и своихдетей, ведя при этом асоциальный образ жизни. Таким образом, дети лишаютсяжилья. В нашем обследовании подобная группа детей отсутствовала, однако нельзя былоне упомянуть о них.
Половой состав обследованных показывает, что бегут,в основном, мальчики, их доля — 74,7%, девочки составляют 23,3%. Большинствобездомных детей — жители городов (около 80%). Очевидно, сельские жители менееразобщены и в большей мере, чем горожане, поддерживают и помогают друг другу.[6, с.53] Подросткам-беглецам может грозить ряд серьезных опасностей. Вчастности, опасным может оказаться место ночевки бездомных детей. Ночуютбездомные дети обычно «где придется» (это наиболее распространенныйответ). Они могут стать легкой добычей для любого, в том числе и маньяка.Убежав из дома, от притеснения и жестокости родителей, подросток частопо-прежнему подвержен риску стать жертвой насилия, ограбления, оскорбления.Велика для этих детей и вероятность приобрести пагубные привычки,пристраститься к наркотикам, алкоголю, проституции.
По наблюдениям специалистов инспекции по деламнесовершеннолетних, всех беспризорников можно поделить на следующие 4 условныегруппы:
-беспризорники по образу жизни, привычкам иубеждениям, которые имеют место жительство и являются предметом, чьей — тозаботы, однако в силу психического заболевания, привыкания к психоактивнымвеществам, а реже — в силу необузданной страсти к необузданной свободе, любымпутем хотят уйти от посторонней опеки;
-беспризорники по неволе, которые действительноубежали от насилия, голода, притеснений и прочих социальных бед, перед которымиребенок оказывается беззащитным; такие дети готовы принять помочь нашу помощь иищут возможности устроить свою жизнь;
-беспризорники, оказавшиеся на улице помимо своейволи, однако привыкшие к этому образу жизни и не представляющие, что каким-тообразом можно жить иначе;
-беспризорники, которые преодолевают иногда сотникилометров, уходя из дома в силу непреодолимой тяги к путешествиям, новымместам, впечатлениям и встречам (кстати в лучшие времена подобное расстройствоповедения в детстве оборачивалось в зрелом возрасте попаданием в историю вкачестве крупнейших путешественников и географов).
Рассмотрим особенности социально-педагогическойработы с беспризорными детьми.
2. Социально-педагогическая работа с беспризорниками 2.1 Роль социально-педагогических институтов в системеборьбы с беспризорностью
Предметом особой заботы любого цивилизованногообщества являются охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения, борьбас такими негативными социальными явлениями, проявляющимися в их среде, какпьянство, наркомания, проституция, преступность. В соответствии со статьей 27Конституции Республики Казахстан детство находится под защитой государства,являясь одной из основополагающих ценностей, признаваемых и защищаемыхгосударством. [8]
В систему профилактики правонарушений,безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних Республики Казахстанвходят органы внутренних дел, образования, здравоохранения, юстиции,уполномоченный государственный орган по вопросам занятости, местныепредставительные и исполнительные органы, комиссии по делам несовершеннолетнихи защите их прав и иные государственные органы в пределах своей компетенции.
В Законе Республики Казахстан от 9 июля 2004 года №591-II О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждениидетской безнадзорности и беспризорности определены правовые, экономические и социальные основы деятельности государственныхорганов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних ипредупреждению детской безнадзорности и беспризорности. [8]
Этим законом определен правовой статус центроввременной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, специальныхорганизаций образования и организаций образования с особым режимом содержания,категории несовершеннолетних, которые могут быть помещены в данные учреждения,порядок направления, выпуска и сроки пребывания в них несовершеннолетних;категории лиц, в отношении которых может проводиться индивидуальнаяпрофилактическая работа, основания и сроки ее проведения.
В борьбе с беспризорностью, безнадзорностью ипредупреждением правонарушений среди несовершеннолетних ведущая роль отведенаинспекциям по делам несовершеннолетних в органах внутренних дел, которыеорганизуют и проводят систематическую и целенаправленную профилактическуюдеятельность.
Инспекции по делам несовершеннолетних, выполняязадачи по предупреждению преступлений и правонарушений срединесовершеннолетних, защите прав, интересов и свобод последних от преступныхпосягательств, осуществляют следующие мероприятия:
- по организации профилактической работы с несовершеннолетними, совершающимиантиобщественные поступки и преступления, с родителями или лицами, ихзаменяющими, злостно не выполняющими обязанности по воспитанию детей или своимповедением отрицательно влияющими на воспитание последних;
- по подготовке предложений в соответствующие государственныеорганы и общественные организации по вопросам совершенствования воспитательнойработы и ранней профилактики; улучшения использования в процессе профилактикивозможностей общественных формирований, студенчества, ветеранов войны, труда;оказания помощи несовершеннолетним правонарушителям в трудовом и бытовомустройстве и т.д.;
- по взаимодействию с воспитательными колониями, специальнымиучебными заведениями закрытого типа, подразделениями органов внутренних дел,суда и прокуратуры по вопросам предупреждения групповой и повторнойпреступности;
- информируют местные государственные органы, общественныеорганизации, администрацию по месту учебы или работы несовершеннолетних, атакже по месту работы родителей или лиц, их заменяющих, о правонарушенияхнесовершеннолетних, причинах и условиях, способствующих совершениюправонарушений;
- систематически выступают перед населением, в учебных заведениях,трудовых коллективах, в печати, по радио, телевидению по вопросампредупреждения правонарушений преступлений среди несовершеннолетних. [8]
Но, в настоящее времяв органах внутренних дел, которые организуют и проводят систематическуюи целенаправленную профилактическую деятельность,существует ряд проблем.
Так, в настоящеевремя органы опеки по причине сокращения штата инспекторов не справляются собъемом возложенных на них функций по определению детей в детские дома иинтернатные учреждения. Эта функция частично возложена на участковыхинспекторов по делам несовершеннолетних, в профессиональные задачи которыхработа с сиротами не входит.
Работу сдетьми-беспризорниками ведут практически лишь органы внутренних дел,использующие свои методы работы, свой стиль решения проблем, связанных сдетской беспризорностью. При этом главная их задача — обнаружить, задержать,препроводить по принадлежности. Часто туда, откуда ребенок, подросток ушел илиубежал, что само по себе антигуманно, антипедагогично и, в конечном счете,нерезультативно — несмотря на колоссальную трату сил и средств.
В то же время, общая стратегия государственнойдеятельности выстроена неэффективно, не обеспечена профилактическаянаправленность и должная координация работы. Не развита сеть социальных службпомощи детям и подросткам, создающиеся детские приюты немногочисленны ииспытывают финансовые затруднения и недостаток квалифицированных кадров.
Безнадзорные дети иподростки требуют особого внимания. Для них нужны не только Центры временнойизоляции, адаптации и реабилитации, находящиеся в системе МВД, но и специальныесоциально-воспитательные приюты, которые давали бы им возможность, принеобходимости, относительно длительного пребывания, консультирования,обучения, отдыха, занятия трудом, получения общего и профессиональногообразования. Возможна временная передача беглецов или детей и подростков изнеблагополучных семей в другие семьи — с нормальной нравственно-психологическойатмосферой и желающим оказать социальную помощь детям.
Отсюда — другое направление деятельности, связаннойс беспризорностью. Проблема беспризорных детей — это комплексная социальнаяпроблема. Дети, оказавшиеся по тем или иным причинам на улице или безнадлежащего педагогического надзора, нуждаются в разнообразной поддержке: впомощи психолога, в услугах врача; большинству необходимы активная помощь исотрудничество со стороны родителей, многоаспектная помощь социальных служб.
Однако при всей важности и необходимостиудовлетворения названных потребностей, магистральным направлением решенияпроблемы беспризорных детей и подростков является система профилактических ипредупреждающих мероприятий.
Профилактика и предупреждение детской безнадзорностии беспризорности — это система правовых, педагогических, медицинских и иныхмер, направленных на предупреждение безнадзорности, беспризорности иантиобщественных действий среди несовершеннолетних, выявление и устранениепричин и условий, им способствующих, осуществляемых в совокупности синдивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними, а такжеродителями или другими законными представителями несовершеннолетних, не исполняющимиобязанности по их воспитанию, обучению и содержанию либо отрицательно влияющимина их поведение. [8]
В системе профилактики речь идет не только о широкоймногоаспектной помощи служб детям и подросткам. При таком подходе центр тяжестивсей системы должен быть перемещен на работу с семьей. Причем эта работа такжедолжна оставаться комплексной и включать в себя меры помощи социального,психологического, педагогического и юридического характера. [6, с.53]
Сегодня как-то предупредить, остановить процесспревращения детей в беспризорников наше государство пытается в двухнаправлениях. Во-первых, по линии организационной, во-вторых, путем созданияпреград на пути поглощения безнадзорного ребенка улицей.
Необходимо бороться с причинами, а не с последствияминегативных процессов, порождающих попадание детей в трудную жизненную ситуацию.
Требуется полный учет и оздоровление всехнеблагополучных семей: трудоустройство родителей, лечение их от алкоголизма,оказание помощи по нормализации внутрисемейных отношений, в решении правовых,медицинских, жилищных и иных проблем, обеспечение постоянного патронажапроблемных и кризисных семей. Для выявления кризисных семей и работы с ниминужна совместная деятельность всех органов власти и управления и всехучреждений и отраслей социальной сферы на территории (комиссий по деламнесовершеннолетних, инспекций по делам несовершеннолетних, учрежденийобразования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, занятостинаселения, жилищно-коммунального хозяйства, органов внутренних дел,прокуратуры, органов опеки и попечительства и др.).
Не все семьи поддаются реабилитации. Важно развиватьальтернативные формы семейного воспитания детей: усыновления, опеки ипопечительства, приемные семьи, семейные группы.
Однако главной задачей является обеспечениеполноценного физического, психического и духовного развития, профессиональногообразования и здорового досуга всех детей на каждой территории.
Эту задачу невозможно решить без участия самихсемей, общественных организаций, религиозных конфессий, научных учреждений,волонтеров, промышленников и предпринимателей.
Ликвидация беспризорности и профилактикабезнадзорности требуют комплексного подхода к реализации государственнойполитики поддержки семьи и детства, изменения ее приоритетов.
Сложившаяся система жизнеустройства детей снарушением социальных связей и отношений, обеспечения их реабилитации исоциальной поддержки включает: органы социальной защиты, учрежденияобразования, учреждения здравоохранения, органы внутренних дел, органы иучреждения культуры, физкультуры, спорта и туризма, а также различныеобщественные организации и фонды.
Рассмотрим формы и учреждениясоциально-педагогической поддержки беспризорных детей.2.2 Формы и методысоциально-педагогической работы с беспризорниками
Социальная помощь детям в настоящее время – это социальное обслуживание иподдержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказании имкомплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации иреабилитации.
Важнейшая задача системы социального обслуживания детей – обеспечениереализации социальных прав детей, решение возникающих проблем посредствомпредоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых,социально-педагогических услуг и консультаций.
Социальное обслуживание семей и детей осуществляет разветвленнаямногоуровневая система, состоящая из органов управления и учреждений государственногои муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных общественными,благотворительными, религиозными и другими организациями.
В совокупность всей социальной помощи беспризорнымдетям входят опекунство, приемная семья, детские дома, интернаты и другиесоциальные учреждения. Рассмотрим подробнее.
Опекунство – правовая форма защиты личных и имущественных интересовребенка. Правомерным является существование двух форм опекунства: в виде опекии попечительства. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14лет, оставшимися без попечения родителей в целях обеспечения им надлежащихусловий содержания, воспитания и образования. Попечительство устанавливаетсянад несовершеннолетними детьми в возрасте от 14 до 18 лет, в силу определенныхпричин оставшихся без попечения родителей.
Приемная семья – одна из форм организации жизнедеятельности детей-сирот идетей, лишившихся попечения родителей, с выплатой денежного содержания лицам,взявшим детей на воспитание.
Органы социальной защиты выявляют семьи, гдеродители не занимаются в должной мере воспитанием детей; проводят инспекциюсоциально-бытовых условий семей; оказывают материальную помощь малообеспеченнымсемьям.
Органы опеки и попечительства защищают личные,имущественные и жилищные права и законные интересы несовершеннолетних; выявляютдетей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, неимеющих надлежащих условий для жизни и воспитания в семье; принимают меры по ихустройству и созданию благоприятных условий для всестороннего развития, а такжеохраны их жизни и здоровья.
В приёмные семьи детей передают на основе договоровс органами опеки и попечительства. Замещающие семьи — это форма временногоустройства, они обеспечивают детям условия жизнедеятельности, но им непередаётся право родительской ответственности.
Открытие специальных организаций и организацийобразования с особым режимом содержания для беспризорных детей предусмотренорядом программных документов, утвержденных постановлениями ПравительстваРеспублики Казахстан от 8 июля 1998 года № 649, от 31 октября 2000 года № 1641и от 29.12.2002 года № 1430. [21]
Так, в республике созданы и функционируютспециальные организации образования в г.г. Алматы, Актау, Атырау,Восточно-Казахстанской и Карагандинской областях. Предусмотрено их открытие вЗападно-Казахстанской, Костанайской, Павлодарской и Южно-Казахстанскойобластях.
Специализированные учреждения социальной защиты длянесовершеннолетних обеспечивают психотерапевтическую, медицинскую и социальнуюпомощь детям и подросткам, имеющим начальные стадии отклонения психического ифизического здоровья, эпизодически употребляющим алкоголь и наркотики.
Социально-педагогическая помощь в данных учреждениях беспризорникамвключает в себя:
- педагогическая иконсультативная помощь детям в защите их интересов;
- групповая работапо развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;
- коррекционнаяпомощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;
- содействиекультурно-досуговой деятельности детей-беспризорников.
Социально-реабилитационные центры длянесовершеннолетних. Для несовершеннолетних, утративших семейные связи,оставшихся без попечения и постоянного места жительства, отказавшихся жить винтернатных образовательных учреждениях, функционируют специализированныесоциально-реабилитационные учреждения (центры, приюты). Сюда, как правило,поступают дети из приёмников-распределителей и больниц.
Их значение в том, что они оперативно принимаютдетей, оставшихся без попечения родителей, изолируют их от неблагоприятнойсреды, готовят к проживанию в приёмной семье или интернатном учреждении. В этихучреждениях проводится работа с детьми и подростками по нормализации развитияих личности и функционирования различных психических процессов (речи, памяти ит.п.).
Основные направления деятельностисоциально-реабилитационного центра (психолого-педагогической имедико-социальной помощи):
- выявление социально дезадаптированных детей в микрорайоне;
- профилактика безнадзорности несовершеннолетних, помощь в ликвидациитрудной ситуации в семье ребёнка;
- обеспечение несовершеннолетним временного проживания до того, как будетопределено их дальнейшее местопребывание;
- обеспечение квалифицированной социальной, правовой,психолого-медико-педагогической помощи на основе индивидуальных программсоциальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой,учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иныекомпоненты.
Основные этапы в работе с поступившими детьми:
- диагностика;
- реабилитация, программа которой основана на данных, полученных послевсесторонней диагностики;
- постреабилитационная защита ребёнка.
Структурным подразделениемсоциально-реабилитационного центра может быть социальный приют для детей иподростков.
В приёмном отделении проводятся первичныймедицинский осмотр и первичная санитарная обработка подростка, которого принеобходимости направляют в стационарное медицинское учреждение.
В отделении диагностики социальной дезадаптациивыявляют и анализируют факторы, обусловившие его социальную дезадаптацию,особенности личностного развития и поведения подростка. На основе этих данныхсоздаётся индивидуальная программа реабилитации.
В отделении реализации программ социальнойреабилитации проводится работа по восстановлению утраченных связей с семьёй ивнутри семьи, оздоровлению системы межличностных отношений несовершеннолетних,восстановлению их социального статуса в коллективе сверстников, содействиюподросткам в получении образования, специальности и в профориентации.
Индивидуальная программа реабилитации выполняетсякак в условиях дневного или круглосуточного стационара центра, так и в семейнойвоспитательной группе.
Отделение социально-правовой помощи защищает права изаконные интересы воспитанников.
Самое сложное направление деятельности центра — работа с семьёй. Социальная реабилитация в Центре ориентирована на решениесемейных проблем детей и подростков. В конфликтных семьях психологи проводятконсультации; работа с аморальными семьями ведётся на уровне социальногопатронажа.
После возвращения детей в семью продолжаютсясоциальный патронаж, прямые контакты с членами семей и консультацииспециалистов (психологов, юристов, врачей-наркологов и др.).
Социальные приюты оказывают помощь в созданиижизненных условий, необходимых для реабилитационных процессов: временных ипостоянных, для детей, для матерей и детей, попавших в сложные жизненныеобстоятельства.
В учреждениях временного содержания (детскиеприёмники) находятся дети и подростки от 3 лет (подкидыши) до 18 принеобходимости немедленной их изоляции (10-30 суток): самовольно ушедшие изспецучреждений закрытого типа, личность которых не установлена, направляемые вспецучреждение, совершившие общественно опасные деяния.
Основные цели социального приюта — организациявременного (сроком до 2 месяцев) проживания детей и подростков в возрасте от 3до 18 лет, предоставление им убежища, оказание медико-психологической,юридической и другой помощи, дальнейшее устройство.
Дети, поступающие в социальные приюты, находятся вкрайней степени социальной запущенности, отстают в психосоматическом развитии,имеют посттравматические синдромы, например:
- «дети улицы», дети-бродяжки либо дети — социальные сироты,отобранные из семей, где условия их существования из-за злоупотребленияалкоголем и жестокого отношения родителей угрожали их жизни и здоровью;
- большинство уже приобщилось к курению, употребляют алкоголь;
- подавляющее большинство детей находятся в кризисном или пограничномсостоянии вследствие социально-педагогической депривации в семье, физическогоили сексуального насилия, школьной дезадаптации;
- почти у всех имеются различные хронические заболевания;
- многие нигде и никогда не учились, у них не сформированы (или утрачены)элементарные социальные и бытовые навыки, не сформирован (или утрачен) опытжизни в социуме;
- у многих детей отмечается задержка психического развития.
Диагностика начинается с установления личностиребёнка, места проживания родителей или опекунов. Затем проводитсяпсихологическая и медицинская диагностика. Её задача — выявить интересы ипроблемы несовершеннолетних, выработать совместно с ними установки длядальнейшей жизни, учёбы. Работникам приютов приходится сталкиваться с двумяглавными психологическими проблемами: отставание ребёнка в психическом развитиии преодоление последствий его психической депривации.
Социально-реабилитационная работа с детьминачинается с того, что их лечат, избавляют от педикулёза, учат пользоватьсяванной, постельным бельём, есть горячую пищу и т.д. Большое внимание уделяетсятакже психоэмоциональной реабилитации, где ведущую роль играют комфортныеусловия проживания, доброжелательность персонала и воспитателей, а такжеспециальные психотерапевтические методы и прежде всего игротерапия,сказкотерапия, психотерапевтический театр. Дети старшего возраста, подросткивключаются в различные формы обслуживающего труда, работают в пошивочных истолярных мастерских, мастерских по изготовлению игрушек, сувениров и т.п.
Подготовка ребёнка к школе — важное условие егоадаптации в неприютской среде. В приюте дети и подростки должны получать иобщеобразовательную помощь. Зачастую приютские дети либо вообще не посещалишколу, либо имелись большие перерывы в посещении, либо они не в состоянииадаптироваться в большом школьном коллективе. У большинства из них нет приятныхассоциаций со школой, а иногда она просто ненавистна им.
Эти дети, как правило, отстают от своих сверстников,а некоторые из них уже в подростковом возрасте не умеют ни читать, ни писать.Поэтому общеобразовательную подготовку необходимо вести строго индивидуально ивзвешенно. Одних детей надо готовить к возвращению в школу, снижать негативноеотношение к ней, других можно направить в школу и помочь её посещать, выполнятьнеобходимые домашние задания и т.д.
Одна из главных задач приютов, в которых дети могутполучить кров и пищу, — восстановить широкий спектр их отношений с миром,обучить их общаться со взрослыми, сверстниками, помочь обрести чувство семьи,собственной значимости.
Пребывание детей и подростков всоциально-реабилитационном учреждении ограничено тем временем, за котороеребёнок будет устроен для дальнейшего постоянного проживания. Местом такогопостоянного проживания может стать либо родительская семья, если удалосьстабилизировать ситуацию в семье и родители готовы выполнять свои функции посодержанию и воспитанию детей, а также семьи-усыновители и приёмные семьи, либогосударственные воспитательные учреждения — детские дома и школы-интернаты.
Другой способ социальной помощи дезадаптированнымподросткам — создание семейных (воспитательных) групп. При наличии семьи,желающей взять на воспитание ребёнка, тщательно обследуются еёматериально-бытовые условия, после чего заключается контракт на два месяца. Втечение двух месяцев ребёнок посещает по выходным дням попечительскую семью, азатем приходит туда насовсем. Семейная группа рассматривается как структурноеподразделение приюта, а один из родителей оформляется в приют в качествевоспитателя. Кроме того, психолог даёт необходимые рекомендации каждой семье.
В идеальном варианте каждый воспитанник приютадолжен пройти через домашнюю группу, поскольку это один из реальных иэффективных путей его реабилитации, позволяющий восстановить утраченные имсоциальные, нравственные и духовные связи с миром. Находясь в домашней группе,ребёнок остаётся под опекой государства до тех пор, пока семья оформляетопекунство или усыновление, но даже если усыновление не состоится, жизнь вздоровой семейной обстановке в домашней группе становится для него важнымусловием социальной реабилитации.
Проблема беспризорности имеет не только социальный,но и педагогический аспект. Разрушена корневая система воспитания ребенка всемье и в школе. Одно образование делает человека финансистом, другое —военным, третье — математиком, и только воспитание делает человека человеком.Потому решить кардинальную проблему беспризорности можно лишь воссозданиемвоспитательной роли семьи и школы. Но родители только тогда будут заниматьсявоспитанием своих детей, когда будет решена государственная проблемабезработицы. Решив социальные вопросы, можно решить проблему беспризорности.Порочный круг. И нужно понять, что сколько бы ни делало вливаний государство всферу образования (а сейчас недостаточное бюджетное финансирование), его будетвсегда мало: потому что количество беспризорников растет, а их родители всебольше погружаются в пучину своих бед и «пристрастий». [17, с.18]
А если говорить о потребности в средствахорганизаций образования, то она обеспечивается из бюджетных источников менеечем на четверть. Следствием этого стало снижение доступности образования длянаселения, особенно в системах дошкольного воспитания и обучения, начального исреднего профессионального образования.
Обострение проблемы детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей, детей из малообеспеченных семей — неохваченность ихсистемой образования, отсутствие механизма их обеспечения рабочими местамиобусловило рост преступности среди этой категории подростков и молодежи.
Важнейшим методом борьбы с беспризорностью в рамкахпедагогического подхода является создание специализированных центров попрофилактике беспризорности на основе общеобразовательных школ, детских домов,интернатов, инспекций по делам несовершеннолетних. Педагогический коллектив — носитель ценностей, которые распространяются на коллектив детей. Если детидолго находятся в центре, то они сами начинают спасать других. Преодолеваясебя, подросток совершает подвиг духа. Помочь ему в этом — главная задачапедагога.
Центры педагогической коррекции. Они работают сдетьми раннего возраста. Ранняя педагогическая коррекция ребенка способствуетего наиболее полному развитию, а в последующем его нормальной адаптации вобществе, предупреждению отклоняющегося развития. Для эффективной работы такогоцентра необходимо:
— собственно центры, работающие по определеннымнаправлениям в зависимости от проблем детей;
— специально подготовленные специалисты широкогопрофиля: медицинского, психологического и педагогического направлений.Специалисты, способные обеспечить комплексную диагностику ребенка. Диагностикапозволяет выявить глубину недуга, отклонения в развитии ребенка, а такжерезервы, несущие в себе, как отмечал Л.С. Выготский, компенсаторные возможностипри опоре на которые обеспечивается индивидуальное развитие и коррекция;
— техническое оснащение диагностического центра ипедагогических кабинетов. Без этого в современных условиях невозможно провестини квалифицированной и достаточно полной диагностики, ни педагогическойкоррекции, а, следовательно, и добиться наиболее оптимального результата;
— широкая информация учителей, социальных служб,семей, педиатров о центрах педагогической коррекции их возможностях. Этопозволит своевременно, на ранних этапах выявлять у детей отклонения инаправлять их в соответствующие центры для педагогической коррекции;
— взаимосвязь центров педагогической коррекции соспециальными детскими садами и школами для взаимодействия и способствованиясовременной адаптации детей, проходящих или прошедших педагогическую коррекцию.[20, с.108]
Центры педагогической реабилитации. Потребность вних также велика. Они могут быть ориентированны для работы с различными категориямилюдей, нуждающимися в педагогической реабилитации, — восстановление утраченногоопыта общения, поведения, профессиональной деятельности и пр. Предметом особоговнимания является реабилитации дезадаптированных детей и подростков вследствиетрудностей учебы, проблем, возникших во взаимоотношениях со сверстниками.Каждая из категорий дезадаптированных детей и подростков требует особойиндивидуальной или групповой диагностики и определения методики реабилитации.
Особого внимания заслуживают педагогические проблемыработы с жертвами насилия. В современных условиях таких людей, к сожалению,много. В международной практике имеется опыт реабилитационной работы с жертваминасилия, появляется такой опыт и в нашей стране. Число пострадавших людейрастет, и поэтому растет необходимость развития специальной реабилитационнойработы с такой категорией детей. Это, в свою очередь, требует специальныхтеоретических разработок и практического опыта работы с различными категориямижертв насилия.
Также следует заметить, что в Казахстане развиваетсяблаготворительная деятельность, оказываемая различным категориям детей,нуждающимся в помощи, благотворительными фондами (их в республике более ста) ичастными лицами.
В Восточно-Казахстанской, Алматинской и Жамбыльскойобластях функционируют общественные организации, сферой деятельности которыхявляется работа с детьми и молодежью:
1. Общественный фонд Центр академической ипрактической психологии г. Алматы. Формы деятельности: оказание психологическойпомощи детям, подросткам, молодежи в рамках проведения индивидуальногоконсультирования, тренингов личностного развития, групповой психотерапии.
2. ОбщественноеОбъединение Детство без границ г.Алматы. Организация способствуетсозданию условий, позволяющих детям и подросткам из разных социальных слоевполучить возможность равного старта развития; реализации духовного,нравственного и физического потенциала, а также избежать социального сиротствавлекущего ухудшение здоровья угрожающие масштабы безнадзорности ибеспризорности, рост правонарушений и детско-подростковую наркоманию.Формирование позитивных изменений в обществе в отношении детей и подростков.
3. Фонд Шыгыс — социальный корпоративный фонд г. Усть-Каменогорск.
Фонд оказывает значимую поддержку бездомныммалоимущим слоям населения, в решении социально-жилищных проблем, чтобыулучшить жизнь нуждающихся людей, помочь им стать самостоятельными инезависимыми.
4. Союз Кризисных Центров Казахстана,Восточно-Казахстанская область. Союз содействует развитию движения по защитеправ женщин и детей от насилия и формированию в обществе культуры, основаннойна ценностях ненасильственных отношений. [17]
Данные общественные объединения предпринимаютпопытки как-то помочь беспризорным детям. Они организуют питание детей на улицеи в столовых, оказывают медицинскую и психологическую помощь беспризорнымдетям, создают свои детские дома и приюты, в том числе семейного типа. Этадеятельность дает конкретные результаты, но, к сожалению, охватывает пока лишьнебольшой процент беспризорных детей.
Таким образом, существует разветвленная сетьучреждений, функционирующих в области социально-педагогической коррекции ипрофилактике беспризорности. Все вышерассмотренные институты имеют различия впринципиальной схеме функционирования, структуре аппаратов, но их главная цель- сформировать новую социальную политику профилактики детской безнадзорности исоциального сиротства, включающую:
— безопасность, защиту ребёнка от внешних угроз — жестокого обращения с ними родителей или родственников, эксплуатации со сторонывзрослых криминальных элементов и т.д.;
— защиту законных прав и интересов ребёнка,связанных с его взаимоотношениями с родительской семьёй, усыновлением,установлением опеки, получением образования, овладением профессией и т.п.;
— психологическую и педагогическую поддержку,способствующую ликвидации кризисных состояний личности, помощь ребёнку впреодолении своих недостатков;
— диагностику деформации в личностном развитии ипсихофизическом состоянии ребёнка, чтобы разработать индивидуальную программуего социальной реабилитации;
— комплексность и скоординированность воздействий наразличных уровнях: культурно-воспитательном, социальном, медицинском, правовом;
— личностный подход, индивидуальную работу сребёнком на основе имеющихся условий воспитания и уровня его физического,интеллектуального и психического развития;
- восстановление, коррекцию иразвитие у ребёнка важнейших форм человеческой жизнедеятельности — таких, какигра, познание, труд, общение, для успешной ресоциализации ребёнка, ре- адаптацииего в обществе;
- содействие возвращению в семью;
- возможность получить образование;
- заботу о дальнейшем трудоустройстве, благоустройстве, месте жительства.
Заключение
В данной работе была рассмотрена социально-педагогическаяпроблема беспризорности и безнадзорности и развитие системысоциально-педагогической помощи детям-беспризорникам и детям, лишившимсяпопечения родителей. Беспризорность и безнадзорность в последнее десятилетиястали заметными явлениями в Казахстане. Всех беспризорных детей отличает тообстоятельство, что они порывают связь с обществом. Начальную фазубеспризорности составляет безнадзорность, т. е. отсутствие надзора (контроля)со стороны родителей либо заменяющих их лиц, а окончательной, уже крайне запущенной,находящейся на грани необратимости, становится беспризорность как таковая,определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальныйстатус, который он обретает по собственному желанию или в силу стечениякаких-либо обстоятельств. Судить о границах распространенности беспризорности вКазахстане — сложно. В настоящее время ни одна официальная служба нерасполагает точными данными о количестве беспризорных, так как полныйстатистический учет беспризорных детей не налажен. Официальная статистикафиксирует только тех беспризорников, которые задерживаются полицией либопопадают в специальные социальные учреждения. Причин беспризорности много, кним относятся миграция, насилие родителей, опекунов, социальные беды,социальной сиротство и т.д. Проблемабеспризорных детей — это комплексная социальная проблема. Дети, оказавшиеся потем или иным причинам на улице или без надлежащего педагогического надзора,нуждаются в разнообразной поддержке: в помощи психолога, в услугах врача;большинству необходимы активная помощь и сотрудничество со стороны родителей,многоаспектная помощь социальных служб. Однакопри всей важности и необходимости удовлетворения названных потребностей, мывсе-таки полагаем, что магистральным направлением решения проблемы беспризорныхдетей и подростков является система профилактических и предупреждающихмероприятий. В сложившейся ситуации государство не предпринимаетэффективных мер для решения проблем беспризорности. Попытки помочь беспризорнымдетям предпринимают различные общественные организации. Но их очень мало, всёже большая часть беспризорников остаётся не удел. Поэтому необходимо, на нашвзгляд:
1) разработать и принять закон об основах системыпрофилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) осуществлять финансирование профилактическойработы по предупреждению детской беспризорности не по остаточному принципу;
3) вывести практику деятельности по предупреждениюбеспризорности из исключительного ведения органов внутренних дел;
4) создать специальные органы (например, социальнуюинспекцию по борьбе с детской беспризорностью), способные действоватьквалифицированно при обнаружении ребенка с последующим восстановлением еголичности;
5) усилить работу школы с неблагополучными семьями;
6) создать в каждом регионе инфраструктуру,обеспечивающую полноценную социализацию всех категорий детей, попавших втрудную жизненную ситуацию;
7) ввести общегосударственную систему учета (банкданных) беспризорных и безнадзорных детей, в том числе — не работающих и неучащихся детей, а также банк данных пропавших детей, которых разыскиваютродители, опекуны, интернатные учреждения;
8) обеспечить учет реальных расходов семей насодержание и воспитание детей в государственной политике в области оплатытруда, налоговой политике, а также при реформировании образования,здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, жилищно-коммунальногохозяйства.
Список использованной литературы
1. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999. – 368с.
2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детскогопсихиатра. — М., 1988.
3. Вестник, общественного фонда«Достижения молодых ». Прикладная экономики. 2001. Вып. 7. С. 31.
4. Дармодехин С.В. Беспризорность детей//Педагогика, 2001. №5, с.3
5. Дети улицы. Растущая трагедия городов.Доклад для Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. М.,1990. С. 12.
6. Джаманбалаева Ш. Беспризорность детей и подростков в Казахстане//Саясат-Policy, №11, 2002, с..53
7. Дулинова Л.Т. и др. Детская безнадзорность: состояние и путипреодоления. М., 2000.
8. Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 591-II О профилактикеправонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорностии беспризорности
9. Зуева С.В. Комиссия по делам несовершеннолетних и защита их прав:инновационная социально-педагогическая модель. Ярославль, 2000.
10. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии. М.: ТЦ Сфера, 1999.
11. Иващенко Г.М. Социальная реабилитация дезадаптированных детей иподростков в специализированном учреждении М.: Социум, 1996.
12. Климова Т. В. Социология миграции; этапыстановления и развития. Алматы, 2001.
13. Люблинский П.И. Борьба с преступностью вдетском и юношеском возрасте (социально-правовые очерки). М., 1959.
14. Макишева А.Н. Портрет беспризорности «южнойстолицы»// Новости Алматы, № 39, 30.10.2005Менеджмент социальнойработы / Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. М., 1999.
15. Мельникова Э.Б. Профилактикабеспризорности детей и подростков// Правозащитник, 1999, №2, с.21
16. Нечаева A.M. Детская беспризорность —опасное социальное явление // Государство и право. 2001, N 6. С. 58.
17. Нуркенов К. Беспризорность как проблема воспитания// Голос Экибастуза,№17, от 26.04.2002
18. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфер",2001.
19. Организация работы с неблагополучной семьей Екатеринбург: Лингва, 1997.
20. Орехова Г.А. Коррекционно-педагогическая работа с трудными детьми исоциальными сиротами// Коррекционная педагогика, №3 (5), 2004
21. Павлов А. Пояснительная записка Мажилиса Парламента Республики Казахстанк проекту Закона Республики Казахстан «О профилактике правонарушений срединесовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности»
22. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М., 1993.
23. Психология и педагогика детства. Тезисыдокладов и сообщений III международной конференции «Ребенок в современноммире». СПб., 1996. С. 28.
24. Рябинина Н. В. Детская беспризорность и преступность в 1920-годы. Ярославль,1999. – 124 с.
25. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. М., 1991. – 204с.
26. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. М., 2001.
27. Ярошенко О.Ю. Дети и улица// Алматинский вестник, №15 от 03.03.2004


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.