лицей №88
класс 10«Б»
РЕФЕРАТ
ДИСЦИПЛИНА: Литература
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Годова О. В.
ТЕМА: Образ женщины XIX века в пьесах
А. Н. Островского.
ИСПОЛНИТЕЛЬ: Жаркова П. А.
Екатеринбург
2001г.
С О Д Е РЖ А Н И Е
Глава1. Мир Островскогов моей жизни.
Вовсе временаженщине уделяласьразличная рольв обществе ив семье.Женщинабыла и мебельюв доме, и прислугойв своей собственнойсемье, и властнойхозяйкой своеговремени и своейсудьбы. Илично мне, какдевушке, близкаи интереснаэта тема. Нашиписатели XIXвека частораскрывалинеравноправноеположениерусской женщины. «Доля ты! — русскаядолюшка женская! Врядли труднеесыскать»,-восклицаетНекрасов. Писална этутемуи Чернышевский, и Толстой, иЧехов и многиедругие. Но личномнепо-настоящемуоткрыл трагедиюженской души А.Н.Островский всвоихпьесах. Впервыепрочитав егопроизведения, я часто вспоминаюгероинь Островского.Прежде всего, он выражал вних свои мечты, свои надеждыи сравнивалих с предрассудками, страстями изаблуждениямиобщества всейстраны. Я многоузнала о личностиженщины, о еёпредназначении, месте, роли всемье и обществе.Пьесы Островского-глубокий океан, в который можнопогрузитьсяв поисках ответана вопросы душии сердца. Изэтих творенийпоистине можноизвлечь уроки, которые стоит, и даже необходимо, применять ив нашей сегодняшнейповседневнойжизни. Дажеспустя стольколет все ещеактуальныпроблемы, которыеставил передчитателямиА.Н. Островскийещё в XIXвеке.Мне кажется, что даже люди, совсем далекиеот литературы, знаютпроизведения Александра Николаевича Островского. Такчастопо телевидению показываютспектакли ифильмы по пьесамвеликогорусского драматурга.
Глава2. Творческийпуть А.Н. Островского.
Островскийс ранних летувлекалсяхудожественнойлитературой, интересовалсятеатром. Ещегимназистомон начал посещатьмосковскийМалый театр, где восхищалсяигрой М. С. Щепкинаи П. С. Мочалова.Большое влияниена формированиемировоззрениямолодого Островскогооказали статьиВ.Г.Белинскогои А. И. Герцена.Юношей Островскийжадно слушал вдохновенныеслова профессоров, среди которыхбыли блестящие, прогрессивныеученые, друзьявеликих писателей, о борьбе с неправдойи злом, о сочувствии«всему человеческому», о свободе како цели общественногоразвития. Но, чем ближе знакомилсяон с законодательством, тем менее нравиласьему карьераюриста, и, неимея склонностик юридическойкарьере, Островскийоставил Московскийуниверситет, в который онпоступил понастоянию отцав 1835 году, припереходе на3-й курс. Неодолимовлекло к себеОстровскогоискусство.Вместе с товарищамистарался онне пропускатьни одного интересногоспектакля, много читали спорил олитературе, страстно полюбилмузыку. В тожевремя он сампробовал писатьстихи и рассказы.Уже с тех пор– и на всю жизнь– высшим авторитетомв искусстведля него сталБелинский.Службане увлекалаОстровского, но она оказаланеоценимуюпользу будущемудраматургу, доставив богатыйматериал дляего первыхподразделений.Уже в своихпервых произведенияхОстровскийпоказал себяпоследователем«гоголевскогонаправления»в русской литературе, сторонникомшколы критическогореализма. Своюприверженностьк идейномуреалистическомуискусству, стремлениеследоватьзаветам В. Г.БелинскогоОстровскийвыразил и влитературныхкритическихстатьях этогопериода, в которыхон утверждал, что особенностьюрусской литературыявляется ее«обличительныйхарактер».Появлениялучших пьесОстровскогобыло общественнымсобытием, привлекавшимк себе вниманиепередовыхкругов и вызывавшихнегодованиев лагере реакции.Первые литературныеопыты Островскогов прозе отмеченывлиянием натуральнойшколы («Запискизамоскворецкогожителя», 1847). В томже году в «Московскомгородскомлистке» былоопубликованоего первоедраматическоепроизведение– «Картинасемейногосчастья» (впозднейшихпубликациях– «Семейнаякартина»).ЛитературнаяизвестностьОстровскогопринеслаопубликованнаяв 1850 году комедия«Свои люди –сочтемся». Ещедо публикацииона стала популярной.Комедия былазапрещена кпредставлениюна сцене (впервыепоставленав 1861 году), а автор, по личномураспоряжениюНиколая I, отданпод надзорполиции.
Емупредложилипокинуть службу.Еще ранее цензуразапретила«Картину семейногосчастья» исделанныйОстровскимперевод комедииВ. Шекспира«Усмирениесвоенравной»(1850).
Вначале 50-х годов, в годы усиливавшейсяправительственнойреакции, произошлократковременноесближениеОстровскогос «молодойредакцией»реакционно-славянофильскогожурнала «Москвитянин», члены которойстремилисьпредставитьдраматургапевцом «самобытногорусского купечестваи его домостроевскихустоев». Впроизведениях, созданных вэто время («Нев свои сани несадись», 1853, «Бедностьне порок», 1854, «Нетак живи, какхочется», 1855)отразилсявременный отказОстровскогоот последовательногои непримиримогоосуждениядействительности.Однако он быстроосвободилсяот влиянияреакционныхславянофильскихидей. В решительноми окончательномвозвращениидраматургана путь критическогореализма большуюроль сыгралареволюционно-демократическаякритика, выступившаяс гневной отповедьюлиберально-консервативным«поклонникам».
Новыйэтап в творчествеОстровскогосвязан с эпохойобщественногоподъема конца50-х-начала 60-хгодов, с возникновениемреволюционнойситуации вРоссии. Островскийсближаетсяс революционно-демократическимлагерем. С 1857 годаон почти всесвои пьесыпечатает в«Современнике», а после егозакрытия переходитв «Отечественныезаписки», издававшиесяН. А. Некрасовыми М. Е. Салтыковым-Щедриным.На развитиетворчестваОстровскогооказали сильнейшеевлияние статьиН. Г. Чернышевского, а позднее Н. А.Добролюбова, творчествоН. А. Некрасоваи М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Нарядус купеческойтематикойОстровскийобращаетсяк изображениючиновничестваи дворянства(«Доходноеместо», 1857, «Воспитанница»,1859). В отличие отлиберальныхписателей, увлекавшихсяповерхностнымвысмеиваниемотдельныхзлоупотреблений, Островскийв комедии «Доходноеместо» подвергглубокой критикевсю системудореформеннойцарской бюрократии.Чернышевскийдал пьесе высокуюоценку, подчеркнувее «сильноеи благородноенаправление».
Усилениеантикрепостническихи антибуржуазныхмотивов в творчествеОстровскогосвидетельствовалооб известномсближении егомировоззренияс идеаламиреволюционнойдемократии.
«Островский– писатель-демократ, просветитель, союзник Н. Г.Чернышевского, Н. А. Некрасоваи М. Е. Салтыкова-Щедрина.Рисуя нам вяркой картине, ложные отношениясо всякими ихпоследствиями, он через тосамое служитотголоскомстремлений, требующихлучшего устройства»- писал Добролюбовв статье «Лучсвета в темномцарстве». Неслучайно Островскийпостоянновстречал препятствияпри опубликованиии постановкесвоих пьес.Островскийвсегда смотрелна свою писательскуюи общественнуюдеятельность, как на выполнениепатриотическогодолга, служениеинтересамнарода. В егопьесах нашлиотражение самыеживотрепещущиевопросы современнойему действительности: углублениенепримиримыхсоциальныхпротиворечий, тяжелое положениетружеников, всецело зависящихот власти денег, бесправияженщины, господствонасилия и произволав семейных иобщественныхотношениях, рост самосознаниятрудовой разночиннойинтеллигенциии т.д.
Наиболееполную и убедительнуюоценку творчестваОстровскогодал Добролюбовв статьях «Темноецарство» (1859) и«Луч света втемном царстве»(1860), которые оказалиогромноереволюционизирующеевлияние намолодое поколение60-х годов. В произведенияхОстровскогокритик видел, прежде всего, замечательноправдивое иразностороннееизображениедействительности.Обладая «глубокимпониманиемрусской жизнии великим умениемизображатьрезко и живосамые существенныеее стороны»Островскийявился, поопределениюДобролюбова, настоящимнародным писателем.ТворчествоОстровскогоотличаетсяне только глубокойнародностью, идейностью, смелым обличениемсоциальногозла, но и высокимхудожественныммастерством, которые быловсецело подчиненозадаче реалистическоговоспроизведениядействительности.Островскийнеоднократноподчеркивал, что сама жизньявляется источникомдраматическихколлизий иположений.
ДеятельностьОстровскогоспособствовалапобеде жизненнойправды на русскойсцене. С большойхудожественнойсилой он изобразилтипичные длясовременнойему действительностиконфликты иобразы, и этопоставило егопьесы в одинряд с лучшимипроизведениямиклассическойлитературыXIX-го века. Островскийвыступил активнымборцом за развитиенациональноготеатра не толькокак драматург, но и как замечательныйтеоретик, какэнергичныйобщественныйдеятель.
Великийрусский драматург, создавшийподлинно национальныйтеатральныйрепертуар, всюжизнь нуждался, терпел оскорбленияот чиновниковимператорскойтеатральнойдирекции, встречалв правящихсферах упорноесопротивлениесвоим заветнымидеям о демократическихпреобразованияхтеатральногодела в России.
В поэтикеОстровскогос замечательныммастерствомслились двестихии: жестокаяреалистическаястихия «темногоцарства» иромантическая, просветленнаявзволнованность. В своих пьесахОстровскийизображаетхрупких, нежныхгероинь, но вто же времясильных личностей, способных напротест простиввсего устояобщества.
Глава3. Общественнаяроль женщиныв XIXвеке.
Жизньлюбого человеканельзя представитьвне какого-либообщества — будьто семья илигородскаяобщина. В своихпьесах А. Н.Островскийпроводит путьженщины отгородскихзнакомых досемьи. Он даетнам полно понятьи представитьобщественнуюжизнь женщиныв его время. Ноне одна пьесане копируетдругую. Хоть«Гроза» и«Бесприданница»созданы однимавтором, в нихпроявляютсясовершенноразные общественныевзгляды.
3.1. Конфликтмежду «темнымцарством» идушевным миромКатерины.
ГородКалинов — провинциальныйгород, поэтомуможно сказать, что в пьесеописание бытаданного городаесть частьописания бытавообще всейроссийскойпровинции.ПровинциальноенаселениеРоссии жилопо домостроевскимзаконам и религиознымобрядам, в отличиеот столицы, гдепрогрессировалиуже совершенноновые идеи, отличные отпровинциальных.В быте можноотметить несколькомоментов: этосоциальное, семейное иэкономическоеположение.Жители провинциальногогорода живутзамкнутой ичуждой общественныминтересамжизнью, в неведениитого, что творитсяв мире, в невежествеи равнодушии.Круг их интересовограниченрамками домашнихзабот. За внешнимспокойствиемжизни кроютсямрачные мысли, темный бытсамодуров, непризнающихчеловеческоедостоинство.Распространеннаясоциальнаягруппа в обществе- это купцы. Ихбыт и нравысоставляютоснову бытапровинции. Однилюди довольныкупцами — Феклуша:“Купечествовсе народблагочестивый, добродетелямимногими украшенный! Щедростью иподаяниямимногими!”- анекоторыенедовольны- Кулигин. Вообщео быте городаможно сказатьсловами Кулигина:“Вот какой унас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют.Гуляют толькопо праздникам, и то один видделают, чтогуляют, а самиходят нарядпоказывать.… Бедным гулятьнекогда, у нихдень и ночьработа”. Помнению Кулигина, провинциальноеобщество больно.И все это связанос отношениямив семье. Иерархиясильно сказываласьна отношенияхв ней, а значити на отношенияхв обществе.Яркимипредставителями«темного царства»являются Дикойи Кабаниха.Первый — законченныйтип купца-самодура, смысл жизникоторого заключаетсяв том, чтобылюбыми средствамисколотитькапитал. Островскийрисует Кабанихукак убежденнуюзащитницуустоев «темногоцарства». Кабанихагорько сетует, чувствуя, какжизнь разрушаетпривычные длянее отношения:«Ничего-то незнают, никакогопорядка. Проститься-топутем не умеют.Так-то вот старина-тои выводится.Что будет, какстарики перемрут, как будет светстоять, уж и незнаю. Ну, да ужто хорошо, чтоне увижу ничего».Под этой смиренойжалобой Кабанихи- человеконенавистничество, неразлучноес религиознымханжеством.Катерина попадаетв среду, гделицемерие иханжество оченьсильны.Об этом ясноговорит сестраее мужа Варвара, утверждая, чтона обмане у них«весь дом держится». И вот ее позиция:«А, по-моему: делай, что хочешь, только бы шитода крытобыло».«Грех не беда, молва нехороша!»- так рассуждают оченьмногие.Но не такаяКатерина. Вэтом мире Дикихи Кабаних Катерина- натура поэтическая, мечтательная, свободолюбивая.Мир ее чувстви настроенийсформировалсяв родительскомдоме, где онабыла окруженазаботой и ласкойматери. В атмосфереханжества иназойливости, мелочной опекиконфликт между«темным царством»и душевныммиром Катеринызреет постепенно.Катерина терпитлишь до поры.«А уж коли мнеочень здесьопостылеет, так не удержатьменя никакойсилой. В окновыброшусь, вВолгу кинусь, не хочу здесьжить, так нестану, хоть тыменя режь!» — говорит она.Катерина предельночестный человек, онаискренне боитсясогрешить, даже в мыслях изменить мужу.Ноне найдя отзвукав сердце недалекогои забитогомужа, ее чувстваобращаютсяк человеку, непохожемуна всех окружающих.Любовь к Борисувспыхнула ссилой, свойственнойтакой впечатлительнойнатуре, какКатерина, онастала смысломжизни героини.Вот эта-то борьбамежду долгомсвоим, как онаего понимает,(апонимает, думаю, верно: мужу изменятьнельзя) и новымчувством иломает ее судьбу.Катерина вступаетв конфликт нетолько с окружающейсредой, но исамой собой.В этом трагизмположениягероини.
3.2.Девушка-бесприданница-товар, чью красотуразыгрываютв орлянку.
Быти нравы провинциив пьесе “Бесприданница”отличаютсяот быта “Грозы”.Это связанос тем, что в пьесе“Бесприданница”Островскийосветил узкийкруг людей — провинциальныхдворян и дельцов.Разговор, которымначинаетсяпьеса, это разговордвух слуг. Онирассуждаюто том патриархальномбыте, правилкоторого строгопридерживаютсямещане и купцыг. Бряхимова(“по старинеживем”). “Отпоздней обеднивсе к пирогуда ко щам, а потом, после хлеба-соли, отдых”. Особенныхразвлеченийв Бряхимовене было, развечто прогулкипо вечерампосле чаепития.Так же оченьпопулярно былоходить в ресторани заказыватьс утра шампанскоев чайниках. Ав чайникахпотому, что длялюдей быловажно общественноемнение, так какс утра выпиватьтакого роданапитки былоделом неприличным.Мирдиких и кабанихв «Бесприданнице»претерпелсущественныеизменения.Здесь «значительныелица в городе»— европеизированныедельцы МокийПарменыч Кнурови Василий ДанилычВожеватов; невежественнуюКабаниху смениларасчетливаяХарита Игнатьевна, мать ЛарисыОгудаловой, ловко торгующаякрасотой дочери.Здесь блистаетбарин — судовладелецСергей СергеевичПаратов (произошлосближение междуторговым сословиеми дворянством, некогда сторонившимсяпредпринимательства).Богатыелюди в провинцииотличаютсямежду собой.Одни щедрые(Паратов), а другиескаредные(Кнуров). Купцыв “Бесприданнице”более нравственныелюди, чем купцыиз “Грозы”. Этовыражаетсяпрежде всегов отношениик другим людям.Это уважение, но не дикаязлоба как уДикого. Однакои здесь людибогатого сословияпредпочитаютобщаться тожес богатымилюдьми. Ноза внешнимлоском этиххозяев жизни—тяжкое дыханиебессердечногомира, купли-продажи, циничноготорга, беспощадногоприобретательства.Главное длядевушки в этомобществе, удачновыйти замуж, а это и умениеразвлекатьгостей, и иметьприданое. Еслиодного из этихкомпонентовнет, то девушкееще долго придетсяждать своегосчастливогодня. ИКнурову и Вожеватовубезразличното, что происходитв душе Ларисы, девушка-бесприданницадля них являетсялишь товаром, ее красоту онипопросту разыгрываютв орлянку. Карандышевперед роковымвыстреломговорит Ларисе:«Они не смотрятна вас, как наженщину, какна человека…они смотрятна вас, как навещь». И героинясоглашается, она, наконец, прозреваети понимает своеместо в этомобществе: «Вещь…да, вещь! Ониправы, я вещь, я не человек...»Выстрел Карандашеваприносит ейизбавлениеот страшнойжизненнойзападни: ведьона уже былаготова принятьусловия богачаКнурова: «… Ужтеперь у меняперед глазамизаблестелозолото, засверкалибриллианты…Я не нашла любви, так буду искатьзолото». Смертельнораненая женщинаблагодаритубийцу, она нехочет жить вмире, в котором«ни от кого…не видела сочувствия, не слыхалатеплого, сердечногослова. А ведьтак жить холодно».Золото — тотже омут, и в негоуже была готовакинуться Лариса.Так циничнаяи жестокаявласть торгашескогомира убивает«горячее сердце»женщины, ненашедшей человека, достойноговысоких чувств.В этом «темномцарстве» красота— проклятие, красота — гибель, или физическая, или духовная.
Глава4. Семья в творчествеОстровскогои место женщиныв ней.
Общественноеположениеженщины имеетпрямое непосредственноеотношение кеё роли в семье.Семья – этомаленькаяячейка обществаи отношение, взгляды, пристрастия, заблуждениялюдей в обществезакономерноотражаетсяна атмосферув семье. Хотьмежду «Грозой»и «Бесприданницей»не очень большойвременно провал, Островскийпоказываетстремительноеизменениеотношений междуматерью и дочерью, мужчиной иженщиной.
4.1. ИзображениеОстровскимдвух мировгероини.
В«Грозе» семейнаясторона бытаXIX векавыражаласьв том, что вселюди жили позаконам Домостроя.В семье существовалажесткая иерархия, то есть младшиеподчинялисьстаршим. Обязанностьстарших — наставлятьи поучать, обязанностьмладших — слушатьнаставленияи беспрекословноподчиняться.Сразу замечаетсяодна примечательнаявещь — сын долженлюбить большемать, чем жену.Обязательнособлюдениевсяческихмноговековыхобрядов, пускайдаже смешновыглядящих.Например, Катеринадолжна былаустроить “плач”, когда Тихонуезжал по своимделам. Так жехотелось быотметить бесправиежены в доме.Девушка досвадьбы моглагулять с кемугодно, какВарвара, нопосле свадьбыона принадлежалацеликом и полностьютолько мужу, как Катерина.Измена былаисключена, после нее кжене относилисьочень сурово, и она терялавообще всеправа. В пьесеОстровскийсловами Катеринысравниваетдве семьи какдве жизни Катерины.Вдетстве онаросла в зажиточномкупеческомдоме легко, беззаботно, радостно. РассказываяВарваре о своейжизни до замужества, она говорит:«Я жила, ни обчем не тужила, точно птичкана воле. Маменькаво мне души нечаяла, наряжаламеня, как куклу, работать непринуждала, что хочу, бывало, то и делаю».Воспитываясьв хорошей семье, она приобрелаи сохранилавсе прекрасныечерты русскогохарактера. Эточистая, открытаядуша, не умеющаяврать. «Обманывать-тоя не умею; скрыть-тоничего не могу»,- говорит онаВарваре. А житьв семье мужа, не умея притворяться, невозможно.Основной конфликту Катерины- сосвекровьюКабанихой, которая всехв доме держитв страхе. ФилософияКабанихи- пугатьи унижать. Дочьее Варвара исын Тихонприспособилиськ такой жизни, создавая видимостьпослушания, но отводилидушу на стороне– лишь бы «шитода крыто было»(Варвара — гуляяпо ночам, а Тихон- напиваясь иведя разгульныйобраз жизни, вырвавшисьиз дома). Неспособностьбольше выноситьгнет свекровибезразличиемужа, толкаетКатерина вобъятья другого.По сути дела«Гроза» – двойнаятрагедия: сначалагероиня, нарушаяморальный законради личногочувства, признаетвысшую силузакона. И подчиняетсяей, но, призываязакон супружескойверности, онавновь нарушаетего, но уже недля того, чтобысоединитьсяс любимым, адля того, чтобыобрести свободу, заплатив занеё жизнью.Таким образом, автор переноситконфликт всферу семьи.С одной стороны-властная деспотичнаясвекровь, сдругой- молодаяневестка, мечтающаяо любви и счастье, которые неотделимыо свободе. Героинядрамы оказываетсясреди двухпротивоположныхчувств: религиозныйдолг, боязньсогрешить, тоесть изменитьмужу и невозможностьпродолженияпрежний жизни, любовь к Борису.Катерина следуетза своим чувством.Но обман открывается, так как она, из-за своей всеже чистоты иоткрытости, не способнасдерживатьтакой груз насвоей душе.ВпоследствииОстровскийподводит еёк совершениюеще более страшного, смертногогреха. Нежнаяи хрупкая девушкапросто не способнавынести такоговсеобщегопрезрения.«Куда теперь? Домой идти? Нет, мне чтодомой, что вмогилу- всеравно. … В могилелучше. … Тактихо! Так хорошо.Мне как будтолегче! А об жизнии думать нехочется. … Илюди мне противны, и дом мне мойпротивен, истены противны!… Придешь кним, они ходят, говорят, а начто мне это? Ах, как темностало! … Умеретьбы теперь…»-рассуждаетКатерина всвоем последнеммонологе. Впоисках умиротворенияона решаетсяна самоубийства.Добролюбовв своей статьелуч света втемном царствескажет: «Онарвется к новойжизни, хотя быей пришлосьумереть в этомпорыве… Возмужалоеиз глубинывсего организмавозникающеетребованиеправа и просторажизни».
4.2.Европеизированныеотношения всемье ломаютжизнь героини.
Вотличие от“Грозы”, гдепреобладаютнародные мотивы,“Бесприданница”уже немногоевропеизирована.Но также Островскийрисует намкартину жизнидевушки дозамужества.Это картинаявляется полнойпротивоположностьюдевичьей жизниКатерины, вкоторой «маменькадуши не чаяла».ОтношениеХариты Игнатьевнысовершеннодругое: «Ведьвыдала же онадвух. … Огудаловаразочла неглупо: состояниенебольшое, давать приданоене из чего, такона живет, открыто, всех принимает…всегда полондом холостых…».«Выдать-товыдала» матьсвоих дочерей, а за кого, чтос ними потомсделается, дажеи не тревожится:«Старшую увезкакой-то горец, кавказскийкнязек. Женилсяи уехал, да, говорят, не довез доКавказа-то, зарезал надороге от ревности.Другая тожеза какого-тоиностранцавышла, а он оказалсясовсем не иностранец, а шулер». Таки Ларису онахочет поскореевыдать за того, кто за «бесприданницу»посватаетсяпервым, «развебы Харита Игнатьевнаотдала заКарандашева, кабы лучшебыли». В домезвучат романсы, Лариса играетна гитаре. Творческоеначало героининаправленоне на удовлетворениесвоих личныхпотребностей(утешиться, успокоиться, исполняя песню), а, наоборот, для удовольствияокружающих.Вообще, домОгудаловыхна фоне общегоконсерватизмавыделяетсяболее свободнойформой общенияв нем с людьми, в особенностипоявляютсяособенныеотношения междумужчиной иженщиной. Тоесть знакомства, встречи у себядома с мужчинамине было постыдным.Уже появляютсятанцы в домеОгудаловых, только этовыглядит оченьи очень пошло.Меняются инравственныенормы человека.Можно проситьденег на подароку незнакомогочеловека, приэтом впоследствиине отдаваядолг. Жена можетизменить мужу, и при этом еене будет мучитьсовесть. В домеКарандашеваКатерина, забыввсе обещанияи обязательства, бежит за Паратовым:(Паратов)«Яброшу все расчеты, и уж никакаясила не вырветвас у меня; развевместе с моеюжизнью… Мыедем кататьсяпо Волге – поедемте!– (Катерина)«Ах! А здесь?… Едемте… Куда вам угодно».Таким образом, несомненно, огромное, аможет и главное, отличие бытаи нравов “Бесприданницы”проявляетсяв том, что в обществепоявляетсяраскрепощенность.
Глава5. Характеристикигероинь Островского.
В сорокаоригинальныхпьесах Островскогоиз современнойему жизни практическинет героев-мужчин.Героев в смыслеположительныхперсонажей, занимающихцентральноеместо в пьесе.Вместо них уОстровскогогероини — любящие, страдающиедуши. КатеринаКабанова- лишьодна из их множества.Ее характерчасто сравниваютс характеромЛарисы Огудаловойиз «Бесприданницы».Основаниемдля сравненияявляются любовныестрадания, равнодушиеи жестокостьокружающихи, главное, гибельв финале.
5.1.Катерина- истиннотрагическаягероиня, восстающаяпротив законовстарого общества.
Дваемких художественныхсимвола скрепляютсмысл «Грозы».Первыйзаглавный, мощный катаклизм, пронесшийсяне только вприроде, но ив людском сообществеи разбившийизнемогшуюот избытканевостребованныхзапасов любвидушу героини.Второй — великаярека, в которуюбросиласьнесчастнаяженщина, ееколыбель и еемогила. Общеезначение этихобразов-символов- свобода. Свободаи любовь — вотглавное, чтобыло в характереКатерины. Онаи в Бога вериласвободно, неиз-под палки, и власти старшихпокоряласьтак же, потомучто слабо признавалаавторитет. Пособственнойсвободной волеона согрешила, а когда отказалией в покаянии, сама себя покарала.Причем самоубийстводля верующегочеловека- грехеще более страшный, но Катеринапошла на это.Порыв к свободе, к воле оказалсяу нее сильнеестраха загробныхмучений, но, вероятнее, сказалась еенадежда намилосердиеБожие, ибо БогКатерины, несомненно, воплощеннаядоброта и прощение.Катерина — истиннотрагическаягероиня. Геройтрагедии всегданарушительнекоторогопорядка, закона.Хотя он субъективнои не хочет ничегонарушать, нообъективноего поступококазываетсянарушением.За это его постигаеткара некоейнадличной силы, которой частовыступает самже герой трагедии.Такова и Катерина.Она и мысли неимела протестоватьпротив мираи порядков, вкоторых онажила (и что приписалей Добролюбов).Но свободноотдавшисьвпервые посетившемуее свободномучувству, онанарушилапатриархальныйпокой и неподвижность.Конфликта смиром, с окружающиму нее не было.Причиной еегибели сталвнутреннийконфликт еесердца. Миррусской патриархальнойжизни (а Катеринаесть высшее, полное выражениесамого лучшего, самого поэтическогои живого в этоммире) в Катеринесам взорвалсяизнутри, потомучто из негостала уходитьсвобода, тоесть сама жизнь.
5.2.Лариса- жертваобмана, ищущаялюбви, но нерасчета.
Также как и в «Грозе», в «Бесприданнице»черезвсе творчествоА. Н. Островскогопроходит образвеликой русскойреки Волги каксимвол красоты, силы и мощиродного края.Точно в кошмаре, обступают насв пьесах Островскогострашные лики«темного царства», и лишь Волгавольно несетсвои воды, вбираяв себя и красоту,«какая в природеразлита», икрасоту «горячегосердца», измученногоневолей, жаждущегосвета, воздуха, освобождения.В волнах Волгинашла своеединственновозможноеосвобождениеКатерина, почтичерез два десятилетияна берегу тойже сказочнопрекраснойреки обреласмерть Лариса, человек «горячегосердца». Лариса- тоже жертваобмана и лицемерия, но у нее иныежизненныеценности, немыслимыедля Катерины.Прежде всего, Лариса получилаевропеизированноевоспитаниеи образование.Женщина пылкогосердца, Ларисаищет любви, вней нет никакогорасчета, пошлости:«Ведь в ЛарисеДмитриевнеземного, этогожитейского, нет» — замечаетКнуров. Онаищет возвышенно-красивойлюбви, изящно-красивойжизни. Для этого, в конечномитоге, ей нужнобогатство.Конечно, Карандышевво всех отношенияхей не пара. Нои ее кумир, воплощениеее идеалов, блестящий баринПаратов ещехуже. Неопытностьмолодости иприверженностьгубительнымценностямвлекут Ларисув его объятия, как бабочкупламя свечи.Но ее любовьпоругана, дляПаратова оналишь развлечение, вид спорта:«Я любви искалаи не нашла. Наменя смотрелии смотрят, какна забаву». Икак и Лариса, в конечномитоге она находитпокой.
Глава6. МногогранностьизображенияОстровскимобраза женщиныXIXвека.
Однакоокончательноговывода сделатьнельзя. Мнениялюдей разделяются: некоторыесчитают, чтоОстровскийв своих пьесах, а в частностив «Грозе» и«Бесприданнице», наделял своихгероинь слабымихарактерами; другие же – чтогероини пьес– сильные, волевыеличности. Обеэти точки зренияимеют доказательства.ДействительноКатерине иЛарисе можноприсвоить какслабость, таки силу характеров.Некоторыесчитают, чтосамоубийствоКатерины- непротест противстарых устоев, а наоборотпреклонениеперед ними.Она, не имеябольше силпротивостоять«темному царству», выбрала самыйпростой путь-наложить насебя руки. Темсамым она сбросилас себя всеобязательстваи оковы. И темболее подтверждениемслабости характераявляется то, что верующаядевушка пошлана такой страшный, смертельныйгрех, как самоубийство, лишь потому, что её сталотрудно жить.Это не оправдание.Д.И. Писаревписал:«Всяжизнь Катеринысостоит изпостоянныхпротиворечий, она ежеминутнодается из однойкрайности вдругую…» И внынешнее времясуществуюттакие семьи, где свекровьберет в своируки всю власть, и молоденькимженам тожеприходитьсянелегко. Новедь это неповод кончатьжизнь такимобразом. Настоящимпротестом моглабы являтьсяборьба с этимипредрассудкамипрошлого, ноборьба, ведущаясяне посредствамсмерти, а посредствамжизни! Ларисаже, наоборот, понимая безрассудностьтакого шага, решает житьдальше, всемисилами, несмотряни на что, добитьсясчастья насвоем веку. Илишь судьбаизбавляет еёот страданийжестокого мира.Но не все читателии критикипридерживаютсятакого мнения! Существуети совершеннопротивоположнаяточка зрения.Многие критикивступали вжестокие споры, желая доказать, что Островскийрисовал существеннодругие характеры, желая показатьсилу КатериныКабановой инесостоятельностьобраза ЛарисыОгудаловой.Они говорят, что толькосильный человекспособен покончитьжизнь самоубийством.Таким поступкомКатерина обратилавнимание людейна ту ужаснуюобстановку, в которой онижили: «Хорошотебе, Катя! Ая-то зачем здесьодин осталсяжить на светеда мучаться!»Добролюбовговорил: «Всякийвнешний диссонансона стараетсясгладить …всякий недостатокпокрывает изполноты своихвнутреннихсил…» О Ларисеже можно сказать, что у неё нетцелостностихарактера каку Катерины.Казалось бы, образованнаяи культурнаяЛариса должнабыла выразитьхоть какой-топротест. Нонет, она слабаянатура. Слабаяне только длятого, чтобыубить себя, когда все рухнулои все сталопостыло, нодаже для того, чтобы хотькак-то противостоятьглубоко чуждымей нормам жизни, которая кипитвокруг нее. Небыть игрушкойв чужих, грязныхруках.
Глава7. Заключение: Вечная актуальностьпьес Островского.
Я жехочу сказать, что обе этигероини- уникальныеличности, сразувыделяющиесяиз общего потокаглупых, бесчувственныхлюдей. Они обеявляются примеромдля подражания.У них обеихесть чему поучиться.И два эти образаобъединяетто, что они говорятнам о невозможностипреклоненияперед издержкамистарых обычаев.Я думаю, чтосам Островскийне осознавал, какими характеристикамион наделяетсвоих героинь.Он предоставлялэтот выборименно читателю, показывая стольмногогранныеи сложные натуры.И подтверждениемэтому являетсято, что до сихпор не перестаютпоявлятьсявсе новые иновые почитателиэти книг.
Списокиспользуемойлитературы:
А.Н. Островский. Пьесы.(1986г.)
Н.А. Добролюбов. Собрание сочинений.(1990г.)
Д.И. Писарев. Собрание сочинений.(1990г.)
Н.А. Добролюбов. Луч света в темном царстве.(1965г.)
Детская Энциклопедия. Том 11. Художественная литература. Расцвет критического реализма. А.Н. Островский.(1968г.)