Реферат по предмету "Экономика"


Возникновение и этапы становления экономической истории

Содержание
1. История мировой экономики как науки
2. Этапы становления экономической истории
2.1 Первый этап развития экономическойистории
2.2 Второй этап развития экономическойистории
2.3 Третий этап развития экономическойистории
2.4 Проблемы периодизации историиэкономики
Список использованной литературы

1. История мировойэкономики как науки
Реальность, в которой мы живем и действуем, представляет собоймножество взаимосвязанных и взаимозависимых явлений и процессов, развернутых вовремени. Важная роль в этом множестве в наше время принадлежит экономическимявлениям и процессам. Те из них, которые имели место в прошлом, уже сталидостоянием истории, приобрели статус исторических событий. Их влияние на ходэкономико-исторического процесса в прошлом, а отчасти и в настоящем являетсяпредметом пристального научного интереса экономистов-историков. Результаты ихнаучных исследований нашли выражение в научной и учебной дисциплине –экономической истории.
А. Смит, К. Маркс, Дж. Милль,А. Маршал, Д.М. Кейнс, И. Шумпетер – вот лишь некоторые имена, чьи идеиисходили из исторических исследований и в свою очередь питали последние. Дляпрофессионального экономиста история экономики так же важна, как и общаяистория. Ведь независимо от того, можно ли использовать экономическую историюдля непосредственной проверки экономических законов или выработки экономическойполитики, она представляет собой коллективную память и является источникоммудрости.
Экономисты-историкисумели убедительно доказать, что та или иная часть экономики совершенноисторична. Они были убеждены в том, что экономические циклы представляют собойв высшей степени сложный комплекс значительного числа экономических процессов,для уяснения которых следует комбинировать историческое исследование сколичественным анализом, а изучаемое явление циклов связано с определеннойформой организации народного хозяйства, и потому предварительное пониманиехозяйственных институтов этой системы необходимо для понимания циклическихколебаний.
История экономики изучает развитиеэкономических процессов, структур, институтов, деятельности, событий и теорий.Таким образом, в центре ее внимания находится эволюция хозяйства, а необщества. Внутреннее поле истории экономики можно структурировать по различнымкритериям: по исторической эпохе (экономическая история Древнего мира; эпохиВозрождения и т. п.); по географическому признаку (экономическая историяСибири; России, Европы и т. п.); по сферам и отраслям хозяйства (историяторговли; нефтяной промышленности и т. п.); по элементам экономическойинфраструктуры (история денежного обращения, отношений обмена и т. п.).
Как самостоятельная ветвьсистемы экономических наук историко-экономическая наука оформилась в XIX в.Вначале произошло становление истории экономической мысли, затем во второйполовине XIX в. утвердилась история народного хозяйства (история хозяйственногобыта, экономическая история, история экономического быта). Основателями новойнауки стали представители немецкой исторической школы (В. Рошер, В. Гильдебранд,К. Книс), которые доказали необходимость применения истории к политическойэкономии, попытались превратить последнюю в учение о законах экономическогоразвития народов. При этом законы рассматривались как историческое обобщениеопыта исторического развития каждого конкретного государства. Однако на данномэтапе под основным назначением истории экономики понималась ее иллюстративнаяроль. Однако становление экономической истории прошло более долгий (не менее150 лет) и довольно сложный путь. Первые произведения, посвященные отдельнымсторонам развития экономики, появились еще в эпоху позднего Средневековья. Так,в 1514 г. во Франции был издан «Трактат об ассе» Гильома Бюде. Вопросыэкономической истории разрабатывались в экономико-статистических произведенияхУ.Петти («Трактат о налогах и сборах»), в многочисленных трудах французскихавторов ХVIII века, в «Исследовании о природе и причинах богатства народов»(1776 г.) А. Смита. Поэтому ХVIII век признается начальным этапом зарожденияэкономической истории как науки.
С наступлениемкапитализма исследования историко-экономического направления стали болеерегулярными и основательными. В трудах Роджерса (Англия), Вибе (Германия),д’Авенеля (Франция) по истории наций экономическая тематика начинает робкозавоевывать права гражданства. Правда, экономической истории еще отводятсяпоследние места – 4/5 площади текста посвящены государству, а экономика делитостальное с гражданским обществом, наукой и искусством. Показателем новойдисциплины является публикация первых материалов по истории цен в виде сборниканеобработанных данных. Появление в рамках исторического творчестваэкономической добавки не было случайностью. Оно было вызвано техническойреволюцией конца ХIХ века и связано с преобразованием традиционного общества виндустриальное вследствие исторического соревнования наций.
ВАнглии одним из основоположников истории экономики был Арнольд Тойнби, главныйтруд которого «Промышленный переворот в Англии в XVIII в.» стал одним из первыхисследований британского промышленного развития. В отличие от других экономистовА. Тойнби отмечал такую важную функцию новой науки, как мировоззренческую. Егосоотечественник и современник Дж.Н. Кейнс (отец Дж.М. Кейнса) выделял уже триглавные функции: историческая иллюстрация экономических теорий; историческаякритика (то есть проверка историей) экономических теорий; историческоеобоснование новых экономических теорий.
ВоФранции создателем действительно научного подхода к изучению истории своейстраны стал Фюстель де Куланж Нума Дени. Его работа «История общественногостроя древнейФранции» отражала авторскую концепцию генезиса феодализмав Западной Европе как постепенного преобразования учреждений Поздней Римскойимперии.
Определеннуюроль в развитии истории экономики как науки сыграл марксизм. Методисторического материализма, разработанный К.Марксом, позволилсформулировать учение об общественно-экономических формациях, составляющих ихэлементах (экономическом базисе и надстройке) и причинах смены. Однакопреувеличение отдельных сторон этого учения, например, классовых проблем и ролиматериальных факторов в развитии общества, привело к догматизации этой великойдля своего времени теории.
Вконце XIX – начале XX вв. развитию историко-экономического направления вэкономической науке содействовало становление институционализма.Егосторонники рассматривали экономические системы с широких культурологическихпозиций как определенную ступень в исторической жизни общества. При этом вцентре внимания оказались институты, под которыми понимались реальные формыорганизации экономической деятельности, мотивы и нормы поведения экономическихсубъектов. В это же время начинает формироваться и отечественнаяисторико-экономическая мысль. В работах П. Маслова, И. Кулишера, В. Левитского,Н. Рожкова и других особо выделялся вопрос о правомерности приложения схемпериодизации экономической истории, разработанных западно-европейской наукой, кэкономическому прошлому России.
Междутем в западной науке в 20-30 гг. XX века с возникновением школы «Анналов»(исследователей, группировавшихся вокруг известного французского журнала «Анналы:экономики, общества, цивилизации») складываются новые методы анализа. Согласноосновной идее М. Блока, Л. Февра, Ф. Броделя и др. история экономики –глобальная история людей, рассматриваемая с определенной точки зрения, этоистория событий, конъюнктуры и кризисов, общественных масс и структур.
В 50-60-х гг. ХХ векаэкономистам-историкам пришло в голову, что ту статистику, которую экономистыпривыкли брать из справочников, можно на самом деле конструировать (причем загораздо более ранние периоды, чем это считалось возможным), а потом соотноситьэти конструкции с важными историческими проблемами. Они посмотрели глазамиэкономистов на всеми забытые необъятные реестры рабов, сельскохозяйственнойтехники, железных дорог, сталелитейных компаний в Америке ХIХ в.; сельскогохозяйства и государственных финансов в Японии ХIХ в., народонаселения всредневековой Европе и т.д. Результатом всех этих исследований сталопереосмысление показателей финансовых экономических циклов и технологическихизменений с ХХ в. и вплоть до ХIV в. и возникновение внутри экономикиспециализированной отрасли знаний – исторической экономики, получившей право насвое собственное самостоятельное существование в качестве науки.
В60-е годы в США А. Конрад и Дж. Мейер, продемонстрировав возможности применениясовременных теоретических экономических контрфактических (несбывшегосябудущего) моделей к анализу экономики рабовладельческого юга США, сталиоснователями клиометрики. Два представителя этой школы Р. Фогель и Д. Норт в1993 получили Нобелевскую премию по экономике.

2. Этапы становления экономическойистории
Экономическая историяизучает деятельность народов разных стран во всех сферах и отраслях хозяйства; исследуетне историю той или иной религии, а, прежде всего влияние, которое она оказываетна хозяйственную жизнь. Экономическая история как наука прошла в своем развитиидлительный путь.
I этап. С конца XIX векапо 50-е годы ХХ в. – традиционная экономическая история.
Основоположники –немецкая историческая школа. Характерные черты: описательный методисследования; сбор статистических данных; история хозяйства рассматриваласьотдельно от экономической политики.
II этап. С 1958 г.появляется термин «новая экономическая история» (США).
Характерные черты: используютсяколичественные методы анализа в экономической истории; статистическоемоделирование при изучении истории политических и социальных явлений. Врезультате появились науки: «Новая социальная история», «Новая политическаяистория».
III этап. С 70-х годовпроисходит синтез экономической теории и экономической истории. В тот период –70-75 гг. – остро стояла проблема моделирования на перспективу. Экономическаяистория рассматривается в системе изучения проблем экономического цикла иэкономического роста. Таким образом, идёт поиск закономерностей экономическогороста, которые подтверждает экономическая история и которая служит длявыявления долговременных тенденций развития хозяйства, подтверждения законовобщественного развития.
IV этап — современный. К середине70-х годов ХХ века появляется «Историческая экономика», которая синтезирует всебе «новую экономическую историю» и долговременные тенденции экономическогоразвития.

2.1 Первый этап развитияэкономической истории
Движение к автономизацииэкономической истории, начатое в ХIХ веке, не сумело вывести ее из состояниянеопределенности. Поэтому современная экономическая история как науканачинается на рубеже 30-х годов ХХ века и связана с именами таких ученых, какЛабрусс и Бродель. Чем же объясняется этот рубеж?
Во-первых,переворотом в области гуманитарных наук, в свою очередь обусловленногопереворотом в области естественных наук (открытие квантов, теорииотносительности, красного смещения и новой космогонии). Вполне очевидно, чтоистория экономики, как интеллектуальная дисциплина, не может быть оторвана отсовокупности всей интеллектуальной продукции общества.
Во-вторых, связь развитияистории экономики с рубежом 30-х годов обусловлена очевидными экономическими исоциальными особенностями этого периода. Главная особенность этого времени –долгосрочные экономические колебания и мировой кризис. Кризис 30-х годов явилсятипичной структурной коррекцией. Он возник из наложения друг на другаразноплановых причин, породивших эффект резонанса. Экономическая история напервом этапе и была попыткой ответить без прикрас на самые тревожные вопросыэпохи. Анализ взаимосвязей, сопоставление, изучение человеческой природы,исторические аналогии – все это делалось как ответ на проблему номер один –кризис.
Наконец, в-третьих, рубеж30-х годов положил предел тому типу экономического роста, который обеспечивалразвитие вширь (увеличение численности населения и приобретение новыхтерриторий) и был типичен для всего ХIХ в. Он тщетно пытался сочетать старыетрадиционные приемы использования пространства и материи с инновационнымимеханизмами. Кризис 1929-1933 гг. завершил период скрытого развития экономики:это было время конца целого ряда старых и открытия новых технологическихгоризонтов, проблеска новой цивилизационной системы.
Спецификой становленияэкономической истории на первом этапе была ее тесная связь с количественнойисторией, зародившейся тогда же, на рубеже 30-х годов. Количественнаяэкономическая история – это история движения, изменчивости, история сдвигов вструктуре экономики. Для нее характерны две главные особенности:
1. Она соединила целыйраздел истории с другой важнейшей гуманитарной наукой сегодняшнего дня –экономикой. Экономическая история стала не просто отраслью истории, но инаукой, помогающей политэкономии: она применяет для изучения прошлого модели,созданные для количественного анализа текущей экономической деятельности.
2. Она сохраниласклонность к изучению динамики. Такая нацеленность способствовала переходу оттрадиционной историографии к новой. В то же время в результате инстинктивноговыбора в пользу непрерывности в историческом исследовании возникло второефундаментальное новшество 30-х годов – постепенный генезис географическойистории.
Геоистория – это в рамкахтой же истории очень протяженное, почти геологическое время, время неподвижноеи потому находящееся в диалектическом противоречии с тем скоротечным временем,которое конъюнктурная динамика извлекла из обычного тока истории. В то же самоевремя пространство уже перестает определять экономический рост, и последниеколониальные империи уже готовы превратится в более сложные по зависимостямобразования, чем те, которые географическое измерение навязывает истории. Такимобразом, экономической истории 30-х и 40-х годов приходится заниматься иконъюнктурной динамикой, и анализом дуализма пространства и времени.
Экономическая историястарается в процессе своего развития воспринять это двойное новшество. Она ищетцелостности – экономического единства – в рамках различных пространств: отнебольших областей (провинция) до больших океанских просторов.
Такиемакропространственные исследования воплощаются в структурном и конъюнктурноманализе. В результате, начиная с 50-х годов, экономическая история сталапреодолевать опасную, но изначально неизбежную тенденцию сведения конъюнктурныхисследований к изучению динамики цен.
Начав с модели цен,количественная история первого периода была еще слишком отмечена тяготамикризиса и верой в возможность создания утонченных количественных методов, чтобысразу решиться на переход к неброским, но очень полезным глобальнымисторическим оценкам. Тем не менее, именно благодаря строгости мысли идостоверности результатов, характерных для первого этапа и базировавшихся наанализе конъюнктурной динамики, экономическая история стала подлинной наукой.
 
2.2 Второй этап развитияэкономической истории
В 50-е годы складываетсяновое направление экономической истории, которое не сразу распространилось наконъюнктурную динамику. У истоков его стояли С. Кузнец и Ж. Марчевский. Этонаправление экономической истории связано с применением крупных системнациональных счетов в наиболее промышленно развитых странах, а значит, лучшедругих оснащенных экономической статистикой.
Эта новая формаколичественной истории есть, прежде всего, история экономического роста. Есликонъюнктурная история первого периода была главным образом историей кризиса, токоличественная история новых экономистов – это, прежде всего, история роста иразных типов этого роста. Французский историк Фюстель де Куланж писал: «Историяесть наука о росте. Она не столько занимается фактами как таковыми, сколькообразованием и изменением фактов. Это наука о происхождениях, сцеплениях,развитиях, превращениях». Ускорение экономического роста, улучшение демографическойситуации в развитых странах, а также то, что было названо демографическимвзрывом в третьем мире, – такова реальная действительность, которая заставилаизучать прошлые структуры экономического развития.
До достижения порогагипотетической зрелости развитие совершается кумулятивно, поэтому именно теотрасли, которые уже достигли высокого уровня, способны развиваться быстреедругих. Именно поэтому то расстояние, которое отделяет промышленно развитыестраны от стран с традиционной экономикой, имеет тенденцию к увеличению. В этихусловиях актуальной становится задача изучения механизмов развития, различенияобщих характеристик и черт исторического развития, характерных дляамериканского и европейского экономического взлета.
Вторая формаэкономической истории имеет свои пределы: совершенно очевидно, что такаяквантификация в форме замкнутой системы национального счетоводства не можетбыть осуществлена для периодов ранее ХIХ века. Эта так называемая новаяэкономическая история охватывает очень короткий временной интервал, практическиотносящийся к нашим дням. Тем самым глобальность квантификации достигаетсяценой ухудшения качества статистического материала по сравнению спредшествующими этапами исследования.
Однако главный недостатоксостоит в другом. Он заключается в том факте, что новая количественнаяэкономическая история с гораздо большим трудом, чем это делали конъюнктурнаядинамика и географическая история 30-50 гг., выходит за рамки собственноэкономической сферы. Отсюда неизбежен переход к новым методам анализа.
 
2.3 Третий этап развитияэкономической истории
В течение последних летнаметился возврат к исследованию рядов и выход количественности на третийуровень. Объективной материальной основой, сделавшей возможным этот прорыв,стало массовое использование вычислительной техники. Начиная с 1968 г., вэкономической истории практически не встречается серьезных работ, авторыкоторых не прибегали бы к массированной обработке информации. Новаяколичественная экономическая история не родилась вместе с компьютером, но еерост был существенно облегчен этим замечательным инструментом расширениячеловеческих возможностей. Компьютер способствовал не только прогрессуэкономической истории, но и обновлению ее методов. В этом и заключается великоепреобразование исторической науки, начатое работами А. Дюпрона, Ле Руа Ладюри,П. Шоню. Экономическая история сегодня не столько объект, сколько состояниесознания, совокупность методов, подход. Поэтому для анализа всего, чторазвивается, и было предложено отставить методы количественной истории ииспользовать методы «серийной» или «истории рядов».
Последняя включает в себявсе разновидности количественной истории, но в то же время идет дальше, кзавоеванию третьего уровня, подступая к порогу постижения систем цивилизации.
Суть серийных методов,разработанных экономическими историками, может быть сведена к составлениюстатистических рядов, их математическому анализу и двойному подходу кдокументу: сначала к документу как таковому, а затем к его месту в однородномряду, в который включена и встроена исходная информация.
На этой основеотносительно просто можно определить внутреннее содержание цивилизаций,обладающих письменностью. Например, Центр исследований количественной историиКаннского университета (Франция) разработал метод серийной административнойистории, позволяющий максимальным образом использовать разрозненные цифровыеданные для всей эпохи традиционных обществ в региональном масштабе с конца ХIIIи до начала ХIХ вв. Благодаря количественной семантике и с помощью компьютераможно осуществлять исследование глобального содержания различных форм выражениямысли, зафиксированных в печатных письменных источниках.
Гораздо сложнее понятьсодержание традиционных культур, получить доступ к мыслям и эмоциям, кругу интересовтех, кто не знал письменности. Но и здесь могут быть использованы методысерийной истории. Например, использование метода рядов для серийного анализамебели, алтарей сельских церквей, крестьянских жилищ и т.д. обнаруживаетзависимости, ранее скрытые от глаз историка. Но теперь через объект,рассматриваемый в глобальном контексте, историки-экономисты стремятся понятьсодержимое цивилизаций, не обладающих письменностью.
Дальше всего в этомнаправлении идут исследования человеческих отношений: между мужчиной и женщиной(способы образования семей), жизни и смерти (отношения человеческих обществ ксмерти). Метод изучения рядов дает выход на более высокий уровень качественногоанализа. Благодаря ему история разновидности образа действия почти с необходимостьюуступает место истории образов мышления, восприятия: история подошла к порогупостижения мотиваций.
Деталь задеталью выстраивается глобальная история мирового цивилизационного порядка.Очевидна ее связь с кризисом цивилизации, который с 1962 г. сфера за сферойохватывает те страны, что последовательно и постепенно достигаютпостиндустриальной эры. Кризис ставит под сомнение светскую интерпретациюценностей христианской цивилизации, доставшуюся от эпохи Просвещения,эсхатологическое наложение христианского идеала на экономический рост, долгоевремя остававшийся самодостаточным.
Необходимоохватить всю совокупность информации, чтобы правильно интерпретировать тетревожные знаки, за которыми как раз и скрыто самое главное. В свете серийнойистории надлежит вернуться к самым утонченным и глубоким мыслям научной элиты.Этого заслуживает история систем цивилизаций, которая стала сегодня жизненнонеобходимой. Охват всей совокупности информации – необходимая предпосылка длятого, чтобы экономическая история могла правильно интерпретировать свой предметне только как историю экономического роста, но и как историю системцивилизаций.2.4 Проблемы периодизации истории экономики/>
Главнаяпроблема изучения экономической истории – разбиение истории на этапы, её периодизация.В каждой стране учёные делят развитие человеческого общества на разные периоды.
Немецкаяисторическая школа (Бруно Гильдебранд, Вильгельм Рошер, Густав Шмоллер, ЛуйоБрентано, К.Бюхер) – теория стадий экономического развития (60-90 гг. XIX в.). Главныйкритерий: способ обмена материальных благ (историю денег).
Неолиберализм(В. Ойкен, Ф. Бем – США, Л. Эрхард – ФРГ, В. Рёпке – Швеция). Эпохи отличаются:по состоянию сферы обращения, по степени развития свободной конкуренции. Высшийэтап, по мнению неолибералов, «свободное рыночное мировое хозяйство» — «общийрынок».
У.Ростоу в работе, опубликованной в 1960 году, «Стадии экономического роста.Некоммунистический манифест» выдвинул теорию стадий экономического роста ивыделил 5 стадий экономического развития: традиционное общество; переходноеобщество, или период создания условий для сдвига; период сдвига; стадиязрелости; стадия высокого уровня массового потребления.
Л.И.Мечников исходил из влияния географической среды на историко-экономический процесс.Главный критерий – степень развития водных путей сообщения: речной период(цивилизация древних народов); средиземноморский период (средневековье);океанский период (новая и новейшая история).
В.И.Вернадский выделял традиционное общество и ноосферу. Ноосфера – новоекачественное состояние биосферы Земли и околоземного пространства, котороеформируется под воздействием человеческой деятельности. Создание ноосферызавершится объединением человечества.
К.Маркс рассматривал историю развития человеческого общества как историю развитияспособов производства: первобытнообщинный, характеризуется отсутствием частнойсобственности на средства производства, классов; рабовладельческий – средствапроизводства и непосредственный производитель стали частной собственностью; феодальный– частная собственность на средства производства и личная зависимостьнепосредственного производителя; капиталистический – частная собственность насредства производства, применение наёмного труда; коммунистический.
Всовременной истории экономики выделяют следующие подходы к периодизации.
Формационныйподходбазируется на марксистской схеме деления мировой истории на первичную(доклассовую), вторичную (классовую) и третичную (бесклассовую) формации.Несмотря на логичность построения, данная схема представляет собой довольноупрощенное понимание истории как линейно-прогрессивного процесса смены низшихобщественных форм высшими, в основе которого лежат материальные факторы. К томуже она применима только к ограниченному региону – Западной Европе и копределенному промежутку времени (до середины XIX в.).
Цивилизационныйподходведет свое начало с работ русского мыслителя Н.В. Данилевского, английскогоисторика А. Тойнби, немецкого философа О. Шпенглера. Его особенностью являетсястремление описывать экономические процессы с точки зрения обобщенногосинтезированного взгляда на историю. Поэтому в центре его внимания – не однастрана, а совокупность всех черт того или иного общества – материальных,идейных, культурных, религиозных, нравственных и т.д. в их единстве ивзаимодействии. Однако такой подход также не лишен недостатков, связанныхпрежде всего с непроработанностью основных терминов.
Внастоящее время стремление ученых избежать крайностей и противоречий названныхподходов привело к быстрому оформлению нового циклического направления ванализе проблемы периодизации. В соответствии с теорией экономических циклов вистории экономики можно выделить их четыре основных вида:
-         среднесрочныес десятилетней амплитудой колебания;
-         полувековые(циклы Кондратьева), связанные со сменой поколений людей, технологическихукладов, основных фондов, с переменами в экономических и социально-политическихотношениях;
-         вековые,отражающиеся в периодической смене мировых цивилизаций;
-         тысячелетниесуперциклы, охватывающие несколько родственных цивилизаций.
Врезультате современная периодизация истории экономики приобрела более строгую иточную форму, которая включает семь цивилизаций и три суперцикла (табл. 1).
Таблица 1 — Циклическая периодизация истории экономикиСуперцикл Цивилизации Временные рамки Древний мир 1. Неолитическая 7-4 тыс. до н. э. 2. Восточно-рабовладельческая 3-первая половина 1 тыс. до н. э. 3. Античная 7 в. до н.э.- 5 в. н. э. Индустриальный 1. Раннефеодальная 6-13 вв. 2. Прединдустриальная. 18 вв. 3. Индустриальная 60-е гг. 18 в.-70-е гг. 20 в. Постиндустриальный 1.Постиндустриальная 80-е гг. 20 в.-10-е гг. 22 в.
 

Выводы
Экономика как наука прошла долгий путь развития. Вместе сизменением экономических условий жизни общества менялся и предмет экономики. Втечение нескольких столетий предметом изучения экономики было богатство.Первоначально экономические школы и направления различались именно тем, что онипонимали под богатством и источником богатства нации (от золота до всей массысозданных трудом людей продуктов). Основные школы и направления ХVI-ХIХ вв.:меркантилизм, физиократическая школа, классическая политэкономия, марксизм. Вовторой половине ХIХ в. предмет экономки меняется. Она становится наукой орациональном ведении хозяйства в условиях ограниченности (редкости) ресурсов ибезграничности потребностей.

Списокиспользованной литературы
 
1.    Адамович, Т.И.Экономическая история. Учебно-методическое пособие / Т.И. Адамович. — Минск: БГУ, 2004. — 75 c.
2.    Бартенев, С.А.Экономическая история: Учебник / С.А. Бартенев. – М.: Издательство Экономистъ,2004. – 422 с.
3.    Бор М.З. История мировойэкономики. Конспект лекций / М.З. Бор. — М.: Дело и Сервис, 2000. — 496 с.
4.    Гизатуллин, Х.Н. Историякак раскручивающаяся спираль. // Основы периодизации экономической истории.Сборник статей под общей редакцией чл.-корр. РАН, д.э.н., проф.Х.Н.Гизатуллина. Уральское отделение РАН, Уфимский научный центр РАН. — Уфа:Гилем, 2004. — С.3-5.
5.    Завьялов, В.Г. Экономическая история:учебное пособие / В.Г. Завьялов. – Томск, 2000. —
6.    История экономики:Учебник / Под ред. проф. О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкина. — М.:, 2000. — 384 с.
7.    ОйкенВ.Экономические системы/ В. Ойкен; Перевод В.И. Рубцова, к.э.н. Н.В. Павлова // THESIS. – 1993. — №2 – С.26-35.
8.    Проблема периодизацииистории (социально-экономический подход) // XXI век: актуальные проблемыисторической науки: Материалы Международной научной конференции, посвященной70-летию исторического факультета БГУ, г. Минск 15-16 апреля 2004 г. / Подобщей редакцией В.Н. Сидорцова. – Мн: БГУ, 2004. – с. 314-317.
9.    Рогатов, М.Д. Историяэкономики: курс лекций / М.Д. Рогатов. — М.: РУДН, 2002. – С.11.
10.  Тимошина, Т.М.Экономическая история России: Учебное пособие / Т.М. Тимошина; под ред. проф.М.Н. Чепурина. — М.: Филин, 2000. — 432 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.