Реферат по предмету "Государство и право"


Основы европейского права

План
1. Система,порядок формирования и компетенция избирательных комиссий в зарубежных странах.
2. КонституционныйСовет Франции как орган конституционного контроля.
Задача.Попредложению Маршала Сейма Польши депутат Л. Смолярек постановлением Сейма быллишён мандата за занятие предпринимательской деятельностью.
Соответствуетли решение Сейма Конституции Польши?
Перечислитеконституционные полномочия Маршала Сейма.
 

1. Система, порядок формирования икомпетенция избирательных комиссий в зарубежных странах
 
Избирательная система – это порядок распределения мест в выборных органах взависимости от результатов голосования. Исходя из принципиальных различий,выделяют две главные системы: мажоритарную и пропорциональную.
По мажоритарной избирательной системеизбиратель голосует за одного из кандидатов, и избранным считается кандидат,получивший установленное большинство голосов избирателей, а все остальныекандидаты мандатов не получают. Чаще всего при мажоритарной системеизбирательные округа бывают одномандатными (в Кувейте, Японии – многомандатные).Различают три главные разновидности мажоритарной избирательной системы. Помажоритарной системе абсолютного большинства для победы необходимонабрать свыше 50 процентов голосов избирателей. Мажоритарная система квалифицированногобольшинства предполагает получение ещё большего количества голосов: 3/5,2/3, 3/4 от количества участвовавших в голосовании избирателей. Так, ПрезидентАзербайджана, депутат парламента Чили, для того чтобы быть избранным в первомтуре, должен получить не менее 2/3 голосов лиц, участвовавших в голосовании.Если при мажоритарной системе абсолютного и квалифицированного большинства впервом туре никто не побеждает, следует второй тур, который обычно проводитсячерез одну — две недели. Во втором туре на новое голосование избирателей обычновыносятся либо две кандидатуры, набравшие наибольшее число голосов (такпроводятся выборы президентов в Польше, Украине, Болгарии), либо всекандидатуры, получившие установленный законом процент голосов (например, 7 % вМакедонии, 12,5% во Франции и Шри-Ланке, 15% в Венгрии). В обоих случаяхизбранным считается кандидат, который во втором туре получит относительноебольшинство голосов по сравнению с другим.
При мажоритарной системе относительногобольшинства кандидат, чтобы быть избранным, должен получить больше голосов,чем любой другой кандидат. Такая разновидность обычно применяется напарламентских выборах (Великобритания, Венгрия, США, Япония). По сравнению ссистемами квалифицированного большинства и абсолютного большинства мажоритарнаясистема относительного большинства имеет позитивные стороны: она, как правило,исключает обременительный для избирателей и дорогостоящий второй тур выборов.Однако когда кандидатов много и голоса избирателей распыляются между ними, этасистема коренным образом искажает волю избирательного корпуса.
Довольно редко наряду с названными тремяразновидностями мажоритарной избирательной системы используются еще четыре:единственного передаваемого переходящего голоса, единственного непередаваемого(непереходящего) голоса, кумулятивная система и система заранее фиксированногопроцента голосов от списка избирателей.
Сущностьпропорциональной избирательнойсистемы состоит в том, что места в представительном органе распределяютсямежду выдвинувшими списки своих кандидатов политическими партиямипропорционально поданным за эти списки голосам. Эта система может бытьприменена только в многомандатных и общегосударственных (национальных)избирательных округах.
Количество передаваемых каждой партии меств парламенте определяется на основе избирательной квоты (избирательногометра), т.е. наименьшее число голосов, необходимых для избрания одногодепутата. Самый простой способ вычисления квоты — определение так называемойестественной квоты, или вычисление квоты по методу Т.Хэра (Нидерланды, Румыния,Эстония). При этом способе общее число поданных по многомандатному округуголосов делится на число депутатских мест (обычно делят число голосов,полученных партиями, прошедшими заградительный барьер). После того как квотаопределена, число голосов, собранное каждой партией, делится на эту квоту, иполученные от деления числа показывают, сколько мандатов партии положено.
Широкое распространение получил методделителей, предложенный математиком В.д'Ондтом, применяемый в ряде стран навыборах в Европейский парламент, на выборах в собственные парламенты, в органыместного самоуправления в Испании, Болгарии, Польше. Данный метод позволяетсразу распределить все мандаты в избирательном округе или по стране в целом. Онзаключается в последовательном делении числа голосов, полученных каждой партией(списком), на определённую серию делителей. Все получаемые таким образомчастные располагаются по убывающей, и депутатские мандаты приходятся нанаибольшие из них.
Дополнительные правила распределения мандатов при пропорциональной системе. Первое— это правило наибольшего остатка: не распределенные по квоте местапередаются партиям, у которых наибольший остаток неиспользованных голосов(применяется в Германии и Италии в многомандатных округах). Второе дополнительноеправило — правило наибольшего избирательного числа (используется вИталии при выборах Палаты депутатов): места, не распределенные по квоте,передаются по очереди в виде премии тем партиям, которые собрали наибольшеечисло голосов.
Распределение мест внутри партийногосписка кандидатов. Припропорциональной системе избиратель голосует не за отдельную личность, лидерапартии или понравившихся ему кандидатов, а за программу партии. Голосуя, онподдерживает политику той или иной партии (избирательного блока, объединения). Приэтом список кандидатов, особенно если округ общегосударственный и,следовательно, список может быть очень длинным, не публикуется в избирательномбюллетене. Он обычно публикуется заранее в периодической печати, а в бюллетенеуказываются одна или несколько фамилий лидеров партии, ее эмблема, краткийдевиз.
Вопрос о распределении мест внутрипартийного списка решается в избирательном законодательстве по-разному.Во-первых, существует принцип очередности кандидатов в списке: мандаты вручаютсялицам, занимающим первые места в партийном списке (бюллетене). Естественно, чтона первые места ставят себя лидеры партий, лица, определяющие партийнуюполитику. Этот вид избирательных бюллетеней называется системой связанныхсписков. Имен кандидатов от партий в избирательном бюллетене нет. Их списокпубликуется партиями заранее, а в бюллетене содержатся только названия партий.
Во-вторых, в некоторых странах (в Австрии,Дании, Литве, Польше, Словакии, Словении) при применении пропорциональной системыразрешается преференциальный (предпочтительный) вотум. Он позволяетизбирателю поддерживать голосованием определенную партию и вместе с тем отдатьпредпочтение конкретной кандидатуре или кандидатурам изданного партийногосписка. При такой системе (она применяется обычно в небольших многомандатныхокругах) имена кандидатов от партий содержатся в бюллетене, и избирательвыбирает между ними. Эта система называется системой свободных списков. ВИрландии кандидаты размещаются в списках в алфавитном порядке. Каждыйизбиратель отдаёт свой голос за одного из кандидатов и, кроме того, указываеточерёдность более предпочтительного избрания других кандидатов, к которым егоголос долен перейти.
Панашаж и заградительный пункт(барьер). Панашаж — это правоизбирателя, имеющего несколько голосов, голосовать в многомандатномизбирательном округе за кандидатов из разных партийных списков (этим панашажотличается от кумулятивного вотума и принципа единственного непереходящегоголоса). Если закон разрешает панашаж, то это означает, что отдаетсяпредпочтение личности кандидата перед той или иной партией и ее программой. Врезультате избиратель может проголосовать за кандидатов от различныхполитических партий, за лиц неодинаковых и даже противоположных политическихубеждений. Панашаж искажает сам принцип партийного подхода, заложенный впропорциональную избирательную систему.
Искажает пропорциональную систему и такназываемый заградительный пункт, или заградительный барьер,введенный в интересах целесообразности, прежде всего для создания в парламентекрупных партийных фракций и как следствие — для того, чтобы правительствоопиралось в парламенте на партийное большинство, а не имело перед собойраздробленный конгломерат мелких партий. Заградительный пункт — этоустановленная в законе минимальная доля голосов избирателей, которую необходимополучить партии (списку ее кандидатов) в целом по стране, чтобы иметь доступ кдепутатским мандатам. Только при условии, что партия, ее кандидаты получилиэтот минимум голосов, она допускается к участию в распределении депутатскихмандатов по пропорциональной системе. Если партия этот минимум голосов неполучила, она отстраняется избирательной комиссией от участия в распределении мест,собранные ею голоса пропадают. Заградительный пункт неодинаков в различныхстранах: 1% — в Израиле, 2% — в Дании, 2,5% — в Шри-Ланке, 3% — в Аргентине,Испании, Польше, 4% — в Болгарии, Украине, Швеции, Италии, 5% — в Германии,Литве, в Словакии, 8% — в Египте, 10% — в Турции.
Смешанные избирательные системы. Как отмечалось, и мажоритарная, и пропорциональнаяизбирательные системы имеют свои плюсы и минусы. Поэтому в настоящее время вмире все чаще наблюдается тенденция объединения этих систем: часть депутатовпарламента или коллегиального органа местного самоуправления избирается поодной системе, а часть — по другой. При смешанной избирательной системеизбиратель имеет два голоса. Один он подает за конкретного кандидата по округу,второй — за тот или иной общегосударственный список кандидатов определеннойпартии, отмечая только название партии. Первые голоса подсчитываются и местараспределяются по мажоритарной системе, вторые — по пропорциональной. Смешанныеизбирательные системы могут быть подразделены на три вида: а) с доминированиемпропорционального представительства (Италия); б) с доминированием мажоритарнойсистемы (в Азербайджане 20% мест в парламент распределяются по партийнымспискам, а 80% — по одномандатным округам), в) уравновешенные (в Германии — 50%и 50%,).
Таким образом, идеальных избирательных системне бывает, поэтому в различных странах применяются системы, которые в большейстепени отражают расстановку политических сил в обществе или соответствуютинтересам политической элиты.
Формирование избирательных органов, уполномоченных заниматься подготовительной иорганизационной работой для проведения выборов, осуществлять контроль засоблюдением избирательного законодательства, определять результаты выборов.
Избирательные органы могут формироваться парламентом(Узбекистан), правительством (Австрия), органами местного самоуправления(местные избирательные комиссии Украины), вышестоящими избирательнымикомиссиями. Для повышения независимости и беспристрастности избирательныхкомиссий к их формированию привлекаются судебные органы. Например, в Польше избирательныекомиссии на общенациональном и воеводском уровнях формируются исключительно изчленов судов соответствующего уровня. Национальная избирательная комиссиявключает в себя по три представителя Верховного Суда. КонституционногоТрибунала и Высшего Административного Суда. Однако более целесообразнымпредставляется вариант с участием трёх ветвей власти. Так, в Республике Корея Центризбиркомсостоит из 6 членов, двух из которых назначает Президент, двух – НациональноеСобрание, двух – Верховный Суд.
В Индии, Великобритании, Сирии центральныеизбирательные комиссии целиком состоят из постоянных государственных служащих идругих лиц. В ряде стран центральная избирательная комиссия в качествеспециального органа не создается, организационные задачи на выборах выполняетминистерство внутренних дел (Италия, Франция).
 
2. Конституционный Совет Франции какорган конституционного контроля
ФункцииКонституционного совета напоминают функции конституционного суда в другихстранах, однако в ряде пунктов они существенно у́же. Например, Совет неможет отменить действующий закон; он может вынести суждение онеконституционности законопроекта, находящегося в разработке либо только чтопринятого, но тут же оспоренного и не вступившего ещё после промульгации в законную силу.Конституционный совет не имеет право проверять конституционность законов посвоей инициативе. Запрос о проверке могут дать только президент республики, премьер-министр, председатели Сената и Национального собрания.С 29 октября 1974 г. Конституционный совет начал принимать обращения от группдепутатов или сенаторов численностью не менее 60 человек, что дало возможностьдля оппозиции противостоять парламентскому большинству. Конституционный советне принимает обращения от рядовых граждан.
Законы,принятые на референдуме, не могут пересматриваться. Совет должен принятьрешение в течение месяца (в особенно срочных случаях в течение недели).
Советопределяет соответствие французских законов: Конституции пятой Республики от 4октября 1958 г., Декларации прав человека игражданина от 26 августа 1789 года, Конституционному законуот 3 июня 1958 г., Преамбуле к конституции Четвёртой республики от 27 октября 1946 г.(действующейнесмотря на изменение конституции), Циркуляру от 13 декабря 1999 г. Так жеКонституционный совет определяет международные договоры на конституционность.Согласно статье 54 Конституции (в версии 1992 г.), Конституционный совет можетна основании неконституционности приостановить ратификацию некоторогомеждународного договора вплоть до пересмотра Конституции.
Конституционныйсовет также решает вопрос о статусе правовых документов («закон или подзаконныйакт?») и разграничении полномочий между законодательной и исполнительнойвластью. Конституционный совет следит за проведением выборов президентареспублики, определяет их итог, провозглашает вновь избранного президентареспублики, определяет порядок возглавления государства в случае вакансии наэтом посту согласно ст. 58 Конституции. Аналогично Совет проводит и подытоживаетреферендумы. «Конституционный совет вносит решения о правильности избраниядепутатов и сенаторов, если оно оспаривается» по ст. 59 Конституции.Конституционный совет консультирует Президента Франции о существовании условийдля введения ст.16 Конституции о чрезвычайном положении. Констатируетсуществование препятствий, не позволяющих Президенту исполнять свои функции(например, болезнь).
Указанныевыше функции Конституционного совета не делают его гарантом соблюденияКонституции. Это право закреплено за Президентом Республики, ст.5 Конституции.
РешенияКонституционного совета обжалованию не подлежат и согласно ст. 62 Конституции«обязательны для всех публичных властей, для всех административных и судебныхорганов».
Другойособенностью Конституционного совета, отличающей его от конституционных судов вдругих странах, является то, что особые мнения судей, не согласных с мнениембольшинства, не публикуются. Крупный юрист Жорж Ведель, заседавший в Совете в1980—1989 гг., считал это соответствующим правовой традиции Франции.
КонституционныйСовет состоит из 9 человек, назначаемых сроком на 9 лет без правапереназначения Президентом республики и спикерами Национального Собрания иСената. В соответствии с конституционной реформой 23 июля 2008 г. сделанный имивыбор должен получить последующее одобрение Парламента: так, эти деятели должныбыть заслушаны профильными комиссиями палат; «президентская квота»рассматривается на совместном заседании компетентных парламентских комиссий; вобоих случаях возможно наложение «вето» большинством в три пятых поданныхголосов. Совет обновляется на треть каждые 3 года: президент, председательСената и председатель Национального собрания назначают по одному члену Советавместо тех, у которых истекли 9-летние сроки. В самый первый состав Совета, сцелью запустить механизм ротации, три члена были назначены сроком на 9 лет, трисроком на 6 лет и три сроком на 3 года. В случае отставки или смерти членаКонституционного совета на его место той же инстанцией назначается другой, ноне на 9 лет, а до истечения срока предшественника. Однако если предшественникнаходился в должности менее 3 лет, то замещающий может быть назначен на полныйсрок. Следовательно, максимально возможный срок нахождения в должностисоставляет (12 лет минус 1 день) = (3 года — 1 день) + (9 лет).
ОсобенностьюКонституционного Совета является то, что дополнительную «квоту» составляют «поправу» экс-президенты республики. В первые годы после основания Совета этимправом пользовались президенты Четвёртой республики Венсан Ориоль (отказался с1960 по политическим мотивам) и Рене Коти. Шарль де Голль и Франсуа Миттеран, прожившие недолго послеухода с поста, в Совете никогда не участвовали. Валери Жискар д'Эстенвоспользовался правом заседать в Совете лишь в 2004, спустя23 года после окончания президентства (до этого он занимал другие выборныепосты, что несовестимо с членством в Совете). В мае 2007 пожизненным членомСовета стал, после окончания своего срока, и Жак Ширак,впервые принявший участие в заседании 15 ноября 2007 г. Ещё один президентПятой республики — Жорж Помпиду — разумеется, не мог стать членом Совета поправу, поскольку скончался в должности. Тем не менее он ещё до президентствабыл членом Конституционного Совета (1959—1962), будучи назначен в самый первыйего состав Шарлем де Голлем, и ушёл оттуда послетого, как стал премьер-министром Франции. Следует отметить, что в ходеконституционной реформы 23 июля 2008 г., Сенат предложил переименоватьКонституционный Совет в «Конституционный Суд», а также упразднить членство вСовете бывших Президентов Республики; однако сенатские поправки не прошли вовтором чтении в Национальном Собрании, и, следовательно, не попали в текстконституционного пересмотра.
ЧленыКонституционного совета имеют ряд ограничений: на публичные высказывания; однои то же лицо не может быть назначено повторно в члены Конституционного совета;их должность несовместима с рядом других должностей и видов деятельности.
Особых ограниченийна назначение членов Конституционного совета нет. Какие-либо квалификацииюридического характера отсутствуют, так же отсутствуют ограничения по расовой иполовой принадлежности. Есть только одно, членом Совета может стать толькофранцузский гражданин, который пользуется гражданскими и политическими правами.
избирательныймажоритарный конституция сейм

Задача
 
Попредложению Маршала Сейма Польши депутат Л.Смолярек постановлением Сейма быллишён мандата за занятие предпринимательской деятельностью.
Соответствует ли решение Сейма КонституцииПольши?
Решение: В соответствии со ст. 107Конституции республики Польша В объеме, определенном законом, депутат не можетвести хозяйственную деятельность с извлечением выгоды из имуществаГосударственного Казначейства или территориального самоуправления, а такжеприобретать это имущество.
За нарушениезапретов, о которых говорится в ч.1, постановлением Сейма, принятым попредложению Маршала Сейма, депутат может быть привлечен к ответственности передГосударственным Трибуналом, который принимает решение по вопросу о лишениимандата. Таким образом решение Маршала Сейма соответствует Конституцииреспублики Польша.

Список использованной литературы
 
1. Аннерс Э.История европейского права. — М., 1994.
2. Всеобщая историягосударства и права. / Под ред. К.И. Батыр. — М., 1995.
3.  Графский В. Г… Всеобщая история права и государства.Учебник для вузов.- М.: Издательство НОРМА, 2003.
4. Историягосударства и права зарубежных стран (Рабовладельческое и феодальное государствои право). — М., 1980.
5.  История государства и права зарубежных стран. Часть 1.Учебник для вузов. Под ред.проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.-Издательство НОРМА, 1996.
6. КатанинаТ.В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы.- М., 1999.
7. СелезневН.А. Феодальное государство и право Англии. — М., 1983.
8. Хрестоматияпо истории государства и права зарубежных стран /Под ред. З.М. Черниловского. — М., 1998.
9.  Штокмар В.В. История Англии всредние века. — Л., 1985.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :